Антонов Ан-30
Ан-30 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Аэрокартография , разведка и транспорт |
Производитель | Антонов |
Дизайнер | Бериев |
Первый полет | 21 августа 1967 г. [ 1 ] [ 2 ] |
Введение | июль 1968 г. |
Статус | Ограниченное обслуживание |
Основные пользователи | Украинские ВВС Болгарские ВВС Румынские ВВС |
Произведено | 1971 – 1980 [ 2 ] |
Количество построенных | 123 [ 2 ] |
Разработано на основе | Антонов Ан-24 |
Антонов Ан-30 ( название по классификации НАТО : Clank ) представляет собой развитие Ан-24, предназначенное для воздушной картографии .
Разработка
[ редактировать ]Первый аэрофотосъемки вариант Ан-24 был разработан Бериева ОКБ и получил обозначение Ан-24ФК . ФК расшифровывался как фотокартографический (фотокартографирование). [ 3 ] Прототип был переоборудован из серийного Ан-24А в конструкторском цехе № 49 Бериева в 1966 году. Ан-24ФК совершил свой первый полет 21 августа 1967 года, государственные приемочные испытания завершились в 1970 году, а гражданская сертификация - в 1974 году. Переименован в Ан. -30 , производство началось в 1971 году на заводе Антонова . [ 2 ] В период с 1971 по 1980 год в Киеве было изготовлено 123 серийных Ан-30 в двух основных модификациях. [ 4 ]
Общий объем производства
[ редактировать ]Общий объем производства [ 5 ] [ нужна проверка ] [ 6 ] [ ненадежный источник? ] | 1979 | 1978 | 1977 | 1976 | 1975 | 1974 | 1973 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
124 | 8 | 13 | 27 | 24 | 27 | 17 | 8 |
Дизайн
[ редактировать ]
Ан-30 представляет собой модификацию Ан-24, оснащенную совершенно новым фюзеляжем в передней части шпангоута 11. Носовая часть фюзеляжа имеет обширное остекление. В новой носовой части размещены штурман и точное навигационное оборудование, в том числе оптический прицел для обеспечения точности аэрофотосъемки. [ 3 ] Чтобы обеспечить точные и повторяемые исследовательские полеты, в стандартное оборудование Ан-30 входила компьютерная технология управления траекторией полета. [ 7 ] Это дополнительное оборудование заменило радар на Ан-24. Размещение нового навигационного оборудования потребовало поднять кабину экипажа на 41 см по сравнению с Ан-24. [ 3 ] придавая самолету еще одну главную особенность - горб, в котором находится кабина.
Радист и бортинженер сидели в первой кабине позади кабины экипажа и под ней. Оборудование миссии располагалось дальше в кормовой части, в кабине с пятью окнами для камер в полу. Каждое окно камеры можно было закрыть крышками для защиты стеклянных панелей. Крышки располагались в специальных обтекателях, выступающих из нижней части фюзеляжа. Для обычной аэрофотосъемки на борту имелось четыре или пять камер. Три камеры были установлены вертикально и предназначались для картографии. Остальные две камеры были направлены под углом 28° с каждой стороны самолета для съемки под углом. В этом же отсеке фюзеляжа располагались рабочие места двух операторов и зона отдыха экипажа. [ 8 ]
Камеры самолета можно было использовать на высоте от 2 000 до 7 000 м (от 6 500 до 23 000 футов), а масштаб полученных фотографий составлял от 1: 200 000 до 1: 15 000 000. [ 2 ] Самолет снабжался четырьмя или пятью камерами.
Ан-30 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-24 ВТ со взлетной мощностью 2820 л.с. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Помимо основного использования в качестве исследовательского самолета, он также использовался Болгарией, [ 9 ] Чехия, Румыния, [ 10 ] Россия и Украина будут осуществлять наблюдение в рамках Договора по открытому небу . [ 11 ]
Ан-30 также использовался в качестве самолета управления погодой , как Ан-30М . Некоторые из них были оснащены замороженными резервуарами с углекислым газом, который выбрасывается в небо для образования искусственных дождевых облаков . Эти Ан-30 также использовались для предотвращения ливней с градом, наносящих ущерб урожаю , а также для поддержания хорошей погоды, например, во время первых полетов новых самолетов, важных парадов, таких как 1 мая и 850-летия Москвы в сентябре 1997 года. [ 12 ]
Всего с 1971 по 1980 год было построено 115 самолетов, 23 продано за границу в Афганистан, Болгарию, Китай, Кубу, Чехословакию, Монголию и Вьетнам.
Ан-30 полностью нанесли на карту Афганистан в 1982 году, один из них сбит ПЗРК был во время аэрофотосъемки в районе Кабула к югу от Панджшерской долины 11 марта 1985 года. Кубинские Ан-30 прошли действительную службу в Анголе в 1987 году.
22 апреля 2014 года украинский Ан-30 был сбит из стрелкового оружия пророссийских сепаратистов во время выполнения миссии по наблюдению за городом Славянск на востоке Украины. Самолет приземлился благополучно с незначительными повреждениями. [ 13 ] 6 июня 2014 года украинский Ан-30Б был сбит недалеко от города Славянск на востоке Украины, как сообщается, из ПЗРК, выпущенного местными сепаратистами. [ 14 ]
Несчастные случаи
[ редактировать ]- 23 мая 2012 года российский Ан-30 открытого неба загорелся при вынужденной посадке в аэропорту недалеко от чешского города Часлав . По неподтвержденным данным, катастрофа произошла из-за того, что экипаж не смог выпустить шасси . Семь пассажиров получили ранения из четырнадцати граждан России и девяти граждан Чехии, находившихся на борту. [ 15 ]
- 3 октября 2018 года Ан-30 ВВС Судана разбился при заходе на посадку в аэропорту Хартума . [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ан-24ФК
- Единственный прототип, переоборудованный из Ан-24Б, со штурманским постом в носовой части с обширным остеклением и приподнятой кабиной, обеспечивающей пространство для размещения боевого оборудования.
- Ан-30А
- Версия предназначена для гражданской авиации. 65 были доставлены Министерству гражданской авиации СССР, шесть - другим советским гражданским организациям. На экспорт было построено 18 Ан-30А, семь из которых были поставлены в Китай . [ 17 ]
- Ан-30Б
- Версия разработана для советских ВВС. 26 построено. Основным отличием от Ан-30А было наличие авионики. Большинство Ан-30Б были оснащены разбрасывателями соломы и факельных ракет. [ 18 ]
- An-30D Sibiryak
- Дальнемагистральный вариант Ан-30А с увеличенным запасом топлива, разработанный в 1990 году. Пять самолетов были переоборудованы в Ан-30Д. Все они базировались на Мячково аэродроме подмосковном . Этот вариант использовался для ледового мониторинга, мониторинга рыболовства и в качестве транспортного самолета. Он имел улучшенное оборудование связи, включая систему передачи данных. На борту также было спасательное оборудование. [ 19 ]
- Ан-30ФГ
- Чешское обозначение единственного Ан-30 ВВС Чехии после модернизации западным метеорадиолокатором. [ 19 ]
- Ан-30М Метеозащита
- Версия оборудована для исследования погоды. Он может распылять сухой лед в атмосферу для контроля погоды. Вместо фототехники сухой лед хранился в восьми контейнерах по 130 кг.
- Ан-30Р
- Серийный Ан-30 CCCP-30055/RA-30055(c/n1101), переоборудованный в самолет-разведчик NBC с блоками для отбора проб воздуха под носовой частью фюзеляжа и другими датчиками для мониторинга побочных продуктов ядерной, биологической и химической войны. Второй экземпляр, 30080, был приобретен ВВС и имел одну капсулу для отбора проб на левом пилоне и приспособление для сбрасывания больших осветительных бомб с правого пилона. Ан-30Р RA-30055 использовался для наблюдения за шлейфом пожара на Чернобыльском ядерном реакторе №4 и при этом стал постоянно радиоактивным, после чего его сразу же вывели из эксплуатации.
Операторы
[ редактировать ]


Военные операторы
[ редактировать ]- Болгарские ВВС - один (по состоянию на 2017 г.) [ 20 ] [ 21 ]
- Румынские ВВС - три эксплуатировались с 1976 года; на данный момент два [ 22 ] (по состоянию на 2017 год) [ 20 ]
- ВВС Украины - три (по состоянию на 2017 г.) [ 20 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Афганистана получили Ан-30 в 1985 году.
- Чешские ВВС сняли с вооружения Ан-30 в 2003 году.
Гражданские операторы
[ редактировать ]Конго
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]- Moskovia Airlines
- Лукавиатранс
- Мячково Эйр Сервисез
- Новосибирское авиапредприятие
- Polet Airlines
- Центр практической геодинамики
Технические характеристики (Ан-30)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1988–89 гг. [ 26 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 7
- Длина: 24,26 м (79 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 29,20 м (95 футов 10 дюймов)
- Высота: 8,32 м (27 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 74,98 м 2 (807,1 кв. футов)
- Соотношение сторон : 11,4:1
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-5-18; Совет: ЦАГИ С-3-13 [ 27 ]
- Вес пустого: 15 590 кг (34 370 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 23 000 кг (50 706 фунтов)
- Запас топлива: 6200 л (1600 галлонов США; 1400 имп галлонов)
- Силовая установка: 2 двигателя Ивченко АИ-24Т ВТ турбовинтовых мощностью 2090 кВт (2803 л.с.) каждый эквивалент.
- установка: 1 × ТРД «Союз» (Туманский) РУ-19А-300. Силовая
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 540 км/ч (340 миль в час, 290 узлов)
- Крейсерская скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов)
- Дальность: 2630 км (1630 миль, 1420 миль) (без резервов)
- Практический потолок: 8300 м (27200 футов)
- Разбег: 710 м (2329 футов)
- Посадочная длина: 670 м (2198 футов)
Авионика
Пять позиций для больших камер. Возможна установка другого геодезического оборудования.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Прототип самолета (переоборудованный Ан-24, получивший обозначение Ан-24ФК) впервые поднялся в воздух 21 августа 1967 года. Первый серийный Ан-30 совершил первый полет в 1974 году.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , p. 75
- ^ Jump up to: а б с Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , p. 73
- ^ Ганстон 1995 , с. 31
- ^ «✈ russianplanes.net ✈ наша авиация» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ «Антонов Ан-30 Воздушный автомобиль Аэрокартография Самолет – Военно-воздушная техника» . Технологии ВВС . ООО «Кабель Интеллект». Архивировано из оригинала 10 октября 2015 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Грин, В. (1976). Книга наблюдателя о самолетах (25-е изд.) . Фредерика Уорна и компании ISBN 978-0-7232-1553-0 .
- ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , p. 74
- ^ Ясно, Кирк В.; Блок, Стивен Э. (1999). Договор по открытому небу (PDF) . Даллес, Вирджиния, США: Агентство по уменьшению угроз Министерства обороны. стр. 10, 62.
- ^ «Антонов АН-30: самолет советских времен до сих пор доказывает свою состоятельность» . Новости Сил . 20 июля 2022 г.
- ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , pp. 82–83
- ^ Тейлор 1999 , с. 160
- ^ «Украинский кризис: Байден говорит, что Россия должна «начать действовать» – BBC News» . Новости Би-би-си. 22 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 4 января 2019 г. . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ "Самолет-разведчик сбили над Славянском ополченцы – Телеканал "Звезда" " . 6 June 2014. Archived from the original on 12 June 2014 . Retrieved 8 June 2014 .
- ^ «Очередная трагедия российского самолета» . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ «Силы обороны Судана в Твиттере» . Твиттер . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , p. 77
- ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , p. 80
- ^ Jump up to: а б Gordon, Komissarov & Komissarov 2003 , p. 83
- ^ Jump up to: а б с Пшеворский, Марцин (июль 2017 г.). «Транспорт Европы, часть II». Скшидлата Польска (на польском языке). Ага. 7(2453)/2017. стр. 38–46. ISSN 0137-866X .
- ^ «Успешный полет Ан-30 для продления ресурса — Авиация — Pan.bg» . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Техника Вооруженных Сил Румынии» . Европейский оборонный реестр . Вооруженные силы.co.uk. Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 28
- ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 30
- ^ Hoyle Flight International 2014 , с. 9
- ^ Тейлор 1988 , стр. 223–224.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitriy; Komissarov, Sergey (2003). Antonov's Turboprop Twins . Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN 1-85780-153-9 .
- Ганстон, Билл (1995). «Оспри» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 гг . Лондон: Osprey Aerospace. ISBN 1-85532-405-9 .
- Хойл, Крейг (2014). «ВВС мира 2014» (PDF) . Flightglobal Insight. Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2013 года . Проверено 17 января 2014 г.
- Хойл, Крейг (2021). «ВВС мира 2022» . Рейс Интернешнл . Проверено 12 декабря 2021 г.
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Тейлор, MJH, изд. (1999). Мировой справочник самолетов и систем Брасси, 1999/2000 . Лондон: Брасси. ISBN 1-85753-245-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]