Ассоциативная экономика
Ассоциативная экономика относится к сознательному сотрудничеству различных компонентов экономики, таких как труд и менеджмент или потребители, производители и дистрибьюторы. Целью этого сотрудничества будет установление приоритетов относительно того, какие товары следует производить и в каком количестве, а также как их лучше всего распределять. Дополнительные вопросы включают условия и права работников, в частности их способность вносить вклад в развитие рабочих мест. Целью ассоциативной экономики является гуманизация экономических отношений. [1]
Идея и термин берут свое начало в работах философа и социального мыслителя Рудольфа Штайнера. [2]
Темы
[ редактировать ]Некоторые из тем, центральных или рассматриваемых ассоциативной экономикой, включают следующее: [3]
- какую роль в экономике играют три способа перемещения денег (посредством дарения, займа или покупки);
- факторы производства и ценообразования;
- альтернативы чистым рыночным силам для установления цен;
- реальный и личный кредит;
- права на землю, находящиеся в обществе;
- платежный баланс,
- банковское дело в ассоциативной экономике.
Принципы ассоциативной экономики вдохновили общинное сельское хозяйство , этическое банковское дело , социальное финансирование , общественные земельные фонды и местные валюты . [3]
Локальное и глобальное
[ редактировать ]Ассоциативная экономика признает центральную роль индивидуального предпринимателя и неотъемлемый регулирующий эффект прямых сделок между производителями и потребителями. В то же время он видит, что экономический организм стал по-настоящему глобальным – вышел за пределы национальных границ – так что, когда экономика рассматривается с национальной точки зрения, это лишь частично и потенциально вредно. Хотя в контексте законодательной и нормативной базы, экономикой лучше всего управляет не государство, а те, кто отвечает за экономическую деятельность, потенциально все работают совместно друг с другом, а не сами по себе. Ее также называют «альтруистической экономикой, управляемой заинтересованными сторонами». [4] Эта картина автономно управляемой экономики принадлежит общей концепции Штейнера о тройственной природе социальной жизни.
Тройная природа общественной жизни
[ редактировать ]В начале 20 века Рудольф Штайнер подробно говорил о тройственной природе общественной жизни; не как изобретение или теория, а как наблюдаемый факт (также известный как «тройной социальный организм» или « социальная тройственность »). Центральное место в этом восприятии занимает потребность в автономии (отдельном, но сознательном взаимодействии) со стороны трех сфер социальной жизни: экономики, прав человека (включая политику и право) и духовно-культурной жизни, то есть множества мировоззрений, которые люди дорожат. Хотя это исторически преждевременно, они видят в крике Французской революции («Свобода, равенство, братство») три фундаментальных идеала современного человека, каждый из которых может найти свое место только в одной из этих трех сфер. [5] Свобода и плюрализм в духовно-культурной сфере, в том числе в сфере образования; непринужденное сотрудничество в экономической сфере – где посредством разделения труда люди объединяются, чтобы удовлетворить потребности друг друга; а также демократия и равенство в сфере политических прав – где все собираются вместе, чтобы понять и заключить соглашения, которые подходят всем.
Земля, труд и капитал
[ редактировать ]Многие вещи, которые сегодня считаются товарами в парадигме «свободного рынка», по-разному понимаются в рамках ассоциативной парадигмы. Например: земля, труд и капитал. Так называемые «факторы производства» рассматриваются как «факторы ценообразования», по существу, вопросы права, которые просто граничат с экономической сферой со всех сторон. Однако в ассоциативной парадигме эти «факторы ценообразования» не попадают в руки государства.
Земля является частью общего пользования. Это наше общее наследие, ресурс, который в более широком смысле принадлежит всем (в том числе будущим поколениям, но, опять же, не государству) и который должен быть доверен добровольными группами и отдельными людьми тем, кого такие группы и люди считают наиболее способными использовать его для удовлетворения текущих социальных потребностей. [6]
Штейнер рассматривает труд как форму «заработной платы», пережиток крепостничества и рабства (когда мы продавали все свое тело, теперь мы продаем нашу «рабочую силу»). Но это также экономическая неправда, невозможность, которой мы позволяем сохраняться: «[Люди] на самом деле говорят так, как будто между наемным работником, который продает свой труд, и человеком, который покупает его у него, произошла своего рода купля-продажа. Но эта купля-продажа фиктивна. В действительности она не имеет места... [В действительности] обмениваются именно ценности. Рабочий производит что-то непосредственно, и именно этот продукт получает предприниматель [Unternehmer]. ] действительно покупает у него. На самом деле, до последнего фартинга предприниматель платит за продукцию, которую ему доставляют рабочие. Пора нам начать видеть эти вещи в правильном свете». [2]
Капитал создает стоимость путем применения интеллекта к труду. Это человеческий дух, проявляющийся в экономическом процессе. Интересный анализ этой точки зрения представлен Фолкертом Вилкеном в его книге «Освобождение капитала» . [7] Часто принимая форму денег, они дополнительно освобождают предпринимателя и дают ему возможность применять свой интеллект. Художник Йозеф Бойс , как известно, выразил это как «Искусство = Капитал» (Kunst = Kapital), или, альтернативно, в своем произведении искусства на арт-ярмарке «Luna Luna» в 1987 году: «Деньги — это вообще не КАПИТАЛ. МОЩНОСТЬ — это КАПИТАЛ». [8] Таким образом, капитал тесно связан с личностью, хотя он также во многом обязан нашему общему наследию, особенно тому, как мы получаем образование.
Таким образом, в ассоциативной экономике земля, труд и капитал понимаются как феномены прав. Некоторые интерпретируют это как означающее, что они находятся в доверительном управлении от имени сообщества (но не у государства) и, следовательно, управляются теми, у кого есть желание и возможности, но то, как именно эта идея находит практическое выражение, является одним из ключевых моментов. и самые оживленные области исследований в ассоциативной экономике.
Земельные фонды, которые выводят землю из частного рынка, но также не допускают ее в руки государства, были созданы для защиты окружающей среды и для того, чтобы сделать домовладение более доступным для людей с низкими доходами.
Что касается труда, было предпринято множество различных усилий, чтобы относиться к работникам не просто как к расходам компании или простому фактору производства, а как к партнерам и соратникам в бизнесе. Это влечет за собой распределение прибыли и ряд глубоких изменений в способах участия работников в деятельности компаний.
Что касается капитала, то в широком смысле ассоциативная идея заключается в том, что наращивание капитала — это социальное явление, обусловленное гораздо большим количеством заинтересованных сторон, чем это признается при традиционном капитализме. Как социальное явление, накопление капитала компанией должно управляться таким образом, чтобы отражать социальные соображения среди многих заинтересованных сторон: не только инвесторы, но и работники, местное и в некоторой степени глобальное сообщество и окружающая среда, а также независимые образовательные учреждения являются источники прибыли, прибыльные идеи и капитал и должны иметь определенную долю в компании и ее прибыли. Ассоциативная компания будет создана таким образом, чтобы ее не могли продать инвесторы, поскольку компания не является просто созданием инвесторов. Но возможно множество различных договоренностей.
Одним из примеров являются промышленные кооперативы Мондрагона (основанные католическим священником Хосе Мю Арисмендиарриетой, который не был связан с Рудольфом Штайнером, но чьи экономические взгляды во многом пересекались с экономическими взглядами Штайнера). К концу 2011 года промышленные кооперативы Мондрагона [9] трудоустроено 83 869 человек, работающих в 256 компаниях [10] в четырех сферах деятельности: финансы, промышленность, розничная торговля и знания.
В объединенном предприятии удаленным инвесторам, если им вообще разрешено инвестировать, может быть не предоставлено никаких прав голоса или возможности взять под контроль компанию и продать ее в одностороннем порядке, без учета других заинтересованных сторон. Акцент можно сделать на получении инвестиционного капитала от работников компании, которых можно попросить инвестировать часть своих доходов или прибыли в инвестиционный фонд компании, чтобы помочь расширить компанию и создать новые филиалы. Когда работник покидает компанию, он забирает свой инвестированный капитал, а также его доходы и проценты, а также своего рода пенсию при условии достаточного количества лет службы. Компания устроена так, что никто не может накопить акции компании, и, таким образом, сама компания не может быть продана и остается ресурсом для сообщества, что, в конечном итоге, является частью успеха компании. Компания, хотя и является коммерческой, может находиться в доверительном управлении совета некоммерческой организации, что гарантирует, что компания останется ресурсом для общества. Общие руководящие принципы ассоциативного экономического предпринимательства заключаются в том, что экономическая жизнь не должна принадлежать государству или управляться им (которое, однако, принимает законы и следит за тем, чтобы компании соблюдали законы и правила, включая основные права работников), а также экономическая жизнь не должна принадлежать или управляться только теми, у кого есть большой капитал для инвестирования; собственность должна быть распространена среди всех заинтересованных сторон, с акцентом на тех, кто работает в компании, местном сообществе и независимых школах. Управление компанией должно определяться не государством, а талантом, ноу-хау и успехом: т.е. тот, кто может управлять компанией прибыльно и на благо всех заинтересованных сторон, может выбираться различными способами различными заинтересованными сторонами, в зависимости от по обстоятельствам.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Асскоиативная экономика , Гетеанум
- ^ Перейти обратно: а б Штайнер, Рудольф Экономика – Мир как одна экономика
- ^ Перейти обратно: а б Лэмб, Гэри. Ассоциативная экономика: духовная деятельность ради общего блага (Гент, Нью-Йорк: AWSNA. 2010) 20, 145.
- ^ Карп, Роберт. На пути к ассоциативной экономике в движении за устойчивое производство продуктов питания и сельского хозяйства (New Spirit Ventures. 2007).
- ^ Штайнер, Рудольф. На пути к социальному обновлению (Грейт Баррингтон: SteinerBooks. 1999).
- ^ в этом Штайнер поддерживает многих известных мыслителей, в том числе письмо вождя Сиэтла президенту Пирсу, заархивированное 14 апреля 2011 г. в Wayback Machine , 1855 г., и Томаса Джефферсона ). Джефферсон, Томас «Земля принадлежит живым» - письмо Джеймсу Мэдисону, Париж, 6 сентября 1789 г.
- ^ Уилкен, Фолкерт. Освобождение капитала (Лондон, Англия; Джордж Аллен и Анвин. 1982)
- ^ Бойс, Йозеф. Что такое деньги? (Форест-Роу, Англия; Clearview. 2010) 26
- ^ «Да, альтернатива капитализму есть: Мондрагон показывает путь | Ричард Вольф» . Хранитель . 24 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г.
- ^ «OpenIDEO - Как мы можем вдохновить сообщества и дать им возможность проявить больше инициативы в улучшении окружающей среды? - Вдохновение - Учиться у корпорации Mondragón - Перепроектировать работу и жизнь» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2013 г. Проверено 4 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Организации
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Рудольф Штайнер, Мировая экономика
- Рудольф Штайнер, На пути к социальному обновлению
- «Рудольф Штайнер, экономист / Рудольф Штайнер и Кристофер Хоутон Бадд» [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Человеческий ответ глобализации / Марк Десо» [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Метаморфоза капитализма / Кристофер Хоутон Бадд» [ постоянная мертвая ссылка ]
- Йозеф Бойс, Что такое деньги?
- Гэри Лэмб, Ассоциативная экономика: духовная деятельность ради общего блага
- Джон Блум, Гений денег
- Ричард Мастерс, Рудольф Штайнер и социальная реформа: тройственное и другие предложения
Журналы и статьи
[ редактировать ]- Рудольф Штайнер, «Международная экономика и тройственный социальный порядок» из газеты « Социальное будущее» .
- Оуэн Барфилд, «Связь между экономикой Ч. Дугласа и экономикой Рудольфа Штайнера»
- Роберт Карп, «К ассоциативной экономике в движении за устойчивое производство продуктов питания и сельского хозяйства»
- Сара Хирн, «Деньги: возвращение силы творить»
- Гэри Лэмб, «Трансформация конкурентного рынка и капитализма: необходимость XXI века»
- Гвидо Джакомо Препарата, «Скоропортящиеся деньги в тройном содружестве: Рудольф Штайнер и социальная экономика анархистской утопии». Обзор радикальной экономики 38/4 (осень 2006 г.)
- Партнер! ежемесячный дайджест Центра ассоциативной экономики