Александр (династия хасидов)
Часть серии о |
Пешища хасидизм |
---|
Ребе и ученики |
Александр ( идиш : אלעקסאנדער) — польская хасидская династия, происходящая из города Александрув-Лодзки , Польша , где она была основана великим раввином Йехиэлем Денцигером (1828–1894). Александр является ветвью Вурки , поскольку Шрага Файвел Данцигер был ведущим учеником раввина Израиля Ицхака Калиша из Вурки. [1] До Холокоста Александр был второй по величине группой хасидов в Польше. Они привлекали ремесленников, торговцев и водоносов, а не элитных ученых-талмудистов и более богатых людей, которых привлекал Гер . Как и остальная часть польского еврейства , почти все хасиды Александра были убиты во время Холокоста. В период между мировыми войнами евреи-хасиды со всего мира стекались в небольшую деревню Александр, чтобы провести самые святые дни еврейского года в присутствии своего духовного лидера, своего ребе, раввина Ицхака Менахема Данцигера (1879–1942). Ребе Александра старался оставаться нейтральным в политических вопросах, делая упор на совместную молитву и изучение Торы . Он был убит немцами 5 сентября 1942 года, за восемь дней до Рош ха-Шана, в лагере смерти Треблинка . Сегодня Александр восстал из пепла Холокоста и продолжает расти в небольших общинах в Америке, Европе и Израиле (включая небольшую, но растущую общину в Мельбурне, Австралия). ).
История [ править ]
Основателем династии Александра был раввин Йехиэль Дансигер (1828–1894), сын раввина Файвла из Грице , ученик Израиля Ицхака Калиша из Вурке. [2]
Его сын, Иерахмиэль Исроэль Ицхок Дансигер (1853–1910), был еще более известен и собрал большую группу последователей. Он был автором книги «Исмах Исраэль» ( на иврите : «Израиль возрадуется», 1911), которую он написал вместе со своим братом Шмуэлем Цви (1860–1923), который позже сменил его и стал автором « Тиферес Шмуэль» . В учениях последовавших ребе упор делался на этику, мистицизм и экстатические религиозные формы, при этом меньше внимания уделялось изучению Талмуда .
Последователями ребе из Александра были в основном купцы и ремесленники, особенно из Варшавы, а также из Лодзи, где было около 35 молитвенных и учебных домов. были и Штиблехи во многих других городах, в том числе в Белхатуве . [3] Опочно , [4] и Петркув . [5] В 1914 году его брат Бецалель Йоир (1856–1934) начал служить ребе в Лодзи, положив начало второй ветви Александра. После смерти Шмуэля Цви династию продолжил его сын Ицхок Менахем Мендель Дансигер (1880–1943), чьи достижения включали расширение религиозных школ в Лодзи и Александре. [2] В отличие от многих хасидских лидеров того периода, он не интересовался политикой. Во время Второй мировой войны находился в Варшавском гетто . Отказавшись уехать в Землю Израиля , он умер вместе со своей семьей в Треблинке. В настоящее время община хасидов Александра существует в основном в Израиле, но есть несколько синагог ( штиблех ) в Боро-Парке , Монси , Лейквуде , [6] Кливленд , Антверпен , Лондон , Цюрих .
- Дом Александра Ребе в Польше.
- Могилы Александра Ребе в Польше
Династия [ править ]
- Великий раввин Шрага Файвел Данцигер из Грицы (ум. 1848), ученик великого раввина Исраэля Ицхака Калиша из Вурке, служил ребе хасидов Вурке последние шесть месяцев своей жизни.
- Великий раввин Йехиэль Данцигер (1828–1894), первый ребе династии Александров, сын раввина Шраги Файвела.
- Великий раввин Йерахмиэль Исроэль Ицхак Данцигер (1853–1910), автор книги «Исмах Исроэль» , сын раввина Йехиэля.
- Великий раввин Шмуэль Цви Данцигер (1860–1923), автор книги «Тиферес Шмуэль» , сын раввина Йехиэля.
- Великий раввин Ицхак Менахем Мендель Данцигер (1880–1943), автор книги «Акеидас Ицхок» , сын Тифереса Шмуэля, убит в Треблинке вместе со своей семьей.
- Великий раввин Бецалель Йоир Данцигер из Лодзи (1856–1934), сын раввина Йехиэля.
- Великий раввин Иегуда Моше Дансигер (1892–1973), автор книги «Эмунас Моше», зять раввина Бецалеля Йоира, стал Ребе Александра после Второй мировой войны.
- Великий раввин Авраам Менахем Данцигер (1921–2005 гг.) [7] ), Имрей Менахем , сын Эмунаса Моше .
- Великий раввин Исроэль Цви Яир Данцигер, старший сын Имрея Менахема, является нынешним Александром Ребе.
- Великий раввин Шнеур Залман Данцигер, младший сын Имрея Менахема, является нынешним Александровым Ребе в Кливленде, штат Огайо.
- Великий раввин Авраам Менахем Данцигер (1921–2005 гг.) [7] ), Имрей Менахем , сын Эмунаса Моше .
- Великий раввин Иегуда Моше Дансигер (1892–1973), автор книги «Эмунас Моше», зять раввина Бецалеля Йоира, стал Ребе Александра после Второй мировой войны.
- Великий раввин Йехиэль Данцигер (1828–1894), первый ребе династии Александров, сын раввина Шраги Файвела.
Александр сегодня Хасидизм
После уничтожения европейского еврейства оставшиеся в живых остатки Александра хасидов попросили раввина Иегуду Моше взять на себя руководство. Он был плодовитым писателем и опубликовал ряд работ, в том числе «Респонса Хашава Летава» (Лодзь, 1933 г.) и еще один том, содержащий две работы: «Кедушат Ицхак» и «Нахалат Цви» (Иерусалим, 1952 г.) – первая о хасидских мастерах, которые положили начало хасидизму Александра. , а последний комментирует еженедельную часть Торы. Раввин Иегуда Моше также поговорил с выжившими и сопоставил их воспоминания об Александре Торе в книге «Меоран шел Исраэль» ( Бней-Брак , 1971). Его основной сборник мыслей о Торе и праздниках был опубликован посмертно под названием «Эмунат Моше» (Бней-Брак, 1976–1991). [8]
Преемником раввина Йехуды Моше стал его сын раввин Авраам Менахем Дансигер (1921–2005), чьи хасидские идеи в настоящее время печатаются под названием «Имрей Менахем». За тридцать два года своего пребывания на посту Ребе Р'Авраам Менахем расширил общину Александра в четырех странах и построил семиэтажную и уважаемую ешиву в Бней-Браке, Израиль. Иешива была гордостью и радостью ребе, возрождая систему Александровской ешивы, разрушенную во время Холокоста. Он умер в 2005 году вскоре после праздника Пурим .
Старший сын, раввин Исроэль Цви Йоир Дансигер, был назначен Александром Ребе.
Р'Исроэль расширил хасидский двор Александра, построив новые институты в Израиле и за рубежом, и привлекая многих молодых студентов из-за пределов хасида Александра, чтобы они присоединились к хасиду.
Р'Шнеур Залман , младший сын раввина Авраама Менахема, обосновался в Кливленде, где он возглавлял хасидскую Кехиллу (сообщество) при помощи своего сына, раввина Йерахмиэля Исроэля Ицхака. Эта Кехилла, основанная на хасидских традициях, была тепло принята местной еврейской общиной Кливленда. Наличие такой Кехилы свидетельствует о энергичном и активном участии в религиозной и общественной жизни, укрепляя у ее членов сильное чувство духовной и культурной идентичности. Руководство раввина Шнеура Залмана играет решающую роль в руководстве сообществом, предлагая духовное руководство, образование и поддержку в соответствии с хасидскими учениями и практиками. Эта Кехилла, вероятно, вносит значительный вклад в разнообразие и богатство еврейского религиозного ландшафта Кливленда.
Александра литература Важная
Помимо изучения хасидских произведений, почитаемых всеми группами, хасиды Александра регулярно изучают Александра хасидуса, часто на еженедельных занятиях по четвергам вечером в своих синагогах. Династия Александров создала ряд классических текстов, которые почитаются во всем еврейском мире.
- Исмах Исроэль - Основной текст идеологии Александра. Написано Йерахмиэлем Дэнсигером и включает многие учения первого Ребе Р'Йехиэля. Завершено после его смерти его братом Шмуэлем Цви. (Лодзь, 1911 г.)
- Тиферес Шмуэль - Написан третьим Александром Ребе Р'Шмуэлем Цви Дансигером. (Лодзь, 1923 г.)
- Акейдас Ицхок . Эта книга, составленная после Холокоста, содержит все сохранившиеся учения Р'Ицхака Менахема Дансигера. (Израиль, 1960 г.)
- Эмунас Моше - пятитомный труд, написанный Р'Иегудой Моше Дансигером о еженедельных чтениях и праздниках.
- Имрей Менахем - Сочинения Р' Авраама Менахема Дансигера, в настоящее время компилируются и публикуются.
- Имрей Кодеш - Сочинения нынешнего Ребе Исроэля Цви Йора.
- Дерех ха-Хассидус — краткое руководство по хасидской философии, написанное Р. Элиэзером Ицхаком Данцигером, сыном нынешнего ребе, для молодых студентов.
Другие работы, опубликованные Александровской сектой:
- Меорон Шел Исроэль - опубликовано в конце «Исмаха Исроэля» и содержит личные рассказы и собрание учений раннего Александра Ребе, переживших Холокост.
- Роэ Ниман - Иегуда Маковер - это история Александра, в частности, Р'Ицхака Менахема Дансигера, Акейдаса Ицхака.
- Эмурос Техорос - еженедельное издание по главе Торы.
- Кармейну - периодическое издание, содержащее учения, истории и события в обществе.
- Перчей ха-Керем - книга, выходящая раз в три года и содержащая идеи студентов Александровской ешивы.
Ссылки [ править ]
- ^ «Сегодняшние ярцайты и история – 14 швата» . Мацав.com. 27 января 2021 г. Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 года . Проверено 6 января 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Белхатув, Польша» . Сайт Jewishgen.org. п. 19 . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ «Опочно» . mit.edu . 8 ноября 1927 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «Пётркув Трибунальский, Польша» . Сайт Jewishgen.org. 3 ноября 2008 г. стр. 98–105 . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ «Александр Ребе из Бней-Брака в Лейквуде в честь Лаг Бомера» . Лейквуд Местный. 22 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 г. . Проверено 12 марта 2013 г.
- ^ Салтиэль, Мэнни (1 марта 2021 г.). «Сегодняшние ярцайты и история – 17 Адара» . Matzav.com . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Купер, Леви. «Выживание Александра» . Иерусалимская почта . Проверено 9 декабря 2011 года .
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт Александра Хасида и учреждений
- Информация об учреждении и организации «Александр» на сайте Олам Хатора.
- Информация об учреждении и организации «Александр» на сайте Guidestar.
- Информация об учреждении и организации «Александр» на сайте IsraelGives
- Некролог Великого раввина Аврохома Менахема Данцигера Александра
- Фотографии 100-летия Йисмаха Исроэля в Польше
- Jpost о выживании александровского хасидизма в Статья Леви Купера
- об Александре хасидах после войны Статья Леви Купера