Гобелен Вампиров
![]() Первое издание | |
Автор | Сьюзи Макки Чарнас |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Ужас |
Издатель | Саймон и Шустер |
Дата публикации | август 1980 г. |
Место публикации | ВША |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 285 |
ISBN | 0-671-25415-4 |
«Гобелен вампира» — роман ужасов американской писательницы Сьюзи Макки Чарнас , вышедший в 1980 году . История рассказывает о вампире по имени доктор Эдвард Льюис Вейланд, который охотится на человечество и одновременно пытается раскрыть, кто и что он на самом деле. Вейланд не похож на многих традиционных вампиров, таких как Брэма Стокера Дракула , тем, что его состояние обусловлено биологическими, а не сверхъестественными причинами. Этот факт, в сочетании с социальным поведением Вейланда, побудил некоторых критиков рассматривать «Гобелен вампиров» как произведение феминистской научной фантастики . [ 1 ] [ 2 ]
Изначально Сьюзи Макки Чарнас не собиралась публиковать «Гобелен вампира» как полноценный роман. [ 3 ] Вместо этого Чарнас утверждает, что первая глава «Древний разум в действии» создала из себя еще одну историю и, в конечном итоге, книгу из пяти историй, связанных через доктора Вейланда. [ 3 ] Третий из этих рассказов, «Гобелен единорога», был адаптирован в пьесу под названием «Сны вампира» после того, как был опубликован как отдельная новелла, получившая в 1981 году премию «Небьюла» как лучшая новелла . [ 4 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Гобелен «Вампир» состоит из пяти отдельных глав длиной в новеллу, которые сшиты вместе, образуя один эпизодический сюжет, отсюда и название « гобелен» . В первой половине романа повествование представлено с точки зрения разных персонажей, когда их пути пересекаются с дорогами Вейланда. В последних главах основное внимание уделяется самому Вейланду.
Древний разум в действии
[ редактировать ]В первой главе романа повествование рассказывает о женщине по имени Катье де Гроот, которая работает в том же колледже, Кейслинском центре изучения человека, где доктор Вейланд является профессором. Однажды поздно вечером Катье замечает, как ей кажется, вампира, убегающего с места кормления. Хотя она приходит к выводу, что на самом деле произошло не что иное, как антрополог доктор Вейланд, покинувший лабораторию с одним из своих спящих субъектов, ее воображение начинает разыгрываться.
Когда доктор Вейланд читает публичную лекцию на тему «Демонология снов», Катье, естественно, решает присутствовать. Во время лекции аудитория поднимает тему вампиризма. Из задней части лекционного зала Катье с удивлением наблюдает, как доктор Вейланд рассказывает о том, как на самом деле могут выглядеть и вести себя вампиры. Например, они могут использовать иглу в языке для извлечения крови вместо того, чтобы иметь более заметные собачьи клыки (стр. 37).
На следующий день Катье хвалит Вейланда за его лекцию. Он отвечает на комплимент, приглашая ее принять участие в его исследовании сна. Сначала она отказывается от предложения, но в конце концов передумывает. Однако, когда она добирается до лаборатории, Вейланд заставляет Катье вернуться в свою машину. Пытаясь сбежать от Вейланда, Катье удается дважды выстрелить в него. Глава заканчивается тем, что Вейланд уезжает вдаль.
Земля потерянного контента
[ редактировать ]Вторая глава начинается с того, что пара прохожих обнаруживает, что Вейланд потерял сознание за рулем своего Mercedes-Benz . Когда Вейланд отказывается от предложения мужчин предупредить власти, они замышляют извлечь выгоду из подозрительного характера его ситуации. Заложив машину, друг прохожих приступает к лечению травм Вейланда. Неотложная медицинская помощь Вейланду заставляет его вырвать капельницу и начать пить кровь, идущую из другого конца. Эта странная деятельность впоследствии приводит к тому, что мужчины продают Вейланда человеку по имени Роджер.
Роджер держит Вейланда в плену в свободной комнате своей квартиры на Манхэттене , где он планирует выставить вампира в качестве музейного экспоната. Ситуация усложняется, когда племянник Роджера Марк, главный герой главы, сочувственно дружит с Вейландом. Вскоре Роджер прибегает к помощи сатаниста по имени Алан Риз, чтобы продать плен Вейланда. Когда график кормления Алана вынуждает Вейланда голодать , вмешивается Марк. При этом Вейланд может выйти за пределы квартиры Роджера и завершить главу.
Гобелен единорога
[ редактировать ]Так же, как первые две главы рассказаны с точки зрения Катье и Марка соответственно, «Гобелен с единорогом» предлагает новый взгляд на Вейланда от еще одного источника, доктора Флории Ландауэр. Флория — психотерапевт , которую Дуг Шарп, декан Кейслин-колледжа, попросил проконсультировать доктора Вейланда (стр. 122). Поначалу Вейланд сопротивляется сеансам Флории, утверждая, например, что ее методы выставляют его смешным (128). В конце концов он начинает относиться к ее терапии с пониманием и даже начинает ее принимать. Он начинает с застенчивого признания в своих « заблуждениях » о том, что он вампир (126), но это перерастает в объяснения его охотничьих привычек (136), сексуальности (141), взглядов на человечность (148) и многого другого. В конечном счете, Вейланд рассматривает сеансы терапии как метод самопознания, поскольку он не знает ни своего происхождения, ни других представителей своего вида, с которыми можно было бы взаимодействовать (158).
Однажды, когда Флория приходит в свой офис, ее секретарь Хильда восклицает, что кто-то просматривал их записи. Флория сразу понимает, что преступником был Вейланд и что он конфисковал все компрометирующие доказательства своего состояния. В тот вечер, когда Флория возвращается домой, ее ждет Вейланд. Получив письменное свидетельство о своем психическом благополучии, Вейланд угрожает убить Флорию. Однако Флория может убедить его в обратном, предложив удовлетворить его сексуальные любопытства. В конце концов, Вейланд принимает ее предложение и оставляет ее в покое, сбегая в Нью-Мексико .
Музыкальная интерлюдия
[ редактировать ]Вскоре после прибытия в Альбукерке, штат Нью-Мексико , коллеги Вейланда приглашают его посетить оперу в Санта-Фе . Во время поездки Вейланд начинает чувствовать себя плохо; он поел перед отъездом и у него никогда не было возможности отдохнуть (что расстраивает его организм). В середине выступления расстройство желудка Вейланда берет верх, и он вынужден покинуть шоу. Бродя по периметру театра, Вейланд встречает человека, на которого нападает и убивает. Убийство было неспровоцированным, в нем использовалась техника, которую Вейланд не использовал уже много лет, и оно было совершено не из-за голода. Хотя Вейланд сбит с толку своими действиями, он вынужден сосредоточиться на избавлении от тела. После этого Вейланд снова входит в оперу и размышляет о своих действиях.
Последний из доктора Вейланда
[ редактировать ]В последней главе Вейланд остается в Нью-Мексико , продолжая свою профессорскую деятельность в Университете Нью-Мексико . Как охотник, Альбукерке ставит Вейланда перед новым набором задач, с которыми он не сталкивался, находясь в Нью-Йорке в Кейслине. В частности, размер города препятствует анонимности Вейланда. Следовательно, Вейланд должен создать надежную социальную сеть, из которой можно будет охотиться. Одним из таких членов этой сети является Элисон Бидер, ассистент преподавателя, с которой Вейланд также вступает в сексуальные отношения. Когда Вейланд вынужден разорвать связь с Элисон из-за страха, что она становится слишком близкой к нему, он оказывается между надежными источниками пищи. Однажды ночью он решает поехать в ближайший палаточный лагерь, чтобы утолить голод.
Параллельно с отношениями Вейланда с Элисон, Вейланд также начинает налаживать отношения с другим антропологом по имени Ирв. Однажды к Вейланду подходит женщина по имени Доротея Уинслоу, подруга Ирва, и ее спрашивают, вел ли Ирв себя в последнее время. Вейланд безразличен к вопросу и отвечает, что не уверен. Вскоре после этой встречи Ирв совершает самоубийство и посвящает большую часть своего последнего письма Вейланду, привлекая к нему много нежелательного внимания. Когда Вейланд возвращается домой после инцидента, его ждет Алан Риз. Алан утверждает, что он знает о Флории и видел, как Вейланд кормился в палаточном лагере. Алан держит Вейланда под прицелом, но Вейланд в конечном итоге может переломить ситуацию, обманом заставив Алана думать, что он может превратить его в вампира. Вместо этого Вейланд убивает его. Из-за растущего страха быть обнаруженным Вейланд вынужден впасть в состояние спячки , и роман завершается.
Основные персонажи
[ редактировать ]- Доктор Эдвард Льюис Вейланд: главный герой романа. Вейланд бесконечно стар и живет в периодах длительной спячки. Проснувшись от указанного состояния, он не помнит людей, мест или событий из своей прошлой «жизни», но сохраняет базовые навыки охоты и общения. Он не похож на других вампиров тем, что не боится чеснока , не принимает форму летучей мыши , не спит в гробу , не превращает жертв в вампиров посредством кормления и не обладает длинными клыками . Он использует игольчатый выступ под языком, чтобы брать кровь у человеческих жертв. Вейланд работает профессором антропологии в различных учреждениях. На протяжении всего романа
- Катье де Гроот: фигурирует в «Работе древнего разума». Катье — пожилая белая женщина, выросшая в колониальной Африке . Она работает домработницей в клубе Кейслин — факультетском клубе колледжа Кейслин. Катье удается дважды выстрелить Вейланду в туловище.
- Марк: Показан в «Земле утраченного контента». Четырнадцатилетний мальчик, оказавшийся посреди развода своих небрежных родителей. Проблемы в семейной жизни вынудили Марка жить со своим неряшливым дядей Роджером. Марк отвечает за освобождение Вейланда из квартиры Роджера.
- Алан Риз: фигурировал в «Земле утраченного контента» и «Последний о докторе Вейланде». друг Сатанинский Роджера. Риз взимает плату за вход на сеансы кормления Вейланда, пока он заперт в квартире Роджера. В конечном итоге желание Риза заполучить силы Вейланда приводит к его кончине.
- Доктор Флория Ландауэр: фигурирует в «Гобелене с единорогом». Выгоревший психотерапевт , который сам нуждается в психологической помощи (156). Ее терапия в конечном итоге выходит за профессиональные границы, когда она спит с Вейландом.
- Ирв: фигурирует в «Гобелене с единорогами». Профессор антропологии Университета Нью-Мексико . Полная противоположность Вейланду, социальной бабочке (263).
Награды и признание
[ редактировать ]Гобелен Вампиров
[ редактировать ]- Финалист премии «Небула» 1982 года , присуждаемой за лучшие произведения научной фантастики и фэнтези, опубликованные в США за предыдущий год. [ 5 ]
- Финалист премии Balrog Award 1981 года — награды, присуждаемой фанатами за произведения в жанре фэнтези. [ 6 ]
- Финалист премии Locus Award 1981 года , присуждаемой по результатам журнала Locus Magazine . ежегодного опроса читателей [ 7 ]
Гобелен Единорога
[ редактировать ]- Лауреат премии «Небьюла» 1981 года за лучшую новеллу , присуждаемой лучшей научной фантастике или фэнтези, опубликованной в США в течение предыдущего года. [ 4 ]
- Финалист Всемирной премии фэнтези 1981 года — международной награды, вручаемой авторам и художникам, продемонстрировавшим выдающиеся достижения в области фэнтези. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Кэти С. «Красота в чудовище:« Феминизация »Вейланда в Гобелене вампиров». Экстраполяция 43, № 1 (2002): 62+.
- ^ Стайкар, Том. 1982. Женский глаз: научная фантастика и женщины, которые ее пишут. Нью-Йорк: Паб F. Ungar. Ко.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, Джоан и Сьюзи Макки Чарнас. «Закрытые системы убивают: интервью со Сьюзи Макки Чарнас». Научно-фантастические исследования 26, вып. 3 (1 ноября 1999 г.): 447–468.
- ^ Перейти обратно: а б «Индекс локуса наград SF: Nebula Awards 1981» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ http://www.locusmag.com/SFAwards/Db/Nebula1982.html#nvl. Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Индекс локуса наград SF: Balrog Awards 1981» . www.locusmag.com . Архивировано из оригинала 24 января 2002 г.
- ^ http://www.locusmag.com/SFAwards/Db/Locus1981.html#nvlf. Архивировано 12 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Индекс локуса наград научной фантастики: World Fantasy Awards 1981» . www.locusmag.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2000 г.