Куфия
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: плохая организация; Другая не относящаяся к делу одежда упоминается в статье. ( Июль 2024 г. ) |
Куфия : орфийе , ( арабский : كُوفِيَّة прическа латинизированный , kūfiyya , букв. « » ) [ 1 ] также известный на арабском языке как хатта ( حَطَّة , ḥaṭṭa ), традиционный головной убор, который носят мужчины из некоторых частей Ближнего Востока . Он сделан из квадратного шарфа и обычно изготавливается из хлопка . [ 2 ] Куфию обычно можно встретить в засушливых регионах, поскольку она обеспечивает защиту от солнечных ожогов , пыли и песка. Региональные варианты называются гутра и шемаг . Арабы часто используют головной шнур , чтобы удерживать гутру на месте. [ 3 ]
Источник
Куфия возникла среди бедуинов как практичное и защитное покрытие для головы и лица, особенно в засушливом пустынном климате , в котором они традиционно жили. [ 4 ] [ 5 ] Сам термин заимствован из итальянского языка ( cuffia ) и разделяет свою этимологию с английским « coif ». [ 1 ]
Слово гутра ( арабское : غُترَة , латинизированное : ḡutra ) происходит от арабского корня ghatr ( غتر ), что означает «покрывать». На ранних изображениях арабов они неизменно изображены в тюрбанах , и неясно, когда куфия стала приемлемой для высших классов. Хотя письменные сообщения о гутре датируются началом 18 века, самая ранняя известная фотография относится к 19 веку ( Абдулла бин Сауд Аль Сауд , сделанный перед его казнью в 1819 году). [ 3 ]
Разновидности и вариации
Ближнего Востока Этот головной убор носят арабы , курды и езиды . [ 6 ] Иракские туркмены носят его и называют Джамадани. [ 7 ] а оманцы называют это муссаром. Независимо от названия, он доступен в разных цветах и стилях с множеством различных способов завязывания, в зависимости от регионального происхождения и характера случая. Оманцы не используют агал, вместо этого привязывают его к куме в официальных случаях.
Во время своего пребывания среди болотных арабов Ирака Гэвин Янг отметил, что местные сайиды — «почитаемые люди, признанные [...] потомками Пророка Мухаммеда и Али ибн Аби Талиба » — носили темно-зеленую куфию в отличие от черной бело-клетчатые экземпляры, типичные для жителей этого района. [ 8 ]
-
Мужчина в белой гутре с черным агалом
-
Езидские мужчины в куфиях
-
Иранские дети в куфиях во время религиозного собрания в Иране
Иорданский шемаг
Другой тип куфии — это шемаг, представляющий собой красно-белый клетчатый шарф с кисточками. Чем больше кисточки, тем важнее человек. Эта красно-белая куфия ассоциируется с Иорданией и является ее национальным символом. [ 9 ] Шемаг носят в основном в Иордании и бедуинских общинах. [ 10 ] Он изготовлен из хлопка. Иорданский шемаг и палестинская куфия различаются по цвету и географическому значению. [ 11 ]
Другие варианты шемага
Другими региональными вариациями шемага являются египетский Синайский шемаг и саудовский шемаг (также известный как гутра). [ 10 ]
Палестинский национальный символ
До 1930-х годов арабские сельские жители и крестьяне носили белую куфию и агал (веревку), в то время как жители города и образованная элита носили османский тарбуш (фес) . [ 12 ] Во время арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине командиры арабских повстанцев приказали всем арабам надеть куфию. В 1938 году мандатный верховный комиссар Великобритании в Палестине Гарольд МакМайкл докладывал Министерству иностранных дел: «Этот «приказ» выполнялся с удивительной покорностью, и не будет преувеличением сказать, что в месяц восемь из каждых десяти тарбушей в Палестине страна была заменена [куфией и] агалом». [ 13 ] После окончания восстания большинство жителей либо снова стали носить тарбуш, либо предпочли остаться без шляп. [ 14 ]
Черно-белая клетчатая куфия появилась в 1950-х годах, когда Глабб-паша , британский офицер, хотел отличить своих палестинских солдат (черно-белая куфия) от своих иорданских войск (красно-белая куфия). [ 15 ] Популярность черно-белой куфии возросла в 1960-х годах с началом палестинского движения сопротивления и ее принятием палестинским лидером Ясиром Арафатом . [ 16 ]
Черно-белая куфия с сетчатым узором позже стала культовым символом Арафата, и без нее его редко можно было увидеть; лишь изредка он носил военную фуражку или, в более холодном климате, шапку -ушанку в русском стиле . Арафат носил свою куфию полутрадиционным способом, обматывая голову агалем . Он также носил кусок ткани с таким же узором в вырезе своей военной формы . Вначале он сделал своей торговой маркой накидку шарфа только на правое плечо, придав ему грубую форму треугольника . Этот способ ношения куфии стал символом Арафата как личности и политического лидера, и ему не подражали другие палестинские лидеры.
Другой палестинской фигурой, связанной с куфией, является Лейла Халед , член вооруженного крыла Народного фронта освобождения Палестины . Несколько фотографий Халеда распространились в западных газетах после угона рейса 840 компании TWA и угона самолета Доусон Филд . На этих фотографиях Халед часто изображал куфию в стиле мусульманского хиджаба , обернутую вокруг головы и плеч. Это было необычно, поскольку куфия ассоциируется с арабской мужественностью, и многие полагают, что это что-то вроде модного заявления Халеда, обозначающего ее равенство с мужчинами в палестинской вооруженной борьбе.
Цвета вышивки куфии также отдаленно связаны с политическими симпатиями палестинцев. Традиционные черно-белые куфии стали ассоциироваться с Фатхом . Позже красные и белые куфии были приняты палестинскими марксистами , такими как НФОП . [ 17 ] Из-за своей связи с ФАТХ в апреле 2021 года ХАМАС арестовал студентов и сотрудников университета Аль-Азхар за ношение куфии. [ 18 ]
Символ палестинской солидарности
Черно-белая клетчатая куфия стала символом палестинского национализма , начиная с использования простой белой куфии во время арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине , а затем использования клетчатого узора в 1950-х годах (см. Выше). За пределами Ближнего Востока и Северной Африки куфия завоевала популярность среди активистов, поддерживающих палестинцев в конфликте с Израилем . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
в 2023 году Во время войны между Израилем и Хамасом в ходе пропалестинских протестов по всему миру демонстранты носили куфию. [ 22 ] В рамках ограничений на пропалестинские протесты в Германии в школах Берлина запретили ношение куфии. [ 23 ] и один человек сказал, что ему «запрещали гулять по городу в течение 24 часов, потому что [он] был одет в куфию». [ 23 ] Аналогичные запреты на пропалестинские протесты по всей Франции [ 24 ] видел, как демонстранта оштрафовали на 135 евро за ношение куфии. [ 24 ] Аналогичным образом, юридические наблюдатели на протестах в Лондоне рассказали о «нападениях спецназа на людей, носящих палестинскую куфию», и об угрозах ареста за это. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Протестующие в Канаде, [ 28 ] Ливан, [ 22 ] Малайзия, [ 29 ] Марокко, [ 30 ] Пакистан, [ 22 ] Нидерланды, [ 31 ] и Соединенные Штаты [ 32 ] [ 33 ] также были замечены в куфие, а Лидия Торп носила куфию, выступая в австралийском Сенате, осуждая австралийскую поддержку «репрессивной оккупации» и сравнивая борьбу палестинцев с борьбой коренных австралийцев ». [ 34 ]
Производство
Сегодня куфия как символ палестинской идентичности в основном импортируется из Китая. С ростом популярности шарфов в 2000-х годах на рынок вышли китайские производители, вытеснив палестинцев из этого бизнеса. [ 35 ] Мать Джонс написала: «По иронии судьбы, глобальная поддержка палестинской государственности как модного аксессуара забила еще один гвоздь в гроб осажденной экономики оккупированных территорий ». [ 35 ]
В 2008 году Ясир Хирбави, который в течение пяти десятилетий был единственным палестинским производителем куфии, испытывал трудности с продажами и сообщил, что продажи упали «со 150 000 единиц в год в 1993 году до всего 10 000 единиц в 2010 году». [ 36 ] перед переходом от локальных к глобальным онлайн-продажам. [ 36 ] После войны между Израилем и ХАМАСом в 2023 году Хирбави объявил, что компания, которой управляют сыновья Ясира после его смерти в 2018 году, [ 36 ] пожертвует прибыль от куфии, проданной в октябре 2023 года, Палестинско-Американской медицинской ассоциации, [ 37 ] в этом месяце было продано более 20 000 штук. [ 37 ]
Другая культурная символика
Первые еврейские мигранты в Подмандатную Палестину приняли куфию, потому что считали ее частью подлинного местного образа жизни. [ 38 ] Вплоть до 2000-х годов Турция запрещала куфию, поскольку она считалась символом солидарности с РПК . [ 39 ]
Жители Запада в Кефие
Британский полковник Т. Э. Лоуренс (более известный как Лоуренс Аравийский ), вероятно, был самым известным на Западе носителем куфии и агала во время своего участия в арабском восстании во время Первой мировой войны . Этот образ Лоуренса позже был популяризирован киноэпопеей о нем « Лоуренс Аравийский» , в которой его изобразил Питер О’Тул .
Многие еврейские сионистские иммигранты в Османскую Палестину и Британскую подмандатную Палестину носили куфию, подражая арабскому населению, из стремления к «близости и чувству принадлежности к этому месту». [ 40 ] В их число входили члены молодежных групп, политические деятели и ополченцы, в том числе Хашомер . Другие еврейские жители Палестины носили куфию во время студийных фотосессий как одежду востоковедов. [ 41 ] После палестинских беспорядков 1929 года и арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине «популярность куфии начала снижаться, и попытки евреев подражать арабам стали менее распространенными, но на протяжении 1940-х и 1950-х годов куфию все еще можно было увидеть в Израиле». "в том числе на политиков и военных. Поскольку куфия стала ключевым компонентом фирменного образа Ясира Арафата, она окончательно потеряла популярность среди израильтян и стала ассоциироваться исключительно с палестинским националистическим движением. [ 42 ]
В эпоху немого кино в американском кино 1920-х годов студии обратились к востоковедным темам экзотического Ближнего Востока, возможно, из-за взгляда на арабов как на союзников в Первой мировой войне , а куфия стала стандартной частью театрального гардероба. В этих фильмах и их главных мужских ролях западные актеры обычно играли арабов, часто носивших куфию с агалом (как в фильмах «Шейх» и «Сын шейха » с актером Рудольфом Валентино в главной роли ).
Во время войн в Ираке и Афганистане в 2001 году военнослужащие США начали носить куфию по практическим соображениям. Хотя шарфы никогда не выпускались непосредственно американскими вооруженными силами, многие частные розничные продавцы тактического снаряжения продавали их военнослужащим морской пехоты и армии. Шарфы обычно окрашивались в цвета, которые максимально соответствовали военной форме, и имели символы, которые нравились западным потребителям ( например , череп и скрещенные кости, змеи Гадсдена и спартанские шлемы). Черную и коричнево-коричневую куфию до сих пор обычно носят ветераны вооруженных сил без какой-либо подразумеваемой поддержки арабского национализма или подобных идей, а иногда могут нести прямо противоположное послание. [ нужна ссылка ]
Модный тренд
Как и другие предметы одежды, которые носили в военное время, такие как футболка , униформа и брюки цвета хаки , куфия считалась шикарной среди неарабов на Западе. Куфия стала популярной в Великобритании в 1970-х годах, а затем в Соединенных Штатах в конце 1980-х, в начале Первой интифады , когда богемные девушки и панки носили куфию в качестве шарфов на шее. [ 43 ] [ 44 ] В начале 2000-х куфия была очень популярна среди молодежи Токио, которая часто носила ее с камуфляжной одеждой. [ 43 ] Тенденция повторилась в середине 2000-х годов в США. [ 43 ] [ 44 ] Европа, [ 44 ] Канада и Австралия, [ 45 ] [ 46 ] когда куфия стала популярной как модный аксессуар кругах обычно носили как шарф на шее , который в хипстерских . [ 43 ] [ 44 ] Эту вещь продали в таких магазинах, как Urban Outfitters и TopShop . Однако после некоторых разногласий по поводу решения ритейлера маркировать эти товары как «антивоенные шарфы», Urban Outfitters отказалась от этого решения. [ 44 ] Весной 2008 года куфии таких цветов, как фиолетовый и лиловый, были представлены в выпусках модных журналов Испании и Франции. В ОАЭ мужчины склоняются к более западным головным уборам, в то время как женщины отдают предпочтение дупатте — традиционному головному убору Южной Азии. [ 47 ] Присвоение куфии как модного тренда владельцами неарабского происхождения, отдельно от ее политического и исторического значения, в последние годы стало предметом споров. [ 48 ] Хотя его часто носят как символ солидарности с палестинской борьбой, индустрия моды игнорирует его значение, используя его узор и стиль в повседневном дизайне одежды. Например, в 2016 году Topshop выпустил комбинезон с принтом Кеффия, назвав его «комбинезон с шарфом». Это привело к обвинениям в культурном присвоении , и Topshop в конечном итоге удалил товар со своего сайта. [ 49 ]
См. также
- Гутра , арабский головной убор.
- Шемах , арабский головной убор.
- Эмама , арабский тюрбан
- Гамча , шарф из Южной Азии.
- Клетчатая шаль, которую носят в Камбодже и Вьетнаме.
- Крама , камбоджийский шарф.
- Список головных уборов
- Литам , арабский головной убор.
- Судра , еврейский платок.
- Тагельмуст , берберский шарф.
- Талит , еврейская шаль.
- Тюрбан , головной убор, который носят в Центральной и Западной Азии.
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Брилл, Э.Дж. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла: 1913–1936. Таиф-Зурхана . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-09794-0 .
- ^ Дж. Р. Бартлетт (19 июля 1973 г.). Первая и Вторая книги Маккавеев . Архив Кубка. п. 246. ИСБН 978-0-521-09749-9 . Проверено 17 апреля 2013 г.
Традиционный еврейский головной убор представлял собой что-то вроде арабской куфии (хлопковый квадрат, сложенный и обмотанный вокруг головы), либо тюрбан или чулок.
- ^ Перейти обратно: а б Линдисфарн и Ингхэм 1997 , с. 45.
- ^ Доника, Джозеф (10 ноября 2020 г.), «Повязки на голове, арабская идентичность и новый материализм» , All Things Arabia , Brill, стр. 163–176, ISBN 978-90-04-43592-6 , получено 18 октября 2023 г.
- ^ «Гутра, кто это спроектировал?» . Арабские новости . 7 августа 2013 года . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ «Узнайте о курдской одежде» .
- ^ Салман, Мофак. «Алтункопрю – древнее название городка Тюркмен» (PDF) .
Они также носят шарф, известный среди публики как Джамадани.
- ^ Янг, Гэвин (1978) [Впервые опубликовано William Collins & Sons в 1977 году]. Вернитесь на Болота . Фотография Ника Уиллера. Великобритания: Публикации Futura. стр. 15–16. ISBN 0-7088-1354-2 .
Здесь была разница: почти все они носили темно-зеленые кефии (или шефия ) (головные уборы) вместо обычных черно-белых клетчатых. По этому знаку мы могли определить, что это были сайиды , как тот человек с желтоватым лицом у Фалиха.
- ^ Пенн, Линдси (25 сентября 2020 г.). «Кефия, Шема и Гутра» . Арабская Америка . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Объяснение традиционных шарфов или куфий арабского мира» . Каир 360 Путеводитель по Каиру, Египет . 26 октября 2023 г. Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Аджлуни, Эман (25 октября 2023 г.). «Палестинская Кефия и Иорданский Шема» . Арабская Америка . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Сведенбург, Тед (1995). Воспоминания о восстании: восстание 1936–1939 годов и палестинское национальное прошлое . Университет Миннесоты Пресс. стр. 30–31. ISBN 978-1-557-28763-2 .
- ^ Отчет о ситуации в Палестине, часть 1, CO 935/21. Конфиденциальная печать: Ближний Восток, 1839–1969 гг. (Отчет). п. 47 – через Адама Мэтью Диджитал.
- ^ Сведенбург, Тед (1995). Воспоминания о восстании: восстание 1936–1939 годов и палестинское национальное прошлое . Университет Миннесоты Пресс. п. 34. ISBN 978-1-557-28763-2 .
- ^ Сведенбург, Тед (1995). Воспоминания о восстании: восстание 1936–1939 годов и палестинское национальное прошлое . Университет Миннесоты Пресс. п. 35. ISBN 978-1-557-28763-2 .
- ^ Торстрик, Ребекка (2004). Культура и обычаи Израиля . Гринвуд. п. 117. ИСБН 978-0-313-32091-0 .
- ^ Бинур, Йорам (1990). Мой враг, мое Я. Пингвин. п. хв.
- ^ Махмуд, Амани (28 сентября 2021 г.). «Спор ХАМАС-ФАТХ по поводу ношения куфии перекинулся и на университет Газы» . Аль-Монитор: Независимое, заслуживающее доверия освещение событий на Ближнем Востоке . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Типтон, Фрэнк Б. (2003). История современной Германии с 1815 года . Международная издательская группа «Континуум». п. 598. ИСБН 0-8264-4910-7 .
- ^ Мадде, Кас (2005). Расистский экстремизм в Центральной и Восточной Европе . Рутледж. п. 34. ISBN 0-415-35594-Х .
- ^ Кук, Эрин (20 декабря 2017 г.). «Индонезия демонстрирует свою солидарность с палестинским делом» . Азия Таймс . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Тысячи людей продолжают маршировать в поддержку Газы во многих городах мира» . Аль-Джазира на английском языке . 29 октября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шарма, Гури (26 октября 2023 г.). « Полная цензура»: палестинская диаспора Германии борется с репрессиями» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мавад, Далал; Ева Бреннан (12 октября 2023 г.). «Франция запрещает все пропалестинские протесты» . CNN . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Палестинская солидарность: растущая нетерпимость государства к праву на протест» . Сеть полицейского мониторинга. 17 октября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Ланчин, Джуд (20 октября 2023 г.). «Суэлла Браверман и правительство продолжают жестко наступать на право на протест и свободу выражения мнений» . Биндманс . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Хантер, Бенни (16 октября 2023 г.). «Великобританский истеблишмент использует войну, чтобы атаковать протесты внутри страны» . открытая демократия . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Сотни людей пришли на пропалестинский митинг в Ванкувере» . Канадская радиовещательная корпорация . 9 октября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Азми, Хади; Джозеф Сипалан (20 октября 2023 г.). «Война между Израилем и сектором Газа: пропалестинские протестующие в Малайзии призывают США взять на себя ответственность за поддержку Израиля» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Касрауи, Сафаа (20 октября 2023 г.). «Полиция отрицает, что не позволила женщине нести Кефию во время матча Видад AC» . Мировые новости Марокко . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Холлеман, Воутер (30 октября 2023 г.). «Поддержка Палестины во время обучения в здании Сандерса» . Журнал Эразмус . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Бобби Кайна Кальван; Джейк Блейберг (9 октября 2023 г.). «Демонстранты митингуют по всей территории США в ответ на жестокий конфликт между Израилем и ХАМАС» . ПБС . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Карам, Эша; Сара Хаддлстон; Сабрина Тайцер-Вурр (2 ноября 2023 г.). « На нас нападают»: пропалестинские филиалы сообщают о преследованиях и угрозах» . Колумбийский ежедневный зритель . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Томпсон, Ангус (16 октября 2023 г.). «Лидия Торп надевает куфию в Сенате, чтобы выступить по вопросу Палестины» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Соня Шарп (22 июня 2009 г.). «Ваша Интифада: теперь сделано в Китае!» . Мать Джонс .
- ^ Перейти обратно: а б с "О нас" . Хирбави. 25 октября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Спасите детей Газы, Хирбави жертвует прибыль» . Хирбави. 23 октября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Лангер, Армин (5 декабря 2023 г.). «Как куфия – практичная одежда, используемая для защиты от солнца пустыни – стала символом палестинской идентичности» . Университет Флориды . Архивировано из оригинала 3 апреля 2024 года.
- ^ Уче, Оньебади (14 февраля 2017 г.). Музыка как платформа политической коммуникации . IGI Global. п. 214. ИСБН 9781522519874 .
- ^ Брэм, Шир Аарон (18 мая 2022 г.). «Евреи в куфие? – головной убор, ставший символом» . Национальная библиотека Израиля , Блог Библиотекарей .
- ^ Брэм, Шир Аарон (18 мая 2022 г.). «Евреи в куфие? – головной убор, ставший символом» . Национальная библиотека Израиля , Блог Библиотекарей .
- ^ Брэм, Шир Аарон (18 мая 2022 г.). «Евреи в куфие? – головной убор, ставший символом» . Национальная библиотека Израиля , Блог Библиотекарей .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лалли, Нина (15 февраля 2005 г.). «Клетчатое прошлое: фирменный шарф Арафата теперь выглядит в стиле милитари» . Деревенский голос . Нью-Йорк, Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ким, Кибом (11 февраля 2007 г.). «Там, где одни видят моду, другие видят политику» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, Нью-Йорк.
- ^ Рамачандран, Арджун (30 мая 2008 г.). «Суета Кеффии захлестнула магазин бутылок Бонди» . Сидней Морнинг Геральд . Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия. Архивировано из оригинала 29 августа 2011 года . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Рамачандран, Арджун (29 мая 2008 г.). «Знаменитого шеф-повара раскритиковали за «джихадистский шик » » Сидней Морнинг Геральд . Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия. Архивировано из оригинала 21 сентября 2011 года . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ «Что арабы носят на голове» . Журнал «Стиль ОАЭ» . 24 августа 2013 г.
- ^ Сведенбург, Тед (2021). «Куфия» . В Баяте, Асеф (ред.). Глобальный Ближний Восток: в XXI век . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 162–173. ISBN 978-0-520-96812-7 . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ «Topshop снимает с себя комбинезон из куфии после скандала из-за кражи культурных ценностей» . middleeasteye.net . Проверено 1 сентября 2017 г.
Дальнейшее чтение
- Ястроу, Маркус (1926). Словарь таргумим, Талмуда и мидрашей литературы . Издательство Хендриксон. ISBN 978-1-56563-860-0 . В словаре есть дополнительные ссылки, объясняющие, что такое шудра, на странице 962.
- Филиппы, Дитер (2009). Коллекция Philippi - Головные уборы веры, религии и духовности . Санкт-Бенно Верлаг, Лейпциг. ISBN 978-3-7462-2800-6 .
- Линдисфарн, Н.; Ингэм, Б. (1997). «Головной убор» . Языки одежды на Ближнем Востоке . Керзон. стр. 45–47. ISBN 978-0-7007-0671-6 . Проверено 10 августа 2024 г.
Внешние ссылки
- «Кефия и арабский центр». Архивировано 3 апреля 2015 г. в Wayback Machine на сайте About.com.
- «Мир Saudi Aramco: краситель, который связывает» , Кэролайн Стоун
- Дополнительные ссылки о шудре на странице 962 из онлайн-словаря Jastrow.
- Современная хронология Кеффии Крейз из арабо-американского блога Kabobfest.
- Che Couture уступает место курдскому Puşi Chic от Ишила Эгрикавука , Hurriyet
- Палестинская Кефия переросла ближневосточный конфликт
- Последняя фабрика в Палестине производит куфию.
- Хирбави: единственная оригинальная куфия, сделанная в Палестине