Сангита
Индийская классическая музыка |
---|
Концепции |
Сангита ( Деванагари : संगीत , IAST : saṃgīta ), также пишется как Самгита или Сангита , относится к «музыке и связанным с ней исполнительским искусствам» в индийских традициях. [1] По словам Гая Бека, корень «сам-» означает «объединение, объединение, конвергентное здоровое смешение, унисон» в контексте музыкального искусства. [2] Сангита означает любую форму пения с музыкой, в частности гармоничное чтение или хоровое пение. [3] В некоторых литературных жанрах средневековой эпохи, таких как Пураны , и поэтических текстах, таких как Катхасарицагар , родственные термины Сангита-шастра и Сангита-видья означают «искусство, науку или знание пения и танцев под музыку». [3] По мнению Элисон Арнольд и Бруно Неттла , современный термин «музыка» не может передать исторический смысл «санскритской сангиты и греческой музыки ». В индийской традиции термин сангита включает в себя мелодичное пение, ритмичный танец, инструментальную музыку, классическое, провинциальное, ритуальное пение и сопутствующие формы исполнительского искусства, связанные с музыкой. [4] [5]
Звук
Нада (разборчивый звук) – это
сокровище счастья для счастливых,
отвлечение тех, кто страдает,
покоритель сердец слушателей,
первый посланник бога любви...
пятый подход к вечной мудрости, Веде.
- Сангита Бхасья , Текст о музыке
Translator: Roshen Dalal [6]
Сангиту в общих чертах можно разделить на три взаимосвязанных знания: гита (вокальная музыка, песня), вадья (инструментальная музыка) и нртья (танец, движение). [7] [8] [9] Эти идеи появляются в ведической литературе индуизма, такой как Айтарейя Брахман , и в санскритских текстах ранней постведической эпохи, таких как Натья Шастра , Панчатантра , Мальвикагнимитра и Катхасарицагара . описывается струнный инструмент пропорциональной длины В «Джайминия-Брахмане» и «Айтарейя-араньяке» , который сравнивается с поэтическими размерами. [10] В древних индуистских текстах она упоминается как «Гандхарва Сангита», руководителем которой упоминается ведический мудрец Нарада – автор семи гимнов Ригведы . [11] Индуистская богиня Сарасвати почитается в этих текстах как источник и покровительница сангиты . [11]
Некоторые важные санскритские рукописи, относящиеся к Сангите, включают Сангиту Ратнакару , [12] Сангита Ратнавали , Сангита Ратнамала , Сангита Дарпана , Сангита Сиромани и Сангита Сагара . [3] Одним из самых ранних известных трактатов о Сангите является «Сангита Меру» , автором которого является Кохала – ученик Бхараты Муни, прославившийся в Натья Шастре . Текст утерян для истории, но о его существовании известно, поскольку он цитировался и цитировался в других индийских текстах. [13]
XIII века Текст Сангиты Ратнакара оказал влияние на музыкальные традиции Северной и Южной Индии и доступен на многих языках. По словам Тарлы Мехты, в нем говорится, что «Сангита представляет собой песни, танцы и музыкальные инструменты». [14] Слияние опыта и концепции, утверждает Мехта, сделало Сангиту неотъемлемым компонентом игрового производства в индийской традиции. [14]
Другие известные индуистские тексты, связанные с Сангитой, включают, за указанными исключениями:
- Ананда Сандживана [15]
- Анупа Сангита Виласа [16]
- Хридая Пракаша [17]
- Рама Каутухала [18]
- Сангита Чудамани [19]
- Сангита Макаранда [20]
- Сангита Муктавали [21]
- Сангита Париджата [22]
- Сангита Пушпанджали [23]
- Сангита Самаясара [24] (Джайнский текст, Автор: Парсвадева) [25]
- Сангита Сара [26]
- Сангита Винода [27]
- Субходини [17]
В « Catalogus Catalogorum», опубликованном Х. Теодором Ауфрехтом и добавленном У. Джонсом, перечислены 47 санскритских трактатов о сангите, известных в 19 веке, а также автор каждого санскритского текста. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бруно Неттл; Томас Турино; Изабель Вонг; и др. (2015). Экскурсии по мировой музыке . Рутледж. п. 30. ISBN 978-1-317-35030-9 .
- ^ Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 57–58, 86–87, 103–109. ISBN 978-1-61117-108-2 .
- ^ Jump up to: а б с Сангита , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса с этимологией, Oxford University Press, страница 1129
- ^ Элисон Арнольд; Бруно Неттл (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 18–19. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 5–6, 9–15. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. п. 264. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Льюис Роуэлл (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. п. 13. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- ^ Яап Кунст (2013). Индуистско-яванские музыкальные инструменты . Спрингер Наука. стр. 88 со сноской 26. ISBN. 978-94-011-9185-2 .
- ^ Элисон Арнольд; Бруно Неттл (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 19–20. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Эмми те Нейенхейс (1992). Сангиташиромани: Средневековый справочник по индийской музыке . БРИЛЛ Академик. стр. 12–14. ISBN 90-04-09498-9 .
- ^ Jump up to: а б Гай Л. Бек (2006). Священный звук: опыт музыки в мировых религиях . Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 122–123. ISBN 978-0-88920-421-8 .
- ^ Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 103, 116, 127–129. ISBN 978-1-61117-108-2 .
- ^ Сурес Чандра Банерджи (1989). Спутник санскритской литературы: охватывающий период более трех тысяч лет . Мотилал Банарсидасс. п. 55. ИСБН 978-81-208-0063-2 .
- ^ Jump up to: а б Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. п. 221. ИСБН 978-81-208-1057-0 .
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 509.
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 510.
- ^ Jump up to: а б Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 512.
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 518.
- ^ С. Нандагопал (1990). Танец и музыка в храмовой архитектуре . Агам Кала Пракашан. стр. 17, 74. ISBN. 978-81-7186-000-5 .
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 520.
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 521.
- ^ Сурес Чандра Банерджи (1989). Спутник санскритской литературы: охватывающий период более трех тысяч лет . Мотилал Банарсидасс. п. 10. ISBN 978-81-208-0063-2 .
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. стр. 521–522.
- ^ С. Нандагопал (1990). Танец и музыка в храмовой архитектуре . Агам Кала Пракашан. стр. 74–76. ISBN 978-81-7186-000-5 .
- ^ Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. стр. 6–7. ISBN 90-04-03978-3 .
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. п. 526.
- ^ Раджендралала Митра. Каталог санскритских рукописей в библиотеке махараджи Биканера . Дж. В. Томас. стр. 527–528.
- ^ Бхаванрав А. Пингл (1898). Индийская музыка . Пресса Образовательного общества. стр. 223–226.