Kuleshov effect
Эффект Кулешова — эффект монтажа ( монтажа ), продемонстрированный русским кинорежиссером Львом Кулешовым в 1910-1920-х годах. Это ментальный феномен, благодаря которому зрители извлекают больше смысла из взаимодействия двух последовательных кадров, чем из одного отдельного кадра.
Особенности
[ редактировать ]Кулешов смонтировал короткометражку, в которой кадр невыразительного лица кумира царских утренников Ивана Мосюкина чередовался с разными другими кадрами (тарелка супа, девушка в гробу, женщина на диване ). Фильм был показан зрителям, которые считали, что выражение лица Мушукина каждый раз было разным, в зависимости от того, «глядел» ли он на тарелку супа, на девушку в гробу или на женщину на диване, показывающую выражение голода, горя или желания соответственно. На самом деле кадры с Мосжукином каждый раз были одними и теми же. Всеволод Пудовкин (позже утверждавший, что был соавтором эксперимента) описывал в 1929 году, как зрители «восхищались актерской игрой… тяжелая задумчивость его настроения по поводу забытого супа, были умилены и тронуты глубокой скорбью с каким он смотрел на мертвого ребенка, и заметил вожделение , с которым он смотрел на женщину. Но мы знали, что во всех трех случаях лицо было совершенно одинаковым». [ 1 ]
Кулешов использовал эксперимент, чтобы указать на полезность и эффективность монтажа фильмов. Подразумевается, что зрители привнесли свои собственные эмоциональные реакции на эту последовательность изображений, а затем, более того, приписали эти реакции актеру, наполнив его бесстрастное лицо своими чувствами. Кулешов считал, что это, наряду с монтажом, должно было стать основой кино как самостоятельного вида искусства. [ 2 ] [ неполная короткая цитата ]
Сам эксперимент был создан путем объединения фрагментов уже существовавших фильмов царской киноиндустрии без какого-либо нового материала. Мошукин был ведущей романтической «звездой» царского кино и хорошо знаком публике.
Кулешов продемонстрировал необходимость рассмотрения монтажа как основного инструмента кино. По мнению Кулешова, кино состоит из фрагментов и сборки этих фрагментов, совокупности элементов, которые в действительности различны. Поэтому важно не содержание образов в фильме, а их сочетание. Сырьевые материалы такого произведения искусства не обязательно должны быть оригинальными, а представляют собой заранее изготовленные элементы, которые художник может разбирать и снова собирать в новые сопоставления.
Монтажные эксперименты, проведенные Кулешовым в конце 1910-х - начале 1920-х годов, сформировали теоретическую основу советского монтажного кино, кульминацией которых стали знаменитые фильмы конца 1920-х годов таких режиссеров, как Сергей Эйзенштейн , Всеволод Пудовкин , Дзига Вертов и других. В число этих фильмов вошли «Броненосец «Потемкин» , «Октябрь» , «Мать» , «Конец Петербурга» , «Человек с киноаппаратом» .
Этот эффект также изучался психологами и хорошо известен современным кинематографистам. Альфред Хичкок упоминает об этом эффекте в своих разговорах с Франсуа Трюффо , приводя актера Джеймса Стюарта . в качестве примера [ 3 ] [ 4 ] В знаменитом интервью «Определение счастья», которое было частью программы CBC Telescope многие виды монтажа , Хичкок также подробно объяснил Флетчеру Марклу . [ 5 ] Конечная форма, которую он называет «чистым монтажом», поясняется визуально с помощью эффекта Кулешова. В первой версии примера Хичкок щурится, и зрители видят кадры женщины с ребенком. Затем экран возвращается к лицу Хичкока, теперь улыбающемуся. По сути, он добрый старик. Во втором примере женщина и ребенок заменены женщиной в бикини , объясняет Хичкок: «Кто он теперь? Он грязный старик».
Исследовать
[ редактировать ]Эффект Кулешова стал изучаться психологами лишь в последние годы. Принс и Хенсли (1992) воссоздали первоначальный дизайн исследования, но не обнаружили предполагаемого эффекта. В исследовании приняли участие 137 участников, но это был эксперимент с одним испытанием между участниками, который склонен к искажению данных. [ 6 ] Дин Моббс и др. в 2006 году провел внутрисубъектное фМРТ- исследование и обнаружил влияние отрицательной, положительной или нейтральной валентности . Когда за грустной сценой было показано нейтральное лицо, оно казалось грустным; когда его показывали за счастливой сценой, он казался счастливым. [ 7 ] В 2016 году Дэниел Барратт и др. протестировали 36 участников, используя 24 эпизода фильма в пяти эмоциональных состояниях (счастье, печаль, голод, страх и желание) и нейтральном контрольном состоянии. Опять же, они показали, что нейтральные лица оценивались в соответствии с материалом стимулов, подтверждая результаты 2006 года Моббса и соавторов. [ 8 ]
Таким образом, несмотря на первоначальные проблемы с экспериментальной проверкой эффекта Кулешова, исследователи теперь согласны с тем, что контекст, в котором показано лицо, оказывает существенное влияние на то, как оно воспринимается.
Чтобы выяснить, можно ли вызвать эффект Кулешова также и слуховым путем, Андреас М. Барановски и Хайко Хехт чередовали разные клипы с лицами нейтральными сценами, включая веселую музыку, грустную музыку или вообще без музыки. Они обнаружили, что музыка значительно повлияла на эмоциональные суждения участников о выражении лица. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Творческая география стала еще одним экспериментом Кулешова, демонстрирующим полезность монтажа.
- Зловещая долина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Vsevolod Pudovkin (1974). "Naturshchik vmesto aktera". Sobranie Sochinenii . 1 . Moscow: 184.
- ^ М Рассел. «Эффект Кулешова и смерть авторского кино». Форум .
- ^ Томас Лейтч, Леланд Поуг (2011). Лейтч, Томас; Поаг, Лиланд (ред.). Спутник Альфреда Хичкока . Джон Уайли и сыновья . п. 60. дои : 10.1002/9781444397321 . ISBN 9781444397321 .
- ^ Трюффо, Франсуа (1983). «11». Хичкок/Трюффо . Саймон и Шустер . п. 216. ИСБН 9780671604295 .
- ^ «Хичкок объясняет Флетчеру Марклу эффект Кулешова. 1964» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
- ^ Стивен Принс; Уэйн Э. Хенсли (1992). «Эффект Кулешова: воссоздание классического эксперимента». Киножурнал . 31 (2): 59–75. дои : 10.2307/1225144 . JSTOR 1225144 .
- ^ Дин Моббс; Николаус Вайскопф; Хакван К. Лау; Эрик Физерстоун; Рэй Дж. Долан; Крис Д. Фрит (14 августа 2006 г.). «Эффект Кулешова: влияние контекстуального фрейминга на эмоциональные атрибуции» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 1 (2): 95–106. дои : 10.1093/скан/nsl014 . ПМК 1810228 . ПМИД 17339967 .
- ^ Дэниел Барратт; Анна Чабак Редей; Осе Иннес-Кер; Йост ван де Вейер (6 апреля 2016 г.). «Существует ли на самом деле эффект Кулешова? Возвращаясь к классическому киноэксперименту с мимикой и эмоциональным контекстом». Восприятие . 45 (8): 847–874. дои : 10.1177/0301006616638595 . ПМИД 27056181 . S2CID 206513110 .
- ^ Андреас М. Барановский; Хайко Хехт (2017). «Слуховой эффект Кулешова: мультисенсорная интеграция при монтаже фильмов». Восприятие . 43 (10): 1061–1070. дои : 10.1177/0301006616682754 . ПМИД 27923940 . S2CID 36187687 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Х. Г. Уоллботт (1988). «В контексте и вне контекста: влияние выражения лица и контекстной информации на атрибуцию эмоций». Британский журнал социальной психологии . 27 (4): 357–369. дои : 10.1111/j.2044-8309.1988.tb00837.x .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эффект Кулешова. Важность монтажа фильмов на YouTube («Эффект Кулешова. Важность монтажа фильмов»)