Японская керамика и фарфор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2024 г. ) |
Гончарное дело и фарфор ( керамика , тодзики , также якимоно ( гончарное дело ) или тогей ( керамическое искусство ) ) — одно из старейших японских ремесел и форм искусства , восходящее к периоду неолита . [ 1 ] Типы включали глиняную , керамическую , керамическую , фарфоровую и сине-белую посуду . Япония имеет исключительно долгую и успешную историю производства керамики. Глиняная посуда изготавливалась еще в период Дзёмон (10 500–300 гг. До н. э.), что дало Японии одну из старейших керамических традиций в мире. Япония также отличается необычайным уважением, которое керамика пользуется в своей художественной традиции благодаря непреходящей популярности чайной церемонии . В период Адзути-Момояма (1573-1603) по всей Японии в печах производилась керамика нетрадиционного дизайна. В ранний период Эдо производство фарфора началось в регионе Хидзэн-Арита на острове Кюсю с использованием технологий, импортированных из Кореи. Эти фарфоровые изделия стали известны как изделия Имари , названные в честь порта Имари, из которого они экспортировались на различные рынки, включая Европу.
В истории японской керамики записаны имена многочисленных выдающихся керамистов, некоторые из которых были художниками-гончарами, например, Хонами Коэцу , Нинсей , Огата Кензан и Аоки Мокубей. [ 2 ] Японские печи анагама также процветали на протяжении веков, и их влияние не уступает влиянию гончаров. Еще одной важной составляющей японского искусства является продолжающаяся популярность неглазурованного керамогранита даже после того, как стал популярен фарфор. [ 2 ] Начиная с 4-го века нашей эры, японская керамика часто находилась под влиянием художественных традиций соседних восточноазиатских цивилизаций, таких как керамика в китайском и корейском стиле . Японские керамисты и гончары черпали вдохновение у своих восточноазиатских коллег-художников, преобразовывая и переводя китайские и корейские прототипы в уникальное японское творение, при этом полученная форма имела отчетливо японский характер. С середины 17 века, когда Япония начала индустриализацию, [ 3 ] высококачественные стандартные изделия, производимые на фабриках, стали популярным экспортным товаром в Европу. В 20 веке начала зарождаться и развиваться отечественная кустарная керамическая промышленность. Крупнейшие японские керамические компании включают Noritake и Toto Ltd.
Японская керамика отличается двумя поляризованными эстетическими традициями. С одной стороны, существует традиция очень простой и грубо обработанной керамики, в основном из глины и с использованием приглушенной палитры земляных цветов. Это относится к дзен-буддизму , и многие из величайших мастеров были священниками, особенно в ранние периоды. Многие произведения также связаны с японской чайной церемонией и воплощают эстетические принципы ваби-саби . Большая часть посуды раку , окончательная отделка которой частично случайна, соответствует этой традиции. [ 4 ] Другая традиция — это высококлассная и яркая фабричная посуда, в основном из фарфора, со сложным и сбалансированным декором, который китайского фарфора . особым образом развивает стили [ 5 ] Третья традиция — простые, но идеально сформированные и глазурованные керамические изделия — также более тесно связана как с китайской, так и с корейской традициями. В 16 веке ряд стилей традиционных утилитарных деревенских изделий, производившихся тогда, вызвали восхищение своей простотой, а их формы часто сохраняются в производстве и по сей день для рынка коллекционеров. [ 6 ]
Виды керамики
[ редактировать ]Виды керамики можно разделить на пять групп:
- неглазурованный фаянс
- глазурованная глиняная посуда глиняная посуда ( глазурованная или тейкадою ): обжигается при относительно низких температурах 800-900 ° C с использованием свинца в качестве среды. Эта техника была завезена с Корейского полуострова в 7 веке. Свинцовая глазурь — еще один тип техники с использованием свинцовой глазури.
- неглазурованный керамогранит (焼き締め陶窓 yakishime tōki ): обжигается при высоких температурах без нанесения слоя глазури. В средние века его использовали для изготовления бытовой утвари, такой как вазы, горшки и другие предметы повседневного обихода, а в период Адзути-Момояма его модифицировали для использования в чайных комнатах из-за его простого вкуса.
- глазурованный керамогранит (施和陶器 seyūtōki или 高火度和 kōkadoyū ): обжигается при температуре 1250°C или выше. Во многих случаях основа не чисто белого, а серого или коричневого цвета. Он имеет более мягкую текстуру, чем фарфор, и впитывает немного воды.
- фарфор (磁器 jiki ): белый цвет с высоким содержанием кремнезема и небольшим количеством примесей. Изделия из глины, изготовленные путем обжига глины при высоких температурах. Эта техника была завезена с Корейского полуострова в начале периода Эдо, а производство началось в Арите , провинция Хидзэн, Кюсю. [ 7 ]
-
неглазурованный фаянс
-
глазурованная глиняная посуда
-
неглазурованный керамогранит
-
глазурованный керамогранит
-
Фарфор
Типы судов
[ редактировать ]Некоторые типичные типы сосудов (器 utsuwa ):
- чашка чая ( чаван чаван )
- банка (壷 цуба )
- чаша ( хати )
- Чайница (чай в стульчике )
Различные особенности сосуда, такие как отверстие, край, горлышко, стенка, внутренняя часть, ножка, маркировка на поверхности и т. д., имеют стандартизированные названия на японском языке.
История
[ редактировать ]Период Дзёмон
[ редактировать ]В период неолита ( ок. 11 тыс. до н. э.) была изготовлена самая ранняя мягкая глиняная посуда.
В ранний период Дзёмон, в 6-м тысячелетии до нашей эры, появилась типичная посуда, изготовленная в виде катушек , украшенная узорами из веревок, отпечатанными вручную. Керамика Дзёмон на пике своего развития приобрела яркий стиль, который был упрощен в более поздний период Дзёмон. Керамику изготавливали путем наматывания глиняных веревок и обжига на открытом огне.
Период Яёй
[ редактировать ]Примерно в IV–III веках до нашей эры период Яёй в появилась керамика Яёй , которая представляла собой еще один стиль глиняной посуды, характеризующийся простым узором или отсутствием узора. Изделия Дзёмон, Яёи, а позже и Хаджи использовали общий процесс обжига, но имели разные стили дизайна.
Кофун период
[ редактировать ]В III-IV веках нашей эры появились печь анагама — крытая туннельная печь на склоне холма и гончарный круг , привезенные на остров Кюсю с Корейского полуострова. [ 8 ]
В печи анагама можно было производить керамические изделия, керамику Сью , обжигаемые при высоких температурах, превышающих 1200–1300 ° C (2 190–2 370 ° F), иногда украшенные несчастными случаями, возникающими при вводе растительного материала в печь во время фазы обжига с пониженным содержанием кислорода. Его производство началось в V веке и продолжалось в отдаленных районах до XIV века. Хотя было выявлено несколько региональных различий, Сью была удивительно однородной по всей Японии. Однако функция керамики Сью со временем изменилась: в период Кофуна ( 300–710 гг. Н.э.) это была в основном погребальная утварь; в период Нара (710–94) и период Хэйан (794–1185) он стал элитной посудой; и, наконец, его использовали как утилитарную посуду и для ритуальных сосудов для буддийских алтарей.
Современная посуда хаджи и ханива погребальные предметы были глиняными, как яёи.
Период Хэйан
[ редактировать ]Хотя техника трехцветной свинцовой глазури была завезена в Японию во времена династии Тан в Китае в 8 веке, официальные печи производили только простую зеленую свинцовую глазурь для храмов в период Хэйан , около 800–1200 годов.
В это время появилась посуда Камуи , а также посуда Ацуми и посуда Токонамэ .
Период Камакура
[ редактировать ]До 17 века неглазурованный керамогранит был популярен для удовлетворения повседневных нужд преимущественно аграрного общества; Основную часть продукции составляют погребальные кувшины, кувшины для хранения и разнообразные кухонные горшки. Некоторые из печей усовершенствовали свою технологию и называются «Шесть старых печей»: Сигараки ( посуда Сигараки ), Тамба, Бидзэн, Токонамэ, Этидзэн и Сето. [ 9 ] [ 10 ]
Среди них печь Сето в провинции Овари (ныне префектура Айти ) использовала технику глазури. Согласно легенде, Като Широдзаэмон Кагемаса (также известный как Тосиро) изучал керамическую технику в Китае и привез в Сето обожженную глазурованную керамику в 1223 году. Печь для обжига Сето в первую очередь имитировала китайскую керамику в качестве замены китайской продукции. Были получены различные глазури: пепельно-коричневая, железно-черная, полевошпатовая белая и медно-зеленая. Эти изделия использовались настолько широко, что Сэто-моно («продукт Сэто») стало общим термином для обозначения керамики в Японии. В печи Сето также производили неглазурованный керамогранит. В конце 16 века многие гончары сэто, спасаясь от гражданских войн, переселились в провинцию Мино в префектуре Гифу, где производили глазурованную керамику: жёлтый сэто ( Ки-Сэто ) , сино, чёрный сэто ( сэто-гуро ) , посуду Орибэ .
Период Муромати
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2016 г. ) |
Согласно летописям, в 1406 году император Юнлэ (1360–1424) из династии Мин подарил десять керамических чаш Цзянь из династии Сун сёгуну Асикаге Ёсимицу (1358–1408), правившему в период Муромати . Несколько японских монахов, посетивших монастыри Китая, также привезли изделия домой. [ 11 ] Поскольку их стали ценить для чайных церемоний, их стали импортировать из Китая, где они стали высоко ценимыми товарами. Пять из этих сосудов южной династии Сун ценятся настолько высоко, что были включены правительством в список национальных сокровищ Японии (ремесла: др.) . Посуда Цзянь позже производилась и развивалась как тэнмоку и имела высокую цену во время чайных церемоний того времени.
Период Адзути-Момояма
[ редактировать ]С середины XI по XVI век Япония импортировала много китайской зеленой посуды из цвета селадона , белого фарфора и сине-белой посуды. Япония также импортировала китайскую керамику, а также корейскую и вьетнамскую керамику. Такая китайская керамика ( тенмоку ) считалась изысканными предметами, которые высшие классы использовали в чайной церемонии. Японцы также заказывали керамику по индивидуальному заказу из китайских печей.
Дорогостоящий импорт также поступал с Лусона и назывался Русун-яки или « лусонская посуда », а также Аннан из Аннама , северный Вьетнам. [ 12 ]
Период Сэнгоку
[ редактировать ]С появлением буддизма в конце 16 века ведущие мастера чая изменили стиль и отдали предпочтение скромным корейским чайным чашкам и домашней посуде изысканному китайскому фарфору. Влиятельный чайный мастер Сэн-но Рикю (1522–1591) обратился к исконно японским стилям простой деревенской керамики, часто несовершенной, которыми он восхищался за их «грубую непосредственность», «решительный сдвиг», имеющий огромное значение для развития японской керамики. [ 13 ] Семья Раку (названная в честь керамики, а не наоборот) поставляла глиняные чайные чашки с коричневой глазурью. Мино, Бидзэн, Сигараки ( посуда Сигараки ), Ига (похожая на Сигараки) и другие домашние печи также поставляли чайную посуду. Художник-гончар Хонами Коэцу изготовил несколько чайных чашек, которые сейчас считаются шедеврами.
Во время Тоётоми Хидэёси в вторжения Корею в 1592 году японские войска привезли корейских гончаров в качестве рабов в Японию. Согласно традиции, один из похищенных, И Сам Пхён , обнаружил источник фарфоровой глины недалеко от Ариты и смог изготовить первые японские гончары. фарфор. Эти гончары также применили улучшенную технологию обжига в ноборигаме или поднимающейся печи, поднимающейся на склон холма и позволяющей достигать температуры 1400 ° C (2550 ° F). [ 14 ] Вскоре были запущены печи Сацума, Хаги, Карацу, Такатори, Агано и Арита.
Или точка
[ редактировать ]В 1640-х годах восстания в Китае и войны между династией Мин и маньчжурами повредили многие печи, а в 1656–1684 годах новое правительство династии Цин остановило торговлю, закрыв порты. Китайские беженцы-гончары смогли использовать в печах Ариты изысканные методы изготовления фарфора и эмалевую глазурь. С 1658 года Голландская Ост-Индская компания обратилась в Японию за сине-белым фарфором для продажи в Европе (см. Фарфор Имари ). В то время печи Арита, такие как печь Какиемон, еще не могли поставлять достаточно качественный фарфор Голландской Ост-Индской компании, но они быстро расширили свои мощности. С 1659 по 1740 год печи Арита могли экспортировать огромное количество фарфора в Европу и Азию. Постепенно китайские печи восстановились и разработали свои собственные стили ярко окрашенных эмалированных изделий, которые европейцы находили столь привлекательными, включая famille Rose , Famille Verte и остальную часть этой группы. Примерно с 1720 года китайские и европейские печи также начали имитировать эмалированный стиль Имари на нижнем уровне рынка, и примерно к 1740 году начался первый период Экспорт японского фарфора практически прекратился. [ 15 ] Печи Арита также поставляли домашнюю утварь, например, так называемую эмалированную посуду Ко-Кутани. [ 16 ]
Фарфор также экспортировался в Китай, большая часть которого была перепродана китайскими купцами другим европейским «Ост-Индским компаниям», которым не разрешалось торговать в самой Японии. Было высказано предположение, что выбор таких предметов был в основном продиктован китайским вкусом, который предпочитал Какиемон изделиям «Имари», что объясняет заметное несоответствие в ранних европейских коллекциях, которое можно реконструировать между голландскими коллекциями и коллекциями других стран, таких как Англия, Франция и Германия. [ 17 ] Поскольку Имари был морским портом, часть фарфора, предназначенного как для экспорта, так и для внутреннего использования, называлась Ко-Имари (старый Имари) . В Европе принято называть синие и белые изделия «Арита», а синие, красные и золотые — «Имари», хотя на самом деле оба изделия часто изготавливались в одних и тех же печах на территории Ариты. В 1759 году темно-красный пигмент эмали, известный как бенгара, стал промышленно доступен, что привело к красноватому возрождению оранжевого стиля Ко-Имари 1720 года .
В 1675 году местная семья Набэсима , правившая Аритой, основала личную печь для изготовления высококачественного эмалированного фарфора для высших классов Японии, который называется посудой Набэсима . При этом в основном используются украшения в традиционных японских стилях, часто с использованием текстиля, а не китайских стилей большинства изделий Арита. [ 18 ] Посуда Хирадо была еще одним видом фарфора, первоначально предназначавшимся для преподнесения в качестве политических подарков среди элиты, где основное внимание уделялось очень тонкой росписи синим цветом на необычайно прекрасном белом корпусе, для чего нанимались художники по свиткам. Эти два типа представляли собой лучший фарфор, произведенный после прекращения экспортной торговли в 1740-х годах. В отличие от посуды Набэсима, Хирадо в XIX веке стал крупным экспортером.
В 17 веке в Киото, тогдашней имперской столице Японии, в печах производилась только прозрачная керамика со свинцовой глазурью, напоминавшая керамику южного Китая. Среди них гончар Нономура Нинсей изобрел непрозрачную надглазурную эмаль и при поддержке храма смог усовершенствовать многие узоры в японском стиле. Его ученик Огата Кензан изобрел своеобразный стиль декоративно-прикладного искусства и поднял Кёяки (киотскую керамику) на новую высоту. Их работы послужили моделями для более поздних Кёяки . Хотя фарфоровые изделия были представлены Кёяки Окудой Эйсеном , надглазурная керамика все еще процветала. Аоки Мокубей, Нинами Дохати (оба ученики Окуда Эйсена) и Эйраку Хозен расширили репертуар Кёяки .
В конце 18 - начале 19 века белая фарфоровая глина была обнаружена в других районах Японии и продавалась внутри страны, а гончарам было разрешено передвигаться более свободно. Местные лорды и купцы установили множество новых печей (например, печь Камеяма и печь Тобе ) для получения экономической прибыли, а старые печи, такие как Сето, были перезапущены как печи для обжига фарфора. Эти многочисленные печи называются «Новыми печами», и они популяризировали среди простого народа фарфор в стиле печей Арита.
Период Мэйдзи
[ редактировать ]Во время международной открытости периода Мэйдзи японское декоративно-прикладное искусство приобрело новую аудиторию и оказало множество влияний. Традиционные покровители, такие как класс даймё, откололись, и многие ремесленники потеряли источник дохода. Правительство проявляло активный интерес к рынку экспорта произведений искусства, продвигая японское искусство на ряде всемирных ярмарок , начиная с Всемирной выставки в Вене 1873 года . [ 19 ] [ 20 ] Императорский двор также проявлял активный интерес к декоративно-прикладному искусству, назначая художников императорского двора и заказывая работы («презентационные изделия») в качестве подарков иностранным сановникам. [ 21 ] Большинство произведений, продвигаемых на международном уровне, относились к декоративному искусству, включая гончарное дело.
Посуда Сацума первоначально называлась керамикой из провинции Сацума , искусно украшенной надглазурной эмалью и позолотой . Эти изделия получили высокую оценку на Западе. Этот стиль, воспринимаемый на Западе как чисто японский, на самом деле во многом обязан импортным пигментам и западным влияниям и был создан с расчетом на экспорт. [ 22 ] Мастерские во многих городах стремились производить этот стиль, чтобы удовлетворить спрос в Европе и Америке, часто производя быстро и дешево. Таким образом, термин «посуда Сацума» стал ассоциироваться не с местом происхождения, а с посудой более низкого качества, созданной исключительно для экспорта. [ 23 ] Несмотря на это, были такие художники, как Ябу Мейзан и Макузу Козан , которые поддерживали самые высокие художественные стандарты, одновременно успешно экспортируя свою продукцию. Эти художники завоевали множество наград на международных выставках. [ 24 ] Мейзан использовал медные пластины для создания детальных рисунков и неоднократно переносил их в керамику, иногда украшая один предмет тысячей мотивов. [ 25 ]
Фарфоровая промышленность Японии была хорошо развита в начале периода Мэйдзи, но изделия массового производства не отличались своей элегантностью. [ 26 ] В эту эпоху технические и художественные инновации превратили фарфор в один из самых успешных во всем мире видов японского декоративного искусства. [ 26 ] Во многом это заслуга Макузу Кодзана , известного своими изделиями Сацума, который с 1880-х годов привнес новую техническую изощренность в украшение фарфора, стремясь при этом сохранить традиционные художественные ценности. [ 27 ] В 1890-х годах он разработал стиль оформления, в котором на каждом изделии сочетались несколько подглазурных цветов. [ 28 ] Техническая сложность его подглазурных работ возросла за это десятилетие, поскольку он продолжал экспериментировать. [ 29 ] За десятилетие с 1900 по 1910 год произошли существенные изменения в форме и оформлении его работ, отражающие западное влияние. [ 27 ] Его работы сильно повлияли на западное восприятие японского дизайна. [ 30 ]
Период Тайсё
[ редактировать ]Японская керамика оказала сильное влияние на британского гончара Бернарда Лича (1887–1979), которого считают «отцом британской гончарной мастерской». [ 31 ] Он жил в Японии с 1909 по 1920 год в период Тайсё и стал ведущим западным интерпретатором японской керамики и, в свою очередь, оказал влияние на ряд художников за рубежом. [ 32 ]
Период Сёва
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2016 г. ) |
В ранний период Сёва , народного искусства движение мингэй ( 民芸 ) начиная с конца 1920-х и 1930-х годов, развивалось . Его основателем был Янаги Соэцу (1889–1961). Он спас скромные горшки, которыми пользовались простолюдины в периоды Эдо и Мэйдзи, которые исчезали в быстро урбанизирующейся Японии. Сёдзи Хамада (1894–1978) был гончаром, который был важной фигурой движения мингей , сделавший город Масико известным центром производства посуды Масико . Другими влиятельными гончарами этого движения были Каваи Канджиро (1890–1966) и Тацузо Симаока (1919–2007). Эти художники изучали традиционные методы глазурования, чтобы сохранить местные изделия, находящиеся под угрозой исчезновения.
Один из самых критических моментов произошел во время войны на Тихом океане , когда все ресурсы были направлены на военные нужды, а производство и развитие стали серьезно затруднены, а рынки пострадали.
Период Хэйсэй, чтобы представить
[ редактировать ]Ряд учреждений перешел под эгиду Управления по охране культурных ценностей .
Печи в Тамбе , выходящие на Кобе , продолжали производить повседневные изделия, использовавшиеся в период Токугава , добавляя при этом современные формы. Большая часть деревенских изделий изготавливалась анонимно местными гончарами в утилитарных целях. Местные стили, как родные, так и импортированные, как правило, сохранялись без изменений и в настоящее время. На Кюсю печи, установленные корейскими гончарами в 16 веке, например, в Койсиваре, Фукуоке и его ответвлении в Онте , увековечили корейские крестьянские изделия 16 века. На Окинаве производство деревенской посуды продолжалось под руководством нескольких ведущих мастеров, причем Киндзё Дзиро удостоился звания нингэн кокухо ( 人間国宝 , букв. « живые культурные сокровища » , официально — хранитель важных нематериальных культурных ценностей) .
Современные гончары работают в Сиге , Иге , Карацу , Хаги и Бизене . Ямамото Масао (Тоусю) из Бизена и Мива Кюсэцу из Хаги были назначены нингэн кокухо . К 1989 году такой чести удостоились лишь полдюжины гончаров, либо как представители знаменитых обжигательных изделий, либо как создатели превосходных техник глазурования и декорирования; две группы были предназначены для сохранения изделий выдающихся древних печей.
В старой столице Киото семья Раку продолжала производить грубые чайные чашки , которые так восхищали Хидэёси. В Мино гончары продолжали реконструировать классические формулы периода Момояма чайных изделий сето Мино, таких как медно-зеленая глазурь посуды Орибэ и ценная молочная глазурь посуды Сино. Художники-гончары экспериментировали в университетах искусств Киото и Токио, чтобы воссоздать традиционный фарфор и его украшения под руководством таких учителей керамики, как Фудзимото Ёсимити , нингэн кокухо . Древние печи для обжига фарфора вокруг Ариты на Кюсю все еще поддерживались родом Сакаида Какиемон XIV и Имаидзуми Имаэмон XIII , потомственных производителей фарфора клана Набэсима ; оба были главами групп, получивших название мукэй бункадзай ( 無形文化財 , см. фарфор Какиэмон и Имари ) .
Британская художница Люси Ри (1902–1995) находилась под влиянием японской керамики и Бернарда Лича, а также получила признание в Японии благодаря ряду выставок. Британский художник Эдмунд де Ваал (род. 1964) изучал Лича и провел несколько лет в Японии, изучая мингей . стиль [ 32 ] Томас Безансон из Канады находился под его влиянием. [ 33 ]
Напротив, к концу 1980-х годов многие гончары-студии больше не работали в крупных или древних печах, а изготавливали классические изделия в различных частях Японии. В Токио ярким примером является Цудзи Сэймэй , который привез свою глину из Сиги , но выращивал ее в окрестностях Токио. Ряд художников занимался реконструкцией китайских стилей декора или глазурей, особенно сине-зеленого цвета морской волны и водянисто-зеленого цинбай . Одной из самых любимых китайских глазурей в Японии является шоколадно-коричневая глазурь тэнмоку , которой покрывали крестьянские чайные чашки, привезенные из южного Китая Сун (в двенадцатом и тринадцатом веках) монахами дзэн . Для японских пользователей эти шоколадно-коричневые изделия олицетворяли дзен-эстетику ваби (деревенская простота). В США примером использования глазури тенмоку являются горшки, брошенные художником японского происхождения Хидеаки Миямура .
Сырье
[ редактировать ]Сырье выбирается в основном исходя из его доступности на местном уровне. В Японии множество базовых продуктов. Из-за природных месторождений каолина на Кюсю обнаружено много глин. Печи традиционно строились на местах залежей глины, и большинство гончаров-студий до сих пор используют местную глину, разработав ряд глазурей и техник декорирования, особенно подходящих для этой глины. Сырье, найденное на Японском архипелаге, варьируется от пригодного для изготовления глиняных изделий до более тугоплавких каолинов. От периода Дзёмон до периода Яёй японские гончары использовали высокопластичные железосодержащие сланцы и аллювиальные глины. Органические материалы появляются в большей части работ раннего периода Дзёмон, но после этого преобладают песок или щебень. [ нужна ссылка ]
Дальнейшие усовершенствования произошли под влиянием Китая в 8-м и 9-м веках нашей эры, когда создатели трехцветных изделий Нара и глазурованных изделий из ясеня Хэйан искали белые огнеупорные глины и улучшали их тонкость за счет левигации. [ нужна ссылка ]
Традиционные методы формирования
[ редактировать ]Самые ранние изделия изготавливались путем прессования глины. Этот метод продолжал использоваться после изобретения колеса, например, при производстве посуды Ренгетсу . Спиральные методы были разработаны в период Дзёмон. Производство методом замешивания и резки плит развилось позже, например, для изготовления ханива глиняных фигурок .
Катушка и бросок
[ редактировать ]В Койсибаре, Онде и Тамбе большие миски и кувшины сначала грубо скручиваются на колесе, а затем формируются методом метания, что известно как «техника катушки и броска». Предварительные этапы такие же, как и при изготовлении катушки, после чего грубая форма смазывается насадкой и формируется между руками гончара при вращении круга. Этот процесс возник 360 лет назад, когда корейская техника была завезена в Японию после вторжения Хидэеси в Корею.
Инструменты
[ редактировать ]Эти инструменты для обработки керамики, как правило, изготовленные из быстрорастущего бамбука или дерева, имеют естественный вид и очень привлекательны. Хотя большинство из них представляют собой японские версии инструментов, знакомых на Западе, некоторые из них являются уникальными японскими изобретениями.
- Гьюбера или «коровьи языки» — это длинные бамбуковые ребра в форме санок, используемые для сжатия дна и придания формы бокам чаш с прямыми стенками. Это традиционный инструмент из Ариты, Кюсю.
- Маруготе — это круглые неглубокие бамбуковые ребра в форме раковины моллюска, используемые для придания формы бокам изогнутых чаш. Их также можно использовать для сжатия днищ брошенных форм.
- Данго , похожие на деревянные ребра, представляют собой бамбуковые ребра в форме листьев, используемые для придания формы и гладкости поверхности горшка.
- Takebera — это «ножи» для обрезки и моделирования бамбука, доступные в нескольких различных формах для резьбы, очистки мокрых горшков, резки и создания эффектов сграффито.
- Тонбо , «стрекозы», являются функциональным эквивалентом западных суппортов с дополнительной функцией. Эти изящные бамбуковые инструменты, подвешенные на такбере или балансирующие на краю горшка, используются для измерения диаметра и глубины брошенных форм.
- Юми — это арфы для обрезки проволоки и бамбука, которые также служат инструментом для флейты. Их используют для срезания неровных или рваных кромок, а также для огранки жестких кожаных форм.
- Цурунокуби , «шеи журавля», представляют собой японские деревянные метательные палки S-образной формы, используемые для придания внутренней формы предметам с узким горлышком, таким как бутылки и некоторые вазы.
- Канна — это режущие, резьбовые и режущие инструменты из железа, используемые для обрезки деталей, резьбы, сграффито и для соскабливания излишков глазури.
- Цучикаки . — это большой железный ленточный инструмент с петлей, который можно использовать как для обрезки, так и для резьбы
- Умакаки — это обрезная арфа , используемая для выравнивания плоских широких поверхностей, таких как дно неглубокой тарелки или блюда.
- Куси – это не строго метательные инструменты; эти гребни используются для нанесения как минимум двух декоративных параллельных линий на поверхности горшка. Самые большие гребни имеют около 20 зубцов.
- Таке -бон-бон – это тоже не метательный инструмент, а японский слип-прицеп. Take bon bon — это бамбуковая бутылка большой вместимости с носиком, из которого шликер и глазурь можно выливать ровной, контролируемой струей, чтобы гончар мог «рисовать» ею.
Товары
[ редактировать ]На протяжении всей его истории существовали сотни различных изделий и стилей. Самые исторические и известные из них получили признание правительства. Для получения дополнительной информации см. список сайтов японской керамики .
Имя | Кандзи | Традиционные сайты | Примечания | Пример изображения |
---|---|---|---|---|
Заветная посуда | посуда Уэно | Фукути, район Тагава, Фукуока | ||
Посуда Айдзухонго | Посуда Айдзу Хонго | |||
Акахад посуда | Акахада посуда | |||
Это была хижина | Акацу посуда | |||
Керамика Амакуса | Амакуса керамика | Амакуса, Кумамото | ||
Арта сказал | Арита посуда | Арита, Сага | Основной источник японского экспортного фарфора с середины 17 века. Производство началось корейскими гончарами в начале периода Эдо . Во множестве печей производились изделия самых разных стилей, в том числе изделия Имари и изделия Набэсима в стиле Какиэмон , а также самые ранние предметы декора . | |
Асахи посуда | Асахияки | |||
Банко посуда | Банко посуда | Префектура Мие | Большинство из них — это чашки , чайники , вазы для цветов и сосуды для сакэ . Предположительно, возник в 19 веке. | |
Бидзэн товары | Бидзэнская посуда | Провинция Бизен | Также называется посудой Inbe. Красновато-коричневая керамическая посуда длительного обжига, предположительно возникшая в VI веке. Один из первых средневековых утилитарных изделий, который использовался в чайной церемонии и получил статус художественной керамики. [ 34 ] | |
Этидзен посуда | Этидзен посуда | |||
Хаги посуда | Хагияки | Хаги, Ямагучи | Поскольку он сгорает при относительно низкой температуре, он хрупкий и быстро передает тепло своего содержимого. | |
Посуда Хасами | Посуда Хасами | |||
Каждая посуда | Ига посуда | |||
Ивами посуда | Ивами посуда | |||
посуда Идзуси | посуда Идзуси | |||
посуда Карацу | посуда Карацу | Карацу, Сага | Самая производимая керамика в западной Японии. Предположительно, началось в 16 веке. | |
Включенная посуда | Касама посуда | |||
Киригоме посуда | Кирикомияки | Миядзаки, Мияги | ||
Посуда Киёмидзу | Посуда Киёмидзу | Киёмидзу, Киото | Подкатегория посуды Кё. | |
Посуда Коишивара | Посуда Коишивара | Префектура Фукуока | Большинство из них — это чашки , чайники , вазы для цветов и сосуды для сакэ , а также, как результат движения народного искусства, практичные предметы для повседневного домашнего использования. Создан корейским гончаром в 16 веке. | |
Кособе посуда | Фурусобе посуда | |||
Все | Кутанская посуда | Префектура Исикава | ||
Кё посуда | Киотская посуда | Киото | ||
Ручки | Масико посуда | |||
Микавати изолирован | Посуда Микавати | |||
Мино посуда | Мино посуда | Провинция Мино | Включает посуду Сино , посуду Орибэ , посуду Сетогуро и посуду Ки-Сэто . | |
Мумёи посуда | Мумёй посуда | |||
Посуда оборисома | Охори Сома посуда | Префектура Фукусима | Основным узором является изображение лошади ( ума или кома ), которое очень популярно в этой местности. Поэтому ее иногда называют посудой Сомакома. | |
Онта посуда | Онтаяки | Онта, Оита | Традиционалистская посуда, производимая небольшой деревенской общиной без электричества. В основном просто, но элегантно оформленная посуда в стиле XVIII века. | |
Отани посуда | Отани посуда | Наруто, Токусима | Крупный вид керамики | |
Посуда раку | Ракуяки | Техника и стиль, практикуемые по всей Японии, а теперь и во всем мире. Обычно сосуды метают вручную, без использования колеса, придавая им простую и довольно грубую форму, и обжигают при низких температурах перед охлаждением на открытом воздухе. В наше время горючий материал обычно помещают в печь, непредсказуемо реагируя с пигментами глазури. Существует пословица об иерархии керамических стилей, используемых для чайной церемонии: «Первый Раку, второй Хаги, третий Карацу». | ||
Сацума посуда | Сацума фарфор | Провинция Сацума | Глиняная посуда - первоначально местное производство простых сосудов, основанное корейскими гончарами около 1600 года. С 19 века термин для обозначения стиля богато украшенной посуды, производимой во многих регионах исключительно для экспорта на Запад. | |
Посуда сету | Посуда сету | Сето, Айти | Самая производимая японская керамика в Японии. Иногда термин Сэто-яки (или Сэто-моно ) обозначает всю японскую керамику. В комплект входит посуда Ofukei . | |
Введите отдельно | посуда Сигараки | Префектура Сига | Один из старейших стилей Японии. Известен керамическими изделиями тануки . | |
Посуда Ситоро | посуда Сидоро | |||
Посуда Сёдай | Посуда Шодай | Арао, Кумамото | ||
Такатори посуда | Такатори посуда | |||
Играйте в свой | Танба Татикуяки | Префектура Хёго | Также называется посудой Татэкуи. Один из шести старейших видов Японии. | |
Тогда давай | Тобэ посуда | Префектура Эхимэ | Большинство из них представляют собой толстую фарфоровую столовую посуду с росписью синим кобальтом. | |
Посуда Токонамэ | Посуда Токонамэ | Токонамэ, Айти | Большинство из них представляют собой вазы для цветов , миски для риса или чайные чашки. | |
Посуда цубоя | Посуда цубоя | Цубоя, Наха | Разновидность рюкюанской керамики . Большинство из них представляют собой толстую фарфоровую столовую посуду с росписью синим кобальтом. | |
Зезе посуда | Зезеяки | Оцу , бывший домен Зезе | Большинство из них представляют собой толстую фарфоровую столовую посуду с росписью синим кобальтом. |
Музеи и коллекции
[ редактировать ]Ряд музеев Японии полностью посвящены только керамике. Среди наиболее известных из них — Музей керамики префектуры Аити недалеко от Нагои , Фарфоровый парк Арита , Музей восточной керамики Фукуока , Музей керамики Кюсю , Сад Норитаке , Музей восточной керамики в Осаке , Керамика Бидзен префектуры Окаяма. Музей и Художественный музей Оцука . Государственные музеи, такие как Национальный музей Кюсю , Национальный музей Киото , Национальный музей Нара , Токийский национальный музей и Художественный музей префектуры Исикава, имеют важные коллекции керамики. В ряде частных музеев также есть важные экспонаты, такие как Художественный музей МОА , Мемориальный музей Мицуи , Художественный музей Сэйкадо Бунко , Художественный музей Фудзита и Мемориальный музей искусств Кубосо в Идзуми . Ряд важных керамических предметов также хранится в различных храмах Японии, таких как Рюко-ин , Кохо-ан и Сёкокудзи , однако эти предметы не выставляются публично.
Большинство музеев керамики по всему миру имеют коллекции японской керамики, многие из которых очень обширны. Современные японские керамические изделия зачастую очень востребованы и дороги. Помимо традиционных стилей, художественные и студийные гончарные изделия в стилях современного искусства на международный рынок производятся .
См. также
[ редактировать ]- Японское ремесло
- Японское искусство
- Китайская керамика
- Корейская керамика и фарфор
- Кинцуги
- Список национальных сокровищ Японии (ремесла: другие)
- Одинокий ребенок
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Картрайт, Марк. «Гончарная мастерская Дземон» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Трубнер 1972 , стр. 18.
- ^ Трубнер 1972 , стр. 17–18.
- ^ Смит, Харрис и Кларк, 116–120, 124–126, 130–133.
- ^ Смит, Харрис и Кларк, 163–177.
- ^ Смит, Харрис и Кларк, 118–119; Форд и Импи, 46–50.
- ^ https://saga-museum.jp/ceramic_en/exhibition/collection/kyushu/ [ только URL ]
- ^ Метрополитен-музей metmuseum.org «Хотя корни суэки уходят в древний Китай, его прямым предшественником является серая продукция периода Троецарствия в Корее».
- ^ «Путешествие. Тысяча лет. Шесть древних печей» .
- ^ «Шесть древних печей ~ Керамика, рожденная и выросшая в Японии ~ (префектуры Аити, Фукуи, Сига, Хёго и Окаяма)» . Японское наследие .
- ^ «Чаепитие и керамические пиалы» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Кекай, Пол (5 сентября 2006 г.). «Квесты клана Дракона и Птицы: Лусонские Банки (Глоссарий)» . Sambali.blogspot.com . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Смит, Харрис и Кларк, 118–119, оба цитируются.
- ^ Смит, Харрис и Кларк, 163.
- ^ Форд и Импи, 126–127.
- ↑ Некоторые утверждают, что такой фарфор производился и в Кутани . См. Посуда Кутани . Садао и Вада, 2003 г., с. 238 считает их продуктом печей Арита.
- ^ Форд и Импи, 126.
- ^ Смит, Харрис и Кларк, 164–165.
- ^ Эрл 1999 , стр. 30–31.
- ^ Лидделл, CB (14 декабря 2013 г.). «[Обзор:] Японизм и развитие движения современного искусства: искусство периода Мэйдзи» . Джапан Таймс . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Эрл 1999 , с. 349.
- ^ Эрл 1999 , стр. 116–117.
- ^ Чекленд, Олив (2003). Япония и Великобритания после 1859 года: наведение культурных мостов . Рутледж Керзон. п. 45. ИСБН 9781135786199 . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Эрл 1999 , стр. 117–119.
- ^ Эрл 1999 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Эрл 1999 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Эрл 1999 , с. 335.
- ^ Эрл 1999 , с. 111.
- ^ Эрл 1999 , с. 247.
- ^ Эрл 1999 , с. 255.
- ^ «Бернард Лич | Художники | Коллекция | Британский Совет — Изобразительное искусство» . Collection.britishcouncil.org . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 г. Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Пол Лейти. «Эдмунд де Ваал: Жизнь в искусстве | Книги» . Хранитель . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ «Брат Томас | Ваза из черных оливок» .
- ^ Уотсон, 260, 262-263.
Библиография
[ редактировать ]- Эрл, Джо (1999). Великолепие Мэйдзи: сокровища императорской Японии: шедевры из коллекции Халили . Санкт-Петербург, Флорида: ISBN Broughton International Inc. 1874780137 . OCLC 42476594 .
- Смит, Лоуренс; Харрис, Виктор; Кларк, Тимоти (1990). Японское искусство: шедевры Британского музея . Публикации Британского музея. ISBN 0714114464 .
- Трубнер, Генри (1972), «Японская керамика: краткая история», Керамическое искусство Японии , Сиэтл, США: Художественный музей Сиэтла, LCCN 74-189738
- Цунэко С. Садао и Стефани Вада, «Открытие искусства Японии: исторический обзор» , Токио-Нью-Йорк-Лондон, KODANSYA INTERNATIONAL, 2003, ISBN 4-7700-2939-X
- Форд, Барбара Бреннан; Импи, Оливер Р. (1989). «Японское искусство из коллекции Джерри в Метрополитен-музее» . Метрополитен-музей . МетПубликации . Проверено 17 сентября 2016 г.
- Уотсон, Уильям , изд. (1981). Великая японская выставка: Искусство периода Эдо 1600–1868 гг . Королевская академия художеств /Вайденфельд и Николсон.
- Сандерс, Герберт Хонг. Мир японской керамики . Коданша Интернэшнл ЛТД, 1967 год.
- Симпсон, Пенни. Справочник по японской керамике . Нью-Йорк и Сан-Франциско: Kodansha International LTD, 1979.
- Тернер, Джейн. «Япония: Керамика». Художественный словарь: от Янсена до Кетеля . 1996. 240+.
- Да, Дженнифер. «Инструменты для метания колес: японский язык: описания и пояснения - традиционные японские глиняные инструменты». Керамика @ Suite101.com. 30 апреля 2007 г. 1 мая 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мурасе, Миеко (2000). Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870999419 .
- Такеши, Нагатаке (1979). Японская керамика из коллекции Танакамару . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Симпсон, Пенни. Справочник по японской керамике . Нью-Йорк и Сан-Франциско: Kodansha International LTD, 1979.
- Тернер, Джейн. «Япония: Керамика». Художественный словарь: от Янсена до Кетеля . 1996. 240+.
- Сандерс, Герберт Хонг. Мир японской керамики . Коданша Интернэшнл ЛТД, 1967 год.
- Да, Дженнифер. «Инструменты для метания колес: японский язык: описания и пояснения - традиционные японские глиняные инструменты». Керамика @ Suite101.com. 30 апреля 2007 г. 1 мая 2009 г.
- «Такигучи Кихейдзи, мастер Орибэ» . Ютуб . 19 апреля 2009 г. Проверено 17 сентября 2016 г.
- Какиемон, Сакаида (2019). Искусство пустоты . Токио: Японский фонд культуры издательской индустрии.