Стефан Лупаско
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2009 г. ) |

Стефан Лупаско (урожденный Штефан Лупашку ; 11 августа 1900 — 7 октября 1988) — румынский философ , разработавший неаристотелевскую логику .
Ранние годы
[ редактировать ]Стефан Лупаско родился в Бухаресте 11 августа 1900 года. Его семья принадлежала к старой молдавской аристократии . Его отец был юристом и политиком, но именно его мать, пианистка и ученица Сезара Франка , основала семью в Париже в 1916 году. После средней школы в лицее Бюффона он изучал философию , биологию и физику в Сорбонне и , короче, закон . Он полноценно участвовал в художественной и интеллектуальной жизни Парижа 20-30-х годов и в 1935 году защитил государственную докторскую диссертацию.
Академическая карьера
[ редактировать ]В 1946 году он был назначен научным сотрудником Французского национального научно-исследовательского центра , и эту должность он был вынужден покинуть десять лет спустя из-за неспособности Центра решить, какому научному отделу принадлежат его работы! Следующие десять или пятнадцать лет были периодом наибольшего признания его работ общественностью и другими мыслителями, но, к сожалению, не господствующими логиками и философами. Его «Три Матьера» , опубликованные в 1960 году, стали бестселлером, и люди стали называть Лупаско Декартом , Лейбницем , Гегелем 20 -го века, новым Клодом Бернаром , новым Бергсоном и т. д. Он продолжал публиковать книги в 70-х и 80-х годах. , последним из которых было L'Homme et ses Trois Éthiques в 1986 году, двумя годами ранее. его смерть 7 октября 1988 года в Париже. Премия Американской академии искусств и наук в 1984 году была одной из немногих наград, полученных Лупаско при его жизни. Лупаско был одним из основателей Международного центра трансдисциплинарных исследований (Centre International de Recherches et Etudes Transdisciplinaires (CIRET)), основанного в Париже в 1987 году Басараб Николеску , Эдгар Морен , Рене Берже , Мишель Рандом и другие ключевые фигуры французской интеллигенции. Как вспоминал Николеску, Лупаско был глубоко затронут упорным сопротивлением академического сообщества честным дебатам и обсуждению его новых принципов и постулатов, и с понятной горечью Лупаско увидел в этом сопротивлении еще один пример действия своих принципов. .
Краткое содержание работы
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2011 г. ) |
Авторский стиль Лупаско непрост и требует постоянного внимания читателя. Нередко можно встретить предложения длиной почти в страницу, содержащие несколько вложенных предложений. Его сочинения чрезвычайно насыщены идеями и значением каждой последующей фразы, лишь с редкими иллюстративными примерами. Лупаско делает много ссылок на свои предыдущие публикации, к сожалению, часто без адекватной индексации. Как заметил Николеску, исключение Лупаско из французской академической жизни имело как преимущества, так и недостатки: Лупаско был освобожден от ограничений преподавания и публикации научных статей в жестком формате, и он явно не счел необходимым применять дисциплину предоставления ссылок. к его источникам. В «Психической вселенной» , опубликованной, когда Лупаско было семьдесят девять лет, ничего не говорится о современной работе в психиатрии. (К сожалению, Лупаско плохо читал по-английски, поэтому никаких упоминаний об «антипсихиатрии» Р.Д. Лэнга не было. и Грегори Бейтсона , близкого по духу его работе.) Недавнее исследование Бреннера (2008) обновляет работу Лупаско и показывает ее актуальность для текущих проблем науки и философии, а также логики.
Влияние
[ редактировать ]Лупаско не очень хорошо воспользовался (немногими) экзегетами, которые внимательно изучили его работы. Только одна книга социолога Марка Бегбедера представляет собой как содержательное описание теории Лупаско, так и ее развитие как «логики общества». В краткой монографии философа Бенджамина Фондана , датируемой 1944 годом (непосредственно перед его депортацией и смертью) и опубликованной в 1998 году, обсуждаются ограничения взглядов Лупаско на аффективность и онтологию . Книга малоизвестного английского художника Джорджа Мелхуиша использует идеи Лупаско для разработки его собственной концепции структуры Вселенной, представляющей собой сочувственное, но не очень строгое прочтение его работ. Утверждается, что, за исключением личной библиотеки Николеску, доступ к этим и некоторым другим текстам в противном случае недоступен. Полное понимание, например, анализа Люпаско тех предшественников, которых Андре Глюксман назвал «Les Maîtres Penseurs» – Канта , Гегеля , Шопенгауэра и Маркса – следует искать в нескольких различных книгах. Однако внимание читателя вознаграждается регулярными повторениями Лупаско своих основных тезисов, часто более экономичными, содержательными и последовательными.
Во введении к книге Лупаско «Принцип антагонизма и логика энергии » Николеску указывает, что как только читатель выйдет за пределы (относительно небольшого количества) математических формул в этой книге, язык Лупаско станет совершенно доступным. «Он иллюстрирует в самореферентной манере тройственные аспекты актуализации, потенциализации и включенной середины, которые придают ему очарование и привилегию заклинаний, которые в то же время являются научными, философскими и поэтическими».
Подводя краткий итог, вдохновленный Альберта Эйнштейна работами и квантовой теорией, Лупаско основал новую логику , поставив под сомнение принцип tertium non datur классической логики. Он ввел третье состояние, выходящее за рамки принципа двойственности , — Т-состояние. Т-состояние не является ни «актуальным», ни «потенциальным» (категории заменяют в системе Лупаско «истинные» или «ложные» значения стандартной бивалентной логики), а является разрешением двух противоречивых элементов на более высоком уровне реальности или сложность. Лупаско обобщил свою логику на физику и эпистемологию и, прежде всего, на новую теорию сознания .
Недавние исследования
[ редактировать ]Ключевым справочником на французском языке является сборник Х. Бадеску и Б. Николеску «Стефан Лупаско - Человек и работа» 1999 года. Первым всесторонним обновлением и сравнением мысли Лупаско на английском языке стала книга Дж. Э. Бреннера «Логика в реальности», вышедшая в 2008 году. Другими полезными новыми ссылками являются объединенные статьи симпозиума по Лупаско 2009 года «На слиянии двух культур: Лупаско сегодня» на французском языке и биографическая статья Бреннера «Философская логика Стефана Лупаско (1900–1988)» на французском языке. Английский.
Работает
[ редактировать ]- Логика и противоречие , ППУ, Париж, 1947.
- Принцип антагонизма и логика энергии. Пролегомены к науке противоречия , Hermann & Co., Париж, 1951.
- Логического становления и аффективности; Полет. 1: Антагонистический дуализм; Полет. 2: Проверка новой теории познания. Париж: Врин, 1935; 2-е издание 1973 г.
- Три предмета. Париж: Джульярд, 1960 (LTM)
- Что такое структура? Париж: Кристиан Бургуа, 1967.
- Трагедия энергетики. Париж: Кастерман, 1970.
- Психическая вселенная . Париж: Editions Denoël/Gonthier, 1979.
- Энергия и живая материя . Монако: Éditions du Rocher. (Первоначально опубликовано в Париже: Джульярд, 1962 г.), 1986 г.
- Энергетическая топология. В мыслях вне Круга, Свобода духа. 12:13-30. Париж: Ашетт, 1986.
- Человек и его три этики . Париж: Editions du Rocher, 1986 г.
- Энергия и психическая материя . Монако: Éditions du Rocher. (Первоначально опубликовано в Париже: Джуллиард, 1974 г.), 1987 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бадеску, Хория и Николеску, Басараб (ред.), «Стефан Лупаско - L'homme et l'oeuvre». Монако: Издания Роше, 1999.
- Бреннер, Джозеф Э., Логика в реальности . Дордрехт: Спрингер, 2008.
- Бегбедер, Марк, Противоречие и новое понимание . Париж: Борда, 1972.
- Фондан, Бенджамин, Бытие и знание; Очерк о Лупаско . Париж: Издания Paris-Méditerranée, 1998.
- Мелхуиш, Джордж, Парадоксальная Вселенная . Бристоль: Rankin Bros., 1959.
- Басараб Николеску в Стефане Лупаско, Принцип антагонизма и логика энергии. Париж: Éditions Hermann, 1951. Отредактировано Éditions le Rocher, 1987.
- Николеску, Басараб (ред.). «На стыке двух культур – Лупаско сегодня. Париж: Оксус, 2010.
- Бреннер, Джозеф Э., Философская логика Стефана Лупаско (1900–1988), В книге «Логика и логическая философия», 19, 2010, стр. 243–284.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Французские статьи
- Встреча Стефана Лупаско с Сальвадором Дали, 1978 год , на Ina.fr, на французском языке.