Спасение
Спасение (от латинского — salvatio , от salva «безопасный, спасенный») — это состояние спасения или защиты от вреда или ужасной ситуации. [1] В религии и теологии обычно спасение означает избавление души от греха и его последствий. [2] [3] Академическое исследование спасения называется сотериологией .
Значение
[ редактировать ]В авраамических религиях и богословии спасение — это спасение души от греха и его последствий. [2] Это также можно назвать избавлением или искуплением от греха и его последствий. [4] В зависимости от религии или даже конфессии спасение считается вызванным либо только благодатью Божией (т. е. незаслуженной и незаслуженной), либо верой, добрыми делами (делами) или их сочетанием. Религии часто подчеркивают, что человек по своей природе грешник и что наказанием за грех является смерть (физическая смерть, духовная смерть: духовное отделение от Бога и вечное наказание в аду).
иудаизм
[ редактировать ]В современном иудаизме искупление ( ивр .: גְּאוּלָּה геула ), относится к Богу, искупающему народ Израиля из различных изгнаний. [5] Это включает в себя окончательное искупление из нынешнего изгнания. [6]
Иудаизм утверждает, что его приверженцы не нуждаются в личном спасении, как считают христиане. Евреи не разделяют доктрину первородного греха . [7] Вместо этого они придают большое значение индивидуальной морали, определенной в Законе Божьем, воплощенном в том, что евреи называют Торой или Законом, данным Моисею Богом на библейской горе Синай .
В иудаизме спасение тесно связано с идеей искупления , спасения от состояний или обстоятельств, разрушающих ценность человеческого существования. Бог, как вселенский дух и Творец Мира, является источником всякого спасения человечества при условии, что человек почитает Бога, соблюдая Его заповеди. Итак, искупление или спасение зависит от человека. Иудаизм подчеркивает, что спасения нельзя получить через кого-либо другого, просто призвав божество или веря в какую-либо внешнюю силу или влияние. [8]
Еврейская концепция Мессии представляет возвращение пророка Илии как предвестника того, кто искупит мир от войн и страданий, приведя человечество к всеобщему братству под отцовством единого Бога. Мессия рассматривается не как будущее божественное или сверхъестественное существо, а как доминирующее человеческое влияние в эпоху всеобщего мира, характеризующуюся духовным возрождением человечества.В иудаизме спасение открыто для всех людей, а не только для тех, кто исповедует иудейскую веру; единственное важное соображение заключается в том, что люди должны соблюдать и практиковать этические модели поведения, изложенные в Десяти заповедях. Когда евреи называют себя избранным народом Божиим, они не подразумевают, что были избраны для особых милостей и привилегий, но, скорее, они взяли на себя задачу показать всем народам посредством наставлений и примера этический образ жизни. [8]
При изучении еврейских интеллектуальных источников на протяжении всей истории явно существует спектр мнений относительно смерти и загробной жизни . Возможно, это слишком упрощенно, но один источник говорит, что спасения можно достичь следующим образом: жить святой и праведной жизнью, посвященной Яхве , Богу Творения. Поститесь, поклоняйтесь и празднуйте во время соответствующих праздников. [9]
По происхождению и природе иудаизм является этнической религией. Таким образом, спасение в первую очередь задумывалось с точки зрения судьбы Израиля как избранного народа Яхве (часто называемого «Господом»), Бога Израиля . [6]
В библейском тексте Псалмов есть описание смерти, когда люди уходят в землю или « царство мертвых » и не могут славить Бога. Первое упоминание о воскресении является собирательным в видении Иезекииля о сухих костях, когда все израильтяне в изгнании будут воскрешены. есть упоминание об индивидуальном воскресении В Книге Даниила . [10] Лишь во II веке до нашей эры возникла вера в загробную жизнь , в которой мертвые будут воскрешены и подвергнуты божественному суду. До этого времени человек должен был довольствоваться тем, что его потомство продолжает оставаться в составе святого народа. [6]
Спасение отдельного еврея было связано со спасением всего народа. Эта вера вытекала непосредственно из учения Торы . В Торе Бог учил свой народ освящению личности. Однако он также ожидал, что они будут действовать вместе (духовно) и будут подотчетны друг другу. Концепция спасения была связана с концепцией восстановления Израиля. [11]
В период Второго Храма саддукеи, первосвященники, отрицали какое-либо существование отдельных людей после смерти, поскольку это не было записано в Торе, в то время как фарисеи, предки раввинов, утверждали как телесное воскресение, так и бессмертие души, вероятно, основано на влиянии эллинистических представлений о теле и душе и фарисейской веры в Устную Тору. Фарисеи утверждали, что после смерти душа связана с Богом до мессианской эпохи, когда она воссоединяется с телом в земле Израиля во время воскресения. [10]
христианство
[ редактировать ]христианства Основная предпосылка заключается в том, что воплощение и смерть Иисуса Христа стали кульминацией божественного плана спасения человечества. Этот план был задуман Богом еще до сотворения мира, осуществлен на кресте, и осуществится он на Страшном суде , когда Второе пришествие Христа ознаменует катастрофический конец мира и сотворение нового мира. [12]
Для христианства спасение возможно только через Иисуса Христа. Христиане верят, что смерть Иисуса на кресте была единственной жертвой, искупившей грех человечества. [12]
Христианская религия, хотя и не была исключительной обладательницей идеи искупления, придала ей особую определенность и господствующее положение. В самом широком смысле, как избавление от опасностей и бед в целом, большинство религий учат той или иной форме этого. Однако оно занимает важное положение только тогда, когда рассматриваемые недуги составляют часть великой системы, против которой человеческие силы беспомощны. [13]
Согласно христианской вере, грех как беда человека считается универсальным. [14] Например, в Послании к Римлянам 1:18–3:20 апостол Павел заявил, что все находятся под грехом – как иудеи, так и язычники. Спасение стало возможным благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса , что в контексте спасения называется « искуплением ». [15] Христианская сотериология варьируется от исключительного спасения [16] : стр.123 к всеобщему примирению [17] концепции. Хотя некоторые различия столь же широко распространены, как и само христианство, подавляющее большинство согласны с тем, что спасение стало возможным благодаря работе Иисуса Христа, Сына Божьего , умирающего на кресте.
В основе христианской веры лежит реальность и надежда на спасение в Иисусе Христе . Христианская вера – это вера в Бога спасения, явленного в Иисусе из Назарета . Христианская традиция всегда отождествляла это спасение с трансцендентным, эсхатологическим осуществлением человеческого существования в жизни, свободной от греха, конечности и смертности и соединенной с триединым Богом. Возможно, это . непреложный пункт христианской веры Что было предметом споров, так это связь между спасением и нашей деятельностью в мире.
- Ансельм Кёнсук Мин, Диалектика спасения: проблемы теологии освобождения (2009) [18] : стр.79
Библия представляет спасение в форме истории, описывающей осуществление вечного Божьего плана по решению проблемы человеческого греха. История разворачивается на фоне истории Божьего народа и достигает своей кульминации в личности и деле Христа. Ветхозаветная часть истории показывает, что люди грешники по своей природе, и описывает ряд заветов, посредством которых Бог освобождает людей и дает им обещания. Его план включает в себя обещание благословения всем народам через Авраама и искупление Израиля от всех форм рабства. Бог показывал свою спасительную силу на протяжении всей истории Израиля, но он также говорил о мессианской личности, которая спасет всех людей от силы, вины и наказания за грех. Эту роль исполнил Иисус, который в конечном итоге уничтожит все дела дьявола, включая страдания, боль и смерть.
- Библейский словарь Макмиллана.
Различные взгляды на спасение являются одними из основных линий разлома, разделяющих различные христианские конфессии , как между римским католицизмом и протестантизмом , так и внутри протестантизма, особенно в кальвинистско-арминианских дебатах . Эти линии разлома включают противоречивые определения порочности , предопределения , искупления , но большинство подчеркнуто оправдание .
Согласно большинству конфессий, спасение — это процесс, который начинается, когда человек впервые становится христианином, продолжается на протяжении всей жизни этого человека и завершается, когда он предстает перед Христом на суде . Поэтому, по мнению католического апологета Джеймса Эйкина, верный христианин может с верой и надеждой сказать: «Я спасен , я спасаюсь , и я буду спасен». [19]
Христианские концепции спасения разнообразны и осложнены определенными богословскими концепциями, традиционными верованиями и догмами . Священное Писание подлежит индивидуальному и церковному толкованию. Хотя некоторые различия столь же широко распространены, как и само христианство, подавляющее большинство согласно с тем, что спасение стало возможным благодаря работе Иисуса Христа, Сына Божьего, умирающего на кресте.
Цель спасения спорна, но в целом большинство христианских богословов согласны с тем, что Бог разработал и осуществил свой план спасения, потому что Он любит людей и считает людей своими детьми. Поскольку человеческое существование на Земле считается «отданным греху», [20] спасение также имеет коннотации, связанные с освобождением [21] человека от греха и страданий, связанных с наказанием за грех, т. е. « возмездие за грех — смерть ». [22]
Христиане верят, что спасение зависит от благодати Божией. Стэгг пишет, что в Библии предполагается, что человечество находится в «серьезной беде, от которой нам нужно избавление… Факт греха как человеческого затруднительного положения подразумевается в миссии Иисуса и явно подтверждается в этой связи. " По своей природе спасение должно отвечать бедственному положению человечества, как оно есть на самом деле. Тяжелое положение каждого человека как грешника является результатом фатального выбора, в результате которого весь человек оказывается в рабстве, вине, отчуждении и смерти. Следовательно, спасение должно касаться всего человека. «Оно должно предложить искупление от рабства, прощение вины, примирение отчуждения, обновление испорченного образа Божьего». [23]
Святые последних дней
[ редактировать ]Согласно учению Церкви Иисуса Христа Святых последних дней , план спасения — это Божий план спасти, искупить и возвысить все человечество, которое выбрало либо в этой жизни, либо в мире духов мертвых принять благодать Иисуса Христа, проявляя веру в Него, раскаиваясь в своих грехах, а также заключая и соблюдая священные заветы (включая крещение ). Поскольку подавляющее большинство детей Божьих уходят из этой жизни, не имея такой возможности, Евангелие Христа проповедуется неверующим духам в духовной темнице (1 Петра 3:19), чтобы они могли быть оценены по тем же меркам, что и живые, и жить, следуя за Богом. в их духовной форме (1 Петра 4:6). Если они примут Христа, искренне раскаются в своих грехах и примут таинства, совершенные от их имени, они смогут по благодати Христовой получить спасение на тех же условиях, что и живые. По этой причине члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней выполняют замещающую работу за умерших в священных храмах. Элементы этого плана взяты из различных источников, в том числе Библия , [24] Книга Мормона , Учение и Заветы , Драгоценная Жемчужина и многочисленные заявления, сделанные руководством Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД).
ислам
[ редактировать ]В исламе под спасением подразумевается возможный вход в рай . Ислам учит, что люди, которые умирают, не веря в Ислам, не получают спасения. Те, кто умирает, веря в единого Бога и Его послание (ислам), получают спасение. [25]
Передал Анас, что Пророк сказал:
Кто сказал: «Никто не имеет права на поклонение, кроме Аллаха, и имеет в своем сердце добро (веру), равное весу ячменного зерна, будет взят из ада. И тот, кто сказал: «Никто не имеет права на поклонение, кроме Аллаха» и имеющий в своем сердце добро (веру), равное весу пшеничного зерна, будет взят из ада. И тот, кто сказал: «Никто не имеет права на поклонение, кроме Аллаха, и имеет в сердце добро (веру), равное весу атома, будет взят из ада .
Ислам учит, что все, кто вступает в Ислам, должны оставаться таковыми, чтобы получить спасение.
Тот, кто ищет путь, отличный от Ислама, никогда не будет принят от него, и в будущей жизни они окажутся в числе проигравших.
Для тех, кому не был дарован Ислам или кому не было донесено послание: [26]
Воистину, верующие, иудеи, христиане и сабеи — те, кто «искренне» веруют в Аллаха и в Последний день и творят добро, получат награду от своего Господа. И не будет им страха, и не будут они печалиться.
Таухид
[ редактировать ]Вера в «Единого Бога», также известная как Таухид ( التَوْحيدْ ) на арабском языке, состоит из двух частей (или принципов):
- Тауиду р-Рурубийя ( арабский : تَوْحيدُ الرُبوبِيَّة ): Вера в атрибуты Бога и приписывание их никому, кроме Бога. К таким атрибутам относится Творение, не имеющее ни начала, ни конца. Эти атрибуты и составляют Бога. Ислам также учит не менее чем 99 именам Бога, и каждое из этих имен определяет один атрибут. Например, человек нарушает этот принцип, веря в Идола как ходатая перед Богом. В этом случае считается, что идол обладает силами, которыми должен обладать только Бог, тем самым нарушая эту часть Таухида. Никакого ходатайства не требуется для общения с Богом или поклонения Ему. [27]
- Таухиду ль-улухийя ( арабский : تَوْحيدُ الأُلوهيَّة ): Направление поклонения, молитвы или дел к Богу и только Богу. Например, поклонение идолу или какому-либо святому или пророку также считается ширком.
Грех и покаяние
[ редактировать ]Ислам также подчеркивает, что для обретения спасения необходимо избегать греха и совершать добрые дела. Ислам признает склонность человечества к греху. [28] [29] Поэтому мусульманам постоянно предписывается просить у Бога прощения и каяться. Ислам учит, что никто не может получить спасение просто благодаря своей вере или делам, вместо этого именно милость Бога заслуживает спасения, поскольку мы должны знать, что по милости Бога мы совершаем добрые дела, и мы веря в Бога. Однако покаяние не должно использоваться для дальнейшего греха. Ислам учит, что Бог милостив.
Аллах принимает покаяние только от тех, кто совершает зло по незнанию или безрассудству, а затем вскоре раскаивается – Аллах простит их. А Аллах – Всезнающий, Всемудрый.
Воистину, Аллах не прощает приобщения к Себе других в поклонении, но прощает все остальное, кому пожелает. А тот, кто придал Аллаху сотоварищей, действительно совершил тяжкий грех.
Ислам описывает истинного верующего как человека, обладающего любовью к Богу и страхом перед Богом . Ислам также учит, что каждый человек несет ответственность за свои грехи. В Коране говорится;
Если вы не уверуете, то «знайте», что Аллах воистину не нуждается в вас и не одобряет неверие Своих рабов. Но если вы станете благодарными «через веру», Он оценит это от вас. Ни одна душа, обремененная грехом, не понесет бремя другой. Затем вы вернетесь к вашему Господу, и Он расскажет вам о том, что вы делали. Он, конечно, лучше всех знает, что «сокрыто» в сердце.
Аль-Агарр аль-Музани, который был из числа сподвижников Посланника Аллаха, сообщил, что Ибн Умар сказал ему, что Посланник Аллаха сказал:
О люди, ищите покаяния у Аллаха. Воистину, я ищу у Него покаяния сто раз в день.
Грех в исламе – это не состояние, а действие (плохой поступок); Ислам учит, что ребенок рождается безгрешным, независимо от веры его родителей, умирает мусульманином; он входит в рай и не входит в ад. [30]
Передала Аиша: Пророк сказал: «Делайте добрые дела правильно, искренне и умеренно и получайте хорошие новости, потому что хорошие дела человека не приведут его в Рай». Они спросили: «Даже ты, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Даже я, если только Аллах не дарует мне Своего прощения и милости».
Пять столпов
[ редактировать ]Ислам построен на пяти принципах – актах поклонения, которые, как учит ислам, являются обязательными. Несовершение обязательных актов поклонения может лишить мусульман шанса на спасение. [31] По словам Ибн Умара , Мухаммад сказал, что ислам основан на следующих пяти принципах: [32]
- Свидетельствовать , что никто не имеет права на поклонение, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха.
- Совершать обязательные молитвы послушно и совершенно.
- Выплата закята бедным и нуждающимся (т.е. обязательная благотворительность в размере 2,5% ежегодно от избыточного богатства).
- Совершить хадж (т.е. паломничество в Мекку).
- Соблюдать пост в месяц Рамадан.
Индийские религии
[ редактировать ]Индуизм , буддизм , джайнизм и сикхизм разделяют определенные ключевые концепции, которые по-разному интерпретируются разными группами и отдельными людьми. [33] В этих религиях человек освобождается не от греха и его последствий, а от сансары ( цикла перерождений), увековеченной страстями и заблуждениями, и вытекающей из них кармы . [34] Однако они расходятся во мнениях относительно точной природы этого освобождения. [34]
В традициях Дхармы спасение всегда достигается самостоятельно, и более подходящим термином было бы мокша («освобождение»). [34] или мукти («освобождение»). Это состояние и условия, которые считаются необходимыми для его реализации, описаны в ранних текстах индийской религии, таких как Упанишады и Палийский канон , а также в более поздних текстах, таких как Йога-сутры Патанджали и традиция Веданты . [35] Мокши можно достичь с помощью садханы , буквально «средств достижения чего-либо». [36] Оно включает в себя различные дисциплины, такие как йога и дхьяна ( медитация ).
Нирвана – это глубокое душевное спокойствие, обретаемое с помощью мокши . В буддизме и джайнизме это состояние свободы от страданий . В индуистской философии это союз с Брахманом ( Высшим Существом ). Это слово буквально означает «задуть» (как в случае со свечой) и в буддийском контексте относится к задуванию огня желаний, отвращения и заблуждений. [37] [38] и невозмутимое спокойствие ума, приобретенное после этого. [37]
В буддизме Тхеравады упор делается на собственное освобождение от сансары. [38] Традиции Махаяны подчеркивают путь бодхисаттвы . [38] в котором «каждый Будда и Бодхисаттва является искупителем», помогая буддисту достичь состояния искупления. [39] Оказанная помощь является формой самопожертвования со стороны учителей, которые, предположительно, могли бы достичь полной отстраненности от мирских забот, но вместо этого предпочли продолжать заниматься материальным миром в той степени, в которой это необходимо для оказания помощи. другие в достижении такой отстраненности. [39]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме , спасение — мокша и нирвана это одно и то же. [40] [41] Когда душа ( атман ) достигает мокши , она освобождается от цикла рождений и смертей и достигает своего чистого «я». Тогда он становится сиддхом («тот, кто достиг своей конечной цели»). Достижение мокши требует уничтожения всех карм , хороших и плохих, потому что, если карма осталась, она должна принести плоды.
даосизм
[ редактировать ]Хотя в раннем даосизме не было понимания концепции спасения, позже в даосской истории спасение стало основной частью представлений о нем. [42] Чтобы спастись, можно было молиться , приносить жертвы и/или стать бессмертным хсиань ( китайский : 仙 ; пиньинь : сиань ). [42]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Определение спасения | Dictionary.com» . словарь.com . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "Спасение." Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. 1989. «Спасение души; избавление от греха и его последствий».
- ^ «спасение – религия» . Британская энциклопедия .
- ^ Грейвс-младший, Уилфред. 2011. В поисках целостности: переживание Божьего спасения для всего человека . Шиппенсбург, Пенсильвания: Destiny Image. стр. 9, 22, 74–75.
- ^ «Реб в сети» . Колель: Центр либерального еврейского обучения для взрослых. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Спасение – загробная жизнь, Божественный план, искупление и космическая борьба | Британника» . britannica.com . 1999 . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ админ (20 декабря 2017 г.). «Как еврей достигает спасения?» . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Малекар, Иезекииль Исаак . 20 ноября 2004 г. « Говорящее дерево: концепция спасения в иудаизме ». Таймс оф Индия . Доступ: 4 мая 2013 г.
- ^ «Как мне достичь спасения согласно иудаизму?» «Как мне достичь спасения по иудаизму?» . Архивировано из оригинала 4 июля 2013 г. Проверено 4 мая 2013 г. Доступ: 4 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Загробная жизнь и спасение» . patheos.com . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ «Еврейские взгляды на спасение, веру и свободу» . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 г. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты | Британника» . britannica.com . 17 мая 2023 г. Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ "искупление" . ccel.org . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Римлянам 5:12
- ^ «Христианские доктрины спасения». Религиозные факты. 20 июня 2009 г. http://www.religionfacts.com/christianity/beliefs/salvation.htm. Архивировано 1 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Ньюман, Джей. 1982. Основы религиозной толерантности. Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-5591-5
- ^ Парри, Робин А. 2004. Всеобщее спасение? Текущие дебаты. Издательство Уильяма Б. Эрдманс . ISBN 0-8028-2764-0
- ^ Мин, Ансельм Кёнсук. Диалектика спасения: проблемы теологии освобождения. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1989. ISBN 978-0-88706-908-6
- ^ Акин, Джеймс. Октябрь 2001 г. «Спор о спасении». Католические ответы .
- ^ Ин 8:34
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Спасение» .
- ^ Рим. 6:23
- ^ Стэгг, Фрэнк. 1962. Богословие Нового Завета . Бродман Пресс. ISBN 0-8054-1613-7 . С. 11–13, 80.
- ^ См., например, Матфея 13:43 , Иоанна 14:2 , 2 Коринфянам 12:2 , 1 Коринфянам 15:40–41 , Бытие 2:4–5 , Бытие 2:7 , Иов 38:4 , Экклезиаст 12:7 , Иеремия 1:5 , Захария 12:1 и Евреям 12:9.
- ^ Анкерберг, Джон; Велдон, Джон; Берроуз, Диллон (1 августа 2008 г.). Факты об исламе . Издательство Harvest House. п. 37. ИСБН 978-0-7369-3906-5 .
- ^ Коран 5:69 , 22:17.
- ^ Коран 2:186
- ^ Коран 3:85
- ^ Коран 12: 51–53.
- ^ Сахих аль-Бухари 1385 г.
- ^ Анкерберг, Джон; Уэлдон, Джон (21 ноября 2001 г.). Краткие факты® об исламе . Издательство Harvest House. ISBN 9780736934510 .
- ^ Сахих аль-Бухари 8.
- ^ Шерма и Сарма 2008 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Тивари 1983 , с. 210.
- ^ Шерма и Сарма 2008 .
- ^ В.С. Апте. Практический санскритский словарь . п. 979.
- ^ Jump up to: а б Ричард Гомбрич , Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо. Рутледж
- ^ Jump up to: а б с Снеллинг, 1987 год .
- ^ Jump up to: а б Джозеф Эдкинс, Китайский буддизм (1893), с. 364.
- ^ Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-1691-9 . «Мокша и Нирвана — синонимы в джайнизме». п. 168
- ^ Майкл Кэрритерс, Кэролайн Хамфри (1991) Ассамблея слушателей: джайны в обществе Cambridge University Press. ISBN 0521365058 : «Нирвана: синоним освобождения, освобождения, мокши». п. 297
- ^ Jump up to: а б Старк, Родни (2007). Открытие Бога: истоки великих религий и эволюция веры (1-е изд.). Нью-Йорк: HarperOne . п. 258. ИСБН 978-0-06-117389-9 .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Брейден, Чарльз Сэмюэл (1941). Поиски спасения человеком: историческое и сравнительное исследование идеи спасения в великих живых религиях мира . Чикаго и Нью-Йорк: Уиллетт, Кларк и компания.
- Брэндон, SGF , изд. (1963). Бог-Спаситель: сравнительные исследования концепции спасения, представленные Эдвину Оливеру Джеймсу коллегами и друзьями . Нью-Йорк: Barnes & Noble .
- Брюггеманн, Вальтер (30 сентября 2002 г.). "Спасение" . Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс . стр. 184–186. ISBN 9780664222314 . ( Презентация )
- Шарп, Эрик Дж .; Хиннеллс, Джон Р., ред. (1973). Человек и его спасение: Исследования памяти СГФ Брэндона . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . ISBN 0-7190-0537-Х .
- Шерма, Рита Д.; Сарма, Аравинда (2008), Герменевтика и индуистская мысль: к слиянию горизонтов , Спрингер
- Снеллинг, Джон (1987), Буддийский справочник. Полное руководство по буддийскому учению и практике , Лондон: книги Century в мягкой обложке.
- Тивари, КН (1983), Сравнительное религиоведение , Мотилал Банарсидасс
- Кумар, Сантош (2019), Спасение: в свете Креста и Полумесяца , Notion Press, ISBN 9781647604974
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лигуори, Альфонус (1882). . Проповеди по всем воскресеньям года . Дублин.
- Массильон, Жан-Батист (1879). . Проповеди Иоанна-Крестителя Массильона . Томас Тегг и сыновья.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- А. Дж. Уоллес и Р. Д. Раск, «Моральная трансформация: оригинальная христианская парадигма спасения». Недавняя защита перспективы моральной трансформации.
- «Путь к спасению из Священных Писаний» в веб-архивах Библиотеки Конгресса (заархивировано 20 ноября 2001 г.), проповедь Джона Уэсли (методистская / уэслианская точка зрения)
- Полный текст книги «Об обращении грешника Блеза Паскаля » в Wikisource.
- «Божий план спасения» (консервативная евангелическая точка зрения)
- Спасение в Исламе
- Бессмертие или воскресение? Глава VI Ад: вечные муки или уничтожение? Архивировано 16 февраля 2015 г. в Wayback Machine Самуэлем Баччиокки, доктором философии, Университет Эндрюса.
- Искупление после смерти Чарльза Огастеса Бриггса: статья в декабрьском выпуске журнала христианской литературы 1889 года, том 1. № 3.
- Интерпретация Католической церковью своей догмы: «Вне Церкви нет спасения» в Wayback Machine (архивировано 11 марта 2000 г.)