Якобинец (политика)
Часть серии о |
Радикализм |
---|
Из серии «Политика». |
республиканизм |
---|
Политический портал |
Якобинец ( / ˈ dʒ æ k ə b ɪ n / ; Французское произношение: [ʒakɔbɛ̃] ) был членом Якобинского клуба , революционного политического движения, которое было самым известным политическим клубом во время Французской революции (1789–1799). [1] Клуб получил свое название от встречи на доминиканской улице Сент-Оноре в монастыре якобинцев . Доминиканцев во Франции называли якобинцами ( лат . Jacobus , соответствует Жаку по-французски и Джеймсу по-английски). [2] потому что их первый дом в Париже был Монастырь Сен-Жак .
Термины «якобинец» и «якобинство» использовались в разных смыслах. До 1793 года эти термины использовались современниками для описания политики якобинцев на конгрессах 1789–1792 годов. С приходом к власти Максимилиана Робеспьера и монтаньяров в 1793 году они с тех пор стали синонимами политики правления террора . при этом якобинство теперь означает «Робеспьеризм». [3] Поскольку якобинство на протяжении веков увековечивалось через легенды, наследие, традиции и другие неисторические средства, этот термин приобрел «семантическую эластичность» во французской политике конца 20-го века с «неопределенным диапазоном значений», но все с «центральной фигурой». суверенной и неделимой публичной власти, обладающей властью над гражданским обществом». [4] Сегодня во Франции якобинец в разговорной речи означает ярого или республиканского сторонника централизованной и революционной демократии или государства. [5] [6] а также «политик, враждебно относящийся к любой идее ослабления и расчленения государства». [7]
Во Французской революции
[ редактировать ]Якобинский клуб был одной из нескольких организаций, выросших в результате Французской революции, и отличался своей левой , революционной политикой. [8] [9] Из-за этого якобинцы, в отличие от других сект, таких как жирондисты (которые первоначально были частью якобинцев, но разветвились), были тесно связаны с санкюлотами , которые были популярной силой парижан рабочего класса, игравшей решающую роль в развитии революции.
Якобинцы имели значительное присутствие в Национальном собрании ; их прозвали «горой» или монтаньяром из-за места в самой верхней части зала. В конце концов, революция сплотилась вокруг власти Горы с помощью восстаний санкюлотов, и якобинцы под руководством Робеспьера установили революционную диктатуру, или совместное господство Комитета общественного спасения и Комитета общественного спасения. Общая охрана .
Якобинцы были известны тем, что создали сильное правительство, которое могло справиться с потребностями войны, экономического хаоса, а также внутренних восстаний (таких как война в Вандее ). Это включало создание первого в мире всеобщего призыва в армию как решение пополнения армейских рядов для подавления гражданских беспорядков и ведения войны. [10] [11] Якобинская диктатура была известна введением правления террора, направленного против спекулянтов, монархистов , правых жирондистов , эбертистов и предателей, и привело ко многим обезглавливаниям.
Якобинцы поддерживали права собственности, но представляли гораздо более буржуазную позицию, чем правительство, пришедшее им на смену в Термидоре .
Они выступали за свободную торговлю и рыночную экономику, как и жирондисты, но их отношение к народу сделало их более склонными к принятию интервенционистской экономической политики. [8] : 81–82 В отличие от жирондистов, их экономическая политика отдавала предпочтение контролю над ценами ( т. е . общему максимуму ) на такие основные продукты питания, как зерно и отдельные товары для дома и бакалейные товары для решения экономических проблем. [10] Используя революционную армию , они нацелились на фермеров, богатых и других лиц, у которых могут быть запасы товаров первой необходимости («товары первой необходимости»), служащие национальной системе распределения, с суровым наказанием для отказывающихся от сотрудничества накопителей. [12]
Другим принципом якобинства является секуляризм , который включает устранение существующих религий в пользу религий, управляемых государством ( т.е. культов Разума и Высшего Существа ). [13] [14]
Якобинизм как идеология был таким образом развит и реализован во время Французской революции 1789 года. По словам Франсуа Фюре в «Penser la révolution française» (цитируется Хоэлем в «Introduction au Jacobinisme…» ), «якобинизм — это одновременно идеология и сила. : система представлений и система действий». («Якобинизм - это à la fois une ideologie et un pouvoir: un système de représentations et un système d'action»). во Франции Его политические цели были в основном достигнуты позже, во время Третьей республики . [15]
Франция
[ редактировать ]Якобинство не закончилось с якобинцами. Робеспьерист Франсуа-Ноэль Бабеф в конце концов отверг правление якобинцев и приветствовал конец террора. [16] Однако позже он отказался от термидоранской реакции , свергнувшей якобинцев, и вернулся к Робеспьерам. [16] В мае 1796 года он вместе с нео-робеспьеристами возглавил неудавшийся государственный переворот , пытаясь вернуть республику к конституции горцев 1793 года в рамках «Заговора равных» . [17] [18] Его политическая идеология представляла собой форму неоякобинизма и исконного коммунизма , которая подчеркивала эгалитарное разделение всей земли и собственности, проводимое диктатурой Равных. [19] Его идеи были широко разрекламированы и получили дальнейшее развитие как «бабевизм» коллегой Филиппо Буонароти в его книге 1828 года История « заговора Бабефа за равенство ». [20]
Фридрих Энгельс и Карл Маркс назвали Заговор равных «первым появлением по-настоящему активной коммунистической партии». [21] [20] Лев Троцкий поддержал эти настроения, заявив, что основание Коммунистического Интернационала ознаменовало «продолжение в прямой преемственности героических усилий и мученичества длинной череды революционных поколений, начиная с Бабефа». [22]
Сам Робеспьерист, [23] В 1836 году Буонароти написал «Наблюдения за Максимилианом Робеспьером» , в которых вождя якобинцев превозносил как легенду и героя. Его изображение Робеспьера как образца для социалистов-революционеров оказало большое влияние на молодых социалистов и республиканцев, таких как Альбер Лапоннерэ . [24]
смутьян XIX века Социалистический , националист и основатель бланкизма Луи Огюст Бланки выразил восхищение якобинскими лидерами террора, такими как Робеспьер и Луи Антуан де Сен-Жюст , описывая их в мессианских терминах. [25] [26] [27] [28] Есть свидетельства того, что его принципы были также продиктованы бабевизмом благодаря его знакомству с Буонарроти. [29] После Французской революции 1848 года он критиковал современников, утверждавших, что они являются наследниками якобинства, написав: «Наши самозваные монтаньяры представляют собой карикатуру, даже очень плохую копию жирондистов». [25] [30] Его взгляд на Робеспьера позже изменился из-за понимания казней Террора Жоржа Дантона и эбертистов , а также формирования Культа Высшего Существа, последнее из-за пропаганды Бланки материализма и атеизма . [25] [31] По мнению Бланки, эбертисты были настоящими революционерами в защите атеизма, науки и равенства. [25] [31] Он сказал, что социализм необходимо строить на фундаменте, заложенном Французской революцией, и что лучше будет защищать идеалы Просвещения , чем якобинство, добавив тост: «Граждане, Гора мертва! За социализм, ее единственного наследника!» [25] [28]
Различные французские левые партии заявляли, что являются «истинными наследниками» Французской революции и Парижской Коммуны 1871 года . [32] На аспекты Бланки также претендовали французские политические группы, такие как радикальные социалисты и сталинисты . [32] Другие организации включали Французский Центральный революционный комитет и его преемницу, Партию социалистов-революционеров , а также бланкистскую секцию Международной ассоциации рабочих или Первого Интернационала .
4 октября 1919 года Александр Варенн основал социалистическую ежедневную газету La Montagne, Quotidien de la Démocratie Socialiste du Centre . [33] Название было выбрано, чтобы отразить его соответствие идеям монтаньяров. [33]
В 1930-х годах в коалицию Народного фронта входила Французская коммунистическая партия или Французская коммунистическая партия (PCF), которая вместе с частью социалистической французской секции Интернационала рабочих (SFIO) все больше подчеркивала патриотизм. [34] ФКП характеризовались как «новые якобинцы», а их лидер Морис Торез - как «сталинистский якобинец». [34]
Среди французских правых сотрудничавший с нацистами основатель неосоциализма Марсель Деа, как известно, был вдохновлен якобинской политикой. [35]
Индия
[ редактировать ]В 1794 году Типу Султан основал Якобинский клуб Майсура и объявил себя «гражданином Типу». при поддержке французских офицеров-республиканцев [36] В последующей Четвертой англо-майсурской войне 1799 года против Типу британцы вынудили сдаться французских военнослужащих, мобилизованных Франсуа Рипо , сославшись на их «самые опасные принципы якобинства». [37] Один историк утверждал, что британская Ост-Индская компания сфабриковала существование клуба, чтобы оправдать британское военное вмешательство. [38]
Италия
[ редактировать ]Бланкизм оказал заметное влияние на Бенито Муссолини , который основал фашизм как результат революционного социализма . [39] Он утверждал, что «внес в итальянский социализм что-то от (Анри) Бергсона, смешанное с большей частью Бланки», включая национализм Бланки, идею правления доминирующего меньшинства и применения насилия. [25] Однако Муссолини отказался от связей бланкизма с Просвещением и коммунизмом и вместо этого заявил, что фашизм «противоположен всем индивидуалистическим абстракциям, основанным на материализме восемнадцатого века; и он против всех якобинистских утопий и инноваций». [25] [40] На шапке его газеты Il Popolo d'Italia были цитаты Бланки («У кого есть сталь, у того и хлеб») и Наполеона Бонапарта («Революция — это идея, нашедшая штыки!»). [41] Лев Троцкий назвал фашизм в некотором смысле «карикатурой на якобинство». [42]
Польша
[ редактировать ]Король Станислав II Август был очарован американской конституцией , идеалами Жиронды 1790–1792 годов и должностью Роя Ситойена («Гражданин-король»). [43] [44] Он участвовал в разработке польской конституции 1791 года , которая предусматривала социальные реформы, гарантирующие «свободу, собственность и равенство каждого гражданина». [43] Его ратификация побудила некоторые отделения Общества друзей Конституции поддержать короля и его Речь Посполитую и помогла сформировать французскую конституцию, принятую позже в том же году. [43] [45]
Хотя конституционалисты и имели контакты с якобинскими клубами, они явно не были якобинцами. [46] Однако до войны 1792 года, сокрушившей республику, российская императрица Екатерина Великая утверждала, что конституция была работой якобинцев и что она будет «бороться с якобинством в Польше» и «якобинцами Варшавы». [37] [43] [46]
Россия и Советский Союз
[ редактировать ]В 1870-е годы появилась « Рабочая Марсельеза » — русская революционная песня на мелодию Роберта Шумана , вдохновленную « Марсельезой » 1792 года. [47] Он использовался в качестве государственного гимна Временного правительства России и в Советской России в течение короткого времени наряду с « Интернационалом ». [48]
В начале 20 века большевизм и якобинство были связаны. [49] Представления России о Французской революции проникли в образованное общество и нашли отражение в речах и трудах лидеров, в том числе Льва Троцкого и Владимира Ленина . [50] [51] Они смоделировали свою революцию по образцу якобинцев и террора, причем Троцкий даже предполагал суд над Николаем II, аналогичный суду над Людовиком XVI . [52] Ленин считал казнь бывшего царя и его ближайших родственников необходимой, подчеркивая прецедент, созданный во время Французской революции. [53] В то же время большевики сознательно старались избежать ошибок, допущенных, по их мнению, французскими революционерами. [52]
Ленин называл Робеспьера «большевистским авантюристом » и воздвиг ему статую . [54] [55] Другие статуи были запланированы или установлены в честь других видных участников Террора, а также Бабефа. [56] Воскресенская набережная в Санкт-Петербурге в 1923 году также была переименована в Набережную Робесперу в честь французского лидера; в 2014 году ему вернули первоначальное название. [57]
Как и Карл Маркс , Ленин рассматривал общий прогресс событий во Франции с 1789 по 1871 год как Французскую буржуазную революцию. [58] Он придерживался политики монтаньяров по централизации власти для стабилизации нового государства, достоинству и необходимости террора против угнетателей и «союза между пролетариатом и крестьянством» («революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьян»). . [59] Он называл свою сторону Горой или Якобинцем, а своих противников -меньшевиков называл «Жирондой». [60]
Великобритания
[ редактировать ]Условные тощие французские революционные санкюлоты- якобинцы были разработаны примерно с 1790 года британскими -сатириками художниками Джеймсом Гиллреем , Томасом Роулендсоном и Джорджем Крукшенком . Его обычно противопоставляли флегматичному, коренастому консерватору и благонамеренному Джону Буллю , одетому как английский деревенский сквайр. CLR Джеймс также использовал этот термин для обозначения революционеров во время Гаитянской революции в своей книге «Черные якобинцы» .
Томас Пейн был сторонником Французской революции и поддерживал жирондистов. В то же время протестантские диссиденты, стремившиеся получить освобождение от Закона об испытаниях и корпорациях, поддержали Французскую революцию, по крайней мере, на ее ранних стадиях, увидев уступки религиозным меньшинствам со стороны французских властей в 1787 году и в Декларации прав человека . [61] Публикации Пейна пользовались поддержкой со стороны радикальных фракций пейнитов, таких как Манчестерское конституционное общество. Видные члены Общества, работавшие в радикальной газете Manchester Herald называли радикалов якобинцами . , даже связались с Якобинским клубом во Франции 13 апреля 1792 года. Таким образом, их оппоненты [62] Региональный пейнитский радикализм был неправильно изображен как английский якобинизм и подвергся нападкам со стороны консервативных сил, включая Эдмунда Берка , еще в 1791 году. [63] Лондонское революционное общество также переписывалось с Национальным собранием, начиная с ноября 1789 года. Их письма были распространены среди региональных якобинских клубов, и к весне 1792 года с обществом переписывались около 52 клубов. [64] Другие региональные британские революционные общества сформировались в центрах британского якобинства. [65] В число английских якобинцев входили молодой Сэмюэл Тейлор Кольридж , Уильям Вордсворт и другие до их разочарования в начале правления террора . Другие, такие как Пейн, Уильям Хэзлитт и вигов государственный деятель Чарльз Джеймс Фокс , оставались идеалистами в отношении революции.
Лондонское корреспондентское общество, основанное в 1792 году, было частично создано по образцу якобинцев, чтобы оказывать законопослушное давление на правительство с целью проведения демократических реформ. [66] Шотландские отделения обществ друзей народа настаивали на парламентской реформе на Шотландском съезде 1792 года в Эдинбурге, используя явное подражание якобинцам. [66]
В целом, после 1793 года, когда жирондисты были оттеснены на второй план и начался террор, «якобинец» стал уничижительным для радикальной левой революционной политики. [67] и был связан с подстрекательством. [68] В дальнейшем это слово пропагандировалось в Англии газетой Джорджа Каннинга 1797–1798 годов «Антиякобинец» , а затем Джона Гиффорда 1798–1821 годов «Антиякобинским обзором» , в которых критиковались английские радикалы 18 и 19 веков. Более подробную информацию об английском якобинстве можно найти в книге Э. П. Томпсона « Становление английского рабочего класса» .
В число валлийских якобинцев входит Уильям Джонс , радикальный патриот, который был страстным учеником Вольтера . Вместо того, чтобы проповедовать революцию, Джонс считал, что необходим исход из Уэльса и что в Соединенных Штатах следует основать новую валлийскую колонию. [69]
Социалистическое чартистское движение в первой половине XIX века было вдохновлено Робеспьером. [3] Лидер чартистов Джеймс Бронтер О'Брайен защищал Робеспьера, описывая его как «одного из величайших людей и одного из самых чистых и просвещенных реформаторов, которые когда-либо существовали в мире». [70] [71] Он пришел к Робеспьеру благодаря изучению Буонарроти. [3] и даже служил переводчиком Буонарроти для английского издания « Истории заговора Бабефа за равенство» Буанарроти, куда он также включил свои собственные наблюдения. [72]
Австрия
[ редактировать ]В переписке австрийского государственного деятеля и дипломата принца Клеменса фон Меттерниха и других лидеров репрессивной политики, последовавшей за вторым падением Наполеона в 1815 году, «якобинец» термин например к российскому императору Александру I. обычно применяется к любому человеку с прогрессивными тенденциями , [73]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Федералисты часто характеризовали Томаса Джефферсона , который сам вмешался во Французскую революцию, [74] и его Демократическая республиканская партия как якобинцы. [75] Ранние федералистские американские газеты во время Французской революции называли Демократическую республиканскую партию «Якобинской партией». [76] Наиболее яркими примерами являются « Газетт Соединённых Штатов» , издававшаяся в Филадельфии, и « Делавэр энд Истерн-Шор Рекламер» , издававшаяся в Уилмингтоне во время выборов 1800 года. [ нужна ссылка ]
В современной американской политике термин «якобинец» часто используется для описания экстремистов любой партии, требующих идеологической чистоты. [77]
Доказывая антагонистические отношения между прессой и мятежным от Аризоны кандидатом в президенты от консерваторов Барри Голдуотером , [78] [79] [80] Газета New York Times напала на Голдуотера в репортаже о Дне взятия Бастилии на Национальном съезде Республиканской партии 1964 года . Газета называла его сторонников «кактусами якобинцами», сравнивая их оппозицию с «истеблишментом» восточных республиканцев (см. Рокфеллеровский республиканец ) и «ищущими сенсаций обозревателями и комментаторами», как выразился умеренный бывший президент Дуайт Эйзенхауэр , с казнью представителей Ancien Régime. в эпоху террора. [81] Напротив, Л. Брент Бозелл-младший написал в плодотворной работе Голдуотера «Совесть консерватора» (1960), что «на протяжении всей истории истинный консерватизм воевал в равной степени с автократами и с «демократическими» якобинцами». [82]
В 2010 году было основано американское левосоциалистическое издание Jacobin . [83] [84]
В выпуске The New York Review of Books от 27 мая 2010 года профессор политологии и гуманитарных наук Колумбийского университета и самопровозглашенный либерал. [85] Марк Лилла проанализировал три недавние книги, посвященные недовольству американских политических партий, в обзоре под названием «Якобинцы чаепития». [86] С другой стороны, историк Виктор Дэвис Хэнсон сравнил подъем и политику левых в Демократической партии в 2019 году с якобинцами и якобинизмом. [87]
Влияние
[ редактировать ]Политическая риторика и популистские идеи, поддерживаемые якобинцами, привели к развитию современных левых движений на протяжении 19 и 20 веков, при этом якобинство стало политической основой почти всех левых школ мысли, включая анархизм , коммунизм и социализм . [88] [89] [90] Парижская Коммуна рассматривалась как революционная преемница якобинцев. [91] [92] Подспудное течение радикальных и популистских тенденций, поддерживаемых и проводимых якобинцами, создаст полный культурный и социальный шок внутри традиционных и консервативных правительств Европы, что приведет к появлению новых политических идей общества. Якобинская риторика привела к усилению секуляризации и скептицизма по отношению к правительствам Европы на протяжении 1800-х годов. [93] Эта сложная и полная революция в политической, социальной и культурной структуре, частично вызванная якобинцами, имела длительное влияние на всю Европу, причем такие социальные революции на протяжении 1800-х годов завершились революциями 1848 года . [94] [95]
Якобинский популизм и полное структурное разрушение старого порядка привели к усилению революционного духа во всей Европе, и такие изменения будут способствовать созданию новых политических основ. Это также послужило основой для новых политических идеологий. Например, во Франции Жорж Валуа , основатель первой неитальянской фашистской партии Файссо , [96] утверждал, что корни фашизма берут начало в якобинском движении. [97] Хотя фашизм имеет сходство с якобинством, особенно как демократический национализм, борющийся против существующего порядка, непосредственно проследить его происхождение сложно. [98] Сами фашистские группы придерживались различных мнений о Французской революции, в основном негативных, а немецкие национал-социалисты прямо осуждали ее. [98] Итальянские фашисты призывали фашизм превзойти Французскую революцию «с новым типом демократии, управляемой производителями». [99] Некоторые французские фашисты относились к якобинству и революции неоднозначно или восхищались ими. [100] Валуа, с другой стороны, рассматривал революцию как начало движения, как социалистического, так и националистического, которое фашисты завершат. [101]
Левые организации возьмут различные элементы из основного фундамента якобинцев. Анархисты получили влияние от использования якобинцами массовых движений , прямой демократии и левого популизма , которые повлияли на тактику прямого действия . [ нужна ссылка ] Некоторые марксисты черпали влияние крайнего протекционизма якобинцев и идеи авангардного защитника республики, которая позже развилась в авангардизм . [ нужна ссылка ] Якобинская философия полного демонтажа старой системы с совершенно радикальной и новой структурой исторически рассматривается как одно из самых революционных и важных движений в современной истории. [89] [93] [95]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тони Джадт (2011). Марксизм и французские левые: исследования труда и политики во Франции, 1830–1981 гг . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета . п. 108.
- ^ https://www.huffingtonpost.co.uk/amp/entry/james-the-meaning-origin-and-other-facts-about-the-name_n_7329710/ Huffington Post
- ^ Jump up to: а б с Матье, Альберт (1910). Политика Робеспьера и 9-й термидор, объясненные Буонарроти . Ле Пюи-ан-Веле, Франция: де Пейриллер, Рушон и Гамон. п. 2.
- ^ Фюре, Франсуа (1989). «Якобинизм». В Фюре, Франсуа ; Озуф, Мона (ред.). Критический словарь Французской революции [ Dictionnaire Critique de la Révolution française ]. Перевод Голдхаммера, Артура . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 710. ИСБН 978-0674177284 . Проверено 24 февраля 2022 г.
Семантическая эластичность этого термина во французской политике конца двадцатого века свидетельствует о работе времени. «Якобинизм» или «якобинизм» теперь могут относиться к широкому спектру пристрастий: неделимый национальный суверенитет, роль государства в преобразовании общества, централизация правительства и бюрократии, равенство между гражданами, гарантированное единообразием закона, возрождение через образование. в республиканских школах или просто тревожная забота о национальной независимости. Однако в этом расплывчатом диапазоне значений по-прежнему доминирует центральная фигура суверенной и неделимой публичной власти, обладающей властью над гражданским обществом [...].
- ^ «якобинец» . Ларус (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «якобинец» . Ле Робер (на французском языке). Париж, Франция . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Рей, Ален , изд. (2010). Исторический словарь французского языка (PDF) (на французском языке). Словари Ле Робера . п. 4951. ИСБН 978-2-84902-646-5 .
- ^ Jump up to: а б Руде, Джордж (1988). Французская революция: ее причины, история и наследие через 200 лет . Феникс. ISBN 1857991265 . [ нужна страница ]
- ^ Фремонт-Барнс, Грегори, изд. (2007). Энциклопедия эпохи политических революций и новых идеологий, 1760–1815 гг . Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood . стр. 307, 403. ISBN. 978-0313334450 .
- ^ Jump up to: а б Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 760. ИСБН 0-394-55948-7 .
- ^ «Проект» . История . Телевизионные сети A&E . 24 января 2020 г. Дата обращения 25 апреля 2021 г.
- ^ Шама 1989 , стр. 757–758.
- ^ Готшалк, Луи Р. (1929). Эпоха Французской революции (1715–1815) . Компания Хоутон Миффлин . стр. 258–259 .
- ^ Бринтон 2012 , с. 126.
- ^ Бринтон, Крейн (2012). Якобинцы: Очерк новой истории . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций . стр. 227–228. ISBN 978-1412848107 .
- ^ Jump up to: а б Фюре 1989 , с. 181
- ^ Фюре 1989 , с. 184
- ^ Филлипс 1911 , с. 93.
- ^ Фюре 1989 , с. 710
- ^ Jump up to: а б Фюре 1989 , с. 179.
- ^ Карл Маркс (1985). «Морализующая критика и критическая мораль…». О Французской революции . Париж: Социальное издательство. п. 91.
- ^ О'Каллаган, Эйнде (1996). «Двухсотлетие Бабефа: заговор или революционная партия?» . Международный социализм . 2 (72).
- ^ Матье 1910 , стр. 4–5.
- ^ Биллингтон, Джеймс (2017). Огонь в умах людей: истоки революционной веры . Рутледж . стр. 248–249. ISBN 978-1351519816 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Грин, Дуг Энаа (28 декабря 2017 г.). «Бланки и коммунистическое просвещение» . Левый голос . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Бланки, Огюст (2 февраля 1834 г.). «Равенство – наш флаг» . № 1. Le Libérateur. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Козер, Льюис (осень 1958 г.). «Первый профессиональный революционер » . Несогласие . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бланки, Огюст (1849). «Банкет рабочих-социалистов. Председатель: Огюст Бланки, задержанный в Венсенне» . Париж: Чез Пейдж. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Бернштейн, Сэмюэл (1971). Огюст Бланки и искусство восстания . Лондон: Лоуренс и Уишарт . п. 45. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Бланки, Огюст (ок. 1851). «Работай, страдай и умри» . Архив Бланки . Кингстон-апон-Темз, Великобритания: Кингстонский университет . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бланки, Огюст (2016). Ле Гофф, Филипп; Холлуорд, Питер (ред.). «Философско-политические фрагменты (1840–70-е годы)» . Архив Бланки (на французском языке). Кингстон-апон-Темз, Великобритания: Кингстонский университет . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Спитцер, Алан Б. (1957). Революционные теории Луи Огюста Бланки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . стр. 18–20. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Гора (1919–1944)» . Клермон-Ферран, Франция: Библиотеки и медиатеки Клермон-Овернь-Метрополь. Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Уордхау, Джессика (2007). «Борьба за Неизвестного солдата: оспариваемая территория французской нации в 1934–1938 годах» . Современная и новейшая Франция . 15 (2): 185–201. дои : 10.1080/09639480701300018 . S2CID 143962782 . Архивировано из оригинала 18 марта 2022 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Коллаборационисты . Порог . 1976. с. 331.
- ^ Ройчоудхури, Упендракишор (2004). Белые Моголы . Книги Пингвинов Индия. п. 101. ИСБН 978-0-14-303046-1 .
- ^ Jump up to: а б Раппорт М. 2015 , с. 17.
- ^ Бутье, Жан (2005). «Верительные грамоты» капера Рипо. «Якобинский клуб» в Шрирангапатнаме (Индия), май-июнь 1797 года» . Учёные Индии .
- ^ Сеттембрини, Доменико (октябрь 1976 г.). «Муссолини и наследие революционного социализма». Журнал современной истории . 11 (4): 239–268. дои : 10.1177/002200947601100412 . JSTOR 260198 . S2CID 159059543 . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Фашизм: доктрина и институты: Бенито Муссолини (1932)» . Всемирный фонд будущего . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Делзелл, Чарльз Ф. (весна 1988 г.). «Вспоминая Муссолини». Ежеквартальный журнал Уилсона . 12 (2): 121. JSTOR 40257305 . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Троцкий, Леон (1969). Фашизм: что это такое и как с ним бороться . Нью-Йорк: Следопыт Пресс . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хенш, Йорг К. (1997). «18. Гражданин, нация, конституция: реализация и провал конституции от 3 мая 1791 года в свете взаимного польско-французского влияния» . Фишман, Сэмюэл (ред.). Конституция и реформа в Польше восемнадцатого века: Конституция от 3 мая 1791 года . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-06158-4 .
- ^ Либишовская, Зофия (1997). «10. Влияние американской конституции на польское политическое мнение в конце восемнадцатого века» . Фишман, Сэмюэл (ред.). Конституция и реформа в Польше восемнадцатого века: Конституция от 3 мая 1791 года . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-06158-4 .
- ^ Фишман, Сэмюэл (1997). «19. Мнения Европы и Америки о Конституции от 3 мая» . Фишман, Сэмюэл (ред.). Конституция и реформа в Польше восемнадцатого века: Конституция от 3 мая 1791 года . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-06158-4 .
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Норман (1997). «1. Третье мая 1791 года» . Фишман, Сэмюэл (ред.). Конституция и реформа в Польше восемнадцатого века: Конституция от 3 мая 1791 года . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-06158-4 .
- ^ Fakhretdinov, Rustam (2018). " "Russkaya marseleza": zhestokiy romans Petra Lavrova ["The Russian Marseillaise": A Cruel Romance of Pyotr Lavrov]" . Antropologicheskij Forum . 14 (36): 117–153. doi : 10.31250/1815-8870-2018-14-36-117-153 .
- ^ Соболева Н.А. (2005). «Из истории отечественных государственных гимнов» (PDF) . Национальная история (на русском языке) (1): 10–12. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года. Проверено 26 февраля 2022 года.
- ^ Матье, Альберт (1920). Большевизм и якобинство . Париж: Librairie du Parti Socialiste et de l’Humanite.
- ^ Джексон, Джордж (1995). «24. Влияние Французской революции на ленинскую концепцию русской революции». В Швабе, Гейл М.; Жаннини, Джон Р. (ред.). Французская революция 1789 года и ее последствия . Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood . п. 273. ИСБН 031-329-339-2 .
- ^ Шенфельд, Габриэль (1995). «25. Использование прошлого: большевизм и французская революционная традиция». В Швабе, Гейл М.; Жаннини, Джон Р. (ред.). Французская революция 1789 года и ее последствия . Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood . п. 287. ИСБН 031-329-339-2 .
- ^ Jump up to: а б Шадмин (26 декабря 2016 г.). «Кромвель, Робеспьер, Сталин (и Ленин?): всегда ли революция должна означать катастрофу?» . Встречный огонь. Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Волкогонов, Дмитрий (1994). Ленин: Жизнь и наследие . Перевод Шукмана, Гарольда . Лондон: ХарперКоллинз . п. 208. ИСБН 978-0-00-255123-6 .
- ^ Матье 1920 , с. 3.
- ^ Джордан, Дэвид П. (2013). Революционная карьера Максимилиана Робеспьера . Нью-Йорк : Саймон и Шустер . ISBN 978-147-672-571-0 .
- ^ Шенфельд 1995 , с. 286.
- ^ "Voskresenskaya Embankment" . St. Petersburg: SP SBI Mostotrest. Retrieved 27 April 2021
- ^ Джексон 1995 , с. 275.
- ^ Джексон 1995 , стр. 275–8.
- ^ Джексон 1995 , с. 277.
- ^ Гудвин, Альберт (1958). «Сравнительное исследование регионализма в политике Ланкашира и Нормандии во время Французской революции» . Анналы Нормандии . 8 (2). Университет Кан-Норманди: 239–240. дои : 10.3406/аннор.1958.4377 .
- ^ Гудвин 1958 , с. 242.
- ^ Гудвин 1958 , стр. 241–243, 254.
- ^ Дютий, Реми (4 октября 2007 г.). «Лондонское революционное общество» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 239–240. doi : 10.1093/ref:odnb/96833 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Браун, Ричард (2002). Церковь и государство в современной Британии, 1700–1850 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1134982707 .
- ^ Jump up to: а б Раппорт М. (2015). «Якобинизм извне» (PDF) . В Андресс Д. (ред.). Оксфордский справочник Французской революции . Оксфордские справочники. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 12. ISBN 978-0199639748 .
- ^ Браун, Чарльз Брокден (2009) [1799]. Барнард, Филип; Шапиро, Стивен (ред.). Ормонд; или Тайный свидетель: с текстами по теме . Индианаполис: Издательство Hackett Publishing . п. 360 . ISBN 978-1-6038-4126-9 .
После 1793 года слова «жирондист» и «якобинец» все чаще становились ключевыми словами в культурных войнах того периода [...] Консервативные публицисты превратили слово «якобинец» в универсальное оскорбление или эпитет, используемый для того, чтобы заклеймить все прогрессивные идеи как опасно подрывные.
- ^ Гудвин 1958 , с. 243.
- ^ Дэвис, Джон ; Дженкинс, Найджел ; Менна, Бэйнс; Линч, Передур И., ред. (2008). Энциклопедия Уэльской академии Уэльса . Кардифф: Издательство Уэльского университета . п. 434. ИСБН 978-0-7083-1953-6 .
- ^ Бронтер О'Брайен, Джеймс (1837). Жизнь и характер Максимилиана Робеспьера, доказывающие фактами и аргументами, что этот многоклеветанный человек был одним из величайших людей и одним из самых чистых и просвещенных реформаторов, когда-либо существовавших в мире: также содержащий основные беседы Робеспьера, Обращения, отчеты, законопроекты и т. д. в Национальном собрании, Национальном собрании, Парижской коммуне и народных обществах; с размышлениями автора о главных событиях и деятелях Французской революции и т. д., т. д. и т. п . Том. 1. Лондон: Дж. Уотсон.
- ^ Матье 1910 , с. 1.
- ^ Буонарроти, Филипп (1836). История Буанарроти о заговоре Бабефа за равенство . Заговор Бабефа за равенство. Английский. Перевод О'Брайена, Джеймса Бронтера. Лондон: Х. Хетерингтон.
- ^ свободном доступе : Филлипс, Уолтер Элисон (1911). « Якобинцы ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 119. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Мичем, Джон (2012). Томас Джефферсон: Искусство власти . ООО "Рэндом Хаус" . стр. 222–223. ISBN 978-0-679-64536-8 .
- ^ Каннингем, Ноубл Э. младший (1957). Республиканцы Джефферсона: формирование партийной организации, 1789–1801 гг . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины . п. 217. ИСБН 978-0-835-73909-2 .
- ^ Каннингем 1957 , с. 187.
- ^ Баумгартен, Грейс (2016). Невозможно заставить замолчать . Вестбоу Пресс . ISBN 978-1-5127-3697-7 . OCLC 1147801436 .
- ^ Фридман, Ричард А. (23 мая 2011 г.). «Как телескопическая линза сбивает с толку психиатрические знания» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 апреля 2014 года . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ «Отношения сенатора с прессой хороши; но обозреватели иногда вызывают гнев Голдуотера» . Нью-Йорк Таймс . 16 июля 1964 г. с. 19.
- ^ Бакли, Уильям Ф. (13 мая 2001 г.). «Голдуотер и пресса» . Townhall.com. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Кактус-якобинцы готовы к восстанию в День взятия Бастилии; делегаты Республиканской партии полны решимости свергнуть истеблишмент из-за партийной платформы» . Нью-Йорк Таймс . 15 июля 1964 г. с. 21.
Творцы новой консерватистской революции предадут на гильотину и прессу, если пыл демонстрации будет каким-либо ориентиром для их настроения.
- ^ Голдуотер, Барри М. (1960). Совесть консерватора . Шепердсвилл, Кентукки: Издательская компания Victor . п. 12 .
- ^ «Это то, что вам нужно знать» . Книжный форум . 28 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 г. Проверено 2 апреля 2011 г.
- ^ «Причина быть» . Якобинец . Бруклин, Нью-Йорк. Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Лилла, Марк (11 августа 2017 г.). «Либеральный крах» . Уолл Стрит Джорнал . Нью-Йорк.
- ^ Лилла, Марк (27 мая 2010 г.), «Якобинцы чаепития» , The New York Review of Books , стр. 53
- ^ Хэнсон, Виктор Дэвис (5 февраля 2019 г.). «Ремоделирование Америки» . Национальное обозрение . Нью-Йорк. Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Катлер, Роберт М. (2014). «Антиякобинизм Бакунина: «тайные общества» для самоосвободившейся коллективистской социальной революции» (PDF) . Анархистские исследования . 22 (2). ISSN 0967-3393 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2020 года.
- ^ Jump up to: а б Глюкштейн, Донни (2011). Парижская Коммуна: революция в демократии . Книги Хеймаркет. ISBN 978-1-60846-118-9 .
- ^ Лубер, Лео А. (декабрь 1959 г.). «Интеллектуальные истоки французского якобинского социализма» . Международное обозрение социальной истории . 4 (3): 415–431. дои : 10.1017/S0020859000001437 . ISSN 1469-512X .
- ^ Прайс, Р.Д. (1972). «Идеология и мотивация Парижской Коммуны 1871 года». Исторический журнал . 15 (1): 75–86. дои : 10.1017/S0018246X00001850 . JSTOR 2638185 . S2CID 144481414 .
- ^ «Парижская Коммуна и идея государства» .
- ^ Jump up to: а б Киф, Томас М. (1986). «Обзор Якобинской республики 1792–1794 гг.; Термидорианский режим и Директория 1794–1799 гг.». Учитель истории . 20 (1): 131–133. дои : 10.2307/493198 . ISSN 0018-2745 . JSTOR 493198 .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 9 октября 2020 года . Проверено 17 октября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Жюльен, Марк-Антуан (1993). От якобинца к либералу: Марк-Антуан Жюльен, 1775–1848 . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-2101-3 .
- ^ Стернхелл, Зеев (1976). «Анатомия фашистского движения во Франции: связка Жоржа Валуа». Французский журнал политических наук . 26 (1): 5–40. дои : 10.3406/rfsp.1976.393652 .
- ^ Камю, Жан-Ив; Лебур, Николя (2017). Ультраправая политика в Европе . Издательство Гарвардского университета . п. 20. ISBN 978-0674971530 . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мосс, Джордж Л. (январь 1989 г.). «Фашизм и Французская революция». Журнал современной истории . 24 (1): 5–26. дои : 10.1177/002200948902400101 . JSTOR 260698 . S2CID 159579763 . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Моссе 1989 , с. 20.
- ^ Моссе 1989 , стр. 22-23.
- ^ Моссе 1989 , с. 22.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Женевьева Руссельер. 2021. « Можно ли представить народный суверенитет? Якобинство от радикальной демократии к популизму » . Американский журнал политической науки .