Струнный квартет №1. 4 (Барток)
Струнный квартет | |
---|---|
№ 4 | |
Барток Бела | |
![]() Композитор в 1927 году | |
Каталог | Нет. 91 |
Составленный | 1928 |
Преданность | Про Арте Квартет |
Выполненный | 20 марта 1929 г. |
Опубликовано | 1929 |
Движения | пять |
Струнный квартет № 4 до мажор Белы Бартока был написан с июля по сентябрь 1928 года. [ 1 ] в Будапеште . Это один из шести струнных квартетов Бартока.
Произведение посвящено квартету Pro Arte, но его первое публичное исполнение было дано квартетом Вальдбауэра-Керпели в Будапеште 20 марта 1929 года. Впервые оно было опубликовано в том же году издательством Universal Edition .
Обзор
[ редактировать ]Произведение состоит из пяти частей:
- Аллегро
- Очень скоро, тихо
- Не слишком медленно
- Аллегретто пиццикато
- Очень веселый
Исследование рукописных источников, опубликованных Ласло Сомфаи. [ 2 ] обнаруживает, что Барток изначально планировал, что в квартете будет четыре части, а не пять.
Это произведение, как и Струнный квартет № 5 Бартока и несколько других произведений Бартока, демонстрирует форму арки - первая часть тематически связана с последней, а вторая - с четвертой, а третья часть стоит отдельно. Кроме того, четыре внешних части содержат ритмичные сфорцандо , которые циклически связывают их вместе с точки зрения кульминации.
Квартет использует тот же гармонический язык, что и Струнный квартет № 3 , и, как и в случае с этой работой, было высказано предположение, что в его творчестве на Бартока повлияла Альбана Берга ( Лирическая сюита 1926), которую он услышал в 1927 году. . [ 3 ]
Квартет использует ряд расширенных инструментальных техник . На протяжении всей второй части все четыре инструмента играют приглушенно , а вся четвертая часть представляет собой пиццикато . В третьей части Барток иногда указывает на удерживаемые ноты, которые следует играть без вибрато , и в различных местах он просит глиссанди (скользящее от одной ноты к другой) и так называемый Барток или снэп -пиццикати (пиццикато, при котором струна отскакивает от ноты). гриф инструмента).
Анализ
[ редактировать ]Музыкальный словарь Бартока, особенно продемонстрированный в его струнных квартетах, отходит от традиционного использования мажорных и минорных тональностей , больше внимания уделяя хроматической гамме и пытаясь использовать каждую ноту одинаково. Тем не менее, Барток не следует какой-либо форме сериализма , вместо этого разделяя хроматическую гамму на симметричные единицы, при этом тональные центры основаны на «осях симметрии». [ 4 ] Он также включает целотоновые , пентатонические и октатонические гаммы, а также диатонические и секундные гаммы гептатонии — как подмножества хроматической гаммы.
Использование им этих подмножеств гамм позволило ему объединить широкий спектр народной музыки в расширенную гармоническую систему. Действительно, его оригинальные исследования и постановка многих примеров, почерпнутых из его обширных исследований венгерской сельской местности, а также Восточной и Центральной Европы, оказали большое влияние на его расширенный музыкальный словарь. [ 5 ]
Барток давно увлекался математикой и тем, как она связана с музыкой. Он экспериментировал с включением золотого сечения и последовательности Фибоначчи в свои произведения. Хотя эти увлечения явно не присутствуют в его Четвертом струнном квартете, он включил симметричные структуры: Части I и V похожи, как и части II и IV; часть III находится в центре, сильно контрастируя с другими частями.
Части I и V имеют схожие мотивы ; вторая тема первой части заметна в пятой. Части II и IV также разделяют схожие идеи, но идеи, представленные в этих двух частях, можно считать вариациями тем, представленных ранее, расширяя и развивая идеи, представленные в первой и пятой частях. Часть III отличается от четырех других тем, что она фактурная и тихая.
Симметрия движений не ограничивается только темами; длина движений также демонстрирует симметрию. Первая, третья и пятая части длятся примерно шесть минут, тогда как вторая и четвертая короче, примерно по три минуты каждая.
И. Аллегро
[ редактировать ]В части I используются цельнотоновые элементы. Хотя он и не является традиционно тональным, он сосредоточен на букве «до». Движение постепенно переходит от кластерных элементов к полным аккордам. Частично это помогает создать напряжение на протяжении шести минут движения.
II. Очень скоро, тихо
[ редактировать ]Вторая часть движется быстрее первой, создавая ощущение спешки. Хроматическая гамма широко используется, начиная с нижних регистров и заканчивая более высокими регистрами. Быстрые гаммы, трели и вибрато используются для добавления цвета и текстуры. Пентатоника присутствует и заметна повсюду. Кроме того, струны используются для создания роговых и ударных эффектов.
III. Не слишком медленно
[ редактировать ]Бартока Третья часть представляет собой прекрасный пример стиля ночной музыки . Она полностью отличается от первых двух частей тем, что является более созвучной, широко использует диатонические и многие народные элементы. Использование пентатоники более очевидно.
IV. Аллегретто пиццикато
[ редактировать ]Четвертое движение похоже на второе и быстрее предыдущего, привнося ту же спешку, что и в первых двух движениях. Музыканты повсюду играют пиццикато. Барток также использует пиццикато Бартока на протяжении всего движения. Оставаясь симметричной, музыка отсылает к идеям второй части и развивает их.
В. Аллегро очень нравится
[ редактировать ]Последняя часть отражает первую, вторая тема первой части получила широкое распространение. Случайно акцентированные четвертные ноты звучат ударно и рожково. На протяжении всей части слышны инверсии и ретрограды темы, используемые в разных октавах. В целом пятая часть более либеральна в использовании вариаций тем, присутствующих в первой части.
Дискография
[ редактировать ]Год | Исполнитель | Этикетка | |
---|---|---|---|
2019 | Кватуорские девушки | Классика канала | [ 6 ] |
1950 | Джульярдский струнный квартет | Сони Классик — 19439831102 | |
1963 | Джульярдский струнный квартет | Сони Классик — 5062312 | [ 7 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карпати, Янош (1994). Камерная музыка Бартока . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр.339.
- ^ Сомфаи, Ласло (1996). Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Беркли: Издательство Калифорнийского университета, стр. 100.
- ↑ Эллиот Антоколец, «Струнные квартеты среднего периода» в The Bartók Companion , Малкольм Гиллис, редактор, Amadeus Press (1988), 258
- ^ Эллиот Антоколец, Музыка Белы Бартока: исследование тональности и прогресса в музыке двадцатого века , University of California Press (1984), 138–203
- ^ Эллиот Антоколец, Музыка Белы Бартока: исследование тональности и прогресса в музыке двадцатого века , University of California Press (1984), 26–50
- ^ Ragazze Quartet, Bartók – Bartók Bound (Vol. 1) (Струнные квартеты 1, 2 и 4) (2019, компакт-диск) , получено 18 мая 2021 г.
- ^ Джуйардский струнный квартет, Барток - Полные струнные квартеты (2002, компакт-диск) , получено 17 сентября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 4, Sz.91 (Барток, Бела) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лео Трейтлер , «Гармоническая процедура в Четвертом квартете Бартока» в Журнале теории музыки (ноябрь 1959 г.)