Армяне в Египте
Общая численность населения | |
---|---|
6,500-12,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Каир · Александрия | |
Религия | |
Христианство : ( армянские православные , армянские католики и некоторые протестанты ) | |
Родственные этнические группы | |
Армянская диаспора |
Часть серии о |
Армяне |
---|
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне Египта – община с многовековой историей. Они составляют меньшинство со своим языком, церквями и социальными институтами. Число армян в Египте уменьшилось из-за миграции в другие страны и интеграции в остальную часть египетского общества, включая многочисленные смешанные браки с мусульманами и христианами. Сегодня их насчитывается около 6000, что намного меньше, чем несколько поколений назад. Они сосредоточены в Каире и Александрии , двух крупнейших городах. В экономическом отношении египетские армяне, как правило, являются самозанятыми бизнесменами или ремесленниками и имеют больше лет образования, чем в среднем по Египту. [1]
История
[ редактировать ]Армяне в Египте присутствовали с VI и VII веков. [2] Первые армянские мигранты в Египет были мусульманами. Миграция армян-христиан в Египет началась в начале 19 века, а еще одна волна произошла в начале 20 века.
Присутствие армян-мусульман в Египте хорошо задокументировано во время и после мусульманского завоевания Египта . Исламизированные армяне под властью арабов занимали заметные военные и государственные должности, такие как губернаторы, генералы и визири (имена наиболее известных людей перечислены ниже). [2]
Фатимидский период
[ редактировать ]Это был период процветания армян в Египте, когда они пользовались коммерческой, культурной и религиозной свободой. Их число значительно увеличилось по мере того, как все больше мигрантов прибыло из Сирии и Палестины , спасаясь от продвижения сельджуков на запад во второй половине 10-го века. проживало около 30 000 (возможно, до 100 000) армян . в Фатимидском халифате Армянские мусульмане начали свою политическую жизнь в 1074 году, при этом в то время [3] Ряд визирей армянского происхождения сформировали историю Фатимидского халифата, начиная с Бадра аль-Джамали и его сына аль-Афдал Шаханшаха до Талаи ибн Руззика и его сына Руззика ибн Талаи .
Мамлюкский период
[ редактировать ]Около 10 000 армян были взяты в плен во время вторжений в Армянское Киликийское королевство , которое произошло между 1266 и 1375 годами, и были доставлены в Египет как мамлюки или солдаты-рабы. [4] Они были заняты в сельском хозяйстве и в качестве ремесленников. Самые молодые получили образование в армейских лагерях по системе мамлюков, а затем работали в армии и во дворце.
В начале XIV века в Армянской церкви произошел раскол, из-за которого Иерусалимский патриарх Саргис попросил и получил фирман у султана Аль-Малика ан-Насира. Это привело армян в царстве мамлюков под юрисдикцию Армянского Патриархата Иерусалима . Армянам-раскольникам, приехавшим в Египет, было разрешено свободно исповедовать свою религию. Власть их патриарха в частных и общественных делах армянской общины была решающей. Церкви и те, кто им служил, поддерживались щедростью верующих и доходами благотворительных фондов.
период Мухаммеда Али
[ редактировать ]Во время правления Мухаммеда Али в Египте (1805–1849) наблюдались сильные миграционные потоки армян в Египет. Мохамед Али нанял армян на государственные должности, и армянам были предоставлены большие возможности внести свой вклад в социально-экономическое развитие Египта. [2] Эпоха Мохамеда Али была свидетелем строительства армянских церквей в Египте; один для армянских православных и другой для армянских католиков. Число армян-иммигрантов в Египет примерно в это время оценивается в 2000 человек. [5] Погос Юсуфян (1775–1844) был армянским банкиром и бизнесменом. В 1837 году Мухаммед Али назначил Погоса главой Диван аль-Тиджара (торгового бюро) и куратором других финансовых дел Мохамеда Али.
В 1876 году армянин Нубар Нубарян (1825–1899) стал первым премьер-министром современного Египта.
Начиная с 19 века Египет стал одним из центров политической и культурной жизни Армении. Многие выдающиеся армяне того периода, в том числе Комитас , Андраник и Мартирос Сарьян, посетили Египет. Армянский всеобщий благотворительный союз был основан в Каире в 1906 году. Первый армянский фильм на армянскую тематику под названием «Айкакан Синема» был снят в 1912 году в Каире армяно-египетским издателем Вааном Зартаряном. Премьера фильма состоялась 13 марта 1913 года в Каире. [6]
Постгеноцид (1915-1952)
[ редактировать ]Геноцид армян начался 24 апреля 1915 года с депортации армянской интеллигенции . Армянские общины Египта приняли некоторый процент беженцев и людей, переживших резню в Турции. Общая численность армян в Египте в 1917 году составляла 12 854 жителя. Они увеличились и достигли своего пика по данным переписи 1927 года, когда их общая численность составляла 17 188 жителей, большинство из которых были сосредоточены в Каире и Александрии . По некоторым независимым оценкам, в начале 1952 года численность армян в Египте достигла 40 000 жителей. [1]
Жизнь армянской общины в Египте вращалась вокруг Армянской Апостольской церкви и, в меньшей степени, Армянской католической церкви. Более 80% взрослого армянского населения Египта работали квалифицированными мастерами или на административных должностях, в оптовой, розничной торговле и сфере услуг. Очень небольшое количество армян, всего около 5 процентов, работало неквалифицированными чернорабочими; еще меньше было землевладельцев или фермеров . Египетские армяне были относительно зажиточными по сравнению с армянами в других Ближнего Востока странах ; из 150 000 армян Ближнего Востока, эмигрировавших в Советскую Армению в период с 1946 по 1948 год, только 4 000 были египтянами. [7]
После революции 1952 года под руководством Гамаля Абдель Насера многие армяне начали эмигрировать в Европу , США , Канаду и Австралию .
После революции 1952 года
[ редактировать ]Обратная миграция, но не на первоначальную родину, а скорее на Запад, наблюдалась среди армян-египтян примерно с 1956 года. Режим Насера. Поскольку египтяне-армяне в то время работали преимущественно в частном секторе и имели тенденцию монополизировать основные профессии и торговые рынки, так называемые социалистические законы затронули их больше, чем тех, кто работал в правительстве или в сельском хозяйстве. Многие мигранты пришли к выводу – ошибочно или правильно – что им угрожает новая политика режима Насера, и многие покинули Египет и мигрировали на Запад. С 1956 года общая численность египтян-армян сократилась. Точные данные о том, сколько осталось и сколько еще осталось, недоступны, поскольку вопросы этнической принадлежности не включались в переписи населения после революции 1952 года.
Сегодняшний день
[ редактировать ]Большинство сегодняшних египетских армян, постоянно проживающих в Египте, родились в Египте и являются гражданами Египта. Для них Армения — это собрание фольклорных историй и культурных практик, которые каждое поколение передает своему преемнику. Армяне-египтяне – полноценные египтяне с дополнительным культурным слоем. Их насчитывается около 6000 человек, и они живут в основном в Каире. [1]
Сегодня такие структуры, как клубы, школы и спортивные сооружения, укрепляют связи между армянами-египтянами и возрождают наследие их предков. Несмотря на эти усилия, многие египтяне-армяне самого молодого поколения (которые в основном являются результатом браков между армянской общиной и другими египтянами - христианами или мусульманами) не говорят на армянском языке , не ходят в армянские школы и не ходят в армянские школы. не соприкасающихся со своим наследием или сообществом. Армянская церковь и аполитичная структура армянской общины играют очень важную роль в объединении армян Египта. В отличие от армянских меньшинств в Сирии и Ливане , египтяне-армяне остаются вне местной политики.
Прелатство Армянской Апостольской церкви в Египте , находящейся под юрисдикцией Святого Эчмиадзина, является основным хранителем общественных активов, таких как пожертвования, недвижимость в виде сельскохозяйственных земель и другого имущества, завещанного поколениями филантропов.
Политика
[ редактировать ]Египетские армяне очень редко участвуют в современной египетской политике, в отличие от армянских меньшинств в Ливане и Сирии . Однако многие из них работают в различных политических и аполитичных египетских институтах. Армянская церковь и аполитичная структура институтов египетской армянской общины играют очень важную роль в объединении армян Египта.
Культура
[ редактировать ]Армянская община управляет рядом ассоциаций, в том числе:
- Армянская Ассоциация Красного Креста
- Армянский всеобщий благотворительный союз (основан в Египте)
- Культурная ассоциация Хаусапер.
Сообщество имеет четыре социальных клуба в Каире и два в Александрии, а также три спортивных клуба в столице и два в Александрии. Есть один дом для престарелых и множество мероприятий для молодежи, в том числе танцевальная труппа «Занкезур», хор «Зевартноц» и детский хор «Дзаггасдан».
Журналистика
[ редактировать ]Сегодня в Египте выходят две ежедневные газеты и одно еженедельное издание, все они связаны с политическими партиями Армении.
- «Хусапер» , ежедневная газета, принадлежащая Армянской революционной федерации (партии «Ташнаг»), была основана в 1913 году;
- Ежедневная газета «Арев» , издаваемая Армянской демократической либеральной партией (партия Рамгавар), была основана в 1915 году.
- «Чахагир» — еженедельник, основанный в 1948 году, принадлежащий социал-демократической партии Гунчакян (партия Хенчаг).
Периодические издания и информационные бюллетени включают в себя:
- Arev Monthly , издававшийся в 1997–2009 годах на арабском языке в качестве приложения к ежедневной газете Arev . Его опубликовала Армянская демократическая либеральная партия.
- Arek Monthly начал выходить в апреле 2010 года на арабском языке. Издается Армянским всеобщим благотворительным союзом.
- AGBU Deghegadou , издается с 1996 года Армянским всеобщим благотворительным союзом в Каире как информационный бюллетень, освещающий деятельность AGBU.
- Дзидзернаг — музыкальное ежеквартальное приложение, издаваемое Arev Daily с 2001 года.
Спорт
[ редактировать ]Есть ряд спортивных клубов, в том числе:
- Оменетмен Гамк, Александрия, основан в 1912 году.
- Оменетмен Арарат, Каир, основан в 1914 году.
- AGBU Nubar, Александрия, основано в 1924 году.
- AGBU Nubar, Каир, основан в 1958 году.
- Клуб Святой Терезы в Каире, основанный в 1969 году.
Виды спорта включают футбол , баскетбол и настольный теннис . Почти во всех клубах также есть скаутская деятельность.
Школы и учреждения
[ редактировать ]Первая армянская школа в Египте, Егиазарская религиозная школа, была основана в 1828 году в Бейн-ас-Сурейн. В 1854 году школа была переведена в Дарб аль-Генейну, а название было изменено на Хоренян в честь армянского историка Мовсеса Хоренаци. В 1904 году Нубар-паша , армянский государственный деятель, перенес Хоренскую школу в Булак. В 1907 году он основал армянскую школу и детский сад Калусдян на улице Галаа (центр Каира), которые в настоящее время не существуют. Вторая армянская школа в Египте была основана в 1890 году Погосом Юсефяном в Александрии и называется школой Богосян. Самая новая армянская школа – «Нубарян» в Гелиополе, основанная в 1925 году на пожертвование Погоса Нубара. Теперь школы Калусдиан и Нубариан объединены в одну школу в районе Гелиополиса в Каире.
Три армянские школы в Египте в конечном итоге интегрировали программу K-12. Шесть армянских школ в Египте частично поддерживаются Прелатством Армянской церкви Египта. Армянское образование очень важно для сохранения армянского языка среди армянской общины Египта. Кроме того, армянский язык – единственный язык, который армяне используют в своих семьях и общинах.В трех армянских школах Египта в конечном итоге была интегрирована программа среднего образования; Студенты, окончившие обучение, могут сразу же поступить в египетскую университетскую систему после сдачи официальных экзаменов Танавия Амма (Средняя школа).
Церковь
[ редактировать ]Армянские египтяне делятся на армянских апостольских общин (известных также как православные или иногда григорианские), принадлежащих Армянской апостольской церкви , и армяно-католических общин, принадлежащих Армянской католической церкви . Есть также некоторые египетские армяне, которые являются членами армянских евангелических церквей.
В Египте пять основных армянских церквей: две в Александрии и три в Каире.
Армянская православная община составляет большинство армян-египтян. Армянские апостольские церкви включают:
- Армянская Апостольская Церковь Павла и Петра (Александрия)
- Армянская Апостольская Церковь Св. Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь Сурп Крикор Лусаворич) (в Каире).
Прелатство Армянской Церкви в Египте, находящееся под юрисдикцией Престола Святого Эчмиадзина , является основным хранителем общественных активов, таких как пожертвования, недвижимость в виде сельскохозяйственных земель и другого имущества, завещанного поколениями филантропов.
Армянская католическая община имеет две церкви в составе Армянской католической епархии Александрии :
- Благовещенский собор, Каир
- Армянский Католический Патриархат (в Александрии)
- Армянская католическая церковь Святой Терезы (Гелиополис, Каир)
Армянская евангелическая община Египта в настоящее время имеет одну церковь:
- Армянская евангелическая церковь Александрии (в Александрии) [8]
Список известных армян Египта
[ редактировать ]От эпохи Аббасидов в 7 веке до эпохи Османской империи в начале 19 века.
[ редактировать ]Среди наиболее выдающихся армян в Египте между эпохой Аббасидов в 7 веке и эпохой Османской империи в начале 19 века были:
- Вардан Знаменосец, или Вардан ар-Руми аль-Армани, спасший жизнь Амру ибн аль-Асу, командующему арабской армией при осаде Александрии в 641 году. Отсюда и произошло имя Вартана ар-Руми. рынок в Фустате, известный как Рынок Вартан. [ нужна ссылка ]
- Али ибн Яхья Абуль Хасан аль-Армани – правитель Египта в 841 и 849 годах, назначенный аббасидским халифом, духовный и политический руководитель и лидер мусульман в Багдаде. Мужество Али, «[который был] сведущ в военной науке», восхваляется средневековым исламским историком Ибн Тагрибирди. [ нужна ссылка ]
- Ахмед ибн Тулун - новый префект, которому в 876 году Ибн Хатиб аль-Фергани поручил построить мечеть в своем гарнизонном городе Аль-Катаи.
- Ибн Хатиб Аль-Фергани - мастер-строитель армянского происхождения, который перестроил Нилометр на южной оконечности острова Равда для измерения подъема уровня воды во время ежегодного разлива Нила, что является критическим фактором для процветания Египта.
- Бадр аль-Джамали - освобожденный раб армянского происхождения был призван халифом аль-Мунтасиром в 1073 году на помощь ему в период Фатимидов, когда Египет был ослаблен внутренними раздорами и опустошен засухой, голодом и эпидемиями. Считается, что армия Бадра, состоящая в основном из армянских солдат, была сформирована после падения столицы Ани Багратуни ( 1066 г.), когда волны армянских беженцев искали убежища в других странах. Бадр аль-Джамали был первым военным, ставшим визирем (министром) меча и пера, тем самым задав тенденцию на столетие, когда визири были преимущественно армянскими, с одинаковой монополией на гражданскую и военную власть. На пике своего могущества армянский визирь мог рассчитывать на личную преданность более 20 000 человек.
- Аль-Афдал , сын Бадра аль-Джамали, построил дворец Везират, или Дар аль-Визарра, а также создал два общественных парка с экзотическими садами и зону отдыха с искусственным озером под названием Биркет аль-Арман, или Армянское озеро.
- Три брата – архитекторы и каменщики, владеющие навыками резки и обработки камня, построившие три монументальных ворот Каира: Баб ан-Наср и Баб аль-Футух в 1087 году и Баб Зувайла в 1092 году. Ворота с боковыми башнями стоят и сегодня. Валы и ворота, имеющие определенное сходство с укреплениями столицы Багратуни Ани, по международным стандартам считаются шедеврами военной архитектуры.
- Бахрам аль-Армани – который после восстановления порядка и мира в стране по просьбе халифа аль-Хафиза был назначен последним визирем в 1135 году.
- Баха ад-Дин Каракуш - евнух и мамлюк курдского генерала Ширкуха, который в 1176 году построил крепость Цитадель на юго-восточном гребне холмов Мукаттам и заключил новую и старую столицы, Каир и Фустат, внутри защищенной стены. у Цитадели. До середины XIX века Цитадель, построенная Каракушем, служила резиденцией правительства, выполнявшей двойную военную и политическую функцию.
- Шагарат ад-Дурр (или Жемчужное дерево) — рабыня, которая поразила всех своей эффектной демонстрацией украшений из золота и драгоценных камней. Она была отправлена в Египет аббасидским халифом аль-Мустасимом в качестве подарка султану Салиху Нагм ад-Дину Айюбу и стала его любимой женой на старости лет. Этот волевой бывший раб обладал абсолютной властью над Египтом в переходный период к правлению мамлюков. Она одна из редких женщин в истории ислама, которые взошли на трон и внесли свой вклад в политическую и культурную сферы.
- Синан-паша - главный архитектор Османской империи армянского происхождения, построивший историческую мечеть Булак, а также зерновой рынок Каира и общественную баню Булака (Хаммам).
- Амир Сулейман-бей аль-Армани - занимал должность губернатора провинций Муннифея и Гарбия в 1690 году и был настолько богат, что имел к себе на службу мамлюков.
- Али аль-Армани и Али бей аль-Армани Абул Азаб - занимали должности региональных командиров.
- Мустафа Джабарти - мамлюк армянского происхождения из Тбилиси был заместителем аги или начальника оджака и сколотил большое состояние. Он покупал недвижимость в населенном армянами квартале Эз-Зувайла и через свою сестру делал пожертвования армянам. Он также построил хоспис на верхнем этаже квартальной церкви Св. Саркиса, чтобы приютить армянских иммигрантов, паломников и рабочих-мигрантов, нуждающихся во временном жилье.
- Мухаммад Кехия аль-Армани – неподкупный лидер, который в 1798 году был отправлен на переговоры с Наполеоном Бонапартом в Александрию, чтобы пощадить население Каира. Наполеон был настолько впечатлен примирительным тоном, политической проницательностью и дипломатическим мастерством мамлюка армянского происхождения, что позже назначил его главой Управления по политическим вопросам Каира.
- Рустам (или Петрос) – уроженец Карабаха был привезен в Египет в качестве раба-солдата. Он сопровождал Наполеона во Францию в качестве своего телохранителя, сражался вместе с французской армией в знаменитой битве при Аустерлице, а затем принял участие в завоевании Испании.
- Апрахам Каракехия - выдающийся менял - обратился за финансовой помощью к Мухаммеду Али. Армянский менял поддержал проекты и планы Мухаммеда Али и впоследствии был назначен финансовым представителем албанского генерала. Каракехия станет менялой денег Египта с почетным титулом мисс Саррафи. Эта должность и титул будут принадлежать семье Каракехия из поколения в поколение.
- Махдези Егиазар Амира Бедроссян - еще один менял из Агина, которого называли вали, или губернатором, сборщиком налогов и специальным советником. Армянский ростовщик не только регулировал финансовые услуги и систему налогообложения, но и инициировал меры защиты от незаконного захвата земель. «В разные времена армянские ростовщики обладали исключительными правами на эксплуатацию каирских бань, соляных шахт Матарии и рыбного рынка Дамиетты». Влияние армянских ростовщиков еще более возросло в 1830-е годы, когда из-за русско-турецкой войны и открытых преследований армян многие купцы и финансисты обосновались в Египте и даже сумели открыть первый в Египте банк, действовавший с 1837 по 1841 год. .
- Юханна аль-Армани - художница и коптский иконописец, жившая и работавшая в Каире.
Вкладчики в современный Египет
[ редактировать ]Армяне исторически вносили заметный вклад в общественную жизнь Египта, будь то в политике, экономике, бизнесе и академических кругах, а также во всех сферах искусства.
Достаточно упомянуть, что стал Нубар-паша , видный политик первым премьер-министром Египта . Александр Сарухан считается одним из выдающихся карикатуристов, задавших стандарты искусства карикатуры в арабском мире.
По данным СМИ, современный художник Армен Агоп входит в число художников из Египта, меняющих взгляды на современное искусство Северной Африки . [9]
По данным Всеобщего армянского благотворительного союза (AGBU) в Египте, Арменуи Джамгочян, родившаяся 15 июня 1927 года, начала свою карьеру как зрелая армяно-египетская художница в 1974 году. Она выставила 32 свои картины в галерее Эхнатон в Каире. Эту выставку открыл 8 июля Юсеф эль-Себай, тогдашний министр культуры, который также был известным писателем. Это продолжалось до 14 июня. Будучи представительницей 4-го поколения армяно-египетских художников, которое можно считать поколением учеников Ашода Зоряна , Арменуи Джамгочян, как и несколько других художниц своего поколения (родившихся в 1929-1930-х годах и учившихся в мастерской А. Зориан), развивали традиции, «унаследованные» от своего мастера, создавая каждый свой стиль. [10]
Диаспора
[ редактировать ]Из-за роста национализма и панарабизма, сопровождавшихся конфискацией гражданских прав и экономических свобод, многие египтяне армянского происхождения решили в конце 1950-х и в течение 1960-х годов многими тысячами покинуть страну в Европу и Америку (Соединенные Штаты, Канада, Латинская Америка) и Австралия. Это значительно сократило численность египетской армянской общины в Египте. [ нужна ссылка ]
Однако мигрирующие египетские армяне остались привязанными к своей родине Египту, сохранили египетско-армянские традиции и создали свои собственные ассоциации в новой диаспоре вдали от своей страны, Египта. Они также активно способствовали учреждениям, все еще работающим в Египте (церкви, школы, клубы, культурные мероприятия и т. д.). Можно упомянуть, например, Ассоциацию армян Египта в Монреале, Канаде и многих других в США. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Отношения Армения-Египет
- Армянская диаспора
- Армяне на Ближнем Востоке
- Посольство Армении в Египте
- Список египетских армян
- Калусдянская армянская школа
- Здание Якубиана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Айман Зохри, «Армяне в Египте» , Международный союз научных исследований народонаселения: XXV Международная конференция по народонаселению , 2005 год.
- ^ Jump up to: а б с Г. Ованнисян, Ричард (2004). Армянский народ от древности до современности: от иностранного владычества к государственности: пятнадцатый век - двадцатый век . п. 423. ИСБН 9781403964229 .
- ^ Паяслян, Саймон (26 декабря 2007 г.). История Армении: от истоков до современности . п. 80. ИСБН 9781403974679 .
- ^ М. Куркджян, Ваан (1958). История Армении . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз Америки. п. 246.
- ^ Пол Адалян, Рубен (2010). Исторический словарь Армении . Пугало Пресс. п. 226. ИСБН 9780810874503 .
- ^ Армянское кино 100, Арцви Бахчинян , Ереван, 2012, стр. 111-112.
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (1974). «Приливы и отливы армянского меньшинства на арабском Ближнем Востоке». Ближневосточный журнал . 28 (1): 19–32. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4325183 .
- ^ Овян, Ваграм (2011). АРМЯНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА ЕГИПТА . Фонд «Нораванк». п. 1.
- ^ «5 египетских художников, работающих с инновационными практиками (К. А. Суан Май Ардиа) | •• ИСКУССТВО РЕВОЛЮЦИИ ••» . •• ИСКУССТВО РЕВОЛЮЦИИ •• (на итальянском языке). 07.02.2015 . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ "5 АРМЕНУИ ДЖАМГОЧЯН (1927-) (AGBU Egypt) |" . 2017.