десятисложный
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2007 г. ) |
Десятисложный ( итальянский : decasillabo , французский : décasyllabe , сербский : десетерац , deseterac ) — поэтический размер десяти слогов , используемый в поэтических традициях силлабического стиха . В языках с ударным ударением ( стих ) это эквивалент пятистопного ямба акцентный или хорея (особенно пятистопного ямба ).
Средневековые французские героические эпопеи ( chansons de geste ) чаще всего состояли из 10-сложных стихов (отсюда десятисложный стих назывался «героическим стихом»), обычно с регулярной цезурой после четвертого слога. (Однако средневековый французский роман ( римский ) чаще всего писался восьмисложными (или восьмисложными ) стихами.)
Использование 10-сложной строки во французской поэзии затмилось 12-сложной александрийской строкой, особенно после 16 века. Однако великое стихотворение Поля Валери «Кладбище у моря» (Le Cimetière marin) написано десятисложно.
Точно так же южнославянская и, в частности, сербская эпическая поэзия, исполняемая под аккомпанемент гусля, традиционно исполняется десятисложным стихом. [ 1 ]
XIX века В итальянской опере эта форма часто использовалась в либретто . Отмечая его использование в операх Джузеппе Верди , музыковед Филип Госсетт описывает просьбу композитора к либреттисту его оперы «Макбет» Франческо Марии Пьяве следующим образом: «Мне бы хотелось сделать припев столь же важный, как и в «Набукко» , но Мне бы не хотелось, чтобы у него был один и тот же ритм, и поэтому я прошу вас об оттонари» [8 слогов; а затем Госсетт продолжает] «Va, pensiero, sull'ali dorate» из «Набукко» , «O Signore del tetto natio» из « I Lombardi» и «Si ridesti il Leon di Castiglia» из «Эрнани» — все они используют поэтический размер decasillabi. [ 2 ]
Джеффри Чосер , автор «Кентерберийских рассказов» , использовал эту поэтическую форму. Чосер [ 3 ] превратил этот размер в ямб или чередующуюся модель из пяти ударных и безударных слогов, ставшую знаменитой благодаря Шекспиру. Чосера Поскольку среднеанглийский язык включал много безударных гласных в конце слов, которые позже умолкли, его поэзия включает большее количество семисложных слов , чем у современных английских поэтов.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Драгиша Живкович (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . п. 92.
- ^ Госсетт, с. 286
- ^ «Декасложный» . credoreference.com . Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Проверено 15 января 2018 г.
Источники
- Госсетт, Филип , дивы и ученый: исполнение итальянской оперы , Чикаго: University of Chicago Press, 2008 г. ISBN 0-226-30482-5
См. также
[ редактировать ]- Метр (стихи)
- Шестисложная строка , шестисложная строка.
- Восьмисложный , восьмисложный стих.
- Hendecasyllable , одиннадцатисложная строка.
- Додекасложный , двенадцатисложный стих.