драться
Также известен как | Супервайзер, Филиппинский бокс, Везде, Столкновение, Грязный бокс. Иностранные термины: Детерминация, Детерминация. |
---|---|
Фокус | Зависит, но в основном удары, захваты и захваты |
Твердость | Варьируется |
Страна происхождения | Филиппины |
Создатель | Неизвестный |
Известные практики | Эдуард Фолаян , Габриэль «Флэш» Элорде , Франсиско «Панчо Вилья» Гильедо , Чеферино Гарсия , Эстанеслао «Тэнни» дель Кампо, Буэнавентура «Кид Бентура» Лукайлукай, Дэн Иносанто , Андерсон Силва |
Родительство | Возможно бокс , дзюдо и дзюдзюцу. |
олимпийский вид спорта | Нет |
Сунтукан — связанный с кулаками ударный компонент филиппинских боевых искусств, . В центральном филиппинском островном регионе Висайи он известен как Пангамот или Пакамот и Сумбагай . Он также известен как Мано-Мано и часто упоминается в западных кругах боевых искусств линии Иносанто как Панантукан . Хотя его еще называют филиппинским боксом , эта статья относится к филиппинскому боевому искусству , и его не следует путать с западным видом спорта - боксом , практикуемым на Филиппинах .
Этимология
[ редактировать ]Термин сунтукан происходит от тагальского слова, обозначающего удар , сунток . Это общий филиппинский термин, обозначающий кулачный бой, драку или бокс, независимо от того, имели ли участники опыт боевых искусств или нет, как в «suntukan sa Ace hardware» («драка на оборудовании Ace»). Висайские термины (также встречаются в статьях Варая и Хилигайнона ) [ 1 ] [ 2 ] Пангамот и пакамот происходят от слова « камот», слово «пангамот» также используется для обозначения всего, что делается вручную, что делает его приблизительным переводом для обозначения «делания вещей вручную». [ 3 ] Из-за особенностей произношения кебуанского языка они также произносятся на родном языке как пангамут и пакамут , что приводит к различиям в написании в разных литературных источниках. Слово «удар кулаком» на кебуанском, хилигайнонском и варай-визайском языках (или, по крайней мере, иногда упоминаемое им) — sumbag . [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] хотя слово сунток [ 1 ] [ 3 ] , также указано как висайское слово (в Хилигайноне оно указано как «толкать»). [ 2 ] Поэтому слово сумбагай на висайских языках — это термин, обозначающий любой вид кулачного боя или драки.
Мано-мано происходит от испанского , означающего «рука» слова mano , и может переводиться как «две руки» или «рука об руку». Фраза « Mano-mano na lang, o? » («Почему бы нам не решить это кулаками?») часто используется для прекращения споров, когда в филиппинском мужском обществе вспыхивает гнев. Филиппинский бокс — это современный прозападный термин, используемый некоторыми инструкторами для описания сунтукана . [ 4 ]
панантукан (часто ошибочно называемый практикующими в США панантукеном из-за того, как американцы произносят буквы U и A ), является сокращением тагальского термина пананантукан По словам Дэна Иносанто, . [ 5 ] Обычно это приписывают пустым рукам и системе бокса, созданной пионерами FMA Хуаном «Джонни» Лакостом, Леодоро «Лаки» Лукайлукаем и Флоро Виллабрилле. [ 6 ] в боевых искусств филиппинский компонент Академии Иносанто и боевые системы Джит Кун До, на Западном побережье США разработанные . Пананантукан, который Иносанто позаимствовал у своих старших висайских инструкторов, представляет собой искаженное панунунтукан слово . Хотя тагальский язык его инструкторов не был идеальным (Лакост был варай , а филиппинский язык, основанный на тагальском языке, был относительно новым, когда они мигрировали в Соединенные Штаты), они хорошо разбирались в филиппинских боевых искусствах. Говорят, что первоначально Лукайлукай хотел назвать свое искусство Сунтукан , но он был обеспокоен тем, что его могут спутать с Шотокан каратэ , поэтому вместо этого он использовал термин Панантукан . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]Основной источник этого раздела взят из книги Кришны Годхании под названием « Эскрима: филиппинское боевое искусство». Вполне возможно, что до колонизации существовала система рукопашного боя, которая, скорее всего, была местной формой борьбы, хотя остается спорным, было ли это боевым искусством или нет, поскольку оно не было систематизировано и формализовано. По словам автора, гроссмейстер Досе Парес Эулогио Каньете сказал, что некая книга под названием De los Delitos («Для преступников»), которая, как утверждается, была опубликована в 1800 году и написана неким доном Бальтасаром Гонсалесом, содержала или содержала ссылки на пустое система рукопашного боя. Другой инструктор, Абнер Паса, тогда рассказал, что экземпляр книги, который видел Каньете, был уничтожен во время Второй мировой войны и сейчас утерян. Однако до сих пор в испанских словарях XVII-XIX веков нет записей, в которых название вида рукопашного боя упоминалось бы как вид спорта или отдельная боевая система, а летописцы ничего не упоминали и не записывали о кодифицированной системе боя. боевые действия, как вооруженные, так и невооруженные, а также методы их обучения. Стоит также отметить, что уже в 1930-х годах уже было много филиппинцев, имевших опыт работы в Японские боевые искусства, такие как дзюдо и дзю -дзюцу . [ 11 ] [ 12 ] Затем автор постулирует, что возникновение сунтукана как современного боевого искусства можно проследить до появления западного бокса в стране , который уже был систематизированным видом спорта. Когда в 20 веке на Филиппинах бокс стал популярным видом спорта, филиппинцы объединили в основном приемы ножевого боя (некоторые основывают свои движения на двойной палке) с западным боксом и некоторыми элементами японских боевых искусств, которые сделали сунтукан боевым искусством, а не просто беспощадная драка [ 11 ] .
Это отличается от боевого искусства без оружия, традиционно практикуемого на Южных Филиппинах, поскольку оно находится под большим влиянием малайцев и китайцев и часто не учит мастеров боевых искусств Лусона и Висайи своему собственному стилю боя по политическим причинам, поэтому их боевое искусство не может рассматриваться как «Филиппинское» боевое искусство, так же как и их культуру нельзя считать «филиппинской», чтобы не разгорелись споры. [ 13 ]
Характеристики
[ редактировать ]Яркий
[ редактировать ]«У филиппинцев был свой собственный вид бокса, боевое искусство голыми руками, известное как сунтукан. Бойцы держали руки высоко и держались на расстоянии, время от времени бросаясь вперед, чтобы нанести рубящие удары, большинство из которых были бы фолами, недопустимыми на американских рингах. "
Сунтукан — это не спорт , а скорее уличная боевая система . Техники не были адаптированы с точки зрения безопасности или соответствия своду правил соревнований, поэтому они имеют репутацию «грязных уличных боев ». В основном он состоит из ударных техник верхней части тела, таких как удары руками , локтями , ударами головой , ударами по плечам и разрушением конечностей. Он часто используется в сочетании с сикараном , ударным аспектом филиппинского боя, который включает удары ногами по нижней линии , подножку и удары коленями по ногам, голеням и паху. Многие из других его уникальных приемов включают блоки локтями, удары боло и другие рубящие удары, маневры уклонения и стойки парирования. [ 14 ] [ 4 ]
Практикующие Сунтукан обычно постоянно кружат, чтобы избежать ударов, и ищут лазейки, как и в бою на ножах. По словам филиппинского мастера боевых искусств Лаки Лукайлукай: « ...если ваша практика основана на ножевом бою, вам придется стать гораздо более изощренным в работе ног, уклонениях и ударах, потому что одно неверное движение может означать смерть... ...Филиппинский бокс это то же самое, что бой на ножах , за исключением того, что вместо того, чтобы резать лезвием, мы наносим удары сжатым кулаком » . [ 14 ] [ 15 ]
Грэпплинг
[ редактировать ]Сунтукан также включает в себя захват и иммобилизацию конечностей . [ 4 ] включая технику, называемую гантинг (ножницы), поскольку движения, похожие на ножницы, используются для остановки конечности противника с одной стороны при атаке с другой стороны. Сунтукан фокусируется на отражении удара противника с помощью техник, которые сводят на нет дальнейшую атаку, поражая определенные кости и другие области, вызывая повреждение атакующей конечности. Обычные повреждения конечностей включают в себя нанесение прямых ударов в локоть защищающегося бойца ( сико ) с целью разбить костяшки пальцев. [ 16 ]
Думог или филиппинская борьба также является важным компонентом Сунтукана. [ 17 ] Этот вид борьбы основан на концепции «контрольных точек» или «удушающих точек» на теле человека, которыми манипулируют, например, путем захвата, толкания, вытягивания, чтобы нарушить равновесие противника и удержать его. баланс. Это также создает возможности для нанесения ударов на близком расстоянии с использованием ударов головой, коленями, предплечьями и локтями. Это достигается за счет выдергивания рук, толчков, ударов плечами и других техник нарушения равновесия в сочетании с ударами руками и ногами. Например, руку нападавшего можно схватить и потянуть вниз, чтобы подвергнуть голову удару коленом.
Вооружение
[ редактировать ]Несмотря на то, что сунтукан предназначен для того, чтобы позволить невооруженному практикующему участвовать как в вооруженном, так и в невооруженном противостоянии, он легко объединяет использование такого оружия, как ножи, пальмовые палочки ( дуло-и-дуло ) и ледорубы . [ 18 ] [ 19 ] Это оружие может сделать техники Сунтукана фатальными, но не меняет фундаментально способ их выполнения. Оружие в сунтукане обычно маленькое, легко скрываемое и незаметное. Таким образом, сунтукан сводит к минимуму контакт с противником, поскольку не всегда известно, вооружен ли противник, а в драках и потасовках на Филиппинах очень часто используются ножи . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Таким образом, парирование и отражения предпочтительнее блоков и длительных схваток.
Сунтукан является ключевым компонентом Арниса и, как полагают, произошел от последнего. [ 14 ] Предполагается, что он произошел от филиппинского боя с оружием, потому что в войне рукопашный бой обычно является методом последнего средства, когда комбатанты находятся слишком близко (например, на расстоянии ловушки и захвата ) или потеряли свое оружие. Помимо этого, некоторые безоружные техники и движения в некоторых системах Эскримы напрямую заимствованы из их собственных форм, основанных на оружии. В некоторых классических системах Эскрима термины Arnis de Mano , De Cadena (по-испански «цепь») и Cadena de Mano (по-испански «цепь руки») являются названиями их компонентов пустой руки. Помимо ударов руками, компоненты сунтукан в Эскриме включают в себя удары ногами, блокирование, броски и думога (борьба).
Использование в спорте
[ редактировать ]Ряд филиппинских чемпионов по боксу занимались фехтованием и сунтукан. [ 27 ] В то время как многие филиппинские чемпионы по боксу, такие как Эстанеслао «Тэнни» дель Кампо, [ 28 ] [ 29 ] и Буэнавентура «Кид Бентура» Лукайлукай [ 6 ] [ 30 ] (Отец Лаки Лукайлукая) практиковал олимпийский и спортивный бокс, они также использовали грязный уличный бокс пангамота , который отличается от западного бокса. [ 31 ] [ 32 ]
Чемпион мира Чеферино Гарсия (считается, что он познакомил с ударом боло западный мир бокса ) в юности владел ножом боло и разработал свой фирменный удар на основе опыта резки сахарного тростника на сельскохозяйственных полях с помощью ножа с лезвием. [ 27 ] [ 33 ] Он сам оттачивал свой сунтукан на улицах, став известным непобедимым уличным бойцом благодаря своим навыкам. [ 34 ] Легендарный чемпион мира Габриэль «Флэш» Элорде учился у Балинтавака Эскримы (под руководством основателя Венансио «Ансионг» Бэкона). [ 35 ] и получил свою инновационную, сложную работу ног [ 36 ] от его отца, «Татанг» Элорде, который был чемпионом Эскримы на Себу . [ 15 ] [ 35 ] Говорят, что стиль Элорда переняли многие боксеры, включая его друга Мохаммеда Али . [ 15 ] [ 37 ] [ 35 ]
Среди известных и влиятельных практикующих сунтукан в боксе и смешанных единоборствах :
- Чеферино Гарсия
- Габриэль Элорде
- Онассис Парунгао - первый филиппинский боец UFC , изучавший Арниса де Мано. [ 38 ]
- Эдуард Фолаянг [ 4 ]
- Андерсон Сильва [ 4 ]
-
левым Удар боло в атаке
-
Левый удар боло в ответном ударе
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Варайский словарь» . словарь.corporaproject.org . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Мотус, Сесиль (1971). Хилигайнона Словарь Издательство Гавайского университета. стр. 100-1 56, 239–240.
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Джон У. (24 июня 2012 г.). Словарь кебуано-визайского языка .
- ^ Jump up to: а б с д и Алмонд, Джон (11 декабря 2020 г.). «Борьба: филиппинский бокс » Гоневис . 11 декабря,
- ^ Интервью Дэниела Салливана с Дэном Иносанто
- ^ Jump up to: а б Чарльсон, Стив (октябрь 1996 г.). «Его последнее интервью» . Tedlucaylucay.com . Внутри кунг-фу . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Книжное обозрение Панантукана» . Bladeforums.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ "Филиппинский бокс???" . MartialTalk.Com — Сообщество форума дружественных боевых искусств . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Makephpbb.com» . Makephpbb.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2014 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Филиппинский бокс…» defence.net . Архивировано из оригинала 18 апреля 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Годхания, Кришна (2010). Эскрима: филиппинское боевое искусство . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, SN8 2HR: The Crowood Press. стр. 17, 168–175. ISBN 978-1-84797-469-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Эстанислао, Ноэль К. «Дзюдо на Филиппинах» (PDF) . Дайджест филиппинских боевых искусств – через USADojo.
В середине и конце 30-х годов некоторые японские бизнесмены на Филиппинах знакомили дзюдо с молодежью и студентами.
- ^ Гуток-Томавис, Самира. «Политика навешивания ярлыков на филиппинских мусульман» (PDF) . Обзор законодательства и политики Арельяно . 6 (1): 14 – через afrellanolaw.edu.
Многие моро в настоящее время считают себя нефилиппинцами согласно исследованию 1993 года, которое показало, что 61% выборки мусульман не считали себя гражданами Филиппин.
- ^ Jump up to: а б с д Стрэдли, Дон. «Взгляд на историю бокса на Филиппинах» . ЭСПН . 25 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Товак Кали Интернэшнл. «Филиппинские боевые искусства – Филиппинка Кали – Инструктор Кали – RBSD – Мельбурн – Аделаида» . Tovakkali.blogspot.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Филиппинский боевой ножевой бой . Ютуб.com . 11 июня 2007 года . Проверено 28 января 2016 г. - через YouTube.
- ^ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ФИЛИППИН
- ^ «АГАВАН О ХОЛДАП?» . abante.com . Архивировано из оригинала 19 мая 2013 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Кальдерон, Россель. «Кинамбалан темный ледоруб» . Abante-tonite.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Бывший боксер не умеет бить, зарезает его» . philstar.com . 19 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 19 января . Получено 28 января.
- ^ Кальвенто, Тони (6 февраля 2009 г.). «Гринипухан получил ножевое ранение в шею…» philstar.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Кантос, Джой. «Побежденный в драке, зарезанный» . philstar.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Унгос в пунше, надале в пробке » . тел. Продается Архивировано из оригинала 6 июня . Получено 28 января.
- ^ Мадан, Элвин. «ОТБИРАЕМ ПУШ, ГРИНИПУХАН!» . вперед.com . Архивировано из оригинала 8 сентября . Получено 4 , февраля
- ^ «Куя собрал младшего брата, тигбака » . тел. Продается Архивировано из оригинала 6 июня . Получено 28 января.
- ^ Сантамария, Карлос (26 ноября 2012 г.). « Мужская гордость» привела к смертельному ранению американца в Макати» . Рэплер . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Корки Паскиль (1994). «Документальный фильм: Великая эра бокса Пиной» . Ютуб.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Годхания, Кришна. «Тэнни Дель Кампо» . Warriorseskrima.com . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Натаниэльс, Ронни (2 января 2008 г.). «Вспоминая филиппинского великого «Флэша» Элорда» . Boxingscene.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Перри Гил С. Маллари (20 октября 2010 г.). «Особенности филиппинского бокса » Пульс филиппинских боевых искусств: Кали, фехтование, арнис . Получено 28 января.
- ^ Годхания, Кришна. «Западный и филиппинский бокс» . Кришнагодания.орг . Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ ФИЛИППИНСКИЙ УЛИЧНЫЙ БОКС С ПИТЕРОМ «ТИСОЙ» СЕСКОНОМ-МЛАДШИМ. - ПРАКТИЧЕСКИЙ БОКС . Ютуб.com . 28 марта 2011 года . Проверено 28 января 2016 г. - через YouTube.
- ^ «Мы должны сосредоточиться на боксе – The Manila Times Online» . Manilatimes.net . 13 июля 2013 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Роландо О. Борринага (27 ноября 1994 г.). «Где Чеферино Гарсия?» . Архивировано из оригинала 27 октября . Проверено 2 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Страница для печати — филиппинские боевые искусства и бокс» . Dogbrothers.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Карлос Ортис против Флэша Элорда II (часть 1 из 4) . Ютуб.com . 14 марта 2012 года . Проверено 28 января 2016 г. - через YouTube.
- ^ Натаниэльс, Ронни (25 марта 2012 г.). «Вспоминая «Флэша» Элорда» . Philboxing.com . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Алмонд, Джон. «Пионер единоборств Пиной Онассис Парунгао вспоминает первые дни ММА» . АБС-КБН . 1 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Путеводитель по Панантукану, филиппинскому боксерскому искусству , Рик Фэй, Издательство Кембриджской академии, 2000 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великая эпоха бокса Пиной , документальный фильм Корки Паскиля 1994 года о филиппинском боксе начала 1900-х годов.
- Филиппинские боевые искусства: от Кали и Эскримы до бокса. Беседа в Смитсоновском музее с Дэном Иносанто, Рози Абриам, Линдой Эспанья-Марам, Джем Даус