Контроль пограничного слоя
![]() | Эта статья может быть очень трудной для понимания . ( июль 2020 г. ) |
![]() | Эта статья предоставляет недостаточный контекст для тех, кто не знаком с предметом . ( Июль 2020 г. ) |
Управление пограничным слоем относится к методам управления поведением потока жидкости пограничных слоев .
Может быть желательно уменьшить отрыв потока на быстрых транспортных средствах, чтобы уменьшить размер следа (обтекаемость), что может уменьшить сопротивление. Разделение пограничного слоя обычно нежелательно в системах самолетов с высоким коэффициентом подъемной силы и воздухозаборниках реактивных двигателей.
Ламинарный поток вызывает меньше поверхностного трения, чем турбулентный, но турбулентный пограничный слой лучше передает тепло. Турбулентные пограничные слои более устойчивы к отрыву.
Возможно, потребуется увеличить энергию в пограничном слое, чтобы он оставался прикрепленным к своей поверхности. Свежий воздух можно подавать через щели или подмешивать сверху. Слой с низким импульсом на поверхности может быть высосан через перфорированную поверхность или стравлен, когда он находится в канале высокого давления. Его можно полностью удалить с помощью переключателя или внутреннего дренажного канала. Его энергию можно увеличить по сравнению с энергией набегающего потока за счет введения высокоскоростного воздуха.
Природа
[ редактировать ]Британский зоолог сэр Джеймс Грей заявил, что у дельфинов, по-видимому, есть турбулентный пограничный слой, который снижает вероятность разделения и минимизирует сопротивление, и что механизмы поддержания ламинарного пограничного слоя для уменьшения трения кожи у дельфинов не были продемонстрированы. Это стало известно как парадокс Грея . [ 1 ] [ 2 ]
Крылья птиц имеют переднюю кромку, называемую Alula , которая задерживает сваливание крыла на низких скоростях аналогично предкрылку на крыле самолета. [ 3 ]
Тонкие перепончатые крылья, обнаруженные у летучих мышей и насекомых, имеют особенности, которые, по-видимому, вызывают благоприятную шероховатость соответствующих чисел Рейнольдса, тем самым позволяя этим существам летать лучше, чем это было бы в противном случае. [ 4 ]
Спорт
[ редактировать ]Мячам могут быть приданы элементы, которые делают поверхность шероховатой и увеличивают дальность удара или броска. Шероховатость приводит к тому, что пограничный слой становится турбулентным и остается прикрепленным дальше сзади, прежде чем оторваться с меньшим следом, чем это было бы в противном случае. По мячам можно ударять разными способами, чтобы придать им вращение и заставить их следовать по изогнутой траектории. Вращение приводит к смещению разделения пограничного слоя в одну сторону, что создает боковую силу.
Контроль BL (придание шероховатости) был применен к мячам для гольфа в 19 веке. Швы на мячах для крикета и бейсбола действуют как структура управления пограничным слоем. [ 5 ]
На цилиндре
[ редактировать ]В случае обтекания цилиндра набегающим потоком можно использовать три метода для контроля отрыва пограничного слоя , который происходит из-за неблагоприятного градиента давления. [ 6 ] Вращение цилиндра позволяет уменьшить или устранить пограничный слой, образующийся на стороне, движущейся в том же направлении, что и набегающий поток. На стороне, движущейся против потока, также наблюдается лишь частичный отрыв пограничного слоя. Всасывание, применяемое через щель в цилиндре рядом с точкой разделения, также может задержать начало разделения за счет удаления частиц жидкости, которые замедлились в пограничном слое. Альтернативно, жидкость может выдуваться из обтекаемой щели, так что замедленная жидкость ускоряется и, таким образом, точка разделения задерживается.
Поддержание ламинарного пограничного слоя на самолетах
[ редактировать ]Аэродинамические профили с ламинарным потоком были разработаны в 1930-х годах путем придания формы таким образом, чтобы поддерживать благоприятный градиент давления и предотвращать их турбулентность. Их результаты в аэродинамической трубе с низким сопротивлением привели к тому, что их стали использовать на таких самолетах, как P-51 и B-24, но для поддержания ламинарного потока требовался низкий уровень шероховатости и волнистости поверхности, который обычно не встречается в эксплуатации. [ 7 ] Сила [ 8 ] утверждает, что испытания профиля P-51, проведенные в высокоскоростной аэродинамической трубе DVL в Берлине, показали, что эффект ламинарного потока полностью исчез при реальных числах Рейнольдса в полете . Реализация ламинарного потока в приложениях с высокими числами Рейнольдса обычно требует очень гладких поверхностей без волн, которые может быть сложно производить и обслуживать. [ 7 ]
Поддержание ламинарного потока путем контроля распределения давления на аэродинамическом профиле называется Естественный ламинарный поток (NLF) [ 7 ] и с большим успехом была достигнута конструкторами планеров. [ 9 ]
На стреловидных крыльях благоприятный градиент давления становится дестабилизирующим из-за поперечного потока, и для управления поперечным потоком необходимо всасывание. [ 10 ] Дополнение эффекта формирования профиля профиля отсасыванием пограничного слоя известно как управление ламинарным потоком (LFC). [ 7 ]
Конкретный метод управления, необходимый для ламинарного управления, зависит от числа Рейнольдса и стреловидности передней кромки крыла. [ 11 ] Гибридное управление ламинарным потоком (HLFC) [ 7 ] относится к технологии стреловидного крыла, в которой LFC применяется только к передней кромке стреловидного крыла, а NLF позади нее. [ 12 ] Мероприятия, спонсируемые НАСА, включают NLF на гондолах двигателей и HLFC на верхних поверхностях крыла, а также на горизонтальных и вертикальных поверхностях хвостового оперения. [ 13 ]
Проектирование самолетов
[ редактировать ]В авиационной технике управление пограничным слоем может использоваться для уменьшения паразитного сопротивления и увеличения полезного угла атаки . Воздухозаборники двигателей, установленные на фюзеляже, иногда оснащаются разделительной пластиной .
В 1920-х и 1930-х годах в Aerodynamische Versuchsanstalt в Геттингене было проведено много исследований для изучения повышения подъемной силы аэродинамических крыльев за счет всасывания . [ нужна ссылка ]
Примером самолета с активным контролем пограничного слоя является японский гидросамолет ShinMaywa US-1 . [ 14 ] Этот большой четырехмоторный самолет использовался для противолодочной борьбы (ПЛО) и поисково-спасательных операций (SAR). Он был способен работать в режиме короткого взлета и посадки и на очень низких скоростях полета. Его замена в роли спасателя, ShinMaywa US-2 , использует аналогичную систему, способную летать со скоростью 50 узлов. [ 15 ] Эта функция также используется в самолете Boeing 787-9 Dreamliner.
См. также
[ редактировать ]
- Перегоревший клапан
- Эффект Коанда
- Высотное устройство
- Крыло контроля циркуляции
- Передний слот
- Отсасывание пограничного слоя
- Генератор вихрей
- Аэродинамика
- Турбулятор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фиш, Фрэнк Э. (июль 2006 г.). «Миф и реальность парадокса Грея: значение уменьшения сопротивления дельфинов для технологий». Биоинспирация и биомиметика .
{{cite journal}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Цитирование Фрэнк Э. Фиш; МОРСКАЯ СВИНКА ДЛЯ ВЛАСТИ. J Exp Biol, 15 марта 2005 г.; 208 (6): 977–978. два : 10.1242/jeb.01513
- ^ «ARDEOLA: Официальный научный журнал SEO/BirdLife» (PDF) .
- ^ «Дизайн самолета» Стинтон Дэррол, BSP Professional Books, Оксфорд, 1989, ISBN 0-632-01877-1 , стр.97
- ^ «Вращающийся полет» Лоренц Ральф Д. Спрингер Science+Business Media, LLC, 2006 г., ISBN 0-387-30779-6 , стр.33
- ^ «Теория пограничного слоя» Шлихтинг Клаус, Герстен, Э. Краузе, Х. Младший Эртель, К. Мэйес, 8-е издание Springer, 2004 г. ISBN 3-540-66270-7
- ^ Jump up to: а б с д и «Понимание аэродинамики на основе реальной физики» Маклин Дуг, John Wiley & Sons Ltd., Чичестер, ISBN 978-1-119-96751-4 , стр.339
- ^ «АБЛ» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 13 января 2016 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2012 г. Проверено 13 января 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Бушнелл, DM; Таттл, Миннесота (сентябрь 1979 г.). «Обзор и библиография по достижению управления ламинарным потоком воздуха с использованием градиента давления и всасывания, том 1» (PDF) . Технический отчет NASA Sti/Recon N. 79 : 33438. Бибкод : 1979STIN...7933438B .
- ^ http://goldfinger.utias.utoronto.ca/IWACC2/IWACC2/Program_files/Collier_2.pdf, слайд 12.
- ^ «HondaJet Elite: ламинарный пограничный слой на самолете» . Сети FBO, наземное обслуживание, планирование поездки, авиационное топливо премиум-класса . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ http://goldfinger.utias.utoronto.ca/IWACC2/IWACC2/Program_files/Collier_2.pdf , слайд 5.
- ^ Рекламный видеоролик ShinMaywa, ок. 1980 год
- ↑ Пояснения и данные на сайте ShinMaywa, получены 12 декабря 2020 г.