Jump to content

Претор

(Перенаправлено с Praetor Urbanus )

Претор ( / ˈ p r t ər / PREE -ter , Классическая латынь: [ˈprae̯tɔr] ), также претор , — титул, дарованный правительством Древнего Рима человеку, действующему в одном из двух официальных должностей: (i) командующий армией и (ii) избранный магистрат ( магистрат), назначенный для выполнения различных обязанностей. Функции магистратуры, претуры (претуры), описываются самим прилагательным: [а] praetoria potestas (преторианская власть), praetorium imperium (преторианская власть) и praetorium ius (преторианский закон), правовые прецеденты, установленные преторами ( преторами). Praetorium как существительное обозначало место, из которого претор осуществлял свою власть: либо штаб-квартиру его кастры , здание суда (трибунала) его судебной власти, либо мэрию его провинциального губернатора. [б] Минимальный возраст для занятия претурой составлял 39 лет во времена Римской республики , но позже он был изменен на 30 лет в ранней Империи . [1]

История названия

[ редактировать ]

Статус претора в ранней республике неясен. Традиционный отчет Ливия утверждает, что претура была создана Секстиан -Лицинианскими Рогациями в 367 г. до н.э., но и Ливию, и другим римлянам в поздней республике было хорошо известно, что главных магистратов сначала называли преторами . [2] Например, Фест «имеет в виду «преторов, которые теперь являются консулами»». [2]

Форма республики существенно менялась на протяжении ее истории, и описания развития республики в ранний имперский период испорчены анахронизмами, проецирующими существовавшую тогда практику в прошлое. [3] В самые ранние периоды республики претор «возможно, не имел в виду ничего большего, чем лидер в самом простом смысле слова». [4] происходящее от praeire (продолжать) или praeesse (быть выдающимся). [5] Эти первые преторы, возможно, были просто лидерами кланов, руководившими «военными силами в частном порядке и свободными от государственного контроля». [6] с множеством частных лидеров, возглавляющих частные армии. [7]

Эти первые военные лидеры в конечном итоге были преобразованы в фиксированные магистратские органы, избираемые народом, с четким государственным контролем над военной деятельностью. Этому также, вероятно, способствовало «использование рекуператоров для урегулирования споров и фетиальных священников для контроля над объявлением войны». [8] В результате частным лицам будет сложнее начать войны против соседей Рима. [8] Реформы 449 г. до н. э., возможно, также потребовали «впервые, чтобы все военачальники были утверждены народным собранием, [представляющим] римский народ». [9]

Возникновение классической претуры было длительным процессом, который начался к 367 г. до н.э. В это время были приняты Секстианско-Лицинианские Рогации . [10] давая римскому народу значительно больше власти в выборе своих военачальников. [10] Хотя Ливий утверждает, что судебные разбирательства создали преторство в 367 г. до н.э., чтобы освободить консулов ​​от их судебных обязанностей, «немногие современные историки приняли бы [это] сообщение в том виде, в котором оно написано». [11] Помимо древних знаний о том, что титул претора возник в начале республики, то, что стало классической преторской должностью, изначально было военной должностью с империем и «практически идентично по полномочиям и возможностям консульству». [11] Более того, полностью сформированная претура без коллеги, как следует из отчета Ливия, была бы «огромным нарушением римской практики, согласно которой все обычные магистратуры создавались в колледжах, состоящих как минимум из двух». [12]

«Ученые все чаще рассматривают [рогации] как создание коллегии из трех (и только трех) преторов, двое из которых в конечном итоге превратились в исторических консулов». [13] То, что в первые годы своего существования стало классической преторской должностью, также не рассматривалось как нечто меньшее, чем консулы, поскольку «для мужчин было обычной практикой занимать преторство после консульства ... поскольку [это] было просто методом сохранения империя уже второй год». [14]

Ливий сообщает, что до 337 г. до н. э. претора выбирали только из числа патрициев . В этом году право на пост претуры было открыто для плебеев , и один из них, Квинт Публилий Филон, получил эту должность. [15]

Только через 125 лет после избрания трех военачальников появилось четкое различие между тем, кто стал консулом, и тем, кто стал претором, благодаря «обычной римской практике резервировать одного командира в городе или вблизи него в целях обороны и (в конечном итоге ) для гражданской администрации». [16] Слава и престиж, завоеванные преторами, участвовавшими в зарубежных войнах, тогда еще в Италии, привели к более высокому престижу консульства. [17] Только в 180 г. до н.э. с принятием закона Villia Annalis стал претором после запрещения консульства. [18] Даже после того, как консульство вышло из претуры с более высоким престижем и желательностью, преторианский империй все еще не был юридически обособленным (или не уступал консульскому империю ) до самого конца республики. [19]

Начиная с 241 г. до н. э., преторам начали приостанавливать перерывы, что позволило бывшим преторам действовать вместо претора (т. е. pro praetore ) с полномочиями только «вести войну в назначенной ему провинции [без] каких-либо других забот или обязанностей». [20] Пророгация, по сути, предоставила частным лицам юридически фиктивное право действовать вместо обычных судей, позволяя им продолжать действовать в рамках возложенных на них задач ( provincia ). [21] Пророгация позволяла магистрату, чей империй не истек вместе со сроком его полномочий до тех пор, пока он не пересек померий или не был лишен людей, продолжать выполнение порученной ему задачи или провинции . [22]

Избранный претор был курульным магистратом , осуществлял империум и, следовательно, был одним из magistratus majores . Он имел право сидеть в sella curulis и носить тогу praetexta . [23] На нем присутствовали шесть ликторов . Претор был магистратом с империем в своей сфере, подчинявшимся только вето консулов ​​(которые превосходили его по рангу). [24]

Потестас (власть и власть ) и империум консулов ​​и преторов при республике не следует преувеличивать. Они не использовали независимое суждение при решении государственных вопросов. В отличие от сегодняшних исполнительных органов власти, им были поручены задачи высокого уровня непосредственно декретом сената под руководством SPQR .

Ливий довольно подробно описывает поручения, данные консулам или преторам. Как магистраты они должны были выполнять постоянные обязанности, особенно религиозного характера. Однако консула или претора в любой момент могли отстранить от его текущих обязанностей и возглавить оперативную группу, а их было много, особенно военных. Ливи упоминает, что, среди других задач, этим старшим офицерам было приказано вести войска против предполагаемых угроз (внутренних или внешних), расследовать возможные подрывные действия, собирать войска, проводить специальные жертвоприношения, распределять непредвиденные деньги, назначать комиссаров и даже истреблять саранчу. Преторы могли делегировать полномочия по своему желанию. Единственный принцип, который ограничивал то, что им можно было поручить, заключался в том, что их обязанности не должны касаться минимумов , «мелочей». Они по определению были исполнителями максимумов . Этот принцип римского права стал принципом более позднего европейского права: Non curat minima praetor , то есть детали не должны быть законодательно закреплены, их можно оставить на усмотрение суда.

Преторы и их обязанности

[ редактировать ]

республиканец

[ редактировать ]

Вторая претура была создана около 241 г. до н.э. [25] более четко отделяя эту должность от должности консульства. [16] Для этого было две причины: облегчить бремя судебных дел и дать республике магистрата с империем , который мог бы выставить армию в чрезвычайной ситуации, когда оба консула вели далекую войну.

Иностранный претор

[ редактировать ]

К концу Первой Пунической войны появляется четвертый магистрат, имеющий право обладать империем , — претор qui inter peregrinos ius dicit («претор, который вершит правосудие среди иностранцев»). Хотя в более поздней Империи эта должность называлась претором inter cives et peregrinos («среди граждан и иностранцев», то есть обладающим юрисдикцией в спорах между гражданами и негражданами), ко времени III века до нашей эры территориальные аннексии Рима и иностранное население вряд ли потребуется новый офис, предназначенный исключительно для этой задачи. Т. Кори Бреннан в своем двухтомном исследовании претуры утверждает, что во время военного кризиса 240-х годов вторая претура была создана для того, чтобы сделать еще одного обладателя империума доступным для командования и управления провинцией inter peregrinos . Во время Ганнибаловой войны претор Перегрин часто отсутствовал в Риме по особым поручениям. Городской претор чаще оставался в городе для управления судебной системой. [26]

Городской префект

[ редактировать ]

председательствовал Городской претор в гражданских делах между гражданами. Сенат потребовал, чтобы какой-нибудь старший офицер постоянно оставался в Риме. Теперь эта обязанность легла на городского претора . В отсутствие консулов ​​он был старшим магистратом города, наделенным полномочиями созывать сенат и организовывать защиту города в случае нападения. [27] Ему не разрешалось покидать город более десяти дней подряд. Поэтому ему были даны соответствующие обязанности в Риме. Он руководил Ludi Apollinares , а также был главным судьей по отправлению правосудия и обнародовал Указ Претора . Эти указы представляли собой изложение политики претора в отношении судебных решений, которые должны были быть приняты во время его пребывания в должности. Претор имел значительную свободу действий в отношении своего эдикта, но не мог издавать законы. В некотором смысле продолжающиеся указы сформировали корпус прецедентов. Развитие и совершенствование римского права во многом обязаны мудрому использованию этого преториального права. [28]

Дополнительные преторы

[ редактировать ]

Расширение римской власти на другие земли потребовало добавления преторов. Две были созданы в 227 г. до н. э. для управления Сицилией и Сардинией двух латиноамериканских , а еще две — при образовании провинций в 197 г. до н. э. Диктатор Луций Корнелий Сулла передал управление провинциями бывшим консулам и преторам , одновременно увеличив число преторов, избираемых каждый год, до восьми, в рамках своих конституционных реформ . Юлий Цезарь увеличил это число до десяти, затем до четырнадцати и, наконец, до шестнадцати. [с]

Империал

[ редактировать ]

Август внес изменения, призванные превратить претора в имперского администратора, а не в магистрата. Избирательный орган был изменен на Сенат, который теперь был инструментом имперской ратификации. Если смотреть очень упрощенно, то учреждение принципата можно рассматривать как восстановление монархии под другим названием. Таким образом, император принял на себя полномочия, когда-то принадлежавшие королям, но использовал аппарат республики для их осуществления. Например, император председательствовал в высших апелляционных судах.

Столь же острой оставалась потребность в администраторах. После нескольких изменений Август установил число на двенадцать. При Тиберии их было шестнадцать. Их обязанности как имперских администраторов распространялись на вопросы, которые в республике считались минимальными . Два претора были назначены Клавдием для дел, касающихся фидеикомисс ( трастов ), когда дела в этой области права стали значительными, но Тит сократил их число до одного; и Нерва добавил претора для решения вопросов между фиском ( казначейством ) и отдельными людьми. Марк Аврелий [29] назначил претора по делам, касающимся опеки ( попечительства ).

Преторы как судьи

[ редактировать ]

Дела в римских судах подразделялись на две широкие категории: гражданские и уголовные. Участие претора в обоих случаях заключалось в следующем.

Действия

[ редактировать ]

В иске , который был гражданским, претор мог либо издать интердиктум (интердикт), запрещающий некоторые обстоятельства, либо назначить иудекса ( судью ). Технически считалось, что разбирательство перед претором находится в состоянии in iure . На этом этапе претор должен был установить формулу, указывающую иудексу , какое лекарство следует применить, если он обнаружит, что определенные обстоятельства соблюдены; например: «Пусть X будет iudex . Если окажется, что ответчик должен выплатить истцу 10 000 сестерциев, пусть iudex присудит ответчику выплатить истцу 10 000 сестерциев. Если это не так, пусть истец оправдает его». ." [30] После того как они были переданы iudex , они уже не были in iure перед претором, а были apud iudicem . Юдиций был иудекса обязательным . Однако ко времени Диоклетиана этот двухэтапный процесс в значительной степени исчез, и претор либо рассматривал все дело лично, либо назначал делегата ( iudex pedaneus ), предпринимая шаги для обеспечения исполнения решения; формула состязательных была заменена неформальной системой бумаг . [31]

Во времена Римской республики городской претор якобы издавал ежегодный указ , обычно по совету юристов (поскольку сам претор не обязательно был образован в области права), устанавливая обстоятельства, при которых он будет предоставлять средства правовой защиты. Юридические положения, вытекающие из Указа Претора, были известны как iushonarium ; теоретически претор не имел права изменять закон, но на практике Эдикт изменял права и обязанности отдельных лиц и фактически был законодательным документом. Однако во время правления Адриана условия Эдикта стали постоянными, а де-факто законодательная роль претора была упразднена. [32]

Вечные вопросы

[ редактировать ]

Преторы также председательствовали на quaestiones perpetuae (которые представляли собой уголовные дела), названных так потому, что они относились к определенным типам, причем претор относился к одному типу на постоянной основе. Преторы назначали судей, которые выступали в качестве присяжных при голосовании за вину или невиновность. Приговор был либо оправдательным, либо осуждением.

Эти вопросы рассматривали crimina publica , «преступления против общества», достойные внимания претора. Наказание за осуждение обычно заключалось в смертной казни, но иногда применялись и другие суровые наказания. В поздней республике публичными преступлениями были:

Последние три были добавлены диктатором Суллой в начале I века до нашей эры.

Действия на свежем воздухе

[ редактировать ]

Когда претор отправлял правосудие в трибунале , он восседал на Sella curulis , которая представляла собой часть суда, предназначенную для претора, его заседателей и друзей, в отличие от subsellia , части, занимаемой iudices (судьями) и другими лицами. кто присутствовал. В суде претор упоминался как действующий e tribunali или ex Superiore loco (буквально с возвышения или с более высокого места), но он также мог совершать министерские действия вне суда, и в этом случае он, как говорили, действовал e. plano или ex aequo loco (буквально с плоской земли или с равного или ровного места). Например, в некоторых случаях он мог придать акту об освобождении юридическую силу, когда находился на открытом воздухе, например, по пути в баню или в театр.

Поздняя римская эпоха

[ редактировать ]

К 395 году нашей эры обязанности преторов были сведены к чисто муниципальной роли. [33] Их единственной обязанностью было управлять расходованием денег на выставки игр или на общественные работы. Однако с упадком других традиционных римских должностей, таких как должность трибуна , претура оставалась важным порталом, через который аристократы могли получить доступ либо к западным , либо к восточным сенатам. Должность претора была дорогостоящей, поскольку ожидалось, что преторы будут обладать казной, из которой они могли бы черпать средства для выполнения своих муниципальных обязанностей.

Византийская империя

[ редактировать ]

Как и многие другие римские учреждения, претор ( греч . πραίτωρ , praitōr ) сохранился в Восточной Римской империи .

Император Юстиниан I (годы правления 527–565) начал с 535 г. крупную административную реформу, которая включала воссоединение гражданской и военной власти в руках наместника в некоторых провинциях и упразднение епархий . уже Фракийская епархия была упразднена Анастасием в конце V века, и ее викарием стал новый претор Фракии Юстиниан , обладающий властью над всеми бывшими фракийскими провинциями, за исключением Нижней Мезии и Малой Скифии , которые вошли в состав Фракии. квестура упражнение . Подобным же образом наместники Писидии и Ликаонии , а также Пафлагонии (укрупненной за счет ее слияния с Гонорией ) были повышены до преторов Юстиниани и получили звание vir spectabilis . [34] [35] Кроме того, в Константинополе он заменил praefectus vigilum , до сих пор отвечавшего за безопасность, на претора народного (по-гречески πραίτωρ [τῶν] δήμων, praitōr [tōn]dēmōn ), с широкими полицейскими полномочиями. [34] [36]

В начале 9 века прейтор был младшим административным чиновником в фематах , подчинявшимся правящему стратегу . Однако постепенно гражданские чиновники приобрели большую власть, и к концу 10 века преторы (или критаи , «судьи») были поставлены во главе гражданской администрации фемы . [37] От этого разделения гражданских и военных обязанностей часто отказывались в XII веке, когда должности гражданского претора и военного ду часто занимались в тандеме. Провинциальный пост вышел из употребления после распада Империи в 1204 году. [37]

По словам Хелены Арвайлер , император Никифор II (годы правления 963–969) восстановил претора в Константинополе в качестве высокопоставленного судьи. Возможно, он идентичен времен Палеолога посту praitōr tou demōu , обладатели которого засвидетельствованы до 1355 года. [37] Согласно « Книге должностей псевдо -Кодиноса» , составленной примерно в то же время, praitōr tou demōu занимал 38-е место в императорской иерархии, между мега цаусиосом и логофетами тон ойкеякон , [38] но не выполнял никаких официальных функций. [39] Его придворный мундир состоял из золотопарчовой шляпы ( скиадион ), простой шелковой туники каббадион и простого гладкого деревянного посоха ( диканикион ). [40]

современная эпоха

[ редактировать ]

Классический латинский претор стал средневековым латинским претором; . В межвоенный период 71 округ Румынии Претура, Претура и т. д был разделен на различное количество плашей (единственное число: plasă ), возглавляемых претором , назначаемым префектом . Учреждение, возглавляемое Претором, называлось Претура . В настоящее время эта должность сохранилась только в Республике Молдова , где преторы возглавляют Кишинева пять секторов .

В Италии до 1998 года претор был мировым судьей с особыми обязанностями (особенно в гражданской сфере).

В италоязычном швейцарском кантоне Тичино есть претори (единственное число: преторе ), который является главным магистратом (гражданской ветвью власти) округа, возглавляющим претуру (суд). [41] Претори назначаются парламентом кантона . [42]

[ редактировать ]

Во франшизе «Звездный путь» Претор — обычный титул лидера Ромуланской империи .

В New Phyrexia дополнении Magic: The Gathering коллекционной карточной игры пять фирексийских правителей были помечены как преторы .

В научно-фантастической игровой франшизе StarCraft два главных персонажа, Феникс и Артанис, носят титул преторов.

В игре Doom 2016 года доспехи, которые носит главный герой, называются костюмом Претора.

В игре Xenoblade Chronicles 2 2017 года один из центральных антагонистов Амалтус носит титул претора в претории Индола.

В игре Deep Rock Galactic 2020 года одного из распространенных врагов зовут Глифид-преторианец.

В популярной серии книг Рика Риордана « Герои Олимпа » есть Сенат с двумя преторами, мужчиной и женщиной.

В получившей признание критиков MMORPG Final Fantasy XIV « Преториум » — это подземелье 50-го уровня.

В игре Elden Ring 2022 года один из антагонистов Райкард носит титул Претора среди своих собратьев-полубогов в Землях Между.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В латинском языке окончание прилагательного соответствует падежу, роду и числу существительного, поэтому окончание претори- различается в приведенных фразах.
  2. ^ В большинстве латинских словарей среднего размера перечислены преториальные существительные и прилагательные, а также их использование и основные источники.
  3. ^ В поздней республике перепись выявила, что население города Рима исчисляется миллионами.
  4. ^ Примерное «средство правовой защиты»: требование реституции имущества, незаконно захваченного мировым судьей, и осуждение преступника. Пример: незаконная конфискация.
  5. ^ «Агитация», попытка незаконного воздействия на избирателей. Пример: покупка голосов.
  6. ^ Против «величия» народа; то есть измена. Пример: подготовка убийства мирового судьи.
  7. ^ «Хищение», хищение государственной собственности. Пример: незаконное присвоение государственных денег.
  8. ^ «Лжесвидетель»; то есть против лжесвидетельников.
  9. ^ «О ножевых ножах и отравителях»; то есть против профессиональных убийц и их пособников.
  10. ^ «Отцеубийство», распространяющееся на убийство родственников, предположительно ради собственности.
  1. ^ Мэдсен, Джеспер М.; Скотт; Эндрю Г. (2023). Спутник Брилла Кассия Дио . БРИЛЛ. п. 377. ИСБН  978-90-04-52418-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б Дрогула 2015 , стр. 15.
  3. ^ Дрогула 2015 , стр. 18.
  4. ^ Дрогула 2015 , стр. 18–9.
  5. ^ Дрогула 2015 , стр. 19.
  6. ^ Дрогула 2015 , стр. 20.
  7. ^ Дрогула 2015 , стр. 23.
  8. ^ Jump up to: а б Дрогула 2015 , стр. 33.
  9. ^ Дрогула 2015 , стр. 36.
  10. ^ Jump up to: а б Дрогула 2015 , стр. 37.
  11. ^ Jump up to: а б Дрогула 2015 , стр. 184.
  12. ^ Дрогула 2015 , стр. 185.
  13. ^ Дрогула 2015 , стр. 41.
  14. ^ Дрогула 2015 , стр. 186–7.
  15. ^ Ливий, Из города, основанного 8.15 .
  16. ^ Jump up to: а б Дрогула 2015 , стр. 188.
  17. ^ Дрогула 2015 , стр. 188–9.
  18. ^ Дрогула 2015 , стр. 186.
  19. ^ Дрогула 2015 , с. 192. См. также и последующие обсуждения использования Ливием и Фестом слова vis imperii как обозначения социальной, а не юридической иерархии.
  20. ^ Дрогула 2015 , стр. 212.
  21. ^ Дрогула 2015 , с. 214. Обратите внимание, что провинция не является синонимом «провинции», провинция может относиться к задаче, здесь обычно к войне, которую необходимо вести, или к месту, в котором должна была осуществляться задача, в данном случае управление. Последнее значение перетекает в «провинция».
  22. ^ Дрогула 2015 , стр. 214.
  23. ^ Ливий, 7.1
  24. ^ Николас 1975 , с. 4.
  25. ^ Дрогула 2015 , стр. 187.
  26. ^ Бреннан 2000 , с. 604 .
  27. ^ Маккалоу 1990 , с. 1014.
  28. ^ Уотсон 1974 , стр. 31–62.
  29. ^ Капитолин, Жизнь Марка Антонина Глава 10.
  30. ^ Николас 1975 , с. 24.
  31. ^ Николас 1975 , с. 28.
  32. ^ Николас 1975 , стр. 22–26.
  33. ^ Бери 1923 , Том 1, Глава 1.
  34. ^ Jump up to: а б Весенберг 1954 г.
  35. ^ Бери 1923 , стр. 339–341, Том 2.
  36. ^ Бери 1923 , с. 338, Том 2.
  37. ^ Jump up to: а б с ODB , "Praetor" (A. Kazhdan), p. 1710.
  38. ^ Верпо 1966 , с. 138.
  39. ^ Верпо 1966 , с. 182.
  40. ^ Верпо 1966 , с. 161.
  41. ^ Республика и кантон Тичино (на итальянском языке)
  42. ^ Конституция Тичино, статья 36 (на итальянском языке)

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c626577266be65dc59a0fca0c6ea89c5__1721452140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/c5/c626577266be65dc59a0fca0c6ea89c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Praetor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)