Jump to content

Шарипутра

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Шарипутры )

Шарипутра
Статуя Шарипутры, изображающая его «золотой цвет лица».
Заголовок Первый главный ученик (Патхамасавака), главный ученик правой стороны (Дакхинасавака), первый из мудрецов.
Персональный
Рожденный
Упатишья (пали: Упатисса )

Деревня Налака или Упатишья, Раджгир , Магадха
Умер
Деревня Налака или Упатишья, Раджгир , Магадха
Религия буддизм
Родители) Ванганта или Тисия (отец), Сари (мать)
Школа все
Старшая должность
Учитель Гаутама Будда
Переводы
Шарипутра
санскрит Шарипутра
Шарипутра
Есть Сарипутта
бирманский Шинсарипутра
(Шин Сарипуттара)

( MLCTS : ʃɪ̀ɴθàɹḭpoʊʔtəɹà )
китайский Река
( Пиньинь : полка)
Шу Ли Цзы
( Пиньинь : Шелизи
)
японский Река Шарихотсу
( Ромаджи : Шарихотсу)
Шу Ли Цзы Шариши
( ромадзи : Шариши
)
кхмерский Сарибот
( МОЛОДЫЕ : сарейбот)
корейский Сарибул
( RR : Сарибул)
Пойдем
( RR : Сария
)
сингальский Сарипутта
тибетский сын Шари
( Уайли : ша ри'и бу)
( THL : законно
)
тайский Шарипутра
( RTGS : Сарибут )
вьетнамский Сарипутта
Шарипутра
Глоссарий буддизма

Шарипутра ( санскрит : शारिपुत्र ; тибетский: ཤཱ་རིའི་བུ་, пали : Сарипутта , букв. «сын Шари», урожденный Упатишья , Пали: Упатисса ) был одним из лучших учеников Будды . Будды- Он считается первым из двух главных учеников мужчин , вместе с Маудгальяяной (пали: Моггаллана ). Шарипутра играл ключевую руководящую роль в служении Будды и во многих буддийских школах считается, что он сыграл важную роль в развитии буддийской Абхидхармы . Он часто появляется в сутрах Махаяны , а в некоторых сутрах используется как контрапункт для представления Хинаяны школы буддизма .

Историки полагают, что Шарипутра родился в древнем индийском королевстве Магадха примерно в VI или V веке до нашей эры. В буддийских текстах рассказывается, что Шарипутра и Маудгальяяна были друзьями детства, которые в юности стали духовными странниками. После поиска духовной истины вместе с другими современными учителями они соприкоснулись с учением Будды и были рукоположены в монахи под его руководством, после чего Будда объявил друзей своими двумя главными учениками. Говорят, что Шарипутра достиг просветления как архат через две недели после посвящения. В качестве главного ученика Шарипутра взял на себя роль лидера в Сангхе , выполняя такие задачи, как уход за монахами, назначение им объектов для медитации и разъяснение положений учения. Он был первым учеником, которому Будда позволил посвящать других монахов. Шарипутра умер незадолго до Будды в своем родном городе и был кремирован. Согласно буддийским текстам, его мощи затем были помещены в Джетавана монастырь . Археологические находки 1800-х годов предполагают, что его реликвии, возможно, были перераспределены по Индийскому субконтиненту последующими королями.

Шарипутра считается важным и мудрым учеником Будды, особенно в буддизме Тхеравады , где ему присвоен статус, близкий ко второму Будде. В буддийском искусстве его часто изображают рядом с Буддой, обычно справа от него. Шарипутра был известен своей строгой приверженностью буддийским монашеским правилам , а также своей мудростью и способностями к преподаванию, что дало ему титул «Генерал Дхармы» (санскрит: Дхармасенапати ; пали: Дхаммасенапати ). Шарипутра считается учеником Будды, который был самым мудрым . Его женским аналогом была Кшема (пали: Кхема ).

Согласно буддийским текстам , когда в мире появляется полностью просветленный Будда , у него всегда есть группа главных учеников. [ 1 ] У нынешнего Будды Гаутамы главными учениками-мужчинами были Шарипутра и Маудгальяяна , а главными ученицами-женщинами были Кхема и Уппалаванна . [ 2 ] [ 3 ] Согласно « Буддхавамсе» , все Будды прошлого следовали этому образцу, выбирая двух главных учеников-мужчин и двух главных учениц-женщин. [ 4 ] Немецкий буддийский ученый и монах Ньянапоника Тхера утверждает, что причина, по которой Будды всегда выбирают двух главных учеников, заключается в том, чтобы сбалансировать обязанности в соответствии с конкретными навыками каждого ученика. [ 5 ]

Согласно Палийскому канону , в далеком прошлом Шарипутра родился богатым человеком по имени Сарада, который отдал свое богатство, чтобы стать аскетом, у которого появилось много последователей. В то время Сараду и его последователей посетил прошлый Будда, Будда Аномадасси , и им дали проповедь Будда Аномадасси и его главные ученики. Услышав проповедь первого главного ученика Аномадасси Будды Нисабхи, Сарада воодушевился и решил стать первым главным учеником будущего Будды. Затем он загадал это желание перед Аномадасси Буддой, который заглянул в будущее, а затем заявил, что его стремление сбудется. Услышав предсказание, Сарада отправился к своему близкому другу Сиривадхане и попросил его решиться стать вторым главным учеником того же Будды. Затем Сириваддхана сделал большое подношение Будде Аномадасси и его последователям, загадав предложенное желание. Аномадасси Будда заглянул в будущее и заявил, что стремление Сиривадханы также сбудется. [ 6 ] Затем двое друзей провели остаток своей жизни и многие будущие жизни, совершая добрые дела. [ 7 ] Согласно буддийской легенде, это стремление сбылось во времена Гаутамы Будды: Сарада переродилась как Шарипутра, а Сиривадхана - как Маудгальяяна. [ 6 ] [ 7 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Буддийские тексты описывают, что Шарипутра родился под именем Упатишья ( пали : Упатисса ) в богатой семье в деревне недалеко от Раджагахи в древнем индийском королевстве Магадха . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В текстах традиции Муласарвастивады говорится, что он был назван в честь своего отца, а в палийских комментариях традиции Тхеравады говорится, что он был назван в честь деревни, где он родился. [ 9 ] [ примечание 1 ] Китайский буддийский паломник Факсиан называет деревню, где родился Шарипутра, Нала (Налак). [ 12 ] а китайский паломник Сюаньцзан называет деревню Калапинака. [ 13 ] Деревня по-разному идентифицируется как современный Саричак, [ 14 ] Чандиман (Чандимау), [ 15 ] или Нанан (скорее всего, это правильное место). [ 16 ] [ 17 ]

Упатишья описывается как человек с «золотым цветом лица». [ 18 ] [ 19 ] У него было шесть братьев и сестер; три брата по имени Упасена, Чунда и Ревата и три сестры по имени Кала, Упачала и Шишупакала. Каждый из его братьев и сестер вырастет и станет архатом- учеником Будды. [ 20 ] [ 21 ] Согласно палийской традиции, отца Упатишьи звали Вангутта, а согласно традиции Муласарвастивады, его отца звали Тишья ( пали : Тисса ). [ 9 ] Мать Упатишьи звали Шари (также ее называли Рупашари, Шарика или Шарадвати), потому что у нее были глаза, как у птицы Шарика. Его мать была причиной того, что Упатишья позже стал известен как Шарипутра (сын Шари), а иногда и Шарадватипутра (сын Шарадвати). [ 22 ] [ 23 ]

Ступа, посвященная Шарипутре в древнем монастыре Наланда . Ньянапоника Тхера утверждает, что Наланда, вероятно, находилась недалеко от того места, где родился и умер Шарипутра. [ 11 ]

Упатишья родился в тот же день, что и Колита (который позже будет известен как Маудгальяяна ), мальчик из соседней деревни, семья которого дружила с семьей Упатишьи на протяжении семи поколений и подружилась с ним в детстве. [ 24 ] [ 8 ] [ 25 ] Упатишья и Колита оба стали мастерами Вед благодаря своему образованию, и у каждого появилось много последователей из молодежи. Однажды во время фестиваля в Раджагахе двух друзей охватило осознание того, что жизнь непостоянна, и у них появилось чувство духовной неотложности . [ 20 ] [ 26 ]

Осознав бессмысленность непостоянного материального мира, двое друзей стали аскетами, чтобы найти конец перерождению . В текстах Муласарвастивады двое друзей посетили всех шести крупнейших учителей Индии того времени, прежде чем поняли, что ни у одного из них не был правильный путь. [ 20 ] Согласно палийским текстам, двое друзей и их последователи из молодежи стали учениками только одного из учителей, аскета Санджая Вайратипутры (пали: Санджая Белатхапутта ), который жил неподалеку. [ 20 ] [ 27 ] Палийские тексты описывают Санджая как учителя индийской скептической традиции, а Упатишья и Колита в конечном итоге разочаровались в его учениях и ушли. [ 20 ] [ 28 ] Однако в текстах Муласарвастивады, китайском буддийском каноне и тибетских источниках он изображается как мудрый учитель с медитативным видением , который заболевает и умирает. По некоторым сведениям, он предсказывает пришествие Будды через свои видения. [ 29 ] [ 30 ] Не сумев найти то, что искали, двое друзей разошлись, но заключили договор, что, если один найдет путь к Нирване , он расскажет об этом другому. [ 20 ] [ 31 ] [ 32 ]

Встреча с Буддой

[ редактировать ]
Рельеф из слоновой кости, изображающий Шарипутру и Маудгальяяну, ставших учениками Будды.

Покинув Санджая, Упатишья встретил монаха Ашваджита ( пали : Ассаджи ), одного из первых пяти учеников Будды- архатов . Упатишья заметил, насколько умиротворен монах, и подошел к нему, чтобы попросить учения. [ 33 ] Ашвайт сказал, что он все еще недавно рукоположен, но будет учить тому, чему сможет, и приступил к преподаванию знаменитой строфы Йе Дхарма Хету : [ 34 ]

Из всего того, что возникает из причины,

Татхагата объяснил причину этого;

И как они перестают быть, об этом он тоже рассказывает:

Это учение Великого Затворника.

Эта строфа стала особенно известной в буддийском мире, поскольку была написана на многих буддийских статуях. [ 35 ] По мнению философа Пола Каруса , эта строфа порывает с идеей божественного вмешательства, распространенной в древнем брахманизме того времени, и вместо этого учит, что происхождение и конец всех вещей зависят от их причинности. [ 36 ]

Следуя учению, Упатишья достиг сотапанны , первой стадии просветления . [ 34 ] Затем Упатишья пошел к Колите, чтобы рассказать ему об инциденте, и, прочитав ему строфу, Колита также достиг сотапанны . [ 32 ] [ 37 ] [ примечание 2 ] Двое друзей вместе с большой частью учеников Санджаи затем были рукоположены в монахи под руководством Будды, и в тот день все в группе стали архатами, за исключением Упатишьи и Колиты. [ 32 ] [ 39 ] [ 40 ] Ньянапоника Тхера утверждает, что друзьям потребовались более длительные подготовительные периоды перед просветлением, чтобы выполнить свою роль главных учеников. [ 41 ] В нескольких текстах рукоположение описывается с помощью чудесных элементов, например, когда одежда учеников внезапно заменяется буддийскими одеждами, а их волосы выпадают сами по себе. [ 40 ] После посвящения Упатишью стали называть Шарипутрой (пали: Сарипутта ), а Колиту стали называть Маудгальяяной (пали: Моггаллана ). [ 41 ]

После посвящения Шарипутры и Маудгальяяны Будда объявил их двумя своими главными учениками (пали: аггасавака ), следуя традиции назначения пары главных учеников, как это делали Будды прошлого, согласно буддийской вере. [ 32 ] [ 42 ] [ 43 ] Поскольку они были недавно рукоположены, некоторые монахи в собрании почувствовали себя оскорбленными, но Будда объяснил, что он дал им эти роли, потому что они приняли решение стать главными учениками много жизней назад. [ 7 ] [ 44 ] Маудгальяяна достиг архатства через семь дней после посвящения в результате интенсивной практики медитации. Шарипутра достиг архатства через две недели после посвящения, обмахивая Будду веерами, когда Будда передавал Веданапариггаха-сутту странствующему аскету. [ 32 ] [ 45 ] В палийских текстах говорится, что аскет был племянником Шарипутры, но в китайских, тибетских и санскритских текстах говорится, что он был дядей Шарипутры. Согласно таким комментариям, как « Аттхакатха» , Шарипутре потребовалось больше времени, чтобы достичь просветления, чем Маудгальяяне, потому что его знания, как у первого главного ученика, должны были быть более глубокими, и, следовательно, требовалось больше времени на подготовку. [ 46 ]

Главный ученик

[ редактировать ]
Статуя Шарипутры в Бодхгае .

Шарипутра считается первым главным учеником Будды, обладавшим высочайшей мудростью , и этот титул он разделял с монахиней Кшемой (пали: Кхема ). [ 47 ] Он разделил титул главного ученика-мужчины с Маудгальяяной, которые вместе описаны в Махападана-сутте как «главная пара учеников, превосходная пара» (пали: савакаюгам аггам бхаддаюгам ). [ 48 ] В Махавагге Будда объявил двух своих главных учеников-мужчин выдающимися по мудрости и выдающимися психическими способностями , ссылаясь соответственно на Шарипутру и Маудгальяяну. [ 49 ] В текстах описывается, что ни один из других учеников Будды не мог ответить на вопросы, на которые мог ответить Маудгальяяна, в то время как Маудгальяяна не мог ответить на вопросы, на которые мог ответить Шарипутра. [ 50 ] Буддийская традиция утверждает, что первый главный ученик, Шарипутра, обычно сидел справа от Будды, а второй главный ученик, Маудгальяяна, сидел слева. [ 5 ] Таким образом, в буддийской традиции и искусстве ученики были стилизованы под учеников правой и левой руки Будды. [ 51 ] [ 52 ]

Роль Шарипутры как первого главного ученика заключалась в систематизации и анализе учения Будды. [ 5 ] Буддийский канон часто показывает, как Шарипутра задает Будде вопросы и умоляет Будду учить, а также сам разъясняет вопросы и задает вопросы ученикам, в некоторых случаях, по-видимому, для проверки знаний других учеников. [ 53 ] [ 54 ] Будда часто предлагал тему, а Шарипутра подробно объяснял ее и читал проповедь. [ 55 ] В двух беседах, записанных в «Трипитаке» , «Дасуттара-сутте» и «Сангити-сутте» , Будда заявил, что ему нужно дать отдых спине, и попросил Шарипутру учить вместо себя, пока Будда слушал аудиторию. [ 32 ] [ 50 ] [ 56 ] Его способность преподавать Дхарму принесла ему титул «Генерал Дхармы» (санскрит: Дхармасенапати ). [ 32 ] [ 50 ] [ 55 ] Однако буддийские тексты указывают на то, что у Шарипутры все же были некоторые недостатки. В Чатума-сутте , когда группа молодых монахов подняла шум и получила приказ Будды уйти, Будда сделал выговор Шарипутре за то, что тот не пришел к выводу, что забота о монахах является обязанностью главных учеников, что смог сделать Маудгальяяна. [ 57 ] В другой раз Будда упрекнул Шарипутру за то, что он учил умирающего Дхананджани таким образом, что это привело его к перерождению в мире Брахмы, а не учило так, как это привело к просветлению. [ 50 ] [ 58 ]

Шарипутра взял на себя руководящую роль в монашеской общине Будды, или Сангхе . Буддийские тексты описывают, что Шарипутра обычно брал на себя ответственность за монашеские дела, которыми обычно занимался сам Будда, например, уход за больными монахами или посещение последователей-мирян перед их смертью. [ 50 ] Однажды, когда группа монахов планировала отправиться в другое место, Будда посоветовал им сначала спросить разрешения у Шарипутры. [ 50 ] Шарипутра был первым учеником Будды, которого попросили посвятить в монахи вместо него, и Будда дал ему процедуру посвящения . Ему также было поручено рукоположить сына Будды Рахулу . [ 59 ] Обучая учеников, Шарипутра оказывал им материальную и духовную помощь и назначал им объект для медитации. [ 60 ] В Саккавибханга-сутте Будда сравнил Шарипутру с матерью, которая рожает ребенка, а Маудгальяяну сравнил с медсестрой, которая воспитывает ребенка. Шарипутра обучал учеников сотапанне , первой стадии просветления, а Маудгальяяна обучал учеников архатству , высшей стадии просветления. [ 55 ] [ 60 ] [ примечание 3 ] Однако Ньянапоника Тхера отмечает, что есть несколько отдельных случаев, когда Шарипутра вел монахов к высшим стадиям просветления . также [ 62 ]

Буддийские тексты изображают Шарипутру как человека, который принимал активное участие в дебатах и ​​обращении еретиков , что считалось одной из его величайших прерогатив. [ 63 ] В традиции Муласарвастивады, когда шесть учителей-еретиков того времени вызвали буддистов на состязание, Будда заставил Шарипутру сразиться с ними. В текстах Муласарвастивады говорится, что Шарипутра использовал психические силы, чтобы создать огромную бурю и трансформировать себя в различные формы, подчиняя соперничающих учителей и обращая жителей Саваттхи. [ 64 ] Когда монах Девадатта вызвал раскол в монашеской общине Будды и увел некоторых учеников Будды, Шарипутра сыграл ключевую роль в восстановлении общины. Согласно текстам, узнав о расколе, Шарипутра и Маудгальяяна притворились, что присоединились к общине Девадатты. После того, как к нему присоединились главные ученики, Девадатта заявил, что у него болит спина, и попросил Шарипутру проповедовать вместо него, но Девадатта заснул, и Шарипутра и Маудгальяяна использовали эту возможность, чтобы заставить следующих вернуться к Будде. [ 65 ] [ 59 ]

Позолоченная статуя Шарипутры из Бирмы.

Буддийские тексты обычно приписывают установление монашеских правил Шарипутре, причем Шарипутра был тем, кто попросил Будду создать правила. Когда Шарипутра спросил Будду, тот сказал, что сложит их в нужное время. [ 50 ] Шарипутра был известен своей добросовестностью и тщательным соблюдением монашеских правил. В одной из историй Шарипутра заболел недугом, который можно было вылечить чесноком, но отказался от него, потому что Будда ранее установил правило, запрещающее монахам есть чеснок, и Шарипутра принял его только после того, как Будда отменил это правило. [ 50 ] [ 55 ] В другой истории Шарипутра обнаружил, что пирожные вызывают у него жадность, и тогда дал обет воздерживаться от них. [ 55 ] В буддийском комментарии описывается, что однажды, когда другие монахи ушли собирать подаяние, Шарипутра тщательно очистил и привел в порядок монастырь, чтобы еретики не критиковали учеников. [ 55 ] В нескольких буддийских текстах рассказывается, что Шарипутра в прошлой жизни переродился змеей и что это было причиной некоторого его упрямства. В тексте Махасангхики Будда наказал Шарипутру, заставив его стоять на солнце за то, что он не смог помешать некоторым монахам делать неверные замечания. Когда позже другие монахи попросили Будду прекратить наказание, Будда сказал, что решение Шарипутры получить наказание не может быть изменено, так же как он не желал менять свое мнение, когда был змеей. В тексте Махишасаки Шарипутра отказался принимать фрукты, даже если они были прописаны в качестве лекарства, после того, как другой монах заподозрил его в краже вкусной еды, Будда также ссылается на жизнь Шарипутры как на змею, чтобы объяснить свое упрямство. [ 66 ]

Хотя Маудгальяяна описывается как обладатель лучших экстрасенсорных способностей, буддийские тексты утверждают, что Шарипутра и сам проявлял такие способности. В различных текстах сообщается, что Шарипутра демонстрировал несколько экстрасенсорных способностей, таких как левитация и способность посещать другие сферы существования, а также способности, распространенные среди архатов, такие как вспоминание прошлых жизней и ясновидение. [ 67 ] В одной истории якша , или дух, ударил Шарипутру по голове, когда он медитировал. Когда Маудгальяяна увидел происшествие и пришел спросить Шарипутру, в порядке ли он, Шарипутра заявил, что даже не заметил удара и испытал лишь небольшую головную боль. [ 55 ] Затем Маудгальяяна похвалил Шарипутру за его экстрасенсорные способности, способные выдержать удар без особого внимания, что описано в тексте Патисамбхидамагги как пример «силы вмешательства посредством концентрации» (пали: самадхивиппхара-иддхи ). [ 68 ] В текстах Муласарвастивады Шарипутра и Маудгальяяна спустились в ад, чтобы дать Девадатте пророчество о том, что он станет пратьекабуддой в будущем. [ 69 ] Говорят, что во время визита Маудгальяяна попыталась облегчить страдания тех, кто попал в ад, вызвав дождь, но дождь рассеялся. Увидев это, Шарипутра вызвал дождь, который действительно облегчил страдания тех, кто находится в аду, используя медитацию, основанную на мудрости. [ 70 ] В другом тексте Муласарвастивады Будда послал Маудгальяяну за Шарипутрой, который шил. Когда Шарипутра заявил, что пойдет после того, как его работа по шитью будет завершена, Маудгальяяна попытался заставить его прийти, используя свои психические силы, чтобы сотрясать землю, но Шарипутра не пострадал. Когда Шарипутра сказал ему вернуться первым, Маудгальяяна вернулся к Будде и обнаружил, что Шарипутра уже прибыл. [ 69 ] Когда Маудгальяяна увидел это, он заявил, что сила экстрасенсорных способностей не может сравниться с силой мудрости. [ 71 ]

Картина, изображающая смерть Шарипутры, находится в Национальном музее Бангкока .

Во всех буддийских текстах говорится, что Шарипутра умер незадолго до Будды, при этом в текстах обычно указывается, что он умер в своем родном городе. [ 65 ] [ 72 ] Согласно палийским комментариям, Шарипутра однажды вышел из медитации и благодаря своему медитативному прозрению осознал, что главные ученики должны были достичь паринирваны раньше Будды и что ему осталось жить еще семь дней. [ 65 ] [ 73 ] Затем Шарипутра отправился в свой родной город, чтобы обучать свою мать, которая еще не обратилась в буддизм. Обратив свою мать, Шарипутра мирно умер в день полнолуния Картики, за несколько месяцев до Будды. [ 65 ] Однако в текстах Муласарвастивады говорится, что Шарипутра достиг паранирваны добровольно, потому что он не хотел быть свидетелем смерти Будды. В некоторых источниках он также был мотивирован Маудгальяяной, намеревавшейся достичь паранирваны после того, как его избил и смертельно ранил конкурирующий религиозный деятель. группа. [ 65 ] [ 74 ] Согласно сообщению Сарвастивады , Шарипутра и Маудгальяяна добровольно достигли паранирваны в один и тот же день, потому что они не хотели быть свидетелями смерти Будды. [ 75 ] В нескольких версиях этой истории говорится, что различные небесные существа из буддийской космологии пришли выразить почтение Шарипутре незадолго до его смерти. [ 76 ] [ 77 ]

Похороны Шарипутры прошли в городе Раджгир , где его останки были кремированы. Затем помощник Шарипутры, Чунда, принес его мощи Будде в Шравасти . [ 78 ] В Анупада Сутте Будда произнес хвалебную речь Шарипутре, восхваляя его интеллект и добродетель. [ 55 ] [ 79 ] Согласно комментарию Дигханикаи , Будда поместил мощи Шарипутры в четии в Джетаване . В текстах Муласарвастивады реликвии были переданы ученику-мирянину Анатапиндике , и именно он строит ступу и хранит реликвии в Джетаване. [ 78 ] [ примечание 4 ]

Абхидхарма

[ редактировать ]
Согласно традиции Тхеравады, Будда учил Абхидхарме на небесах Таватимса и ежедневно возвращался на землю, чтобы дать Шарипутре краткое изложение. [ 81 ]

Говорят, что Шарипутра сыграл ключевую роль в развитии текстов Абхидхармы буддийской Трипитаки. Буддийские ученые-монахи Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи описывают Абхидхарму как «абстрактную и высокотехнологичную систематизацию доктрины». [ 82 ] Согласно Тхеравады традиции , Абхидхарма , или «Высшая Дхарма», как утверждается, была проповедана Буддой дэвам , когда он проводил сезон дождей на небесах Таватимса . Говорят, что Будда ежедневно возвращался на землю, чтобы дать краткое изложение Шарипутре, который классифицировал и переупорядочил учения и передал их своим ученикам в книге, которая впоследствии стала Абхидхарма Питакой . [ 81 ] Однако в различных сборниках буддийской школы Сарвастивада каждая из семи книг атрибутируется. [ примечание 5 ] Абхидхармы разным авторам, при этом Шарипутра считается автором только Сангитипарьи в китайской традиции Сарвастивады и автором Дхармаскандхи в санскритской и тибетской традициях Сарвастивады. [ 84 ] Говорят, что в традиции Ваципутрия, разновидности школы Сарвастивада, Шарипутра передал Абхидхарму Рахуле, который позже передал ее основателю школы Ваципутре. [ 81 ] Как автор Абхидхармы в буддийской традиции Шарипутра считается покровителем абхидхармистов. [ 85 ]

Французский писатель-религиовед Андре Миго утверждает, что Абхидхарма была сформулирована не ранее времен императора Ашоки и, следовательно, не может быть отнесена к историческому Шарипутре, по крайней мере, к той версии, которая известна современным ученым. [ 86 ] Английский историк Эдвард Дж. Томас датирует развитие Абхидхармы где -то между третьим веком до нашей эры и первым веком нашей эры. [ 87 ] Однако Миго утверждает, что более простая версия Абхидхармы, вероятно , существовала в раннем буддизме, до того, как она развилась и была записана в своей нынешней форме. [ 88 ] Миго указывает на упоминание « Матрики» Питаки в текстах Куллавагги как предшественника Абхидхарма Питаки . Мигот утверждает, что Матрка Питака , прочитанная Махакашьяпой на Первом буддийском соборе согласно текстам Ашокаваданы , вероятно, началась как сокращенная версия буддийской доктрины, которая со временем развивалась с метафизическими аспектами и стала Абхидхармой . [ 89 ] Томас также утверждает, что Абхидхарма имеет более ранние корни и была разработана на основе существующего материала, вероятно, как метод обсуждения принципов учения Будды. По словам Томаса, разные буддийские школы составляли свои труды по Абхидхарме отдельно, но основывали их на общем существующем материале. [ 90 ]

В сутрах Махаяны

[ редактировать ]
Китайская картина, изображающая события сутры Вималакирти .

Шарипутра часто появляется в сутрах Махаяны , часто прося Будду учить или сам участвуя в диалоге. [ 91 ] Миго утверждает, что важно, что Шарипутра имеет преемственность в текстах Махаяны, поскольку большинство великих учеников Будды обычно отсутствуют в литературе Махаяны. [ 92 ] Миго приписывает важность Шарипутры в ранней буддийской школе Ваципутрия тому, почему Шарипутра часто появлялся в текстах Махаяны. [ 93 ] В то время как изображения Шарипутры в Палийском каноне обычно изображают его как мудрого и могущественного архата , уступающего только Будде, тексты Махаяны дают ему более широкий диапазон изображений. Некоторые сутры Махаяны изображают его как великого буддийского ученика, в то время как другие изображают его как контрапункт с недостаточным пониманием доктрины Махаяны, представителя традиции Хинаяны . [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] Ученый-буддист Дональд С. Лопес-младший описывает последнее как «намеренную иронию», направленную на то, чтобы показать, насколько глубоко доктрина Махаяны, показывая, что даже самый мудрый ученик «Хинаяны» с трудом ее понимал. [ 91 ]

Вималакирти Сутра

[ редактировать ]

В Вималакирти-сутре Шарипутра изображен неспособным постичь доктрины Махаяны, такие как недвойственность и пустота . [ 94 ] В сутре богиня, слушающая Вималакирти, разбрасывает цветы, которые падают на одежды Шарипутры. [ 97 ] Не желая нарушать монашеские правила, запрещающие украшать себя цветами, он пытается их убрать, но не может. [ 94 ] Затем богиня обвиняет Шарипутру в привязанности к двойственности правильного и неправильного. [ 94 ] [ 97 ] Позже в сутре Шарипутра спрашивает, если богиня настолько духовно развита, почему она не трансформируется из своего женского состояния, что свидетельствует о культурном сексизме. [ 97 ] Богиня в ответ использует свои силы, чтобы поменяться телами с Шарипутрой, чтобы продемонстрировать, что мужчина и женщина - это всего лишь иллюзия, потому что, согласно доктрине Махаяны, все вещи пусты, и поэтому мужчина и женщина на самом деле не существуют. [ 94 ] [ 97 ]

Сутры Праджняпарамиты

[ редактировать ]

В сутрах Праджняпарамиты Шарипутра часто изображается как противовес истинному значению Праджняпарамиты . [ 98 ] В Астасахасрика Праджняпарамита Сутре Шарипутра изображается неспособным понять высший смысл праджняпарамиты и вместо этого должен получать наставления от ученика Субхути . [ 94 ] По словам буддийского ученого Эдварда Конзе , сутра изображает Шарипутру озабоченным двойственностью, что делает его неспособным понять истинное значение праджняпарамиты . [ 99 ] В Махапраджняпарамита-сутре Шарипутра является одним из главных собеседников, задающим вопросы и получающим наставления. [ 100 ] Конзе утверждает, что Шарипутру необходимо научить этой сутре, потому что, несмотря на его великую мудрость, доктрина праджняпарамиты была слишком продвинутой для его понимания. [ 101 ] Комментарий Дажиду лун к сутре описывает Шарипутру как человека, который следовал пути бодхисаттвы в прошлой жизни, но сдался и обратился на путь Шраваки после того, как отдал свой глаз нищему, который бросил глаз на землю. [ 94 ]

Религиовед Дуглас Осто утверждает, что Шарипутра изображается таковым в сутрах Праджняпарамиты из-за его связи с Абхидхармой , которая учит, что дхармы - это конечная реальность. Это контрастирует с основными учениями сутр Праджняпарамиты , которые учат, что все дхармы пусты, что делает Шарипутру идеальным контрапунктом. [ 98 ]

Другие сутры Махаяны

[ редактировать ]
Японское изображение Лотосовой сутры , где Шарипутра побуждает Будду проповедовать.

Шарипутра играет главную роль в Сутре Сердца , где на него направлено учение. Шарипутра предлагает учение сутры, спрашивая махаянского бодхисаттву Авалокитешвару, как практиковать мудрость . [ 102 ] Ответ Авалокитешвары Шарипутре составляет основную часть сутры. [ 103 ] Когда Авалокитешвара заканчивает сутру, Будда выражает одобрение учения, и тогда Шарипутра, Авалокитешвара и зрители радуются. [ 104 ] В « Лотосовой сутре » Будда начинает говорить о высшей мудрости будд и использовании им искусных средств (санскрит: упайя ) для обучения Дхарме, что приводит в замешательство архатов в собрании. [ 105 ] Затем Шарипутра просит Будду объяснить его учение на благо других существ, побуждая Будду преподавать Лотосовую сутру . [ 106 ] Позже в сутре Будда объясняет, что Шарипутра следовал путем бодхисаттвы в прошлых жизнях, но забыл и следовал путем Шраваки в этой жизни. [ 107 ] Затем Будда уверяет Шарипутру, что он также достигнет состояния будды, и заявляет, что Шарипутра станет будущим Буддой Падмапрабхой. [ 94 ] [ 108 ] В списке великих архатов собрания в начале « Более длинной Сукхавативьюха-сутры» Шарипутра упоминается как пятнадцатый из великих архатов , тогда как в « Краткой сукхавативьюха-сутре» он ставится первым. [ 109 ]

Реликвии

[ редактировать ]
Одна из Санчи ступ , где были раскопаны реликвии Шарипутры.

Согласно рассказам китайского паломника VII века Сюаньцзана , мощи Шарипутры, а также Маудгальяяны можно было найти в индийском городе Матхура в ступах, построенных королем Ашокой . [ 110 ] Однако по состоянию на 1999 год никакие археологические отчеты не подтвердили такие находки в местах, упомянутых ни китайскими паломниками, ни буддийскими текстами, хотя находки были сделаны и в других местах. [ 111 ]

В 1851 году археологи Александр Каннингем и лейтенант Фред. К. Мейси обнаружил пару ящиков из песчаника с заключенными внутри фрагментами костей во время раскопок одной из ступ в городе Санчи были написаны имена Шарипутры и Маудгальяаны , на которых в тексте Брахми . [ 112 ] [ 113 ] В гробу Шарипутры находились кусочки сандалового дерева , которые, по мнению Каннингема, были частью погребального костра Шарипутры . [ 114 ] Ложа Шарипутры располагалась на юге, а ложа Маудгальяяны - на севере. [ 115 ] По мнению Каннингема, люди в древней Индии во время религиозных церемоний сидели лицом на восток и даже использовали слово восток ( пара ) для обозначения «переднего плана», а также слово юг ( дакшина ) для «право» и слово север ( вами ) для обозначения «спереди». «левый», то есть расположение гробов символизировало относительное положение каждого ученика как правого и левого ученика соответственно. [ 52 ] Такое расположение также объясняется тем фактом, что Будда традиционно сидел лицом к востоку, что делало юг его правой стороной, а север - левой стороной. [ 116 ] В ходе других раскопок, проведенных Каннингемом и Мейси в ступах в соседнем городе Сатдхара, была обнаружена еще одна пара гробов с заключенными в них фрагментами костей с написанными именами двух главных учеников. [ 112 ] Каннингем пришел к выводу, что реликвии хранились в ступах возле Раджагахи после смерти учеников до времен короля Ашоки, который затем распространил их по ступам по всей Индии. [ 117 ] Ученые также предположили, что король Сунга , возможно, также провел аналогичное перераспределение реликвий Будды и его ведущих учеников и построил ступы, подобные той, что в Санчи, для их хранения. [ 118 ]

Эскиз гробов с реликвиями Санчи, сделанный Каннингемом, приписываемый главным ученикам.

Позже Каннингем и Мейси поделились своими находками друг с другом: Мейси привез реликвии Сатдхары в Великобританию и в конечном итоге одолжил их Музею Виктории и Альберта в Лондоне в 1866 году. [ 119 ] [ 120 ] В конечном итоге реликвии были приобретены музеем в 1921 году у сына Мейсли. [ 119 ] Каннингем привез свои находки в Великобританию на двух кораблях, один из которых затонул, поэтому считается, что реликвии Санчи были утеряны. [ 119 ] [ 121 ] Однако историк Торкель Брекке утверждает, что Мейси забрал с собой все реликвии, и таким образом реликвии Санчи отправились в Британию вместе с реликвиями Сатдхары. [ 120 ] В начале 20-го века буддийские организации в Индии и Бирме начали оказывать давление на британское правительство, чтобы оно вернуло реликвии в Индию, где их можно будет достойно почитать. [ 122 ] Хотя Музей Виктории и Альберта поначалу сопротивлялся, британское правительство в конце концов приказало им вернуть реликвии по дипломатическим причинам. [ 123 ] Реликвии были перевезены в преимущественно буддийскую Шри-Ланку в 1947 году в соответствии с соглашением, заключенным с буддийскими организациями, где они были выставлены на временную экспозицию в музее Коломбо . [ 116 ] [ 124 ] В 1949 году мощи были отправлены в Индию, где совершили поездку по северной Индии и различным частям Азии. [ 124 ] В 1950 году реликвии были отправлены на гастроли в Бирму, а премьер-министр Бирмы У Ну позже попросил Индию передать часть реликвий. Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру согласился предоставить «постоянную ссуду» части реликвий Бирме, где они были помещены в пагоду Каба Айе в 1952 году. [ 125 ] Шри-Ланка также получила часть реликвий, которые были привезены из Санчи в 1952 году и хранились в Обществе Маха Бодхи в Шри-Ланке. [ 126 ] Часть реликвий, оставшаяся в Индии, также в 1952 году была помещена в Четьягири Вихара в Санчи. [ 127 ]

Наследие

[ редактировать ]
Изображение Будды с его главными учениками в Бангкокском центре искусства и культуры . Шарипутра традиционно изображается справа от Будды, а Маудгальяяна традиционно изображается слева. [ 9 ]

Как главный ученик Будды, Шарипутра считается особенно важной фигурой в буддизме, особенно в традиции Тхеравады . По словам буддийского академика Реджинальда Рэя , Шарипутра был величайшим архатом в Палийском каноне и считается в каноне близким ко второму Будде. [ 128 ] В одном тексте он упоминается как «Царь Дхармы» (санскрит: Дхармараджа ), титул, обычно закрепленный за Буддой, а в нескольких текстах описывается как тот, кто «вращает колесо Дхармы», прерогатива, обычно ассоциируемая с Буддой. с Буддами. [ 129 ] В Палийском каноне Шарипутра считается главным толкователем нескольких сутт , поскольку Будда верил в его глубокие педагогические способности. [ 130 ] Индолог Алекс Уэйман описывает Шарипутру как образец четырех брахма-вихар и приписывает этим добродетелям то, почему Будда доверил ему руководство Сангхой. [ 130 ]

В буддийском искусстве он часто изображается рядом с Буддой и Маудгальяяной, при этом Шарипутра обычно изображается с правой стороны Будды, а Маудгальяяна обычно изображается с левой стороны Будды. [ 9 ] Согласно Ньянапонике Тхере, этот образ символизирует относительное положение, которое они занимали в жизни, причем Шарипутра был монахом правой руки Будды. [ 51 ] В буддизме Махаяны эта иконография, изображающая Будду справа и слева, иногда используется и для других фигур, таких как бодхисаттвы Махаяны Самантабхадра и Манджушри или ученики Ананда и Махакашьяпа . [ 131 ] В Бирме считается, что Шарипутра дарует верующим мудрость и является одним из восьми архатов, которым обычно проявляют преданность в защитных ритуалах. [ 132 ]

Будды . большинство главных учеников Шарипутра известен тем, что является представителем учености и оседлого монашества, а не лесного буддизма, с которым связано [ 128 ] Рэй описывает Шарипутру как «прототипического» буддийского святого, воплотившего идеал южного буддизма, развившийся в древнем Косамби . [ 133 ] Однако Рэй отмечает, что некоторые палийские тексты, такие как Удана и Тхерагата , изображают Шарипутру лесным святым. Он заключает, что в палийских текстах с ним связаны по крайней мере две традиции: лесная и научная. [ 134 ] Миго идентифицирует тексты, исключающие схоластический характер Шарипутры, как самые ранние источники, и продолжает утверждать, что исторический Шарипутра отличался от человека, сохранившегося в Палийском каноне. [ 63 ] [ 135 ] Он утверждает, что Шарипутру почитали как святого в древнем регионе Косамби и что ранняя школа буддизма Стхавира развивала его научную сторону в соответствии с ценностями традиции в регионе того времени, указывая на то, что Шарипутра, возможно, изначально был лесным святым. [ 133 ] Рэй заявляет, что, хотя возможно, что схоластический характер Шарипутры был результатом текстов, которые были добавлены позже, недостаточно доказательств, чтобы сделать такой вывод. [ 136 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Однако некоторые палийские тексты противоречат этому и указывают, что его родная деревня называется Налака. [ 9 ] хотя это может быть альтернативным названием Упатиссы. [ 11 ]
  2. ^ В одной из версий китайского буддийского канона Шарипутра сначала пошел к Будде один после того, как его обратился Ашваджит, а затем попросил у Будды разрешения отправиться на поиски своего друга. [ 38 ]
  3. ^ Американский ученый монах Таниссаро Бхиккху отмечает, что это может показаться странным, что у Шарипутры была, по-видимому, более низкая работа, чем у Маудгальяяны, но утверждает, что на самом деле труднее обучить непросвещенного человека стать сотапанной, чем обучить сотапанну стать архатом . [ 61 ]
  4. Эта версия противоречит некоторым текстам, в которых говорится, что Анатапиндика умерла первой. [ 80 ]
  5. ^ Некоторые буддийские школы делят Абхидхарму на шесть или восемь частей, а не на семь. [ 83 ]
  1. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 31-32.
  2. ^ Махатера 1998 , с. 235.
  3. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 376-377.
  4. ^ Шоу 2013 , с. 455.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 67.
  6. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 58-61.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Малаласекера 2007 , с. 542.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 49.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шелк 2019 , с. 410.
  10. ^ Саядо 1990 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 521.
  12. ^ Санкалия, Хасмукхлал Дхираджлал (1972). Университет Наланды . Восточные издательства. Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 20 ноября 2021 г.
  13. ^ Сюаньцзан (1958). Си-ю-ки: Та-Тан-си-ю-ки. Книги 6-9 . Сусил Гупта.
  14. ^ Пурататтва . Индийское археологическое общество. 2006.
  15. ^ Восток и Запад . Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. 1988. Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 20 ноября 2021 г.
  16. ^ Прасад, Чандра Шекхар (1988). «Наланда перед местом рождения Шарипутры» . Восток и Запад . 38 (1/4): 175–188. ISSN   0012-8376 . JSTOR   29756860 . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 17 мая 2021 г.
  17. ^ Маха Бодхи . Общество Маха-Бодхи. 1981. Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 20 ноября 2021 г.
  18. ^ Шоу 2013 , с. 458.
  19. ^ Шоу 2006 , с. 36.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шелк 2019 , с. 411.
  21. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 87.
  22. ^ «Шарадватипутра, она же: Шарадватипутра» . Библиотека мудрости . 2019. Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 г. Проверено 24 декабря 2019 г.
  23. ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. 1902.
  24. ^ Тхакур 1996 , с. 66.
  25. ^ Далтон 1999 , с. 102.
  26. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 49-50.
  27. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 50.
  28. ^ Харви 2013 , с. 14.
  29. ^ Ламотт, Э. (1947). «Легенда о Будде». Обзор истории религий (на французском языке). 134 (1–3): 65–6. дои : 10.3406/rhr.1947.5599 .
  30. ^ Миго 1954 , стр. 430–2, 440, 448.
  31. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 51.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Басвелл и Лопес 2013 , с. 1903.
  33. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 51-53.
  34. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 53.
  35. ^ Дорогой 1905 год , с. 180
  36. ^ Дорогой 1905 год , с. 180-181.
  37. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 54.
  38. ^ Миго 1954 , с. 450.
  39. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 55-56.
  40. ^ Перейти обратно: а б Миго 1954 , с. 451.
  41. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 56.
  42. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 31-32,57.
  43. ^ Далтон 1999 , с. 104.
  44. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 57-58.
  45. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 56-57.
  46. ^ Миго 1954 , с. 452.
  47. ^ Крей 2010 , с. 19.
  48. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 65.
  49. ^ Миго 1954 , с. 416.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шелк 2019 , с. 413.
  51. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 47.
  52. ^ Перейти обратно: а б Каннингем 1854 , с. 299-300.
  53. ^ Миго 1954 , с. 407,462-463.
  54. ^ Крей 2010 , с. 23.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Маласекера 1937 год .
  56. ^ Миго 1954 , с. 408 467.
  57. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 69-70.
  58. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 74-75.
  59. ^ Перейти обратно: а б Миго 1954 , с. 471.
  60. ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 68-69.
  61. ^ Бхиккху, Таниссаро. «Саккавибханга сутта: анализ истин» . www.accesstoinsight.org . Доступ к Инсайту. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 3 марта 2020 г.
  62. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 69.
  63. ^ Перейти обратно: а б Рэй 1994 , с. 134.
  64. ^ Шелк 2019 , с. 413-414.
  65. ^ Перейти обратно: а б с д и Шелк 2019 , с. 414.
  66. ^ Шелк 2019 , с. 415-416.
  67. ^ Миго 1954 , с. 506.
  68. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 91-92.
  69. ^ Перейти обратно: а б Шелк 2019 , с. 412.
  70. ^ Миго 1954 , с. 507-508.
  71. ^ Миго 1954 , с. 508.
  72. ^ Миго 1954 , с. 473-474.
  73. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 106-107.
  74. ^ Миго 1954 , с. 475.
  75. ^ Миго 1954 , с. 476.
  76. ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 112-114.
  77. ^ Каннингем 1854 , с. 303-304.
  78. ^ Перейти обратно: а б Шелк 2019 , с. 414-415.
  79. ^ Миго 1954 , с. 484.
  80. ^ Шелк 2019 , с. 415.
  81. ^ Перейти обратно: а б с Шелк 2019 , с. 416.
  82. ^ Бодхи и Дхамма 1993 , с. 2.
  83. ^ Миго 1954 , с. 521.
  84. ^ Миго 1954 , с. 520.
  85. ^ Миго 1954 , с. 408.
  86. ^ Миго 1954 , с. 523.
  87. ^ Томас 1953 , с. 158.
  88. ^ Миго 1954 , с. 524.
  89. ^ Миго 1954 , с. 524-524,537-540.
  90. ^ Томас 1953 , с. 159-160.
  91. ^ Перейти обратно: а б Лопес 1988 , с. 51.
  92. ^ Миго 1954 , с. 537.
  93. ^ Миго 1954 , с. 538.
  94. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шелк 2019 , с. 416-417.
  95. ^ Айронс 2007 , с. 428.
  96. ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. 1904.
  97. ^ Перейти обратно: а б с д Бергер 1994 , с. 350-352.
  98. ^ Перейти обратно: а б Блэк и Паттон 2015 , с. 126.
  99. ^ Конзе 1983 , с. 5.
  100. ^ Конзе 1975 , с. 17,25,28,29.
  101. ^ Конзе 1975 , с. 56.
  102. ^ Лопес 1988 , с. 52.
  103. ^ Лопес 1988 , с. 49.
  104. ^ Лопес 1988 , с. 121.
  105. ^ Лопес 2016 , с. 12-13.
  106. ^ Хань 2008 , с. 38.
  107. ^ Хань 2008 , с. 46.
  108. ^ Хань 2008 , с. 47.
  109. ^ Миго 1954 , с. 491.
  110. ^ Хайэм 2004 , с. 215.
  111. ^ Далтон 1999 , с. 104-105.
  112. ^ Перейти обратно: а б Далтон 1999 , с. 106-107.
  113. ^ 2010 , с. 148.
  114. ^ Брекке 2007 , с. 274.
  115. ^ Каннингем 1854 , с. 297.
  116. ^ Перейти обратно: а б Тхера, Ньянапоника. «Жизнь Сарипутты, составленная и переведенная Ньянапоникой Тхера с палийских текстов» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 9 января 2018 г. Проверено 26 апреля 2020 г.
  117. ^ Брекке 2007 , с. 275.
  118. ^ Далтон 1999 , с. 105-106.
  119. ^ Перейти обратно: а б с Далтон 1999 , с. 108.
  120. ^ Перейти обратно: а б Брекке 2007 , с. 277.
  121. ^ Брекке 2007 , стр. 277-278.
  122. ^ Далтон 1999 , с. 109.
  123. ^ Брекке 2007 , с. 279-284.
  124. ^ Перейти обратно: а б Маха Тхера Трипитакавагишварачарья 1892 , с. 118.
  125. ^ Далтон 1999 , с. 111-121.
  126. ^ Аккара, Анто. «Буддийский центр нарушает традицию и показывает почитаемую папой реликвию» . Католическая Филадельфия . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 г. Проверено 29 марта 2020 г.
  127. ^ Далтон 1999 , с. 110-111.
  128. ^ Перейти обратно: а б Рэй 1994 , с. 131-133.
  129. ^ Миго 1954 , с. 412, 500-501.
  130. ^ Перейти обратно: а б Уэйман 1997 , с. 212.
  131. ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. 731.
  132. ^ Басвелл 2004 , с. 750.
  133. ^ Перейти обратно: а б Рэй 1994 , с. 138.
  134. ^ Рэй 1994 , с. 135-136.
  135. ^ Findly 2003 , с. 398.
  136. ^ Рэй 1994 , с. 134-135.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6450fffed850b2d6c9ce76369dd863e__1713181440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/3e/a6450fffed850b2d6c9ce76369dd863e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Śāriputra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)