Собор Труа
Собор Труа Собор Святых Петра и Павла | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Католическая церковь |
Округ | Епархия Труа |
Обряд | латинский |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Расположение | |
Расположение | Труа , Франция |
Географические координаты | 48 ° 18'1 ″ с.ш. 4 ° 4'53 ″ в.д. / 48,30028 ° с.ш. 4,08139 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Готика |
Новаторский | 1208 |
Завершенный | 17 век |
Собор Труа ( фр . Cathédrale Saint-Pierre-et-Saint-Paul de Troyes ) — католическая церковь , посвященная святым Петру и святому Павлу , расположенная в городе Труа в Шампани , Франция . Это епископская резиденция епископа Труа . Собор исторических , выполненный в готическом архитектурном стиле, с 1862 года внесен в список памятников . [1]
История
[ редактировать ]Ранние соборы
[ редактировать ]Согласно местной церковной традиции, христианство было принесено в Труа в третьем веке епископом Санским Савиньеном, который послал в город святых Потантьена и святого Серотена, чтобы основать первую церковь. Считается, что дом, в котором они жили, стоял на том же месте, что и собор; а раскопки XIX века обнаружили под святилищем следы галло-римской постройки. [2] Люпусу, епископу Труа V века, приписывают спасение Труа от разрушения гуннами , когда он возглавил делегацию священнослужителей, которая обратилась к Аттиле в 451 году. [3] В соборе выставлена эмаль с изображением Люпа, исцеляющего глухую девушку; на заднем плане виден старый собор.
Первая церковь была перестроена и расширена в 9 веке, но сильно пострадала от норманнского вторжения в конце того же века. Он был перестроен епископом Милоном примерно в 980 году в романском стиле. Фрагменты скульптурного декора этой старой церкви были найдены в 1864 году и выставлены в южном боковом приделе нынешней церкви.
В 12 веке романская церковь была расширена за счет пристройки колокольни и часовни, посвященной Деве Марии. Церковь была местом проведения собора в Труа , который открылся 13 января 1129 года и был организован Папой Гонорием II . По настоянию святого Бернара Клервоского Собор предоставил официальный статус Ордену тамплиеров , который стал чрезвычайно влиятельным во всем христианском мире.
- Эмаль с изображением Люпа Труа , епископа V века, исцеляющего глухую женщину. На заднем плане виден старый собор.
- Совет Труа предоставляет официальный статус Ордену тамплиеров (1129 г.)
Готический собор
[ редактировать ]В 1188 году пожар уничтожил большую часть города и сильно повредил собор. Реконструкция началась в 1199 или 1200 году по инициативе епископа Гарнье де Тренеля. Когда строительство уже началось, епископ отправился в Четвертый крестовый поход в 1204 году и привез обратно в Труа коллекцию драгоценных реликвий для сокровищницы собора. [4]
Новая церковь была построена в стиле ранней готики , вдохновленной более ранней базиликой Сен-Дени и собором Сан , а также Шартрским собором и Нотр-Дам де Пари , которые строились одновременно. К 1220 году работы уже шли полным ходом, когда были завершены нижние части и началось возведение верхних стен. К сожалению, в 1228 году на недостроенное строение обрушился ураган, разрушивший нижний боковой неф на южной стороне хора и повредивший верхние стены. Верхние стены были перестроены между 1235 и 1240 годами, и строители воспользовались дополнительным временем, чтобы принять более современный элемент, впервые использованный в базилике Сен-Дени ; они заполнили стены трифория на среднем уровне стены витражами, принося обилие света в середину церкви. [4]
Трансепт окончательно возвели примерно в 1310 году, а над трансептом подняли шпиль, но из-за ряда экономических трудностей работы замедлились. В 1365 году торнадо разрушил шпиль трансепта; он не был восстановлен до 1437 года. Более серьезно, в 1389 году в крышу нефа ударила молния, вызвав пожар, повредивший каменную кладку внизу. Это привело в 1390 году к обрушению окна-розы северного трансепта. Роза была заменена и усилена в 1408–1409 годах, но сорок лет спустя снова проявила признаки слабости. Его укрепили каменным брусом, а порталы усилили новыми контрфорсами. Работы возобновились в 1450 году под руководством епископа Луи Регье, который работал над завершением верхних частей нефа. [5]
Яркие пристройки и пристройки эпохи Возрождения (15–17 века).
[ редактировать ]В мае 1420 года Труа был подписан договор в соборе между Генрихом V Английским , его союзником Филиппом Бургундским и королевой Изабель , женой безумного Карла VI Франции , согласно которому трон Франции перешел к Генриху после смерти Карла. а не сыну Карла дофину. Вскоре после этого Генрих женился на Екатерине Валуа , дочери французского короля, в Труа, либо в соборе, либо в церкви Сен-Жан.
В июле 1429 года Жанна д'Арк сопровождала дофина на мессу в соборе по пути к провозглашению его Карлом VII французским в Реймском соборе , в нарушение недавно подписанного Труаского договора. [6]
В начале 16 века началась новая строительная кампания, на этот раз в стиле поздней готики . Его проводил мастер-строитель Мартин Шамбиж , в число работ которого входили трансепты собора Сан (1494 г.), собора Бове (1499 г.) и собора Санлиса (1530 г.). Новый западный фасад, который он спроектировал, следовал модели Реймсского собора и других соборов 13-го века, с тремя порталами, разделенными мощными контрфорсами, каждый из которых увенчан высокой остроконечной аркой. [7]
Первый уровень западного фронта был завершен к 1531–1432 гг. Колокольню и крыльцо XII века снесли. Два уровня были завершены к 1554 году, и начались работы над башнями. Работы над северной башней, названной башней Сен-Пьер, шли медленно; он был закончен только в 1634 году, и в верхних углах имелось только два меньших колокольчика или шпиля вместо четырех запланированных. Запланированная южная башня так и не была запущена. [7]
- Собор Труа в 1634 году.
Вандализм и сохранение (19–20 века)
[ редактировать ]Собор сильно пострадал во время Французской революции . Особенно пострадал Западный фронт; скульптуры, заполнявшие тимпан над каждым порталом, были разбиты. Нижние витражи в хоре были разрушены или разобраны. К счастью, многие верхние окна сохранились, и в них до сих пор сохранились оригинальные стекла. 9–10 января 1794 года ювелир по имени Рондо возглавил толпу, которая разграбила сокровищницу, захватив и переплавив предыдущие золотые и серебряные священные предметы. [8]
В течение оставшейся части XIX и XX веков собор претерпел несколько реставрационных кампаний. В 1840 году стену южного трансепта, построенную на неустойчивом фундаменте, пришлось укрепить, чтобы предотвратить ее обрушение, а между 1849 и 1866 годами были укреплены все стены с восточной стороны, а затем и колонны хора. Многие окна 13 века были отреставрированы и возвращены на свои места. Во время Первой и Второй мировых войн витраж был снят и помещен на безопасное хранение, при этом зданию не был причинен существенный ущерб. [7] Реставрация и ремонт западного фасада продолжались и в XXI веке. [9]
Планы и размеры
[ редактировать ]- Возвышения
- План собора
- Летающий контрфорс, рисунок Эжена Виолле-ле-Дюка.
Собор, состоящий из нефа, хора и апсиды с расходящимися часовнями, имеет два главных и два дополнительных придела. Его длина 114 метров (379 футов 6 дюймов), ширина 50 метров (162 фута 6 дюймов) (по трансептам ), высота от вершины свода 29,5 метров (96 футов); высота купола и башни составляет 62,34 метра (202 фута 7 дюймов). Площадь поверхности 1500 м² 2 (16 000 кв. футов),
Экстерьер
[ редактировать ]Западный фронт
[ редактировать ]- Верхний западный фасад, над центральным порталом
- Западный фасад и северная башня
- Полный западный фронт
Западный фасад собора с тремя порталами, которые служат главными входами, был почти полностью переделан, начиная с 1507 года, в ярком стиле мастером-строителем Мартином Шамбижем . Он разделен на вертикальные секции с порталами четырьмя массивными вертикальными контрфорсами и покрыт сложными аркадами и узорами. Каждый из трех порталов увенчан высоким остроконечным фронтоном. На фронтоне над центральным порталом первоначально находились статуи Девы Марии, Святого Иоанна и Святой Марии Мадлен. Огромное яркое окно-розетка заполняет пространство над центральным порталом. Наверху окна-розы, прерывающего балюстраду, изображен герб города Труа. [10]
Западный фронт понес наибольший ущерб во время революции. Тимпан над центральным входом, первоначально содержавший сцены Страстей Христовых , гол; скульптура была разбита. Вуссуры и обрамления, обрамляющие порталы, сохраняют первоначальный роскошный растительный декор. Во многих нишах и галереях западного фасада находились статуи, которые также были разрушены, хотя королевские гербы в виде геральдической лилии на балюстрадах сохранились. Скульптура тимпанов северного и южного порталов первоначально прославляла жизнь святых Петра и Павла, двух святых покровителей собора. Они также были разрушены во время революции. [10]
Северная и единственная башня, построенная в 1634 году, построена в более классическом стиле эпохи Возрождения. Он имеет по два узких окна с каждой стороны, между опорными контрфорсами. с каждой стороны и украшением тонких колонн. Верх имеет балюстраду с двумя куполами. Планировалось, что арка соединит две башни, и был построен ее фундамент, но южная башня так и не была построена. [11]
Северная и южная стороны и трансепты
[ редактировать ]- Северный трансепт
- Окно-розетка северного трансепта (начало 15 века) с добавленной для его защиты каменной решеткой.
- Южная сторона и трансепт. Дом капитула находится справа от трансепта.
Северная и южная стены собора поддерживаются высокими контрфорсами, которым придают дополнительный вес каменные вершины. Стены посередине разделены северным и южным трансептами. Пространство между контрфорсами почти целиком занято небольшими капеллами, расположенными ниже центрального сосуда нефа и хора. Балюстрада соединяет крыши часовен, а еще одна балюстрада проходит по краю верхней стены, у основания крыши. Узор высоких окон и часовен, особенно тех, что ближе к западному концу собора, яркий и тщательно продуманный, тогда как узор восточного конца, построенного в 13 и начале 14 века, проще. [12]
Посередине по сторонам расположены два трансепта, которые выступают сразу за часовни по обе стороны от них. Они были построены в 13 веке, и каждый из них изначально был украшен скульптурой в тимпане и в резах арок над порталами. Скульптура южного портала изображала Страшный суд и Апокалипсис . Скульптура трансепта, как и скульптура западного фасада, была разрушена во время революции. Несколько произведений хранятся в Музее изящных искусств Труа .
Северный трансепт подвергся капитальной реконструкции. Контрфорсы с вершинами были добавлены в 15 веке, а также стрельчатые и четырехлистные окна в трифории, или среднем уровне. и балюстрада с орнаментом, изображающим ключи Святого Петра. Первоначальное окно-розетка трансепта упало в 1390 году и было заменено окном из искусственного шелка в начале 15 века. Позже в том же веке перед окном-розой установили вертикальную каменную планку, чтобы закрепить ее. [13]
Первоначальный южный трансепт XIII века рухнул и был полностью перестроен между 1841 и 1844 годами. Окно-роза было сделано идентично тому, что было на северном фасаде, а декор был упрощен.
Прикроватная тумбочка
[ редактировать ]- Шевет с расходящимися часовнями
Шевет, или восточный фасад, имеет шесть часовен, расположенных между аркбутанами, образующими полукруг вокруг апсиды. Контрфорсы, сделавшие двойной прыжок к вершине стен, увенчаны шпилями, башенками и скульптурами, придающими им дополнительный вес. Они были построены в 19 веке, заменив более простые более ранние контрфорсы. сложная балюстрада Линию крыши окружает . Окна верхнего этажа, состоящие каждое из двух больших стрельчатых окон и одного-трех маленьких розеток, сохраняют первоначальный план. Еще одна сложная балюстрада окружает линию крыши. [14]
Интерьер
[ редактировать ]Внутренняя часть центрального сосуда собора перекрыта траверсами шестичастных ребристых сводов, поддерживаемых стройными колоннами, спускающимися на нижний уровень, где они группировались вокруг и поддерживались массивными колоннами. Центральный сосуд имеет три уровня; аркады больших остроконечных арок на первом этаже; более узкий трифорий , или галерея, с окнами наружу; и верхний уровень с большими окнами, доходящими до сводов. Такое расположение последовательно с запада на восток, придавая удивительное единство интерьеру.
Неф
[ редактировать ]- Своды нефа
- Неф, вид на восток
- Кафедра
Неф, где сидели обычные верующие, покрыт семью траверсами сводов, доходящими до трансепта. Столбы и колонны в западном конце более поздние, датируются 15 и 16 веками, а их капители украшены более реалистичной цветочной скульптурой. В восточных частях, включая хор, капители украшены крючками 13-го века и другими более старыми готическими украшениями. [15]
Резная деревянная кафедра XIX века находится в шестом траверсе нефа. Он был спроектирован архитектором Гуно в духе 13-14 веков и завершен скульптором Анри Трикети в 1845 году. [16]
Трансепт и хор
[ редактировать ]- Своды трансепта
- Алтарь и внутренний хор
- Резная фигура божественного милосердия родом из аббатства Клерво на хоровой стойле.
Трансепт датируется в основном 13 веком и первоначально поддерживал высокий шпиль, который был разрушен пожаром в 1700 году. Потолочные своды были перестроены в стиле поздней готики с дополнительными декоративными ребрами в форме, называемой сводом Льерна или звездным сводом. Северное окно-роза диаметром десять метров было переделано в XV веке и укреплено в центре каменной решеткой. Южное окно представляет собой копию северного окна XIX века. [17]
Хор — это место, где находится алтарь и часть церкви, отведенная для использования духовенством. В его состав входит святилище, где расположен алтарь, окруженный орнаментальной ширмой XIX века. Белый мраморный алтарь был спроектирован архитектором Жаном Анри Жантильцем в 1779 году и позолочен в 1786 году, незадолго до Французской революции. Резные деревянные хоры изначально были изготовлены для аббатства Клерво . Когда аббатство было в значительной степени разрушено во время Французской революции, киоски, а также орган были национализированы и в конечном итоге куплены для собора Труа и установлены в 1802 году. [18]
Боковые нефы и часовни
[ редактировать ]- Ограждение Крестильной часовни
- Крещение святых Августина и святого Амвросия (Крещальная часовня)
- Рождества Богородицы (Часовня Святого Причастия)
Прямо внутри западного фасада находится массивный прямоугольный блок, служащий входным вестибюлем в неф и прочно построенный для поддержки башен. В отличие от нефа и хора, он не имеет боковых нефов, а своды представляют собой более поздние лиернские своды 16 века с декоративными ребрами.
На восточной и западной сторонах нефа и хора расположены два широких боковых нефа со сводами ниже, чем у центрального сосуда. Они открывают доступ к ряду часовен, расположенных между контрфорсами. На западе с каждой стороны нефа расположены пять небольших часовен, каждая с большим единственным окном, построенные в конце 13 - начале 14 веков. [19]
В этих часовнях находится наибольшее количество скульптур, в основном XIV и особенно XVI веков. Одним из ярких примеров является Крещение Святого Августина Святым Амбруазом, реалистичная полихромная работа с множеством фигур в Часовне крещения, на южной стороне, недалеко от западного фасада. В этой же часовне хранится несколько картин 16-го века школы Труа, в том числе картина 16-го века «Тайная вечеря», вдохновленная Леонардо да Винчи. В этой часовне также находится старейшая оригинальная ограда — резная стена, датируемая 1553–1554 годами. [20]
Дизамбулаторная и апсидная часовни
[ редактировать ]- Часовня Богородицы с окнами 1200–1230 годов. Алтарь выполнен в неоготическом стиле XIX века.
- Часовня св. Питер и Пол
Драмба хора ведет в восточную часть. В этом проходе находятся одни из самых старых архитектурных сооружений собора; северная сторона хора, датируемая примерно 1200 годом, включает закругленную романскую арку. Окна также являются одними из старейших в соборе (см. раздел «Витражи»). Амбулатория ведет к шести часовням, окружающим восточную часть, с очень старыми окнами, но с более современным декором XIX века, включая неоготическую мебель, изготовленную между 1840-ми и 1876 годами. Самая большая из них - часовня Богородицы в самый восточный конец. Его окна датируются 1200–1230 годами, а алтарь выполнен в неоготическом стиле XIX века. [21]
Витраж
[ редактировать ]Хотя оригинальная скульптура в Труа практически исчезла, в соборе до сих пор сохранилось большое количество оригинальных витражей, установленных с 13 по 16 века, а также некоторые окна, включающие секции средневекового стекла, общей площадью 1600 квадратных метров. витражное стекло. Окна наглядно иллюстрируют эволюцию витражей во Франции: от окон 13-го века с их насыщенными цветами и более толстыми кусками стекла, собранными как мозаика, до окон 15-го и 16-го веков, где использовались серебряные морилки и роспись эмалью. создавать эффекты тени и перспективы, подобные эффектам живописи эпохи Возрождения. [22]
Неф
[ редактировать ]- Апостолы - Нижние окна нефа (южная сторона залива 51) (14 век)
- Святой Петр (южная сторона, залив 47) (14 век)
- Благовещение (южная сторона залива 47) (14 век)
- Апостолы - Верхние окна нефа (пролет 51)
- Святая Екатерина Александрийская и святой Маврикий Агаунский (16 в.)
- Мистический винный пресс - залив 49 (1625 г.)
В нефе есть стекло самых разных периодов и стилей, иногда из одного и того же отсека. Некоторые из самых старых окон конца 13 - начала 14 веков находятся в боковых часовнях. Большинство из них подверглись значительной реставрации в 19 веке.
В других бухтах в 16 и 17 веках появились новые окна. Некоторые из них были созданы Линаром Гонтье , выдающимся художником эпохи Возрождения в Труа. Его самое известное окно в соборе - «Мистический винный пресс», вдохновленный известностью шампанского из этого региона. На нем изображен Христос с виноградными лозами, растущими из этого сундука, а также множество сцен, связывающих виноград и вино с апостолами.
Хор и амбулатория
[ редактировать ]- Окна осевого придела апсиды, посвященного Деве Марии (13–19 вв.)
- Бегство в Египет и поклонение волхвов (13 век)
- Музыкант в окне Дерева Иессея, 13 в. Часовня Жанны д'Арк (залив 31)
- Деталь окна XV века (пролет 38)
- Король Франции Филипп II (Хор, залив 52)
- Полномочия церковной иерархии (епископов и королей) (залив 52)
- Верхние окна хора (пролет 208); Притча о мудрых и неразумных девах
В хоре и амбулатории к востоку от собора сохранилась большая часть оригинальных витражей. Самые старые окна находятся в расходящихся часовнях на востоке, некоторые из них датируются 1200–1230 годами. Более высокие окна и окна трифория датируются примерно 1235–1240 гг. Некоторые из этих окон появились позже, но включают в себя части старого оригинального стекла, которое еще не было установлено во время урагана 1228 года. Хотя многие нижние окна были значительно изменены, верхние окна хора в основном сохранились. в исходном состоянии. [21]
Трансепт
[ редактировать ]- Окна гризайль в трансепте
Окна трансепта представляют собой смесь стилей. Окна на западе относятся к 14 веку, а окна на востоке были заменены в 16 веке окнами с узором в стиле яркой готики. Окна трифорий на западе были сделаны в 19 веке, а окна трифорий на востоке включают остатки отреставрированного стекла 13 века. [23]
Розовые окна
[ редактировать ]- Западное окно-розетка (частично скрыто органом)
- Окно-роза северного трансепта
- Деталь окна северной розы
Окно-роза в западном конце нефа 1239 года было выполнено художником Жаном Суденом на тему небесного двора. Вид из этого окна с первого этажа в значительной степени закрыт органом.
Окно-роза в северном трансепте диаметром десять метров было установлено в 15 веке вместо более раннего окна, упавшего в 1340 году. Оно выполнено в стиле районной готики, с узором, расходящимся наружу от центра. Окно-роза южного трансепта является копией северного окна.
Органы
[ редактировать ]- Большой орган, изготовленный в 1730 году для аббатства Клерво.
- Хоровой орган
Большой орган расположен на трибуне над порталом на обратной стороне западного фасада. Первоначально он был построен в 1730 году для аббатства Клерво в Бургундии. Когда аббатство было закрыто в 1793 году во время революции, орган был национализирован и продан на аукционе. Он был куплен смотрителями собора Труа, но не был установлен до 1808 года. Он заменил оригинальный орган Труа, построенный в 15 веке и установленный рядом с хором. Этот орган был разрушен в 1792 году. Установка нового органа вызвала споры, поскольку он в значительной степени закрывал вид на западное окно-розу из нефа и хора. [24]
Орган имеет пятьдесят пять игр или звуков, играемых с помощью четырех клавишных инструментов и набора педалей. Инструмент был признан историческим памятником в 1963 году, а корпус – в 1974 году. [25] Орган украшен статуями ангелов и атлантов .
В соборе есть второй орган поменьше, который расположен в хоре. Этот инструмент был построен в 1865 году и отреставрирован в 1987 году. Он состоит из тринадцати игр, на которых играют с помощью двух клавишных инструментов и набора педалей.
Колокола
[ редактировать ]В соборе Труа есть четыре бурдона, тяжелые колокола с глубоким звуком, предназначенные для звона в торжественных случаях. У каждого есть имя, и все они были изготовлены в начале 19 века, заменив ранние колокола, вывезенные и переплавленные во время Французской революции.
- Питер Чарльз - (4500 килограммов, изготовлено в 1827 году)
- Паулюс Ана - (3269 килограммов, 1813 г.)
- Савиниан - (2,437 кг, изготовлено в 1813 г.)
- Мари - (2000 килограммов, изготовлена в 1827 году)
Казначейство
[ редактировать ]- Гроб в Труа (слоновая кость, 11 век)
- Крест Стюарта из хрусталя.
- Реликварий святого Бернара Клервоского с серебром, медью и эмалью (12 век)
Сокровищница собора была построена в начале 13 века в хоре, рядом с апсидой. Он был специально предназначен для демонстрации коллекции священных реликвий, которые епископ Гарнье де Тренель привез во Францию из Четвертого крестового похода . Некоторые реликвии и другие ценные предметы были использованы в качестве выкупа за пленного короля Франциска I в 1525 году, другие были утеряны во время Революции, но постепенно коллекция была восстановлена. Здесь собрана особенно большая коллекция средневековой эмали, изготовленной местными мастерами в XII веке, а также облачений, реликвариев и других средневековых литургических предметов. Среди примечательных объектов - гроб Труа, сундук из слоновой кости византийского мастерства XI века. [26]
Возможная связь с Индией
[ редактировать ]Среди витражей есть один, на котором, судя по всему, изображен знаменитый индо-парфянский царь Гондофар, который правил древней Таксилой с 20 по 41 год нашей эры, на территории современного северо-западного Пакистана. [27]
Согласно легендам и преданиям, содержащимся в Деяниях Фомы и сохраненным индийскими христианами о святом Фоме , апостол Фома бежал на Восток после распятия . Некоторое время он пробыл при дворе Гондофаров, где, как говорят, Фома построил для него дворец, прежде чем отправиться в южную Индию, где, согласно легенде, был замучен недалеко от современного Ченнаи ( Мадраса ). [28]
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ «Собор Сен-Пьер-Сен-Поль» . www.pop.cultural.gouv.fr . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 7.
- ^ Святой Люпус - Святые и ангелы - Католик онлайн
- ^ Jump up to: а б Балкон-Ягода 2016 , с. 9.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 10.
- ^ «История Труа, дата доступа = 2012-0426» .
- ^ Jump up to: а б с Балкон-Ягода 2016 , с. 13.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 14.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 13-15.
- ^ Jump up to: а б Балкон-Ягода 2016 , с. 19-20.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 20.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 21.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 23-24.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 27.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 33-34.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 35.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 48.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 51.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 36.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Балкон-Ягода 2016 , с. 52.
- ^ Брисак 1994 , с. 67.
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 47.
- ^ База Палисси Министерства культуры Франции, "Les Orgue de Troyes"
- ^ База Палисси Министерства культуры Франции, "Les Orgue de Troyes"
- ^ Балкон-Берри 2016 , с. 57=59.
- ^ (см. Бивар, ADH, 2007: «Гондофары и индопарфяне», стр. 26–31, в: Эпоха парфян , изд. Веста Сархош Кертис и Сара Стюарт. Иб. Таурис, Нью-Йорк. ISBN 978-1-84511-406-0 )
- ^ Джеймс, MR, 1966: «Деяния Фомы» в Апокрифическом Новом Завете , стр. 365–377; 434–438. Оксфорд).
Источники
[ редактировать ]- Балкон-Берри, Сильви (2016). Собор Сен-Пьер и Сен-Поль - Труа (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-2-7577-0449-3 .
- Балкон, Сильви, и Филиппо, Жак, 2001. Собор Сен-Пьер и Сен-Поль в Труа . Париж: Центр национальных памятников, Monum (Éditions du Patrimoine). ISBN 2-85822-615-6 ISBN 978-2-85822-615-3
- Брисак, Катрин (1994). Витраж (на французском языке). Париж: Ла Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0 .
См. также
[ редактировать ]- Готические соборы и церкви
- Французская готическая архитектура
- Витражи во французской готике
- Список готических соборов в Европе
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Собор Труа в Структурах
- Министерство культуры: Архивные фотографии
- (на французском языке) Наследие Франции: собор Труа
- (на французском языке) VieuxTroyes: Краеведческий сайт с фотографиями.
- Фотографии
- Расположение собора
- Английские и французские средневековые витражи из коллекции Метрополитен-музея , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о соборе Труа.