Soviet destroyer Gremyashchy (1937)
Gremyashchy as depicted on a 1982 postage stamp
| |
История | |
---|---|
Советский Союз | |
Имя | Гремящий ( Громовой ) |
Строитель | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad |
Заложен | 23 июля 1936 г. |
Запущен | 12 августа 1937 г. |
Завершенный | 28 августа 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 августа 1938 г. |
Переименован | ОС-5 , 27 декабря 1956 г. |
реклассифицирован | В качестве испытательного корабля, 27 декабря 1956 г. |
пораженный | 3 апреля 1956 г. |
Судьба | Затоплен , октябрь 1957 г. |
General characteristics ( Gnevny as completed, 1938) | |
Класс и тип | Gnevny -class destroyer |
Смещение | 1612 т (1587 длинных тонн ) ( стандарт ) |
Длина | 112,8 м (370 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 4,8 м (15 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) |
Диапазон | 2720 миль (5040 км; 3130 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 197 (236 в военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианский гидрофон |
Вооружение |
|
Гремящий ( русский : Гремящий , букв. «Громовой») — один из 29 «Гневный» класса эсминцев (официально известный как проект 7 ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. Построенный в 1939 году, он был приписан к Балтийскому флоту , а затем в 1941 году переведен на Северный флот . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Дизайн и описание
[ редактировать ]Приняв решение о строительстве больших и дорогих 40- узловых (74 км/ч) «Ленинград» класса лидеров эсминцев , советский ВМФ обратился за помощью к Италии в проектировании меньших и более дешевых эсминцев. Они лицензировали планы «Фольгор» класса и, модифицируя их для своих целей, перегрузили конструкцию, которая и без того была несколько стабильной . [ 4 ]
» «Гневный имел общую длину 112,8 метра (370 футов 1 дюйм), ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов) и осадку 4,8 метра (15 футов 9 дюймов) при глубокой нагрузке . Корабли имели значительно больший вес: почти на 200 метрических тонн (197 длинных тонн ) тяжелее проектного, водоизмещение 1612 метрических тонн (1587 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2039 метрических тонн (2007 длинных тонн) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 197 офицеров и матросов в мирное время и 236 – в военное. [ 5 ] Корабли имели пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, мощностью на валу 48 000 лошадиных сил (36 000 кВт ) с использованием пара от трех водотрубных котлов , что должно было обеспечить им максимальную скорость 37 узлов (69 км/ч). ; 43 миль в час). [ 6 ] Конструкторы были консервативны в оценке турбин, и многие, но не все, корабли легко превысили проектную скорость во время ходовых испытаний . Другие значительно отстают от этого. Во время испытаний в 1942 году «Гремящий» достиг скорости 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час). Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета «Гневного» варьировалась от 1670 до 3145 морских миль (от 3093 до 5825 км; от 1922 до 3619 миль) на 19 узлов (35 км/ч; 22 миль в час). Сама Гремящий продемонстрировала запас хода на этой скорости 1670 миль (3090 км; 1920 миль). [ 7 ]
В заводской готовности на кораблях класса «Гневный» устанавливались четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К. [ 8 ] а также два 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) в двух вращающихся тройных установках; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 60 или 95 мин и 25 глубинных бомб . Они были оснащены комплектом марсианских гидрофонов для противолодочной работы , однако на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) они были бесполезны. [ 9 ] Корабли были оснащены двумя параванами К-1, предназначенными для уничтожения мин, и парой метателей глубинных бомб. [ 10 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Построенный на ленинградском « ССЗ № 190 (Жданов) под заводским номером 514, Гремящий» был заложен 23 июля 1936 года, спущен на воду 12 августа 1937 года. Корабль сдан в эксплуатацию 28 августа 1938 года. [ 11 ] и через два дня был принят в состав Балтийского флота. [ 12 ]
Во время Зимней войны между Советским Союзом и Финляндией «Гремящий» выполнял патрульные функции и сопровождал транспортные корабли, ни в каких боях не участвовал.
После вступления Советского Союза во Вторую мировую войну был переведен в Ваенгу по приказу командующего флотом и 24 июня 1941 года начал свое первое патрулирование, сопровождая транспортные корабли «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку . 22 августа 1941 года вместе с эсминцами «Урицкий» , «Куйбышев» и «Громкий» « Гремящий» защищал поврежденный плавбазу «Мария Ульянова» после попадания в него торпедной атаки немецкой подводной лодки . В то же время Гремящий отразил атаку немецкой авиации, сбив при этом один самолет.
Вечером 24 и 25 ноября 1941 года он выпустил восемьдесят девять 130-мм снарядов по норвежскому порту Вардё вместе с эсминцем «Громкий» и британским лёгким крейсером HMS Kenya . С 24 по 28 января 1942 года участвовал в сопровождении конвоя QP 6, находился на ремонте в течение 15 дней после 5 февраля 1942 года. 21 февраля 1942 года обстреливал позиции противника из Ары на Кольском полуострове в районе Баренцева моря . Позже в марте она приняла участие в сопровождении конвоев QP 8 и PQ 12 . При сопровождении конвоя QP 9 22 марта 1942 года сильный шторм повредил верхнюю палубу, корпус котла и трубопровод питьевой воды корабля.
29 марта «Гремящий» и эсминец «Сокрушительный» сопровождали конвой PQ 13 , когда попали под обстрел немецкого эсминца Z26 и открыли ответный огонь; Сокрушительный смог повредить котельное отделение Z26 , однако из-за плохой видимости немецкий эсминец смог уйти. Позже немецкие эсминцы Z24 и Z25 начали атаковать британские корабли, однако были обстреляны HMS Trinidad , Gremyaschy и Sokrushielny и в конце концов были потоплены. [ 13 ]
30 марта 1942 года «Гремящий» обнаружил неопознанную подводную лодку противника и выпустил двенадцать глубинных бомб . [ 14 ] В апреле 1942 года участвовал в сопровождении конвоев QP 10 , PQ 14 и QP 11 . 30 апреля он сопровождал поврежденный HMS Edinburgh , однако был вынужден вернуться на базу 1 мая из-за нехватки топлива. Она попыталась вернуться на HMS Edinburgh 2 мая после пополнения запасов, однако к тому времени «Эдинбург» уже затонул. 5–6 мая участвовала в сопровождении конвоя PQ 15 .
8 мая 1942 года Гремящий обеспечивал огневую поддержку десанта на мысе Пикшуев, а 23 августа сопровождал отряд боевых кораблей в Кольском заливе у Сокрушительного . С 25 по 27 августа сопровождала транспортное судно «Диксон» в Белушью Губу . Позже, 17–20 сентября, она участвовала в Convoy PQ 18 . Затем он находился на ремонте с 16 января по 29 апреля 1943 года.
В 1943 году она приняла участие в 18 вылетах по сопровождению в районе Северного Ледовитого океана. 12 октября 1943 года грузовое судно «Марина Раскова» в результате шторма потеряло управление и было отбуксировано «Гремящим» . 29 октября «Гремящий» подорвался на якоре транспортного судна «Канин» и потребовал экстренного ремонта. [ 14 ] С 8 по 12 ноября он участвовал в сопровождении Конвоя BC 21, а затем стоял на ремонте с 19 ноября 1943 г. по 15 января 1944 г.
21–22 января «Гремящий» принял участие в неудачной операции по перехвату вражеской колонны возле Маккура. С 27 января по 3 октября она приняла участие в 17 вылетах по сопровождению. 9 октября Гремящий и Громкий обеспечивали высадку десанта, а 10 и 11 числа того же месяца обстреливали позиции немецких войск на реке в районе Титовки. Участвовал в бомбардировке норвежских городов Вардё и Вадсё 26 октября во время Петсамо-Киркенесского наступления . Норвежское рыболовное судно Spurven затонуло в Вардо. [ нужна ссылка ] После серии из семи вылетов по сопровождению с 16 октября по 8 декабря «Гремящий» приступил к капитальному ремонту на Молотовском заводе № 402. 14 декабря 1944 года [ 15 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Николаев Б. Д., Петрухин П. А. Мы с «Гремящего» — М.: Воениздат, 1961. — 192 с.
- ^ А. Н. Соколов. Расходный материал советского флота. Миноносцы СССР и России. Военная книга 2007.
- ^ «Гремящий»
- ^ Якубов и Ворт, стр. 99, 102–103.
- ^ Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Будзбон, с. 330
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 40
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Berezhnoy, p. 335
- ^ Ровер и Монаков, с. 233
- ^ Якубов и Ворт, с. 107
- ^ Полярные конвои: пер. с англ. А. Г. Больных-М. ООО «Издательство АСТ». стр. 67.
- ^ Jump up to: а б Platonov, p. 183.
- ^ Platonov, p. 184
Источники
[ редактировать ]- Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's Destroyer Series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .