язык онейда
Онейда | |
---|---|
Onʌyotaʔa꞉ka | |
Родной для | Канада , США |
Область | Заповедник шести наций , Онтарио , а также нация Онейда на Темзе недалеко от Лондона, Онтарио , и в центре Нью-Йорка , а также вокруг Грин-Бей , штат Висконсин. |
Носители языка | 210 в Канаде (2021) [1] |
ирокезский
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | one |
глоттолог | onei1249 |
ЭЛП | Онейда |
Онейда классифицируется как находящийся под угрозой исчезновения согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО. | |
Онейда ( / oʊ ˈ n aɪ d ə / oh- Нью-Йорке в , [2] автоним: /onʌjotaʔaːka/, [3] [4] /onʌjoteʔaːkaː/, [5] Люди Стоячего Камня, [5] Латилутакова, [6] алкоголизм, [5] Нихатилухта:ко [5] ) — ирокезский язык, на котором говорят преимущественно люди народа онейда в американских штатах Нью -Йорк и Висконсин , а также в канадской провинции Онтарио . Сегодня осталась лишь небольшая горстка носителей языка. по возрождению языка Продолжаются усилия .
В 1994 году большинство говорящих на онейде жили в Канаде. [7]
Экология [ править ]
Спикеры и локация [ править ]
Исторически племя онейда проживало в северной части штата Нью-Йорк, на территории нынешнего района Ютика . В период с начала до середины 19 века значительные группы онейды мигрировали в Висконсин и Онтарио в результате перемещения, вызванного штатом Нью-Йорк после войны за независимость США . [8] Сегодня население Нью-Йорка насчитывает около 1100 членов племени; [9] около 16 000 составляют племя Висконсин . Большинство этих людей говорят по-английски и используют онейду в качестве второго языка , если вообще используют его. Дополнительные онейды живут в Онтарио в поселениях Шести наций Гранд-Ривер и нации онейда в поселении Темзы . [ нужна ссылка ]
По данным Национального виртуального центра перевода , на онейде говорят 250 человек в штатах Висконсин и Онтарио. [10] Другой источник уточняет, что в 1991 году 200 носителей онейды проживали в Нации Темзы (Онтарио) и 50 - в Висконсине. [11] Как и многие коренные народы, онейда усыновили и ассимилировали представителей других племен, захваченных в войне, и они выучили онейду. [12] Сегодня подавляющее большинство нынешних ораторов имеют происхождение Онейда.
Роль языка онейда онейда обществе в
Культура Онейда уделяет большое внимание традиции устного повествования : [13] настолько, что в отсутствие использования языка онейда в качестве основного средства общения это основная социальная роль языка онейда. По словам Мужского совета онейда и матерей клана, «традиционный язык онейда является жизненно важной связью с нашими предками и национальной идентичностью». [14] Эти истории уже давно используются для развития социальных норм и передачи культурного капитала через мифы , народные сказки и легенды .
Ирокезы использовали три отдельных общих названия для этих подобных повествований: «то, что действительно произошло», «как будто животное шло» и «они ходили в лес охотиться за мясом». [15] Соответственно, это истории мифологии о сверхъестественном , о (часто антропоморфных ) животных, а также о притчах или баснях о человеческих поступках.У онейда также есть обширная традиция формального ораторского искусства и ритуальных традиций. [16] процессы Онейды Многие политические и дипломатические сильно формализованы таким образом, а произнесенные слова подкрепляются использованием вампума , ниток символических бус из ракушек, как в жестах, так и в качестве подарка, указывающего на правду или серьезность. [17]
Церемония соболезнования , ритуал преемственности вождества , играла центральную роль в сохранении Конфедерации ирокезов ; Церемония «Трех голых слов», метафорическое открытие глаз, ушей и горла, предшествовала любой дипломатии. [18] В религиозных ритуалах также специфически использовался предписанный язык, в том числе церемония Онноноуароя ( Середина зимы ), психологически ориентированное празднование снов и церемонии шаманской медицины. [19] Традиции как устного повествования, так и ритуалов сегодня в целом составляют меньшую часть культуры онейды, чем до постколониальных времен. Как отмечают лидеры кланов, культура ценится, и язык онейда является неотъемлемой частью реализации этой культуры. [14]
отношении многоязычия и Ситуация в Онейде в сдвига языкового
Онейда является вторым языком: лидеры Онейды пишут на английском языке о ценности сохранения языка и культуры Онейда. [20] Почти все онейда либо двуязычны, либо одноязычны, говорящие по-английски; По словам М. Дейла Кинкейда, в 1991 году в Соединенных Штатах осталось только шесть говорящих на одном языке онейда. Онейда стали использовать английский язык еще с колониальных лет, но лидеры нации онейда продолжают продвигать культурную значимость своего языка и работать над его сохранением посредством сохранение языка онейда и двуязычия. [21] [ нужен неосновной источник ]
В эпоху Великой депрессии был создан Фольклорный проект для сохранения и продвижения языка онейда. [22]
Из-за того, что он не используется в качестве общего коммуникативного языка и широко используется в качестве предписанного ритуального языка, изменение онейды его носителями сведено к минимуму. Пересказ Демусом Элмом «Истории сотворения мира» — лингвистический акт, форма которого жестко не прописана, — ограничил пространство для языковых изменений. [23] Но устные повествования со временем меняются; Энтони Уандерли подтверждает, что да. Меньшее количество говорящих, рассказывающих истории, снижает вероятность мутаций. [24] Гик отмечает одно из нескольких незначительных изменений в морфологии Элма и Антоне за 25-летний период между их повествованиями: пропуск последнего слога в одном конкретном глаголе. По его мнению, «такие различия просто указывают на разные способы повествования двух говорящих или разговора в целом», а не на заметный лингвистический сдвиг. [25]
Оценка «здоровья» языка онейда [ править ]
Говорящие на языке онейда изначально проживали в штате Нью-Йорк. [26] С тех пор они были разделены на фракции и теперь находятся в трех разных общинах в штатах Нью-Йорк, Висконсин и Онтарио, Канада. Раскол начался под влиянием ряда миссионеров конца 18 - начала 19 веков, которые убедили многих онейда либо принять христианство, либо сохранить свои более традиционные верования онейды. Элиазер Уильямс , индеец-могавк, еще больше убедил многих онейда принять христианство и покинуть штат Нью-Йорк, чтобы поселиться в районе недалеко от Грин-Бей, штат Висконсин. В рамках более крупного завоевания общины были еще больше разделены Американской революцией , когда губернатор Нью-Йорка подарил вернувшимся американским солдатам участки земли Онейда, и им было приказано переехать. [5] Онейда встал на сторону Соединенных Штатов, а остальная часть Конфедерации Хауденосауни (также иногда называемой Конфедерацией ирокезов) встала на сторону англичан. [26] [27] Внутри сообщества онейда в Висконсине возникло дальнейшее разделение, в котором детей, говорящих на онейде, забирали из их семей и отправляли в школы-интернаты, где им разрешалось говорить только по-английски. Все эти факторы привели к уменьшению количества говорящих.
ЮНЕСКО «Основные оценочные факторы жизнеспособности языка » состоит из подробного набора из девяти факторов, позволяющих оценить жизнеспособность языка. [28] Согласно фактору 1: передача из поколения в поколение, онейда оценивается как 1 или степень находящегося под угрозой исчезновения. [28] Oneida используется очень немногими носителями языка, и большинство пользователей относятся к поколению прадедов. На онейде в основном говорят старейшины или лидеры общины, но большинство говорящих используют его как второстепенный язык. Фактор 2: Абсолютное количество говорящих считает, что онейда находится под угрозой исчезновения, поскольку малое количество говорящих среди населения делает его уязвимым. [28] По данным переписи населения Канады 2016 года, в Онтарио проживают 55 носителей языка онейда. [29] подвергая его риску. Онейда будет оценен как 1 или более ограниченный домен по шкале «Фактор 4: Тенденции в существующих языковых доменах». [28] Согласно этой классификации, Oneida используется только в очень ограниченных областях и для небольшого количества функций. На онейде говорят в сообществе в формальных целях, связанных с темами, связанными с их культурой.
Хотя число носителей языка ограничено, жизнеспособность наций онейда и их усилия по сохранению культуры и языка находятся на самом высоком уровне за 150 лет. Все три страны Онейды — Нью-Йорк, Висконсин и Темза (Онтарио) — имеют относительно хорошо развитые веб-сайты (www.oneidaindiannation.com; www.oneidanation.org; www.oneida.on.ca/index.htm), на которых публикуются текущие события племен и их правительственные действия. Наличие этих сайтов известно общественности: Central New York Business Journal сообщил, что сайт нации Онейда в Нью-Йорке является старейшим в стране. [30] На этих сайтах используется ограниченное количество языка онейда, почти исключительно в контексте явного сохранения культуры. Нация Онейда Темзы использует свой веб-сайт, чтобы предоставить общественности информацию о своем народе, культуре, сообществе и планах на будущее. [4] Сайт связан с веб-сайтом Центра языка и культуры Онейда, на котором представлена дополнительная информация о культуре Онейда со ссылками на видео, одежду, культурные символы, молитвы, кланы, рецепты, песни, истории и историю. [3] Кроме того, информация о ресурсах по изучению языка Oneida включает уроки, классные ресурсы, учебные ресурсы, игры, тесты на знание языка, подкасты, письменные и устные словари и видео для изучения языка через их веб-сайт. [3]
Однако усилия по увеличению числа двуязычных говорящих на онейде были обширными. Изучение языка онейда было официально санкционировано нью-йоркской нацией онейда в течение последних пятнадцати лет и благодаря сотрудничеству с Berlitz в целях содействия интенсивному изучению языка быстро прогрессирует с 2004 года. [31] Представитель Berlitz, выступающий в качестве связующего звена с нацией Онейда, назвал эту задачу особенно сложной:
Берлиц делит языки на две категории сложности: А и Б... Я собираюсь составить список С для Онейды. Это очень трудный язык. Из-за словарного запаса студенту потребуется больше часов для изучения. Длина слов такая большая. Изучение английского языка можно сравнить с поездом, в котором один вагон следует за другим и еще; в Онейде это круг. [31]
Были предприняты некоторые усилия по возрождению и сохранению языка. Начиная с 1936 года под руководством Морриса Свадеша, Фольклорный проект, стартовавший в Университете Висконсина, стал важной программой по сохранению и расширению языка онейда. [22] Позже его возглавил Флойд Лаунсбери, и официально оно началось в январе 1939 года. Оно длилось девятнадцать месяцев. Двадцать четыре онейда прошли двухнедельную тренировку, на которой им сказали писать на своем языке. Те, кого считали лучшими писателями, завершили проект. Эти авторы должны были встречаться каждый будний день и получать 50 центов в час в качестве компенсации за время, потраченное на исследование. К концу проекта участники, число которых на протяжении всего проекта сократилось до восьми, смогли писать на своем языке. Они собирали рассказы, которые затем также доводили до сотрудников университета, а затем записывали.
Новые доходы от казино помогают Онейде сохранить язык. Элма и Антона» Сохранившиеся литературные произведения появились недавно: «История создания была опубликована в 2000 году, а сборник рассказов Уандерли — в 2004 году. Хотя время языка онейда в качестве основного языка почти наверняка подходит к концу, если оно еще не закончилось, признаки указывают на его дальнейшее использование в культурном контексте.
Первичную документацию можно найти в Смитсоновском институте . [32] Американское философское общество , [33] Библиотека Сиракузского университета , [34] и Коллекция аудио на языке онейда . [35] Архивы включают документы, касающиеся словарного запаса, грамматики, молитв, рукописных писем, фотографий, переписных листов, выставок, книг, рукописей, брошюр, аналитики, карт, переписки, документов и аудиофайлов. Кроме того, вторичные продукты документации включают словари, грамматическую информацию и тексты. Словари состоят из полных статей всей лексики онейды, а учебники по грамматике описывают звуки, слова, структуру предложений и их значения. [36] [37] [38] Среди текстов, рассказов, гимнов, молитв, видео, песен, ресурсов по изучению языков и веб-сайтов. [39] [40] присутствуют.
История [ править ]
Онейды Предполагаемая принадлежность генетическая
Основываясь на работах Лаунсбери и ее собственных исследованиях, Майкельсон представляет генеалогию языковой семьи ирокезов, частью которой является Онейда. [41] По свидетельству Гика, ее работа входит в число небольших лингвистических исследований датировок Онейды после окончательной работы Лаунсбери. [42] У ирокезов есть два основных подразделения: Северное и Южное; Южный ирокезский язык включает только чероки, который в настоящее время является самым распространенным языком ирокезов, на котором говорят более 15 000 человек. [10] Языки озёрных ирокезов составляют большинство северных ирокезов, за исключением «почти вымершего» тускарора и вымершего ноттуэя. [10] Из языков озёрных ирокезов до наших дней дошли могавк, онейда, онондага, каюга и сенека, и только на могавках более тысячи носителей. [10] [43] Тесная связь Онейды с могавками и Онондага дополнительно подтверждается археологическими свидетельствами ранних деревень Онейды, особенно Николс-Понд. [44]
История говорящих на онейде [ править ]
Деревня Николс-Понд датируется примерно 1450 годом, что указывает на онондага как на вероятных непосредственных предков онейды, что подтверждается мифом об образовании племени онейда двумя братьями онондага. [45] С этого времени онейда оставались в основном оседлыми благодаря прибытию французских миссионеров в середине 17 века в их главное поселение в Праймс-Хилл на севере Нью-Йорка. [46] Из-за центральной роли охоты в культуре онейда членство в клане было матрилинейным (поскольку мужчины часто отсутствовали), а задачи распределялись по гендерному признаку. [16] оба социальных элемента, которые все еще существуют, по крайней мере номинально. [47] Онейда быстро переняли французские технологии и интегрировали их с небольшими культурными изменениями в общий образ жизни. [48] Однако в своей попытке принести европейскую религию французским миссионерам во главе с Жаком Брюйа постепенно удалось разрушить значительную часть культуры Онейды. [49]
Под руководством вождя Доброго Питера и против остальной части Конфедерации ирокезов онейда поддержала Соединенные Штаты в Войне за независимость . Замок Онейда на Праймс-Хилл был разрушен в 1780 году силами лоялистов, положив начало трудной эпохе для Онейды, которая привела к их последующей почти полной ассимиляции в новый американский образ жизни в отношении внешнего вида, технологий и образа жизни. [50] Однако почти сразу после окончания боевых действий они подверглись жестоким политическим злоупотреблениям со стороны штата Нью-Йорк, и подавляющее большинство земель Онейды было аннексировано. В это время части племени отделились и перебрались в Висконсин и Онтарио. Этот процесс секвестрации и деморализации завершился в 1850 году присвоением городом Утика камня Онейда, давнего символа нации. [51]
За последние десять-двадцать лет нация Онейда в Нью-Йорке значительно оживилась благодаря созданию курорта и казино Turning Stone . Средства, полученные от этого предприятия, позволили нации направить значительные усилия на восстановление культуры и территории (www.oneidaindiannation.com) и привели к формированию множества других предприятий, принадлежащих нации (www.onenterprises.com). В частности, в апреле 2005 года нация Онейда в Нью-Йорке подала в конечном итоге успешную заявку на федеральную территориальную организацию по передаче земли в доверительное управление, ограничивающую юрисдикцию и налоговую ответственность территории Онейда нации и федеральному правительству. [52]
Онейды история Письменная
Письменные исторические записи Онейды в основном были написаны сторонними лицами на иностранных языках, английском или французском. Сценарий, используемый для письма онейды, был разработан французскими миссионерами. [10] но сочинения людей онейды сохранились лишь относительно недавние годы и почти исключительно на английском языке. Предыдущие сочинения о языке онейда и людях содержали устные рассказы, но даже эти сообщения прекратились примерно в 1930 году. [53] Только с 1980-х годов сами онейда стали использовать письменность на любом языке, по крайней мере, в публичном контексте, и во многом это связано с юридическими баталиями нации. «История создания» Элма и Антона — единственная книга, написанная на онейде и опубликованная крупным изданием, и большая часть исследований, лежащих в основе этой работы, хотя, конечно, в сотрудничестве с носителями онейды, была написана на английском языке. [54]
Структура [ править ]
Фонология [ править ]
Альвеолярный | спинной | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|
простой | губной. | |||
носовой | н | |||
взрывной | т | к | к'к | ʔ |
Аффрикат | тс | |||
Фрикативный | с | час | ||
аппроксимант | л | дж | В |
Есть четыре устных гласных, /i e o a/ , и две носовые гласные, /ũ/ (пишется ⟨u⟩ ) и /ə̃/ (пишется ⟨ ʌ ⟩). обозначается двоеточием ⟨꞉⟩ Длина гласного .
Как и другие языки ирокезов, онейда имеет относительно ограниченный набор гласных и довольно стандартный набор согласных, хотя он является исключением из-за отсутствия двугубных согласных . По словам Гика, «все согласные звучат похоже на английский», за некоторыми исключениями, связанными с фрикативами и гортанной смычкой. У Онейды отсутствуют билабиальные стопы и губно-зубные фрикативы. [10] Слоги онейды в основном состоят из CV, а VV появляется в двусложных последовательностях ai, ae, ao и au. [55] Согласные также могут группироваться в определенных расположениях до CCCCC в средней позиции слова; Кластеры начала или конца слова ограничены CCC. [56] Онейда обычно делает ударение на предпоследнем слоге и разделяет с ирокезом «правила PLI, которые ... удлиняют открытый предпоследний слог с ударением». [57] Основной тон регистра является результатом системы акцентов Онейда, но не является контрастным. [58] [59]
Морфология [ править ]
Онейда является полисинтетическим и имеет существенное включение существительных . [60] Аффиксы бывают как префиксами, так и суффиксами, в зависимости от точного использования. [61] Глаголы имеют три аспекта : привычный, пунктуальный и стативный, которые обозначаются суффиксом. [62] Модальные префиксы (будущее, фактическое и желательное) выполняют роль времени глагола; немодальные префиксы часто являются адпозиционными. [63] Онейда является обозначением головы и таким образом обозначает лицо и число. [59] [63] Эти так называемые «префиксы пациента» принимают формы единственного, двойного или множественного числа, чтобы обозначить различие между инклюзивным и исключительным. [63]
Онейда демонстрирует три части речи: глаголы , существительные и частицы . описываются как атрибутивные глаголы Прилагательные во всех падежах . Глаголы всегда обозначаются по лицу и роду , которых всего 4 (мужской, средний, женско-зойский и женский-неопределенный). Существует одно главное различие между двумя женскими полами: женское неопределенное слово всегда используется в качестве эпицена , тогда как женское начало Зоя используется как для неодушевленных референтов, так и для животных женского пола. Другие различия между говорящими вызывают споры, хотя использование женского-зойского знака может указывать на более неформальные отношения, тогда как женский-неопределенный знак может указывать на формальные отношения. [61] [64]
Инкорпорированный подсчет [ править ]
Чтобы сказать «один из любых объектов», используется следующий шаблон:
- s- + ka- + root + w- (для основ a) + -at (итеративный)
- предместильный префикс + префикс местоимения + корень существительного + (плюс расширитель) + корень глагола
с
ИМЯ
+
+
тот
3
+
+
первый
существительное "животное"
+
+
В
расширитель
+
+
в
корень глагола
«одно животное»
с
ИМЯ
+
+
тот
3
+
+
увидеть
считать существительное «деньги»
+
+
в
корень глагола
«один доллар (одна валюта)»
Сказать два о любом объекте предполагает следующую закономерность:
- te- + ka- + корень + w- (для основы a) + -ake (двойственный)
- предместильный префикс + префикс местоимения + корень существительного + (плюс номинализатор) + корень глагола
тот
ИМЯ
+
+
тот
3
+
+
первый
существительное "животное"
+
+
В
НМЗ
+
+
более
корень глагола
"два зверя"
тот
ИМЯ
+
+
тот
3
+
+
свист
считать существительное «деньги»
+
+
более
корень глагола
«два доллара (две деньги)»
(Индейская нация Онейда 34–36)
Синтаксис [ править ]
Онейда либо начинается с глагола, либо не имеет доминантной формы. [59] Интерпретация части текста «Истории творения», сделанной Элмом, выявляет четкий порядок слов в начале глагола: [65] но доля Антона [66] нет, что позволяет предположить, что порядок слов варьируется в зависимости от говорящего и что гибкое использование грамматически приемлемо. Онейда строит предложения только в активном залоге . [59]
Источники [ править ]
В этом документе обобщены несколько текстов, наиболее важных для изучения Онейды. В книге Карин Майкельсон «Сравнительное исследование озерно-ирокезского акцента» с научной точки зрения глубоко оцениваются многие лингвистические особенности языка онейда и его родственников, продолжая плодотворную работу Флойда Лаунсбери 1946 года. Энтони Уандерли, историк нью-йоркской нации онейда, представляет наиболее признанный отчет об исторических факторах и их взаимодействии с культурой онейда в фольклоре, мифах и истории онейда ирокезов . Наконец, «История создания онейды» , составленная Флойдом Лаунсбери и Брайаном Гиком на основе рассказов Демуса Эльма и Харви Антоне, дает значительное представление об использовании языка онейда в том виде, в котором он воспринимается народом онейда. К сожалению, явно отсутствует прямая ссылка на фонологию глаголов «Морфологию и онейда» Лаунсбери , а также на некоторые другие.
По словам Рэя Хэлбритера, национального представителя нью-йоркской нации онейда: «У онейд такая же выдающаяся и трагическая история, как и у любого народа… Но в бедности и отчаянии нет ничего традиционного… Как только накапливая ресурсы от игровых и других предприятий, мы вернулись к нашему культурному наследию, твердо стремясь сохранить и возродить его». [14] Сегодня язык онейда и его долгая история находятся под угрозой из-за ограниченного числа носителей и опасности культурной неактуальности, но рвение его лидеров по сохранению культуры может сохранить жизнь языка. Благодаря работам Флойда Лаунсбери и других тексты, «имеющие большую лингвистическую ценность», такие как книги Элма и Антона, служат достижению этой цели. [14]
Ссылки [ править ]
- ^ Канада, Правительство Канады, Статистика (9 февраля 2022 г.). «Профиль переписи населения переписи населения 2021 года» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 1 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Центр языка и культуры Онейда» . oneidalanguage.ca . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Нация Онейда Темзы - Нация Онейда Темзы» . oneida.on.ca . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Наша история | Онейда» . oneidalanguage.ca . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Люди онейда» , Arc.Ask3.Ru , 19 октября 2020 г. , получено 8 декабря 2020 г.
- ^ Мозли, Кристофер и Р.Э. Ашер, изд. Атлас мировых языков (Нью-Йорк: Routelege, 1994), с. 7
- ^ Майкельсон (1988) , с. 4
- ^ Вандерли (2004) , с. xiii
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж См. Национальный виртуальный центр перевода. Ирокезская языковая семья (по состоянию на 1 декабря 2008 г.). Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ См . страницу «Этнолога» .
- ^ Вандерли (2004) , с. 14
- ^ Вандерли (2004) , с. xiv
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Элм и Антоне (2000) , с. VII
- ^ Вандерли (2004) , с. XIX
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уандерли (2004) , с. 9
- ^ Вандерли (2004) , с. XX–XXI, 9, 117
- ^ Вандерли (2004) , с. 1
- ^ Вандерли (2004) , с. 12
- ^ Элм и Антон (2000) , стр. vii-viii.
- ^ «Языковые мечты обретают форму» . 12 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 3 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кампизи, Джек; Хауптман, Лоуренс (18 декабря 1981 г.). «Разговор: проект языка и фольклора онейда, 1938–1941». Труды Американского философского общества . 125 : 441–448.
- ^ Элм и Антоне (2000) , стр. 2–3.
- ^ Вандерли (2004) , с. XVIII
- ^ Элм и Антоне (2000) , с. 29
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонсен, Джон; Хлебович, Бартош; Шулер, Гарри (24 апреля 2012 г.). «Земля и язык: борьба за национальную, территориальную и языковую целостность народа онейда» (PDF) . Журнал № Этнополитика и проблемы меньшинств в Европе . 11 : 117–141.
- ^ Уотсон, К. (2016). Индийская нация онейда: личная история. Голоса Джуниаты , 16 115–128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Курсовые чтения» . ares.lib.uwo.ca. Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Правительство Канады, Статистическое управление Канады (08 февраля 2017 г.). «Профиль переписи населения, перепись 2016 года – Саутволд, городок [подразделение переписи], Онтарио и Онтарио [провинция]» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Грегори, Трейси. «Oneida Nation представляет новый веб-дом», Central New York Business Journal, 19 сентября 2008 г.: 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Языковые мечты обретают форму». Архивировано 3 января 2010 г. в Wayback Machine . 12 августа 2008 г.
- ^ "Поиск" . Смитсоновский институт . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Результаты поиска APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Призыв 2.0» . syracuse.summon.serialssolutions.com . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Нация Онейда | Архивы» . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Язык онейда | словарь и грамматика | сканирование цитат» . www.uwgb.edu . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Язык онейда | словарь и грамматика | словарь» . www.uwgb.edu . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Нация онейда | Структура языка» . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ « Язык онейда — результаты поиска текстов для публичной библиотеки Торонто» . Публичная библиотека Торонто . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Изучите наш язык | Онейда» . oneidalanguage.ca . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Майкельсон (1988) , стр. 2–3.
- ^ Майкельсон (1988) , стр. x, 169–172.
- ^ Майкельсон (1988) , с. 3
- ^ Вандерли (2004) , стр. 5–6.
- ^ Вандерли (2004) , стр. 4–6.
- ^ Вандерли (2004) , стр. 6–10.
- ^ Элм и Антоне (2000) , с. viii
- ^ Вандерли (2004) , стр. 13, 18.
- ^ Вандерли (2004) , стр. 16–17.
- ^ Вандерли (2004) , стр. 19–20.
- ^ Вандерли (2004) , стр. 23–24, 28–29.
- ^ Грегори, Трейси. «Нарушение решения о собственности нации», Central New York Business Journal, 6 июня 2008 г.: 3.
- ^ Вандерли (2004) , стр. xiv – xvi.
- ^ например, Элм и Антон (2000) , стр. 7–27.
- ^ Майкельсон (1988) , с. 11
- ^ Майкельсон (1988) , стр. 16–17.
- ^ Майкельсон (1988) , с. 66
- ^ Майкельсон (1988) , с. 68
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д См . WALS Online .
- ^ Майкельсон (1988) , стр. 47–48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эбботт, Клиффорд (2006) . «Онейда Преподавание грамматики». 20-26
- ^ Майкельсон (1988) , с. 47
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Майкельсон (1988) , с. 46
- ^ Эбботт, Клиффорд (1984). «Два женских пола в Онейде» . Антропологическая лингвистика. 26 (2): 125–137. дои: 10.2307/30027499 .
- ^ Элм и Антоне (2000) , стр. 35–61.
- ^ Элм и Антоне (2000) , стр. 30–35.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Драйер, Мэтью С .; Хаспельмат, Мартин , ред. (2013). «Язык онейда» . Мировой атлас языковых структур в Интернете . Институт эволюционной антропологии Макса Планка.
- Вяз, Демус; Антоне, Харви (2000). Флойд Г. Лаунсбери и Брайан Гик (ред.). История создания Онейды . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-6742-8 .
- Майкельсон, Карин (1988). Сравнительное исследование озерно-ирокезского акцента . Исследования естественного языка и лингвистической теории. Том. 12. Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic Publishers. ISBN 9781556080548 .
- Майкельсон, Карин Э.; Докстатор, Мерси А. (2002). Онейда-английский/англо-онейдский словарь . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-3590-6 .
- «Ирокезская языковая семья» . Национальный виртуальный центр перевода . 2007. Архивировано из оригинала 17 января 2009 г. Проверено 1 декабря 2008 г.
- Официальный сайт суверенной нации онейда штата Висконсин. 2004. По состоянию на 3 декабря 2008 г. < http://www.oneidation.org/ >.
- Онейда Нэйшн Энтерпрайзис. 2004. По состоянию на 4 декабря 2008 г. < http://www.onenterprises.com/ >.
- Домашняя страница индейской нации Онейда. 2008. По состоянию на 2 декабря 2008 г. < http://www.oneidaindiannation.com/ >.
- Домашняя страница народа Онейда Темзы. 2008. По состоянию на 3 декабря 2008 г. < https://web.archive.org/web/20090201021554/http://oneida.on.ca/index.htm >.
- Домашняя страница курорта и казино Turning Stone. 2008. По состоянию на 3 декабря 2008 г. < http://www.turningstone.com/ >.
- Уандерли, Энтони (2004). Онейда Ирокезский фольклор, мифы и история . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета.