Климент Римский
Климент I | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Ранняя Церковь |
Папство началось | 88 г. н.э. |
Папство закончилось | 99 г. н.э. |
Предшественник | Анаклет |
Преемник | Эварист |
Заказы | |
Посвящение | от Святого Петра |
Личные данные | |
Рожденный | в. 35 г. н. э. |
Умер | 99 г. н.э. (63–64 года) Херсонес , Таврика , Боспорское царство. |
Святость | |
Праздник |
|
Почитается в | |
Атрибуты |
|
Покровительство |
|
Святыни | Базилика Сан-Клементе , Рим Церковь Святого Климента , Москва Епархиальный храм и приход Святого Климента , Ангоно, Ризал , Филиппины |
Другие папы по имени Климент |
Климент Римский ( лат . Clemens Romanus ; древнегреческий : Κλήμης Ῥώμης , латинизированный : Klēmēs Rōmēs ) ( ок. 35 г. н. э. – 99 г. н. э.), также известный как Папа Климент I , был епископом Рима в конце первого века нашей эры. Его считают первым из апостольских отцов Церкви. [2] и ведущий член Церкви в Риме в конце I века .
О жизни Клемента мало что известно. Тертуллиан утверждал, что Климент был рукоположен святым Петром . [3] В списках ранней церкви он занимает второе или третье место. [4] [а] епископ Рима. Евсевий в своей книге « История Церкви» упомянул Климента как третьего епископа Рима и как «соработника» Павла . [5] В книге «Против ересей» Ириней описывает Климента как преемника Анаклета (третьего епископа Рима) и личного знакомого апостолов . [6] Согласно Annuario Pontificio , Климент был четвертым епископом Рима, занимавшим этот пост с 88 года до своей смерти в 99 году нашей эры. Вполне вероятно, что Климент умер в изгнании и, возможно, принял мученическую смерть . Согласно апокрифическим , датируемым IV веком рассказам таких авторов, как Руфин , Климент был заключен в тюрьму римским императором Траяном и казнен, привязав его к якорю и бросив в море. [2] [7] В Liber Pontificalis говорится, что Климент умер в Греции на третьем году правления Траяна, или в 101 году нашей эры.
Единственным известным подлинным сохранившимся сочинением Климента является его письмо к церкви в Коринфе ( 1 Климента ) в ответ на спор, в котором были низложены некоторые пресвитеры Коринфской церкви. [4] Он утвердил власть пресвитеров как руководителей церкви, поскольку они были назначены апостолами. [4] Его письмо, которое является одним из древнейших дошедших до нас христианских документов за пределами Нового Завета , было прочитано в церкви в Коринфе вместе с другими посланиями, некоторые из которых позже стали частью христианского канона . Это письмо считается самым ранним подтверждением принципа апостольского преемства . Второе послание, 2 Климента , когда-то было спорно приписано Клименту, хотя недавние исследования предполагают, что это проповедь другого автора. [4] В псевдоклиментинских «Писаниях» Климент выступает посредником, через которого апостолы учат церковь. [4]
Климент признан святым во многих христианских церквях и покровителем мореплавателей. Его память отмечается 23 ноября в Католической церкви , Англиканской общине и Лютеранской церкви . В восточно-православном христианстве его праздник отмечается 25 ноября. [8]
Жизнь [ править ]
Папская книга [9] представляет список, который делает Линуса вторым в линии епископов Рима, а Петра первым; но в то же время там говорится, что Петр рукоположил двух епископов, Лина и Анаклета , для священнического служения общине, посвятив себя вместо этого молитве и проповеди, и что именно Клименту он поручил Церковь в целом, назначив его как его преемник. Тертуллиан считал Климента непосредственным преемником Петра. [10] В одной из своих работ Иероним назвал Климента «четвертым епископом Рима после Петра, если действительно вторым был Линус, а третьим Анаклет, хотя большинство латинян думают, что Климент был вторым после апостола». [11] Климент ставится после Линуса и Клета/Анаклета в самом раннем (ок. 180 г.) повествовании об Иринее . [12] за которым следует Евсевий Кесарийский . [13]
В ранних списках преемников первым назван Климент. [14] : 636 [б] второй или третий [4] [с] преемник Петра . Однако смысл его включения в эти списки оказался весьма спорным. [15] Некоторые полагают, что пресвитеры-епископы существовали уже в I веке. [15] но нет никаких свидетельств существования монархического епископства в Риме на столь раннем этапе. [4] Однако нет также никаких свидетельств изменений, произошедших в церковной организации во второй половине II века, которые указывали бы на то, что утверждалось новое или новомонархическое епископство. [15]
Традиция, зародившаяся в III и IV веках, [4] идентифицировал его как Климента, о котором Павел упоминал в Филиппийцам 4:3 , соработника во Христе. [д] Хотя в середине XIX века его было принято идентифицировать как вольноотпущенника Тита Флавия Клеменса , который был консулом при своем двоюродном брате, императоре Домициане , эта идентификация, о которой не говорят ни одни древние источники, впоследствии потеряла поддержку. [2] II века Пастырь Ермы упоминает Климента, чьей обязанностью было общение с другими церквями; скорее всего, это ссылка на Климента I. [16]
Большая община существовала в Риме ок. 58, когда Павел написал свое Послание к Римлянам. [4] Павел прибыл в Рим ок. 60 (Деяния). [4] Говорят, что Павел и Петр приняли там мученическую смерть. Нерон преследовал римских христиан после того, как Рим сгорел в 64 году, и община, возможно, подверглась дальнейшим преследованиям при Домициане (81–96). Климент был первым из самых известных епископов раннего Рима. [17] В Liber Pontificalis , документирующей период правления пап, утверждается, что Климент знал Петра.
Климент известен своим посланием к церкви в Коринфе (ок. 96 г.), в котором он утверждает апостольскую власть епископов/пресвитеров как правителей церкви. [4] В послании упоминаются episkopoi (надзиратели, епископы) или presbyteroi (старейшины, пресвитеры) как высший класс служителей, обслуживаемых диаконами, но, поскольку в нем не упоминается он сам, в нем не указывается титул или титулы, использованные для Климента в Рим.
Смерть и легенды последних дней [ править ]
Согласно апокрифическим актам, датируемым не ранее IV века, Климент был сослан из Рима в Херсонес во времена правления императора Траяна. [4] [2] и был отправлен на работу в каменоломню. Обнаружив по прибытии, что заключенные страдают от нехватки воды, он преклонил колени в молитве. Подняв глаза, он увидел на холме ягненка, подошел туда, где только что стоял ягненок, и ударил киркой по земле, выпустив хлынувшую струю чистой воды. Это чудо привело к обращению в христианство большого количества местных язычников и его товарищей по заключению. В наказание Климент был замучен , будучи привязанным к якорю. [18] и брошен с лодки в Черное море . Легенда рассказывает, что каждый год чудесный отлив моря открывал божественно построенный храм, в котором хранились его кости. Однако древнейшие источники о жизни Климента, Евсевий и Иероним , ничего не отмечают о его мученической кончине. [14] : 639
Инкерман -Печерский монастырь отмечает предполагаемое место захоронения Климента в Крыму . За год или два до своей смерти в 869 году Кирилл привез в Рим то, что он считал мощами Климента , кости, которые он нашел в Крыму, захороненные с якорем на суше. Сейчас они хранятся в базилике Сан-Клементе . [2] Но есть и другие традиции [19] о древнем почитании мощей в Херсонесе и перенесении главы в Киев . Другие мощи Климента, в том числе его глава, принадлежат Киево-Печерскому монастырю на Украине.
Сочинения [ править ]
В Liber Pontificalis утверждается, что Климент написал два письма (хотя второе письмо, 2 Климента, многие современные ученые больше не приписывают ему). [4] [2] [20]
Послание Климента [ править ]
Единственный сохранившийся, неоспоримый текст Климента — это письмо христианскому собранию в Коринфе , часто называемое Первым посланием Климента или 1 Климента. История 1 Климента ясно и непрерывно показывает Климента как автора этого письма. Он считается самым ранним подлинным христианским документом за пределами Нового Завета .
Климент пишет обеспокоенному собранию в Коринфе, где были низложены некоторые «пресвитеры» или «епископы» (некоторые историки утверждают, что класс духовенства, превосходящий класс диаконов, обозначается этими двумя терминами безразлично). [4] Климент призывает к покаянию и восстановлению в должности низложенных, в соответствии с соблюдением порядка и послушанием церковной власти, поскольку апостолы установили служение «епископов и диаконов». [4] Он упоминает «принесение даров» как одну из функций высшего сословия духовенства. [4] Послание предлагает ценную информацию о церковном служении того времени и истории Римской церкви. [4] Оно пользовалось большим уважением, и его читали в церкви в Коринфе вместе с Священным Писанием ок. 170. [4]
Нам следует быть послушными Богу, а не следовать за теми, кто из высокомерия и непокорности поставил себя лидерами в отвратительной зависти... Ибо Христос с смиренными умом, а не с теми, кто превозносится над стадом.
- Климент Римский 1885b , 1 Клим 14:1; 16:1
Считаем ли мы тогда великим и чудесным делом, если Творец вселенной осуществит воскресение тех, которые служили Ему свято, в уверенности в доброй вере, видя, что Он показывает нам даже через птицу великолепие Его обещания?
- Климент Римский 1885b , 1 Клим 26:1
В послании некоторые утверждают, что Климент использует термины «епископ» и «пресвитер» как синонимы для обозначения высшего чина служителей над диаконами. [4] В некоторых общинах, особенно в Египте, различие между епископами и пресвитерами, похоже, установилось лишь позже. [21] Но уже к середине II века во всех ведущих христианских центрах появились епископы. [21] Такие ученые, как Барт Эрман, считают важным тот факт, что из семи писем, написанных Игнатием Антиохийским семи христианским церквям вскоре после времен Климента, единственное, в котором церковь не представлена как возглавляемая одним епископом, - это письмо, адресованное в церковь в Риме, хотя и о коллективном священстве в этом письме не говорилось. [22]
Письмо Климента также содержит исторические ссылки, в нем упоминаются гонения на христиан, зафиксировано мученичество апостола Петра и предполагается, что апостол Павел путешествовал в Испанию . [2]
Теология [ править ]
Взгляд Климента на оправдание вызвал много научных дискуссий, поскольку иногда утверждается, что он верил в sola fide , хотя другие считают, что он придерживается синергистских взглядов. Споры существуют, поскольку Климент прямо заявил, что «мы оправдываемся не собою, но верою», однако в других местах письма он подчеркивает осуждение греха. [23] Протестантский ученый Том Шрайнер утверждал, что Климент Римский верил в оправдание верой, ориентированное на благодать, которое в результате заставит верующего совершать дела: [24] Филип Шафф также сказал, что Климент, вероятно, учил доктрине только веры. [25] в то время как Католическая энциклопедия писала, что Климент считал дела частью оправдания. [2] Рудольф Кнопф и Рудольф Бультманн также считали, что Климент верил в синергизм и что верующему необходимо сотрудничать с благодатью Божией, чтобы спастись. Рудольф Кнопф в своем комментарии к письму Климента к Коринфянам заявил, что: «Дохристианские грехи изглаживаются крещением. Для тех грехов, которые следуют, человек должен иметь веру в божественное милосердие и в то же время тот человек должен проявлять свои добрые дела, без которых человек не может спастись». [23] Дэвид Даунс выступал против мнения, что Климент Римский придерживается синергистских взглядов. Он утверждал, что Климент не писал письмо о глубокой сотериологии, а вместо этого, чтобы обеспечить моральное руководство коринфянам, Дэвид Даунс заявил: «Согласно сотериологической экономике Климента все зависит от о благости, милосердии и избрании Творца, которые подобают «избранной части» через Иисуса». [23]
Томас Шрайнер утверждал, что Климент учил, что веры достаточно для спасения, на основании 1 Климента 32:4, где он заявил: [26]
Итак, мы, призванные по Его воле во Христе Иисусе, оправдываемся не через себя, или через нашу собственную мудрость, или разумение, или благочестие, или дела, которые мы творили в святости сердца, но через веру, которой Всемогущий Бог оправдал всех людей, которые были с самого начала; которому слава во веки веков. Аминь. (1 Климента 32:4) [26]
Это послание упоминается как первое произведение, устанавливающее римское первенство , поскольку оно писало, чтобы решить проблему в церкви: [27] но большинство ученых считают это послание скорее братским, чем авторитетным. [и] а православный ученый Джон Мейендорф считает, что это связано с осознанием Римской церковью своего «приоритета» (а не «первенства») среди поместных церквей. [28] Дэйв Армстронг также утверждал, что Климент поддерживал папскую непогрешимость в Послании к Коринфянам 1, 63. Из-за того, что он говорил о коринфянах, чтобы они «были послушны» тому, что он «написал через Святого Духа», чтобы исправить и «искоренить злую страсть ревности». [29] [30]
Также утверждалось, что это послание может содержать ранние свидетельства веры во всеобщее спасение . [31]
Согласно Католической энциклопедии , письмо Климента содержит тринитарное богословие , и он часто называет Христа первосвященником . [2]
Клименту ранее приписывавшиеся , Сочинения
Второе послание Климента [ править ]
Второе послание Климента — это проповедь, вероятно, написанная в Коринфе или Риме, но не Климентом. [4] Раннехристианские общины часто читали проповеди. В проповеди описывается христианский характер и покаяние. [4] Вполне возможно, что Церковь, из которой Климент отправил свое послание, включила праздничную проповедь в один экономический пост, поэтому проповедь стала известна как Второе послание Климента.
Хотя 2 Климента традиционно приписывают Клименту, большинство ученых полагают, что 2 Климента было написано во 2 веке на основе доктринальных тем текста и близкого совпадения слов во 2 Климента и в греческом Евангелии египтян . [2] [20]
Послания о девстве [ править ]
Два «Послания о девстве» традиционно приписывались Клименту, но сейчас существует почти всеобщее согласие, что Климент не был автором этих двух посланий. [32]
Ложные [ править] декреталии
Сборник церковного законодательства IX века, известный как «Ложные декреталии», который когда-то приписывался Исидору Севильскому , в основном состоит из подделок. Все, что он представляет как письма доникейских пап , начиная с Климента, является подделками, как и некоторые документы, которые он приписывает соборам; [ф] и более сорока фальсификаций обнаружены в декреталиях, которые он дает, как и декреталии постникейских пап, от Сильвестра I (314–335) до Григория II (715–731). Ложные декреталии были частью серии фальсификаций прошлого законодательства, предпринятой партией Каролингской империи, основной целью которой было освободить церковь и епископов от вмешательства со стороны государства и столичных архиепископов соответственно. [33] [34] [35]
Климент включен в число других раннехристианских пап как авторы Псевдоисидоранских (или ложных) декреталов, подделки 9-го века. Эти декреты и письма изображают даже первых пап как претендующих на абсолютную и универсальную власть. [г] Климент — самый ранний папа, которому приписывают псевдоисидоранский текст.
литература Клементина
Климент также является героем раннехристианского романа или романа , который сохранился по крайней мере в двух различных версиях, известных как литература Клементина, где он отождествляется с императора Домициана двоюродным братом Титом Флавием Клеменсом . В литературе о Клементине Климент изображается как средство распространения апостолами своего учения в Церкви. [4]
Признание святым [ править ]
Климента есть в римском каноне мессы . Имя Его память отмечается 23 ноября как Папа и мученик в Католической церкви , а также в англиканской общине и лютеранской церкви . Сирийская Православная Церковь , Маланкарская Православная Сирийская Церковь , Македонская Православная Церковь и Греческая Православная Церковь , а также Сирийская Католическая Церковь , Сиро-Маланкарская Католическая Церковь и все Византийского Устава Восточно-Католические Церкви поминают Климента Римского (называемого по- сирийски «Мор Клемис» ) — 24 ноября; Русская Православная Церковь чтит память Климента 25 ноября. Климента почитают в Англиканской церкви и Епископальной церкви 23 ноября . [36] [37]
Церковь Святого Климента в Москве известна своим блестящим барочным интерьером и иконостасом, а также набором позолоченных перил XVIII века. В 1934 году приход был расформирован, а первоначальные отдельно стоящие ворота снесены. Государственная библиотека имени Ленина хранила в этом здании свои книги на протяжении всего советского периода. Лишь в 2008 году здание вернулось Русской Православной Церкви.
День памяти Климента Римского отмечается в Синаксарии Коптской Православной Церкви Александрии 29 числа месяца Хатур [25 ноября (по юлианскому календарю) - эквивалентно 8 декабря (по григорианскому календарю) из-за текущего 13-дневного смещения юлиано-григорианского календаря] . По данным Синаксария Коптской церкви, он принял мученическую смерть в 100 году нашей эры во время правления императора Траяна (98–117). Он был замучен, привязав его шею к якорю и бросив в море. В записи 29-го числа коптского месяца Хатур говорится, что этот святой родился в Риме у благородного отца по имени Фостин, а также сообщается, что он был членом римского сената и что его отец дал ему образование и научил греческой литературе. .
Реликвии [ править ]
Помимо реликвий, почитаемых в Риме и Киеве (см. выше ), в городе Санта-Крус-де-Тенерифе в Испании берцовая кость хранится Климента. Это был дар Сидотти, Патриарха Антиохийского , Церкви Непорочного Зачатия . Исторически это была весьма почитаемая реликвия в городе. [38]
Символизм [ править ]
В произведениях искусства Климента можно узнать по якорю сбоку или по привязанному к шее. Чаще всего его изображают в папском облачении , включая паллий, иногда с папской тиарой , но чаще с митрой . Его также иногда изображают с папскими символами, такими как папский крест и Ключи Небес . Говоря о своем мученичестве, он часто держит пальму первенства в мученичестве.
Климента можно увидеть изображенным возле фонтана или источника , относящимся к происшествию из его жития , или лежащим в храме в море. или Закрепленный на якоре крест Морской крест также называют Крестом Святого Климента в связи с тем, как он был замучен. [18]
См. также [ править ]
- Список пап
- Список католических святых
- Папа Святой Климент I, покровитель архива
- День Святого Климента
- Надпись святых Климента и Сисинния - романская и латинская надпись XI века.
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Кэмпбелл 1907 подробно описывает дискуссию о том, был ли один Папа с двумя именами или два разных Папы. Древние источники противоречивы, а современные ученые разделены.
- ^ Как и Шафф, Святого Престола называет Annuario Pontificio Климента «верховным понтификом Рима» либо в 92–99, либо в 68–76 годах, что делает его либо первым, либо третьим преемником Святого Петра, но не вторым. ( Libreria Editrice Vaticana 2008 , стр. 7)
- ^ В статье Католической энциклопедии говорится, что только на основании ложного предположения, что «Клет» и «Анаклет» были двумя разными личностями, а не вариациями имени одного человека, некоторые подумали, что Климент был четвертым преемником Святого Петра.
- ^ Келли и Уолш 2005 , с. 7 обратите внимание, что «писатели 3-го и 4-го веков, такие как Ориген , Евсевий и Иероним , приравнивают его (св. Климента I), возможно, правильно, к Клименту, о котором св. Павел упоминает ( Фил 4:3 ) как человека рабочий».
- ^ Фан 2000 , с. 32 пишет: «Большинство учёных теперь считают Первую книгу Климента скорее впечатляющим примером братского исправления, чем авторитетным вмешательством».
- ^ Британская энциклопедия помещает пожертвование Константина в этот раздел ; Оксфордский словарь христианской церкви помещает его в раздел доникейских пап.
- ^ Дюрант 2011 , с. 525 пишет: «Эти ранние документы были созданы для того, чтобы показать, что согласно древнейшим традициям и практике Церкви ни один епископ не может быть низложен, никакие церковные соборы не могут быть созваны, и ни один важный вопрос не может быть решен без согласия Папы. Даже Благодаря этим свидетельствам ранние понтифики претендовали на абсолютную и универсальную власть в качестве наместников Христа на Земле».
Цитаты [ править ]
- ^ «Святые покровители и дни их праздников» . pamphlets.org.au . Архивировано из оригинала 22 июня 2015 года . Проверено 15 июня 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чепмен, Генри Палмер (1908). . Католическая энциклопедия . Том. 4.
- ^ Тертуллиан (1722) [ок. 199]. «32». De Praescriptione Haereticorum [ Рецепт Тертуллиана против еретиков ]. Перевод Бетти, Джозеф. Оксфорд: Театр .
Церковь Смирны представляет своего Поликарпа, помещенного туда св. Иоанном; В Римской церкви святой Петр поместил своего Клеменса...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). «Климент Римский, святитель» . Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 363. ИСБН 978-0-19-280290-3 .
- ^ Робертс, Александр ; Дональдсон, Джеймс (1885). Никейские и постникейские отцы: Серия II . Том. Я (1-е изд.). Церковная история Евсевия, книга III, глава IV, 10.
- ^ Ириней. «Книга III, глава 3». Доникейские отцы Том. Я.
- ^ Тиранний Руфин (2024) [406]. «Мученичество Климента — английский перевод» . Ранние церковные тексты . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ «Священник Климент, Папа Римский» . Православная Церковь в Америке. 2024 . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Лумис, Луиза Роупс (1916). Книга Пап (Liber Pontificalis) . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 7. ISBN 978-1-889758-86-2 .
- ^ Тертуллиан (1903). «Рецепт против еретиков» . У Александра Робертса; Джеймс Дональдсон (ред.). Доникейские отцы: переводы сочинений отцов вплоть до 325 г. н.э. Том. III, Часть II, Раздел I, Глава XXXII. Сыновья К. Скрибнера. п. 258.
- ^ Джером (1885). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон (ред.). . Никейские и постникейские отцы: Серия II . Том. III – через Wikisource .
- ^ Ириней (1885 г.). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон (ред.). . Доникейские отцы . Том. Я — через Wikisource .
- ^ Евсевий Кесарийский (1885 г.). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон (ред.). . Никейские и постникейские отцы: Серия II . Том. Я — через Wikisource .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шафф, Филип (1883). «Глава XIII, §162 Климент Римский». . История христианской церкви . Том. II: Доникейское христианство. 100-325 гг. н.э. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ван Хов, Альфонс (1907). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Видение II», 4. 3
- ^ Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). «Рим (раннехристианский)» . Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 1422. ИСБН 978-0-19-280290-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Страке, Ричард (20 октября 2015 г.). «Святой Климент: Иконография» . Христианская иконография .
- ^ Бернхард Галлистль: «Климент Римский и его культ в Крыму». В: Вюрцбургские ежегодники по древним исследованиям. НФ, том 45, 2021, стр. 101-143.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б МакБрайен (2000). Жития Пап . ХарперКоллинз. п. 35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). «епископ» . Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 210. ИСБН 978-0-19-280290-3 .
- ^ Эрман, Барт Д. (2008). Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и легендах . Издательство Оксфордского университета. п. 83. ИСБН 978-0-19-534350-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Даунс, Дэвид Дж. (2013). «Оправдание, добрые дела и созидание в присвоении Климентом Римским Послания к Римлянам 5–6» . Исследования Нового Завета . 59 (3): 415–432. дои : 10.1017/S0028688513000040 . ISSN 0028-6885 . S2CID 170840708 .
- ^ «Учила ли ранняя церковь «только вере»?» . Зондерван Академик . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том II: Доникейское христианство. 100–325 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 21 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шрайнер, Томас Р. (15 сентября 2015 г.). Только вера. Доктрина оправдания: чему учили реформаторы... и почему это все еще имеет значение . Зондерван Академик. ISBN 978-0-310-51579-1 .
- ^ Мирус, Джеффри. «...и защищает Свою Церковь от заблуждений в вере и морали » . www.ewtn.com/ . Телеканал «Вечное слово» . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Джон Мейендорф (1992). Первенство Петра: Очерки экклезиологии и ранней церкви . 135-136. Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-125-6 .
- ^ «Христиане всегда признавали власть Папы — вот доказательство из I века» . Национальный католический реестр. 18 сентября 2021 г. Проверено 6 января 2022 г.
Климент определенно утверждает свою власть над далекой коринфской церковью… Это необычайно и очень похоже на то, что мы видим на Иерусалимском соборе в Деяниях 15:28 («Ибо угодно Святому Духу и нам возложить на вас нет большего бремени, чем эти необходимые вещи») и в самом Писании… непогрешимость (божественная защита от заблуждений и папа как единственный представитель Бога).
- ^ «Авторитет Папы» . www.churchfathers.org/ . Организация отцов церкви . Проверено 6 января 2022 г.
Ты доставишь нам радость и веселие, если, послушав написанному Духом Святым, искоренишь злую страсть зависти.
- ^ См. Даунс, « Оправдание, добрые дела и созидание в присвоении Климентом Римлянам Послания к Римлянам 5–6 », в « Исследованиях Нового Завета » .
- ^ Климент Римский (1885 г.). «Гл. XXX Два послания о девственности: Вступительное замечание». . Доникейские отцы: переводы сочинений отцов до 325 г. н.э. Том. VIII. Буффало: CL Pub. Компания р. 53.
- ^ Британская энциклопедия: Ложные декреталии
- ^ Бансон 2004 , с. 345.
- ^ Кросс, Фрэнк Лесли ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). «Ложные декреталии» . Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 601. ИСБН 978-0-19-280290-3 .
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
- ^ Гонсалес 2007 , с. 3.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Папа Святой Климент I ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Источники [ править ]
- Бансон, Мэтью (2004). «Ложные декреталии». Энциклопедия католической истории OSV . Наш воскресный гость. ISBN 978-1-59276-026-8 .
- Кэмпбелл, Томас Джозеф (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Климент Римский (1885б). Александр Робертс; Джеймс Дональдсон (ред.). Wikisource . . Доникейские отцы . Том. IX. Перевод Джона Кейта – через
- Дюрант, Уилл (2011). История цивилизации . Том. IV: Эпоха веры. Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4516-4761-7 .
- Гонсалес, Мануэль Эрнандес (2007). Фестивали и верования на Канарских островах в современную эпоху . Издания ИДЕИ. ISBN 978-84-8382-107-7 .
- Келли, Джон Норман Дэвидсон; Уолш, Майкл Дж. (2005). Оксфордский словарь пап (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-861433-3 .
- Издательство Ватикана (2008). Папский ежегодник (2008) . Книжный магазин издательства Ватикана. ISBN 978-88-209-8021-4 .
- Фан, Питер К. (2000). Дар Церкви: Учебник по экклезиологии в честь Патрика Грэнфилда, OSB Liturgical Press. ISBN 978-0-8146-5931-1 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кларк, В.К. Лоутер, изд. (1937). Первое послание Климента к Коринфянам . Лондон: Общество содействия распространению христианских знаний.
- Грант, Роберт М., изд. (1964). Апостольские отцы . Нью-Йорк: Нельсон.
- Лумис, Луиза Роупс (1916). Книга Пап ( Liber Pontificalis ). Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 1-889758-86-8 .
- Лайтфут, Дж. Б. (1890). Апостольские отцы . Лондон: Макмиллан.
- Микс, Уэйн А. (1993). Истоки христианской морали: первые два века . Нью-Хейвен: Йельский университет. Нажимать. ISBN 978-0-300-05640-2 .
- Ричардсон, Сирил Чарльз (1943). Ранние христианские отцы . Библиотека христианской классики. Филадельфия: Вестминстер Пресс.
- Стэнифорт, Максвелл (1968). Раннехристианские сочинения . Балтимор: Пингвин.
Внешние ссылки [ править ]
- «Святой Климент I». Британская энциклопедия Интернет.
- Грив, Александр Джеймс ; Робинсон, Джозеф Армитидж (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 482–483.
- Работы Климента Римского или о нем в Интернет-архиве
- Работы Климента Римского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Два послания о девстве .
- Все работы
- священномученика Климента Папы Римского. Православная икона и синаксарий
- Индекс святых покровителей: Папа Святой Климент I.
- Святой Климент на христианской иконографии сайте
- «Здесь следует жизнь святого Климента» в переводе Кэкстона « Золотой легенды».
- «Святой Климент Римский, папа и мученик (I век)»
- Статуя колоннады на площади Святого Петра
- Папа Климент I
- Рождения в I веке
- 99 смертей
- Папы I века
- Христианские богословы I века
- Римляне I века
- Христианские мученики I века
- Захоронения в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.
- Христианские рабы и вольноотпущенники
- Отцы Церкви
- Итальянские папы
- Папские святые
- Люди, казненные через утопление
- Духовенство из Рима
- Люди в посланиях Павла
- Папы
- Англиканские святые