Jump to content

План Моргентау

(Перенаправлено из пастырского государства )

Предложение Моргентау о разделе Германии из его книги 1945 года «Германия — наша проблема» .

План Моргентау представлял собой предложение ослабить Германию после Второй мировой войны путем ликвидации ее военной промышленности и удаления или уничтожения других ключевых отраслей, обеспечивающих военную мощь. Это включало удаление или уничтожение всех промышленных предприятий и оборудования в Руре . Впервые это было предложено министром финансов США Генри Моргентау-младшим в меморандуме 1944 года, озаглавленном « Предлагаемая программа после капитуляции Германии» . [ 1 ]

Хотя план Моргентау имел некоторое влияние до 10 июля 1947 года (принятие JCS 1779) на планирование союзниками оккупации Германии, он не был принят. Оккупационная политика США направлена ​​на «промышленное разоружение». [ 2 ] но содержал ряд преднамеренных лазеек, ограничивающих любые действия краткосрочными военными мерами и предотвращающих крупномасштабное разрушение шахт и промышленных предприятий, предоставляя широкие полномочия военному губернатору и противникам Моргентау в военном министерстве. [ 3 ] [ 4 ] Расследование Герберта Гувера пришло к выводу, что план неработоспособен и приведет к тому, что от голода умрет до 25 миллионов немцев. [ 5 ] С 1947 года политика США была направлена ​​на восстановление «стабильной и продуктивной Германии», и вскоре за ней последовал план Маршалла . [ 3 ] [ 6 ]

Когда план Моргентау был опубликован в американской прессе в сентябре 1944 года, он был немедленно подхвачен немецким правительством и использован в последние семь месяцев войны в Европе как часть пропагандистских усилий, направленных на то, чтобы убедить немцев продолжать борьбу. [ 7 ]

Предложения

[ редактировать ]

Меморандум Моргентау

[ редактировать ]
Документ, описывающий план

Оригинальный меморандум, написанный где-то между январем и началом сентября 1944 года, подписанный Моргентау и озаглавленный «Предлагаемая программа после капитуляции Германии», хранится в Президентской библиотеке и музее Франклина Д. Рузвельта . [ 1 ] По словам сына Моргентау, высокопоставленный чиновник Министерства финансов США и предполагаемый советский шпион Гарри Декстер Уайт оказал влияние на составление меморандума. [ 8 ]

Основные положения можно резюмировать следующим образом:

  1. Демилитаризация Германии. : Целью союзных войск должно стать полная демилитаризация Германии в кратчайшие сроки после капитуляции. Это означает полное разоружение немецкой армии и народа (включая удаление или уничтожение всей военной техники), полное уничтожение всей немецкой военной промышленности, а также удаление или уничтожение других ключевых отраслей промышленности, которые являются основой военной мощи.
  2. Раздел Германии. :
    1. Польша должна получить ту часть Восточной Пруссии , которая не отходит к СССР , и южную часть Силезии, как указано на прилагаемой карте (Приложение А).
    2. Франция должна получить Саар и Пфальц .
    3. Как указано в части 3, Международная зона, должна быть создана включающая Рур и окружающие его промышленные районы.
    4. Оставшаяся часть Германии должна быть разделена на два автономных, независимых государства: (1) южногерманское государство, включающее Баварию , Вюртемберг , Баден и несколько более мелких земель, и (2) северогерманское государство, включающее большую часть Пруссии , Саксонии и Тюрингии. и несколько более мелких штатов.
    будет заключен таможенный союз , который будет восстановлен в своих политических границах, существовавших до 1938 года. Между новым южногерманским государством и Австрией
  3. Рурская область. : (Рур, окружающие его промышленные районы, как показано на прилагаемой карте, включая Рейнскую область, Кильский канал и всю территорию Германии к северу от Кильского канала.) Здесь находится сердце промышленной мощи Германии, котел войн. Эту территорию следует не только лишить всех существующих ныне производств, но настолько ослабить и контролировать, чтобы она не смогла в обозримом будущем стать промышленной зоной. Следующие шаги позволят добиться этого:
    1. В короткий срок, по возможности не позднее 6 месяцев после прекращения военных действий, все промышленные предприятия и оборудование, не уничтоженные военными действиями, должны быть либо полностью демонтированы и вывезены из района, либо полностью уничтожены. Все оборудование должно быть удалено из шахт , а шахты должны быть полностью разрушены.

      Предполагается, что зачистка этой территории будет осуществляться в три этапа:

      1. Военные силы сразу же после входа в этот район должны уничтожить все заводы и оборудование, которые невозможно вывезти.
      2. Вывоз машин и оборудования членами Организации Объединенных Наций в качестве реституции и возмещения ущерба (пункт 4).
      3. Все заводы и оборудование, не вывезенные в течение установленного периода времени, скажем, 6 месяцев, будут полностью уничтожены или превращены в металлолом и переданы Организации Объединенных Наций.
    2. Всем жителям района следует дать понять, что этому району больше не будет позволено стать промышленной зоной. Соответственно, всех людей и членов их семей, находящихся в этом районе, имеющих специальные навыки или техническую подготовку, следует поощрять к постоянной миграции из этого района и рассредоточивать их как можно шире.
    3. Этот район должен стать международной зоной , которой будет управлять международная организация безопасности, которая будет создана Организацией Объединенных Наций. При управлении этим регионом международная организация должна руководствоваться политикой, направленной на достижение вышеуказанных целей.
    4. Реституция и возмещение ущерба. : Не следует требовать возмещения ущерба в форме регулярных платежей и поставок. Реституция и репарации будут осуществляться путем передачи существующих немецких ресурсов и территорий, например
      1. путем реституции имущества, разграбленного немцами на оккупированных ими территориях;
      2. путем передачи немецкой территории и немецких частных прав на промышленную собственность, расположенную на такой территории, оккупированным странам и международной организации в рамках программы раздела;
      3. путем вывоза и распределения среди опустошенных стран промышленных предприятий и оборудования, расположенных в пределах Международной зоны, а также в Северной и Южной Германии, разграниченных в разделе о разделе;
      4. принудительным немецким трудом за пределами Германии; и
      5. путем конфискации всех немецких активов любого характера за пределами Германии.

План Моргентау в смысле плана, разработанного Моргентау или плана, парафированного Рузвельтом, так и не был реализован. [ 9 ] Германия не была «прежде всего сельскохозяйственной и пасторальной по своему характеру». [ 10 ] Однако некоторые комментаторы, такие как Гаро, расширяют этот термин, обозначая «любую послевоенную программу, направленную на достижение и сохранение разоружения Германии путем значительного сокращения промышленной мощи Германии». [ 11 ] JCS-1067, апрель 1945 года «Директива главнокомандующему оккупационными силами Соединенных Штатов относительно военного правительства Германии» определила цель союзников как «не допустить, чтобы Германия когда-либо снова стала угрозой миру во всем мире». «включая, в качестве важнейшего шага, «промышленное разоружение и демилитаризацию Германии». [ 12 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Рузвельт и Моргентау, которых называют «двумя одинаковыми людьми». [ 13 ]

Будучи министром финансов , Моргентау изначально не участвовал в разработке планов для Германии. Во время поездки в Европу в начале августа Гарри Декстер Уайт , его самый доверенный сотрудник в Министерстве финансов, вручил ему меморандум Госдепартамента . Этот меморандум оставил у Моргентау впечатление, что главной целью было восстановление экономики Германии до такой степени, чтобы через несколько лет она была в состоянии выплатить репарации . Для него все сводилось к предположению, что через 10 лет они будут готовы начать Третью мировую войну. [ 14 ]

После своего возвращения из Европы Моргентау сообщил госсекретарю Корделлу Халлу , что немедленно займётся делами Германии, со следующими словами: «Я ценю тот факт, что это не моя обязанность, но я делаю это как американский гражданин. , и я буду продолжать это делать, и я буду совать в это свой нос, пока не удостоверюсь, что все в порядке». [ 15 ] Он сразу же сообщил президенту о своих наблюдениях и об опасностях, которые он видел в существующем меморандуме, составленном Халлом. Президент проявлял повышенный интерес к достигнутому, но, несмотря на все надежды Моргентау, Рузвельт первоначально не пригласил его официально принять участие в разработке планов.

Теперь Моргентау попытался достичь своей цели другим способом. Вскоре после этого на встрече с военным министром Генри Л. Стимсоном он предложил, чтобы комитет, состоящий из Стимсона, Халла и его самого, собрался для разработки меморандума для предстоящей конференции в Квебеке. [ 16 ] В своей следующей попытке стать президентом он еще раз дал понять, что реализация плана в его нынешнем виде будет иметь нежелательные последствия. Он также эксклюзивно показывал отрывки, которые, как он знал, вызовут недовольство президента. Лекция не упустила своей цели. [ 17 ] Объяснения Моргентау убедили Рузвельта написать Хэллу и Стимсону, что оккупационная политика США, предполагавшая, что «Германия будет восстановлена ​​так же, как Нидерланды или Бельгия », была чрезмерно мягкой. Лучшей политикой было бы, если бы немцев «кормили три раза в день супом из армейских столовых», чтобы «они запомнили этот опыт на всю оставшуюся жизнь». [ 18 ]

Кроме того, Рузвельт официально учредил комитет в составе Моргентау, Стимсона и Халла для решения будущего Германии. Однако из-за серьезных разногласий комитет не смог подготовить совместный меморандум. Моргентау, с одной стороны, разрабатывал планы промышленного разрушения Германии, в то время как другие части правительства США уже разрабатывали планы восстановления страны после нацистского правления. Прежде всего, американская бизнес-элита, которая во время войны все еще была тесно связана с немецкими компаниями, была заинтересована в скорейшем возвращении в бизнес. [ 19 ] Халл же был возмущен «немыслимым вторжением» Моргентау во внешнюю политику. Халл сказал Рузвельту, что этот план вдохновит на отчаянное сопротивление и будет стоить тысячам американских жизней. Халл был настолько расстроен этим планом, что страдал от бессонницы и проблем с питанием и был госпитализирован. Он сказал, что Германии не останется ничего, кроме земли, и только 60% немцев смогут жить за счет земли, а это означает, что 40% населения умрет. [ 20 ] Стимсон еще более решительно выразил свою оппозицию Рузвельту. Позже Халл подал в отставку по состоянию здоровья. [ 21 ] хотя были отдельные сообщения о том, что его отставка была вызвана «делом Моргентау». [ 22 ] Так получилось, что правительственный комитет по Германии встретился с Рузвельтом 6 сентября 1944 года и обсудил три различных меморандума, подготовленных государственным министерством, военным министерством и министерством финансов.

Вторая Квебекская конференция (сентябрь 1944 г.)

[ редактировать ]
Франклин Д. Рузвельт и Черчилль в Квебеке, 9 сентября 1944 года.

На Второй Квебекской конференции , военной конференции высокого уровня, проходившей в Квебеке 12–16 сентября 1944 года, правительства Великобритании и США , представленные Уинстоном Черчиллем и Франклином Д. Рузвельтом соответственно, достигли согласия по ряду вопросов: включая план для Германии, основанный на первоначальном предложении Моргентау. Меморандум, составленный Черчиллем, предусматривал «ликвидацию военной промышленности в Руре и Сааре... с надеждой превратить Германию в страну, преимущественно сельскохозяйственную и скотоводческую по своему характеру». Однако в него больше не входило плана разделения страны на несколько независимых государств. [ 23 ] Этот меморандум также называют «планом Моргентау». [ 11 ]

Тот факт, что Моргентау смог представить свои планы в Квебеке, несмотря на большое сопротивление внутри правительства США, объясняется именно плохим здоровьем Халла. Фактически, Рузвельт попросил Халла сопровождать его в Квебек. [ 24 ] но он не смог этого сделать по состоянию здоровья. Лишь в последнюю минуту, когда конференция уже шла, Рузвельт попросил Моргентау последовать за ним в Квебек. В конечном счете, мотивы, побудившие Рузвельта согласиться на предложение Моргентау, можно объяснить его желанием быть в хороших отношениях с Иосифом Сталиным и личным убеждением, что с Германией следует обращаться жестко. В письме королеве Нидерландов Вильгельмине от 26 августа 1944 года Рузвельт писал: «Есть две школы мысли: те, которые были бы альтруистичны по отношению к немцам и надеялись своей любящей добротой снова сделать их христианами   , и те, которые хотели бы занять гораздо более «жесткую» позицию. Я решительно принадлежу к последней школе, поскольку, хотя я и не кровожаден, я хочу, чтобы немцы знали, что, по крайней мере, на этот раз они определенно проиграли. война." [ 25 ]

Британская реакция

[ редактировать ]

Черчилль поначалу не был склонен поддерживать это предложение, заявив, что «Англия будет прикована к мертвому телу». Рузвельт напомнил Черчиллю комментарии Сталина на Тегеранской конференции и спросил: «Собираетесь ли вы позволить Германии производить современную металлическую мебель? Производство металлической мебели можно быстро превратить в производство вооружения». [ 26 ] [ 27 ] Встреча прервалась из-за несогласия Черчилля, но Рузвельт предложил Моргентау и Уайту продолжить переговоры с лордом Червеллом , личным помощником Черчилля.

Лорда Черуэлла описывают как человека, испытывающего «почти патологическую ненависть к нацистской Германии, и почти средневековое желание мести было частью его характера». [ 28 ] Цитируется, что Моргентау сказал своим сотрудникам: «Я не могу переоценить, насколько полезным был лорд Черуэлл, потому что он мог посоветовать, как обращаться с Черчиллем». [ 29 ] В любом случае Черуэллу удалось убедить Черчилля изменить свое мнение. Позже Черчилль сказал: «Поначалу я был категорически против этой идеи. Но президент и г-н Моргентау, у которого нам было многого нужно было просить,   были настолько настойчивы, что в конце концов мы согласились рассмотреть ее». [ 30 ]

Некоторые прочитали пункт «у которого мы многого просили», что Черчилля подкупили, и отмечают записку Рузвельта Халлу от 15 сентября, в которой говорится, что «Моргентау представил в Квебеке, в сочетании со своим планом для Германии, предложение кредитов Великобритании на общую сумму шесть с половиной миллиардов долларов». Комментарий Халла по этому поводу заключался в том, что «некоторым это может показаться услугой за услугу , с помощью которой министр финансов смог добиться приверженности г-на Черчилля его катастрофическому плану для Германии». [ 31 ]

В Квебеке Уайт позаботился о том, чтобы лорд Черуэлл понял, что экономическая помощь Великобритании зависит от одобрения плана Великобританией. Во время подписания плана, совпавшего с подписанием кредитного соглашения, президент Рузвельт предложил сначала подписать план. Это побудило Черчилля воскликнуть: «Что вы от меня хотите? Встать на задние лапы и просить милостыни, как Фала [ 32 ]

Энтони Иден выразил решительную оппозицию этому плану и при поддержке некоторых других смог добиться отмены плана Моргентау в Великобритании.

Влияние на войну

[ редактировать ]

Журналист Дрю Пирсон обнародовал этот план 21 сентября 1944 года. Хотя сам Пирсон симпатизировал ему, вскоре последовали более критические статьи в The New York Times и The Wall Street Journal . Йозеф Геббельс использовал план Моргентау в своей пропаганде . Геббельс сказал, что «еврей Моргентау» хотел превратить Германию в гигантскую картофельную грядку. Заголовок газеты Völkischer Beobachter гласил: «Рузвельт и Черчилль согласны с планом еврейского убийства!» [ 7 ]

Газета Washington Post призвала прекратить помощь доктору Геббельсу: если немцы подозревают, что впереди ничего, кроме полного разрушения, то они будут сражаться дальше. [ 33 ] Кандидат в президенты от республиканской партии Томас Дьюи в ходе своей предвыборной кампании жаловался, что этот план напугал немцев и заставил их фанатично сопротивляться: «Теперь они сражаются с безумием отчаяния». [ 34 ]

Генерал Джордж Маршалл пожаловался Моргентау, что немецкое сопротивление усилилось. [ 35 ] Надеясь заставить Моргентау смягчить свой план в отношении Германии, зять президента Рузвельта подполковник Джон Боттигер, работавший в военном министерстве , объяснил Моргентау, как американские войска, которым пришлось пять недель сражаться с ожесточенным немецким сопротивлением Чтобы захватить город Ахен , он жаловался ему, что план Моргентау «стоит немцам тридцати дивизий». Моргентау отказался уступить. [ 36 ]

11 декабря 1944 года оперативник УСС Уильям Донован отправил Рузвельту телеграфное сообщение из Берна, предупреждая его о последствиях, которые знание о плане Моргентау имело для немецкого сопротивления. [ 37 ] Сообщение представляло собой перевод недавней статьи в Neue Zürcher Zeitung .

До сих пор союзники не оказали оппозиции какой-либо серьезной поддержки. Напротив, они вновь и вновь сплачивали народ и нацистов опубликованными заявлениями либо из безразличия, либо целенаправленно. Возьмем недавний пример: план Моргентау дал доктору Геббельсу наилучшие шансы. Он смог черным по белому доказать своим соотечественникам, что враг планировал порабощение Германии. Убежденность в том, что Германии нечего ожидать от поражения, кроме угнетения и эксплуатации, все еще преобладает, и этим объясняется тот факт, что немцы продолжают сражаться. Это вопрос не режима, а самой родины, и чтобы спасти ее, каждый немец обязан подчиниться этому призыву, будь он нацистом или членом оппозиции. [ 38 ]

После негативной реакции общественности на публикацию плана Моргентау президент Рузвельт отрекся от него, заявив: «Что касается этой пасторальной, сельскохозяйственной Германии, это просто чепуха. Я не одобрял ничего подобного. Я уверен, что нет… Я вообще ничего об этом не помню». [ 39 ] По словам Стимсона, президент заявил, что просто хотел помочь Британии получить долю Рура, и отрицал намерение полностью деиндустриализировать Германию. Стимсон ответил: «Господин президент, я не хочу, чтобы вы мне лукавили», и зачитал Рузвельту то, что он подписал. Пораженный этим, Рузвельт заявил, что «понятия не имеет, как он мог это парафировать». [ 40 ] Теория о том, что Рузвельт на самом деле не отвергал план, подтверждается более поздними замечаниями Элеоноры Рузвельт , которая заявила, что никогда не слышала, чтобы он не соглашался с основами плана, и которая считала, что «последствия, вызванные сообщениями в прессе, заставили его чувствовать себя что в то время было разумно отказаться от любого окончательного решения». Однако другие источники предполагают, что Рузвельт «не осознавал разрушительного характера парафированной им программы». [ 10 ]

Книга Моргентау «Германия — наша проблема».

[ редактировать ]
Книга Моргентау 1945 года «Германия — наша проблема»

В октябре 1945 года Харпер и Брат опубликовали книгу Моргентау «Германия — наша проблема» , где Моргентау более подробно описал свой план и его обоснование. Президент Франклин Д. Рузвельт дал разрешение на публикацию книги вечером накануне своей смерти, когда обедал с Моргентау в Уорм-Спрингс . [ 41 ]

В обзоре The New York Times от 7 октября 1945 года было отмечено, что книга важна для выживания американского народа и поможет предотвратить Третью мировую войну . [ 42 ] В рецензии Орвилла Прескотта от 5 октября 1945 года, опубликованной в той же газете, был сделан вывод, что весь мир выиграет, если копии книги дойдут до ключевых лиц, принимающих решения в США, ответственных за политику в отношении Германии. [ 42 ]

В ноябре 1945 года генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр , военный губернатор оккупационной зоны США , одобрил раздачу 1000 бесплатных экземпляров книги американским военным чиновникам в оккупированной Германии. Историк Стивен Эмброуз приходит к выводу, что, несмотря на более поздние заявления Эйзенхауэра о том, что этот акт не был одобрением плана Моргентау, Эйзенхауэр не только одобрил план, но и ранее высказал Моргентау, по крайней мере, некоторые из своих идей о том, как следует обращаться с Германией. [ 43 ]

Оккупационная политика

[ редактировать ]

В августе 1944 года было готово Руководство для военного управления в Германии : оно призывало к быстрому восстановлению нормальной жизни немецкого народа и реконструкции Германии. Генри Моргентау-младший довел его до сведения президента Франклина Д. Рузвельта, который, прочитав его, отверг его со словами:

Слишком многие люди здесь и в Англии придерживаются мнения, что немецкий народ в целом не несет ответственности за то, что произошло – что ответственность несут лишь немногие нацисты. К сожалению, это не основано на фактах. Немецкий народ должен осознать, что вся нация вовлечена в беззаконный заговор против приличий современной цивилизации.

Был разработан новый документ — директива Объединенного комитета начальников штабов 1067 (JCS 1067), которая предписывала оккупационным силам США в Германии «не предпринимать никаких шагов, направленных на экономическое восстановление Германии [ни шагов], направленных на поддержание или укрепление немецкой экономика». [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Было также приказано не допускать голода, болезней и гражданских беспорядков на таком уровне, чтобы они представляли опасность для оккупационных войск. Директива была одобрена президентом Трумэном 10 мая 1945 года, затем официально передана Эйзенхауэру и служила основой оккупационной политики США до июля 1947 года. Она применялась только к зоне США (хотя были предприняты попытки заставить других союзников принять это). Директива об оккупации оставалась секретной до 17 октября 1945 года. Она стала известна общественности через два месяца после того, как США удалось включить большую часть ее в Потсдамское соглашение . [ 49 ]

Моргентау имел возможность оказывать значительное влияние на JCS 1067 и, как и план Моргентау, был направлен на снижение уровня жизни немцев . Было запрещено производство нефти , каучука , торговые суда и самолеты. Оккупационные силы не должны были способствовать экономическому развитию, за исключением сельскохозяйственного сектора. Игнорируя поправки к JCS 1067, внесенные Джоном Дж. Макклой из военного министерства , Моргентау сказал своим сотрудникам, что это важный день для Казначейства, и что он надеется, что «кто-то не признает это планом Моргентау». ". [ 50 ]

В оккупированной Германии Моргентау оставил прямое наследие через тех, кого в OMGUS обычно называли «мальчиками Моргентау». Это были чиновники Казначейства США, которых Дуайт Д. Эйзенхауэр «одолжил» оккупационной армии. Эти люди позаботились о том, чтобы JCS 1067 интерпретировался как можно более строго. Они были наиболее активны в первые решающие месяцы оккупации, но продолжали свою деятельность почти два года после отставки Моргентау в середине 1945 года, а некоторое время спустя и их лидера полковника Бернарда Бернштейна , который был «хранилищем дух Моргентау в оккупационной армии». [ 51 ]

Последствия

[ редактировать ]

Проблемы, вызванные проведением такой политики, в конечном итоге стали очевидны большинству американских чиновников в Германии. Германия долгое время была промышленным гигантом Европы, и ее бедность сдерживала общее восстановление Европы. [ 52 ] [ 53 ] Продолжающийся дефицит в Германии также привел к значительным расходам для оккупационных держав, которые были вынуждены попытаться восполнить наиболее важные дефициты с помощью программы GARIOA (Правительство и помощь на оккупированных территориях).

Генерал Люциус Д. Клей , верховный комиссар США, позже написал в своей книге «Решение в Германии » в 1950 году : «Уже тогда нам казалось очевидным, что Германия будет голодать, если не сможет производить продукцию на экспорт , и что необходимо будет предпринять немедленные шаги для возрождения промышленности». производство." [ 54 ] Льюис Дуглас заявив: «Эта штука была собрана экономическими идиотами. главный советник генерала Клея, осудил директиву JCS 1067 , , всего». [ 55 ] Дуглас поехал в Вашингтон в надежде на пересмотр директивы, но не смог этого сделать. Однако американская политика постепенно отходила от «промышленного разоружения». Герберта Гувера за Ситуационные отчеты 1947 год и « Доклад о Германии » также помогли изменить оккупационную политику, среди прочего, откровенно говоря об ожидаемых последствиях:

Во всем этом отношении к «военному потенциалу» есть несколько иллюзий. Существует иллюзия, что Новая Германия, оставшаяся после аннексии [Саара и Рура], может быть сведена к «пастырскому государству». Этого невозможно сделать, если мы не истребим или не вывезем из него 25 миллионов человек. Это примерно снизило бы Германию до плотности населения Франции. [ 56 ]

По словам Алана С. Милварда, в 1946–1947 годах среднее потребление килокалорий в день в Германии составляло всего 1080 килокалорий, что недостаточно для долгосрочного здоровья. [ 57 ] Другие источники утверждают, что потребление килокалорий в те годы колебалось от 1000 до 1500. Уильям Клейтон сообщил Дину Ачесону в Вашингтоне 27 мая 1947 года: «Миллионы людей в городах медленно голодают». [ 58 ] [ 59 ] К этому моменту западные державы больше всего опасались того, что бедность и голод приведут немцев к коммунизму . Генерал Люциус Клей заявил: «Нет выбора между коммунистом, потребляющим 1500 калорий в день, и сторонником демократии, потребляющим тысячу калорий».

Ввиду продолжающейся бедности и голода в Европе, а также с началом Холодной войны , из-за которой было важно не потерять всю Германию в пользу коммунистов , к 1947 году стало очевидно, что необходимо изменить политику. После лоббирования со стороны Объединенного комитета начальников штабов , а также генералов Клея и Маршалла администрация Трумэна осознала, что экономическое восстановление в Европе не может идти вперед без реконструкции немецкой промышленной базы, от которой оно ранее зависело. [ 60 ]

Отзыв JCS 1067 и замена JCS 1779.

[ редактировать ]

В июле 1947 года президент Трумэн подал в отставку по «соображениям национальной безопасности». [ 60 ] карательный закон JCS 1067, который предписывал оккупационным силам США в Германии «не предпринимать никаких шагов, направленных на экономическое восстановление Германии». Его заменил JCS 1779, в котором вместо этого подчеркивалось, что «упорядоченная, процветающая Европа требует экономического вклада стабильной и продуктивной Германии». [ 61 ] JCS 1067 действовал на тот момент более двух лет.

Это изменение было провозглашено « Подтверждением политики в отношении Германии », знаменитой речью Джеймса Ф. Бирнса , тогдашнего государственного секретаря США , состоявшейся в Штутгарте 6 сентября 1946 года. Также известная как «Речь надежды», она задала тон будущей политики США, поскольку они отвергли экономическую политику плана Моргентау и своим посланием о переходе к политике экономического восстановления дали немцам надежду на будущее. Наиболее ярким примером этого изменения политики было то, что план Маршалла был распространен на Западную Германию , хотя и в форме кредитов, а не бесплатной помощи, предоставленной другим странам.

Генералу Клею потребовалось более двух месяцев, чтобы преодолеть продолжающееся сопротивление новой директиве JCS 1779, но 10 июля 1947 года она была одобрена на заседании SWNCC (Координационного комитета государства, войны и флота). Окончательная версия документа «была очищена от наиболее важных элементов плана Моргентау». [ 62 ] «Мальчики Моргентау» массово ушли в отставку , когда JCS 1779 был одобрен, но прежде чем они ушли, последователи Моргентау из отдела декартелизации OMGUS весной 1947 года выполнили последнюю задачу: разрушение старой немецкой банковской системы. [ 63 ] Разорвав отношения между немецкими банками, они перерезали поток кредитов между ними, ограничив их только краткосрочным финансированием, что помешало восстановлению немецкой промышленности и имело немедленные неблагоприятные последствия для экономики в оккупационной зоне США. [ 63 ]

С изменением оккупационной политики, в первую очередь благодаря денежной реформе 1948 года, Германия в конечном итоге добилась впечатляющего восстановления, позже известного как Wirtschaftswunder («экономическое чудо»).

Действия, предпринятые в соответствии с JCS 1067

[ редактировать ]

В январе 1946 года Контрольный совет союзников заложил основу будущей немецкой экономики, ограничив производство стали в Германии; максимально допустимый уровень производства был установлен на уровне около 25% от довоенного уровня производства. [ 64 ] Сталелитейные заводы, ставшие ненужными, были демонтированы. Также в результате Потсдамской конференции оккупационные силы всех стран были обязаны гарантировать, что уровень жизни Германии не может превышать средний уровень европейских соседей, с которыми она находилась в состоянии войны, в частности Франции. Германия должна была быть доведена до уровня жизни, который она знала в 1932 году. [ 65 ] [ нужна цитата для проверки ] Первый план «уровня промышленности», подписанный в 1946 году, гласил, что тяжелая промышленность Германии должна быть снижена до 50% от уровня 1938 года путем закрытия 1500 производственных предприятий . [ 66 ]

2 февраля 1946 года в депеше из Берлина сообщалось:

Некоторый прогресс был достигнут в переходе Германии к экономике сельского хозяйства и легкой промышленности, сказал бригадный генерал Уильям Х. Дрейпер-младший , начальник американского экономического отдела, который подчеркнул, что существует общее согласие по этому плану. Он объяснил, что будущая промышленная и экономическая модель Германии рисуется для населения в 66 500 000 человек. Исходя из этого, сказал он, стране потребуется крупный импорт продуктов питания и сырья для поддержания минимального уровня жизни. Общее соглашение, продолжил он, было достигнуто по видам немецкого экспорта – уголь , кокс , электрооборудование, изделия из кожи , пиво , вино , спиртные напитки, игрушки, музыкальные инструменты, текстиль и одежда – чтобы заменить продукцию тяжелой промышленности. которые составляли большую часть довоенного экспорта Германии. [ 67 ]

К 28 февраля 1947 года было подсчитано, что 4 160 000 немецких бывших военнопленных, которых генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр переименовал в «Разоруженные силы противника» , чтобы отменить Женевскую конвенцию , использовались в качестве принудительного труда различными странами-союзниками для работы в лагерях. за пределами Германии: 3 000 000 в России, 750 000 во Франции, 400 000 в Великобритании и 10 000 в Бельгии. [ 68 ] Тем временем в Германии большая часть населения голодала. [ 68 ] в то время, когда, согласно исследованию, проведенному бывшим президентом США Гербертом Гувером , состояние питания в странах Западной Европы было почти довоенным нормальным. [ 68 ] Немецкие пленные выполняли опасные задания, например, разминирование минных полей. [ 69 ]

В проекте отчета Экономической миссии президента в Германию и Австрию говорилось:

существовала общая политика разрушения или ограничения возможной мирной производительности под заголовками «пастёрское государство» и «военный потенциал». Первоначально эта политика, очевидно, была выражена 15 сентября 1944 года в Квебеке и была направлена ​​на «превращение Германии в страну, преимущественно сельскохозяйственную и скотоводческую», и включала в себя следующее: «Поэтому промышленность Рура и Саара будет выведена из строя». , закрылся..." [ 70 ] (кавычки из первоисточника)

Все заводы по производству вооружений, включая те, которые могли быть переоборудованы для гражданской эксплуатации, были демонтированы или уничтожены. Большая часть действующих гражданских установок была демонтирована и перевезена в страны-победительницы, в основном во Францию ​​и Россию. Поскольку Германии не было разрешено ни производство самолетов, ни судостроительные мощности для снабжения торгового флота, все объекты этого типа были разрушены в течение нескольких лет. Типичным примером такой деятельности союзников была верфь Blohm & Voss в Гамбурге, где взрывной снос продолжался даже в 1949 году. Все, что нельзя было демонтировать, было взорвано или уничтожено иным образом. Небольшая попытка возродить компанию в 1948 году закончилась тем, что владельцы и ряд сотрудников были брошены британцами в тюрьму. Лишь в 1953 году ситуация для Blohm & Voss постепенно начала улучшаться, отчасти благодаря неоднократным обращениям канцлера Германии Конрада Аденауэра к верховным комиссарам союзников. [ 71 ]

Ранние планы США по «промышленному разоружению» включали отделение Саара и Рура от Германии, чтобы удалить большую часть оставшегося промышленного потенциала. [ 72 ] Еще в марте 1947 года все еще существовали активные планы позволить Франции аннексировать Рур, как отметил Чарльз П. Киндлбергер из Государственного департамента США , который сказал: [ 73 ] «Статья и редакционная статья «Таймс» о нарушениях в рядах США по поводу Рура были точными, а последняя превосходна. Меня беспокоит арена, на которой велись дебаты. Клэй и Дрейпер утверждают, что Германия станет коммунистом вскоре после того, как будет реализовано любое предложение о посягательстве на его суверенитет над Руром». [ 74 ] Протекторат Саар , еще один важный источник угля и промышленности для Германии, также должен был быть потерян немцами. Он был отрезан от Германии, а его ресурсы поставлены под контроль Франции. В 1955 году французы под давлением Западной Германии и ее новых союзников провели в протекторате Саар плебисцит по вопросу воссоединения или независимости. Воссоединение победило с подавляющим большинством голосов, и 1 января 1957 года оно воссоединилось с Западной Германией в качестве земли Саар .

Особенно тяжелым был экспорт древесины из оккупационной зоны США. Источники в правительстве США заявили, что целью этого было «окончательное уничтожение военного потенциала немецких лесов». [ 75 ] В результате практикуемых вырубок лесов произошла обширная вырубка лесов, которую «можно было заменить только длительным развитием лесного хозяйства в течение, возможно, столетия». [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]

Помимо физических препятствий, которые необходимо было преодолеть, на пути экономического восстановления Германии стояли и интеллектуальные проблемы. Союзники конфисковали ценную интеллектуальную собственность, все немецкие патенты как в Германии, так и за рубежом, и использовали их для повышения своей собственной промышленной конкурентоспособности, лицензируя их компаниям союзников. [ 79 ] Начиная сразу после капитуляции Германии и продолжаясь в течение следующих двух лет, США проводили энергичную программу по сбору всех технологических и научных ноу-хау, а также всех патентов в Германии. приходит к выводу Джон Гимбел в своей книге «Наука, технология и репарации: эксплуатация и грабеж в послевоенной Германии» , что «интеллектуальные репарации», полученные США и Великобританией, составили около 10 миллиардов долларов . [ 80 ] В течение более чем двух лет существования этой политики в Германии не могло проводиться никаких промышленных исследований. [ нужна ссылка ] без каких-либо результатов, которые были автоматически доступны зарубежным участникам, которым оккупационные власти рекомендовали получить доступ ко всем записям и объектам. Тем временем тысячи лучших [ 81 ] Немецких исследователей привлекали к работе в Советском Союзе ( операция «Осоавиахим» ), а также в Великобритании и США (см. также операцию «Скрепка» ).

В 1949 году канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр написал союзникам письмо с просьбой прекратить политику промышленного демонтажа, сославшись на внутреннее противоречие между поощрением промышленного роста и закрытием заводов, а также на непопулярность этой политики. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]

В 1953 году было решено, что Германия должна выплатить 1,1 миллиарда долларов полученной помощи. Последнее погашение было произведено в июне 1971 года. В во многом символической резолюции 2004 года нижняя палата польского парламента потребовала от Германии репараций в размере 640 миллиардов долларов, главным образом в качестве оружия в продолжающемся споре относительно претензий Германии на собственность на бывшей немецкой территории. [ 85 ] Однако на Потсдамской конференции Советский Союз обязался урегулировать репарационные претензии Польши за счет своей доли репараций от Германии. В 1953 году Польша согласилась отказаться от дальнейших требований о репарациях против Германии. [ 86 ] Тем временем Польша теперь владела почти четвертью довоенной территории Германии, включая важные промышленные центры Силезии и богатейшие угольные месторождения Европы. [ 87 ] Кроме того, многие этнические немцы, проживавшие в пределах довоенных границ Польши, в течение многих лет до их изгнания использовались в качестве принудительного труда в таких лагерях, как лагерь Саломона Мореля , Центральный трудовой лагерь Явожно , Центральный трудовой лагерь Потулице , Лямбиновице , Згода. трудовой лагерь и другие. [ 88 ]

Исторические оценки

[ редактировать ]

Исторические оценки различаются относительно характера, продолжительности и воздействия плана Моргентау и JCS 1067 на политику Америки и союзников.

Американский дипломат Джеймс Доббинс пишет, что ранний проект JCS 1067 был написан в то время, когда план все еще считался политикой США, и «поскольку ничто не заменило план Моргентау после того, как он был дезавуирован, окончательная версия JCS 1067 содержала многие из жестких мер и все намерения жесткого мира по отношению к Германии». [ 89 ] Однако, по словам Доббинса, в мае 1945 года - вскоре после ее одобрения в апреле 1945 года - недавно назначенный заместитель военного губернатора генерал Клей дал понять, что директива неработоспособна, и первоначально хотел, чтобы она была пересмотрена; после того, как ему указали на преднамеренные лазейки, генерал Клей не стал настаивать на пересмотре, но «взял на себя большую вольность в интерпретации и реализации JCS 1067». Благие намерения Клея действительно натолкнулись на препятствия, например, генерал Маршалл запретил ему ослабить строгую политику небратства до более разумного уровня. Доббинс отмечает, что жесткие карательные меры со временем сместились в сторону реформ, поскольку США столкнулись с проблемой прокорма миллионов немцев и советской экспансией. [ 90 ] Герхард Шульц [ де ] упоминает, что американское военное правительство до 1947 года действовало в соответствии с JCS 1067, который он описывает как «структуру, берущую свое начало в плане Моргентау». [ 91 ] [ 92 ]

Георг Котовский [ де ] также упоминает: «Насколько мне известны результаты [ревизионистских дебатов], мне кажется, что, хотя планы политики в отношении послевоенной Германии были разработаны еще в 1941 году, ни один план не был разработан». был принят президентом, что могло бы послужить основой для целенаправленной политики. В результате германский вопрос был отложен до окончательной победы над державами оси и Японией. В лучшем случае, недолговечное одобрение Моргентау. План Рузвельта, возможно, можно рассматривать как руководящий принцип его политики в отношении Германии, тем более, что важные элементы этого плана нашли свое отражение в [JCS 1067]». [ 93 ] Михаэль Цюрн [ де ] говорит о политике «Никогда больше не быть сильной Германией!» Это нашло свое выражение в печально известном документе JCS 1067 (на который повлиял план Моргентау), но от этого принципа США отказались вскоре после Потсдамской конференции, хотя только в 1947 году JCS 1067 был заменен на JCS 1779 и родственные ему документы. «Программа восстановления Европы». [ 94 ]

Киндлебергер заявляет, что «с прекращением военных действий настроения подавления уступили место двойственности – на Западе. Германию нужно было наказать за проступки, но также было важно оживить немецкую экономику для ее необходимого вклада в восстановление Европы. строгое заявление Объединенного комитета начальников штабов (JCS 1067) о том, что командующий Соединенными Штатами не должен ничего делать для восстановления немецкой экономики выше минимального уровня, необходимого для предотвращения таких заболеваний и беспорядков, которые могут поставить под угрозу оккупационные силы в июле 1945 года уступили приказу стимулировать добычу угля для экспортных поставок в Бельгию, Нидерланды и Францию» (который не был реализован). В мае 1946 года приказ генерала Клея о прекращении демонтажа заводов (в целях репараций) ознаменовал первое открытое признание провала Потсдама. После 1947 года, когда противоречивые политики начали примиряться, экономические и социальные условия начали улучшаться. [ 95 ]

Генри Берк Венд называет JCS 1067, одобренный 14 мая 1945 года, компромиссным документом, который «вместе с восхождением Трумэна на пост президента [12 апреля 1945 года] положил конец плану Моргентау». [ 96 ] Несмотря на это, «денацификация, деконцентрация и демонтаж оказали глубокое, хотя и разное, влияние на промышленное восстановление Германии». [ 97 ] Даже после принятия плана Маршалла, обреченная на провал политика, которая одновременно индустриализовала Германию (путем инвестиций в миллиарды долларов) и деиндустриализовала ее (путем серьезного демонтажа ее промышленности), продолжалась до 1948–1949 годов. [ 98 ] Уолтер М. Хадсон описывает JCS 1067 как менее суровый, чем план Моргентау: хотя основные элементы плана Моргентау были включены в JCS 1067, он был намеренно разбавлен и позволил военному правительству быть более гибким, чем предусматривалось планом Моргентау. [ 99 ]

Германии Федеральное агентство гражданского образования (BPD) утверждает, что план Моргентау так и не был реализован и лишь на короткое время был поддержан Рузвельтом. [ 100 ] и что JCS 1067, рассматривая Германию как побежденное вражеское государство, а не как освобожденную нацию и стремясь к демонтажу немецкой промышленности, также оставил лазейки, которые позволили военному губернатору позже проводить более мягкую политику. Агентство заявляет, что целью JCS 1779, пришедшего на смену JCS 1067, было усиление немецкого самоуправления на региональном уровне, ограничение демонтажа военной промышленности, повышение уровня жизни и устранение зависимости от субсидий. [ 101 ] [ 102 ]

Немецкий историк Бернд Грайнер [ де ] говорит о провале Моргентау и поддерживавшего его политического меньшинства, смотрящего в прошлое, заявляя, что к концу 1945 года сотрудники Моргентау вернулись в США в унынии, и те, кто тогда руководил, не были заинтересованы в « промышленное разоружение». [ 103 ] Однако, по словам Грейнера, «миф Моргентау» ( нем . die Morgenthau-Legende ) был увековечен в Западной Германии правыми экстремистскими историками, повторявшими нацистскую пропаганду и выступавшими против «плана уничтожения» Германии, разработанного евреями и левыми. интеллигенции в Америке, в то время как в коммунистической Восточной Германии план Моргентау был представлен как западный империалистический заговор с целью уничтожения Германии. [ 104 ]

Вольфганг Бенц , директор Центра исследований антисемитизма в Техническом университете Берлина , утверждает, что этот план не имел никакого значения для последующей оккупации и политики Германии, хотя нацистская пропаганда по этому вопросу имела длительный эффект и до сих пор используется в пропагандистских целях крайними людьми. правые организации. [ 9 ] [ 105 ] [ 106 ] Бенц также утверждает, что у Моргентау были романтические аграрные идеалы, что могло означать, что намерения его плана могли выходить за рамки предотвращения конфликтов. [ 107 ] Немецкий историк Райнер Гёммель критикует распространенное утверждение историков, в том числе Бенца, о том, что план Моргентау так и не был реализован, утверждая, что основные элементы плана, а именно предложения по деиндустриализации, были приняты в августе 1945 года и стали частью политики союзников. [ 108 ]

Ряд историков рассматривали возможность того, что Моргентау мог находиться под влиянием Гарри Декстера Уайта , предполагаемого советского агента, основанного на доказательствах Веноны , для разработки плана Моргентау - поскольку ослабление промышленности на оккупированной территории западных союзников было бы выгодно Советскому Союзу. кампания за влияние в послевоенной Германии. Гипотеза основана на предыдущих просоветских действиях Уайта, таких как пропаганда практически неограниченного советского печатания AM-марк , которые передавали богатство в Восточную Германию. [ 109 ] [ 110 ] Критики этой гипотезы, такие как историк Джеймс К. Ван Хук, заявляют, что план Моргентау отвергал репарации, которые были частью официальных советских требований, а другие экономические инициативы Гарри Декстера Уайта в Бреттон-Вудсе были настолько в пользу послевоенного капитализма, что это трудно видеть в нем полностью советского агента. [ 110 ]

В соответствующем томе британской официальной истории Второй мировой войны говорится, что план Моргентау «оказывал мало влияния на политику союзников после Потсдамской конференции… где были приняты более реалистичные взгляды». Однако история утверждает, что до конференции этот план «катастрофически мешал многим планам военного правительства» и привел к необдуманному ужесточению планов союзников в отношении оккупированной Германии, а также к разногласиям между правительствами США и Великобритании. [ 111 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Текст и факсимильное изображение можно просмотреть в Интернете. Моргентау, Генри (1944). «Предлагаемая программа после капитуляции Германии [Оригинальный меморандум 1944 года, подписанный Моргентау] (текст и факсимиле)» . Графа 31, папка Германия: январь-сентябрь. 1944 (i297) . Президентская библиотека и музей Франклина Д. Рузвельта (опубликовано 27 мая 2004 г.). Демилитаризация Германии: Целью союзных войск должно быть достижение полной демилитаризации Германии в кратчайшие возможные сроки после капитуляции. Это означает полное разоружение немецкой армии и народа (включая удаление или уничтожение всей военной техники), полное уничтожение всей немецкой военной промышленности, а также удаление или уничтожение других ключевых отраслей промышленности, которые являются основой военной мощи.
  2. ^ Гаро 1961 , с. 520.
  3. ^ Перейти обратно: а б Решение 2002 , стр. 169–170.
  4. ^ Грейнер 1995 , стр. 199–204.
  5. ^ «Хроника ООН | Журнал Организации Объединенных Наций» . www.un.org . Архивировано из оригинала 14 апреля 2008 года . Проверено 11 января 2022 г.
  6. ^ Грейнер 1995 , стр. 327–328.
  7. ^ Перейти обратно: а б Решение 2002 г. , с. 144.
  8. ^ Дитрих 2002 , с. 17 и след.
  9. ^ Перейти обратно: а б Бенц, Вольфганг (2010). «План Моргентау». В Сауре, КГ (ред.). Справочник по антисемитизму: Антисемитизм в прошлом и настоящем . Том 3. Вальтер де Грюйтер. п. 214.
  10. ^ Перейти обратно: а б Гаро 1961 , стр. 530.
  11. ^ Перейти обратно: а б Гаро 1961 , стр. 517.
  12. ^ «Директива главнокомандующему оккупационными силами США относительно военного правительства Германии; апрель 1945 г. (JCS 1067)» (текст) . Дипломатическая миссия США в Германии, по связям с общественностью, центры информационных ресурсов .
  13. ^ «Новый курс: два одинаковых» . Время . 17 февраля 1967 г. ISSN   0040-781X . Проверено 22 ноября 2021 г.
  14. ^ РИДЕЛЬ, МАТТИАС (1971). «ПЛАН РАЗРУШЕНИЯ МОРГЕНТАУЗА ДЛЯ РУРСКОЙ ОБЛАСТИ» . Традиция: журнал об истории компании и биографиях предпринимателей . 16 (5/6): 209–227. ISSN   0041-0616 . JSTOR   40697280 .
  15. ^ Моргентау, Генри (1967). Дневник Моргентау (Германия) . Типография правительства США. п. 416.
  16. ^ Моргентау, Генри (1967). Дневник Моргентау (Германия) . Типография правительства США. п. 428.
  17. ^ Моргентау, Генри (1967). Дневник Моргентау (Германия) . Типография правительства США. п. 441.
  18. ^ Халл 1948 , стр. 1602–3.
  19. ^ Германия, Зюддойче де ГмбХ, Мюнхен. «Актуальные новости, справочная информация и комментарии – SZ.de» . Süddeutsche.de (на немецком языке) . Проверено 22 ноября 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Халл 1948 , с. 1617.
  21. ^ «Президентство» . УКСБ.
  22. ^ Флеминг, Томас (2001). Война новых дилеров: Рузвельт и война внутри Второй мировой войны . Основные книги. п. 432. ИСБН  978-0-465-02465-0 .
  23. ^ Типография правительства США , Отчет о дневниках Моргентау, подготовленный подкомитетом Сенатского комитета судебной власти, назначенным для расследования применения Закона Маккаррана о внутренней безопасности и других законов о внутренней безопасности, (Вашингтон, 1967), том 1, стр. 620–21
  24. ^ Блюм, Джон М. «Поместье Генри Моргентау-младшего». Дер Шпигель (52/1967).
  25. ^ Письма Рузвельта, том III: 1928–1945 , Лондон, 1952.
  26. ^ «Международные отношения Соединенных Штатов: дипломатические документы, конференции в Каире и Тегеране, 1943 г. - Офис историка» .
  27. ^ Меморандум Гарри Декстера Уайта для министра финансов, 25 сентября 1944 г., Меморандум заместителя директора Управления по делам Европы государственного секретаря, 20 сентября 1944 г.
  28. ^ Джон В. Уилер-Беннетт и Энтони Николлс, «Видимость мира» (Лондон: 1972), стр. 179.
  29. ^ Блюм 1967 , с. 373.
  30. ^ Черчилль, «Прилив победы» (Лондон: 1954), стр. 138–39.
  31. ^ Халл 1948 , стр. 1613–4.
  32. ^ «Расследования: жадность одного человека» . TIME.com . 23 ноября 1953 года. Архивировано из оригинала 11 января 2013 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
  33. ^ Решение 2002 г. , стр. 144–45.
  34. ^ Решение 2002 г. , с. 160.
  35. ^ Отчет о дневниках Моргентау, стр. 41 и далее
  36. ^ Решение 2002 г. , стр. 172–73.
  37. ^ Решение 2002 г. , с. 171.
  38. ^ Библиотека Рузвельта , Марист
  39. ^ Решение 2002 г. , с. 149.
  40. ^ Элтинг Э. Моррисон цитирует дневник Стимсона от 3 октября 1944 г. « Суета и традиции: исследование жизни и времен Генри Л. Стимсона» (Бостон, 1960), с. 609.
  41. ^ Решение | 2002, Завоеватели , с. 250
  42. ^ Перейти обратно: а б Юджин Дэвидсон, Смерть и жизнь Германии: отчет об американской оккупации, стр.12.
  43. ^ Амброуз, Стивен , Эйзенхауэр: солдат, генерал армии, избранный президент (1893–1952) , Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1983, стр. 422. ISBN   978-0-671-44069-5
  44. ^ Венд, Генри Берк (2001). Восстановление и реставрация: внешняя политика США и политика реконструкции судостроительной промышленности Западной Германии, 1945–1955 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 26. ISBN  9780275969905 .
  45. ^ Сатклифф, Энтони (2014). Экономическая и социальная история Западной Европы с 1945 года . Рутледж. п. 57. ИСБН  9781317892199 .
  46. ^ Журнал социальных, политических и экономических исследований . Ассоциация современной экономики и бизнеса Университета Джорджа Мейсона и Совет социальных и экономических исследований. 2000. с. 123.
  47. ^ Аксельрод, Алан (2009). Реальная история холодной войны: новый взгляд на прошлое . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 217 . ISBN  9781402763021 .
  48. ^ Хилленбранд, Мартин Джозеф (1998). Фрагменты нашего времени: Мемуары дипломата . Издательство Университета Джорджии. п. 222. ИСБН  9780820320168 .
  49. ^ Джеймс П. Варбург, Германия: мост или поле битвы? (Нью-Йорк: Harcourt, Brace and Company, 1946), с. 279.
  50. ^ Решение 2002 г. , с. 233.
  51. ^ Петров 1967 , с. 228–29.
  52. ^ Бикертон, Ян (2011). Иллюзия победы: истинная цена современной войны . Издательство Мельбурнского университета. п. 173. ИСБН  9780522860238 .
  53. ^ Общество предотвращения Третьей мировой войны (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) (1949). Предотвратить Третью мировую войну., выпуски 30-52 . Общество предотвращения Третьей мировой войны. п. 9.
  54. ^ Петров 1967 , с. 18.
  55. ^ Роберт Мерфи, «Дипломат среди воинов», (Лондон: 1964), с. 251.
  56. ^ «Проект, Экономическая миссия президента в Германию и Австрию, отчет 3, март 1947 г.; OF 950B: Экономическая миссия в отношении продовольствия…» Архивировано из оригинала 29 августа 2007 г. Проверено 28 сентября 2014 г.
  57. ^ Милвард, Алан С. (1984). Реконструкция Западной Европы, 1945–51 . Лондон: Метуэн. стр. 14–18. ISBN  0-416-36530-2 . ОСЛК   10837110 .
  58. ^ «Речь о плане Маршалла - Фонд Джорджа К. Маршалла» . Google Искусство и культура . Проверено 25 ноября 2021 г.
  59. ^ Фосседал, Грегори А. (1993). Наш звездный час: Уилл Клейтон, план Маршалла и триумф демократии . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Hoover Institution Press. ISBN  978-0-8179-9201-9 . ОСЛК   26634091 .
  60. ^ Перейти обратно: а б Дженнингс, Рэй Сальваторе (май 2003 г.), «Путь вперед: уроки национального строительства из Японии, Германии и Афганистана для послевоенного Ирака» , Peaceworks (49): 15
  61. ^ «Па де Пагайль!» . TIME.com . 28 июля 1947 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
  62. ^ Владимир Петров, Деньги и завоевания; оккупационные валюты союзников во Второй мировой войне. Балтимор, Johns Hopkins Press (1967), с. 236 (Петров примечает Хаммонда, American Civil-Military Decisions , стр. 443)
  63. ^ Перейти обратно: а б Петров 1967 , с. 237.
  64. ^ «Краеугольный камень стали» . TIME.com . 21 января 1946 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2007 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
  65. ^ «Цена поражения» . TIME.com . 8 апреля 1946 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
  66. ^ Генри К. Уоллич . Пружины немецкого возрождения (1955) с. 348.
  67. ^ Мартин, Джеймс Стюарт (1950), Все благородные люди , с. 191
  68. ^ Перейти обратно: а б с Библиотека Трумэна , 28 февраля 1947 г., заархивировано из оригинала 5 февраля 2012 г. , получено 15 января 2006 г.
  69. ^ Маккензи, С. П. (сентябрь 1994 г.), «Обращение с военнопленными во время Второй мировой войны», Журнал современной истории , 66 (3): 487–520, doi : 10.1086/244883 , S2CID   143467546
  70. ^ «Проект, Экономическая миссия президента в Германию и Австрию, отчет 3, март 1947 г.; OF 950B: Экономическая миссия в области продовольствия…» Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 28 сентября 2014 г.
  71. ^ ThyssenKrupp Marine Systems, Пресс-релиз. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 2 апреля 2002 г. 125 лет Blohm + Voss.
  72. ^ Гаро 1961 , с. 526.
  73. ^ Пресс-Барнатан, Галия (24 октября 2014 г.). Политическая экономия перехода к миру . Университет Питтсбурга Pre. ISBN  9780822973584 .
  74. ^ Делегация Соединенных Штатов Америки в Руре , Совет министров иностранных дел Посольство США в Москве, 24 марта 1947 г., заархивировано из оригинала 10 марта 2007 г. , получено 15 января 2006 г.
  75. ^ Управление военного правительства США, Год Потсдама: немецкая экономика после капитуляции (1946), стр. 70.
  76. ^ Николас Балабкинс, Германия под прямым контролем: экономические аспекты промышленного разоружения 1945–1948 (Rutgers University Press, 1964) с. 119.
  77. ^ Управление военного правительства США, Исследование лесных ресурсов Германии (1948), стр. II.
  78. ^ Г. В. Хармссен, Репарации, общественный продукт, уровень жизни (Бремен: Ф. Труен Верлаг, 1948), I, 48.
  79. ^ Уокер, К. Лестер (октябрь 1946 г.), «Тысячи секретов» ( MS Word.doc ) , журнал Harper's Magazine , Ученые и друзья
  80. ^ Наймарк, Норман М., Русские в Германии , с. 206 (Наймарк имеет в виду Гимбелса).
  81. ^ Кобейн, Ян (29 августа 2007 г.), «Научные новости Второй мировой войны» , The Guardian , Лондон.
  82. ^ Барк, Деннис Л; Гресс, Дэвид Р. (1989), История Западной Германии , том. 1: от тени к сути, Оксфорд, с. 259 {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  83. ^ Аденауэр, Конрад (7 июня 2016 г.), Письмо Конрада Аденауэра Роберту Шуману (26 июля 1949 г.) , Люксембург: CVCE
  84. ^ Бевин, Эрнест (7 марта 2015 г.), Послание господину Шуману от г-на Бевина (30 октября) , Люксембург: CVCE
  85. ^ «Поляки голосуют за военные репарации» , Deutsche Welle , Германия, 11 сентября 2004 г.
  86. ^ Работа на врага: Ford, General Motors и принудительный труд в Германии [Google Книги] , Райнхольд Бильштейн, 2004, ISBN  9781845450137
  87. ^ Горькое наследие: польско-американские отношения после Второй мировой войны [книги Google] , Ричард К. Лукас, 1982, ISBN  0813114608
  88. ^ Обзор , H-Net, сентябрь 2004 г.
  89. ^ Доббинс, Джеймс; Пул, Мишель А.; Лонг, Остин; Ранкл, Бенджамин (2008). После войны: государственное строительство от Рузвельта до Джорджа Буша . Корпорация Рэнд. п. 21. ISBN  9780833045560 . Несмотря на то, что им удалось исключить Моргентау, сотрудники Хиллдринга в отделе по гражданским вопросам начали ранний проект того, что впоследствии стало [JCS 1067] ... Они написали проект, в то время как план Моргентау воспринимался как политика США ... Поскольку ничто не заменило план Моргентау после того, как он был дезавуирован, окончательная версия JCS 1067 содержала многие жесткие меры и все намерения заключить жесткий мир с Германией.
  90. ^ Доббинс, Джеймс; Пул, Мишель А.; Лонг, Остин; Ранкл, Бенджамин (2008). После войны: государственное строительство от Рузвельта до Джорджа Буша . Корпорация Рэнд. стр. 11, 23, 24, 30, 31. ISBN.  9780833045560 . Когда генерал-лейтенант Люциус Клей прибыл в Европу в мае 1945 года в качестве недавно назначенного заместителя военного губернатора, он еще не видел JCS 1067. Прочитав его, он сказал Хиллдрингу, что «Вашингтон, очевидно, не имел четкого представления о том, какие условия были, как в Германии, и попросили пересмотреть директиву, чтобы сделать ее «гибкой и общей». Хиллдринг ответил, что лучше иметь что-то, чем ничего, и что Стимпсон и его заместитель Макклой тщательно подготовили проект с учетом лазеек.
  91. ^ ( Немецкий : действовал в соответствии с часто цитируемой директивой JCS 1067 в рамках плана Моргентау ).
  92. ^ Шульц, Герхард (2004). История в эпоху глобализации . Вальтер де Грютер. п. 128. ИСБН  9783110204766 .
  93. ^ Котовский, Джордж (1990). «Берлин в поле напряжения между Западом и Востоком» [Берлин между противоположными полюсами Запада и Востока]. В Риббе, Вольфганг; Шмадеке, Юрген (ред.). Берлин в современной Европе: материалы конференции [ Берлин в современной Европе: отчет о конференции ]. де Грюйтер. п. 449. ИСБН  9783110116632 . Насколько мне известны результаты, мне кажется, что, хотя планы послевоенной политики Германии были разработаны в Вашингтоне еще в 1941 году, президентом не была принята ни одна концепция, которая могла бы послужить основой для целенаправленной политики. Это привело к тому, что германский вопрос был отложен до полной окончательной победы над державами Оси и Японией. В лучшем случае временное одобрение Рузвельтом плана Моргентау можно было рассматривать как руководящий принцип его немецкой политики, тем более, что этот план был включен в директиву JCS 1067 Объединенного комитета начальников штабов американских вооруженных сил на важных областях.
  94. ^ Цюрн, Майкл (2 июля 2013 г.). Интересы и институты в международной политике: основания и применение ситуационно-структурного подхода [ Интересы и институты в международной политике: основания и применение ситуационно-структурного подхода ]. Издательство Спрингер. п. 254. ИСБН  9783663103844 . Политика «Никогда больше не быть сильной Германией», первоначально проявившаяся в оккупационной зоне США в знаменитой директиве Объединенного комитета начальников штабов № 1067 от 26 апреля 1945 года, ориентированной на цели плана Моргентау, была был реализован вскоре после выхода США из Потсдамской конференции. Политика «Никогда больше не быть сильной Германией!», нашедшая свое выражение в директиве Объединенного комитета начальников штабов № 1067 от 26 апреля 1945 г. Конференция.)
  95. ^ Киндлбергер, Чарльз П. (2009). Дни плана Маршалла . Рутледж. стр. 11–18, 94, 151. ISBN.  9781135229979 .
  96. ^ Венд, Генри Берк (2001). Восстановление и реставрация: внешняя политика США и политика реконструкции судостроительной промышленности Западной Германии, 1945–1955 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 27. ISBN  978-0-275-96990-5 .
  97. ^ Венд, Генри Берк (2001). Восстановление и реставрация: внешняя политика США и политика реконструкции судостроительной промышленности Западной Германии, 1945–1955 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 42. ИСБН  978-0-275-96990-5 .
  98. ^ Венд, Генри Берк (2001). Восстановление и реставрация: внешняя политика США и политика реконструкции судостроительной промышленности Западной Германии, 1945–1955 гг . Издательская группа Гринвуд. стр. 12, 27–28. ISBN  978-0-275-96990-5 .
  99. ^ Хадсон, Уолтер М. (2015). Армейская дипломатия: американская военная оккупация и внешняя политика после Второй мировой войны . Университетское издательство Кентукки. п. 172. ИСБН  9780813160993 . JCS 1067 содержал немало весомых заявлений. С Германией нужно было обращаться как с «побежденной вражеской нацией», и ей нужно было «донести до немцев, что безжалостная война Германии и фанатичное сопротивление нацистов разрушили немецкую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными». можно рассматривать как предзнаменование оккупации, подобной плану Моргентау. Но такой язык был по большей части риторическим. По словам Макклоя, JCS 1067 намеренно отклонил более карательные меры плана Моргентау. ... В целом формулировка JCS 1067 была достаточно широкой, и Клэй не счел JCS 1067 особенно ограничительным.
  100. ^ Федеральное агентство гражданского образования Германии. «План Моргентау» . bpb.de. ​Проверено 2 октября 2016 г.
  101. ^ Федеральное агентство гражданского образования Германии. «15/17 июля 1947 года» . bpb.de. ​Проверено 2 октября 2016 г.
  102. ^ Федеральное агентство гражданского образования Германии (11 октября 2008 г.). «Вторая мировая война: от Перл-Харбора до Хиросимы » . bpb.de. ​Проверено 2 октября 2016 г. План сурового наказания Германии, представленный тогдашним министром финансов США Генри Моргентау, получил от Рузвельта лишь «тактическую, временную поддержку», как утверждает историк Майкл Бешлосс | представлен в 2002 году. Секретная директива JCS 1067 о будущем управлении Германией, окончательная версия которой была доступна в апреле 1945 года, предусматривала, что Германия будет оккупирована «не с целью освобождения, а как побежденное вражеское государство», что тяжелая промышленность будет ликвидированы, картели распущены, армия упразднена, и должны быть проведены обширные меры по денацификации. Но в JCS 1067 также было множество лазеек, которые военный губернатор США мог позже использовать для введения менее жесткой оккупационной политики. [План сурового наказания Германии, представленный министром финансов Генри Моргентау, получил лишь «тактическую, кратковременную поддержку» со стороны Рузвельта, как утверждает историк Михаэль Бешлосс | 2002 объясняет. В секретной директиве JCS 1067 для будущего правительства Германии, окончательная версия которой была представлена ​​в апреле 1945 года, действительно указывалось, что Германия была «оккупирована не с целью освобождения, а как побежденное вражеское государство», что тяжелая промышленность должна была быть оккупирована. ликвидировать картели, распутать картели, упразднить армию и провести комплексные меры по денацификации, но JCS 1067 также содержал многочисленные лазейки, которые военный губернатор США позже смог использовать для реализации более мягкая оккупационная политика.]
  103. ^ Грейнер 1995 , стр. 12–13.
  104. ^ Грейнер 1995 , стр. 19–22.
  105. ^ Олик, Джеффри (2005). В доме палача: агония поражения Германии, 1943–1949 гг . Издательство Чикагского университета. п. 31. ISBN  0226626385 .
  106. ^ Бенц, Вольфганг (18 июня 2006 г.). «План Моргентау» . Аргументы против правоэкстремистских предрассудков (на немецком языке). Федеральное агентство гражданского образования . Проверено 2 марта 2014 г. План Моргентау канул в безвестность в конце сентября 1944 года, так и не будучи официально обсужденным ответственными комитетами. План Моргентау не имел никакого значения для последующей оккупации и политики Германии. Но Геббельс и Гитлер использовали «план убийства евреев» для «порабощения Германии» с таким большим успехом, как их настойчивая пропаганда, что многие люди начали верить, что программа серьезно обсуждается. План Моргентау и по сей день играет эту роль в правоэкстремистской журналистике. [Уже в конце сентября 1944 года план Моргентау канул в лету, так и не будучи официально обсужден ответственными органами. Для дальнейшей политики в отношении оккупации и Германии план Моргетау не имел никакого значения. Но Геббельс и Гитлер добились такого успеха в использовании «плана еврейского убийства» для «порабощения Германии» в своей последней отчаянной пропаганде, что многие люди поверили, что эта программа действительно получила серьезное внимание. В крайне правых публикациях план Моргентау играет эту роль и сегодня.])
  107. ^ Бенц, Вольфганг (2000). Легенды, ложь, предрассудки (11 изд.). ДТВ. стр. 154–155. ISBN  978-3423301305 .
  108. ^ Гёммель, Райнер; Лёниг, Мартин (2011). Промежуточный период: правовая история лет оккупации . Совет директоров – Книги по запросу. п. 51. ИСБН  9783866464032 . В исторической литературе часто говорится, что план Моргентау «никогда не был реализован»[,] и для Вольфганга Бенца план Моргентау не имел никакого значения. Однако это неправильно. Ядро плана Моргентау, а именно предложения по деиндустриализации, было принято в Потсдаме в начале августа 1945 года и стало частью политики союзников.[В исторической литературе часто упоминается, что план Моргентау «никогда не был реализован». ', и для Вольфганга Бенца план Моргентау тоже не имел никакого значения. Но это неправда. Ядро плана Моргентау, а именно предложения по деиндустриализации, было принято в Потсдаме в начале августа 1945 года и стало частью политики союзников.]
  109. ^ Радош, Рональд (30 июня 2002 г.). «Даже хуже, чем мы думали» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 сентября 2021 г.
  110. ^ Перейти обратно: а б «Изменническое сомнение: дело о шпионаже Гарри Декстера Уайта - ЦРУ» . www.cia.gov . Проверено 10 июля 2021 г.
  111. ^ Доннисон, ФСВ (1961). Гражданские дела и военное правительство, Северо-Западная Европа, 1944–1946 гг . Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 204. OCLC   504683464 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бешлосс, Майкл Р. (2002), Завоеватели: Рузвельт, Трумэн и разрушение гитлеровской Германии, 1941–1945 , Нью-Йорк: Simon & Schuster, ISBN  9780684810270 , OCLC   50315054
  • Блюм, Джон Мортон (1967), Из дневников Моргентау: годы войны, 1941–1945 , Бостон {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Дитрих, Джон (2002). План Моргентау: советское влияние на американскую послевоенную политику . Алгора. ISBN  9781892941909 .
  • Гаро, Фредерик Х. (июнь 1961 г.), «План Моргентау по промышленному разоружению в Германии», The Western Political Quarterly , 14 (2): 517–534, doi : 10.1177/106591296101400210 , S2CID   153880544
  • Грейнер, Бернд (1995). Легенда Моргентау: История спорного плана [ Миф Моргентау: История спорного плана ] (на немецком языке). Питер Лэнг. ISBN  9783930908073 .
  • Халл, Корделл (1948), Воспоминания , том. II
  • Левкович, Николас, Немецкий вопрос и международный порядок, 1943–1948 гг. , Бейзингсток и Нью-Йорк, Пэлгрейв Макмиллан, 2010 г. ISBN   9780230248120
  • Левкович, Николас, Немецкий вопрос и истоки холодной войны, Милан, IPOC, 2008.] ISBN   978-8895145273
  • Петров, Владимир (1967), Деньги и завоевания; Оккупационные валюты союзников во Второй мировой войне , Балтимор: Johns Hopkins Press

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Документы

[ редактировать ]

Интервью

[ редактировать ]
  • Генерал Уильям Х. Дрейпер-младший , начальник экономического отдела Контрольного совета Германии, 1945–46; Военный правительственный советник статс-секретаря Московской конференции министров иностранных дел, 1947 год; Заместитель военного министра, 1947 год; Заместитель министра армии, 1947–49;
  • Э. Аллан Лайтнер-младший, помощник начальника, 1945–47, и заместитель начальника, 1947–48, Отдела по делам Центральной Европы Государственного департамента.
  • Гюнтер Харкорт Представитель Федеративной Республики Германия в Управлении экономического сотрудничества (ECA), 1949–52.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 984d5c61cfa497595ebce7250703fce9__1723340280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/e9/984d5c61cfa497595ebce7250703fce9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Morgenthau Plan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)