Фортепиано
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Рояль Пианино | |
Клавишный инструмент | |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 314.122-4-8 (Простой хордофон с клавиатурой, звук которой звучит молоточками) |
Изобретатель(и) | Бартоломео Кристофори |
Развитый | Начало 18 века |
Диапазон игры | |
Фортепиано . — это клавишный инструмент , который издает звук при нажатии клавиш за счет действия молоточков , ударяющих по струнам Современные фортепиано имеют ряд из 88 черных и белых клавиш, настроенных на хроматическую гамму одинаковой темперации .
Существует два основных типа фортепиано: рояль и пианино . Рояль обеспечивает лучший звук и более точное управление клавишами, что делает его предпочтительным выбором, когда позволяет пространство и бюджет. Рояль также считается необходимостью на площадках, где принимают опытных пианистов. Пианино используется чаще из-за его меньшего размера и более низкой стоимости.
При нажатии клавиши по внутренним струнам ударяют деревянные молоточки, покрытые войлоком. Вибрации передаются через мост на деку , которая усиливает звук за счет связи акустической энергии с воздухом. Когда клавиша отпускается, демпфер останавливает вибрацию струны, прекращая звук. Большинство нот имеют три струны, за исключением баса, который варьируется от одной до двух. Ноты можно поддерживать, когда клавиши отпущены, с помощью педалей в основании инструмента, которые снимают демпферы со струн. Педаль сустейна позволяет пианистам соединять и накладывать звук, добиваясь выразительной и красочной звучности.
В девятнадцатом веке, под влиянием тенденций романтической музыки , в фортепиано были внесены такие изменения, как использование чугунного каркаса (что позволяло гораздо сильнее натягивать струны) и аликвотная натяжка струн , что придавало роялям более мощный звук, более продолжительный сустейн и более богатый звук. тон. Позже в этом столетии, когда фортепиано стало более распространенным, оно позволило семьям слушать недавно опубликованное музыкальное произведение, заставив члена семьи сыграть его упрощенную версию .
Фортепиано широко используется в классической , джазовой , традиционной и популярной музыке для сольных и ансамблевых выступлений, аккомпанемента, а также для сочинения , написания песен и репетиций. Несмотря на свой вес и стоимость, универсальность фортепиано, обширная подготовка музыкантов и его широкая доступность в концертных залах, школах и репетиционных залах сделали его привычным инструментом в западном мире.
История
Фортепиано было основано на более ранних технологических инновациях в области клавишных инструментов . Органы использовались с древности, и поэтому развитие органов позволило производителям инструментов научиться создавать клавишные механизмы для звучания высоты звука. Первыми струнными инструментами с ударными струнами были чеканные цимбалы . [ 1 ] которые были завезены в средние века в Европу. В средние века было несколько попыток создания струнных клавишных инструментов с ударными струнами. [ 2 ] К 17 веку механизмы клавишных инструментов, таких как клавикорд и клавесин, были хорошо развиты. В клавикорде удары по струнам производятся касательными, а в клавесине - механическим перещипыванием игл при нажатии исполнителем клавиши. Столетия работы над механизмом клавесина, в частности, показали производителям инструментов наиболее эффективные способы конструкции корпуса, деки, моста и механического действия для клавиатуры, предназначенной для звучания струн.
Английское слово «пиано» — это сокращенная форма итальянского слова «фортепиано» . [ 3 ] происходит от clavimbalo col Piano e forte («клавиша клавесина тихая и громкая»). [ 4 ] пианиста Изменения громкости (громкости) производятся в ответ на прикосновение (надавливание на клавиши): чем больше давление, тем больше сила удара молоточка по струнам, тем громче издаваемый звук и тем сильнее атака . изобретенное в 1700-х годах, Фортепиано, было первым клавишным инструментом, позволяющим изменять громкость и тон в зависимости от того, насколько сильно или мягко игрок нажимает или ударяет по клавишам, в отличие от органа и клавесина . [ 5 ]
Изобретение
Изобретение фортепиано приписывают Бартоломео Кристофори (1655–1731) из Падуи , нанял , Италия, которого Фердинандо Медичи, великий принц Тосканы хранителем инструментов. [ 6 ] Кристофори был опытным мастером по изготовлению клавесинов и был хорошо знаком с совокупностью знаний о струнных клавишных инструментах. Эти знания механизмов и действия клавиш помогли ему разработать первые фортепиано. Точно неизвестно, когда Кристофори впервые построил фортепиано. Опись, проведенная его работодателями, семьей Медичи , указывает на существование фортепиано к 1700 году. Три сохранившихся сегодня фортепиано Кристофори датируются 1720-ми годами. [ 7 ] [ 8 ] Кристофори назвал инструмент un cimbalo di cipresso di Piano e forte клавиатура (« кипарисовая с тихим и громким»), со временем сокращенно обозначаемый как Pianoforte , Fortepiano , а позднее просто Piano. [ 9 ]
Большим успехом Кристофори стала разработка струнного клавишного инструмента, в котором ноты отбиваются молоточком. Молоточек должен ударять по струне, но не оставаться с ней в контакте, поскольку продолжительный контакт приглушит звук и остановит вибрацию и издание звука струны. Это означает, что после удара по струне молоточек должен быстро упасть (или отскочить) от струн. Более того, молоточек должен вернуться в исходное положение, не сильно отскакивая (таким образом предотвращая повторное воспроизведение нот из-за случайного отскока), и он должен вернуться в положение, в котором он готов играть снова, почти сразу после нажатия клавиши. поэтому игрок может быстро повторить одну и ту же ноту, когда захочет. Кристофори на фортепиано Игра стала образцом для многих подходов к игре на фортепиано, которые последовали в следующем столетии.
Ранние инструменты Кристофори были сделаны с тонкими струнами и были намного тише, чем современное фортепиано, но они были намного громче и с большим сустейном по сравнению с клавикордом - единственным предыдущим клавишным инструментом, способным к динамическим нюансам, реагирующим на прикосновения игрока, скорость с помощью которой нажимаются клавиши. Хотя клавикорд позволяет выразительно регулировать громкость и сустейн, он относительно тихий даже на максимальной громкости. Клавесин издает достаточно громкий звук, особенно когда соединительная муфта соединяет каждую клавишу с обоими мануалами двухмануального клавесина, но он не обеспечивает динамического или выразительного управления отдельными нотами. Фортепиано в каком-то смысле предлагает лучшее из обоих старых инструментов, сочетая в себе способность играть, по крайней мере, так же громко, как клавесин, с возможностью непрерывного изменения динамики прикосновением.
Раннее фортепиано
Новый инструмент Кристофори оставался относительно неизвестным до тех пор, пока итальянский писатель Сципионе Маффеи не написал о нем восторженную статью в 1711 году, включая схему механизма, которая была переведена на немецкий язык и широко распространена. [ 8 ] Большинство следующих поколений производителей фортепиано начали свою работу, прочитав эту статью. Одним из таких строителей был Готфрид Зильберман , более известный как органостроитель . Фортепиано Зильбермана были практически прямой копией фортепиано Кристофори, с одним важным дополнением: Зильберманн изобрел предшественника современной педали сустейна , которая одновременно поднимает все демпферы струн. [ 10 ] Это нововведение позволяет пианисту сохранять нажатые ноты даже после того, как его пальцы больше не нажимают на клавиши. Таким образом, удерживая аккорд педалью сустейна, пианисты могут переместить руки в другой регистр клавиатуры, готовясь к следующей части.
Зильберман показал Иоганну Себастьяну Баху один из своих ранних инструментов в 1730-х годах, но Баху в то время этот инструмент не понравился, заявив, что высокие ноты были слишком мягкими, чтобы обеспечить полный динамический диапазон. Хотя это вызвало некоторую враждебность со стороны Зильбермана, критика, очевидно, была услышана. [ 10 ] Бах одобрил более поздний инструмент, который он увидел в 1747 году, и даже служил агентом по продаже фортепиано Зильбермана. «Инструмент: фортепиано et forte genandt» — отсылка к способности инструмента играть тихо и громко — было выражением, которое Бах использовал, чтобы помочь продать инструмент, когда он выступал в качестве агента Зильбермана в 1749 году. [ 11 ]
Изготовление фортепиано процветало в конце 18 века в венской школе , в которую входили Иоганн Андреас Штайн (который работал в Аугсбурге , Германия) и венские мастера Наннет Штрайхер (дочь Штейна) и Антон Вальтер . Пианино в венском стиле имели деревянный каркас, две струны на ноту и обтянутые кожей молоточки. Некоторые из этих венских фортепиано имели окраску, противоположную современным фортепиано; естественные клавиши были черными, а случайные — белыми. [ 12 ] Именно для таких инструментов Вольфганг Амадей Моцарт сочинял свои концерты и сонаты , а их копии создаются в 21 веке для использования при аутентичных инструментах исполнении его музыки на . Фортепиано времен Моцарта имели более мягкий тон, чем фортепиано 21 века или английские фортепиано, и имели меньшую поддерживающую силу. Термин «фортепиано» теперь отличает эти ранние инструменты (и современные их воссоздания) от более поздних фортепиано. [ нужна ссылка ]
современное фортепиано
В период примерно с 1790 по 1860 год фортепиано эпохи Моцарта претерпело огромные изменения, которые привели к современной структуре инструмента. Эта революция произошла в ответ на предпочтение композиторов и пианистов более мощному и продолжительному звуку фортепиано и стала возможной благодаря продолжающейся промышленной революции с такими ресурсами, как высококачественная фортепианная проволока для струн и точное литье для производства массивного железа. рамы , способные выдержать огромное натяжение струн. [ 13 ] Со временем тональный диапазон фортепиано также увеличился с пяти октав времен Моцарта до семи октав (или более), которые можно найти на современных фортепиано.
Ранний технологический прогресс в конце 1700-х годов во многом был обязан фирме Broadwood . Джон Бродвуд вместе с другим шотландцем Робертом Стодартом и голландцем Америкасом Бэкерсом разработали фортепиано в футляре для клавесина - происхождение слова «рояль». Это было достигнуто примерно к 1777 году. Они быстро завоевали репутацию благодаря великолепию и мощному звучанию своих инструментов, а Бродвуд создавал фортепиано, которые становились все больше, громче и прочнее. Они отправили фортепиано Йозефу Гайдну и Людвигу ван Бетховену и были первой фирмой, производившей фортепиано с диапазоном более пяти октав: пять октав и пятая в 1790-х годах, шесть октав к 1810 году (Бетховен использовал дополнительные ноты в своих более поздние произведения) и семь октав к 1820 году. Венские мастера также следовали этим тенденциям; однако в двух школах использовалась разная механика фортепиано: Бродвудс использовал более мощную механику, тогда как венские инструменты были более чувствительными.
К 1820-м годам центр инноваций в области фортепиано переместился в Париж, где фирма «Плейель» производила фортепиано, использовавшиеся Фредериком Шопеном , а фирма «Эрард» производила фортепиано, использовавшееся Ференцем Листом . В 1821 году Себастьян Эрар изобрел двойной спусковой механизм , который включал рычаг повторения (также называемый балансиром ), который позволял повторять ноту, даже если ключ еще не поднялся в максимально вертикальное положение. Это способствовало быстрому воспроизведению повторяющихся нот - музыкальному приему, который использовал Лист. Когда изобретение стало достоянием общественности в редакции Анри Герца , двойной спусковой механизм постепенно стал стандартом для роялей и до сих пор используется во всех роялях, выпускаемых в настоящее время в 2000-х годах. Другие улучшения механизма включали использование твердых войлочных покрытий вместо многослойной кожи или хлопка. Войлок, который Жан-Анри Папе первым применил в фортепиано в 1826 году, был более прочным материалом, допускавшим более широкий динамический диапазон по мере увеличения веса молоточков и увеличения натяжения струн. Педаль состенуто ( см. ниже ), изобретенная в 1844 году Жаном-Луи Буассло и скопированная фирмой Steinway в 1874 году, позволяла создавать более широкий диапазон эффектов.
-
Действие на Бродвуд-сквер
-
Действие квадрата Эрарда
Одним из нововведений, которые помогли создать мощное звучание современного фортепиано, стало использование массивного и прочного чугунного каркаса. Железный каркас, также называемый «пластиной», расположен на деке и служит основной защитой от силы натяжения струны , которая в современном рояле может превышать 20 тонн (180 килоньютонов). Цельная чугунная рама была запатентована в 1825 году в Бостоне Алфеусом Бэбкоком . [ 14 ] сочетание металлической пластины сцепного устройства (1821 г., заявлено Бродвудом от имени Сэмюэля Эрве) и противостоящих стержней (Том и Аллен, 1820 г., но также заявлено Бродвудом и Эрардом). Позже Бэбкок работал в фирме Chickering & Mackays , которая в 1843 году запатентовала первый полностью железный каркас для роялей. Многие европейские производители предпочитали композитные кованые металлические каркасы, пока к началу 20 века американская система не была полностью принята. Повышенная структурная целостность железной рамы позволила использовать более толстые, натянутые и многочисленные струны. В 1834 году фирма Webster & Horsfal из Бирмингема выпустила разновидность фортепианной проволоки, изготовленную из литой стали ; она «настолько превосходила железную проволоку, что вскоре английская фирма стала монополистом». [ 15 ] создала более совершенную стальную проволоку . Но вскоре, в 1840 году, венская фирма Мартина Миллера [ 15 ] и последовал период инноваций и острой конкуренции, когда конкурирующие марки фортепианной проволоки тестировались друг против друга на международных конкурсах, что в конечном итоге привело к созданию современной формы фортепианной проволоки. [ 16 ]
Несколько важных достижений включали изменения в способе натяжки фортепиано. Использование «хора» из трех струн вместо двух для всех нот, кроме самых низких, увеличило богатство и сложность высоких частот. Использование планки Capo d'Astro вместо аграфов в самых верхних высоких частотах позволило молоточкам ударять по струнам в оптимальном положении, что значительно увеличивало мощность этой области. Внедрение перенатяжки (также называемой перекрестной натяжкой ), при которой струны размещаются в двух отдельных плоскостях, каждая со своей высотой перемычки , позволило увеличить длину басовых струн и оптимизировало переход от размотанных теноровых струн к железу. или басовые струны с медной обмоткой. Перебор струн был изобретен Пейпом в 1820-х годах и впервые запатентован для использования в роялях в США Генри Стейнвеем-младшим в 1859 году.
Некоторые производители фортепиано добавляли вариации для усиления тона каждой ноты, например Паскаль Таскин (1788 г.), [ 17 ] Collard & Collard (1821) и Юлиус Блютнер , разработавший струны Aliquot в 1893 году. Эти системы использовались для усиления тона самого высокого регистра нот на фортепиано, которые до этого времени считались слишком слабо звучащими. В каждом из них для усиления тона использовались более отчетливо звенящие, незатухающие вибрации сочувственно вибрирующих струн, за исключением струны Blüthner Aliquot , в которой используется дополнительная четвертая струна в двух верхних высоких частотах. Хотя сцепные устройства этих отдельно подвешенных струн Aliquot приподняты немного выше уровня обычных треххоровых струн, по ним не ударяются молоточки, а скорее демпфируются креплениями обычных демпферов. Стремясь скопировать эти эффекты, Теодор Стейнвей изобрел дуплексное масштабирование , в котором использовались короткие отрезки неговорящей проволоки, соединенные «аликвотой» по большей части верхнего диапазона фортепиано, всегда в местах, которые заставляли их вибрировать в соответствии с их звучанием. соответствующие обертоны - обычно в двойных октавах и двенадцатых.
Вариации по форме и дизайну
Некоторые ранние фортепиано имели форму и дизайн, которые больше не используются. Квадратное фортепиано (не совсем квадратное, а прямоугольное) было натянуто под чрезвычайно острым углом над молоточками, а клавиатура располагалась вдоль длинной стороны. Этот дизайн приписывается Кристиану Эрнсту Фридеричи , ученику Готфрида Зильбермана в Германии, и Йоханнесу Цумпе в Англии. [ 18 ] и он был улучшен за счет изменений, впервые внесенных Гийомом-Лебрехтом Петцольдом во Франции и Алфеусом Бэбкоком в Соединенных Штатах. [ 19 ] Квадратные фортепиано производились в больших количествах в 1840-х годах в Европе и в 1890-х годах в Соединенных Штатах, и они претерпели наиболее заметные изменения среди всех типов фортепиано: квадратные фортепиано с железным каркасом и натянутыми струнами, произведенные Steinway & Sons, были более чем двумя В полтора раза больше инструментов Цумпе с деревянным каркасом, выпущенных сто лет назад. Их подавляющая популярность объяснялась недорогой конструкцией и ценой, хотя их тон и характеристики были ограничены узкими деками, простыми действиями и расстоянием между струнами, что затрудняло правильное выравнивание молоточков.
Высокий вертикальный рояль с вертикальными струнами был устроен как рояль, поставленный вертикально, с декой и мостами над клавишами, а настраивающими колками под ними. « Пианино-жирафы », « пианино-пирамиды » и « пианино-лиры » были устроены схожим образом, с использованием корпусов запоминающейся формы. Очень высокое корпусное фортепиано было представлено примерно в 1805 году и строилось в 1840-х годах. У него были струны, расположенные вертикально на непрерывной рамке, с перемычками, доходящими почти до пола, за клавиатурой, и очень большие наклейки . Короткий коттедж с вертикальной струной или пианино , ставший популярным благодаря Роберту Уорнуму около 1815 года, был построен в 20 веке. Их неофициально называют пианино «птичья клетка» из-за их выдающегося демпферного механизма. Наклонная стойка, популяризированная во Франции компанией Roller & Blanchet в конце 1820-х годов, была натянута по диагонали по всему компасу. Крошечный вертикальный спинет производился с середины 1930-х годов до недавнего времени. Низкое расположение молоточков потребовало использования «капельного действия», чтобы сохранить разумную высоту клавиатуры. Современные пианино и рояли приобрели нынешнюю форму 2000-х годов к концу XIX века. Несмотря на то, что в производственные процессы были внесены улучшения и многие отдельные детали инструмента продолжают привлекать внимание, небольшое количество акустических фортепиано в 2010-х годах производится с MIDI- запись и цифровой звуковой модуль - активируя возможности, 19 век стал эпохой самых кардинальных инноваций и модификаций инструмента.
Типы
Современные фортепиано имеют две основные конфигурации: рояль и пианино, каждая из которых имеет разные стили. Существуют также специализированные и новые фортепиано, электрические пианино, основанные на электромеханических конструкциях, электронные пианино , которые синтезируют фортепианные тембры с помощью генераторов, и цифровые пианино, использующие цифровые семплы звуков акустического фортепиано.
Гранд
В роялях рама и струны расположены горизонтально, при этом струны отходят от клавиатуры. Действие происходит под струнами и использует гравитацию как средство возврата в состояние покоя. Длина рояли составляет примерно 1,5–3 м (4 фута 11 дюймов – 9 футов 10 дюймов). Некоторым длинам были даны более или менее привычные названия, которые меняются время от времени и от места к месту, но могут включать:
- Бэби-гранд - около 1,5 м (4 фута 11 дюймов)
- Большой салон или будуар - от 1,7 до 2,2 м (5 футов 7 дюймов - 7 футов 3 дюйма)
- Концертный рояль - от 2,2 до 3 м (от 7 футов 3 дюйма до 9 футов 10 дюймов))
При прочих равных условиях более длинные фортепиано с более длинными струнами имеют более крупный и богатый звук и меньшую негармоничность струн. Негармоничность — это степень, в которой ( известных частоты обертонов как частичные или гармоники ) звучат резко по отношению к целым кратным основной частоте. Это происходит из-за значительной жесткости струн фортепиано; когда ударная струна затухает, ее гармоники вибрируют не от окончания, а от точки, очень слегка ближе к центру (или более гибкой части) струны. Чем выше частичный звук, тем более резким он становится. Фортепиано с более короткой и толстой струной (т. е. маленькие фортепиано с короткими струнными гаммами) имеют большую негармоничность. Чем больше негармоничность, тем больше ухо воспринимает ее как резкость тона.
Негармоничность фортепианных струн требует, чтобы октавы были растянуты или настроены на соответствующий резкий обертон более низкой октавы, а не на теоретически правильную октаву. Если октавы не растянуты, одиночные октавы звучат стройно, а вот двойные, а тем более тройные, октавы недопустимо узки. Растяжение октав маленького фортепиано в соответствии с присущим ему уровнем негармоничности создает дисбаланс между всеми интервальными отношениями инструмента. Однако в концертном рояле октавное «растяжение» сохраняет гармонический баланс даже при выравнивании высоких нот с гармоникой, произведенной тремя октавами ниже. Это позволяет близким и широким октавам звучать чисто и дает практически идеальные квинты . Это придает концертному роялю великолепное, звучное и устойчивое звучание — одна из основных причин использования полноразмерных роялей в концертном зале. Меньшие по размеру гранды удовлетворяют потребности в пространстве и стоимости для домашнего использования; кроме того, они используются в некоторых небольших учебных студиях и небольших концертных площадках.
Вертикальный
Вертикальные фортепиано, также называемые вертикальными фортепиано, более компактны из-за вертикальной структуры корпуса и струн. Механическая конструкция пианино была изобретена в Лондоне, Англия, в 1826 году Робертом Уорнумом , и пианино стало самой популярной моделью для домашнего использования. [ 20 ] Пианино занимало меньше места, чем рояль, и поэтому их размер был лучше для использования в частных домах для домашнего музицирования и занятий. Молоты перемещаются горизонтально и возвращаются в исходное положение с помощью пружин, которые подвержены разрушению. Пианино с необычно высокими рамами и длинными струнами иногда продавалось как вертикальные рояли, но эта этикетка вводит в заблуждение. Некоторые авторы классифицируют современные фортепиано по их высоте и модификациям механизма, необходимым для соответствия высоте. Пианино обычно дешевле роялей. Пианино широко используются в церквях, общественных центрах , школах, музыкальных консерваториях и университетских музыкальных программах в качестве инструментов для репетиций и занятий, а также являются популярными моделями для покупки на дому.
- Верхняя часть спинета едва возвышается над клавиатурой. В отличие от всех других фортепиано, спинет расположен под клавишами и управляется вертикальными тросами, прикрепленными к тыльной стороне клавиш.
- Консольные фортепиано, которые имеют компактный механизм (молоточки короче, чем у больших вертикальных), но поскольку действие консоли происходит над клавишами, а не под ними, как в спинете, консоль почти всегда играет лучше, чем спинет. Консольные фортепиано на несколько дюймов короче студийных моделей.
- Студийные фортепиано имеют высоту от 107 до 114 см (42–45 дюймов). Это самый короткий корпус, в котором можно разместить полноразмерную кнопку, расположенную над клавиатурой.
- Все, что выше студийного фортепиано, называется пианино. (Технически любое фортепиано с вертикально ориентированной декой можно назвать пианино, но это слово часто используется для полноразмерных моделей.)
Специализированный
, Игрушечное пианино представленное в 19 веке, представляет собой небольшой инструмент, похожий на фортепиано, в котором для воспроизведения звука обычно используются круглые металлические стержни, а не струны. США Библиотека Конгресса признает игрушечное пианино уникальным инструментом с тематическим обозначением Toy Piano Scores: M175 T69. [ 21 ]
В 1863 году Анри Фурно изобрел пианино , которое играет само по себе с помощью пианино . Машина перфорирует запись исполнения на рулоны бумаги, а пианино воспроизводит исполнение с помощью пневматических устройств. Современные эквиваленты пианино включают Bösendorfer CEUS, Yamaha Disklavier и QRS Pianomation. [ 22 ] использование соленоидов и MIDI, а не пневматики и валков.
Бесшумное фортепиано — это акустическое фортепиано, имеющее возможность заглушить струны с помощью промежуточной молоточковой пластины. Они предназначены для частной молчаливой практики, чтобы не мешать другим.
Эдвард Райли изобрел транспонирующее фортепиано в 1801 году. Этот редкий инструмент имеет рычаг под клавиатурой, позволяющий перемещать клавиатуру относительно струн, поэтому пианист может играть в знакомой тональности, в то время как музыка звучит в другой тональности.
Мини -пианино — это инструмент, запатентованный братьями Брастед из фортепианной компании Eavestaff Ltd. в 1934 году. [ 23 ] Этот инструмент имеет заднюю часть без скоб и деку, расположенную под клавишами: длинные металлические стержни тянут рычаги, заставляя молоточки ударять по струнам. Первая модель, известная как Pianette , была уникальна тем, что настроечные штифты проходили сквозь инструмент, поэтому его можно было настраивать спереди.
, Подготовленное фортепиано присутствующее в некоторых современных музыкальных произведениях 20-го и 21-го веков, представляет собой фортепиано, внутри которого помещены предметы, изменяющие его звук, или механизм которого был изменен каким-либо другим способом. В партитурах для подготовленного фортепиано указаны модификации, например, пианисту предлагается вставить между струнами кусочки резины, бумаги, металлические винты или шайбы. Эти объекты приглушают струны или изменяют их тембр.
Педальное фортепиано — это редкий тип фортепиано, имеющий в основании педальную клавиатуру , предназначенную для игры ногами. Педали могут играть на существующих басовых струнах фортепиано или, в редких случаях, педали могут иметь собственный набор басовых струн и молоточковые механизмы. В то время как обычно педальное фортепиано предназначено для того, чтобы клавишник мог заниматься музыкой на органе дома, некоторые музыканты, играющие на педальном фортепиано, используют его в качестве исполнительского инструмента.
У Вадиа Сабры было микротональное пианино, изготовленное компанией Pleyel в 1920 году. [ 24 ] Абдалла Шахин позже построил свое четвертьтоновое «Восточное фортепиано» с помощью австрийца Хофмана . [ 25 ] [ 26 ]
Электрические, электронные и цифровые
Благодаря технологическому прогрессу ( с усилителями электрические пианино 1929 г.), электронные пианино (1970-е гг.) и цифровые пианино были разработаны (1980-е гг.). Электрическое пианино стало популярным инструментом в 1960-х и 1970-х годах в жанрах джаз-фьюжн , фанк-музыки и рок-музыки . В первых электрических пианино конца 1920-х годов использовались металлические струны с магнитным звукоснимателем , усилителем и динамиком . Электрические пианино, которые стали наиболее популярными в поп- и рок-музыке в 1960-х и 1970-х годах, такие как Fender Rhodes, используют металлические зубцы вместо струн и используют электромагнитные звукосниматели, аналогичные тем, что используются на электрогитаре . Результирующий электрический аналоговый сигнал затем может быть усилен с помощью клавишного усилителя или подвергнут электронной обработке с помощью блоков эффектов . В классической музыке электрические пианино в основном используются как недорогие инструменты для репетиций или занятий. Однако электрические пианино, особенно Fender Rhodes , стали важными инструментами в стиле фанк и джаз-фьюжн 1970-х годов , а также в некоторых рок-музыки жанрах .
Электронные пианино неакустические; у них нет струн, зубцов или молоточков, но они представляют собой тип аналогового синтезатора , который имитирует или имитирует звуки фортепиано с помощью генераторов и фильтров, синтезирующих звук акустического фортепиано. [ 27 ] Для воспроизведения звука их необходимо подключить к усилителю клавиатуры и динамику (однако некоторые электронные клавиатуры имеют встроенный усилитель и динамик). Альтернативно, человек может играть на электронном пианино в наушниках в более тихой обстановке.
Цифровые пианино также не акустические и не имеют струн и молоточков. Они используют технологию цифровой выборки звука для точного воспроизведения акустического звука каждой фортепианной ноты. Для воспроизведения звука их также необходимо подключить к усилителю мощности и динамику (однако большинство цифровых пианино имеют встроенный усилитель и динамик). Альтернативно, человек может практиковаться в наушниках, чтобы не мешать другим. Цифровые пианино могут включать в себя педали сустейна, взвешенные или полувзвешенные клавиши, несколько вариантов голоса (например, семплированные или синтезированные имитации электрического пианино , органа Хаммонда , скрипки и т. д.) и MIDI-интерфейсы. MIDI-входы и выходы соединяют цифровое пианино с другими электронными инструментами или музыкальными устройствами. Например, выходной сигнал MIDI цифрового пианино можно подключить с помощью патч-корда к модулю синтезатора , что позволит исполнителю использовать клавиатуру цифрового пианино для воспроизведения современных синтезаторных звуков. Ранние цифровые фортепиано, как правило, не имели полного набора педалей , но программное обеспечение для синтеза более поздних моделей, таких как Yamaha Clavinova В серии синтезированы симпатические вибрации других струн (например, при нажатии педали сустейна), и теперь можно воспроизводить полные наборы педалей. Вычислительная мощность цифровых фортепиано позволила создавать высокореалистичные фортепиано с использованием наборов фортепианных семплов объемом до девяноста записей, каждая из которых длится несколько секунд, для каждой клавиши в различных условиях (например, есть семплы каждой ноты, наносимой мягко и громко). , при резкой атаке и т. д.). Дополнительные сэмплы имитируют симпатический резонанс струн при нажатии педали сустейна, отпускании клавиши, падении демпферов и имитации таких техник, как повторное вращение педалей.
Цифровые пианино, оснащенные MIDI, могут выводить поток MIDI-данных или записывать и воспроизводить файлы формата MIDI на цифровых носителях данных (ранее дискеты или компакт-диски , теперь часто USB-накопители ), что по своей концепции аналогично пианино. MIDI-файл записывает физику ноты, а не ее результирующий звук, и воссоздает звуки на основе ее физических свойств (например, какая нота была взята и с какой скоростью). Компьютерное программное обеспечение, такое как Pianoteq 2006 года от Modartt , можно использовать для управления MIDI-потоком в реальном времени или для последующего его редактирования. Программное обеспечение этого типа может не использовать сэмплы, а синтезировать звук на основе физических аспектов, которые использовались при создании воспроизводимой ноты.
Гибридные инструменты
В 2000-х годах некоторые фортепиано включали акустический рояль или пианино в сочетании с электронными функциями MIDI. На таком пианино можно играть акустически, либо клавиатуру можно использовать в качестве MIDI-контроллера , который может запускать модуль синтезатора или музыкальный сэмплер . Некоторые пианино с электронными функциями, такие как электронное пианино Yamaha Disklavier, представленное в 1987 году, оснащены электронными датчиками для записи и электромеханическими соленоидами для воспроизведения в стиле фортепиано. Датчики записывают движения клавиш, молоточков и педалей во время выступления, а система сохраняет данные исполнения в виде стандартного MIDI-файла (SMF). При воспроизведении соленоиды перемещают клавиши и педали и таким образом воспроизводят исходное исполнение. Современные дисклавиры обычно включают в себя ряд электронных функций, таких как встроенный тон-генератор для воспроизведения треков аккомпанемента MIDI, динамики, возможность подключения MIDI, поддерживающую связь с вычислительными устройствами и внешними MIDI-инструментами, дополнительные порты для аудио и SMPTE Ввод/вывод (I/O) и подключение к Интернету. Дисклавиры выпускаются в виде вертикальных роялей, маленьких роялей и роялей (включая девятифутовый концертный рояль). Системы воспроизведения варьировались от относительно простых моделей, предназначенных только для воспроизведения, до профессиональных моделей, которые могут записывать данные исполнения с разрешением, превышающим пределы обычных MIDI-данных. Устройство, установленное под клавиатурой фортепиано, может воспроизводить MIDI-файлы или аудиопрограммы с компакт-диска. [ 28 ]
Конструкция и компоненты
Фортепиано может иметь более 12 000 отдельных частей. [ 29 ] поддержка шести функциональных функций: клавиатуры, молоточков, демпферов, бриджа, деки и струнных. [ 30 ] Многие части фортепиано изготовлены из материалов, выбранных с учетом их прочности и долговечности. Особенно это касается внешнего обода. Чаще всего он изготавливается из твердой древесины , обычно твердого клена или бука , и его массивность служит практически неподвижным объектом, от которого гибкая дека может лучше всего вибрировать. По словам Гарольда А. Конклина, [ 31 ] Цель прочного обода состоит в том, чтобы «... энергия вибрации оставалась как можно больше в деке, а не бесполезно рассеивалась в частях корпуса, которые являются неэффективными излучателями звука».
Обода из твердой древесины обычно изготавливаются путем ламинирования тонких, а значит, гибких полосок твердой древесины и сгибания их до желаемой формы сразу после нанесения клея. [ 32 ] Система гнутой фанеры была разработана CF Theodore Steinway в 1880 году для сокращения времени и затрат на производство. Раньше обод изготавливался из нескольких кусков цельного дерева, соединенных и шпонированных, и европейские производители использовали этот метод вплоть до 20 века. [ 33 ] Современное исключение: Bösendorfer , австрийский производитель высококачественных фортепиано, изготавливает внутренние обода из массива ели. [ 34 ] то же дерево, из которого сделана дека, с насечками, позволяющими ей сгибаться; вместо того, чтобы изолировать обод от вибрации, их «принцип резонансного случая» позволяет каркасу более свободно резонировать с декой, создавая дополнительную окраску и сложность общего звука. [ 35 ]
Толстые деревянные стойки на нижней стороне (роли) или задней части (стойки) фортепиано стабилизируют конструкцию обода и изготовлены из хвойной древесины для обеспечения устойчивости. Требования к прочности конструкции, обеспечиваемые прочной твердой древесиной и толстым металлом, делают фортепиано тяжелым. Даже небольшая стойка может весить 136 кг (300 фунтов), а концертный рояль Steinway (модель D) весит 480 кг (1060 фунтов). Самое большое фортепиано, доступное на рынке, Fazioli F308, весит 570 кг (1260 фунтов). [ 36 ] [ 37 ]
Блок штифтов, удерживающий настроечные штифты, — еще одна область, где важна прочность. Он изготовлен из твердой древесины (обычно твердого клена или бука) и ламинирован для обеспечения прочности, стабильности и долговечности. Струны фортепиано (также называемые фортепианной проволокой ), которые должны выдерживать годы чрезвычайного натяжения и сильных ударов, изготовлены из высокоуглеродистой стали. Они изготавливаются так, чтобы как можно меньше различаться по диаметру, поскольку все отклонения от однородности приводят к тональным искажениям. Басовые струны фортепиано изготовлены из стального сердечника, обернутого медной проволокой, чтобы увеличить их массу, сохраняя при этом гибкость. Если бы все струны компаса фортепиано были отдельными (монохордами), массивные басовые струны заглушили бы верхние диапазоны. Производители компенсируют это использованием двойных (бихордовых) струн в теноре и тройных (трихордовых) струн в дисканте.
Пластина (арфа) или металлический каркас фортепиано обычно изготавливается из чугуна . Массивная тарелка имеет преимущество. Поскольку струны вибрируют от пластины с обоих концов, недостаточно массивная пластина поглотит слишком много энергии колебаний, которая должна пройти через мост к деке. Хотя некоторые производители используют в своих пластинах литовую сталь, большинство предпочитает чугун. Чугун легко отливать и обрабатывать, он обладает гибкостью, достаточной для использования на фортепиано, гораздо более устойчив к деформации, чем сталь, и особенно устойчив к сжатию. Литье пластин — это искусство, поскольку размеры имеют решающее значение, а при охлаждении чугун дает усадку примерно на один процент. Установка очень большого куска металла в фортепиано потенциально может стать эстетическим недостатком. Производители фортепиано решают эту проблему полировкой, покраской и украшением пластины. Тарелки часто включают в себя орнаментальный медальон производителя.
Стремясь сделать фортепиано легче, Alcoa в 1940-х годах работала с производителями фортепиано Winter and Company над созданием фортепиано с использованием алюминиевой пластины . Алюминиевые пластины для фортепиано не получили широкого распространения и были сняты с производства. До этого на борту дирижабля « Гинденбург» размещалось фортепиано, сделанное почти полностью из алюминия . [ 38 ]
Многочисленные части механизма фортепиано обычно изготавливаются из твердых пород дерева , таких как клен , бук и граб ; однако после Второй мировой войны производители также начали использовать пластик. Первые пластмассы, использовавшиеся в некоторых фортепиано в конце 1940-х и 1950-х годах, оказались катастрофическими, поскольку потеряли прочность после нескольких десятилетий использования. Начиная с 1961 года нью-йоркское отделение фирмы Steinway использовало тефлон , синтетический материал, разработанный DuPont , для некоторых частей своего грандиозного затвора Permafree вместо тканевых втулок, но отказался от эксперимента в 1982 году из-за чрезмерного трения и «щелкания». «это развилось с течением времени; Тефлон «стабилен к влажности», тогда как древесина, прилегающая к тефлону, набухает и сжимается при изменении влажности, вызывая проблемы. Совсем недавно фирма Kawai создала фортепиано с рабочими частями, изготовленными из более современных материалов, таких как пластик, армированный углеродным волокном , а производитель деталей для фортепиано Wessell, Nickel and Gross запустил новую линейку тщательно разработанных композитных деталей. До сих пор эти детали работали удовлетворительно, но потребуются десятилетия, чтобы узнать, соответствуют ли они долговечности дерева.
Во всех фортепиано, кроме самого низкого качества, дека изготовлена из массива ели (то есть еловых досок, склеенных по боковым волокнам). Высокое соотношение прочности и веса ели минимизирует акустическое сопротивление , обеспечивая при этом прочность, достаточную для того, чтобы выдерживать направленное вниз усилие струн. Лучшие производители фортепиано используют распиленную на четверть бездефектную ель с плотным кольцевым волокном, тщательно выдерживая ее в течение длительного времени перед изготовлением дек. Это тот же материал, который используется в качественных деках акустических гитар. Деки дешевых пианино часто имеют фанерную деку. [ 39 ]
Конструкция молоточков фортепиано требует, чтобы войлок молоточка был достаточно мягким, чтобы он не создавал громких, очень высоких гармоник, которые могут вызвать твердые молоточки. Молоток должен быть достаточно легким, чтобы быстро двигаться при нажатии клавиши; но в то же время он должен быть достаточно прочным, чтобы можно было сильно ударять по струнам, когда игрок с силой ударяет по клавишам для игры фортиссимо или сфорцандо акцентов .
Клавиатура
В первые годы создания фортепиано клавиши обычно делались из сахарной сосны. В 2010-е годы их обычно изготавливали из ели или липы . Ель обычно используется в высококачественных фортепиано. Черные клавиши традиционно изготавливались из черного дерева , а белые были покрыты полосками слоновой кости . Однако, поскольку виды, дающие слоновую кость, в настоящее время находятся под угрозой исчезновения и охраняются договорами или являются незаконными в некоторых странах, производители используют почти исключительно пластик. Кроме того, слоновая кость легче раскалывается, чем пластик. Легальную слоновую кость все еще можно приобрести в ограниченных количествах. Yamaha разработала пластик под названием Ivorite, имитирующий внешний вид и ощущение слоновой кости; другие производители сделали то же самое.
Почти каждое современное фортепиано имеет 52 белые клавиши и 36 черных клавиш, всего 88 клавиш (семь октав плюс малая терция, от A 0 до C 8 ). Многие старые фортепиано имеют всего 85 клавиш (семь октав от A 0 до A 7 ). Некоторые производители фортепиано еще больше расширили ассортимент в одном или обоих направлениях. Например, Imperial Bösendorfer имеет девять дополнительных клавиш в басовой части, что дает в общей сложности 97 клавиш и восьмиоктавный диапазон. Эти дополнительные клавиши иногда прячутся под небольшой откидной крышкой, которая может закрывать клавиши, чтобы предотвратить визуальную дезориентацию пианистов, незнакомых с дополнительными клавишами, или цвета дополнительных белых клавиш меняются местами (черный вместо белого). Совсем недавно австралийский производитель Stuart & Sons создал фортепиано со 108 клавишами от C0 до B8 , охватывающими девять полных октав. [ 40 ] Дополнительные клавиши внешне такие же, как и остальные клавиши.
Дополнительные клавиши добавляются в первую очередь для увеличения резонанса связанных струн; то есть они вибрируют синхронно с другими струнами при нажатии правой педали и, таким образом, дают более полный звук. Эти ноты используются лишь в очень небольшом количестве произведений, написанных для фортепиано.
по производству игрушечных фортепиано Компания Schoenhut производит рояли и пианино всего с 44 или 49 клавишами и меньшим расстоянием между клавиатурой и педалями. Это настоящие фортепиано с рабочими механизмами и струнами.
Редкий вариант фортепиано под названием Emánuel Moór Pianoforte имеет двойные клавиатуры, одна из которых расположена над другой. Его изобрел венгерский композитор и пианист Эмануэль Моор (19 февраля 1863 г. - 20 октября 1931 г.). Нижняя клавиатура имеет обычные 88 клавиш, а верхняя — 76 клавиш. При игре на верхней клавиатуре внутренний механизм опускает соответствующую клавишу на нижней клавиатуре, но на октаву выше. Это позволяет пианисту одной рукой достичь двух октав, что невозможно на обычном фортепиано. Благодаря двойной клавиатуре музыкальные произведения, изначально созданные для клавесина с двумя мануалами, такие как « вариации» Баха Гольдберговские , играть становится намного легче, поскольку игра на обычном одноклавишном фортепиано предполагает сложные и запутывающие движения скрещенных рук. . В конструкции также предусмотрена специальная четвертая педаль, которая соединяет нижнюю и верхнюю клавиатуру, поэтому при игре на нижней клавиатуре также воспроизводится нота на октаву выше. Всего было изготовлено около 60 фортепиано Эмануэля Мура, в основном Бёзендорфер . Другие производители фортепиано, такие как Bechstein , Chickering и Steinway & Sons , также производили несколько экземпляров. [ 41 ]
Фортепиано было построено с альтернативными системами клавиатуры, например, с клавиатурой Янко .
Педали
С самых первых дней пианино имело педали или их близкие эквиваленты. (В 18 веке на некоторых фортепиано вместо педалей использовались рычаги, нажимаемые коленом музыканта вверх.) Большинство роялей в США имеют три педали: педаль soft (una corda), состенуто и педаль сустейна (слева направо, соответственно), тогда как в Европе стандартом являются две педали: педаль софта и педаль сустейна. [ нужна ссылка ] Большинство современных пианино также имеют три педали: педаль мягкого звука, тренировочную педаль и педаль сустейна, хотя в более старых или более дешевых моделях тренировочная педаль может отсутствовать. В Европе стандартом для пианино являются две педали: педаль Soft и педаль сустейна.
Педаль сустейна (или демпферную педаль) часто называют просто «педалью», поскольку она используется чаще всего. Это самая правая педаль в группе. Он поднимает демпферы всех струн, поддерживая сыгранные ноты. Кроме того, он расширяет общий тон, позволяя всем струнам, включая те, на которых не играют напрямую, сочувственно реверберировать.
Симпатическая вибрация струн наиболее сильна среди нот, которые гармонично связаны со звучащей высотой звука, т. е. сыгранная нота «ля» частотой 440 Гц вызывает ноты «ля» более высокой октавы, но поскольку струны фортепиано вибрируют с большой сложностью обертонов, гармоническое и негармоническое взаимодействие среди всех нот огромно.
Педаль Soft или педаль una Corda расположена крайне слева в ряду педалей. В роялях он смещает весь блок механики и клавиатуры вправо (очень немногие инструменты сдвинуты влево), так что молоточки ударяют по двум из трех струн для каждой ноты. В самых ранних фортепиано, унисонами которых были бихорды, а не трихорды, действие смещалось так, что молоточки ударяли по одной струне, отсюда и название una corda , или «одна струна». Эффект заключается в смягчении ноты и изменении тона. В стойках это действие невозможно; вместо этого педаль перемещает молоточки ближе к струнам, позволяя молоточкам ударять с меньшей кинетической энергией. Это дает немного более мягкий звук, но без изменения тембра.
На роялях средняя педаль представляет собой педаль состенуто . Эта педаль удерживает поднятой любую заслонку, уже поднятую в момент нажатия педали. Это позволяет поддерживать выбранные ноты (путем нажатия педали состенуто до того, как эти ноты будут отпущены), в то время как руки игрока свободны для воспроизведения дополнительных нот (которые не поддерживаются). Это может быть полезно для музыкальных отрывков с низкими точками басовой педали , в которых басовая нота поддерживается, в то время как поверх нее меняется серия аккордов, а также для других сложных частей. На многих пианино средняя педаль называется «педалью практики» или педалью челесты . При этом кусок войлока попадает между молоточками и струнами, что значительно приглушает звуки. При нажатии эту педаль можно перевести в положение «запирания».
Есть и нестандартные варианты. На некоторых фортепиано (роялях и вертикалях) средняя педаль может быть педалью сустейна баса: то есть при ее нажатии демпферы отрываются от струн только в басовой секции. Исполнители используют эту педаль для поддержания одной басовой ноты или аккорда на протяжении многих тактов, одновременно играя мелодию в области высоких частот.
Редкое транспонирующее фортепиано (пример которого принадлежал Ирвингу Берлину ) имеет среднюю педаль, которая действует как муфта , отсоединяющая клавиатуру от механизма, поэтому игрок может перемещать клавиатуру влево или вправо с помощью рычага. Это меняет все действие фортепиано, так что пианист может играть музыку, написанную в одной тональности, чтобы она звучала в другой тональности.
Некоторые компании по производству фортепиано включили в комплект дополнительные педали, помимо стандартных двух или трех. На фортепиано Stuart and Sons , а также на самом большом фортепиано Fazioli , слева от основных трех есть четвертая педаль. Эта четвертая педаль работает так же, как мягкая педаль пианино, перемещая молоточки ближе к струнам. [ 42 ] Компания Crown and Schubert Piano Company также выпустила четырехпедальное фортепиано.
Примерно с 1893 по 1920-е годы компания Wing and Son of New York предлагала пятипедальное фортепиано. Нет никаких упоминаний о компании после 1930-х годов. Педали обозначены слева направо: Mandolin, Orchestra, Expression, Soft и Forte (Sustain). Оркестровая педаль издавала звук, похожий на ощущение тремоло, за счет подпрыгивания набора маленьких бусинок, свисающих со струн, что позволяло фортепиано имитировать мандолину, гитару, банджо, цитру и арфу, отсюда и название Orchestral. В педали мандолины использовался аналогичный подход: между молоточками и струнами опускался набор войлочных полосок с металлическими кольцами (так называемый эффект звенящего звука). Это продлило срок службы молоточков при использовании педали Orch, что было хорошей идеей для занятий, и создало звук, похожий на эхо, имитирующий игру в оркестровом зале. [ 43 ] [ 44 ]
Педальное педальное фортепиано, или фортепиано , — это редкий тип фортепиано, который включает в себя педалборд , позволяющий игрокам использовать ноги для воспроизведения нот в басовом регистре, как на органе . Существует два типа педального фортепиано. С одной стороны, педалборд является неотъемлемой частью инструмента, в нем используются те же струны и механизм, что и в ручной клавиатуре. Другой, более редкий тип, состоит из двух независимых фортепиано (каждое с отдельной механикой и струнами), расположенных одно над другим — одно для рук, другое для ног. Он был разработан в первую очередь как тренировочный инструмент для органистов, хотя существует небольшой репертуар, написанный специально для этого инструмента.
Механика
При ударе по клавише происходит цепная реакция, вызывающая звук. Во-первых, ключ поднимает механизм «вытирания», который прижимает домкрат к ударному ролику (или поворотному кулаку ). Затем молотковый ролик поднимает рычаг, несущий молоток. Ключ также поднимает демпфер; и сразу после удара молотка по проволоке он падает назад, позволяя проволоке резонировать и, таким образом, производить звук. Когда клавиша отпускается, демпфер падает обратно на струны, останавливая вибрацию проволоки и, таким образом, останавливая звук. [ 45 ] Сами по себе вибрирующие струны фортепиано не очень громкие, но их вибрации передаются на большую деку, которая перемещает воздух и таким образом преобразует энергию в звук. Неправильная форма и смещенное от центра расположение моста обеспечивают сильную вибрацию деки на всех частотах. [ 46 ] Поднятый демпфер позволяет ноте звучать до тех пор, пока клавиша (или педаль сустейна) не будет отпущена.
Есть три фактора, которые влияют на высоту колеблющегося провода.
- Длина: все остальные факторы одинаковы: чем короче провод, тем выше шаг.
- Масса на единицу длины: все остальные факторы одинаковы: чем тоньше проволока, тем выше шаг.
- Натяжение: все остальные факторы одинаковы: чем туже проволока, тем выше шаг.
Вибрирующая проволока разделяется на множество частей, колеблющихся одновременно. Каждая часть производит свою собственную высоту звука, называемую частичной. Вибрирующая струна имеет одну основную и ряд частичных составляющих. Самая чистая комбинация двух тонов — это когда один из них вдвое превышает частоту другого. [ 47 ]
Для повторяющейся волны скорость v равна длине волны λ, умноженной на частоту f ,
- v = λf
От струны фортепиано волны отражаются с обоих концов. Суперпозиция λ отражающихся волн приводит к образованию стоячей волны, но только для длин волн = 2 L , L , 2 L / 3 , L / 2 , ... = 2 L / n , где L — длина строки. Следовательно, единственные частоты, воспроизводимые на одной струне, — это f = нв / 2 л . Тембр во многом определяется содержанием этих гармоник. Разные инструменты имеют разное содержание гармоник для одной и той же высоты. Настоящая струна колеблется на гармониках, не кратных основной. Это приводит к небольшой негармоничности , которая придает звучанию насыщенность, но вызывает серьезные проблемы с настройкой по всему компасу инструмента. [ 46 ]
Удар по клавише фортепиано с большей скоростью увеличивает амплитуду волн и, следовательно, громкость. От пианиссимо ( pp ) до фортиссимо ( ff ) скорость молоточка меняется почти в сто раз. Время контакта молоточка со струной сокращается с 4 миллисекунд при pp до менее 2 мс при ff . [ 46 ] Если одновременно ударить по двум проводам, настроенным на один и тот же тон, звук, производимый одним, усиливает другой, и создается более громкий комбинированный звук меньшей продолжительности. Если один провод вибрирует не синхронно с другим, они отнимают друг от друга и производят более мягкий тон большей продолжительности. [ 48 ]
Обслуживание
Фортепиано — тяжелые и мощные, но хрупкие инструменты. За прошедшие годы профессиональные грузчики фортепиано разработали специальные методы транспортировки роялей и стоек, которые предотвращают повреждение корпуса и механических элементов фортепиано. Фортепиано нуждается в регулярной настройке, чтобы поддерживать правильную высоту звука. Молоточки фортепиано звонкие, чтобы компенсировать постепенное затвердевание войлока, да и другие детали также нуждаются в периодической регулировке. Пианино нуждается в регулярном обслуживании, чтобы обеспечить правильную работу войлочных молоточков и клавишных механизмов. Старые и изношенные фортепиано могут быть восстановлены или отремонтированы специалистами по ремонту фортепиано. В конечном итоге струны придется заменить. Часто, заменив большое количество деталей и отрегулировав их, старые инструменты могут работать так же хорошо, как новые фортепиано.
Настройка фортепиано включает в себя регулировку натяжения струн фортепиано с помощью специального гаечного ключа, тем самым выравнивая интервалы между их тонами, чтобы инструмент был настроен . В то время как гитаристы и скрипачи настраивают свои инструменты самостоятельно, пианисты обычно нанимают настройщика фортепиано , специализированного техника, для настройки своих фортепиано. Настройщик фортепиано использует специальные инструменты. Значение термина «настроено» в контексте настройки фортепиано – это не просто определенный фиксированный набор тонов . Точная настройка фортепиано тщательно оценивает взаимодействие всех нот хроматической гаммы, различное для каждого фортепиано, и, таким образом, требует несколько отличающихся от любого теоретического стандарта высоты звука. Фортепиано обычно настраиваются на модифицированную версию системы, называемую равнотемперированной ( Частоты клавиш фортепиано теоретическую настройку фортепиано см. в разделе « »). Во всех системах настройки каждая высота звука определяется ее отношением к выбранной фиксированной высоте, обычно это международно признанный стандартный концертный звук A 4 (A выше среднего C ). Термин А440 относится к широко распространенной частоте этого тона – 440 Гц.
Отношение между двумя высотами звука, называемое интервалом , представляет собой отношение их абсолютных частот . Два разных интервала воспринимаются как одно и то же, когда задействованные пары тонов имеют одинаковое соотношение частот. Интервалы, которые легче всего определить и настроить, — это интервалы, равные просто , что означает, что они имеют простое соотношение целых чисел. Термин «темперамент» относится к системе настройки, которая регулирует правильные интервалы (обычно идеальную квинту , имеющую соотношение 3: 2) для удовлетворения другого математического свойства; при равной темперации квинта смягчается путем ее небольшого сужения, что достигается путем небольшого сглаживания ее верхнего тона или небольшого повышения нижнего тона. Система темперамента также известна как набор «подшипников». Уменьшение интервала приводит к его биению , что представляет собой колебание воспринимаемой интенсивности звука из-за помех между близкими (но неравными) тонами. Скорость биения равна разности частот любых гармоник, присутствующих для обеих звуков и совпадающих или почти совпадающих. Настройщики фортепиано должны использовать свой слух, чтобы « Растяните настройку фортепиано, чтобы оно звучало гармонично. Это включает в себя настройку струн с самым высоким тоном немного выше, а струн с самым низким тоном - немного ниже, чем то, что дала бы математическая таблица частот (в которой октавы получаются путем удвоения частоты). предлагать.
Игра и техника
Как и на любом другом музыкальном инструменте, на фортепиано можно играть по нотам , на слух или путем импровизации . Хотя некоторые фолк- и блюзовые пианисты были самоучками , в классике и джазе существуют хорошо зарекомендовавшие себя системы и институты обучения игре на фортепиано, включая предвузовские экзамены, дипломы и степени университетов, колледжей и музыкальных консерваторий, начиная от степени бакалавра музыки. . и М.Муз. доктору музыкальных искусств по классу фортепиано. Техника игры на фортепиано развивалась при переходе от клавесина и клавикорда к игре на фортепиано и продолжалась в развитии современного фортепиано. Изменения в музыкальных стилях и предпочтениях публики в XIX и XX веках, а также появление исполнителей-виртуозов способствовали этой эволюции и развитию различных подходов или школ игры на фортепиано. Хотя технику часто рассматривают только как физическое воплощение музыкальной идеи, многие педагоги и исполнители подчеркивают взаимосвязь физических и психических или эмоциональных аспектов игры на фортепиано. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Хорошо известные подходы к технике игры на фортепиано включают подходы Дороти Таубман , Эдны Голандски , Фреда Карпоффа , Шарля-Луи Ханона и Отто Ортмана .
Стили исполнения
Многие композиторы классической музыки , в том числе Гайдн , Моцарт , Шуберт и Бетховен , сочиняли для фортепиано инструмент, совершенно отличный от современного фортепиано. Даже композиторы романтического направления , такие как Ференц Лист , Фредерик Шопен , Клара и Роберт Шуманы , Фанни и Феликс Мендельсоны и Иоганнес Брамс , писали для фортепиано, существенно отличающегося от современных фортепиано эпохи 2010 года. Современные музыканты могут корректировать свою интерпретацию исторических композиций 1600-1800-х годов, чтобы учесть различия в качестве звука между старыми и новыми инструментами или изменить практику исполнения .
Начиная с более поздней карьеры Бетховена, фортепиано превратилось в инструмент, больше похожий на современное фортепиано 2000-х годов. К концу 19 века современные фортепиано получили широкое распространение. Их октавный диапазон был больше, чем у более раннего фортепианного инструмента, и к инструменту было добавлено еще около 30 клавиш, что расширило диапазон глубоких басов и диапазон высоких высоких частот. Заводское массовое производство пианино сделало их более доступными для большего числа людей среднего класса. Они появились в мюзик-холлах и пабах в 19 веке, развлекая солистов на фортепиано или в сочетании с небольшим танцевальным ансамблем. Точно так же, как клавесинисты аккомпанировали певцам или танцорам, выступающим на сцене или игравшим для танцев, пианисты взяли на себя эту роль в конце 1700-х годов и в последующие века.
В 19 веке американские музыканты, игравшие для рабочей аудитории в небольших пабах и барах, особенно афроамериканские композиторы , разработали новые музыкальные жанры, основанные на современном фортепиано. Музыка рэгтайм , популяризированная такими композиторами, как Скотт Джоплин , к 1900 году достигла более широкой аудитории. Популярность музыки рэгтайм быстро сменилась джазовым фортепиано . Для фортепиано были изобретены новые техники и ритмы, в том числе остинато для буги-вуги и озвучка Ширинга . Джорджа Гершвина открыла «Рапсодия в стиле блюз» новые музыкальные горизонты, объединив американское джазовое фортепиано с симфоническими звуками. Компинг , техника аккомпанирования джазовым вокалистам на фортепиано, была проиллюстрирована техникой Дюка Эллингтона . В ту же эпоху стала популярной музыка хонки-тонк , характеризующаяся еще одним стилем фортепианного ритма. Техника бибопа выросла из джаза с такими ведущими композиторами-пианистами, как Телониус Монк и Бад Пауэлл . В конце 20 века Билл Эванс сочинял пьесы, сочетая классические техники со своими джазовыми экспериментами. В 1970-е годы Херби Хэнкок был одним из первых джазовых композиторов-пианистов, которые обрели массовую популярность, работая с новыми техниками городской музыки, такими как джаз-фанк и джаз-рок .
Фортепиано также широко использовалось в рок-н-ролле и рок-музыке такими исполнителями, как Джерри Ли Льюис , Литтл Ричард , Кит Эмерсон ( Эмерсон, Лейк и Палмер ), Элтон Джон , Бен Фолдс , Билли Джоэл , Ники Хопкинс , Рик Уэйкман , Фредди . Меркьюри и Тори Амос , и это лишь некоторые из них. На аукционе Sotheby's Меркьюри в Лондоне в 2023 году детский рояль Yamaha , на котором он сочинил « Богемскую рапсодию » среди других песен Queen, был продан за 1,7 миллиона фунтов стерлингов (2,1 миллиона долларов), что, по мнению Sotheby's, является рекордом для композиторского фортепиано. [ 54 ] Модернистские стили музыки также привлекали композиторов, пишущих для современного рояля, в том числе Джона Кейджа и Филипа Гласса .
Традиционный бирманский стиль
Завезенное в Бирму в середине 19-го века, фортепиано было быстро освоено придворными музыкантами и использует новую «технику переплетения пальцев обеими руками, вытягивающую единую мелодическую линию, допускающую агогические украшения, мимолетные форсажи в синкопированных спиралях вокруг устойчивой основной основы». ритм, найденный в колокольчиках и хронометристах», адаптированный для исполнения Махагиты композиций . Многие бирманские пианисты (например, Сандаяр Хла Хтут и Сандаяр Чит Све ) берут название от слова, обозначающего фортепиано, сандайя ( бирманский : စန္ဒရား ).
Роль
Фортепиано является важнейшим инструментом в западной классической музыке , джазе , блюзе , роке , фолк-музыке и многих других западных музыкальных жанрах. Фортепиано используется в сольных или мелодических партиях, а также в качестве инструментов аккомпанемента. Кроме того, на фортепиано можно играть в одиночку, голосом или другим инструментом, в небольших группах (бэнды и ансамбли камерной музыки) и в больших ансамблях (биг-бэнд или оркестр). Большое количество композиторов и авторов песен являются опытными пианистами, поскольку клавиатура фортепиано предлагает эффективные средства экспериментирования со сложным мелодическим и гармоническим взаимодействием аккордов и опробования нескольких независимых мелодических линий, исполняемых одновременно . Фортепиано используются композиторами, озвучивающими фильмы и телепередачи, поскольку большой диапазон позволяет композиторам опробовать мелодии и басовые партии, даже если музыка будет оркестрована для других инструментов.
Руководители оркестров и дирижеры хоров часто учатся играть на фортепиано, поскольку это отличный инструмент для разучивания новых произведений и песен, которые помогут им стать лидерами в исполнении. Многие дирижеры обучаются игре на фортепиано, поскольку это позволяет им играть части симфоний, которые они дирижируют (используя фортепианную редукцию или редукцию из полной партитуры), чтобы они могли развивать свою интерпретацию. Фортепиано является важным инструментом музыкального образования в начальных и средних школах, университетах и колледжах. В большинстве музыкальных классов и во многих комнатах для занятий есть фортепиано. Фортепиано используется для преподавания теории музыки, истории музыки и занятий по изучению музыки , и даже профессора или преподаватели музыки, не являющиеся пианистами, могут иметь пианино в своем офисе.
См. также
- Расширенная техника игры на фортепиано – Нетрадиционный метод игры на фортепиано.
- Фортепианное трио - Музыкальная группа фортепиано и двух других инструментов.
- Табурет для фортепиано , скамейка с регулируемой высотой, предназначенная для игры на фортепиано.
- Уличное пианино – пианино размещено в общественном месте.
- Аграф – Внутренняя часть рояля.
- Хиропласт - инструмент, помогающий рукам и пальцам учеников играть на фортепиано.
- Список классических пианистов
- Список фильмов о пианистах
- Список производителей фортепиано
- Список торговых марок фортепиано
- Список производителей фортепиано
- Список фортепианных композиторов
Примечания
- ^ Дэвид Р. Петерсон (1994), «Акустика кованых цимбал, ее история и последние разработки», Журнал Акустического общества Америки 95 (5), стр. 3002.
- ^ Пыльца (1995, глава 1)
- ^ Скоулз, Перси А.; Джон Оуэн Уорд (1970). Оксфордский спутник музыки (10-е изд.) . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. льви. ISBN 978-0-19-311306-0 .
- ^ Пыльца (1995, 238)
- ^ Райт, Дензил (2006). «Последние подходы к пониманию фортепиано Кристофори». Ранняя музыка . 34 (4): 635–644. дои : 10.1093/em/cal050 . ISSN 0306-1078 . JSTOR 4137311 . S2CID 191481821 .
- ^ ПЫЛЬЦА, СТЮАРТ (2013). «Бартоломео Кристофори во Флоренции». Журнал Общества Галпина . 66 : 7–245. ISSN 0072-0127 . JSTOR 44083109 .
- ^ Эрлих, Кирилл (1990). Фортепиано: История . Издательство Оксфордского университета , США; Переработанное издание. ISBN 0-19-816171-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Пауэрс, Венди (2003). «Фортепиано: Фортепиано Бартоломео Кристофори (1655–1731) | Тематическое эссе | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Исаков (2012, 23)
- ^ Перейти обратно: а б Бадура-Шкода, Ева (2000). «Сочинил ли И.С. Бах «Фортепианные концерты»?». Бах . 31 (1): 1–16. ISSN 0005-3600 . JSTOR 41640462 .
- ^ Палмиери, Боб и Мэг (2003). Фортепиано: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-93796-2 . . «Инструмент: фортепиано и forte genandt» [было] выражением, которое Бах также использовал, действуя в качестве агента Зильбермана в 1749 году».
- ^ «Венское фортепиано» . Архивировано из оригинала 11 октября 2008 года . Проверено 9 октября 2007 г.
- ^ Петерсен, Соня (2013). «Мастера, ставшие учеными? Распространение явных и практических знаний в области изготовления музыкальных инструментов, 1880–1960». Осирис . 28 (1): 212–231. дои : 10.1086/671378 . ISSN 0369-7827 . JSTOR 10.1086/671378 . S2CID 143443333 .
- ^ Исаков (2012, 74)
- ^ Перейти обратно: а б Длинный (1911, 124)
- ^ Лонг (1911, 125–126)
- ^ «Пианино в очереди» (на французском языке). Медиатека Города музыки. Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Дольге, Альфред (1972). Фортепиано и их создатели: всесторонняя история развития фортепиано . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 48 . ISBN 0-486-22856-8 .
- ^ Графинг, Кейт (1974). «Чугунные рамы фортепиано Алфеуса Бэбкока». Журнал Общества Галпина . 27 : 118–124. дои : 10.2307/841758 . ISSN 0072-0127 . JSTOR 841758 .
- ^ Палмьери, Роберт, изд. (2003). Энциклопедия клавишных инструментов, Том 2 . Рутледж. п. 437. ИСБН 978-0-415-93796-2 .
- ^ Предметные рубрики Библиотеки Конгресса . Библиотека Конгресса. 2003.
- ^ «ПНОмация II» . QRS Музыкальные технологии. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ «История мини-пианино-пианино Eavestaff» . Piano-tuners.org. Архивировано из оригинала 1 октября 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ Записные книжки Оронта . 1969. с. 82.
- ^ «Стефан Цапис, восточное фортепиано» (на французском языке). 13 октября 2019 г.
- ^ Томас Беркхальтер (2014). Местные музыкальные сцены и глобализация: транснациональные платформы в Бейруте . Рутледж. п. 262. ИСБН 9781135073695 .
- ^ Дэвис, Хью (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (второе изд.). Лондон: Макмиллан.
- ^ «Пианино Disklavier — Yamaha — США» . США.yamaha.com .
- ^ «161 факт о компании Steinway & Sons и пианино, которые они производят» . Стейнвей и сыновья. Архивировано из оригинала 16 ноября 2014 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Нейв, Карл Р. «Пианино» . Гиперфизика. Архивировано из оригинала 24 ноября 2014 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ «Дело о фортепиано» . Пять лекций по акустике фортепиано . Шведская королевская музыкальная академия . 1990. Архивировано из оригинала 19 июля 2010 года . Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Нави, Парвис; Сандберг, Дик (2012). Термогидромеханическая обработка древесины . ЦРК Пресс. п. 46. ИСБН 978-1-4398-6042-7 .
- ^ с. 65
- ^ Хорошо, Ларри (2007). 2007–2008 Ежегодное приложение к «Фортепианной книге» . Бруксайд Пресс. п. 31 . ISBN 978-1-929145-21-8 .
- ^ «Принцип резонансного случая» описан Бёзендорфером с точки зрения технологии производства. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine и описание эффекта . Архивировано 11 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ «Фазиоли, Паоло» , Grove Music Online , 2009. По состоянию на 12 апреля 2009 г.
- ^ «Модель F308». Архивировано 16 марта 2015 г. на Wayback Machine , официальном веб-сайте Фациоли . По состоянию на 6 марта 2015 г.
- ^ «Алюминиевое пианино Гинденбурга» . Дирижабли.НЕТ. 5 июня 2010 г.
- ^ Флетчер, Невилл Хорнер; Томас Д. Россинг (1998). Физика музыкальных инструментов . Спрингер. п. 374. Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Кинг, Рози (14 сентября 2018 г.). «Первый в мире концертный рояль со 108 клавишами, созданный единственным производителем фортепиано в Австралии» . АВС . Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 года . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Барон, Джеймс (15 июля 2007 г.). «Давайте сыграем вдвоём: единственное фортепиано» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 июня 2017 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Четвертая педаль» . Фазиоли . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Проверено 21 апреля 2008 г.
- ^ «Фортепиано с инструментальными насадками» . Музыка Вива. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ «Крыло и сын» . Магазин антикварного фортепиано. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 года . Проверено 27 августа 2010 г.
- ^ Маколей, Дэвид. Новое «Как все работает». От рычагов до лазеров, от ветряных мельниц до веб-сайтов. Наглядный путеводитель по миру машин . Компания Houghton Mifflin, США. 1998. ISBN 0-395-93847-3 . стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б с «Физика фортепиано: Гильдия настройщиков фортепиано, 5 июня 2000 г.» . 9 марта 2003 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2003 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Реблиц, Артур А. Обслуживание, настройка и восстановление фортепиано. Для профессионалов, студентов и любителей . Вестал Пресс, Лэнхэм, Мэриленд. 1993. ISBN 1-879511-03-7, стр. 203–215.
- ^ Реблиц, Артур А. Обслуживание, настройка и восстановление фортепиано. Для профессионалов, студентов и любителей . Вестал Пресс, Лэнхэм, Мэриленд. 1993. ISBN 1-879511-03-7, стр. 203–215.
- ^ Эдвин М. Рипин; и др. «Фортепиано» . Grove Music Online (Издательство Оксфордского университета) . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ Маттей, Тобиас (1947). Видимое и невидимое в технике фортепиано: сборник современных технических учений автора . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 3. ISBN 978-0-19-318412-1 .
- ^ Харрисон, Сидни (1953). Фортепианная техника . Лондон: И. Питман. п. 57.
- ^ Филден, Томас (1934). Наука о технике фортепиано . Лондон: Макмиллан. п. 162.
- ^ Буланже, Надя. «Высказывания великих учителей». Фортепианный ежеквартальный журнал . Зима 1958–1959: 26.
- ^ «Фредди Меркьюри: Пианино звезды Queen и другие предметы продаются по высокой цене на аукционе» . Новости Би-би-си . 6 сентября 2023 г. Проверено 23 сентября 2023 г.
Ссылки
- Дольге, Альфред (1911). Фортепиано и их создатели: всесторонняя история развития фортепиано от монохорда до концертного фортепиано . Издательская компания Ковина.
- Исаков, Стюарт (2012). Естественная история фортепиано: инструмент, музыка, музыканты – от Моцарта до современного джаза и всего, что между ними . Издательство Кнопф Даблдей. ISBN 978-0307279330 .
- Хорошо, Ларри; Гилберт, Дуглас Р. (2001). Книга о фортепиано: покупка и владение новым или подержанным фортепиано (4-е изд.) . Ямайка-Плейн, Массачусетс: Brookside Press. ISBN 1-929145-01-2 . Дает основы работы фортепиано, а также подробный оценочный обзор современных фортепиано и их производителей. Он также включает советы по покупке и использованию фортепиано.
- Хорошо, Эдвин М. (2001). Жирафы, черные драконы и другие фортепиано: технологическая история от Кристофори до современного концертного рояля (2-е изд.) . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4549-8 . представляет собой стандартный справочник по истории фортепиано.
- Пыльца, Стюарт (1995). Раннее фортепиано . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-11155-3 . представляет собой авторитетный труд, освещающий происхождение фортепиано, его изобретение Кристофори и ранние этапы его последующей эволюции.
- Сэди, Стэнли; Джон Тиррелл, ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan. ISBN 0-19-517067-9 . содержит огромное количество информации. Основная статья: Эдвин М. Рипин, Стюарт Полленс, Филип Р. Белт, Марибель Мейзель, Альфонс Хубер, Майкл Коул, Герт Хечер, Берил Кеньон де Паскуаль, Синтия Адамс Гувер, Сирил Эрлих, Эдвин М. Гуд, Роберт Винтер и Дж. Брэдфорд Робинсон. «Фортепиано».
Дальнейшее чтение
- Бановец, Джозеф; Старейшина, Дин (1985). Руководство для пианиста по педалированию . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34494-8 .
- Кархарт, Тад (2002) [2001]. Пианинный магазин на левом берегу . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-375-75862-3 .
- Кьянторе, Лука (2019). Тональные движения: история фортепианной техники . Каталония: Книги Musikeon. ISBN 9788494511738 .
- Эрлих, Кирилл (1990). Фортепиано: История . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816171-4 .
- Джордано, Николас Дж. Старший (2010). Физика фортепиано . Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954602-2 .
- Лели, Христо (1995). От фортепиано к форте (История раннего фортепиано) (на голландском языке). Кампания: Петух-Лира.
- Лессер, Артур (1991) [1954]. Мужчины, женщины и фортепиано: социальная история . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486265438 .
- Паракилас, Джеймс (1999). Фортепианные роли: триста лет жизни с фортепиано . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-08055-7 .
- Реблиц, Артур А. (1993). Обслуживание, настройка и восстановление фортепиано: для профессионалов, студентов и любителей . Вестал, Нью-Йорк: Вестал Пресс. ISBN 1-879511-03-7 .
- Шейтман, Род (2008). Основы музыки . Фортепианная энциклопедия. ISBN 978-987-25216-2-2 . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 6 мая 2020 г.
- Уайт, Уильям Х. (1909). Теория и практика построения фортепиано . Нью-Йорк: Э. Лайман Билл.
Внешние ссылки
- История фортепиано Forte , Ассоциация слепых настройщиков фортепиано, Великобритания
- Таблица разделов музыкальных питчей Мультимедийного музыкального словаря Virginia Tech
- Коллекция исторических фортепиано Фредерика
- Фортепиано Бартоломео Кристофори, Хронология истории искусств Хайльбрунна, Метрополитен-музей
- Пять лекций по акустике фортепиано.
- Фортепиано в польских коллекциях (исторические инструменты)