Соната для фортепиано соль мажор, D 894 (Шуберт)
Соната для фортепиано соль мажор D. 894 , соч. 78 Франца Шуберта — соната для фортепиано соло, законченная в октябре 1826 года . [1] Произведение иногда называют «Фантазией» - это название первой части произведения дал издатель Тобиас Хаслингер, а не Шуберт. [2] Это была последняя из сонат Шуберта, опубликованная при его жизни, и позже Роберт Шуман описал ее как «самую совершенную по форме и замыслу» из всех сонат Шуберта. [3] Типичное представление длится около 35 минут.
Автограф рукописи сонаты хранится в Британской библиотеке .
Движения
[ редактировать ]Соната состоит из четырех частей :
- Очень умеренный и кантабильный ( соль мажор , во многом соответствующий сонатной форме )
- Анданте ( ре мажор , с двумя трио, первое си минор , относительный минор , и второе параллельно минор , ре минор )
- Менуэт : Allegro moderato - Трио (си минор, трио си мажор )
- Аллегретто (соль мажор)
Настроение и характер
[ редактировать ]Английская пианистка и специалист по Шуберту Имоджен Купер описала сонату соль мажор как «одну из редких совершенно безмятежных сонат, которые он написал», добавив: «Конечно, как всегда у него, есть контрастные отрывки, которые становятся бурными и немного мрачно, но общее настроение - мирное и светлое, в отличие от струнного квартета соль мажор , написанного несколькими месяцами ранее, определенно нет». Далее она отметила, что «в последней части есть огромное остроумие - и один или два момента очень острых, как будто облако внезапно закрыло солнце, а затем солнце выходит снова». [4]
Шуберта Вступительная тема третьей части удивительно похожа на вторую тему первой части второго фортепианного трио как по ритму, так и по последовательности нот.
Питер Пешич прокомментировал наблюдение Дональда Фрэнсиса Тови о том, что Шуберт использовал серию ключевых подписей «круг шестых» в четвертой части этой сонаты в последовательности G → E ♭ → B = C ♭ → G = A. . [5]
Пианисты Святослав Рихтер и Пол Льюис заявили, что это их любимая соната Шуберта. [6] [7] Первый отличается чрезвычайно медленной интерпретацией первой части. [8] и торжественный отчет о произведении, в результате чего вся соната обычно длится более 45 минут. Для Кристиана Захариастиса соната Шуберта принадлежит к любимым произведениям.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ньюбоулд, Брайан (1997). Шуберт, музыка и человек . Интернет-архив. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 328. ИСБН 978-0-520-21065-3 .
- ^ Маккрелесс, Патрик (весна 1997 г.). «Кандидат в каноники? Новый взгляд на фантазию Шуберта до мажор для скрипки и фортепиано». Музыка XIX века . 20 (3): 205–230. дои : 10.1525/ncm.1997.20.3.02a00020 . JSTOR 746862 .
- ^ Грант Хиросима , для LAPHil.com.
- ↑ Интервью Имоджен Купер на BBC Radio 3 , включенное в трансляцию фортепианного концерта Шуберта 1 мая 2009 г.
- ^ Пешич, Питер (осень 1999 г.). «Сон Шуберта». Музыка XIX века . 23 (2): 136–144. дои : 10.1525/ncm.1999.23.2.02a00020 . JSTOR 746920 .
- ^ «- Ютуб» . Ютуб .
- ^ Том Сервис (19 марта 2012 г.). «Шуберт: Свирепый, нежный, возвышенный» . Хранитель . Проверено 7 июня 2022 г.
- ↑ Стивен Джонсон сообщает об «авторизованном» издании на 21 компакт-диске : «Первая часть Сонаты соль мажор Шуберта, D 894, потрясающе медленна - вступление, кажется, вообще не движется. Аргумент Рихтера состоит в том, что маркировка Шуберта, Molto moderato, относится к дрожащему ритму, а не к точечному крючку. С чисто музыковедческой точки зрения, я не думаю, что многие шубертианцы будут убеждены, но каким-то образом сосредоточенная, интенсивно поглощенная игра Рихтера убедила меня отказаться от неверия».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано соль мажор, D. 894 : Рукопись с автографом Шуберта в Британской библиотеке.
- Запись Серга ван Геннипа.
- Соната для фортепиано D.894 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур