Jump to content

Лгать людям

(Перенаправлено с Хембы )

Народ Хемба (или Восточная Луба, Бахемба ) — этническая группа банту в Демократической Республике Конго (ДРК).

Резной табурет Хемба

Язык хемба принадлежит к группе родственных языков, на которых говорят люди в поясе, протянувшемся от южного Касаи до северо-восточной Замбии . Другие народы, говорящие на родственных языках, включают люба Касаи и Шаба, каньок , сонге , каонде, санга, бемба и народ Казембе. [1] Сегодня народ хемба проживает на севере Замбии , и их язык понимают по всей Замбии. Некоторые также живут в Танзании . Они живут к западу от озер Танганьика и Мверу в Демократической Республике Конго , а их деревни расположены в нескольких сотнях миль вверх по реке Луалаба . [2] [3]

Народ хемба мигрировал на восток в долину Луалаба из Империи Люба , вероятно, где-то после 1600 года. [4] Они обменивали соль на железные мотыги, сделанные в центре Любы, и носили рафию, пришедшую через Лубу от народа Сонге, расположенного дальше на запад. [5] Во время расширения Империи Луба на восток при короле Илунге Сунгу около 1800 года люди хемба жили на территории, ограниченной рекой Лукуга на севере, рекой Лувуа на юге и рекой Луалаба на западе. [6] Нижняя Лукуга и Луалаба обеспечивали естественные пути сообщения, а долины рек были густо заселены. [7]

Во время правления Илунги Сунгу южная Хемба стала данником Лубы. Их возглавлял «огненный король», который символически представлял царя Любы. [8] Королевство огня Хемба разорвало свои связи с империей Луба после смерти Илунги Сунгу. Его преемнику Кумвимбе Нгомбе пришлось провести несколько кампаний за возвращение восточных территорий. [9] Кумвимбе создал государство-сателлит, объединившее деревни Хемба в долине реки Лукуши и сыгравшее важную роль в сохранении доминирования Любы над другими небольшими государствами в регионе. [10] Позже хемба восстановили свою независимость, но во второй половине девятнадцатого века подверглись нападениям арабских работорговцев, а затем колонизации со стороны бельгийцев. [11]

Культура

[ редактировать ]

Народ хемба живет в деревнях с численностью от 10 до 4000 человек на деревню. [3] признание вождей своими политическими лидерами. Вождь будет главой большой семьи помещиков, унаследовав свой титул по материнской линии. [11] Люди хемба также могут принадлежать к тайным обществам, таким как Буказанзи для мужчин и Букибило для женщин, а также Баубвило — танцоров, певцов и целителей, Бамукота, искусных в хвалебной поэзии, Багабо — старейшего из тайных обществ хемба, которые занимаются гадание, Басо'о - сосредоточение внимания на плодородии и единственное общество, использующее деревянные маски, наполненные духами. [3] [12] Причина, по которой в культуре хемба существует так много полусекретных обществ, занимающихся исцелением, заключается в том, что грань между живыми и мертвыми очень тонка, а мертвые, известные как Бафу, могут вызывать болезни среди живых. [3]

Тайное общество Со'о охраняет прекрасно вырезанная маска человека-шимпанзе, которая используется в погребальных ритуалах хемба. [13] Со'о рассматривается хемба как гротескное существо, неестественное существо, не принадлежащее ни к городскому городу, ни к дикой местности, а нечто среднее между ними. [13] В начале погребального фестиваля Хемба он обладает слишком большой силой, на него нельзя смотреть, и от него нужно бежать. [13] Бугимен или олицетворение смерти, Со'о появляется во время похоронных фестивалей хемба сначала как дикое существо, преследующее молодых особей хемба. Со'о не будут следовать за молодым Хемба на сельскохозяйственные угодья, но если тот, кого преследуют, убежит в дом и будет пойман Со'о, Маскарад снимает маску, и свидетель должен стать частью общества Со'о. Отказ сделать это будет означать, что человек обречен на смерть. [13] Во второй половине похоронного фестиваля Хемба Со'о становится более ручным, он по-прежнему остается обманщиком или клоуном, бросающим вызов социальному статус-кво, но его можно танцевать вместе и вокруг него, обычно в овальной форме вокруг Со. 'о, как порядок был восстановлен, и народ хемба победил смерть и встретил ее лицом к лицу. [14] [15] Эти общества служат для противодействия власти вождя. [12]

Во время погребальных фестивалей Хемба (известных как малило ) мужчины и женщины совершают ритуалы и по-разному решают социальные проблемы в разных тайных обществах. Эти ритуалы могут длиться от одной недели для маленького ребенка до нескольких месяцев для старшего члена общества. [3] Эти фестивали завершаются ритуалом песни и танца, известным как мусуса, и речами, которые отмечают окончание периода траура по умершему человеку. [3]

Хотя народу Люба не удалось удержать южную часть Хембы в своем королевстве, они все же имели значительное культурное влияние. Формы искусства, в том числе деревянные скульптуры, изображающие предков, по стилю похожи на скульптуры Любы. Религия хемба признает бога-творца [Абежа Мбунгу] [3] и отдельное высшее существо. Хемба приносят жертвы и приносят подношения святыням предков. Когда социальная гармония нарушена, религиозные лидеры могут потребовать подношения конкретным предкам, которые недовольны и создают проблемы. [11] У каждого клана есть кабеджа — статуэтка с одним телом и двумя лицами, мужским и женским, на одной шее. приносятся жертвы Кабедже , которые передают их духам. Сосуд наверху кабеджи используется для получения магических ингредиентов. Кабеджа . опасна в обращении [12]

Христианское влияние сильно в Демократической Республике Конго, миссионеры обратили многих представителей коренного населения в католицизм и протестантские движения. Мусульманское влияние, а также другие религии также присутствуют в ДРК. [3] У народа хемба также есть своя собственная религия, основанная на традициях люба. [16]

Экономика

[ редактировать ]

Жители деревни живут натуральным сельским хозяйством, выращивая маниок, кукурузу, [3] арахис и ямс. В сельской местности Хембаленда, где они занимаются сельским хозяйством, вегетационный период длится 8 месяцев и выпадает до 55 дюймов осадков в год. [3] Они также охотятся и ловят рыбу, чтобы дополнить свой рацион. Денежные средства получают путем промывки аллювиальной меди из ручьев. [11] Многие мужчины хемба также работают шахтерами в медном поясе. [17] [3]

[ редактировать ]

Художественная традиция хемба хорошо известна. Субъекты включают в себя фигуры предков, [14] духи, человеческие лица и церемониальные маски, а также такие предметы, как табуретки, кубоносцы, маски, барабаны и различные ритуальные и гадательные предметы. [16] [18] У Хемба были очень талантливые скульпторы, и искусство племени в основном известно благодаря фигурам предков, Сингити, символам власти, которые излучают удивительное спокойствие и естественную власть. Кабеджа - редкая скульптура яниформ, которая представляет пару предков-основателей каждого клана. . Статуя была уникальной и принадлежала вождю, а в каждой группе было несколько фигурок сингити. Он использовался во всех церемониях Хемба, а также в судебных решениях. [19]

Другой важной скульптурной работой является «Маски Со'о». Эти маски были созданы так, чтобы выглядеть как человеческие лица шимпанзе с большим ртом, который народ хемба считает неестественным. [13] Они основаны на нормальных пропорциях человеческой головы со ртом шимпанзе, обычно изображаемого с белыми и черными полосами волос, напоминающими обезьяну-колобуса.

  1. ^ Риф 1981 , с. 74.
  2. ^ Олсон 1996 , стр. 223–224.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Э., Блейкли, Томас Д. Бик, Воутер Эйлдерт Альберт ван. Томсон, Деннис Л. Адамс, Линда Хантер. Оутс, Меррилл (2003). Религия в Африке: опыт и выражение . Карри. стр. 398–439. ISBN  0-85255-207-6 . OCLC   898891715 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Мукенге 2002 , с. 16.
  5. ^ Риф 1981 , с. 98.
  6. ^ Риф 1981 , с. 124.
  7. ^ Риф 1981 , с. 131.
  8. ^ Риф 1981 , с. 127.
  9. ^ Макола 2002 , с. 108.
  10. ^ Риф 1981 , с. 137.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Информация о Хембе .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Племенное африканское искусство .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Блейкли, Томас Д.; Блейкли, Памела А.Р. (ноябрь 1987 г.). «Похоронный фестиваль масок Со'о и хемба» . Африканское искусство . 21 (1): 30. дои : 10.2307/3336497 . ISSN   0001-9933 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Перани, Джудит (1998). Изобразительное искусство Африки: гендер, власть и ритуалы жизненного цикла . Прентис Холл. ОСЛК   605230100 .
  15. ^ Alesha 2004 , p. 52.
  16. ^ Перейти обратно: а б Флам, Джек (ноябрь 1979 г.). «Люба Хемба» . Африканское искусство . 13 (1): 89. дои : 10.2307/3335621 . ISSN   0001-9933 .
  17. ^ Олсон 1996 , с. 224.
  18. ^ Мукенге 2002 , с. 76.
  19. ^ Великая скульптура Хембы из Заира, Франсуа Нейт, Высший институт археологии и истории искусств, UCL, Лувен-ла-Нев, 1977 г.


Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 970448c52db8a38b39b4c50a871d5b2e__1719385260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/2e/970448c52db8a38b39b4c50a871d5b2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hemba people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)