фараон
Фараон Египта | |
---|---|
Подробности | |
Стиль | Титул с пятью именами |
Первый монарх | Нармер или Менес (по традиции) |
Последний монарх |
|
Формирование | в. 3150 г. до н.э. |
Резиденция | Зависит от эпохи |
Назначитель | наследственный |
| ||
пр-ˤ3 «Отличный дом» в иероглифах | ||
---|---|---|
| ||||||||||||||
nswt-bjt «Король Верхнего и Нижний Египет» в иероглифах | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фараон ( / ˈ f ɛər oʊ / , США также / ˈ f eɪ . р оʊ / ; [3] Египетский : pr ꜥꜣ ; [примечание 1] Коптский : ⲡⲣ̄ⲣⲟ , латинизировано: Пёрро ; Библейский иврит : Фараон ParʿōПаро [4] — это народный термин, часто используемый для обозначения монархов древнего Египта , которые правили от Первой династии ( ок. 3150 г. до н.э. ) до аннексии Египта Римской республикой в 30 г. до н.э. [5] Однако, независимо от пола, термин «царь» чаще всего использовался древними египтянами для обозначения своих монархов в середине Восемнадцатой династии во времена Нового царства . Самыми ранними подтвержденными случаями использования слова «фараон» одновременно для обозначения правителя было письмо Эхнатону ( годы правления около 1353–1336 гг. До н.э.) или надпись, возможно, относящаяся к Тутмосу III ( ок. 1479–1425 гг. до н.э.).
В ранних династиях древнеегипетские цари имели целых три титула : Гор , Осока и Пчела ( nswt-bjtj Две Дамы или Небти ( nbtj ). ) и имя [6] Золотой Гор, а также титулы номен и преномен были добавлены позже. [7]
В египетском обществе религия занимала центральное место в повседневной жизни. Одной из ролей короля была роль посредника между божествами и людьми. Таким образом, король был заместителем божеств в роли гражданского и религиозного администратора. Царь владел всей землей в Египте, издавал законы, собирал налоги и занимал пост главнокомандующего вооруженными силами . [8] В религиозном плане король руководил религиозными церемониями и выбирал места для новых храмов. Король был ответственен за поддержание Маат ( mꜣꜥt ), или космического порядка, баланса и справедливости, и часть этого включала в себя войну, когда это было необходимо для защиты страны, или нападение на других, когда считалось, что это будет способствовать Маату, например, для получения ресурсов. [9]
В первые дни, предшествовавшие объединению Верхнего и Нижнего Египта , Дешрет или «Красная Корона» была символом царства Нижнего Египта. [10] в то время как Хеджет , «Белая Корона», носили цари Верхнего Египта. [11] После объединения обоих королевств, Пшента , сочетание красной и белой корон стало официальной короной фараона. [12] Со временем новые головные уборы были введены во время различных династий, таких как Хат , Немес , Атеф , корона Хемхема и Хепреш . Иногда изображалось сочетание этих головных уборов или корон, носившихся вместе.
Этимология
Слово «фараон» в конечном итоге происходит от египетского соединения pr ꜥꜣ , * /ˌpaɾuwˈʕaʀ/ «большой дом», написанного двумя двубуквенными иероглифами pr «дом» и ꜥꜣ «колонна», что здесь означает «великий» или «высокий». Это было название королевского дворца, и оно использовалось только в более крупных фразах, таких как smr pr-ꜥꜣ «Придворный Высокого Дома», с конкретной ссылкой на здания суда или дворца. [13] Начиная с Двенадцатой династии , это слово появляется в формуле желания «Великий дом, пусть он живет, процветает и здоров », но опять же только в отношении королевского дворца, а не человека.
Когда-то в эпоху Нового царства слово «фараон» стало формой обращения человека, который был королем. Самый ранний подтвержденный случай использования pr ꜥꜣ специально для обращения к правителю — это письмо царю восемнадцатой династии Эхнатону (годы правления около 1353–1336 гг. до н.э.), адресованное «Великому Дому, L, W, H, Господин". [14] [15] Однако существует вероятность, что титул pr ꜥꜣ сначала мог быть применен лично к Тутмосу III ( ок. 1479–1425 до н.э.), в зависимости от того, может ли быть подтверждено, что надпись на храме Армант относится к этому царю. [16] Во времена Восемнадцатой династии (шестнадцатый-четырнадцатый века до нашей эры) титул фараона использовался как почтительное обозначение правителя. Однако в конце Двадцать первой династии (десятый век до н.э.) вместо того, чтобы использоваться отдельно и первоначально только для дворца, он стал добавляться к другим титулам перед именем короля, а начиная с Двадцать пятой династии (восьмой-седьмой века до н.э., в период упадка Третьего промежуточного периода ) это был, по крайней мере, в обычном употреблении, единственный эпитет, представляемый перед королевским наименованием. [17]
с Девятнадцатой династии Начиная , pr-ꜥꜣ само по себе использовалось так же регулярно, как ḥm , «Величие». [18] Таким образом, этот термин превратился из слова, конкретно обозначающего здание, в уважительное обозначение правителя, правящего в этом здании, особенно ко времени Двадцать второй династии и Двадцать третьей династии . [ нужна ссылка ]
Первое датированное появление титула «фараон», прикрепленного к имени правителя, происходит в 17 году Сиамуна (десятый век до н. э.) во фрагменте Карнакских жреческих летописей, религиозного документа. Здесь посвящение человека в священство Амона приурочено именно ко времени правления «фараона Сиамуна ». [19] Эта новая практика была продолжена при его преемнике Псусенне II и последующих царях двадцать второй династии. Например, Большая стела Дахлы специально датирована 5-м годом правления царя «фараона Шошенка, возлюбленного Амона », которым, по единодушному мнению всех египтологов, был Шошонк I — основатель Двадцать второй династии , — включая Алана Гардинера в его оригинальной публикации 1933 года. эта стела. [20] Шошенк I был вторым преемником Сиамуна. Между тем, традиционный обычай называть государя pr-ˤ3 продолжался и в официальных египетских повествованиях. [ нужна ссылка ]
Реконструировано, что титул произносился *[parʕoʔ] на позднеегипетском языке , от которого греческий историк Геродот получил имя одного из египетских царей, греческого койне : Φερων . [21] В еврейской Библии это название также встречается на иврите : פרעה [parʕoːh] ; [22] отсюда в греческий Септуагинте койне : φαραώ , латинизированный: pharaō , а затем в позднелатинском pharaō , оба -n существительных имеют основу . В Коране это слово также пишется по-арабски : فرعون firʿawn с буквой n (здесь всегда имеется в виду один злой царь в истории Книги Исход , в отличие от доброго царя в суры Юсуфа истории ). В арабском языке оригинальное слово «айин египетское -n » сочетается с греческим окончанием .
На английском языке этот термин сначала писался как «Фараон», но переводчики Библии короля Иакова возродили слово «Фараон» с еврейской буквой «h». Тем временем в Египте *[par-ʕoʔ] превратилось в сахидско-коптский язык. ⲡⲣ̅ⲣⲟ pərro , а затем ərro, переставив скобки p- на определенный артикль «the» (от древнеегипетского pꜣ ). [23]
Другие примечательные эпитеты: nswt , что переводится как «король»; Хм , «Величие»; jty означает «монарх или суверен»; nb для «лорда»; [18] [примечание 2] и ḥqꜣ для «правителя».
Функции
Будучи центральной фигурой государства, фараон является обязательным посредником между богами и людьми. Первым он обеспечивал правильное выполнение ритуалов в храмах ; последнему он гарантировал процветание сельского хозяйства, защиту территории и беспристрастное правосудие.
В святилищах образ государя вездесущ через пристенные сцены и статуи . В этой иконографии фараон неизменно изображается равным богам. Однако в религиозной речи он всего лишь их смиренный слуга, ревностный слуга, делающий многочисленные подношения. Это благочестие выражает надежду на справедливое возвращение службы. Наполненные благами боги должны благоприятно активизировать силы природы на общее благо всех египтян. Единственный человек, допущенный к диалогу с богами на равном уровне, фараон является высшим должностным лицом; первый из священников страны. В более широком смысле жест фараона охватывает все сферы деятельности коллектива и игнорирует разделение властей . Также каждый член администрации действует только от имени королевской особы путем делегирования полномочий.
Из « Текстов пирамид » политические действия государя оформляются одной максимой: «Принеси Маат и отгони Исфета », то есть содействуй гармонии и отталкивай хаос. Как заботливый отец народа, фараон обеспечивает процветание, призывая богов регулировать воды Нила , открывая зернохранилища на случай голода и гарантируя хорошее распределение пахотных земель. Глава армии, фараон — храбрый защитник границ. Подобно Ра, сражающемуся со змеем Апофисом , царь Египта дает отпор грабителям пустыни, сражается с вторгающимися армиями и побеждает внутренних мятежников. Фараон всегда остается единственным победителем; вставая и выбивая кучу пленных или стреляя стрелами из своей боевой колесницы . Будучи единственным законодателем, законы и указы, которые он обнародует, вдохновлены божественной мудростью. Это законодательство, хранящееся в архивах и находящееся под ответственностью визиря , применяется ко всем, ради общего блага и социального согласия.
Регалии
Скипетры и посохи
Скипетры и посохи были общим символом власти в Древнем Египте . [24] Один из самых ранних царских скипетров был обнаружен в гробнице Хасехемви в Абидосе . [24] Известно также, что короли носили посох, и Анеджиб изображен на каменных сосудах с так называемым мкс -посохом. [25] Скипетр с самой длинной историей, по-видимому, является хека -скипетром, который иногда называют пастушьим посохом. [26] Самые ранние образцы этой регалии датируются доисторическим Египтом . Скипетр был найден в гробнице в Абидосе, датируемой Накадой III .
Другой скипетр, связанный с королем, — это уа скипетр . [26] Это длинный посох с головой животного. Самые ранние известные изображения скипетра относятся к временам Первой династии . Уас - скипетр изображен в руках как царей, так и божеств.
Позднее цеп ), но на ранних был тесно связан с хека -скипетром ( посохом и цепом изображениях король также изображался исключительно с цепом, как показано на поздней додинастической рукоятке ножа, которая сейчас находится в Метрополитен-музее. и на Нармере Мейсхеде . [27]
Урей
Самое раннее известное свидетельство существования Урея — вздыбившейся кобры — относится ко времени правления Дена из первой династии. Кобра предположительно защищала короля, изрыгая огонь на своих врагов. [28]
Короны и головные уборы
Дешрет
Красная корона Нижнего Египта, корона Дешрет , восходит к додинастическим временам и символизирует главного правителя. Красная корона была найдена на черепке керамики из Накады , а позже Нармер показан носящим красную корону как на Булаве Нармера , так и на Палитре Нармера .
Хеджет
Белую корону Верхнего Египта, Хеджет , в додинастический период носил Скорпион II , а позднее — Нармер.
Псент
Это объединение корон Дешрета и Хеджета в двойную корону, называемую короной Пшента . Впервые это документировано в середине Первой династии Египта . Самое раннее изображение может датироваться периодом правления Джета , а в остальном оно наверняка засвидетельствовано во время правления Дена . [30]
Полный
Головной убор ката представляет собой своеобразный «косынок», конец которого завязывается аналогично хвосту . Самые ранние изображения головного убора кат относятся к периоду правления Дена , но не встречаются снова до правления Джосера .
Благородный
Немес . датируется временами Джосера Головной убор Это наиболее распространенный тип царского головного убора, изображаемый во всем Египте фараонов. На вершине Немеса обычно изображался любой другой тип короны, кроме головного убора хата. Статуя из его Сердаба в Саккаре изображает короля в головном уборе Немес . [30]
Атеф
Осирис Показано, что носит корону Атеф , которая представляет собой сложную хеджет с перьями и дисками. Изображения королей, носящих корону Атефа, происходят из Старого Королевства.
Домой домой
Корона Хемхема обычно изображается поверх корон Немеса , Пшента или Дешрета . Это богато украшенный тройной атеф с закрученными овечьими рогами и обычно двумя ураями. Изображение этой короны начинается среди правителей Нового царства во времена начала восемнадцатой династии Египта .
Khepresh
, также называемая синей Корона Хепреша короной, изображалась в искусстве со времен Нового царства. Его часто изображают в бою, но его также часто носят во время церемоний. Раньше многие называли ее военной короной, но современные историки воздерживаются от такого определения.
Вещественные доказательства
Египтолог Боб Брайер отметил, что, несмотря на широко распространенное изображение на королевских портретах, ни одна древнеегипетская корона так и не была обнаружена. Гробница Тутанхамона , которая была обнаружена практически нетронутой, содержала такие королевские регалии, как посох и цеп , но среди его погребального инвентаря не было обнаружено короны. Были обнаружены диадемы. [31] Предполагается, что короны обладали магическими свойствами и использовались в ритуалах. По мнению Брайера, короны были религиозными или государственными предметами, поэтому мертвый король, вероятно, не мог сохранить корону в качестве личной собственности. Короны могли быть переданы преемнику, как и короны современных монархий. [32]
Титулы
В раннединастический период короли имели три титула. Имя Гора является самым древним и датируется поздним додинастическим периодом. Имя Несу Бити было добавлено во времена Первой династии . Имя Небти (Две дамы) впервые появилось в конце Первой династии. [30] Имя Золотого сокола ( bik-nbw ) не совсем понятно. Преномен номен и были введены позже и традиционно заключаются в картуш . [33] В Поднебесной официальный титул правителя состоял из пяти имен; Гор, Небти, Золотой Гор, номен и преномен [34] для некоторых правителей могут быть известны только один или два из них.
Имя Гора
Имя Гора было принято царем при вступлении на трон. Имя было написано в квадратной рамке, изображающей дворец, названный серех . Самый ранний известный пример сереха относится к периоду правления царя Ка , до Первой династии. [35] Имя Гора нескольких ранних царей выражает связь с Гором . Аха относится к «Гору-борцу», Джер относится к «Гору сильному» и т. д. Более поздние цари выражают идеалы царской власти в своих именах Гора. Хасехемви относится к «Гору: две силы находятся в мире», а Небра относится к «Гору, Повелителю Солнца». [30]
Nesu Bity name
Имя Несу Бити , также известное как преномен , было одним из новых событий, появившихся во времена правления Дэна . Название будет следовать за глифами «Осока и пчела». Титул обычно переводится как царь Верхнего и Нижнего Египта. Имя NSW Bity, возможно, было именем рождения короля. Часто под этим именем короли записывались в более поздних анналах и списках королей. [30]
Имя Небти
Самый ранний пример имени Небти ( Две дамы ) относится ко времени правления короля Аха из Первой династии . Титул связывает царя с богинями Верхнего и Нижнего Египта Нехбет и Ваджет . [30] [33] Названию предшествуют стервятник (Нехбет) и кобра (Ваджет), стоящие на корзине (знак Неб). [30]
Золотой Гор
Имени Золотого Гора или Золотого Сокола предшествовал сокол на золотом знаке или знаке nbw . Этот титул мог отражать божественный статус короля. Гор, связанный с золотом, возможно, имеет в виду идею о том, что тела божеств были сделаны из золота, а пирамиды и обелиски представляют собой (золотые) солнечные лучи. Золотой знак также может быть отсылкой к Нубту, городу Сета. Это позволяет предположить, что иконография представляет Гора, побеждающего Сета. [30]
Номен и преномен
Преномен номен и . заключались в картуше Преномен часто следовал за титулом царя Верхнего и Нижнего Египта ( nsw bity ) или владыки двух земель ( nebtawy ). Преномен часто включал в себя имя Ре . Номен часто следовал за титулом «Сын Ра» ( са-ра ) или титулом «Повелитель явлений» ( неб-кха ). [33]
Божественность
Древний Египет
В Древнем Египте фараона часто считали божеством. Эта заповедь возникла до 3000 г. до н.э., и египетская должность божественного царства продолжала влиять на многие другие общества и царства, доживая до современной эпохи . Фараон также стал посредником между богами и человеком. Этот институт представляет собой новшество по сравнению с шумерскими городами-государствами, где лидер клана или царь, хотя и были посредниками между своим народом и богами, сам не представлял бога на Земле. Несколько шумерских исключений из этого правила датируются более поздним периодом возникновения этой практики в Древнем Египте. Например, легендарный царь Гильгамеш , который, как полагают, правил в Уруке как современник египетского правителя Джосера , считался имеющим мать, месопотамскую богиню Нинсун, вместе со своим отцом, предыдущим человеческим правителем Урука. Другим месопотамским примером царя-бога был Нарам-Син из Аккада . В раннединастический период фараон представлялся как божественное воплощение Гор и объединитель Верхнего и Нижнего Египта. Ко времени Джедефре (26 век до н. э.) фараон также перестал иметь отца, так как его мать была магическим образом оплодотворена солнечным божеством Ра . Согласно «Изречению 571 Текста Пирамиды», «…Царь был создан своим отцом Атумом до того, как существовало небо, до того, как существовала земля, до того, как существовали люди, до рождения богов, до того, как существовала смерть…» Согласно надписи на статуя Хоремхеба (14–13 вв. до н. э.): «он [Хоремхеб] уже вышел из лона матери, украшенный престижем и божественным цветом ...» [36] Надписи регулярно описывали фараона как «доброго бога» или «совершенного бога» ( nfr ntr ). Ко времени Нового царства божественность царя была пронизана, поскольку он обладал проявлением бога Амона-Ра ; это называлось его «живой королевской ка », которую он получил во время церемонии коронации. Божественность фараона все еще сохранялась в период персидского господства в Египте. Персидский император Дарий Великий (522–486 гг. до н. э.) в текстах египетских храмов упоминался как божественное существо. Подобные описания продолжались и были назначены Александру Великому после его завоевания Египта, а еще позже - правителям Птолемеевского царства , пришедшего на смену правлению Александра. [37]
Классическая Греция
Описания божественности фараона гораздо реже встречаются в источниках классической Греции . В одном гимне эпохи Птолемеев описывается божественность фараона, хотя это может отражать греческие представления о божественном царстве в такой же степени, как и египетские. Историк Геродот прямо отрицает это, утверждая, что египетские жрецы отвергали любое представление о божественности царя. Единственный явный классический греческий источник, описывающий божественность фараона, содержится в трудах Диодора Сицилийского в I веке до нашей эры, который, в свою очередь, полагается на Гекатея Абдерского как на источник информации. Диодор слегка противоречит сам себе в другом отрывке, где утверждает, что Дарий I был первым правителем Египта, удостоенным звания царя. [37]
Раввинистическая литература
Даже после правления египетских царей и фараонов представление о самопредставлении фараона как божественного существа сохранилось и описано в раввинской литературе . В этих источниках фараон описывается как высокомерно утверждающий свою божественность, но, тем не менее, по сравнению с единым истинным Богом он является не более чем бессильным человеком. В Бытии Раба 89:3 фараон называет себя богом реки Нил . В Исходе Раба 10:2 фараон хвастается, что он создатель и владелец Нила. Затем говорят, что Бог ответил на это заявление, бросив вызов фараону по поводу того, кому принадлежит Нил, поскольку Бог продолжает создавать катастрофу, выводя из него лягушек, которые уничтожают сельское хозяйство Египта. В других мидрашах фараон утверждает себя создателем вселенной и даже самого себя. [38] В Танхуме , в комментарии к Иезекииля 29:9, говорится, что фараон провозгласил себя господином вселенной. Фараон представлен как еретик, выдающий себя за божество, и в этих текстах затем утверждается, что его претензии были раскрыты, когда ему пришлось пойти к Нилу, чтобы справить нужду. [39]
См. также
Примечания
- ^ Вероятно, произносится parūwʿar в древнеегипетском ( ок. 2500 г. до н. э. ) и среднеегипетском ( ок. 1700 г. до н. э. ), а также pərəʾaʿ или pərəʾōʿ в позднем египетском ( ок. 800 г. до н. э. )
- ^ nb.f означает «его господин», монархи обозначались буквами (.f) для его, (.k) для вашего. [18]
Ссылки
- ^ Клейтон 1995 , с. 217. «Хотя на словах они и поддерживали старые идеи и религию, в той или иной степени фараоновский Египет фактически умер вместе с последним местным фараоном, Нектанебом II, в 343 г. до н. э.»
- ^ Беккерат, Юрген (1999). Справочник египетских королевских имен . Издатель Филипп фон Заберн. стр. 266–267. ISBN 978-3422008328 .
- ^ Уэллс, Джон К. (2008), Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.), Лонгман, ISBN 978-1405881180
- ^ «Еврейская симфония Стронга — 6547. Парох» . Библейский хаб . Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Клейтон, Питер А. Хроники фараонов, записи правления правителей и династий Древнего Египта. Лондон: Темза и Гудзон, CE, 2012. Печать.
- ^ Уилкинсон, Тоби А.Х. (2002). Раннединастический Египет . Рутледж. ISBN 978-1-134-66420-7 .
- ^ Бирбриер, Моррис Л. (2008). Исторический словарь Древнего Египта . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6250-0 .
- ^ «Фараон» . AncientEgypt.co.uk . Британский музей. 1999. Архивировано из оригинала 27 ноября 1999 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Марк, Джошуа (2 сентября 2009 г.). «Фараон – Энциклопедия всемирной истории» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Хаген, Роз-Мари; Хаген, Райнер (2007). Искусство Египта . Нью Холланд Паблишерс Пти, Лимитед. ISBN 978-3-8228-5458-7 .
- ^ «Царские короны Египта» . Общество исследования Египта . 7 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2022 г. Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Гаскелл, Г. (2016). Словарь священного языка всех Священных Писаний и мифов (Возрождение Рутледжа) . Рутледж. ISBN 978-1-317-58942-6 .
- ^ А. Гардинер, Древнеегипетская грамматика (3-е изд., 1957), 71–76.
- ^ Иератический папирус из Кахуна и Гуроба , F. LL. Гриффит, 38, 17.
- ^ Петри, WM (Уильям Мэтью Флиндерс); Сэйс, А.Х. (Арчибальд Генри); Гриффит, Ф. Лл (Фрэнсис Ллевелин) (1891). Иллахун, Кахун и Гуроб: 1889-1890 гг . Библиотека Корнеллского университета. Лондон: Д. Натт. стр. 50 .
- ^ Роберт Монд и О.Г. Мейерс. Храмы Арманта, предварительный обзор: текст, Общество исследования Египта, Лондон, 1940 , 160.
- ^ «фараон» в Британской энциклопедии . Ultimate Reference Suite . Чикаго: Британская энциклопедия, 2008.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Докси, Дениз М. (1998). Египетские некоролевские эпитеты в Среднем царстве: социальный и исторический анализ . БРИЛЛ. п. 119. ИСБН 90-04-11077-1 .
- ^ Дж.М. Крухтен, Анналы священников Карнака (OLA 32), 1989, стр. 474–478.
- ^ Алан Гардинер, «Стела Дахле», Журнал египетской археологии , Том. 19, № 1/2 (май 1933 г.), стр. 193–200.
- ^ Геродот, Истории 2.111.1. Видеть Энн Бертон (1972). Диодор Сицилийский, Книга 1: Комментарий . Брилл. , комментируя гл. 59.1.
- ^ Элазар Ари Липински: «Песах - праздник вопросов. О комментарии к Агаде Зевах Песах раввина Исаака Абарбанеля (1437–1508). Архивировано 16 марта 2017 г. в Wayback Machine. Объяснение значения имени Фараон». Впервые опубликовано на немецком языке в официальном ежеквартальном журнале Организации еврейских общин Баварии: Еврейская жизнь в Баварии. Бюллетень Государственной ассоциации израильских религиозных общин в Баварии. Пасхальный выпуск №109, 2009 г., ЗДБ-ИД 2077457-6 , С. 3–4.
- ^ Уолтер К. Тилль: «Coptische Grammatik». VEB Verlag Enzyklopädie , Лейпциг, 1961. с. 62.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет . Рутледж, 2001, с. 158.
- ^ Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет . Рутледж, 2001, с. 159.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет . Рутледж, 2001, с. 160.
- ^ Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет . Рутледж, 2001, с. 161.
- ^ Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет . Рутледж, 2001, с. 162.
- ^ «Фигура-хранитель» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уилкинсон, Тоби А.Х. Ранний династический Египет . Рутледж, 2001 г. ISBN 978-0-415-26011-4
- ^ Шоу, Гарри Дж. Фараон, Жизнь при дворе и в кампании . Темза и Гудзон, 2012, стр. 21, 77.
- ^ Боб Брайер, Убийство Тутанхамона , 1998, с. 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Додсон, Эйдан и Хилтон, Дайан. Полные королевские семьи Древнего Египта . Темза и Гудзон. 2004. ISBN 0-500-05128-3
- ^ Ян Шоу, Оксфордская история Древнего Египта , Oxford University Press, 2000, стр. 477
- ^ Тоби А.Х. Уилкинсон, Ранний династический Египет, Routledge 1999, стр. 57f.
- ^ Найовиц, Симсон Р. (2003). Египет, ствол дерева. 1: Контексты . Алгора Издательство. стр. 151–157. ISBN 9780875862347 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллинз, Эндрю (2014). «Божественность фараона в греческих источниках» . Классический ежеквартальный журнал . 64 (2): 841–844, см. также н. 1. дои : 10.1017/S000983881400007X . ISSN 0009-8388 .
- ^ Ульмер, Ривка (2009). Иконы египетской культуры в Мидраше . Studia Judaica, исследования в области науки иудаизма. Берлин ; Нью-Йорк: Уолтер Де Грюйтер. стр. 74–76. ISBN 978-3-11-022392-7 .
- ^ Калими, Исаак (2016). Наведение мостов между родственными религиями: исследования еврейских и христианских писаний, предложенные в честь профессора Джона Т. Таунсенда . Справочная библиотека по иудаизму Брилла. Лейден Бостон (Массачусетс): Брилл. п. 208. ИСБН 978-90-04-32454-1 .
Библиография
- Шоу, Гарри Дж. Фараон, Жизнь при дворе и в кампании , Темза и Гудзон, 2012.
- Сэр Алан Гардинер Египетская грамматика: введение в изучение иероглифов , третье издание, исправленное. Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1964. Экскурс А, стр. 71–76.
- Ян Ассманн, «Миф о Боге-Царе в Древнем Египте», в книге Кристин Шмитц и Ани Беттенворт (ред.), Люди – Герои – Бог: мировые концепции и модели жизни в мифе досовременной эпохи (Штутгарт) , Франц Штайнер Верлаг, 2009), стр. 11–26.