Вачаспати Мишра
Вачаспати Мишра | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 9/10 века н.э. [1] [2] [3] |
Умер | неизвестно, 9/10 века н.э. [1] |
Религия | индуизм |
Супруг | Бхамати |
Организация | |
Философия | Адвайта Веданта , Индуизм |
Часть серии о |
Адвайта |
---|
Индуистская философия |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
неортодоксальный | |
Вачаспати Мишра ( IAST : Vācaspati Miśra) жил в девятом или десятом веке. [1] [2] [3] Индийский индуистский философ традиции Адвайта Веданты , написавший бхашью (комментарии) к ключевым текстам почти каждой школы индуистской философии 9-го века . [4] [3] Он также написал независимый трактат по грамматике «Таттвабинду» , или «Капля истины» , в котором основное внимание уделяется мимансы теориям значения предложений .
Биография
[ редактировать ]Вачаспати Мишра родился в семье майтил-брамина в Андхра Тархи , Мадхубани , Бихар . [5] [3] О жизни Вачаспати Мишры мало что известно, а самый ранний текст, который был достоверно датирован, относится к 840 году нашей эры, и он был как минимум на одно поколение моложе Ади Шанкары . [2] Однако, по мнению некоторых ученых, альтернативной датой того же текста может быть 976 год нашей эры; путаница, основанная на том, эпохи индуистской шаки или эпохи Викрама . используется ли для целей датирования календарь [3]
Он был учеником Манданы Мишры , который был его главным вдохновителем. Он гармонизировал мысль Шанкары с мыслью Манданы Мишры. [6] [Интернет 1] Согласно традиции Адвайты, Шанкара перевоплотился в Вачаспати Мишру, «чтобы популяризировать систему Адвайты посредством своего Бхамати ». [7]
Он настолько широко писал о различных отраслях индийской философии, что позднее индийские учёные называли его «тот, для кого все системы являются его собственными», или на санскрите — сарва-тантра-сва-тантра . [8]
Школа Бхамати
[ редактировать ]Школа Бхамати, названная в честь комментария Вачаспати Мишры на Брахма Сутра Бхашья Шанкары , [Интернет 1] [Интернет 2] использует онтологический подход. Он рассматривает Дживу как источник авидьи . [Интернет 1] Он рассматривает медитацию как главный фактор достижения освобождения , тогда как изучение Вед и размышление являются дополнительными факторами. [9]
Работает
[ редактировать ]Бхашья
[ редактировать ]Вачаспати Мишра был плодовитым ученым, и его труды обширны, включая бхасьи (комментарии) к ключевым текстам почти каждой школы индуистской философии 9-го века , с примечаниями к неиндуистским традициям или традициям настика , таким как буддизм и чарвака . [4] [3]
Вачаспати Мишра написал « Бхамати» , комментарий к «Брахма-сутре Бхашье» Шанкары , и «Брахмататтва-самикшу» , комментарий к «Брахма-сиддхи » Манданы Мишры . Считается, что название его самого известного произведения «Бхамати» было вдохновлено его набожной женой. [ нужна ссылка ]
Он написал и другие влиятельные комментарии, такие как Таттвакаумуди на Санкхьякарику ; [10] Ньяясучинибандха по Ньяя-сутрам ; [1] Ньяяканика (труд Адвайты по науке разума), Таттвасамикша (утраченный труд), Ньяя-варттика-татпарьятика (комментарий к Ньяя-сутрам ), Таттва-вайшаради на Йогасутру и другие. [3]
Хотя некоторые известные работы Вачаспати Мишры сейчас утеряны, существует множество других. Например, в разных частях Индии было найдено более девяноста рукописей средневековой эпохи с его Таттвакаумуди , что буквально означает «Лунный свет истины». [3] Это говорит о том, что его творчество было востребованным и влиятельным. Критическое издание Таттвакаумуди было опубликовано Шринивасаном. [ ВОЗ? ] в 1967 году. [3]
Таттвабинду - теория значения
[ редактировать ]В «Таттвабинду Вачаспати Мишра» развивает принципы герменевтики и обсуждает «Теорию значения» школы индуистской философии Мимамса. [3] Это влиятельная работа, в которой предпринята попытка разрешить некоторые споры по интерпретации классических санскритских текстов. Вачаспати исследует пять конкурирующих теорий языкового значения: [8] [11]
- Мандана Мишра ( сфотавада ), которая включает в себя понимание значения слова или предложения путем восприятия сфоты или единого целостного звука, который отличается от элементов (звуков или символов), составляющих слово или предложение;
- теория ньяи , которая предполагает объединение следов памяти ( самскара ) мгновенных компонентов слова или предложения, когда мы слышим последний мгновенный компонент;
- аналогичная теория Мимамсы , согласно которой наше понимание смысла предложения зависит от следов памяти, оставленных словами; и
- теория Прабхакары Мимамсы , анвитабхидханавада , «взгляд, согласно которому денотация состоит из того, что связано». С этой точки зрения значение предложения выводится из значений его слов, которые полностью задаются только синтаксическими отношениями с другими словами - не никакой сфоты требуется или следов памяти; и
- теория Бхатта Мимамсы, абхихитанваявада, или «взгляд, согласно которому связь (анвая) конституируется тем, что было обозначено». С этой точки зрения, значение слова сначала обозначается полностью ( абхихита ), а затем отдельные значения слов соединяются посредством лакшаны (импликации). Вачаспати соглашается с точкой зрения Бхатты, когда он использует ее в других контекстах, таких как комментарий Ньяи, Ньяя -варттика-татпарья-тика и Таттва-вайшаради. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фаулер 2002 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с Isaeva 1993 , p. 85-86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ларсон и Бхаттачарья 1987 , с. 301-312.
- ^ Jump up to: а б Чаттерджи 1912 , с. VI.
- ^ Багчи, Джуну (1993). История и культура Палов Бенгалии и Бихара, Cir. 750 г. н. э., ок. 1200 г. н. э. Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-301-4 .
- ^ Рудурмун 2002 , с. 35.
- ^ Рудурмун 2002 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Филлипс 2015 .
- ^ Рудурмун 2002 , с. 37.
- ^ Isaeva 1993 , p. 124].
- ^ Ранганатх 1999 .
Источники
[ редактировать ]- Чаттерджи, Джагадиша Чандра (1912). Индуистский реализм .
- Исаева, Наталья (1993). Шанкара и индийская философия . США: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1281-7 .
- Фаулер, Джинин (2002), Перспективы реальности: введение в философию индуизма , Sussex Academic Press, ISBN 978-1898723943
- Ларсон, Джеральд Джеймс; Бхаттачарья, Рам Шанкар (1987), Энциклопедия индийской философии, том 4 , Princeton University Press
- Филлипс, Стивен (2015). «Взгляд с точки зрения другого: противодействие раскольнической интерпретации Вачаспати Мишры» (PDF) . Информационный бюллетень APA: Азиатские и азиатско-американские философы и философии . 14:2 : 4–8.
- Ранганатх, С. (1999). Вклад Вачаспати Мишры в развитие индийского философа . Дели: Пратибха Пракашан.
- Рудурмун, Пуласт Суба (2002), Школы Бхамати и Виварана Адвайта Веданты: критический подход , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Веб-источники
- ^ Jump up to: а б с Школы Бхамати и Виварана.
- ^ Раджеш Ананд, Вачаспати Мишра. Архивировано 3 сентября 2012 года в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- С. С. Хасуркар, Вачаспати Мишра об Адвайта Веданте . Дарбханга: Институт последипломного образования Митхила, 1958.
- Карл Х. Поттер, «Вачаспати Мишра» (в книге Роберта Л. Аррингтона [ред.]. Спутник философов . Оксфорд: Блэквелл, 2001. ISBN 0-631-22967-1 )
- Дж. Н. Моханти, Классическая индийская философия . Оксфорд: Роуман и Литтлфилд, 2000. ISBN 0-8476-8933-6
- V.N. Sheshagiri Rao, Vācaspati's Contribution to Advaita . Mysore: Samvit Publishers, 1984.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Комментарий Вачаспати Мишры к английскому переводу и санскритскому тексту Йога-сутр.
- Библиография произведений Вачаспати Мишры, № 530 , Карл Поттер, Вашингтонский университет.