Самозащита
Самозащита – это отстаивание себя и своих интересов. Оно используется как название движений за гражданские права и сетей взаимопомощи для людей с умственного развития и нарушениями развития . [1] Этот термин возник в более широком движении за гражданские права 1960-х и 1970-х годов и является частью движения за права инвалидов . Сегодня во всем мире существуют организации самозащиты.
История
[ редактировать ]Основание движения
[ редактировать ]Движение самозащиты началось в конце 1960-х годов. До этого большинством организаций управляли родители детей с отклонениями в развитии , например, « Марш десятицентовиков» , начавшийся в 1950-х годах. [2] Первая группа самозащиты возникла в Швеции в конце 1960-х годов, когда доктор Бенгт Нирье организовал клуб, где люди с ограниченными возможностями и без них могли встречаться, решать, куда они хотят пойти, пойти на прогулку, а затем встретиться, чтобы обсудить свой опыт. Нирдже хотел предоставить людям с ограниченными возможностями «нормальный» опыт жизни в обществе. Раньше считалось, что люди с отклонениями в развитии не способны принимать какие-либо решения, в том числе о том, куда они хотят поехать, и эта программа свидетельствовала о радикальном отклонении. Нирдже считал, что людям с отклонениями в развитии должно быть разрешено принимать решения, а также, что особенно важно, разрешено совершать ошибки, говоря: «Быть человеком — значит позволить потерпеть неудачу». [3] Эта концепция называется достоинством риска и остается одной из центральных ценностей движения самозащиты. [4] В 1968 году в Швеции была проведена конференция в рамках модели нормализации , на которой люди с нарушениями интеллекта и развития собрались вместе, чтобы обсудить свою жизнь, свои мнения и свои надежды. В 1969 году был проведен первый тренинг, призванный научить взрослых с отклонениями в развитии тому, как отстаивать свои интересы в политике. Один мужчина на тренинге сказал: «...Я хотел бы организоваться, потому что знаю, как сильно нашим товарищам в институциональных школах нужна помощь, чтобы их уважали». [3]
В 1969 году Нирдже рассказал об этих достижениях на 11-м Всемирном конгрессе Международного общества реабилитации инвалидов, заявив: «Это сродни любому приличному бунту. Некоторые из умственно отсталых взрослых сами определенно хотят сыграть новую роль в обществе, чтобы создать новый образ себя в собственных глазах, в глазах своих родителей и в глазах широкой публики. Эта борьба за уважение и независимость всегда является нормальным способом обретения личного достоинства, чувства свободы и равенства». [3]
После этого другие страны начали планировать конференции по самозащите. Англия провела свою первую конференцию по самозащите в 1972 году, а Канада – в 1973 году. В Соединенных Штатах самозащитники из Орегона и Вашингтона планировали провести собственную конференцию в 1974 году. На собрании, посвященном планированию конференции, один человек выступил против ярлыка «самозащита». умственно отсталый», говоря: «Сначала я хочу, чтобы меня знали как человека!» В качестве названия для конференций сторонники самозащиты выбрали People First. [5]
Самозащитники сформировали сотни групп по всей территории США и по всему миру. Многие из этих групп называются «Люди прежде всего», но имеют много других названий. [6] В 1990 году обретают силу» (SABE). создали первую американскую национальную организацию самозащиты под названием «Самозащитники самозащитники, в том числе Роланд Джонсон , [7] SABE ведет список групп самозащиты в Соединенных Штатах. [8]
В Великобритании организация People First London Boroughs была основана после участия небольшого числа людей с ограниченными возможностями обучения (британский термин, обозначающий умственную отсталость) на международной конференции, проходившей в США. [9]
Самозащита и институты
[ редактировать ]многие люди с отклонениями в развитии помещались в специальные учреждения До 1970-х годов в детстве. Врачи рекомендовали это родителям, у которых зачастую не было ни знаний, ни ресурсов для ухода за детьми дома. Учреждения изобиловали всевозможными злоупотреблениями. [10] Растущая осведомленность об условиях учреждений в 1960-х и 70-х годах активизировала усилия по выводу людей с ограниченными возможностями из учреждений, и многие из этих людей присоединились к растущему движению самозащиты. [6] Роланд Джонсон провел тринадцать лет в Пеннхерсте и после освобождения стал лидером движения. [7]
В 1965 году тогдашний сенатор Роберт Кеннеди посетил Уиллоубрук , государственное учреждение в Нью-Йорке, с телевизионной командой и рассказал об ужасающих условиях, свидетелем которых он стал, назвав их «змеиной ямой». [11] В 1966 году Бертон Блатт и Фред Каплан выпустили «Рождество в чистилище» — фотоэссе об условиях внутри пяти государственных учреждений для людей с отклонениями в развитии. [12] [13]
Многие самозащитники, независимо от того, сами они пережили учреждения или нет, считают вывод людей с отклонениями в развитии из учреждений приоритетной задачей. В 1974 году Терри Ли Халдерман и ее семья подали в суд на государственную школу и больницу Пеннхерста за многочисленные случаи жестокого обращения и нарушения гражданских прав жителей. [14] Это был первый федеральный иск против государственного учреждения. Районный суд постановил, что права пациента нарушены и учреждение необходимо закрыть. [15] Учреждение не закрывалось до 1987 года. [16]
Одной из первых демонстраций, проведенных самозащитниками, был марш возле государственной школы Белчертона в 1980-х годах. [17] Многие из протестующих пережили Белчертон. [18] Белчертон стала первой государственной школой, на которую подали в суд в 1972 году, когда Бенджамон Риччи, отец Роберта Симпсона Риччи, подал коллективный иск, утверждая, что ужасные условия обучения нарушают права человека жителей. [19] Учреждение не закрывалось до 1992 года. [19]
Нейроразнообразие
[ редактировать ]Джим Синклер считается первым человеком, который рассказал о перспективе борьбы с лечением или правами аутизма . в конце 1980-х годов [20] В 1992 году Синклер стал соучредителем Autism Network International (ANI), которая публикует информационные бюллетени, «написанные аутичными людьми и для них», вместе с Донной Уильямс и Кэти Грант , которые знали Синклера по спискам друзей по переписке и конференциям по аутизму. Первый выпуск информационного бюллетеня ANI « Наш голос» был распространен в Интернете в ноябре 1992 года среди аудитории, состоящей в основном из нейротипичных специалистов и родителей маленьких детей с аутизмом. Число аутичных людей в организации постепенно росло, и ANI стала коммуникационной сетью для аутичных людей-единомышленников. [21] В 1996 году ANI организовала ежегодный ретрит и конференцию для аутичных людей, которая была известна как « Autreat » и проводилась в Соединенных Штатах. [22] Темой первой конференции 1996 года было «Празднование аутистической культуры», и в ней приняли участие около 60 человек. Успех Autreat позже вдохновил на проведение подобных ретритов для аутистов, таких как Ассоциации аутичных сообществ конференция Autspace в США; [23] Autscape в Великобритании; [24] и Project Empowerment в Швеции. [25]
В 1996 году Мартин Деккер , аутичный программист из Нидерландов, запустил список адресов электронной почты под названием «Независимая жизнь в спектре аутизма» (InLv). В список также вошли люди с «двоюродными» заболеваниями, такими как СДВГ , дислексия и дискалькулия . [26] Американский писатель Харви Блюм был членом списка; [26] в статье 1997 года в The New York Times он описал это как «неврологический плюрализм» . [27] Блюм обсудил концепцию «неврологического разнообразия» с австралийским социологом Джуди Сингер . [28] Термин « нейроразнообразие » был впервые опубликован в дипломной работе Сингера с отличием в 1998 году. [29] [30] и в статье Блюма 1998 года в The Atlantic . [31] Блюм был одним из первых самозащитников, предсказавших, какую роль Интернет будет играть в развитии международного движения за нейроразнообразие. [32]
В 2004 году исследователь аутизма Мишель Доусон оспорила прикладной анализ поведения (ABA) по этическим соображениям. Она давала показания в деле Аутон против Британской Колумбии против обязательного финансирования ABA правительством Британской Колумбии. [33] В том же году The New York Times осветила перспективу самозащиты аутизма, опубликовав статью Эми Хармон : «Как насчет того, чтобы не «вылечивать» нас, умоляют некоторые аутисты». [34]
Развитие Интернета предоставило людям с ограниченными возможностями и нейроотличным людям больше возможностей для общения и организации. Учитывая географическое расстояние, коммуникативные и речевые модели нейроотличных людей, а также доминирование нейротипичных специалистов и специалистов без инвалидности, а также членов семей в существующих организациях, Интернет предоставил ценное пространство для самозащитников для организации и общения. [21] Недавнее исследование выявило доказательства того, что аутичные самозащитники и самозащитники с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении во многих организациях по защите прав людей с ограниченными возможностями/аутизмом – символизм широко распространен. [35] Исследования также показывают, что бедность, неоплачиваемые должности в организациях инвалидов и отсутствие поддержки являются основными препятствиями для многих аутистов или людей с умственной отсталостью, которые хотят заниматься самозащитой. [36]
Ценности и цели
[ редактировать ]Человек прежде всего
[ редактировать ]Быть личностью прежде всего — это ценность, сформулированная на ранних этапах движения за самозащиту. Многие люди с I/DD на протяжении всей жизни подвергались дегуманизации или к ним относились как к недочеловекам. Заявив, что они прежде всего личности, самозащитники заявили, что они — нечто большее, чем просто инвалидность, и что они заслуживают тех же прав и возможностей, что и люди без инвалидности. [6]
По этой причине многие люди с нарушениями интеллекта и развития предпочитают язык, ориентированный на человека . На языке человека вы бы сказали «люди с отклонениями в развитии» или «человек с синдромом Дауна». [37] Заметным исключением является аутизм. Несмотря на то, что аутизм является нарушением развития, сообщество склонно отдавать предпочтение языку, ориентированному на идентичность . [38] [39] На языке, ориентированном на идентичность, можно было бы сказать «аутичные люди» или «аутичный человек».
Движение самозащиты также категорически против использования понятий «умственная отсталость», «отсталый» или любых вариаций этого термина. Помимо того, что этот термин больше не признается в качестве медицинского диагноза, этот термин подвергается серьезной стигме. Существует кампания «Скажи слово, чтобы положить конец слову», целью которой является прекращение использования этого термина.
Самоопределение
[ редактировать ]Самоопределение – это право каждого человека делать свой собственный выбор. Людям с умственными отклонениями и отклонениями в развитии часто отказывали в выборе, и это происходит до сих пор. Люди, находящиеся под опекой, не могут самостоятельно принимать решения о том, где им жить и как тратить свои деньги. Самозащитники работают над заменой опеки принятием решений с поддержкой , когда люди могут принимать собственные решения при поддержке друзей, семьи или специалистов.
Достоинство риска – это идея о том, что каждый имеет право совершать ошибки и рисковать. Это связано с самоопределением, которое означает право делать выбор. Многим людям с I/DD не позволяли принимать собственные решения из-за страха, что они могут принять плохие решения, но достоинство риска говорит о том, что право рисковать и совершать ошибки является важным правом человека. Например, человек с умственной отсталостью может поступить в колледж, даже если у него могут возникнуть проблемы с прохождением занятий.
Общественная жизнь
[ редактировать ]Жизнь в сообществе – это идея о том, что люди должны жить в сообществе, а не в учреждениях. Учреждения изолируют людей от их домов, семей и друзей. Они также изобилуют насилием и пренебрежением. Люди с I/DD должны получать поддержку, необходимую им для того, чтобы жить там, где они хотят. Это также основная ценность движения за независимую жизнь .
Равная занятость и образование
[ редактировать ]Сторонники самозащиты выступают за равные возможности во всех сферах жизни, но особенно в образовании и трудоустройстве.
образование до 12 лет
[ редактировать ]До появления движения самозащиты многим людям с нарушениями интеллекта и развития в США не разрешалось посещать школу. Их семьям пришлось либо держать их дома, либо отправить в приют. Некоторые учреждения должны были обеспечивать тамошних людей образованием. Учреждения специально для людей с отклонениями в умственном развитии и развитии назывались государственными школами. Однако на практике образование было недостаточным или отсутствовало вообще. Эти «школы» превратились в склады, полные жестокого обращения и пренебрежения. В 1972 году дело Пенсильванской ассоциации умственно отсталых граждан против Содружества Пенсильвании отменило закон штата, запрещавший детям с умственными недостатками посещать школу. Он установил, что штаты должны обеспечить бесплатное государственное образование для всех детей. Дело Миллс против Совета по образованию округа Колумбия постановило, что школы должны предоставлять учащимся помещения, чтобы они могли посещать государственную школу. В 1975 году президент Джеральд Форд подписал Закон об образовании для детей-инвалидов (теперь известный как Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями ). [40] Этот закон дает право всем детям на получение бесплатного и надлежащего государственного образования (FAPE). Закон требует, чтобы школы предоставляли учащимся жилье и поддержку для посещения школы. Положение о наименее ограничительной среде означает, что учащиеся должны, когда это возможно, обучаться в обычных классах вместе со своими сверстниками, не имеющими инвалидности. Несмотря на это, многие люди с нарушениями интеллекта и развития изолируются в классах специального образования и не получают условий, необходимых для достижения успеха.
Гражданские права
[ редактировать ]Отношения с другими движениями
[ редактировать ]Движение самозащиты развивалось наряду с другими движениями, включая движение за гражданские права, видя общую цель в борьбе за равное обращение. Джон Ф. Кеннеди, помимо принятия закона о гражданских правах, также собрал президентскую комиссию по умственной отсталости. [41] Сторонники самозащиты формулировали свои требования, используя структуру, основанную на правах человека. Известные дела против учреждений были основаны на ущемлении их гражданских прав. [14]
Самозащита развивалась одновременно, но часто отдельно, с движением за независимую жизнь и более широким движением за права инвалидов в 1960-х и 1970-х годах. Эти движения в основном состояли из людей с ограниченными физическими возможностями. Эд Робертс описал «иерархию инвалидности», в которой некоторые инвалидности считались более высокими, чем другие. В этих иерархиях люди с умственными отклонениями и отклонениями в развитии считались внизу. [42] Бетт Макмалдрен обсудила раннее движение за независимую жизнь, сказав: «Я помню, что даже тогда – и я знаю, что программы независимой жизни все еще борются с этим сейчас – мы пытались включить людей с отклонениями в развитии, и мы пытались выяснить, как это сделать. Вы знаете, конечно, были люди с церебральным параличом. Было много людей с умственной отсталостью. Но всегда были разговоры о том, как создавать коалиции и как мы собираемся это делать. сделай это возможным». [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Движение самозащиты» . Проект наследия ADA . Совет Миннесоты по отклонениям в развитии . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Чирелли, Шерил. «Цель Марша десятицентовиков» . ЛюбовьЗнать .
- ^ Jump up to: а б с «Происхождение движения самозащиты: «Достоинство риска» в Швеции» . Параллели во времени: история нарушений развития . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Достоинство риска , получено 2 января 2023 г.
- ^ «Первые конференции самозащиты» . Параллели во времени: история нарушений развития . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с « Мы прежде всего люди » . Параллели во времени: история нарушений развития . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рифкин, Гленн (31 июля 2020 г.). «Больше ничего не упускали из виду: Роланд Джонсон, который боролся за закрытие учреждений для инвалидов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Найдите группы самозащиты» . www.selfadvocacyonline.org . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Бьюкенен, Ян; Уолмсли, Ян (сентябрь 2006 г.). «Самозащита в исторической перспективе» . Британский журнал проблем с обучаемостью . 34 (3): 133–138. дои : 10.1111/j.1468-3156.2006.00410.x . ISSN 1354-4187 .
- ^ «1950-1970 годы Совершенствование учреждений» . Параллели во времени: история нарушений развития . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Визит сенатора Роберта Кеннеди» . Параллели во времени: история нарушений развития . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Рождество в чистилище» . www.preservepennhurst.org . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Блатт, Бертон (1974). Рождество в чистилище: фотоэссе об умственной отсталости . Фред М. Каплан. Сиракьюс, Нью-Йорк: Human Policy Press. ISBN 0-937540-00-5 . OCLC 1192150 .
- ^ Jump up to: а б «Хальдерман против государственной школы и больницы Пеннхерста» . Правосудие по делам инвалидов . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Три судебных дела Пенсильвании, которые изменили мир» . www.preservepennhurst.org . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Пеннхерст закрылся, но судебные разбирательства по обеспечению исполнения мирового соглашения продолжались до 1990-х годов | Центр права общественных интересов» . pubintlaw.org . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Движение самозащиты» . Проект наследия ADA . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Дибвад, Розмари (1987). «Эд Скарнулис берет интервью у Розмари и Гуннара Дибвада» .
- ^ Jump up to: а б «Государственная школа Белчертауна, ужасный дом для «слабоумных» » . Сланец . 07.07.2014. ISSN 1091-2339 . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Соломон, Эндрю (25 мая 2008 г.). «Движение за права аутистов» . Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 27 мая 2008 года . Проверено 27 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Синклер, Джим . (январь 2005 г.). «Международная сеть аутизма: развитие сообщества и его культуры» . Персональный сайт Джима Синклера. Архивировано из оригинала 26 января 2009 г. Проверено 7 ноября 2007 г.
- ^ Синклер, Джим . «История АНИ» . Архивировано из оригинала 26 января 2009 года.
- ^ «Часто задаваемые вопросы – Ассоциация сообщества аутистов» . Ассоциация аутистического сообщества . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ "Концепция" . Аутскейп . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Росквист, Ханна Бертилсдоттер; Браунлоу, Шарлотта; О'Делл, Линдси (1 апреля 2013 г.). «Составление карты социальной географии аутизма – онлайн- и офлайн-рассказы о нейрообщих и отдельных пространствах» (PDF) . Инвалидность и общество . 28 (3): 367–379. дои : 10.1080/09687599.2012.714257 . ISSN 0968-7599 . S2CID 144239845 .
- ^ Jump up to: а б Зильберман, Стив (23 сентября 2015 г.). «Аутизм — ценная часть генетического наследия человечества» . Журнал «Сланец» . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Блюм, Харви (3 апреля 2019 г.). «Аутисты, освобожденные от личных встреч, общаются в киберпространстве» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 г. Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Крафт, Саманта. «Знакомьтесь, Джуди Сингер, пионер нейроразнообразия» . Мой спектрум-люкс . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Сингер, Джуди (1998), «Странные люди: Рождение сообщества среди людей с аутистическим спектром: личное исследование нового социального движения, основанного на неврологическом разнообразии» , Сидней: Факультет гуманитарных и социальных наук Технологического университета
- ^ Певица, Джуди (2017). Нейроразнообразие: рождение идеи . Лексингтон, Кентукки. ISBN 9780648154709 . OCLC 1039095077 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Блюм, Харви (сентябрь 1998 г.). «Нейроразнообразие» . Атлантика . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Блюм, Харви (1 июля 1997 г.). « Аутизм и Интернет» или «Это проводка, дурак » . СМИ в переходном периоде . Массачусетский технологический институт . Проверено 8 ноября 2007 г.
Проект под названием CyberSpace 2000 направлен на то, чтобы к 2000 году подключить к сети как можно больше людей с аутистическим спектром. Причина в том, что «Интернет является важным средством для аутичных людей улучшить свою жизнь, потому что зачастую это единственный способ улучшить свою жизнь». они могут эффективно общаться».
- ^ Коллиер, Роджер. «Аутизм». Гражданин Оттавы (1 декабря 2007 г.). Проверено 17 февраля 2008 г.
- ^ Хармон, Эми (20 декабря 2004 г.). «Как насчет того, чтобы не «лечить» нас, умоляют некоторые аутисты» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 декабря 2011 года . Проверено 7 ноября 2007 г.
- ^ Петри, Габор; Бидл-Браун, Джули; Брэдшоу, Джилл (декабрь 2017 г.). « Больше почета при нарушении, чем при соблюдении» — самозащита и права человека» . Законы . 6 (4): 26. doi : 10.3390/laws6040026 .
- ^ Петри, Габор; Бидл-Браун, Джули; Брэдшоу, Джилл (5 июля 2021 г.). « Даже самозащитнику необходимо покупать молоко» – экономические барьеры для самозащиты в движении за аутизм и умственную отсталость» . Скандинавский журнал исследований инвалидности . 23 (1): 180–191. дои : 10.16993/sjdr.738 . ISSN 1745-3011 . S2CID 237804318 .
- ^ «Человек прежде всего и личность прежде всего» . Askearn.org . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «первый язык человека» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2006 г. Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ Мэлоун, Эмерсон (6 июля 2021 г.). «Как аутичные люди демонстрируют ограничения личного языка» . Новости БаззФида . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «История Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями» . Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями . Проверено 1 февраля 2023 г.
- ^ «Тихая революция» . Параллели во времени: история нарушений развития . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Статус инвалидности не должен иметь иерархии | se smith» . Катапульта . 30 ноября 2021 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Строители и сторонники движения за независимую жизнь в Беркли: Том I» . oac.cdlib.org . Проверено 2 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дибвад, Гуннар; Берсани, Хэнк младший, ред. (2000) [1996]. Новые голоса: Самозащита людей с ограниченными возможностями (переиздание). Кембридж, Массачусетс: Brookline Books. ISBN 978-1-57129-004-5 . OCLC 426222826 . Эта книга включает в себя множество глав, написанных самозащитниками и посвященных движению самозащиты, и представляет историческую перспективу, а также размышления о текущем статусе и будущем направлении движения.
- Международная лига обществ людей с умственными недостатками (1996). Убеждения, ценности и принципы самозащиты . Кембридж, Массачусетс: Brookline Books. ISBN 978-1-57129-022-9 . OCLC 39295683 . В этом буклете рассказывается об убеждениях, ценностях и принципах самозащиты, а также о роли лиц, оказывающих поддержку. Также приводятся примеры передовой практики. Он выпущен ILSMH, созданным для содействия развитию самозащиты на международном уровне.
- Сэндс, Дина Дж.; Вемейер, Майкл Л., ред. (1996). Самоопределение на протяжении всей жизни: Независимость и выбор для людей с ограниченными возможностями . Балтимор: PH Brookes. ISBN 978-1-55766-238-5 . ОСЛК 34192530 . В этой книге признается, что самоопределение является одним из строительных блоков независимости людей с ограниченными возможностями, и исследуются теоретические, развивающие и практические аспекты принятия решений.
- Расширение возможностей самозащитников (1994). Проходит: Встать и рассказать о жизни в наших сообществах . подготовлено Мишель Хоффман. Мемфис, Теннесси: Самозащитники обретают силу. ОСЛК 37870231 . Доступно в ARC Tulsa 1601 S. Main Street, Suite 300, Tulsa, OK 74119, внимание: Мишель Хоффман.
- Уильямс, Пол; Шульц, Бонни (1982). Мы можем говорить за себя . Человеческие горизонты. Лондон: Сувенирная пресса. ISBN 978-0-285-64938-5 . OCLC 9185871 . В этой книге описывается зарождение движения самозащиты в США и Англии. Включает предложения по развитию групп самозащиты.