Jump to content

История евреев в Сирии

(Перенаправлено из «Истории евреев в Сирии »)
Еврейская семья в Дамаске, 1910 год.

Евреи проживали в Сирии с древних времен. К ним присоединились сефарды , бежавшие после изгнания евреев из Испании и Португалии в 1492 году нашей эры. существовали крупные еврейские общины в Алеппо , Дамаске и Камышлы На протяжении веков . В начале 20 века большой процент сирийских евреев иммигрировал в Британскую подмандатную Палестину , США и Латинскую Америку.

После гражданской войны в Сирии некоторые из оставшихся евреев Сирии покинули страну. По оценкам, в 2022 году в Сирии осталось только четыре еврея. [ 1 ]

Период Второго Храма

[ редактировать ]

Традиция общины относит ее основание ко времени царя Давида в ок. 1000 г. до н. э., чей полководец Иоав оккупировал территорию Сирии, описанный в Библии как Арам Зоба : [ 2 ] в более поздней традиции это название относится к Алеппо . Современные ученые определяют Арама Зобу в Ливане и на крайнем юге Сирии: отождествление с Алеппо не встречается в раввинской литературе до 11 века. [ 3 ] Независимо от того, восходит ли еврейское поселение к временам еще во времена царя Давида, и в Алеппо, и в Дамаске в эпоху поздней античности определенно существовали еврейские общины .

Пост Второго Храма

[ редактировать ]

Во времена Римской империи проживало около 10 000 евреев в Дамаске , которыми правил этнарх . [ 4 ] Павел из Тарса [ 5 ] многих евреев Дамаска после первого отпора ему удалось обратить в христианство в 49 г. н. э. Это до такой степени разозлило еврейского этнарха, что он попытался арестовать Павла; друзья последнего лишь спасли ему жизнь, спустив его в корзине из окна, встроенного в стену города. Многие евреи были убиты язычниками после начала Первой иудейско-римской войны . [ 6 ] Позднее Дамаск, как показывают монеты, получил титул метрополии , а при Александре Севере , когда город был христианской колонией , он стал резиденцией епископа, имевшего ранг, следующий за саном Антиохийского Патриарха . В V веке, во время правления Византийской империи , во времена Талмуда , евреи жили в Дамаске, и раввин Рафрам бар Паппа отправился молиться в синагогу Джобара . [ 7 ]

Ранняя еврейская община, вероятно, существовала в Алеппо в V веке, когда там была построена синагога. [ 8 ] Также в V веке Иероним сообщает о присутствии в Берее (Алеппо) собрания назареев ( евреев-христиан ), использующих еврейское Евангелие, подобное Евангелию от Матфея . [ 9 ]

После исламского завоевания

[ редактировать ]

Правление Омейядов принесло новый период расцвета городу, который теперь стал столицей этого халифата. Этот период закончился с возвышением Аббасидов , и в последующие столетия город страдал от непрерывных войн. Еврейская община продолжалась и, конечно, существовала в 970 году; «ибо», говорит историк, «Иосиф бен Абитур из Кордовы , потеряв всякую надежду стать главным раввином этого города, отправился в тот год в Палестину и поселился в Дамаске». [ 10 ] К счастью для евреев, он выдержал осаду Второго крестового похода в 1147 году. Некоторое время спустя большое количество палестинских евреев искало убежища в Дамаске от огромных налогов, наложенных на них крестоносцами, тем самым увеличивая общину в Дамаске. Существует мало информации о евреях в Дамаске в последующие столетия. Немного информации дают путешественники, посетившие город. В 1128 году Авраам ибн Эзра посетил Дамаск (ср. заметку Гаркави ). [ 11 ] По мнению Эдельмана, [ 12 ] В этом городе Иуда ха-Леви сочинил свою знаменитую поэму о Сионе; но Гаркави [ 13 ] показал, что «аш-Шам» здесь обозначает Палестину, а не Дамаск. В 1267 году Нахманид посетил Дамаск и сумел привести еврейскую колонию в Иерусалим .

Вениамин Туделинский посетил Дамаск в 1170 году, когда он находился в руках сельджукского принца Нур ад-Дина Занги . Он нашел там 3000 евреев-равбанитов и 100 караимов . Иудаистика там процветала гораздо больше, чем в Палестине; по мнению Бачера, возможно, что в XII веке резиденция Палестинской академии была перенесена в Дамаск. Главными раввинами города были раввин Эзра бен Авраам и его брат Сар Шалом бен Авраам , председатель трибунала; Юсеф Хамси, Р. Мацлия, Р. Меир, Юсеф ибн Пиат, Р. Хеман, Парнас, и Р. Цадок, врач.

Примерно в то же время там был Петахия из Регенсбурга . Он нашел «около 10 000 евреев, у которых есть князь. Глава их академии - рабби Эзра, полный знания Закона; ибо рукоположил его рабби Самуил, глава Вавилонской академии». [ 14 ] Это был дамасский раввин Иуда бен Иосия, который в конце двенадцатого века был «нагидом» в Египте. [ 15 ] Позднее из Дамаска прибыл еще один нагид, Давид бен Джошуа. [ 16 ]

французский еврей Самуэль бен Самсон В 1210 году город посетил . Он говорит о красивой синагоге, расположенной за городом (Иовар) и, как говорят, построенной Елисеем . [ 17 ]

При Саладине город снова приобрел большое значение; но по его смерти волнения начались вновь, пока в 1516 году город не попал в руки турок, с этого времени он опустился до ранга провинциального города.

Кажется вероятным, что Иегуда Альхаризи также посетил Дамаск в первом десятилетии 13 века. По крайней мере, он упоминает этот город в знаменитой 46-й «Макаме».

В конце XIII века в Дамаске появился Иессеи бен Езекия, человек полный энергии. Он был признан султаном Калавуном Египта принцем и эксилархом , а в 1289 и в июне 1290 года вместе со своими 12 коллегами подверг антимаймонистов запрету. [ 18 ]

Письма раввинов Дамаска и Акры собраны в «Минхат Кенаот» (сборник, составленный Аббой Мари , внуком дона Астрюка из Люнеля ). Сведения о XIV веке отсутствуют. Эстори Фархи (1313 г.) довольствуется простым упоминанием дамасских евреев, направлявшихся в Иерусалим. [ 19 ] Рукопись Давида Кимхи об Иезекииле была написана Натаном Нарбоннским и сопоставлена ​​с оригиналом Р. Хийя в Дамаске, 18 Аба 1375 года. [ 20 ] Еврейская община Дамаска продолжала существовать при султанах ( бурджитах и ​​мамлюках ) Египта, завоевавших Сирию; поскольку еврейские беженцы из Испании обосновались среди своих единоверцев в этом городе в 1492 году, построив синагогу, которую они назвали «Хатаиб». Анонимный автор «Йихус ха-Абот». [ 21 ] говорит также о красотах Дамаска; и синагоги в Джобаре , «половина которой была построена Елисеем , половина Елеазаром бен Арахом ». [ 22 ]

Илия Феррарский в 1438 году приехал в Иерусалим и также обладал определенной юрисдикцией в раввинских вопросах над Дамаском. Он говорит о великой чуме, опустошившей Египет, Сирию и Иерусалим; но он не говорит, как сильно пострадали евреи Дамаска. [ 23 ] Менахем Хаим из Вольтерры посетил Дамаск в 1481 году и нашел 450 еврейских семей, «все богатые, уважаемые и купцы». Главой общины был некий Р. Иосиф, врач. [ 24 ]

Авдия Бертиноро в 1488 году рассказывает в одном из своих писем о богатстве евреев Дамаска, о прекрасных домах и садах. [ 25 ] Несколько лет спустя, в 1495 году, анонимный путешественник произносит подобные панегирики. [ 26 ] Он жил с неким Моисеем Макраном и рассказывает, что евреи в Дамаске торговали пошивом одежды или занимались каким-то ремеслом. Они одолжили деньги венецианцам под 24%.

Маймонид в своем письме раввинам Люнеля говорит об Алеппо как о единственной общине в Сирии, где сохранилось некоторое обучение Торе, хотя усилия, направленные на это, по его мнению, были менее чем впечатляющими. [ 27 ]

Вениамин Туделский посетил Алеппо в 1173 году, где он нашел еврейскую общину из 1500 (или, по другому варианту, 5000) душ с тремя выдающимися раввинами, заботившимися об их духовных нуждах: Моисей Альконстантини, Израиль и Сиф. [ 28 ] Петахия из Регенсбурга жил там между 1170 и 1180 годами, а Алхаризи пятьдесят лет спустя. Первый называет цитадель дворцом короля Нур-эд-дина и говорит, что в Алеппо проживало 1500 евреев, главными из которых были раввины Моисей Альконстантини, Израиль и Сиф. Иегуда Альхаризи , автор книги «Тахкемони», может многое сказать в похвалу евреям Алеппо. [ 29 ] В 1195 году ведущим евреем был Иосиф бен Иуда , который мигрировал из Магриба через Египет, где он был другом Маймонида, написавшего для него « Путеводитель для растерянных» . Другими учеными людьми были Азария и его брат Самуил Ниссим, царский врач Елеазер, Иешуа, Иахин Ханания и Иосиф бен Хисдай. Хотя он уважал их гораздо больше, чем их дамасских коллег, Альхаризи мало думал о поэтах Алеппо, о которых он упоминает Моисея Даниила и некоего Иосифа; лучшим был Иосиф бен Цема, который обладал хорошими качествами, но писал плохие стихи. Их благочестие, должно быть, было крайним, поскольку Элеазера презирали за то, что он путешествовал в субботу, хотя и по приказу султана. Альхаризи умер в Алеппо и был похоронен там.

В 1260 году монголы захватили Алеппо и вырезали многих жителей, но многие евреи укрылись в синагоге и были спасены. [ 30 ] В 1401 году еврейский квартал вместе с остальной частью города был разграблен Тамерланом ; и еврейский святой умер там после семимесячного поста.

Сообщается, что евреи участвовали в защите Хомса от византийского завоевания. [ 31 ]

Ранний современный период

[ редактировать ]

Прибытие испанских евреев в Сирию

[ редактировать ]

После изгнания евреев из Испании в 1492 году евреи-сефарды поселились во многих исламских странах, граничащих со Средиземноморьем, включая Сирию, которая тогда входила в состав мамлюкского султаната Египта . По большей части они основывали свои собственные общины, но часто занимали должности раввинских и общинных лидеров в своих новых домах. Социальное различие сохранялось между вновь прибывшими сефардами и местными общинами, евреями-мустаараби , которым потребовалось несколько десятилетий, чтобы принять их. У евреев Алеппо испанского происхождения есть особый обычай, не встречающийся больше нигде, зажигать дополнительную свечу во время Хануки : говорят, что этот обычай был установлен в благодарность за их принятие местной общиной. И в Алеппо, и в Дамаске обе общины поддерживали общий главный раввинат. Главные раввины обычно, но не всегда, были выходцами из семей испанского происхождения: в Алеппо их было пятеро подряд из семьи Ланиадо. [ 32 ]

Присутствие сефардов в Алеппо было больше, чем в Дамаске, который поддерживал более тесные связи со Святой Землей. В частности, община Дамаска находилась под сильным влиянием Цфата каббалистической школы Исаака Лурии и внесла свой вклад в развитие нескольких известных личностей, в том числе Хаима Витала и Исраэля Наджары . Это объясняет определенные различия в обычаях двух городов.

Капитан Доминго де Тораль, посетивший Алеппо в 1634 году, упоминает более 800 домов евреев, говоривших по-кастильски. [ 33 ] Анонимный еврейский путешественник [ 34 ] прибывший через несколько лет после испанской иммиграции, нашел в Дамаске 500 еврейских семей; также караимская община, члены которой называли себя «Муаллим-Цадака»; и более важная община раббанитов , состоящая из трех групп и владеющая тремя красивыми синагогами. Один из них принадлежал сефардам; другой - морискам (мавританским евреям) или туземцам; и третий – сицилийцам. В каждой синагоге был проповедник, который каждый день после молитвы читал благочестивым произведения Маймонида. Проповедником у сефардов был Исхак Масуд, у туземцев — Шем-Тоб аль-Фурани, у сицилийцев — Исаак Хабер. Существовали также две небольшие школы для молодых людей, изучающих Талмуд, в которых обучались соответственно тридцать и сорок учеников.

Шестьдесят еврейских семей жили в деревне Джобар , в 1,6 км (0,99 мили) от Дамаска, где была очень красивая синагога . «Я никогда не видел ничего подобного», — говорит автор; «его поддерживают тринадцать колонн. Предание говорит, что оно датируется временем пророка Елисея, и что он здесь помазал царя Азаила. [ 35 ] Р. Элеазар бен Арах ( таннаит I века) отремонтировал эту синагогу». Чтобы указать, наконец, что город уже тогда находился под властью Османской империи, рассказчик добавляет, что жители Дамаска только что получили наместника ( «наиб») из Константинополя.

Под Османской империей

[ редактировать ]

В 1515 году Селим I разгромил мамлюков, и Сирия вошла в состав Османской империи .

«Хроника» Иосифа Самбари (закончена в 1672 г.) содержит имена ряда известных раввинов, живших в Дамаске в 16 веке. Он говорит, что еврейская община жила главным образом в Джобаре, и ему известны синагога Елисея ( Центральная синагога Алеппо ) и пещера Илии Фесвитянина. Во главе общины стоял некий Абу Хацейра (названный так из-за своеобразного головного убора, который он носил), за которым следовал Абдаллах ибн Насир. Из раввинов Дамаска он упоминает Иосифа Хайята; Самуэль Арипол, автор книги «Мизмор ле-Тода»; Самуэль ибн Имран; Джозеф аль-Саи; Моисей Наджара, автор книги «Лека ִ Тоб»; ִХайим Альшаих; Джозеф Маталон; Авраам Галанте . [ 36 ] В этом доме обучения также находилась модель-кодекс Библии под названием «Ат-Тадж» («Корона [ 37 ] ). В 1547 году Пьер Белон посетил Дамаск в поезде французского посла М. де Фюмеля. Он говорит о большом количестве тамошних евреев; но вносит странную путаницу, помещая в этом городе события, связанные со знаменитым Ахмадом Шайтаном Египта. [ 38 ]

Среди духовных лидеров Дамаска XVI века можно упомянуть: Иакова Бераба , который в промежутке между его пребыванием в Египте и в Цфате прожил там несколько лет (ок. 1534 г.); ִХаим Виталь Калабрийский (1526–1603), в течение многих лет главный раввин Дамаска и автор различных каббалистических трудов, в том числе «Эц ִХаим»; Самуил бен Давид Караим (не «Джемзель», как Элиаким Кармоли) [ 39 ] есть), посетивший Дамаск в 1641 году, упоминает то обстоятельство, что тамошние караимы не читают Хафтару после раздела Пятикнижия. [ 40 ] Моисей Наджара; его сын, поэт Исраэль Наджара ; Моисей Галанте (умер в 1608 г.), сын Мордехая Галанте ; и Самуэль Ланиадо бен Авраам из Алеппо также были среди выдающихся людей 16 века.

Самыми знаменитыми раввинами 17 века был Иосия Пинто , ученик Якоба Абулафии и автор «Кесеф-Нибохар». [ 41 ] и его зять Самуэль Виталь, который переписал и распространил большое количество каббалистических рукописей своего отца. В то же время в Алеппо Хаим Коэн бен Авраам написал «Мекор ִХайим», опубликованный в Константинополе в 1649 году и в Амстердаме Менассией бен Исраэлем в 1650 году. Другими достойными внимания Алеппо являются Самуэль Двек и Исаак Лопес в 1690 году, за которыми следовали Иегуда Кассин, Исаак Бераха. и Исаак Атье в 18 веке.

Главный раввин Джейкоб Саул Двек, Бейт-Дин в Алеппо , Сирия , 1908 год.

С 17 по 19 века несколько евреев испанского и итальянского происхождения поселились в Сирии по торговым причинам. По возможности они сохраняли свое европейское гражданство, чтобы находиться под юрисдикцией консульских судов во время капитуляции Османской империи , а не рассматриваться как зимми по исламскому праву. Эти европейские евреи были известны как сеньоры Франкос ( Франк Лорды) и сохраняли чувство социального превосходства над коренными евреями, как мустаараби , так и сефардами. Они не образовывали отдельных синагог, а часто проводили службы в частных домах. Были также евреи багдадского происхождения, которые претендовали на британское гражданство через семейные связи в Индии. [ нужна ссылка ]

Некоторую информацию можно получить от путешественников, посетивших Дамаск в XIX веке. Альфред фон Кремер в «Mittel-Syrien und Damaskus» (1853 г.) утверждает, что в муниципальном управлении города были места двум христианам и одному еврею; число евреев составляло 4000, из которых, однако, только 1000 платили подушный налог; последний караим умер здесь около пятидесяти лет назад, а затем караимская синагога была продана грекам, которые превратили ее в церковь. [ 42 ] Путешественник Вениамин II приводит такое же количество жителей. Он описывает синагогу в Джобаре (к северо-востоку от города) так: [ 43 ]

«Структура этого древнего здания напоминает мечеть Моавия; интерьер поддерживается 13 мраморными колоннами, шестью справа и семью слева, и повсюду инкрустирован мрамором. Есть только один портал, через который можно войти. .. Под святыней .. находится грот, к которому нужно спуститься примерно на 20 ступенек. По мнению иудеев, пророк Елисей нашел в этом гроте убежище. У входа в синагогу, ближе к середине стены справа, находится камень неправильной формы, на котором можно увидеть следы нескольких ступенек. Предание утверждает, что на этой ступеньке сидел царь Азаил, когда пророк Елисей помазал его. король."

Вениамин II также говорит о ценных копиях частей Библии, которые можно найти в Дамаске; хотя даты, которые он дает (581 и 989), ненадежны. Нойбауэр упоминает копию Библии, принадлежавшую Элише бен Аврааму бен Бенвенисти, под названием «Крескас», законченную в 1382 году. [ 44 ]

В XIX веке в Дамаске было восемь главных раввинов, а именно: (1) Джозеф Давид Абулафия (1809–1816 гг.). (2) Якоб Антеби (1816–1833). (3) Джейкоб Перес (1833–48). (4) Аарон Багдади (1848–66). (В течение следующих двух лет должность главного раввина была вакантной из-за внутренних разногласий.) (5) Хаим Кимхи из Константинополя (1868–72). (6) Меркадо Кихи из Ниша (1872–1876 гг.). (7) Исаак бен Моисей Абулафия (1876–88). (8) Соломон Элиэзер Альфандари , обычно называемый «Меркадо Альфандари» из Константинополя, который был назначен императорским указом в 1888 году (все еще занимал должность в 1901 году). Более поздним главным раввином был Ниссим Индибо, который умер в конце 1972 года. Другими раввинами Дамаска являются Мордехай Маслатон, Шауль Менагед и Заки Асса.

В течение XIX века евреи Дамаска несколько раз становились жертвами клеветы, самые серьезные из которых были в 1840 и 1860 годах, во время правления султана I. Абдулмеджита Дело 1840 года, широко известное как « Дамасское дело» , представляло собой обвинение в ритуальном убийстве, выдвинутое против евреев в связи со смертью отца Фомы. Клевета привела к аресту и пыткам высокопоставленных членов еврейской общины, а также к похищению 63 детей в возрасте от трех до десяти лет в попытке добиться признания от их родителей. [ 45 ] выдвинутое против евреев в 1860 году, заключалось в участии в резне христиан друзами Второе обвинение , и мусульманами . Пятьсот мусульман, причастных к этому делу, были повешены великим визирем Фуад-пашой . Двести евреев ждала та же участь, несмотря на их невиновность, а вся еврейская община была оштрафована на 4 миллиона пиастров. [ нужна ссылка ] . Осужденные евреи были спасены только благодаря официальному вмешательству самого Фуада-паши; у прусского консула доктора Иоганна Г. Вецштейна ; сэра Мозеса Монтефиоре из Лондона, а также банкиров Авраама Саломона Камондо из Константинополя и Шмайи Ангел из Дамаска. С этого времени и до конца XIX века против евреев было выдвинуто еще несколько кровавых обвинений; однако они никогда не вызывали большого волнения.

Среди выдающихся раввинов Алеппо Элиаху Шама, Авраам Антеби и Мордехай Лабатон в 19 веке, Якоб Саул Двек, умерший в 1919 году, а также Эзра Хамви и Моисей Мизрахи, которого готовили сжечь вместе со свитками Торы, но который был удален арабской мафией из Синагога Джамили во время погрома 1947 года. [ нужна ссылка ] За ним следовали Мозес Тавил, Шломо Зафрани и Йомтоб Йедид.

Еврейская свадьба в Алеппо , Сирия , 1914 год.

В XIX веке коммерческое значение Алеппо и Дамаска заметно снизилось. Начиная примерно с 1850 года и все чаще вплоть до Первой мировой войны, многие семьи уехали из Сирии в Египет , а затем переехали оттуда в Манчестер в Англии, часто вслед за торговлей хлопком. [ 46 ] Еще позже значительное число уехало из Манчестера в Латинскую Америку, в частности в Мексику и Аргентину .

Евреи продолжали эмигрировать из Сирии до начала 20 века. Примерно с 1908 года многие сирийские евреи мигрировали в Нью-Йорк , где община Бруклина сейчас является крупнейшей в мире общиной сирийских евреев .

Французский мандат и эпоха независимости

[ редактировать ]

Когда антиеврейские настроения достигли апогея в конце 1930-х — начале 1940-х годов, многие евреи подумывали об эмиграции. В период с 1942 по 1947 год около 4500 евреев прибыли в Палестину из Сирии и Ливана. [ 47 ] С 1945 по 1948 год около 1300 сирийских еврейских детей были переправлены в Палестину контрабандой. [ 48 ]

17 апреля 1946 года Сирия стала независимой от Франции . [ 49 ] После обретения независимости сирийское правительство запретило еврейскую эмиграцию в Палестину, а тем, кто был пойман при попытке уехать, грозила смертная казнь или тюремное заключение с каторжными работами. Жесткие ограничения были также наложены на преподавание иврита в еврейских школах. [ 50 ]

В 1947 году в Сирии проживало 15 000 евреев. 29 ноября 1947 года ООН утвердила План раздела Палестины , который включал создание независимого еврейского государства. Погромы впоследствии вспыхнули в Дамаске и Алеппо . Погром в декабре 1947 года в Алеппо особенно сильно опустошил общину; 75 евреев были убиты, сотни получили ранения, было разрушено более 200 еврейских домов, магазинов и синагог.

После этих нападений тысячи сирийских евреев незаконно бежали в Палестину. [ 50 ]

В августе 1949 года в результате взрыва гранаты в синагоге Менарша в Дамаске погибло 12 евреев. [ 51 ] и ранили десятки. [ 52 ]

После 1948 года

[ редактировать ]

В 1948 году Израиль был создан как еврейское государство и разгромил арабскую коалицию, в которую вмешалась Сирия, во время арабо-израильской войны 1948 года . Во время той войны сирийская армия вторглась в Галилею , но ее продвижение было остановлено, а сирийцы были отброшены к Голанским высотам .

Несмотря на исход евреев в Израиль или другие страны, произошедший по всему мусульманскому миру, сирийские евреи официально не были изгнаны. Но после обретения Израилем независимости в 1948 году положение сирийских евреев снова ухудшилось. Арабские беспорядки в Алеппо в 1947 году убили десятки евреев и разрушили сотни домов, магазинов и синагог. Это положило начало массовой еврейской эмиграции из Сирии в Израиль, несмотря на готовность сирийского правительства казнить тех, кто пытался бежать. Другие репрессивные меры против евреев включали отстранение их от государственной службы, запрет на владение телефонами и водительскими правами, а также запрет на покупку недвижимости. Антисемитское отношение правительства Сирии было продемонстрировано миру, когда оно предоставило убежище нацистскому военному преступнику Алоису Бруннеру , помощнику Адольфа Эйхмана . Первоначально Ливан разрешил сирийским евреям, бежавшим в Израиль, свободный проход через свою территорию. Это закончилось, когда сирийское правительство начало конфисковывать паспорта евреев, а Ливан объявил, что не может пропускать через свою границу людей без проездных документов. [ 53 ] В период с 1948 по 1961 год около 5000 сирийских евреев сумели добраться до Израиля. Многие сирийские евреи также иммигрировали в Ливан, но некоторые были депортированы обратно в Сирию по запросу сирийского правительства. [ 54 ] Сирийские евреи в Ливане вместе с остальной частью ливанской еврейской общины в последующие годы в основном покинули эту страну и перебрались в Израиль, Европу и Америку.

Сирийское правительство приняло ряд ограничительных законов против еврейского меньшинства. В 1948 году правительство запретило продажу еврейской собственности. В 1953 году все еврейские банковские счета были заморожены. Еврейская собственность была конфискована, а еврейские дома, отнятые у их владельцев, использовались для размещения палестинских беженцев . [ 54 ]

В марте 1964 года новый указ запретил евреям выезжать на расстояние более 5 километров (3 миль) от своих родных городов. [ 54 ] Евреям не разрешалось работать в правительстве или банках, они не могли получать водительские права и им запрещалось приобретать недвижимость. Евреи не могли выбрать, чтобы их наследники унаследовали их имущество, поскольку правительство конфисковало имущество всех евреев после их смерти. Хотя евреям было запрещено покидать страну, иногда им разрешалось выезжать за границу по коммерческим или медицинским причинам. Любой еврей, получивший разрешение на выезд из страны, должен был оставить залог в размере 300–1000 долларов и членов семьи, которые должны были использоваться в качестве заложников для обеспечения их возвращения. Дорога в аэропорт была заасфальтирована над еврейским кладбищем в Дамаске , а еврейские школы были закрыты и переданы мусульманам. Еврейский квартал Дамаска находился под постоянным наблюдением тайной полиции, которая присутствовала на службах в синагогах, свадьбах, бар-мицвах и других еврейских собраниях. Тайная полиция внимательно следила за контактами между сирийскими евреями и иностранцами и вела досье на каждого члена еврейской общины. Секретная полиция также прослушивала телефоны евреев и прочитывала их почту. [ 50 ] [ 55 ] [ 56 ]

В 1954 году сирийское правительство временно сняло запрет на еврейскую эмиграцию; Уехавшие евреи должны были оставить все свое имущество правительству. После того как в ноябре 1954 года первая группа еврейских эмигрантов уехала в Турцию , эмиграция была снова быстро запрещена. В 1958 году, когда Сирия присоединилась к Объединенной Арабской Республике , еврейская эмиграция была снова временно разрешена, опять же при условии, что выезжающие откажутся от всего своего имущества, но вскоре она была снова запрещена. В 1959 году люди, обвиненные в помощи евреям в побеге из Сирии, предстали перед судом. [ 54 ]

После победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года ограничения были еще более ужесточены, и 57 евреев в Камышлы предположительно были убиты в результате погрома. [ 57 ] Еврейские общины в Дамаске, Алеппо и Камишли находились под домашним арестом в течение восьми месяцев после войны. Многие еврейские рабочие были уволены после Шестидневной войны. [ 57 ]

В результате сирийские евреи начали тайно бежать, а сторонники за рубежом помогали тайно вывозить евреев из Сирии. Сирийские евреи, уже живущие за границей, часто давали взятки чиновникам, чтобы те помогли евреям бежать. Джуди Фельд Карр , канадско-еврейская активистка, помогла переправить 3228 евреев из Сирии в Израиль, США, Канаду и Латинскую Америку. Карр напомнил, что сирийско-еврейские родители «отчаялись» вывезти своих детей из страны. [ 58 ] Тем, кто был пойман при попытке к бегству, грозила казнь или принудительные работы. Если побег окажется успешным, члены семьи могут быть заключены в тюрьму и лишены имущества. Часто с помощью контрабандистов беглецы пытались проникнуть через границу в Ливан или Турцию , где их встречали и помогали тайные израильские агенты или местные еврейские общины. Большинство беглецов были молодыми и одинокими мужчинами. Многие одинокие мужчины решили отложить брак до тех пор, пока не сбегут, так как хотели вырастить своих детей на свободе. В результате соотношение одиноких мужчин и женщин стало сильно несбалансированным, и сирийские еврейские женщины часто не могли найти мужей. В 1977 году президент Сирии Хафез аль-Асад в знак жеста в адрес президента США Джимми Картера начал разрешать ограниченному числу молодых женщин покидать страну, всего около 300 человек уехали по этой программе. [ 50 ] [ 59 ] [ 60 ]

В 1970 году израильское правительство начало получать информацию о ситуации, с которой столкнулись евреи в Сирии, а также о попытках многих еврейских молодых людей бежать, несмотря на опасность. В том же году Израиль начал операцию «Одеяло» — серию индивидуальных попыток переправить евреев в Израиль, в ходе которой израильские военно-морские коммандос и сотрудники Моссада совершили десятки вторжений в Сирию. В результате операции удалось перевезти в Израиль лишь несколько десятков молодых евреев. В течение 10 лет в 1980-х годах коллекция еврейских святынь была контрабандой вывезена из Сирии усилиями главного раввина Авраама Хамры. Коллекция включала девять библейских рукописей, возрастом каждой от 700 до 900 лет, 40 свитков Торы и 32 декоративные шкатулки, в которых хранились Торы. Предметы были вывезены в Израиль и помещены в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме . [ 61 ] [ 62 ]

Сестры Зейбак: четыре сирийско-еврейские девочки (три сестры и их двоюродная сестра), которые были изнасилованы, убиты и изувечены при попытке бежать в Израиль в 1974 году.

14 апреля 1974 года четыре еврейские девочки были изнасилованы, убиты и изувечены после попытки бежать в Израиль. Их тела были обнаружены пограничной полицией в пещере в горах Забдани к северо-западу от Дамаска вместе с останками двух еврейских мальчиков, 18-летнего Натана Шайи и 20-летнего Касема Абади, жертв предыдущей резни. [ 63 ] Сирийские власти сложили тела всех шестерых в мешках перед домами их родителей в еврейском квартале Дамаска. [ 64 ]

В 1975 году президент Хафез аль-Асад объяснил, почему он отказался разрешить еврейскую эмиграцию: «Я не могу отпустить их, потому что, если я отпущу их, как я смогу помешать Советскому Союзу отправлять своих евреев в Израиль, где они усилят моего врага? " [ 65 ]

В результате преимущественно тайной эмиграции численность сирийского еврейского населения сократилась. В 1957 году в Сирии осталось всего 5300 евреев из первоначального населения в 15 000 человек в 1947 году. По оценкам 1968 года, в Сирии все еще оставалось 4000 евреев. [ 54 ]

Ученики школы Маймонида в Дамаске. Эта фотография была сделана незадолго до исхода оставшихся сирийских евреев в 1992 году.

В ноябре 1989 года сирийское правительство согласилось облегчить эмиграцию 500 одиноких еврейских женщин, численность которых значительно превосходила подходящих еврейских мужчин. Во время Мадридской мирной конференции 1991 года Соединенные Штаты оказали давление на Сирию, чтобы она ослабила ограничения для еврейского населения после активного лоббирования со стороны американцев сирийско-еврейского происхождения. В результате Сирия сняла многие ограничения для своей еврейской общины и разрешила евреям уезжать при условии, что они не иммигрируют в Израиль. Начиная с праздника Песах 1992 года, 4000 оставшимся членам еврейской общины Дамаска (араб. Йехуд аш-Шам ), а также общине Алеппо и евреям Камишли были предоставлены разрешения на выезд. В течение нескольких месяцев тысячи сирийских евреев уехали в США, Францию ​​или Турцию с помощью филантропических лидеров сирийской еврейской общины. [ 66 ] Около 300 человек остались в Сирии, большинство из них пожилые. [ 67 ]

Из сирийских евреев, уехавших в США, 1262 человека были доставлены в Израиль в ходе двухлетней тайной операции. Большинство из них обосновались в Тель-Авиве , Холоне и Бат-Яме . Еще более 2400 человек остались в США и поселились в Нью-Йорке . [ 50 ] [ 67 ] Первоначально Израиль подвергал цензуре новости об их эмиграции, опасаясь, что это поставит под угрозу право оставшихся сирийских евреев покинуть страну, если они того пожелают. Придя к выводу, что оставшиеся евреи хотели остаться и не уедут, израильские власти разрешили эту историю для публикации. В 1994 году бывший главный раввин Сирии Авраам Хамра иммигрировал в Израиль из Нью-Йорка вместе со своей матерью, женой и шестью детьми. [ 68 ]

Евреи, оставшиеся в Соединенных Штатах, поначалу столкнулись со многими трудностями. Чтобы сохранить лицо, президент Асад потребовал, чтобы эти отъезды не назывались эмиграцией: чтобы Соединенные Штаты официально признали их туристами и чтобы сирийские евреи покупали билеты туда и обратно в Соединенные Штаты. В результате США предоставили им политическое убежище и временные неиммиграционные визы, вместо того, чтобы принять их в качестве беженцев с целью получения полного гражданства. Таким образом, они не смогли получить гражданство США или постоянное место жительства и, следовательно, не могли покинуть страну, работать по выбранной профессии, получить лицензии или подать заявку на государственную помощь. был внесен законопроект В 2000 году в Конгресс , предоставляющий им гражданство. [ 55 ]

С началом 21 века в Сирии осталась лишь небольшая община, в основном пожилая. Евреям по-прежнему было официально запрещено заниматься политикой и государственной службой, и они не имели военной службы. Евреи также были единственным меньшинством, чья религия упоминалась в паспортах и ​​удостоверениях личности. Хотя время от времени они подвергались насилию со стороны палестинских протестующих, сирийское правительство приняло меры для их защиты. Существовала еврейская начальная школа религиозного обучения, а иврит в некоторых школах разрешалось преподавать . Каждые два-три месяца общину посещал раввин из Стамбула , чтобы наблюдать за приготовлением кошерного мяса, которое жители замораживали и использовали до его следующего визита. [ 50 ]

Сообщество постепенно сокращалось. С 2000 по 2010 год 41 сирийский еврей совершил алию в Израиль. В 2005 году Государственный департамент США в своем ежегодном отчете о свободе вероисповедания в мире оценил численность еврейского населения в 80 человек. [ 69 ]

По состоянию на декабрь 2014 года в этом районе оставалось менее 50 евреев из-за роста насилия и войны. [ 70 ]

В октябре 2015 года, когда поблизости возникла угроза со стороны ИГИЛ , почти все оставшиеся в Алеппо евреи были спасены в ходе тайной операции и перевезены в Израиль, где их переселили в Ашкелон . [ 71 ] В августе 2019 года арабская служба BBC посетила некоторых из последних оставшихся евреев, живущих в Дамаске. [ 72 ] В апреле 2020 года в стране оставалась лишь горстка пожилых евреев, все — в Дамаске. [ 73 ] [ 74 ] Сообщается, что по состоянию на 2022 год в Сирии остаются только четыре еврея. [ 1 ] в том числе две пожилые еврейские женщины в городе Камишли. [ 75 ]

Список главных раввинов Сирии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Скончался президент еврейской общины Сирии» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 22 сентября 2022 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
  2. ^ «2 Царств 10» . Архивировано из оригинала 13 марта 2007 г. Проверено 12 сентября 2006 г.
  3. ^ Цви Зохар, « Вайибра Артскролл и Халаб бе-цалмо » ( И Артскролл создал Алеппо по своему собственному образу: позиционирование Алеппо как священной ультраортодоксальной общины в Алеппо, Город ученых , обзор Саттона, Алеппо: Город ученых ), в YT Assis (редактор), Aleppo Studies , том 2 (Иерусалим, 2013: иврит), стр. 222–250, стр. 233 (примечание 49 в онлайн-версии на иврите ). В примечании 52 в английской онлайн-версии (перевод с иврита Инбала Каро).
  4. ^ Рихард Готтейль, Франц Буль, М. Франко, Дамаск, Еврейская энциклопедия, https://www.jewishencyclepedia.com/articles/4861-damascus , по состоянию на 30 января 2022 г.
  5. ^ «Деяния 9:2 — «и просил у него писем в синагоги в Дамаске, чтобы, если найдет там кого-нибудь, принадлежащего к Пути, мужчин или женщин, то взять их пленниками в Иерусалим » . Библия.cc . Проверено 28 ноября 2015 г.
  6. ^ Иосиф Флавий , Еврейская война , ii. 20, § 2; VII. 8, §
  7. ^ Вавилонский Талмуд, Берахот 50а.
  8. ^ Клигман, Марк Л. Макам и литургия: ритуал, музыка и эстетика сирийских евреев в Бруклине . п. 24.
  9. ^ Комментарий Джерома к Матфею. Неясно, имел ли он в виду Евангелие евреев , Евангелие назорейцев или Евангелие эвионитов , и относятся ли эти имена к одной и той же или разным книгам.
  10. ^ Авраам ибн Дауд , Сефер ха-Каббала в Нойбауэре, Средневековые еврейские хроники i. 69; Дэвид Комфорт , Кор и Дороти , 5б
  11. ^ ִ Hadashim gam Ye shamim , vii. 38
  12. ^ Гинзе Оксфорд , с. ix.
  13. ^ ִХадашим гам Ешаним , vii. 35
  14. ^ Путешествия , изд. Бениш, с. 53
  15. ^ Самбари, в Средневековых еврейских хрониках i. 133
  16. ^ Грец , История ix., примечание i.
  17. ^ см. ниже; сравнивает Оцар ִТоб , 1878, с. 38; Маршруты Святой Земли 13, 14, 15, 16 и 17 веков [1-го века] ; переведено с иврита и сопровождается таблицами, картами и пояснениями Э. Кармоли. Брюссель: А. Вандал, 1847; п. 136
  18. ^ Грец, История VII. 186-195
  19. ^ Zunz , Собрание сочинений ii. 269
  20. ^ Нойбауэр, Кат. Бодл. Евр. МСС. Нет. 316
  21. ^ 1537; опубликовано Ури б. Симеон в 1564 году
  22. ^ Кармоли, Itinéraires ; п. 457; сравните аналогичные отчеты Рафаэля Труа и Азулаи , ib. п. 487
  23. ^ Кармоли, Маршруты . п. 333
  24. ^ Иерусалим , т.е. 211
  25. ^ ред. Нойбауэр, с. 30
  26. ^ ред. Нойбауэр, с. 84
  27. ^ Респонсы и письма Маймонида: Лейпциг, 1859 г., с. 44.
  28. ^ Массаот , изд. Адлер, Нью-Йорк, с. 32.
  29. ^ Грейвс, №№. 18, 46, 47, 50
  30. ^ Аштор, с. 268–9.
  31. ^ Рустоу, Марина; Маоз, Моше. "Сирия". В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Справочник по Бриллу в Интернете.
  32. ^ Ярон Харель, «Спор по поводу наследования раввинатом Эфраимом Ланиадо раввината в Алеппо» , Jewish History (1999), том. 13 с. 83.
  33. ^ Евреи в испанской литературе , с. 251, в Google Книгах.
  34. ^ см . Шибохе Йерушалаим , 51б; и Грец, История (перевод на иврит), vii. 27
  35. ^ см. также Самбари в Нойбауэре, Средневековые еврейские хроники i. 152
  36. ^ Средневековые еврейские хроники i. 152
  37. ^ Средневековые еврейские хроники i. 119. Сегодня в Еврейской национальной и университетской библиотеке хранятся две рукописи, называемые «Дамаскус Кетер»; одна - мс. Heb 5702. Архивировано 21 июля 2009 г. в Wayback Machine и датируется Палестиной десятого века, а другой - MS. Heb 790. Архивировано 7 марта 2009 г. в Wayback Machine , датируется Бургосом 1260 годом.
  38. ^ Revue Etudes Juives , xxvii. 129
  39. ^ Маршруты , с. 511
  40. ^ Маршруты , с. 526; но см. Zunz, Ritus , с. 56
  41. ^ Средневековые еврейские хроники i. 153; Коре ха-Дорот , 49б
  42. ^ Ежемесячно , iii. 75
  43. ^ Восемь лет в Азии и Африке , стр. 41 и след.
  44. ^ Средневековые еврейские хроники i. 21
  45. ^ «Евреи Сирии» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  46. ^ Коллинз, Лидия, Родословные и пионеры .
  47. ^ Зеннер, Уолтер П. (2000). Глобальное сообщество: евреи из Алеппо, Сирия . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 82. ИСБН  0-8143-2791-5 .
  48. ^ «Кибуц празднует прошлое как предгосударственные ворота в Святую Землю» . Гаарец .
  49. ^ Шамбрук, Питер (1998). Французский империализм в Сирии, 1927–1936 гг . Итака Пресс. ISBN  978-0-86372-243-1 .
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Евреи Сирии» . www.jewishvirtuallibrary.org .
  51. ^ «Сирия (1946 – настоящее время)» . Университет Центрального Арканзаса . Проверено 13 октября 2021 г.
  52. ^ Язид Сайих. Вооруженная борьба и поиск государства: палестинское национальное движение, 1949–1993 гг. , Oxford University Press, США, 1997. стр. 72. ISBN   0-19-829265-1 .
  53. ^ Левин, Итамар, 2001: с. 205
  54. ^ Перейти обратно: а б с д и «Виртуальный тур по еврейской истории Сирии» .
  55. ^ Перейти обратно: а б Протокол Конгресса, т. 146, часть 10, 10–17 июля 2000 г.
  56. ^ «Международная защита прав человека: слушания в Подкомитете по международным организациям и движениям..., 93–1, 1974» . 1974.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Шестидневная война: влияние на евреев в арабских странах – СИРИЯ» . www.sixdaywar.co.uk . Шестидневная война. 2007. Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 года . Проверено 25 апреля 2023 г.
  58. ^ «Спасение сирийских евреев - Федерация UJA Большого Торонто» . jewishtoronto.com . Проверено 28 ноября 2015 г.
  59. ^ Левин, Итамар, 2001, стр. 200–201
  60. ^ Шульвейц, Малка Гилель: Забытые миллионы: современный еврейский исход из арабских земель
  61. ^ Джонсон, Лох К.; Стратегическая разведка: понимание скрытой стороны правительства , с. 72
  62. ^ «Евреи Алеппо» . сайт jewishgen.org . Архивировано из оригинала 12 декабря 2016 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  63. ^ Фридман, Сол С. (1989). Без будущего: тяжелое положение сирийского еврейства. Издательство Прагер. ISBN   978-0-275-93313-5
  64. ^ Le Figaro, 9 марта 1974 г., «Quatre femmes juives killess a Damas» (Париж: Международная конференция по освобождению евреев на Ближнем Востоке, 1974 г.), стр. 33.
  65. ^ « Слава Богу, евреев в Сирии сейчас почти нет » . Национальное обозрение онлайн . 13 сентября 2013 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  66. ^ Парфитт, Тюдор (1987) Тринадцатые врата: путешествие среди затерянных колен Израиля. Лондон: Вайденфельд и Николсон.
  67. ^ Перейти обратно: а б Израиль сообщил об иммиграции более 1200 сирийских евреев. Архивировано 23 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Ассошиэйтед Пресс (18 октября 1994 г.)
  68. ^ «В окружении доброжелателей сирийский раввин возвращается «домой» » . 19 октября 1994 г.
  69. ^ «Сирия: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2005 г.» . Государственный департамент США. 2005 . Проверено 15 сентября 2015 г. Евреев около 80. ~. Немногие оставшиеся евреи сконцентрированы в Дамаске и Алеппо.
  70. ^ Энтус, Адам (01 декабря 2014 г.). «Краткая история сирийской еврейской общины» . Уолл Стрит Джорнал . wsj.com . Проверено 15 сентября 2015 г. К 2008 году, когда г-н Маркус посетил Сирию, чтобы изучить книгу о тамошней еврейской общине, число евреев в Дамаске сократилось до 60-70 человек. Еще шесть евреев остались в Алеппо, сказал он. «Можно сказать, что это сообщество было на пути к вымиранию», — сказал он. «Внутренняя война в Сирии только ускорила этот процесс». По словам лидеров общины, сегодня в Дамаске остаются около 17 евреев.
  71. ^ Шах, Хушбу (27 ноября 2015 г.). «Спасение последних евреев Алеппо» . CNN . Проверено 28 ноября 2015 г.
  72. ^ «Би-би-си бродит по еврейскому кварталу Дамаска » . Ютуб . Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 г. Проверено 19 января 2021 г.
  73. ^ «"Еврейский квартал" Дамаска лишен жителей» . Энаб Балади . 04.11.2020 . Проверено 19 января 2021 г.
  74. ^ Арен, Рафаэль. «Община исчезла, но Путин утверждает, что помогает сирийским евреям восстановить их святыни» . Времена Израиля . Проверено 20 февраля 2020 г.
  75. ^ Каджо, Сирван (лето 2024 г.). «Евреи сирийского Камишли: краткая история, прочное наследие» . Ближневосточный форум . Проверено 29 июля 2024 г.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Сирия» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адес, Авраам, «Дерех Эрец»: Бене Берак, 1990 г.
  • Аштор, «Толедот ха-Йехудим бе-Мицраим ве-Сурия тахат ха-Шилтон ха-Мамлюки» (История евреев Египта и Сирии под властью мамлюкского султаната): Иерусалим, 1944–51 гг.
  • Коэн-Тавиль, Авраам, «Яхадут Халаб бирье ха-дорот: аль ха-история ха-Хебратит-тарбутит шел яхадут Халаб (Арам Цоба)» (Еврейство Алеппо на протяжении веков: о социокультурной истории Алеппо Еврейство): Тель-Авив, 1993 г.
  • Коллинз, Лидия, «Сефарды Манчестера: родословные и пионеры»: Манчестер, 2006 г. ISBN   0-9552980-0-8
  • Харель, Ярон, «Би-Сефинот шел Эш ла-Маарав» (На огненных кораблях на Запад: изменения в сирийском еврействе в период османской реформы 1840–1880 гг.) (иврит)
  • Харель, Ярон, «Сирийское еврейство в переходный период, 1840–1880» (английский: в основном перевод и расширение предыдущего)
  • Харель, Ярон, «Сифре Эрец: ха-Сифрут ха-Торанит шел Хачме Арам Цоба» (Книги Алеппо: Литература Торы раввинов Алеппо): Иерусалим, 1996 г., краткое изложение здесь.
  • Харель, Ярон (редактор), «Сирийское еврейство: история, культура и идентичность»: Рамат-Ган, 2015 г. (иврит и английский)
  • Ланиадо, Давид Цион, «Ла-Кедошим ашер ба-арец»: Иерусалим, 1935 г. (2-е издание, 1980 г.)
  • Ланиадо, Самуэль, «Дебаш ве-ХАЛАБ аль-лешонех»: Иерусалим 1998/9 (иврит)
  • Шамош, Ю., «Кехилат Халаб бе-Сурия», Маханаим, 1967 г.
  • Саттон, Дэвид, «Алеппо: город ученых»: Artscroll, 2005 г. ISBN   1-57819-056-8 (частично на основе Ланиадо, «Ла-Кедошим ашер ба-аре»тс»)
  • Зеннер, Уолтер П., «Глобальное сообщество: евреи из Алеппо, Сирия»: издательство Wayne State University Press, 2000 г. ISBN   0-8143-2791-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a947c8331e9ba42303a661f91e474028__1723032360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/28/a947c8331e9ba42303a661f91e474028.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Syria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)