Jump to content

Армяне в Египте

Армяне в Египте
Общая численность населения
6,500-12,000
Регионы со значительной численностью населения
Каир   · Александрия
Религия
Христианство : ( армянские православные , армянские католики и некоторые протестанты )
Родственные этнические группы
Армянская диаспора

Армяне Египта – община с многовековой историей. Они составляют меньшинство со своим языком, церквями и социальными институтами. Число армян в Египте уменьшилось из-за миграции в другие страны и интеграции в остальную часть египетского общества, включая многочисленные смешанные браки с мусульманами и христианами. Сегодня их насчитывается около 6000, что намного меньше, чем несколько поколений назад. Они сосредоточены в Каире и Александрии , двух крупнейших городах. В экономическом отношении египетские армяне, как правило, являются самозанятыми бизнесменами или ремесленниками и имеют больше лет образования, чем в среднем по Египту. [1]

Армяне в Египте присутствовали с VI и VII веков. [2] Первые армянские мигранты в Египет были мусульманами. Миграция армян-христиан в Египет началась в начале 19 века, а еще одна волна произошла в начале 20 века.

Присутствие армян-мусульман в Египте хорошо задокументировано во время и после мусульманского завоевания Египта . Исламизированные армяне под властью арабов занимали заметные военные и государственные должности, такие как губернаторы, генералы и визири (имена наиболее известных людей перечислены ниже). [2]

Фатимидский период

[ редактировать ]

Это был период процветания армян в Египте, когда они пользовались коммерческой, культурной и религиозной свободой. Их число значительно увеличилось по мере того, как все больше мигрантов прибыло из Сирии и Палестины , спасаясь от продвижения сельджуков на запад во второй половине 10-го века. проживало около 30 000 (возможно, до 100 000) армян . в Фатимидском халифате Армянские мусульмане начали свою политическую жизнь в 1074 году, при этом в то время [3] Ряд визирей армянского происхождения сформировали историю Фатимидского халифата, начиная с Бадра аль-Джамали и его сына аль-Афдал Шаханшаха до Талаи ибн Руззика и его сына Руззика ибн Талаи .

Мамлюкский период

[ редактировать ]

Около 10 000 армян были взяты в плен во время вторжений в Армянское Киликийское королевство , которое произошло между 1266 и 1375 годами, и были доставлены в Египет как мамлюки или солдаты-рабы. [4] Они были заняты в сельском хозяйстве и в качестве ремесленников. Самые молодые получили образование в армейских лагерях по системе мамлюков, а затем работали в армии и во дворце.

В начале XIV века в Армянской церкви произошел раскол, из-за которого Иерусалимский патриарх Саргис попросил и получил фирман у султана Аль-Малика ан-Насира. Это привело армян в царстве мамлюков под юрисдикцию Армянского Патриархата Иерусалима . Армянам-раскольникам, приехавшим в Египет, было разрешено свободно исповедовать свою религию. Власть их патриарха в частных и общественных делах армянской общины была решающей. Церкви и те, кто им служил, поддерживались щедростью верующих и доходами благотворительных фондов.

период Мухаммеда Али

[ редактировать ]
Армянин Нубар-паша был первым премьер-министром Египта.

Во время правления Мухаммеда Али в Египте (1805–1849) наблюдались сильные миграционные потоки армян в Египет. Мохамед Али нанял армян на государственные должности, и армянам были предоставлены большие возможности внести свой вклад в социально-экономическое развитие Египта. [2] Эпоха Мохамеда Али была свидетелем строительства армянских церквей в Египте; один для армянских православных и другой для армянских католиков. Число армян-иммигрантов в Египет примерно в это время оценивается в 2000 человек. [5] Погос Юсуфян (1775–1844) был армянским банкиром и бизнесменом. В 1837 году Мухаммед Али назначил Погоса главой Диван аль-Тиджара (торгового бюро) и куратором других финансовых дел Мохамеда Али.

В 1876 году армянин Нубар Нубарян (1825–1899) стал первым премьер-министром современного Египта.

Начиная с 19 века Египет стал одним из центров политической и культурной жизни Армении. Многие выдающиеся армяне того периода, в том числе Комитас , Андраник и Мартирос Сарьян, посетили Египет. Армянский всеобщий благотворительный союз был основан в Каире в 1906 году. Первый армянский фильм на армянскую тематику под названием «Айкакан Синема» был снят в 1912 году в Каире армяно-египетским издателем Вааном Зартаряном. Премьера фильма состоялась 13 марта 1913 года в Каире. [6]

Постгеноцид (1915-1952)

[ редактировать ]

Геноцид армян начался 24 апреля 1915 года с депортации армянской интеллигенции . Армянские общины Египта приняли некоторый процент беженцев и людей, переживших резню в Турции. Общая численность армян в Египте в 1917 году составляла 12 854 жителя. Они увеличились и достигли своего пика по данным переписи 1927 года, когда их общая численность составляла 17 188 жителей, большинство из которых были сосредоточены в Каире и Александрии . По некоторым независимым оценкам, в начале 1952 года численность армян в Египте достигла 40 000 жителей. [1]

Жизнь армянской общины в Египте вращалась вокруг Армянской Апостольской церкви и, в меньшей степени, Армянской католической церкви. Более 80% взрослого армянского населения Египта работали квалифицированными мастерами или на административных должностях, в оптовой, розничной торговле и сфере услуг. Очень небольшое количество армян, всего около 5 процентов, работало неквалифицированными чернорабочими; еще меньше было землевладельцев или фермеров . Египетские армяне были относительно зажиточными по сравнению с армянами в других Ближнего Востока странах ; из 150 000 армян Ближнего Востока, эмигрировавших в Советскую Армению в период с 1946 по 1948 год, только 4 000 были египтянами. [7]

После революции 1952 года под руководством Гамаля Абдель Насера ​​многие армяне начали эмигрировать в Европу , США , Канаду и Австралию .

После революции 1952 года

[ редактировать ]

Обратная миграция, но не на первоначальную родину, а скорее на Запад, наблюдалась среди армян-египтян примерно с 1956 года. Режим Насера. Поскольку египтяне-армяне в то время работали преимущественно в частном секторе и имели тенденцию монополизировать основные профессии и торговые рынки, так называемые социалистические законы затронули их больше, чем тех, кто работал в правительстве или в сельском хозяйстве. Многие мигранты пришли к выводу – ошибочно или правильно – что им угрожает новая политика режима Насера, и многие покинули Египет и мигрировали на Запад. С 1956 года общая численность египтян-армян сократилась. Точные данные о том, сколько осталось и сколько еще осталось, недоступны, поскольку вопросы этнической принадлежности не включались в переписи населения после революции 1952 года.

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Большинство сегодняшних египетских армян, постоянно проживающих в Египте, родились в Египте и являются гражданами Египта. Для них Армения — это собрание фольклорных историй и культурных практик, которые каждое поколение передает своему преемнику. Армяне-египтяне – полноценные египтяне с дополнительным культурным слоем. Их насчитывается около 6000 человек, и они живут в основном в Каире. [1]

Сегодня такие структуры, как клубы, школы и спортивные сооружения, укрепляют связи между армянами-египтянами и возрождают наследие их предков. Несмотря на эти усилия, многие египтяне-армяне самого молодого поколения (которые в основном являются результатом браков между армянской общиной и другими египтянами - христианами или мусульманами) не говорят на армянском языке , не ходят в армянские школы и не ходят в армянские школы. не соприкасающихся со своим наследием или сообществом. Армянская церковь и аполитичная структура армянской общины играют очень важную роль в объединении армян Египта. В отличие от армянских меньшинств в Сирии и Ливане , египтяне-армяне остаются вне местной политики.

Прелатство Армянской Апостольской церкви в Египте , находящейся под юрисдикцией Святого Эчмиадзина, является основным хранителем общественных активов, таких как пожертвования, недвижимость в виде сельскохозяйственных земель и другого имущества, завещанного поколениями филантропов.

Политика

[ редактировать ]

Египетские армяне очень редко участвуют в современной египетской политике, в отличие от армянских меньшинств в Ливане и Сирии . Однако многие из них работают в различных политических и аполитичных египетских институтах. Армянская церковь и аполитичная структура институтов египетской армянской общины играют очень важную роль в объединении армян Египта.

Культура

[ редактировать ]

Армянская община управляет рядом ассоциаций, в том числе:

Сообщество имеет четыре социальных клуба в Каире и два в Александрии, а также три спортивных клуба в столице и два в Александрии. Есть один дом для престарелых и множество мероприятий для молодежи, в том числе танцевальная труппа «Занкезур», хор «Зевартноц» и детский хор «Дзаггасдан».

Журналистика

[ редактировать ]

Сегодня в Египте выходят две ежедневные газеты и одно еженедельное издание, все они связаны с политическими партиями Армении.

Периодические издания и информационные бюллетени включают в себя:

  • Arev Monthly , издававшийся в 1997–2009 годах на арабском языке в качестве приложения к ежедневной газете Arev . Его опубликовала Армянская демократическая либеральная партия.
  • Arek Monthly начал выходить в апреле 2010 года на арабском языке. Издается Армянским всеобщим благотворительным союзом.
  • AGBU Deghegadou , издается с 1996 года Армянским всеобщим благотворительным союзом в Каире как информационный бюллетень, освещающий деятельность AGBU.
  • Дзидзернаг — музыкальное ежеквартальное приложение, издаваемое Arev Daily с 2001 года.

Есть ряд спортивных клубов, в том числе:

  • Оменетмен Гамк, Александрия, основан в 1912 году.
  • Оменетмен Арарат, Каир, основан в 1914 году.
  • AGBU Nubar, Александрия, основано в 1924 году.
  • AGBU Nubar, Каир, основан в 1958 году.
  • Клуб Святой Терезы в Каире, основанный в 1969 году.

Виды спорта включают футбол , баскетбол и настольный теннис . Почти во всех клубах также есть скаутская деятельность.

Школы и учреждения

[ редактировать ]

Первая армянская школа в Египте, Егиазарская религиозная школа, была основана в 1828 году в Бейн-ас-Сурейн. В 1854 году школа была переведена в Дарб аль-Генейну, а название было изменено на Хоренян в честь армянского историка Мовсеса Хоренаци. В 1904 году Нубар-паша , армянский государственный деятель, перенес Хоренскую школу в Булак. В 1907 году он основал армянскую школу и детский сад Калусдян на улице Галаа (центр Каира), которые в настоящее время не существуют. Вторая армянская школа в Египте была основана в 1890 году Погосом Юсефяном в Александрии и называется школой Богосян. Самая новая армянская школа – «Нубарян» в Гелиополе, основанная в 1925 году на пожертвование Погоса Нубара. Теперь школы Калусдиан и Нубариан объединены в одну школу в районе Гелиополиса в Каире.

Три армянские школы в Египте в конечном итоге интегрировали программу K-12. Шесть армянских школ в Египте частично поддерживаются Прелатством Армянской церкви Египта. Армянское образование очень важно для сохранения армянского языка среди армянской общины Египта. Кроме того, армянский язык – единственный язык, который армяне используют в своих семьях и общинах.В трех армянских школах Египта в конечном итоге была интегрирована программа среднего образования; Студенты, окончившие обучение, могут сразу же поступить в египетскую университетскую систему после сдачи официальных экзаменов Танавия Амма (Средняя школа).

Благовещенский собор, Каир

Армянские египтяне делятся на армянских апостольских общин (известных также как православные или иногда григорианские), принадлежащих Армянской апостольской церкви , и армяно-католических общин, принадлежащих Армянской католической церкви . Есть также некоторые египетские армяне, которые являются членами армянских евангелических церквей.

В Египте пять основных армянских церквей: две в Александрии и три в Каире.

Армянская православная община составляет большинство армян-египтян. Армянские апостольские церкви включают:

  • Армянская Апостольская Церковь Павла и Петра (Александрия)
  • Армянская Апостольская Церковь Св. Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь Сурп Крикор Лусаворич) (в Каире).

Прелатство Армянской Церкви в Египте, находящееся под юрисдикцией Престола Святого Эчмиадзина , является основным хранителем общественных активов, таких как пожертвования, недвижимость в виде сельскохозяйственных земель и другого имущества, завещанного поколениями филантропов.

Армянская католическая община имеет две церкви в составе Армянской католической епархии Александрии :

  • Благовещенский собор, Каир
  • Армянский Католический Патриархат (в Александрии)
  • Армянская католическая церковь Святой Терезы (Гелиополис, Каир)

Армянская евангелическая община Египта в настоящее время имеет одну церковь:

  • Армянская евангелическая церковь Александрии (в Александрии) [8]
Армянские добровольческие отряды в составе Египетского экспедиционного корпуса

Список известных армян Египта

[ редактировать ]

От эпохи Аббасидов в 7 веке до эпохи Османской империи в начале 19 века.

[ редактировать ]

Среди наиболее выдающихся армян в Египте между эпохой Аббасидов в 7 веке и эпохой Османской империи в начале 19 века были:

  • Вардан Знаменосец, или Вардан ар-Руми аль-Армани, спасший жизнь Амру ибн аль-Асу, командующему арабской армией при осаде Александрии в 641 году. Отсюда и произошло имя Вартана ар-Руми. рынок в Фустате, известный как Рынок Вартан. [ нужна ссылка ]
  • Али ибн Яхья Абуль Хасан аль-Армани – правитель Египта в 841 и 849 годах, назначенный аббасидским халифом, духовный и политический руководитель и лидер мусульман в Багдаде. Мужество Али, «[который был] сведущ в военной науке», восхваляется средневековым исламским историком Ибн Тагрибирди. [ нужна ссылка ]
  • Ахмед ибн Тулун - новый префект, которому в 876 году Ибн Хатиб аль-Фергани поручил построить мечеть в своем гарнизонном городе Аль-Катаи.
  • Ибн Хатиб Аль-Фергани - мастер-строитель армянского происхождения, который перестроил Нилометр на южной оконечности острова Равда для измерения подъема уровня воды во время ежегодного разлива Нила, что является критическим фактором для процветания Египта.
  • Бадр аль-Джамали - освобожденный раб армянского происхождения был призван халифом аль-Мунтасиром в 1073 году на помощь ему в период Фатимидов, когда Египет был ослаблен внутренними раздорами и опустошен засухой, голодом и эпидемиями. Считается, что армия Бадра, состоящая в основном из армянских солдат, была сформирована после падения столицы Ани Багратуни ( 1066 г.), когда волны армянских беженцев искали убежища в других странах. Бадр аль-Джамали был первым военным, ставшим визирем (министром) меча и пера, тем самым задав тенденцию на столетие, когда визири были преимущественно армянскими, с одинаковой монополией на гражданскую и военную власть. На пике своего могущества армянский визирь мог рассчитывать на личную преданность более 20 000 человек.
  • Аль-Афдал , сын Бадра аль-Джамали, построил дворец Везират, или Дар аль-Визарра, а также создал два общественных парка с экзотическими садами и зону отдыха с искусственным озером под названием Биркет аль-Арман, или Армянское озеро.
  • Три брата – архитекторы и каменщики, владеющие навыками резки и обработки камня, построившие три монументальных ворот Каира: Баб ан-Наср и Баб аль-Футух в 1087 году и Баб Зувайла в 1092 году. Ворота с боковыми башнями стоят и сегодня. Валы и ворота, имеющие определенное сходство с укреплениями столицы Багратуни Ани, по международным стандартам считаются шедеврами военной архитектуры.
  • Бахрам аль-Армани – который после восстановления порядка и мира в стране по просьбе халифа аль-Хафиза был назначен последним визирем в 1135 году.
  • Баха ад-Дин Каракуш - евнух и мамлюк курдского генерала Ширкуха, который в 1176 году построил крепость Цитадель на юго-восточном гребне холмов Мукаттам и заключил новую и старую столицы, Каир и Фустат, внутри защищенной стены. у Цитадели. До середины XIX века Цитадель, построенная Каракушем, служила резиденцией правительства, выполнявшей двойную военную и политическую функцию.
  • Шагарат ад-Дурр (или Жемчужное дерево) — рабыня, которая поразила всех своей эффектной демонстрацией украшений из золота и драгоценных камней. Она была отправлена ​​в Египет аббасидским халифом аль-Мустасимом в качестве подарка султану Салиху Нагм ад-Дину Айюбу и стала его любимой женой на старости лет. Этот волевой бывший раб обладал абсолютной властью над Египтом в переходный период к правлению мамлюков. Она одна из редких женщин в истории ислама, которые взошли на трон и внесли свой вклад в политическую и культурную сферы.
  • Синан-паша - главный архитектор Османской империи армянского происхождения, построивший историческую мечеть Булак, а также зерновой рынок Каира и общественную баню Булака (Хаммам).
  • Амир Сулейман-бей аль-Армани - занимал должность губернатора провинций Муннифея и Гарбия в 1690 году и был настолько богат, что имел к себе на службу мамлюков.
  • Али аль-Армани и Али бей аль-Армани Абул Азаб - занимали должности региональных командиров.
  • Мустафа Джабарти - мамлюк армянского происхождения из Тбилиси был заместителем аги или начальника оджака и сколотил большое состояние. Он покупал недвижимость в населенном армянами квартале Эз-Зувайла и через свою сестру делал пожертвования армянам. Он также построил хоспис на верхнем этаже квартальной церкви Св. Саркиса, чтобы приютить армянских иммигрантов, паломников и рабочих-мигрантов, нуждающихся во временном жилье.
  • Мухаммад Кехия аль-Армани – неподкупный лидер, который в 1798 году был отправлен на переговоры с Наполеоном Бонапартом в Александрию, чтобы пощадить население Каира. Наполеон был настолько впечатлен примирительным тоном, политической проницательностью и дипломатическим мастерством мамлюка армянского происхождения, что позже назначил его главой Управления по политическим вопросам Каира.
  • Рустам (или Петрос) – уроженец Карабаха был привезен в Египет в качестве раба-солдата. Он сопровождал Наполеона во Францию ​​в качестве своего телохранителя, сражался вместе с французской армией в знаменитой битве при Аустерлице, а затем принял участие в завоевании Испании.
  • Апрахам Каракехия - выдающийся менял - обратился за финансовой помощью к Мухаммеду Али. Армянский менял поддержал проекты и планы Мухаммеда Али и впоследствии был назначен финансовым представителем албанского генерала. Каракехия станет менялой денег Египта с почетным титулом мисс Саррафи. Эта должность и титул будут принадлежать семье Каракехия из поколения в поколение.
  • Махдези Егиазар Амира Бедроссян - еще один менял из Агина, которого называли вали, или губернатором, сборщиком налогов и специальным советником. Армянский ростовщик не только регулировал финансовые услуги и систему налогообложения, но и инициировал меры защиты от незаконного захвата земель. «В разные времена армянские ростовщики обладали исключительными правами на эксплуатацию каирских бань, соляных шахт Матарии и рыбного рынка Дамиетты». Влияние армянских ростовщиков еще более возросло в 1830-е годы, когда из-за русско-турецкой войны и открытых преследований армян многие купцы и финансисты обосновались в Египте и даже сумели открыть первый в Египте банк, действовавший с 1837 по 1841 год. .
  • Юханна аль-Армани - художница и коптский иконописец, жившая и работавшая в Каире.

Вкладчики в современный Египет

[ редактировать ]

Армяне исторически вносили заметный вклад в общественную жизнь Египта, будь то в политике, экономике, бизнесе и академических кругах, а также во всех сферах искусства.

Достаточно упомянуть, что стал Нубар-паша , видный политик первым премьер-министром Египта . Александр Сарухан считается одним из выдающихся карикатуристов, задавших стандарты искусства карикатуры в арабском мире.

По данным СМИ, современный художник Армен Агоп входит в число художников из Египта, меняющих взгляды на современное искусство Северной Африки . [9]

По данным Всеобщего армянского благотворительного союза (AGBU) в Египте, Арменуи Джамгочян, родившаяся 15 июня 1927 года, начала свою карьеру как зрелая армяно-египетская художница в 1974 году. Она выставила 32 свои картины в галерее Эхнатон в Каире. Эту выставку открыл 8 июля Юсеф эль-Себай, тогдашний министр культуры, который также был известным писателем. Это продолжалось до 14 июня. Будучи представительницей 4-го поколения армяно-египетских художников, которое можно считать поколением учеников Ашода Зоряна , Арменуи Джамгочян, как и несколько других художниц своего поколения (родившихся в 1929-1930-х годах и учившихся в мастерской А. Зориан), развивали традиции, «унаследованные» от своего мастера, создавая каждый свой стиль. [10]

Диаспора

[ редактировать ]

Из-за роста национализма и панарабизма, сопровождавшихся конфискацией гражданских прав и экономических свобод, многие египтяне армянского происхождения решили в конце 1950-х и в течение 1960-х годов многими тысячами покинуть страну в Европу и Америку (Соединенные Штаты, Канада, Латинская Америка) и Австралия. Это значительно сократило численность египетской армянской общины в Египте. [ нужна ссылка ]

Однако мигрирующие египетские армяне остались привязанными к своей родине Египту, сохранили египетско-армянские традиции и создали свои собственные ассоциации в новой диаспоре вдали от своей страны, Египта. Они также активно способствовали учреждениям, все еще работающим в Египте (церкви, школы, клубы, культурные мероприятия и т. д.). Можно упомянуть, например, Ассоциацию армян Египта в Монреале, Канаде и многих других в США. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Айман Зохри, «Армяне в Египте» , Международный союз научных исследований народонаселения: XXV Международная конференция по народонаселению , 2005 год.
  2. ^ Jump up to: а б с Г. Ованнисян, Ричард (2004). Армянский народ от древности до современности: от иностранного владычества к государственности: пятнадцатый век - двадцатый век . п. 423. ИСБН  9781403964229 .
  3. ^ Паяслян, Саймон (26 декабря 2007 г.). История Армении: от истоков до современности . п. 80. ИСБН  9781403974679 .
  4. ^ М. Куркджян, Ваан (1958). История Армении . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз Америки. п. 246.
  5. ^ Пол Адалян, Рубен (2010). Исторический словарь Армении . Пугало Пресс. п. 226. ИСБН  9780810874503 .
  6. ^ Армянское кино 100, Арцви Бахчинян , Ереван, 2012, стр. 111-112.
  7. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1974). «Приливы и отливы армянского меньшинства на арабском Ближнем Востоке». Ближневосточный журнал . 28 (1): 19–32. ISSN   0026-3141 . JSTOR   4325183 .
  8. ^ Овян, Ваграм (2011). АРМЯНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ОБЩИНА ЕГИПТА . Фонд «Нораванк». п. 1.
  9. ^ «5 египетских художников, работающих с инновационными практиками (К. А. Суан Май Ардиа) | •• ИСКУССТВО РЕВОЛЮЦИИ ••» . •• ИСКУССТВО РЕВОЛЮЦИИ •• (на итальянском языке). 07.02.2015 . Проверено 17 марта 2018 г.
  10. ^ "5 АРМЕНУИ ДЖАМГОЧЯН (1927-) (AGBU Egypt) |" . 2017.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c30c2b94936c530b4e4c0a4e832c253f__1719251580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/3f/c30c2b94936c530b4e4c0a4e832c253f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenians in Egypt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)