Jump to content

Битва при мысе Сент-Винсент (1780 г.)

Координаты : 36 ° 49'5 ″ с.ш. 8 ° 33'49 ″ з.д.  /  36,81806 ° с.ш. 8,56361 ° з.д.  / 36,81806; -8,56361
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва у мыса Сент-Винсент
Часть американской войны за независимость

Лунная битва у мыса Сент-Винсент, 16 января 1780 года , Фрэнсис Холман
Дата 16 января 1780 г.
Расположение 36 ° 49'5 ″ с.ш. 8 ° 33'49 ″ з.д.  /  36,81806 ° с.ш. 8,56361 ° з.д.  / 36,81806; -8,56361
Результат Британская победа [1]
Воюющие стороны
 Великобритания Испания
Командиры и лидеры
Джордж Родни Хуан Лангара ( военнопленный )
Сила
18 линейных кораблей
6 фрегатов [2]
9 линейных кораблей
2 фрегата [3]
Жертвы и потери
134 убитых и раненых [4] 2500 убитых, раненых или взятых в плен
4 линейных корабля захвачены
1 линейный корабль уничтожен [3] [4]
судьба двух линейных кораблей спорная (см. Последствия ) [5]

Битва при мысе Сент-Винсент ( испанский : Batalla del Cabo de San Vicente ) — морское сражение, произошедшее у южного побережья Португалии 16 января 1780 года во время Войны за независимость США . Британский разбил флот под командованием адмирала сэра Джорджа Родни испанскую эскадру под командованием дона Хуана де Лангара . Битву иногда называют битвой при лунном свете ( batalla a la luz de la luna необычно ), потому что морские сражения в эпоху парусного спорта происходили ночью. Это также была первая крупная военно-морская победа британцев над своими европейскими врагами в войне, доказавшая ценность медной обшивки корпусов военных кораблей.

Адмирал Родни сопровождал флот кораблей снабжения, чтобы снять испанскую осаду Гибралтара с флотом из примерно двадцати линейных кораблей , когда он столкнулся с эскадрой Лангары к югу от мыса Сент-Винсент . Когда Лангара увидел размер британского флота, он попытался добраться до Кадиса , но британские корабли в медной оболочке преследовали его флот. В непрерывном бою, который длился с полудня до полуночи, британцы захватили четыре испанских корабля, в том числе флагман Лангары « Настоящий Феникс » (часто называемый просто «Феникс»). Два других корабля также были захвачены, но их отбили испанские экипажи, хотя в отчете Родни утверждалось, что корабли были посажены на мель и уничтожены; Фактически один сел на мель и был уничтожен, а другой благополучно вернулся в Кадис и возобновил службу в ВМС Испании.

После битвы Родни успешно пополнил запасы Гибралтара и Менорки , прежде чем продолжить путь на станцию ​​в Вест-Индии . Лангара был освобожден условно-досрочно и получил звание генерал-лейтенанта от короля Карлоса III .

Одной из ее главных целей Испании после вступления в американскую войну за независимость в 1779 году было возвращение Гибралтара , который был потерян Великобританией в 1704 году . [6] Испанцы планировали вернуть Гибралтар путем блокады и морения голодом его гарнизона, в который входили войска из Великобритании и Ганноверского электората . [7] Осада формально началась в июне 1779 года, когда испанцы установили сухопутную блокаду вокруг Гибралтарской скалы . [8] Однако соответствующая военно-морская блокада была сравнительно слабой, и британцы обнаружили, что небольшие быстроходные корабли могут уклоняться от блокаторов, в то время как более медленные и более крупные корабли снабжения обычно не могут этого сделать. Однако к концу 1779 года запасы в Гибралтаре серьезно истощились, и его командующий генерал Джордж Элиотт обратился в Лондон за помощью. [9] Был организован конвой с припасами, и в конце декабря 1779 года из Англии отплыл большой флот под командованием адмирала сэра Джорджа Бриджеса Родни . Хотя последним приказом Родни было командование флотом Вест-Индии , у него были секретные инструкции сначала пополнить запасы Гибралтара и Менорки . 4 января 1780 года флот разделился, и корабли направились в Вест-Индию и направились на запад. В результате Родни остался под командованием 19 линейных кораблей , которые должны были сопровождать корабли снабжения в Гибралтар. [10]

Битва при мысе Сент-Винсент (1780 г.) находится в Иберии.
Боевой
Боевой
Кадис
Кадис
Гибралтар
Гибралтар
Менорка
Менорка

8 января 1780 года корабли флота Родни заметили группу парусов. Преследуя их на своих более быстрых кораблях, покрытых медью , британцы определили, что это испанский конвой снабжения, который защищали один линейный корабль и несколько фрегатов. Весь конвой был захвачен , а единственный линейный корабль «Гипускоана » снес свое знамя после формальной перестрелки. Гипускоана был укомплектован небольшим призовым экипажем и переименован в HMS Prince William , в честь принца Уильяма , третьего сына короля, служившего мичманом во флоте. Затем Родни отрядил HMS America и фрегат HMS Pearl , чтобы сопроводить большую часть захваченных кораблей обратно в Англию; К его флоту присоединился принц Уильям , а также некоторые корабли снабжения, перевозившие предметы, которые могли пригодиться гарнизону Гибралтара. [11]

12 января HMS Dublin , потерявший 3 января часть стеньги, получил дополнительные повреждения и поднял флаг бедствия. С помощью HMS Shrewsbury она, хромая, вошла в Лиссабон 16 января. [12] Испанцы узнали о британской помощи. Из блокирующей эскадры на перехват конвоя Родни был отправлен флот из 11 линейных кораблей под командованием адмирала Хуана де Лангара , а атлантический флот адмирала Луиса де Кордовы в Кадисе также был предупрежден о попытке поймать его. Кордова узнала о силе флота Родни и вместо того, чтобы преследовать его, вернулась в Кадис. 16 января флоты Лангары и Родни заметили друг друга около 13:00 к югу от мыса Св. Винсента , юго-западной точки Португалии и Пиренейского полуострова . [13] Погода была туманной, с сильными волнами и редкими шквалами. [14]

Военно-морские командиры

Родни был болен и все действие провел на своей койке. Капитан его флага Уолтер Янг убеждал Родни отдать приказ вступить в бой, когда испанский флот был впервые замечен, но Родни лишь отдал приказ выстроиться в линию в ряд. Лангара начал выстраивать боевую линию , но когда он осознал размер флота Родни, он приказал всем плыть в Кадис. Около 14:00, когда Родни убедился, что увиденные корабли не являются авангардом более крупного флота, он отдал команду на общую погоню. [15] Родни приказал своему флоту преследовать их с максимальной скоростью и вступать в бой с испанскими кораблями с тыла, когда они на них нападают. Им также было приказано плыть с подветренной стороны, чтобы помешать попыткам испанцев обеспечить безопасность гавани. [16] тактика, которая также не позволяла испанским кораблям открыть нижние артиллерийские порты. [14] Благодаря своим медным корпусам (что уменьшало морские наросты и сопротивление), корабли Королевского флота были быстрее и вскоре догнали испанцев. [17]

Погоня длилась около двух часов, и наконец бой начался около 16:00. Санто-Доминго , шедший в составе испанского флота, получил залпы от HMS Edgar , HMS Marlborough и HMS Ajax, а затем взорвался около 4:40, с потерей всех членов экипажа, кроме одного. [16] [18] Мальборо и Аякс Затем прошли мимо Принцессы , чтобы вступить в бой с другими испанскими кораблями. В конце концов, «Принцесса» участвовала в часовом бою с HMS Bedford, прежде чем поднять свое знамя примерно в 5:30. [19] К 18:00 начало темнеть, и на борту HMS Sandwich , флагмана Родни, шла дискуссия о том, продолжать ли преследование. Хотя в некоторых источниках упоминается, что капитан Янг подтолкнул Родни к этому, Гилберт Блейн , флотский врач, сообщил об этом как о решении совета. [20]

Погоня продолжалась в темную, шквальную ночь, в результате чего она позже стала известна как «Битва при лунном свете», поскольку в то время морские сражения редко продолжались после захода солнца. [21] В 19:30 HMS Defense наткнулся на флагман Лангары « Феникс» , вступив с ним в бой, продолжавшийся более часа. Проходя мимо HMS Montagu и HMS Prince George , он подвергся обстрелу, а Лангара был ранен в бою. « Настоящий Феникс» наконец сдался HMS Bienfaisant , который прибыл поздно в бой и сбил ее грот-мачту. [19] Поглощение Real Fénix осложнилось вспышкой оспы на борту Bienfaisant . Капитан Джон Макбрайд , вместо того, чтобы отправить возможно зараженную призовую команду, проинформировал Лангару о ситуации и условно-досрочно освободил его и его команду. [22] В 9:15 «Монтегю» вступил в бой с «Дилидженте» , который нанес удар после того, как ее грот-стеньма была отстрелена. Около 23:00 «Сан-Эухенио» сбил все ее мачты сдался после того, как HMS Cumberland , но сложное море не позволило до утра подняться на борт призовой команды.

Эту дуэль провели HMS Culloden и Prince George , которые вступили в бой с Сан-Хулианом и вынудили его сдаться около 1:00 ночи. [19] Последним кораблем, сдавшимся, была «Монарка» . Она почти сбежала, прострелив стеньгу HMS Alcide , но вступила в бой с фрегатом HMS Apollo . Аполлону удавалось поддерживать неравный бой примерно до того момента, пока флагманский корабль Родни «Сэндвич» около 2 часов ночи на месте происшествия не появился . Сэндвич произвел залп, не подозревая, что Монарка уже спустила свой флаг. [23] Британцы захватили шесть кораблей. Четыре линейных испанских корабля и два фрегата флота сбежали, хотя источники неясны, присутствовали ли вообще два испанских корабля вместе с флотом во время битвы. В отчете Лангары говорится, что Сан-Хусто и Сан-Хенаро не участвовали в его боевых действиях (хотя в испанских записях они указаны как часть его флота). [24] Согласно одному сообщению, незадолго до боя два корабля Лангары (два вышеупомянутых) были отправлены для исследования других неопознанных парусов. [3] В отчете Родни говорится, что Сан-Хусто сбежал, но был поврежден в бою, а Сан-Хенаро ушел без повреждений. [5]

Последствия

[ редактировать ]
Флот Родни получает призы после битвы при лунном свете, 16 января 1780 года , автор Доминик Серрес .

С наступлением рассвета стало ясно, что британский флот и их призовые корабли находятся в опасной близости от подветренного берега с береговым бризом. [23] Один из призов, Сан-Хулиан , был записан Родни как слишком сильно поврежденный, чтобы его можно было спасти, и был выброшен на берег. Другой приз, Сан-Эухенио , был отбит ее командой и сумел добраться до Кадиса; [5] [16] Позже он был восстановлен в строй в течение двух месяцев и оставался таковым до тех пор, пока не был разобран на части в Кадисе в 1804 году. Испанская история утверждает, что призовые экипажи обоих кораблей обратились к своим испанским пленникам за помощью в побеге с подветренной стороны. Испанские капитаны вернули себе контроль над своими кораблями, заключили в тюрьму британские экипажи и отплыли в Кадис. [25] Британцы сообщили о своих потерях в бою: 32 убитых и 102 раненых. [4] Конвой с припасами прибыл в Гибралтар 19 января, заставив меньший блокирующий флот отступить в безопасный Альхесирас . Родни прибыл через несколько дней, после первой остановки в Танжере . Там были выгружены раненые испанские пленные, в том числе адмирал Лангара, а британский гарнизон был воодушевлен прибытием припасов и присутствием принца Уильяма Генри. [23]

После пополнения запасов Менорки, Родни в феврале отплыл в Вест-Индию, отделив часть флота для службы в Ла-Манше . Этот направлявшийся домой флот перехватил французский флот, направлявшийся в Ост-Индию , захватив один военный корабль и три корабля снабжения . [26] Гибралтар пополнялся еще дважды, прежде чем осада была снята в конце войны в 1783 году. [27] Адмирал Лангара и другие испанские офицеры в конечном итоге были освобождены условно-досрочно, а адмирал получил звание генерал-лейтенанта. [28] Он продолжил свою выдающуюся карьеру, став министром военно-морского флота Испании во время французских революционных войн . [29] Адмирала Родни хвалили за его победу, первую крупную победу Королевского флота над европейскими противниками в войне. Он отличился до конца войны, в частности, выиграв битву при Сенте в 1782 году , в которой он взял в плен французского адмирала графа де Грасса . Однако он подвергся критике со стороны капитана Янга, который изобразил его слабым и нерешительным в битве с Лангарой. [14] [30] (Адмиралтейство также упрекнуло его в том, что он оставил линейный корабль в Гибралтаре вопреки своему прямому приказу.) [31] Наблюдения Родни о преимуществах медной обшивки в победе повлияли на решения Британского Адмиралтейства о более широком применении этой технологии. [26] [32]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Ни один из перечисленных источников не дает точных данных о кораблях флота Родни на момент боевых действий. Роберт Битсон перечисляет состав флота при его выходе из Англии и отмечает, какие корабли отделились, чтобы отправиться в Вест-Индию, а также те, которые были отправлены для возвращения в Англию захваченных 8 января призов. [33] Он не перечисляет два корабля ( «Дублин» и «Шрусбери» , указанные в депешах, перепечатанных Сиреттом), которые были отделены от флота 13 января. [12] Более того, HMS Prince William иногда ошибочно воспринимают как часть эскорта призового корабля обратно в Англию, но он присутствовал в Гибралтаре после боя. [34] Битсон также не может перечислить ряд фрегатов, в том числе «Аполлон» , сыгравший ключевую роль в захвате Монарки . [35]

Британский флот
Корабль Ставка Оружие Командир Потери
Убит Раненый Общий
Сэндвич Второй курс 90 Адмирал сэр Джордж Родни (командующий флотом)
Капитан Уолтер Янг
0 0 0
Ройал Джордж Первый курс 100 Контр-адмирал Роберт Дигби
Капитан Джон Бурмастер
0 0 0
Принц Джордж Второй курс 90 Контр-адмирал сэр Джон Локхарт-Росс
Капитан Филип Паттон
1 3 4
Аякс Третий курс 74 Капитан Сэмюэл Уведейл 0 6 6
Олси Третий курс 74 Капитан Джон Брисбен 0 0 0
Бедфорд Третий курс 74 Капитан Эдмунд Аффлек 3 9 12
Каллоден Третий курс 74 капитан Джордж Бальфур 0 0 0
Камберленд Третий курс 74 Капитан Джозеф Пейтон 0 1 1
Оборона Третий курс 74 Капитан Джеймс Крэнстон 10 12 22
Эдгар Третий курс 74 Капитан Джон Эллиот 6 20 26
Непобедимый Третий курс 74 Капитан Сэмюэл Корниш 3 4 7
Мальборо Третий курс 74 Капитан Тейлор Пенни [36] 0 0 0
Монарх Третий курс 74 Капитан Адам Дункан 3 26 29
Монтегю Третий курс 74 капитан Джон Хоултон 0 0 0
Разрешение Третий курс 74 Капитан сэр Чалонер Огл 0 0 0
Ужасный Третий курс 74 Капитан Джон Ли Дуглас 6 12 18
Благотворительный Третий курс 64 Капитан Джон МакБрайд 0 0 0
Принц Уильям Третий курс 64 Капитан Эразмус Гауэр 0 0 0
Аполлон Фрегат 32 Капитан Филимон Паунолл
Конвертировать Фрегат 32 Капитан Генри Харви
Тритон Фрегат 28 Капитан Скеффингтон Лютвидж
Пегас Фрегат 24 Капитан Джон Бэзли
Дикобраз Почтовый корабль 24 Капитан лорд Хью Сеймур-Конвей
Гиена Почтовый корабль 24 Капитан Эдвард Томпсон
Если не указано иное, информация в таблице взята из Beatson, стр. 232, 234, и Syrett, стр. 234. 274. Полные имена капитанов взяты из Syrett, p. 259.
Пустые поля отчета о потерях означают, что для этого корабля не было отчета.

Между английскими и испанскими источниками, перечисляющими испанский флот, существуют некоторые расхождения, в основном в количестве орудий, которые, как утверждается, установлены на большинстве судов. В таблице ниже перечислены испанские записи, описывающие флот Лангары. Тем не менее, Битсон перечисляет все испанские линейные корабли с 70 орудиями, за исключением Real Fénix , который он правильно указывает с 80 орудиями), и San Julian , который он ошибочно называет 64 орудиями. Испанские архивы подтверждают это, за исключением Сан-Хулиана . [37]

Один фрегат, Санта-Розалия , по данным Битсона, имеет 28 орудий. [5] хотя на самом деле у нее было 26 орудий. Название второго испанского фрегата в двух списках различается. Битсон записывает ее как Санта-Гертрудис , 26 орудий, с капитаном Доном Аннибалом Кассони, в то время как в списке Дуро она указана как Санта-Сесилия , 34 года, капитан Дон Доминго Перес де Грандаллана; Испанские архивы подтверждают последнее. Оба фрегата в бою не участвовали и вернулись в Кадис. [5] [38]

Испанский флот
Корабль Тип [39] Оружие Командир Примечания
Королевский Феникс Корабль 80 Дон Хуан де Лангара (командующий флотом)
Дон Франсиско Хавьер де Мельгарехо-и-Рохас
В плену 700 человек.
Принцесса Корабль 70 Дон Мануэль Леон В плену, 600 человек.
Прилежный Корабль 70 Дон Антонио Альборнос В плену, 600 человек.
Монарх Корабль 70 Дон Антонио Оярвиде В плену, 600 человек.
Санто-Доминго Корабль 70 Дон Игнасио Мендисабаль Взорван с потерей всех 550 человек.
Святой Августин Корабль 70 Дон Висенте Доз-и-Фюнес Сбежал
Сан-Лоренцо Корабль 70 Дон Хуан де Араоз Сбежал с повреждениями
Сент-Джулиан Корабль 70 Дон Хуан Родригес де Валькарсель, маркиз Медины В плену (600 человек), затем снова захвачен своей командой, но во время шторма высадился на берег и потерпел крушение. [40]
Сент-Юджин Корабль 70 Дон Антонио Домонте и Ортис де Сунига В плену (600 человек), затем снова захвачен своей командой и сбежал в Кадис. [41]
Сан Дженнаро Корабль 70 Дон Феликс Игнасио де Техада Не указан в боевой линии Лангары. Внесен в список Битсона как сбежавший
Сен-Жюст Корабль 70 Дон Франсиско Уррейцтьета Не указан в боевой линии Лангары. В списке Битсона указано, что ему удалось скрыться с повреждениями.
Святая Сесилия Фрегат 34 Дон Доминго Перес де Грандаллана Ошибочно идентифицирован как Санта-Гертрудис в Beatson. Сбежал.
Санта Розалия Фрегат 34 Дон Антонио Рамон де Ортега Сбежал
Если не указано иное, информация в таблице взята из Duro, стр. 259, 263, и Beatson, стр. 263. 233.
  1. ^ Майкл Даффи (1992). Параметры британской военно-морской мощи, 1650–1850 гг . Эксетерский университет Press. п. 105. ИСБН  978-0-85989-385-5 . Проверено 12 апреля 2013 г.
  2. ^ Битсон, с. 232, с изменениями Сиретта, стр. 241, 306, 311.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уллоа и Перес-Маллаина Буэно, с. 33
  4. ^ Перейти обратно: а б с Битсон, с. 234
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Битсон, с. 233
  6. ^ Чартран, с. 12, 30
  7. ^ Чартран, с. 23, 30–31, 37
  8. ^ Чартран, с. 30
  9. ^ Чартран, с. 37
  10. ^ Сиретт, стр. 234, 237.
  11. ^ Сиретт, стр. 238, 306.
  12. ^ Перейти обратно: а б Сиретт, с. 311
  13. ^ Чартран, с. 38
  14. ^ Перейти обратно: а б с Сиретт, с. 239
  15. ^ Сиретт, стр. 238–239.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Махан, с. 449
  17. ^ Уиллис, с. 34
  18. ^ Сиретт, стр. 240, 313.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Сиретт, с. 240
  20. ^ Махан, с. 450
  21. ^ Стюарт, с. 131
  22. ^ «Макбрайд, Джон (ум. 1800)». Словарь национальной биографии . 1893. с. 428.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Сиретт, с. 241
  24. ^ Дуро, стр. 100-1. 259 ,
  25. ^ Лафуэнте, с. 440
  26. ^ Перейти обратно: а б Махан, с. 451
  27. ^ Чартран, с. 31
  28. ^ Сиретт, с. 366
  29. ^ Харброн, с. 85
  30. ^ Махан, с. 535
  31. ^ Махан, с. 452
  32. ^ Сиретт, с. 244
  33. ^ Битсон, стр. 232–233.
  34. ^ См. депешу Родни (Сиретт, стр. 305) с описанием ее ввода в эксплуатацию, а также более поздние ссылки на нее в приказах в Гибралтаре (например, Сиретт, стр. 341).
  35. ^ Сиретт, стр. 241, 274.
  36. ^ Сиретт, с. 314
  37. « Сан-Хулиан» определенно был построен как 70-пушечный корабль типа «Сан-Исидро» (построенный в Ферроле в 1768 году) и был указан в испанских архивах.
  38. ^ Хард, с. 263
  39. ^ В ВМС Испании не было формальной рейтинговой системы, как в случае с ВМС Великобритании или Франции, и поэтому было бы ошибкой «классифицировать» свои суда в соответствии с британской рейтинговой системой; термин Navio был эквивалентом британского термина «линейный корабль».
  40. ^ из испанских архивов
  41. ^ из испанских архивов

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • де Кастро, Адольфо (1858). История Кадиса и его провинции (на испанском языке). Кадис: Типография медицинского журнала. п. 516 . OCLC   162549293 .
  • Сэферсон, Калифорния и Лентон, младший (1986) Списки военно-морского флота эпохи парусного спорта; Том. 2: 1776–1783 . Лидс: Рейдерские игры
  • Спинни, Дэвид (1969) Родни . Лондон: Аллен и Анвин ISBN   0-04-920022-4
  • Трю, Питер. Родни и разрыв линии Leo Cooper Ltd (2005) ISBN   978-1-84415-143-1
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a910a8f978de3a5cce95a9b2cd8effe8__1720784760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/e8/a910a8f978de3a5cce95a9b2cd8effe8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Cape St. Vincent (1780) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)