Рейды американских авианосцев в 1942 году

ряд операций американских авианосцев В первой половине 1942 года был предпринят в ответ на нападение японцев на Перл-Харбор . Шесть американских военно-воздушных операций, проведенных с января по конец апреля 1942 года, были направлены на преследование Японии в разгар японского наступления в Юго-Восточной Азии, улучшение морального духа американских войск, ухудшившегося после нападения на Перл-Харбор, и также показав Японии, что, несмотря на все поражения союзников за это время, ВМС США могут наносить эффективные удары. Последний из этих рейдов непосредственно ускорил нападение японцев на Мидуэй , что имело стратегические последствия для войны на Тихом океане.
Фон
[ редактировать ]7 декабря 1941 года японские кидо-бутай совершили внезапное нападение на Перл-Харбор, в результате которого было затоплено или повреждено 18 кораблей ВМС США. [ 1 ] Вопреки ожиданиям адмирала Исороку Ямамото , несмотря на пошатнувшийся моральный дух американского флота, нападение Японии мобилизовало американское общество. Однако после потери или повреждения пяти линкоров в Перл-Харборе и необходимости держать в Атлантике крупные силы для борьбы с Кригсмарине , единственной реальной силой ВМС США на Тихом океане (не считая подводных лодок) оставались три авианосца Лексингтона и Йорктауна Классы . [ 2 ] Хотя Тихоокеанский флот был усилен за счет перевода авианосца «Йорктаун» в Тихий океан, торпедированный военный корабль США «Саратога» в январе был выведен из строя на полгода. [ 3 ] К моменту прибытия USS Hornet в Тихий океан в марте 1942 года Тихоокеанский флот имел всего три авианосца по сравнению с десятью авианосцами различных размеров в Объединенном флоте . Так, не имея сил, необходимых для прямого противодействия японскому флоту, адмиралы Эрнест Кинг и Честер Нимиц , принявшие на себя 31 декабря 1941 года должность уволенного командующего Тихоокеанским флотом Хасбэнда Киммеля , разработали план быстрых одиночных авианосных ударов по японскому флоту. Японские аванпосты. [ 4 ] [ 5 ] Целью этих рейдов было не нанести Японии тяжелые потери, а, в соответствии с доктриной « Германия прежде всего », разработанной во время Аркадской конференции между Рузвельтом и Черчиллем , нанести ответный удар и преследовать японские войска. [ 6 ]
Рейды
[ редактировать ]
Адмирал Нимиц приказал провести серию рейдов на остров Уэйк , который совсем недавно был захвачен японскими войсками. В январе 1942 года авианосец « Лексингтон» возглавил рейд. Но после того, как японская подводная лодка «прыгнула» на оперативную группу и потопила сопровождающую ее нефтяную лодку, этот первый рейд был прерван. [ 5 ]
Следующие цели были выбраны на островах Маршалла и Гилберта . [ 6 ] Эта обширная миссия была совместно поручена оперативной группе 8, которая была сосредоточена вокруг военного корабля США « Энтерпрайз» и которой командовал адмирал Уильям Хэлси ; и оперативная группа 17, сосредоточенная на авианосце « Йорктаун», под командованием адмирала Фрэнка Флетчера . [ 6 ] Вместе две боевые группы прокрались с Гавайев на запад, пересекли центральную часть Тихого океана, а затем разделились на свои отдельные цели: «Энтерпрайз» атаковал атоллы Кваджалейн , Малоэлап и Вотье , а Йорктаун совершил набег на атоллы Мили и Джалуит , все в Маршалловых островах; и Йорктаун совершил набег на атолл Макин (Бутаритари) в Гилбертсе. [ 6 ]
Эти налеты 1 февраля 1942 года не нанесли серьезного ущерба японским войскам, но они приобрели ценный боевой опыт для авиаторов ВМС США и экипажей летной палубы авианосца, которые хорошо реагировали на интенсивные боевые палубные операции, а также для авиаторов морской пехоты США, обеспечивающих ПВО обоих авианосцев. [ 7 ]
Цель | Дата | Перевозчик | Оперативная группа | Командир |
---|---|---|---|---|
Маршалловы острова | 1 февраля 1942 г. | Предприятие | Оперативная группа 8 | Уильям Хэлси |
Острова Гилберта | 1 февраля 1942 г. | Йорктаун | Оперативная группа 17 | Фрэнк Флетчер |
Рабаул | 20 февраля 1942 г. | Лексингтон | Оперативная группа 11 | Уилсон Браун |
Будить | 24 февраля 1942 г. | Предприятие | Оперативная группа 16 | Уильям Хэлси |
Маркус | 4 марта 1942 г. | Предприятие | Оперативная группа 16 | Уильям Хэлси |
Саламауа и Лаэ | 10 марта 1942 г. | Йорктаун и Лексингтон | Оперативная группа 17 | Фрэнк Флетчер |
Японский архипелаг | 18 апреля 1942 г. | Энтерпрайз и Хорнет | Оперативная группа 16 | Уильям Хэлси |
Следующий рейд американских авианосцев был нацелен на японскую базу в недавно захваченном городе Рабаул , но адмирал Уилсон Браун прервал операцию 20 февраля после того, как узнал, что его оперативная группа авианосца « Лексингтон» (TF 11), двигавшаяся у острова Бугенвиль , была атакована. был замечен японским патрульным самолетом — и что жизненно важный элемент внезапности был утерян . [ 5 ] TF 11 немедленно развернулся и начал отход, но вскоре был атакован эскадрильей из 17 Mitsubishi G4M «Betty» . наземных средних бомбардировщиков [ 5 ] За этим последовала однодневная серия маневров, воздушных атак и боев между двумя силами: японские истребители и бомбардировщики атаковали TF 11, в то время как авиационные эскадрильи ВМС США защищались. С обеих сторон были обычными индивидуальные героические усилия. Лейтенанту ВМС США Эдварду О'Хэйру приписывают сбитие пяти вражеских бомбардировщиков, и он стал первым летчиком ВМС США во Второй мировой войне, получившим Почетную медаль (позже он стал тезкой аэродрома О'Хара в Чикаго). [ 8 ]
Примерно через три недели после рейда на Кваджалейн авианосец « Энтерпрайз » и TF 16 (командующий адмирал Хэлси) снова совершили набег на японские базы в северной части Тихого океана, нанеся удар по острову Уэйк 24 февраля 1942 года и острову Маркус 4 марта. [ 9 ] Нападение на остров Уэйк уничтожило несколько самолетов и несколько сотен тысяч литров топлива, а также вывело эту базу из войны на несколько месяцев. [ 10 ] Рейд на остров Маркус потряс японское военное мышление: этот остров находился всего в 1000 воздушных милях от Токио и примерно в 600 милях от островов Бонин с их крупной военной базой, и все они находились в местных, «контролируемых японцами» водах. [ 11 ] Это было еще одним предупреждением японскому командованию о том, что столица империи находится в пределах досягаемости авианосного флота США. [ 9 ]
С начала января 1942 года японские воздушные, сухопутные и военно-морские силы активизировали наступление на юг, чтобы расширить границы Империи в южной части Тихого океана. После захвата Рабаула (февраль 1942 г.) 8 марта японцы вновь атаковали северное побережье Новой Гвинеи , высадившись в Саламауа и Лаэ. В ответ 10 марта адмирал Фрэнк Флетчер с южного берега Новой Гвинеи начал налеты авианосцев из TF 17 на те силы, которые недавно были размещены в Саламауа и Лаэ. В результате внезапных атак были потоплены вооруженный торговый крейсер , два транспортных корабля и тральщик, а также повреждены еще несколько береговых судов и другое имущество; и это была первая американская операция, в которой участвовала оперативная группа из двух авианосцев ( Йорктаун и Лексингтон ) — прелюдия к будущей тактике. [ 12 ]
Авианосцы «Йорктаун» и «Лексингтон» , действовавшие в юго-западной части Тихого океана, не смогли принять участие в еще одной вылазке — самой дерзкой из всех — Токийском рейде Дулитла . 18 апреля 1942 года 16 средних бомбардировщиков North American B-25 Mitchell, взлетевшие с « Хорнета», нанесли бомбовый удар по оружейным заводам в японских городах Токио, Нагоя и Кобе . [ 12 ] При небольшом количестве использованных для этой цели бомбардировщиков промышленные потери, нанесенные Японии, были незначительными. Тем не менее, легкий авианосец «Рюхо» был повреждён . [ 12 ]
Между тем, 25 апреля 1942 года «Хорнет» и «Энтерпрайз», сопровождавшие его на пути в Японию, благополучно вернулись в Перл-Харбор, завершив период американских набегов перед великими авианосными сражениями 1942 года. Однако благодаря этому рейду оба авианосца смогли не участвовать в первом, в Коралловом море . [ 12 ]
Важность рейдов
[ редактировать ]Остается открытым вопрос, стоили ли риска американские авианосные рейды в первой половине 1942 года, учитывая их незначительный эффект с точки зрения материальных потерь Японии. Это особенно верно в отношении рейда на Маршалловы острова, когда 8-я оперативная группа адмирала Хэлси в течение многих часов находилась в пределах досягаемости трех японских аэродромов. [ 12 ] Однако серия американских рейдов дала экипажам кораблей и членам их авиагрупп бесценный боевой опыт перед ожидавшими их с середины года крупными воздушно-морскими сражениями — сражением в Коралловом море, сражением у Мидуэя и двумя в кровавая кампания вокруг Гуадалканала . [ 12 ] Эти налеты также показали несовершенство американской корабельной ПВО и системы управления боевым воздушным патрулем , что позволило сделать выводы и усовершенствовать их. [ 12 ]
Однако рейд на Японские острова имел большое значение. Не только для поднятия морального духа американского общества перед лицом поражений союзников на всех фронтах Второй мировой войны в 1942 году, но и имело большое психологическое значение для японского общества и командования японских вооруженных сил, а следовательно имело стратегическое значение на протяжении всей войны. [ 13 ] Оно убедило японскую армию, которая до сих пор выступала против планов адмирала Ямамото атаковать Мидуэй, в необходимости уничтожения американских авианосцев. Таким образом, командование императорской армии согласилось выделить свои подразделения для атаки японского флота в центральной части Тихого океана и высадки десанта на атолле Мидуэй . [ 13 ] В результате нападения на Японские острова 20 апреля командование японской армии также согласилось отложить наступление на Новую Каледонию , Самоа и Фиджи до окончания операций против американских авианосцев в центральной части Тихого океана. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Марк Стилл: Тихоокеанская авианосная война , стр. 61–63.
- ^ Алан Зимм: Нападение на Перл-Харбор , с. 118
- ^ Алан Зимм: Нападение на Перл-Харбор , с. 224
- ^ Трент Хоун: Овладение искусством , с. 35
- ^ Jump up to: а б с д Марк Стилл: Тихоокеанская авианосная война , стр. 68–69.
- ^ Jump up to: а б с д Ян В. Толл: Тихоокеанский тигель , стр. 199–203.
- ^ Ян В. Толл: Тихоокеанский тигель , с. 220–223
- ^ "Асепилоты: Спасение Лексингтона "
- ^ Jump up to: а б Ян Толл: Pacific Crucible , с. 232
- ^ Эдвард Стаффорд: Большая Е , стр. 69–70.
- ^ Эдвард Стаффорд: Большая Е , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Марк Стилл: Тихоокеанская авианосная война , стр. 71–73.
- ^ Jump up to: а б с Ян Толл: Pacific Crucible , стр. 299–301.
Библиография
[ редактировать ]- Хоун, Трент (2022). Овладение искусством командования: адмирал Честер В. Нимиц и победа на Тихом океане . Аннаполис : Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1682475959 .
- Стаффорд, Эдвард П. (15 января 2016 г.). Большая E: История военного корабля США «Энтерпрайз», иллюстрированное издание . Аннаполис : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1591148029 .
- Стилле, Марк (12 октября 2021 г.). Тихоокеанская авианосная война: авианосный бой от Перл-Харбора до Окинавы . Скопа. ISBN 978-1472826336 .
- Толл, Ян В. (14 ноября 2011 г.). Тихоокеанский тигель . Трилогия о Тихоокеанской войне. Том. Война на море в Тихом океане, 1941–1942 гг. Нью-Йорк: Нортон и компания. ISBN 978-0393068139 .
- Зимм, Алан (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Издательство «Каземат». ISBN 9781612000107 .