Jump to content

Карло Гольдони

Карло Гольдони
Гольдони ок. 1757 г.
Гольдони ок. 1757 г.
Рожденный Карло Освальдо Гольдони
( 1707-02-25 ) 25 февраля 1707 г.
Венеция , Венецианская республика (современная Италия)
Умер 6 февраля 1793 г. ) ( 1793-02-06 ) ( 85 лет
Париж , Франция
Псевдоним Полиссено Фегейо, пастор Аркада
Занятие
Язык
  • венецианский
  • итальянский
  • Французский
Образование Закон
Альма-матер Университет Модены
Период с 1725 г.
Жанр
Предмет Человечество, средний класс
Литературное движение Классицизм
Известные работы
Супруг Николетта Конио

Карло Освальдо Гольдони ( / ɡ ɒ l ˈ d n i / , также США : / ɡ ɔː l ˈ -, ɡ l ˈ -/ , [1] [2] Итальянский: [ˈkarlo ozvaldo ɡolˈdoːni] ; 25 февраля 1707 — 6 февраля 1793) — итальянский драматург и либреттист из Венецианской республики . Его произведения включают некоторые из самых известных и любимых пьес Италии. Зрители восхищались пьесами Гольдони за гениальное сочетание остроумия и честности. Его пьесы предлагали современникам образы самих себя, часто драматизируя жизнь, ценности и конфликты зарождающегося среднего класса . Хотя он писал на французском и итальянском языках, в его пьесах широко используются венецианский язык , региональный жаргон и разговорные выражения. Гольдони также писал под псевдонимом и титулом Полиссено Фегейо, Пастор Аркада « аркадианцы Рима». , который, как он утверждал в своих мемуарах , даровали ему [3]

Биография

[ редактировать ]

О Гольдони имеется множество автобиографических сведений, большая часть которых взята из предисловий к его пьесам и из его мемуаров . Однако известно, что эти мемуары содержат много фактических ошибок, особенно в отношении его ранних лет.

В этих мемуарах он изображает себя прирожденным комиком, беспечным, беззаботным, со счастливым темпераментом, стойким против всех ударов судьбы, но в то же время вполне респектабельным и благородным.

Ранняя жизнь и учеба

[ редактировать ]
Палаццо Чентани, место рождения Гольдони в Венеции.

Гольдони родился в Венеции в 1707 году в семье Маргариты Сальвиони (или Сайони) и Джулио Гольдони. В своих мемуарах Гольдони описывает своего отца как врача и утверждает, что с театром его познакомил дед Карло Алессандро Гольдони. На самом деле кажется, что Джулио был аптекарем ; что касается дедушки, то он умер за четыре года до рождения Карло. В любом случае Гольдони с ранних лет глубоко интересовался театром, и все попытки направить его деятельность в другие русла не имели успеха; его игрушками были куклы, а книгами — пьесы.

Отец отдал его под опеку философа Кальдини в Римини, но вскоре юноша сбежал с компанией бродячих игроков и вернулся в Венецию. В 1723 году отец зачислил его в суровый Collegio Ghislieri в Павии , который навязывал постриг и монашеские обычаи своим ученикам . Однако в своих «Мемуарах» он рассказывает , что значительную часть своего времени проводил за чтением греческих и латинских комедий. В это время он уже начал писать и на третьем курсе сочинил клеветническое стихотворение ( Il colosso ), в котором высмеивал дочерей некоторых павианских семей. В результате этого инцидента (и/или посещения с некоторыми одноклассниками местного публичного дома) он был исключен из школы и вынужден был покинуть город (1725 г.). Он изучал право в Удине и в конечном итоге получил степень в Университете Модены . Он работал клерком в Кьодже и Фельтре , после чего вернулся в родной город и начал практиковать.

Памятник Гольдони в Венеции (скульптор Антонио Даль Зотто)

Получив образование юриста и занимая прибыльные должности секретаря и советника, он, кажется, действительно одно время занялся юридической практикой, но после неожиданного вызова в Венецию, после нескольких лет отсутствия, он изменил свою профессию. карьеру, и с тех пор он посвятил себя написанию пьес и управлению театрами. Его отец умер в 1731 году. В 1732 году, чтобы избежать нежелательного брака, он уехал из города в Милан , а затем в Верону , где директор театра Джузеппе Имер помог ему стать комическим поэтом, а также познакомил его с будущей женой. Николетта Конио. Гольдони вернулся с ней в Венецию, где оставался до 1743 года.

Театральная карьера

[ редактировать ]
Памятник Гольдони во Флоренции (скульптор Улиссе Камби )

Гольдони вышел на сцену итальянского театра с трагедией « Амаласунта » , поставленной в Милане. Спектакль потерпел критический и финансовый провал.

Отправляя ее графу Прате, руководителю оперы, ему сообщили, что его пьеса «составлена ​​с должным учетом правил Аристотеля и Горация , но не по тем, которые положены для итальянской драмы». «Во Франции, — продолжал граф, — можно попытаться угодить публике, но здесь, в Италии, вам следует советоваться с актерами и актрисами, а также с композитором музыки и декораторами. Все должно быть сделано. по определенной форме, которую я вам объясню».

Гольдони поблагодарил своего критика, вернулся в свою гостиницу и приказал разжечь огонь, в который бросил рукопись своей «Амаласунты» .

Его следующая пьеса, «Белисарио» , написанная в 1734 году, имела больший успех, хотя впоследствии он признался, что стыдится ее успеха.

В этот период он также написал либретто для оперы-серии и какое-то время работал литературным руководителем Сан-Джованни Гризостомо Венеции , самого выдающегося оперного театра . [4]

Какое-то время он писал и другие трагедии, но вскоре обнаружил, что его склонность к комедии . Он пришел к выводу, что итальянская сцена нуждается в реформировании; взяв Мольера за образец , он серьезно приступил к работе и в 1738 году поставил свою первую настоящую комедию « L’uomo di mondo» («Человек мира»). Во время своих многочисленных странствий и приключений по Италии он постоянно был в работе, и когда в Ливорно он познакомился с управляющим Медебаком, он решил заняться профессией драматурга, чтобы зарабатывать на жизнь. Медебак нанял его для написания пьес для своего театра в Венеции. Он работал на других менеджеров и во время своего пребывания в этом городе создал некоторые из своих наиболее характерных работ. Он также написал «Момоло Кортезан» в 1738 году. К 1743 году он усовершенствовал свой гибридный стиль драматургии (сочетая модель Мольера с сильными сторонами «Комедии дель арте» , а также собственным остроумием и искренностью). Типичным примером этого стиля стала «Донна ди Гарбо» , первая итальянская комедия такого рода.

После 1748 года Гольдони сотрудничал с композитором Бальдассаре Галуппи , внося значительный вклад в новую форму « оперы-буффа ». Галуппи написал партитуру более чем к двадцати либретто Гольдони. Гольдони Как и его комедии, опера-буффа объединяет элементы комедии дель арте с узнаваемыми местными реалиями и реалиями среднего класса. Среди его оперных произведений две самые успешные музыкальные комедии восемнадцатого века: «Il filosofo di Campagna » ( «Деревенский философ» ), поставленная Галуппи (1752 г.), и «La buona figliuola» ( «Хорошая девочка» ), поставленная Никколо Пиччинни (1760 г.). [4]

В 1753 году, после возвращения из Болоньи, он перешёл в театр Сан-Лука семьи Вендрамин , где до 1762 года поставил большую часть своих пьес.

Переезд во Францию ​​и смерть

[ редактировать ]
Бюст Гольдони возле Собора Парижской Богоматери в Париже.

В 1757 году он вступил в ожесточённый спор с драматургом Карло Гоцци , из-за которого у него возникло крайнее отвращение ко вкусам своих соотечественников; настолько, что в 1761 году он переехал в Париж, где получил должность при дворе и был назначен руководителем Итальянского театра . Остаток своей жизни он провел во Франции, сочиняя большую часть своих пьес на французском языке и написав на этом языке свои мемуары.

Среди пьес, написанных им на французском языке, самой успешной была Le bourru bienfaisant , посвященная Марии Аделаиде , дочери Людовика XV и тете дофина , будущего Людовика XVI Франции . Премьера состоялась 4 февраля 1771 года, почти через девять месяцев после женитьбы дофина на Марии-Антуанетте . [5] Гольдони пользовался значительной популярностью во Франции; в 1769 году, когда он удалился в Версаль , король назначил ему пенсию. [6] Он потерял эту пенсию после Французской революции . В конце концов съезд проголосовал за восстановление его пенсии на следующий день после его смерти. Он был возвращен его вдове по просьбе поэта Андре Шенье ; «Она стара, — убеждал он, — ей семьдесят шесть лет, и ее муж не оставил ей никакого наследия, кроме своего прославленного имени, своих добродетелей и своей бедности».

Комедии доктора Карло Гольдони (1753)

Влияние Гольдони на итальянский театр

[ редактировать ]

В своих «Мемуарах» Гольдони подробно описывает состояние итальянской комедии, когда он начал писать. В то время итальянская комедия вращалась вокруг условности Commedia dell'arte , или импровизированной комедии. Гольдони поставил перед собой задачу заменить комедию масок и комедию интриг изображением реальной жизни и нравов через персонажей и их поведение. Он утверждал, что итальянская жизнь и нравы допускают такую ​​художественную обработку, какой раньше им не давали.

Его работы являются вечным памятником переменам, которые он инициировал: драматической революции, которая была предпринята, но не была достигнута раньше. Важность Гольдони заключается в предоставлении хороших примеров, а не наставлений. Гольдони говорит, что он брал за образец пьесы Мольера и что всякий раз, когда его собственная пьеса удавалась, он шептал себе: «Хорошо, но еще не Мольер». Пьесы Гольдони мягче и оптимистичнее по тону, чем пьесы Мольера.

Именно этот успех стал объектом резкой критики со стороны Карло Гоцци , обвинившего Гольдони в том, что он лишил итальянский театр прелестей поэзии и воображения. Большой успех сказочных драм Гоцци настолько раздражал Гольдони, что привел к его добровольной ссылке во Францию.

Гольдони придал своей стране классическую форму, которая, хотя и была с тех пор культивирована, еще не была культивирована мастером.

Пьесы Гольдони, написанные еще в Италии, игнорируют религиозные и церковные темы. Это может быть удивительно, учитывая его стойкое католическое воспитание. Ни в его мемуарах, ни в комедиях не высказываются мысли о смерти или покаянии. После переезда во Францию ​​его позиция прояснилась, поскольку его пьесы приобрели явный антиклерикальный тон и часто высмеивали лицемерие монахов и церкви .

Гольдони был вдохновлен его любовью к человечеству и восхищением, которое он испытывал перед своими собратьями. Он писал и был одержим отношениями, которые люди устанавливают друг с другом, своими городами и домами, гуманистическим движением и изучением философии . Моральные и гражданские ценности, которые Гольдони продвигает в своих пьесах, - это рациональность, вежливость, гуманизм, важность растущего среднего класса, прогрессивная позиция в государственных делах, честь и честность. Гольдони не любил высокомерие, нетерпимость и злоупотребление властью.

Главные герои Гольдони не являются ни абстрактными примерами человеческой добродетели, ни чудовищными примерами человеческого порока. Они занимают золотую середину человеческого темперамента. Гольдони сохраняет острую чувствительность к различиям в социальных классах между своими персонажами, а также к изменениям в окружающей среде и поколениях. Гольдони высмеивает надменного дворянина и нищего, лишенного достоинства.

Венецианский и Тосканский

[ редактировать ]

Как и в других театральных произведениях того времени и места, персонажи итальянских комедий Гольдони первоначально говорили либо на литературном тосканском диалекте (который стал современным итальянским языком), либо на венецианском диалекте , в зависимости от их жизненного положения. Однако в некоторых печатных изданиях своих пьес он нередко превращал и венецианские тексты в тосканские.

[ редактировать ]
Гольдони на советской марке, 1958 год.

Одна из его самых известных работ — комическая пьеса «Слуга двух господ» , которая неоднократно переводилась и адаптировалась на международном уровне. адаптировал ее в оперу-буффа В 1966 году американский композитор Витторио Джаннини . В 2011 году Ричард Бин адаптировал пьесу для Национального театра Великобритании « Один мужчина, два хозяина» . Его популярность привела к переезду в Вест-Энд , а в 2012 году — на Бродвей .

Фильм «Карло Гольдони – Венеция, Большой театр мира » режиссера Алессандро Беттеро был выпущен в 2007 году и доступен на английском, итальянском, французском и японском языках. [7]

Избранные работы

[ редактировать ]

Ниже приводится небольшая выборка огромного творчества Гольдони.

Трагедии

[ редактировать ]

Трагикомедии

[ редактировать ]
  • Велизарий (1734 г.)
  • Дон Джованни Тенорио или Sia Il dissoluto , «Распутный» (1735)
  • Ринальдо ди Монтальбано (1736)

Серьезные оперные либретто

[ редактировать ]

Либретто оперы-буффа

[ редактировать ]

Буклеты Интермеццо

[ редактировать ]

Кантаты и серенады

[ редактировать ]
  • La ninfa saggia , «Мудрая нимфа» (17??)
  • Счастливые любовники , «Счастливые любовники» (17 ??)
  • Il colosso , сатира против девушек из Павии, которая привела к исключению Гольдони из Collegio Ghislieri (1725).
  • Пост в эпилоге (1725–1726)
  • Спектакль нового комического театра «Новый комический театр». Питтери, Венеция (1757 г.)
  • Мемуары , «Воспоминания». Париж (1787 г.)
  • Собрание сочинений Гольдони. Залта, Венеция (1788–1795)

Избранные переводы произведений Гольдони

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ « Хитрая вдова» использовалась в операх Марчелло Бернардини (как «Донна ди Спирито ») в 1770 году, Винченцо Ригини в 1774 году, Никколо Пиччинни в 1773 году, Паскуале Анфосси в 1780 году и Эрманно Вольф-Феррари в 1931 году (см . «Хитрая вдова» ).
  1. ^ «Гольдони» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 25 июля 2019 г.
  2. ^ «Гольдони» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 25 июля 2019 г.
  3. ^ Гольдони, Карло (1814). «XVII» (Google книги) . Мемуары Гольдони . Джон Блэк (пер.). Лондон: Генри Колберн. п. 331 . Проверено 6 сентября 2008 г.
  4. ^ Jump up to: а б Банхам (1998, 433).
  5. ^ Ричардс 1995; титульный лист книги «Благотворительный грубиян» .
  6. ^ Ричардс 1995.
  7. ^ «Большой театр мира в Венеции Карло Гольдони – Большой театр мира в Венеции Карло Гольдони» . www.goldonithemovie.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 31 июля 2011 г.
  8. ^ [1] Архивировано 15 февраля 2012 г. в Wayback Machine.

Источники

[ редактировать ]
  • Бейтс, Альфред, редактор (1903). «Гольдони», т. 5, стр. 63–69 , в книге «Драма: ее история, литература и влияние на цивилизацию» . Лондон/Нью-Йорк: Смарт и Стэнли.
  • Холм, Тимоти (1976). Слуга многих господ: жизнь и времена Карло Гольдони . Лондон: Юпитер. ISBN  0-904041-61-1 .
  • Ричардс, Кеннет (1995). «Гольдони, Карло», стр. 432–434, в Кембриджском путеводителе по театру , второе издание, под редакцией Мартина Бэнхэма. Издательство Кембриджского университета. ISBN   9780521434379 .
  • Портреты Карло Гольдони . Венецианская литература и искусство (№ 4) (на итальянском языке). Венеция: Издания Фортуны. 1957. с. 89. ОСЛК   860483793 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b38e01e1a11f2516145daefcc90b0e1__1720781640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/e1/8b38e01e1a11f2516145daefcc90b0e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carlo Goldoni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)