Карло Гольдони
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2021 г. ) |
Карло Гольдони | |
---|---|
Рожденный | Карло Освальдо Гольдони 25 февраля 1707 г. Венеция , Венецианская республика (современная Италия) |
Умер | 6 февраля 1793 г. Париж , Франция | ( 85 лет
Псевдоним | Полиссено Фегейо, пастор Аркада |
Занятие |
|
Язык |
|
Образование | Закон |
Альма-матер | Университет Модены |
Период | с 1725 г. |
Жанр | |
Предмет | Человечество, средний класс |
Литературное движение | Классицизм |
Известные работы | |
Супруг | Николетта Конио |
Карло Освальдо Гольдони ( / ɡ ɒ l ˈ d oʊ n i / , также США : / ɡ ɔː l ˈ -, ɡ oʊ l ˈ -/ , [1] [2] Итальянский: [ˈkarlo ozvaldo ɡolˈdoːni] ; 25 февраля 1707 — 6 февраля 1793) — итальянский драматург и либреттист из Венецианской республики . Его произведения включают некоторые из самых известных и любимых пьес Италии. Зрители восхищались пьесами Гольдони за гениальное сочетание остроумия и честности. Его пьесы предлагали современникам образы самих себя, часто драматизируя жизнь, ценности и конфликты зарождающегося среднего класса . Хотя он писал на французском и итальянском языках, в его пьесах широко используются венецианский язык , региональный жаргон и разговорные выражения. Гольдони также писал под псевдонимом и титулом Полиссено Фегейо, Пастор Аркада « аркадианцы Рима». , который, как он утверждал в своих мемуарах , даровали ему [3]
Биография
[ редактировать ]Мемуары
[ редактировать ]О Гольдони имеется множество автобиографических сведений, большая часть которых взята из предисловий к его пьесам и из его мемуаров . Однако известно, что эти мемуары содержат много фактических ошибок, особенно в отношении его ранних лет.
В этих мемуарах он изображает себя прирожденным комиком, беспечным, беззаботным, со счастливым темпераментом, стойким против всех ударов судьбы, но в то же время вполне респектабельным и благородным.
Ранняя жизнь и учеба
[ редактировать ]Гольдони родился в Венеции в 1707 году в семье Маргариты Сальвиони (или Сайони) и Джулио Гольдони. В своих мемуарах Гольдони описывает своего отца как врача и утверждает, что с театром его познакомил дед Карло Алессандро Гольдони. На самом деле кажется, что Джулио был аптекарем ; что касается дедушки, то он умер за четыре года до рождения Карло. В любом случае Гольдони с ранних лет глубоко интересовался театром, и все попытки направить его деятельность в другие русла не имели успеха; его игрушками были куклы, а книгами — пьесы.
Отец отдал его под опеку философа Кальдини в Римини, но вскоре юноша сбежал с компанией бродячих игроков и вернулся в Венецию. В 1723 году отец зачислил его в суровый Collegio Ghislieri в Павии , который навязывал постриг и монашеские обычаи своим ученикам . Однако в своих «Мемуарах» он рассказывает , что значительную часть своего времени проводил за чтением греческих и латинских комедий. В это время он уже начал писать и на третьем курсе сочинил клеветническое стихотворение ( Il colosso ), в котором высмеивал дочерей некоторых павианских семей. В результате этого инцидента (и/или посещения с некоторыми одноклассниками местного публичного дома) он был исключен из школы и вынужден был покинуть город (1725 г.). Он изучал право в Удине и в конечном итоге получил степень в Университете Модены . Он работал клерком в Кьодже и Фельтре , после чего вернулся в родной город и начал практиковать.
Получив образование юриста и занимая прибыльные должности секретаря и советника, он, кажется, действительно одно время занялся юридической практикой, но после неожиданного вызова в Венецию, после нескольких лет отсутствия, он изменил свою профессию. карьеру, и с тех пор он посвятил себя написанию пьес и управлению театрами. Его отец умер в 1731 году. В 1732 году, чтобы избежать нежелательного брака, он уехал из города в Милан , а затем в Верону , где директор театра Джузеппе Имер помог ему стать комическим поэтом, а также познакомил его с будущей женой. Николетта Конио. Гольдони вернулся с ней в Венецию, где оставался до 1743 года.
Театральная карьера
[ редактировать ]Гольдони вышел на сцену итальянского театра с трагедией « Амаласунта » , поставленной в Милане. Спектакль потерпел критический и финансовый провал.
Отправляя ее графу Прате, руководителю оперы, ему сообщили, что его пьеса «составлена с должным учетом правил Аристотеля и Горация , но не по тем, которые положены для итальянской драмы». «Во Франции, — продолжал граф, — можно попытаться угодить публике, но здесь, в Италии, вам следует советоваться с актерами и актрисами, а также с композитором музыки и декораторами. Все должно быть сделано. по определенной форме, которую я вам объясню».
Гольдони поблагодарил своего критика, вернулся в свою гостиницу и приказал разжечь огонь, в который бросил рукопись своей «Амаласунты» .
Его следующая пьеса, «Белисарио» , написанная в 1734 году, имела больший успех, хотя впоследствии он признался, что стыдится ее успеха.
В этот период он также написал либретто для оперы-серии и какое-то время работал литературным руководителем Сан-Джованни Гризостомо Венеции , самого выдающегося оперного театра . [4]
Какое-то время он писал и другие трагедии, но вскоре обнаружил, что его склонность к комедии . Он пришел к выводу, что итальянская сцена нуждается в реформировании; взяв Мольера за образец , он серьезно приступил к работе и в 1738 году поставил свою первую настоящую комедию « L’uomo di mondo» («Человек мира»). Во время своих многочисленных странствий и приключений по Италии он постоянно был в работе, и когда в Ливорно он познакомился с управляющим Медебаком, он решил заняться профессией драматурга, чтобы зарабатывать на жизнь. Медебак нанял его для написания пьес для своего театра в Венеции. Он работал на других менеджеров и во время своего пребывания в этом городе создал некоторые из своих наиболее характерных работ. Он также написал «Момоло Кортезан» в 1738 году. К 1743 году он усовершенствовал свой гибридный стиль драматургии (сочетая модель Мольера с сильными сторонами «Комедии дель арте» , а также собственным остроумием и искренностью). Типичным примером этого стиля стала «Донна ди Гарбо» , первая итальянская комедия такого рода.
После 1748 года Гольдони сотрудничал с композитором Бальдассаре Галуппи , внося значительный вклад в новую форму « оперы-буффа ». Галуппи написал партитуру более чем к двадцати либретто Гольдони. Гольдони Как и его комедии, опера-буффа объединяет элементы комедии дель арте с узнаваемыми местными реалиями и реалиями среднего класса. Среди его оперных произведений две самые успешные музыкальные комедии восемнадцатого века: «Il filosofo di Campagna » ( «Деревенский философ» ), поставленная Галуппи (1752 г.), и «La buona figliuola» ( «Хорошая девочка» ), поставленная Никколо Пиччинни (1760 г.). [4]
В 1753 году, после возвращения из Болоньи, он перешёл в театр Сан-Лука семьи Вендрамин , где до 1762 года поставил большую часть своих пьес.
Переезд во Францию и смерть
[ редактировать ]В 1757 году он вступил в ожесточённый спор с драматургом Карло Гоцци , из-за которого у него возникло крайнее отвращение ко вкусам своих соотечественников; настолько, что в 1761 году он переехал в Париж, где получил должность при дворе и был назначен руководителем Итальянского театра . Остаток своей жизни он провел во Франции, сочиняя большую часть своих пьес на французском языке и написав на этом языке свои мемуары.
Среди пьес, написанных им на французском языке, самой успешной была Le bourru bienfaisant , посвященная Марии Аделаиде , дочери Людовика XV и тете дофина , будущего Людовика XVI Франции . Премьера состоялась 4 февраля 1771 года, почти через девять месяцев после женитьбы дофина на Марии-Антуанетте . [5] Гольдони пользовался значительной популярностью во Франции; в 1769 году, когда он удалился в Версаль , король назначил ему пенсию. [6] Он потерял эту пенсию после Французской революции . В конце концов съезд проголосовал за восстановление его пенсии на следующий день после его смерти. Он был возвращен его вдове по просьбе поэта Андре Шенье ; «Она стара, — убеждал он, — ей семьдесят шесть лет, и ее муж не оставил ей никакого наследия, кроме своего прославленного имени, своих добродетелей и своей бедности».
Влияние Гольдони на итальянский театр
[ редактировать ]В своих «Мемуарах» Гольдони подробно описывает состояние итальянской комедии, когда он начал писать. В то время итальянская комедия вращалась вокруг условности Commedia dell'arte , или импровизированной комедии. Гольдони поставил перед собой задачу заменить комедию масок и комедию интриг изображением реальной жизни и нравов через персонажей и их поведение. Он утверждал, что итальянская жизнь и нравы допускают такую художественную обработку, какой раньше им не давали.
Его работы являются вечным памятником переменам, которые он инициировал: драматической революции, которая была предпринята, но не была достигнута раньше. Важность Гольдони заключается в предоставлении хороших примеров, а не наставлений. Гольдони говорит, что он брал за образец пьесы Мольера и что всякий раз, когда его собственная пьеса удавалась, он шептал себе: «Хорошо, но еще не Мольер». Пьесы Гольдони мягче и оптимистичнее по тону, чем пьесы Мольера.
Именно этот успех стал объектом резкой критики со стороны Карло Гоцци , обвинившего Гольдони в том, что он лишил итальянский театр прелестей поэзии и воображения. Большой успех сказочных драм Гоцци настолько раздражал Гольдони, что привел к его добровольной ссылке во Францию.
Гольдони придал своей стране классическую форму, которая, хотя и была с тех пор культивирована, еще не была культивирована мастером.
Темы
[ редактировать ]Пьесы Гольдони, написанные еще в Италии, игнорируют религиозные и церковные темы. Это может быть удивительно, учитывая его стойкое католическое воспитание. Ни в его мемуарах, ни в комедиях не высказываются мысли о смерти или покаянии. После переезда во Францию его позиция прояснилась, поскольку его пьесы приобрели явный антиклерикальный тон и часто высмеивали лицемерие монахов и церкви .
Гольдони был вдохновлен его любовью к человечеству и восхищением, которое он испытывал перед своими собратьями. Он писал и был одержим отношениями, которые люди устанавливают друг с другом, своими городами и домами, гуманистическим движением и изучением философии . Моральные и гражданские ценности, которые Гольдони продвигает в своих пьесах, - это рациональность, вежливость, гуманизм, важность растущего среднего класса, прогрессивная позиция в государственных делах, честь и честность. Гольдони не любил высокомерие, нетерпимость и злоупотребление властью.
Главные герои Гольдони не являются ни абстрактными примерами человеческой добродетели, ни чудовищными примерами человеческого порока. Они занимают золотую середину человеческого темперамента. Гольдони сохраняет острую чувствительность к различиям в социальных классах между своими персонажами, а также к изменениям в окружающей среде и поколениях. Гольдони высмеивает надменного дворянина и нищего, лишенного достоинства.
Венецианский и Тосканский
[ редактировать ]Как и в других театральных произведениях того времени и места, персонажи итальянских комедий Гольдони первоначально говорили либо на литературном тосканском диалекте (который стал современным итальянским языком), либо на венецианском диалекте , в зависимости от их жизненного положения. Однако в некоторых печатных изданиях своих пьес он нередко превращал и венецианские тексты в тосканские.
Гольдони в популярной культуре
[ редактировать ]Одна из его самых известных работ — комическая пьеса «Слуга двух господ» , которая неоднократно переводилась и адаптировалась на международном уровне. адаптировал ее в оперу-буффа В 1966 году американский композитор Витторио Джаннини . В 2011 году Ричард Бин адаптировал пьесу для Национального театра Великобритании « Один мужчина, два хозяина» . Его популярность привела к переезду в Вест-Энд , а в 2012 году — на Бродвей .
Фильм «Карло Гольдони – Венеция, Большой театр мира » режиссера Алессандро Беттеро был выпущен в 2007 году и доступен на английском, итальянском, французском и японском языках. [7]
Избранные работы
[ редактировать ]Ниже приводится небольшая выборка огромного творчества Гольдони.
Трагедии
[ редактировать ]- Росмонда (1734 г.)
- Гризельда (1734)
Трагикомедии
[ редактировать ]- Велизарий (1734 г.)
- Дон Джованни Тенорио или Sia Il dissoluto , «Распутный» (1735)
- Ринальдо ди Монтальбано (1736)
Комедии
[ редактировать ]- Слуга двух господ , (1745) «Слуга двух господ» (теперь часто переименовывается как Арлекин, Слуга двух господ, «Арлекин, Слуга двух господ»)
- I Due gemelli veneziani , «Два венецианских близнеца» (1747). [8]
- Проницательная вдова , «Проницательная вдова» (1748) [С 1]
- La putta onorata , «Достопочтенная горничная» (1749 г.)
- Il cavaliere e la dama , «Джентльмен и леди» (1749).
- Семья антиквара , «Семья антиквара» (1750)
- Il Teatro Comico , «Комический театр» (1750–1751).
- Лжец , «Лжец» (1750–1751)
- Il vero amici , «Настоящий друг» (1750) в переводе Анны Куффаро.
- Женские сплетни , «Женские сплетни» (1750–1751)
- La locandiera , «Хозяйка трактира» (1751 г.)
- Феодал «Феодал» (1752 г.)
- Глиннаморати , «Влюбленные» (1759).
- Рустеги , "Хамы" (1760)
- Le baruffe chiozzotte , «Драка в Кьодже» (1762 г.)
- Gli amori di Zelinda e Lindoro , «Любовь Зелинды и Линдоро» (1764)
Серьезные оперные либретто
[ редактировать ]- Амаласунта (1732 г.)
- Густав I, король Швеции (ок. 1738 г.)
- Оронт, царь скифов (1740 г.)
- Статира (ок. 1740 г.)
Либретто оперы-буффа
[ редактировать ]- La contessina ( Молодая графиня ) Маккари (1743)
- Аркадия в Бренте ( Аркадия в Бренте ( ) работы Галуппи 1749 г.)
- Il mondo della luna ( «Мир на Луне »), положенный на музыку Галуппи (1750 г.), Гайдна (1777 г.), Паизиелло (1782 г.) и других композиторов.
- Деревенский философ» Галуппи « (1754 г.)
- Рынок Мальмантиле ( Рынок Мальмантиле ) Фискьетти (1757 г.)
- Буово д'Антона , положенный на музыку Томмазо Траетты (1758 г., в издании Затты ошибочно записано как 1750 г.)
- Хорошая дочь ( Хорошая девочка ) Никколо Пиччинни (1760)
- Lo speziale ( Аптекарь ) Йозефа Гайдна (1768)
- La finta semplice ( Ложная невинность ) Вольфганга Амадея Моцарта (1769)
- Le pescatrici ( Рыбачки ) Гайдна (1770), Флориана Леопольда Гассмана (1771)
Буклеты Интермеццо
[ редактировать ]- Le donne vendicate , «Месть женщин» (1751).
Кантаты и серенады
[ редактировать ]- La ninfa saggia , «Мудрая нимфа» (17??)
- Счастливые любовники , «Счастливые любовники» (17 ??)
Поэзия
[ редактировать ]- Il colosso , сатира против девушек из Павии, которая привела к исключению Гольдони из Collegio Ghislieri (1725).
- Пост в эпилоге (1725–1726)
Книги
[ редактировать ]- Спектакль нового комического театра «Новый комический театр». Питтери, Венеция (1757 г.)
- Мемуары , «Воспоминания». Париж (1787 г.)
- Собрание сочинений Гольдони. Залта, Венеция (1788–1795)
Избранные переводы произведений Гольдони
[ редактировать ]- Il vero amico , «Настоящий друг» в переводе Анны Куффаро. Издательство: Сверкающие Книги.
- Арчифанфаро в переводе У. Х. Одена с введением Майкла Андре в книге «Без намордника OX» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ « Хитрая вдова» использовалась в операх Марчелло Бернардини (как «Донна ди Спирито ») в 1770 году, Винченцо Ригини в 1774 году, Никколо Пиччинни в 1773 году, Паскуале Анфосси в 1780 году и Эрманно Вольф-Феррари в 1931 году (см . «Хитрая вдова» ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гольдони» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Гольдони» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Гольдони, Карло (1814). «XVII» (Google книги) . Мемуары Гольдони . Джон Блэк (пер.). Лондон: Генри Колберн. п. 331 . Проверено 6 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Банхам (1998, 433).
- ^ Ричардс 1995; титульный лист книги «Благотворительный грубиян» .
- ^ Ричардс 1995.
- ^ «Большой театр мира в Венеции Карло Гольдони – Большой театр мира в Венеции Карло Гольдони» . www.goldonithemovie.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 31 июля 2011 г.
- ^ [1] Архивировано 15 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Бейтс, Альфред, редактор (1903). «Гольдони», т. 5, стр. 63–69 , в книге «Драма: ее история, литература и влияние на цивилизацию» . Лондон/Нью-Йорк: Смарт и Стэнли.
- Холм, Тимоти (1976). Слуга многих господ: жизнь и времена Карло Гольдони . Лондон: Юпитер. ISBN 0-904041-61-1 .
- Ричардс, Кеннет (1995). «Гольдони, Карло», стр. 432–434, в Кембриджском путеводителе по театру , второе издание, под редакцией Мартина Бэнхэма. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521434379 .
- Портреты Карло Гольдони . Венецианская литература и искусство (№ 4) (на итальянском языке). Венеция: Издания Фортуны. 1957. с. 89. ОСЛК 860483793 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.carlogoldoni.net – английский сайт, посвященный Гольдони.
- Работы Карло Гольдони в Project Gutenberg
- Работы Карло Гольдони в Faded Page (Канада)
- Работы Карло Гольдони или о нем в Internet Archive
- Работы Карло Гольдони в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- www.sparklingbooks.com для двуязычного издания The True Friend/Il vero amico на английском и итальянском языках.
- Веб-страница, посвященная Карло Гольдони (lletrA (UOC), Catalan Literature Online) (на каталонском языке)
- Подробная биография , подготовленная к 200-летию со дня его смерти (1993) (на итальянском языке)
- Влюбленные (на итальянском языке)
- Трактирщик (на итальянском языке)
- Праздничное приключение (на итальянском языке)
- Работы Гольдони в Progetto Manuzio
- Произведения Гольдони (текст, симфонии и частотный список)
- Венецианский карнавал 2007 , 300-летие Карло Гольдони
- Буйное наслаждение комедией дель арте
- Карло Гольдони – биография в Католической энциклопедии
- «Карло Гольдони и венецианское масонство» . thefreelibrary.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2013 года . Проверено 20 сентября 2018 г.
- «Масонство в Венеции» . Архивировано из оригинала 23 августа 2015 года.
- Карло Гольдони
- 1707 рождений
- 1793 смерти
- Комедия дель арте
- Итальянские драматурги и драматурги XVIII века.
- Итальянские писатели-мужчины XVIII века
- Венецианские писатели XVIII века.
- Итальянские оперные либреттисты
- Итальянские драматурги и драматурги-мужчины
- Выпускники Университета Модены и Реджо-Эмилия
- Итальянские мемуаристы
- Члены Академии Аркадианцев
- Писатели-псевдонимы XVIII века
- Драматурги и драматурги Венецианской республики.