Миротворец
Миротворец | |
---|---|
Разработчик(и) | ImpactИгры |
Дизайнер(ы) | Тим Суини, Эрик Браун, Аси Бурак |
Платформа(ы) | Mac OS X , Windows , Android |
Выпускать | 1 февраля 2007 г. |
Жанр (ы) | Правительственный симулятор , пошаговая стратегия |
Режим(ы) | Одиночная игра |
PeaceMaker — видеоигра , разработанная ImpactGames и опубликованная в феврале 2007 года для Windows , Mac OS и Android . [ 1 ] Это правительственная игра-симулятор , имитирующая израильско-палестинский конфликт . Названную серьезной игрой , ее часто называют «видеоигрой, способствующей миру».
Изначально игра была университетским проектом, начатым в 2005 году небольшой командой из Центра развлекательных технологий Университета Карнеги-Меллон . После окончания учебы двое участников основали компанию по разработке игр, чтобы завершить проект. [ 2 ]
Игроки -миротворцы могут представлять либо лидера Израиля , либо Палестинскую автономию . Им приходится иметь дело с событиями, представленными с использованием фотографий и видеоматериалов из реального мира. Им приходится реагировать и принимать социальные, политические и военные решения, которые влечет за собой их положение, в рамках игровой системы, аналогичной пошаговой стратегии . Цель игры — разрешить конфликт путем создания двух государств . [ 2 ] [ 3 ]
PeaceMaker был хорошо принят как игровой, так и широкой прессой и получил несколько наград. Критики высоко оценили игровой процесс и точность изображения конфликта. Она считается важной игрой для серьезного игрового движения и становится флагманом жанра. Его образовательная ценность позволяет лучше понять израильско-палестинский конфликт и способствует миру. [ 3 ]
Геймплей
[ редактировать ]PeaceMaker — это игра-симулятор правительства , включающая элементы пошаговой стратегии . Игрок выбирает роль премьер-министра Израиля или президента Палестинской национальной администрации и должен разрешить конфликт мирным путем. Интерфейс игры включает в себя карту, как и Civilization , показывающую сектор Газа , Галилею , Западный Берег и север Негева . [ 4 ] После каждого хода на карте отмечаются события недели. Нажав на нее, игрок просматривает новостной репортаж с реальными фотографиями и кадрами демонстрации или взрыва бомбы. [ 5 ]
Каждую неделю игрок принимает решение относительно безопасности, строительства или политики. Игрок может обратиться за советом к двум советникам, придерживающимся противоположных взглядов. Палестинскому президенту помогают национальный и иностранный советник. У израильского премьер-министра есть взгляды ястреба , выступающего за репрессивные меры, и голубя , желающего помочь палестинцам. [ 5 ] У игрока есть доступ к панели принятия решений, например, произнесению речи, ведению переговоров с другими лидерами или организации военных операций. Отражая асимметричный конфликт, два лидера не могут принимать одинаковые решения. Премьер-министр Израиля обладает значительной финансовой и военной властью и может, например, отдать приказ о ракетных ударах или введении комендантского часа. Палестинский президент гораздо более беспомощен, и в большинстве своих действий ему приходится обращаться за помощью к третьей стороне. [ 4 ] [ 6 ]
Ключевым моментом игры является то, что действия игроков не всегда имеют ожидаемый результат. Например, предложение Израиля о медицинской помощи вскоре после воздушного удара будет отклонено и еще больше ухудшит отношения с палестинцами. [ 5 ] [ 6 ] Действия игрока вызывают немедленную реакцию, например, общественный протест или политическую критику. Они также влияют на несколько долгосрочных переменных, разделенных на две категории. Первое — одобрение политики игрока различными группами и лидерами. Второй охватывает экономические, социальные или политические показатели. Их значения отображаются на экране в виде термометров. [ 7 ]
Каждый лидер должен учитывать одобрение своего коллеги, обоих народов, Организации Объединенных Наций , Соединенных Штатов и арабского мира . Президенту Палестины также приходится иметь дело с Фатхом и Хамасом ; и премьер-министр Израиля с Советом Йеша (представляющим поселенцев) и всеми палестинскими воинствующими организациями (такими как « Исламский джихад» , «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама» и «Бригады мучеников Аль-Аксы» ). [ 7 ] Игроку доступны опросы, в которых представлены различные показатели. Каждый лидер информируется о своем руководстве и качестве его отношений с другой партией. С палестинской стороны опросы охватывают авторитет президента, мнение обывателя об Израиле, экономическое здоровье и национальную независимость. С израильской стороны они отражают отсутствие безопасности, подавление и сострадание Израиля к палестинцам. [ 7 ]
Мнения разных сторон суммируются двумя счетчиками, отображаемыми на экране. В диапазоне от -100 до 100 они измеряют одобрение двух групп. В роли премьер-министра Израиля этими двумя группами являются израильский и палестинский народы; в роли президента Палестины, ее граждан и международного сообщества . Игра начинается с нуля на обеих фишках. Если любой из них упадет слишком низко, игра закончится : либо лидер будет отстранен от должности, либо начнется новая интифада . Когда оба счетчика достигают максимума, конфликт разрешается путем решения с двумя состояниями . [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]PeaceMaker начался как университетский проект в 2005 году. Он был реализован небольшой командой магистрантов Карнеги-Меллона Центра развлекательных технологий в Питтсбурге , отделения, совместно используемого Колледжем изящных искусств и Школой компьютерных наук . выступили американец Эрик Браун и бывший израильский офицер Аси Бурак Продюсерами игры . Тим Суини был ведущим игровым дизайнером , работая с Олив Лин, писательницей Викторией Уэбб и композитором Россом Попоффом. Эрик Кейлор и Лин были программистами. Команду курировали два профессора университета. [ 5 ] [ 8 ] [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Целью этой группы было создание значимого интерактивного опыта об одном из самых серьезных политических конфликтов в мире. Нашей миссией было доказать, что такой опыт может охватить новую аудиторию и по-новому передать послание о понимании.
— Аси Бурак
Для создания прототипа игрового дизайна команда использовала настольные игры . Они помогли «смоделировать участников конфликта». Затем они были преобразованы в игру в кости, которую можно было закодировать. [ 13 ] Логический движок и искусственный интеллект были разработаны на языке Java . В графическом интерфейсе пользователя использовались Adobe Flash и QuickTime . [ 14 ] Различные графические элементы были созданы Патриком Баннаном. Он использовал программное обеспечение 3ds Max , Adobe Photoshop и Adobe Illustrator , начиная с 3D-моделирования , наложения текстур и освещения. [ 15 ]
Прототип игры был представлен на конференции разработчиков игр в 2005 году. Учитывая отличный прием, Браун и Бурак решают завершить проект, чтобы распространить его среди широкой публики и преподавателей. После окончания университета они основали студию ImpactGames и планировали выпускать другие подобные игры. Их цель - «влиять на общество и способствовать переменам с помощью интерактивных средств массовой информации». Они также хотят изменить индустрию, «создав что-то, сравнимое с той ролью, которую документальные фильмы играют в киноиндустрии». [ 8 ] [ 2 ] Чтобы сделать игру беспристрастной, им нужен был вклад палестинцев; двое присоединились к команде. [ 16 ]
Изначально разработчики не хотели «определять конечное решение», чтобы избежать разногласий. Тогда победа определялась снижением насилия. Реакция первых игроков показала необходимость «более значимого результата». При участии экспертов с обеих сторон и США они выбрали решение, основанное на создании двух государств . Это произошло главным образом из-за поддержки резолюции Совета Безопасности ООН , «дорожной карты мира» и арабской мирной инициативы . [ 17 ] [ 18 ]
Этот выбор был одним из проектных предположений, сделанных разработчиками. Геймдизайнер Тим Суини хоть и признал их спорность, но заявил о своем праве определять объем работы. Он считал, что они выступают не за какую-либо сторону, а за мир. Разработчики предположили, что обе стороны хотят мира и что игрок может изменить ситуацию, но не имеет полного контроля над своей стороной, и что мира можно достичь посредством небольших, конкретных действий. [ 18 ]
Первая стабильная версия PeaceMaker была выпущена 1 февраля 2005 года, ее можно загрузить с веб-сайта компании. Коробочная версия была опубликована на Amazon.com четыре месяца спустя. [ 19 ] В игру можно играть на английском , иврите и арабском языках , чтобы «укрепить разнообразие точек зрения». [ 20 ] Игра была продана за двадцать долларов. За это ImpactGames подверглась критике со стороны людей, считающих, что такая игра должна быть бесплатной. В начале разработки это было серьезной дискуссией. Эрик Браун объяснил, что коммерческая деятельность позволяет легче находить инвесторов. Более того, они хотели создать пример коммерчески жизнеспособной игры в отрасли. [ 21 ] [ 22 ] 4 ноября 2013 года Браун обновил блог ImpactGames, объявив, что PeaceMaker теперь можно бесплатно загрузить и играть, надеясь, что это «позволит игре найти еще большую аудиторию в школах, общественных центрах и среди широкой публики». [ 23 ]
Прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 75 % (при пяти отзывах) [ 24 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
еврогеймер | 7 / 10 [ 4 ] |
ПК-геймер (Великобритания) | 82 % [ 25 ] |
PeaceMaker получил положительные отзывы как в игровой, так и в широкой прессе. В статье, опубликованной в Gamasutra , Эрнест В. Адамс заявил, что игра «веселая и сложная» и обладает глубоким уровнем сложности. Он сравнивает его с «Балансом сил» , симуляцией геополитики во время холодной войны , опубликованной Крисом Кроуфордом в 1985 году. Адамс утверждал, что, хотя «Баланс сил» можно охарактеризовать как игру с нулевой суммой , «Миротворец» представляет собой «более богатую и более сложную задачу». ". [ 3 ]
Eurogamer Оливер Клэр из отметил несколько незначительных недостатков игрового дизайна , которые он объяснил неопытностью «Impact Games» в дизайне интерфейсов. По его словам, «узкая тема» ограничивает реиграбельность и привлекательность игры. Он подчеркнул, что игра не содержит предвзятости и обладает «удивительно позитивным образовательным потенциалом». Клэр утверждал, что он страдал, наблюдая за всеми трагедиями в игре, и что, когда он впервые выиграл игру, у него на глазах выступили слезы: «На несколько острых моментов вы получаете представление о том, какое мирное сосуществование на Ближнем Востоке может на самом деле чувствую, что это может означать». [ 4 ] Джуди Сигел-Ицкович из «Джерузалем Пост» придерживалась аналогичного мнения, заявив, что игра «захватывающая» и что «изучение предыстории этого бесконечного спора может быть очень познавательным». [ 26 ] Ее коллега Калев Бен-Давид был впечатлен графикой и текстами. Он также оценил условие победы: по его мнению, установить срок было бы нереально. [ 27 ]
Критики сошлись во мнении, что игровая модель актуальна. Александр Гамботто-Берк из The Guardian описал это как «удивительно сложную симуляцию израильско-палестинского конфликта». [ 28 ] В колонке, опубликованной в июле 2009 года, Стивен Пул заявил, что игра «предлагает примерно точную модель политических вариантов и вариантов безопасности для обеих сторон реального конфликта», и что она получила заслуженную похвалу. Пул отметил, что самая познавательная сторона игры заключается в том, что намерения игрока не всегда приводят к ожидаемому результату. По его словам, PeaceMaker дает игроку понять, что «даже люди, обладающие властью, не могут все контролировать, и они тоже могут оказаться во власти событий». [ 6 ] Марк Маккиннон из The Globe and Mail согласился , заявив, что «это дает игрокам почувствовать невозможность Махмуда Аббаса и Эхуда Ольмерта ». работы [ 29 ]
В июле 2007 года PeaceMaker стала второй самой продаваемой компьютерной игрой недели в Северной Америке на Amazon.com . На сайте упоминается «внезапно высокий уровень спроса», который Аси Бурак объяснила интервью Национальному общественному радио в том же месяце. [ 30 ] [ 31 ] По состоянию на февраль 2008 года по всему миру было продано 100 000 копий игры. [ 32 ]
Влияние
[ редактировать ]Развитие Интернета открывает альтернативные каналы распространения, такие как загрузка бесплатного программного обеспечения или через такие платформы, как Steam , а позже Xbox Live Arcade , PlayStation Network или WiiWare . Новые основные инструменты разработки, такие как Flash , позволяют демократизировать производство игр. Эти элементы породили новую динамику в индустрии, такую как фан-игры , независимые игры и серьезные игры . Эта последняя категория относится к играм, затрагивающим такие серьезные проблемы, как война, глобальное потепление или махинации . В 2000-е годы эти игры стали больше освещаться как в игровой, так и в широкой прессе. Однако у них плохая репутация из-за широко критикуемых недостатков игрового процесса и игрового дизайна. [ 2 ] [ 33 ] [ 34 ]
PeaceMaker стала флагманом серьезной игры и важным шагом на пути к признанию жанра. В 2006 году он получил награду на конкурсе, организованном Университетом Южной Калифорнии , под названием «Возрождение публичной дипломатии посредством игр». [ 35 ] В 2007 году она получила награду «Лучшая игра-трансформация». Эта премия присуждается «лучшей игре, которая вовлекает игроков на глубоком и значимом уровне в решение важной социальной проблемы, чьи цели и результаты заключаются не что иное, как содействие мощной интеллектуальной или поведенческой трансформации». в нем пользователи». Премия присуждается ассоциацией Games for Change , миссией которой является продвижение «игр, которые значимо затрагивают современные социальные проблемы и способствуют построению более справедливого, равноправного и толерантного общества». Сюзанна Сеггерман , соучредитель ассоциации, заявила в 2009 году, что точно так же, как Darfur is Dying , Food Force и Ayiti: The Cost of Life , PeaceMaker была именно такой игрой, «оказавшей влияние». [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Создатели PeaceMaker описывают ее как «видеоигру, обучающую миру», и она в первую очередь предназначена для израильских и палестинских студентов. [ 39 ] В ноябре 2007 года Центр мира Переса профинансировал распространение 100 000 экземпляров книги в Израиле и Палестине. 75 000 экземпляров разослано подписчикам израильской ежедневной газеты «Гаарец» , 10 000 — подписчикам палестинской ежедневной газеты «Аль-Кудс» . Остальные 15 000 распределены по средним школам обеих сторон. Это действие сделано в связи с конференцией в Аннаполисе , в ходе которой все стороны согласовывают решение о создании двух государств . [ 40 ] Вскоре после этого Центр учредил «Образовательную программу «Миротворец». Он заключается в использовании игры в израильских и палестинских школах и проведении контролируемых дебатов с учениками. В 2008 году было проведено более пятидесяти семинаров, в которых приняли участие 1600 студентов из двух штатов. [ 41 ] В сентябре 2009 года это общее количество студентов составило 3000. [ 42 ]
Сможет ли PeaceMaker добиться мира? Нет. Это зависит от сердец и умов людей, живущих на Ближнем Востоке – как в пострадавших районах, так и в соседних странах. Может ли он способствовать миру, который он называет своей целью? Определенно, если он достигнет достаточно широкой аудитории. Impact Games хочет, чтобы PeaceMaker был чем-то большим, чем просто учебным инструментом; они надеются, что это станет по-настоящему популярной игрой и трамплином для дискуссий среди многих людей.
- Эрнест В. Адамс , Записная книжка дизайнера: асимметричное миролюбие [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]В феврале 2008 года ImpactGames запустила программу Play the News . Это веб-платформа, используемая для публикации мини-игр на основе новостей. Идея состоит в том, что интерактивность позволяет лучше понять событие, а не пассивное чтение. Игра рассчитана на десять-двадцать минут и разрабатывается за день. [ 43 ]
Игра разделена на три этапа. Игрок сначала имеет доступ к информации о событии и его контексте, используя временные шкалы и карты. [ 44 ] Затем они смогут последовательно играть за разных главных героев события. Их просят принять решение в соответствии с тем, что, по их мнению, должна делать заинтересованная сторона. Наконец, игрок предсказывает, какое решение примет главный герой. Когда игрок возвращается позже, ему сообщают о решениях, которые были приняты в реальном мире. [ 43 ] Play the News построен на сообществе, где у каждого игрока есть профиль. Он может читать статистику точности своих прогнозов и тенденций своих мнений (основных или маргинальных внутри сообщества). [ 45 ]
Вскоре после запуска Ян Богост охарактеризовал Play the News как «очень непринужденный» и опасался, что его можно охарактеризовать как простую викторину. Он утверждал, что у игры есть некоторый потенциал для привлечения людей к новостям, «заставляя их думать о том, что произойдет дальше, и создавая естественную причину читать истории, которые иначе невозможно было бы прочитать». [ 46 ] В мае 2009 года игра выиграла первую премию Knight News Game Awards, присуждаемую ассоциацией Games for Change . Он награждает «новостные игры», игры, которые «[расширяют] способность людей принимать решения в условиях демократии». [ 47 ] [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Миротворец – Приложения в Google Play» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Очалла, Брайан (29 июня 2007 г.). «Кто сказал, что видеоигры должны приносить удовольствие? Распространение серьезных игр» . Гамасутра . Серьезные игрыRise.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрнест В. Адамс , Асимметричный мир
- ^ Перейти обратно: а б с д Клэр, Оливер (6 мая 2007 г.). « Миротворца Обзор » . Еврогеймер .
- ^ Перейти обратно: а б с д Инскип, Стив (18 июля 2007 г.). «Бывший офицер израильской армии разработал игру «Мир»» . Национальное общественное радио .
- ^ Перейти обратно: а б с Пул, Стивен (14 июля 2009 г.). «Компромиссные позиции» . Эдж Онлайн .
- ^ Перейти обратно: а б с д Учебное пособие по PeaceMaker , ImpactGames
- ^ Перейти обратно: а б Добсон, Джейсон (18 июля 2006 г.). «ImpactGames on PeaceMaker , игра, направленная на социальные изменения» . Серьезный источник игры. Серьезный источник игры. Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 года . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ «Центр развлекательных технологий Карнеги-Меллона разрабатывает PeaceMaker — симулятор видеоигры, призванный способствовать миру на Ближнем Востоке» . Карнеги-Меллон по связям со СМИ . 27 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2010 г. Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ « Миротворца Команда » . Центр развлекательных технологий Карнеги-Меллона. Ноябрь 2005 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2005 г.
- ^ « Миротворца Команда » . Ударные игры. Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2006 г.
- ^ « Команда PeaceMaker посещает Доху, Катар» . Центр развлекательных технологий Карнеги-Меллона. 22 ноября 2005 г.
- ^ PeaceMaker: Видеоигра, обучающая миру , «Процесс проектирования», с. 3
- ^ PeaceMaker: Видеоигра, обучающая миру , «Компоненты игры и графического интерфейса», стр. 2
- ^ Баннан, Патрик (сентябрь 2009 г.). «Портфолио: Работы Патрика Баннана» (PDF )
- ^ Нортон, Куинн (18 сентября 2006 г.). «Игры решают конфликт на Ближнем Востоке» . Проводной . Проводные новости .
- ^ Бурак, Аси (4 мая 2007 г.). «Решение двух государств» . Ударные игры.
- ^ Перейти обратно: а б Суини, Тим (22 декабря 2006 г.). « Миротворец : проектные предположения» . Ударные игры.
- ^ Бурак, Аси (31 мая 2007 г.). « Пакет PeaceMaker на Amazon» . Ударные игры.
- ^ Бурак, Аси (9 января 2007 г.). « Миротворец 1.0 на трёх языках» . Ударные игры.
- ^ Браун, Эрик (13 февраля 2007 г.). «Почему PeaceMaker стоит денег?» . Ударные игры.
- ^ Браун, Эрик (8 января 2008 г.). «Платить за спасение мира» . Хаффингтон Пост .
- ^ Браун, Эрик (4 ноября 2013 г.). «Миротворец бесплатно для всех!» . Ударные игры.
- ^ « Миротворец » . Метакритик .
- ^ Вебер, Рэйчел (июль 2007 г.). « Миротворца Обзор » . ПК-геймер из Великобритании . п. 90. ISSN 1351-3540 .
- ^ Сигел-Ицкович, Джуди (3 октября 2007 г.). «Обзор программного обеспечения: сможете ли вы развязать гордиев узел?» . «Джерузалем Пост» .
- ^ Калев Бен-Давид (29 ноября 2007 г.). «Виртуальный мир» . «Джерузалем Пост» .
- ^ Гамботто-Берк, Александр (3 июля 2008 г.). «В поисках умного массового геймера» . The Guardian : 5. ISSN 0261-3077 .
- ^ Маккиннон, Марк (31 марта 2009 г.). «Геймеры объединяйтесь! Ваша цель? Мир на Ближнем Востоке» . Глобус и почта .
- ^ Коуэн, Дэнни (20 июля 2007 г.). «Продажа миру: Madden NFL 09 лидирует по продажам в США на 360 и PS3» . Гамасутра .
- ^ Бурак, Аси (21 июля 2007 г.). «Двигатели и шейкеры на Амазоне» . Ударные игры.
- ^ Лайонс, Ким (29 февраля 2008 г.). «ImpactGames надеется, что ролевые игры приведут к большим деньгам» . Питтсбург Бизнес Таймс .
- ^ Адамс, Эрнест (9 июля 2009 г.). «Блокнот дизайнера: разбираемся в жанровой путанице» . Гамасутра .
- ^ (на французском языке) Фортин, Тони (24 марта 2007 г.). « Миротворец , le Puzzle de la Paix» (на французском языке). PlanetJeux.net. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ «Конкурс игр по публичной дипломатии» . Центр общественной дипломатии ОСК. 8 мая 2006 г.
- ^ Игры на перемены . Награды «Игры за перемены» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2010 г. Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Магуайр, Джессика (14 марта 2008 г.). «Группа SXSW рассказывает об играх, имеющих влияние на реальный мир» . Гамасутра .
- ^ Александр, Ли (1 июня 2009 г.). «G4C: Уже шестой год подряд игры по социальным изменениям добиваются успехов» . Гамасутра .
- ^ PeaceMaker: Видеоигра, обучающая миру , «Основная целевая аудитория», стр. 1
- ^ Импакт-игры; Центр Переса (22 ноября 2007 г.). «100 000 израильтян и палестинцев будут искать мирные решения с помощью видеоигр» (PDF) .
- ^ Центр Переса (февраль 2009 г.). «Ежемесячный электронный бюллетень» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Центр Переса (сентябрь 2009 г.). «Ежемесячный электронный бюллетень» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Эрик (4 июня 2009 г.). «Предложение проекта: «Play the News» – подготовка нового поколения журналистов» (PDF) . Ударные игры.
- ^ Дикенсон Куинн, Сара (25 февраля 2009 г.). «Визуальный голос» . Пойнтер. Архивировано из оригинала 7 августа 2009 года . Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ Браун, Эрик; Бурак, Аси. « Воспроизвести обучающее видео по новостям» . Ударные игры. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Богост, Ян (3 апреля 2008 г.). «Поиграй в игру «Новости» .
- ^ «Премия Knight News Game Award 2009» . Игры на перемены . Архивировано из оригинала 17 января 2010 г. Проверено 18 апреля 2010 г.
- ^ «Games for Change объявляет победителя первой премии Knight News Game Awards» . Игры на перемены . 26 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2009 года . Проверено 18 апреля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Эрнест В. (31 января 2007 г.). «Блокнот дизайнера: асимметричное миролюбие» . Гамасутра .
- Бурак, Аси; Кейлор, Эрик; Суини, Тим (4 августа 2005 г.). «Миротворец: видеоигра, обучающая миру» (PDF) . Интеллектуальные технологии для интерактивных развлечений . Конспекты лекций по информатике. Том. 3814. Берлин: Шпрингер . стр. 307–310. дои : 10.1007/11590323_40 . ISBN 978-3-540-30509-5 . ISSN 0302-9743 .
- Edge Staff (май 2010 г.). «Война и мир». Край . № 214. Бат: Издательство Будущее. стр. 84–89. ISSN 1350-1593 . OCLC 77560936 .