Jump to content

Четвертый путь

Георгий Гурджиев , разработчик практики Четвертого Пути.

Четвертый путь – это подход к саморазвитию, разработанный Георгием Гурджиевым за годы путешествий по Востоку (ок. 1890 – 1912). Он объединяет и гармонизирует то, что он считал тремя устоявшимися традиционными «путями» или «школами»: во-первых, телесными; во-вторых, эмоции; и в-третьих, ум (особенно у факиров , монахов и йогов ). Студенты часто называют Четвертый Путь «Работой», «Работой над собой» или «Системой». Точное происхождение некоторых учений Гурджиева неизвестно, но предлагаются различные источники. [1]

Термин «Четвертый путь» в дальнейшем использовал его ученик П.Д. Успенский в своих лекциях и трудах. После смерти Успенского его ученики опубликовали книгу под названием « Четвертый путь», основанную на его лекциях. Согласно этой системе, три традиционные школы, или пути, «представляют собой постоянные формы, которые сохранились на протяжении всей истории в основном в неизменном виде и основаны на религии. Там, где существуют школы йогов, монахов или факиров, они едва отличаются от религиозных школ. Четвертый путь отличается тем, что «это не постоянный путь. Он не имеет конкретных форм или институтов и приходит и уходит под контролем некоторых собственных законов». [2]

Когда эта работа окончена, т. е. когда поставленная перед ней цель достигнута, четвертый путь исчезает, т. е. он исчезает из данного места, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте, в другой форме. . Школы четвертого пути существуют для нужд той работы, которая проводится в связи с предлагаемым начинанием. Они никогда не существуют сами по себе как школы с целью образования и обучения. [3]

Четвертый Путь рассматривает вопрос о месте человечества во Вселенной и возможностях внутреннего развития. В нем подчеркивается, что люди обычно живут в состоянии, называемом полугипнотическим «сном наяву», при этом возможны более высокие уровни сознания, добродетели и единства воли.

Четвертый путь учит, как различными способами увеличивать и концентрировать внимание и энергию, а также минимизировать мечтательность и рассеянность. Это внутреннее развитие в себе есть начало возможного дальнейшего процесса изменения, цель которого — превратить человека в «того, чем он должен быть».

Обзор [ править ]

Последователи Гурджиева считали его духовным учителем. [4] человек, который полностью пробужден или просветлен . Его также считали эзотериком или оккультистом . [5] Он согласился с тем, что учение было эзотерическим, но утверждал, что ничто из него не было завуалировано тайной, но что многим людям не хватает интереса или способности понять его. [6] Гурджиев сказал: «Учение, теория которого здесь излагается, полностью самодостаточно и независимо от других направлений, и оно до сих пор совершенно неизвестно». [7]

Четвертый Путь учит, что душа , с которой рождается человек, попадает в ловушку и инкапсулируется личностью и остается в спящем состоянии, оставляя человека без сознания, несмотря на то, что он верит в это. Человек должен освободить душу, следуя учению, которое может привести к этой цели или «уйти в никуда» после смерти его тела. Если человек сможет получить учение и найти школу, после смерти физического тела он «уйдет в другое место». Люди рождаются спящими , живут во сне и умирают во сне , лишь воображая , что они бодрствуют, за немногими исключениями. [8] Обычное бодрствующее «сознание» людей вообще не является сознанием, а всего лишь формой сна».

Гурджиев учил «священным танцам» или «движениям», ныне известным как гурджиевские движения , которые исполнялись вместе, как группа. [9] Он оставил массу музыки, вдохновленную тем, что он слышал в отдаленных монастырях и других местах, которая была написана для фортепиано в сотрудничестве с одним из его учеников, Томасом де Гартманном . [10]

Три способа [ править ]

Гурджиев учил, что традиционные пути к духовному просветлению идут одним из трех путей:

Факир . работает над достижением мастерства над вниманием (самообладанием) посредством борьбы с [контролем] физического тела, включая сложные физические упражнения и позы
Монах известным работает над достижением такого же овладения вниманием (самообладанием) через борьбу с [контролем] чувств в области, как мы говорим, сердца, что придается особое значение на Западе и становится как путь веры из-за его практики, особенно в католицизме .
Йог . работает над достижением того же господства над вниманием (как и прежде: «владение собой») посредством борьбы с [контролированием] умственных привычек и способностей

Гурджиев настаивал на том, что эти пути, хотя они и направлены на создание полностью развитого человеческого существа, имеют тенденцию развивать одни способности за счет других. Фактически целью религии или духовности было создание хорошо уравновешенного, отзывчивого и здравомыслящего человека, способного справиться со всеми непредвиденными обстоятельствами, которые может преподнести жизнь. Поэтому Гурджиев ясно дал понять, что необходимо развивать путь, который интегрирует и объединяет три традиционных пути.

Четвертый путь [ править ]

Гурджиев сказал, что его Четвертый Путь является более быстрым средством, чем первые три пути, потому что он одновременно сочетает работу над всеми тремя центрами, а не сосредотачивается на одном. Обычные люди могли следовать ему в повседневной жизни, не требуя ухода в пустыню . Четвертый путь действительно предполагает определенные условия, налагаемые учителем, но слепое их принятие не рекомендуется. Каждому студенту рекомендуется делать только то, что он понимает, и проверять на себе идеи учения.

Успенский документально зафиксировал, что Гурджиев сказал, что «две или три тысячи лет назад были еще другие пути, которых больше не существует, и пути, существовавшие тогда, не были настолько разделены, они стояли гораздо ближе друг к другу. Четвертый путь отличается от старого и новые пути тем, что этот путь никогда не бывает постоянным. Он не имеет определенных форм и не имеет никаких связанных с ним институтов». [11]

Успенский цитирует Гурджиева, что существуют фальшивые школы и что «невозможно распознать неправильный путь, не зная правильного пути. Это означает, что нет смысла беспокоиться о том, как распознать неправильный путь. Нужно думать о том, как найти правильный путь». способ." [12]

Происхождение [ править ]

В своих работах Гурджиев приписывает свое учение ряду более или менее загадочных источников: [13]

  • Различные небольшие секты «настоящих» христиан в Азии и на Ближнем Востоке. Гурджиев считал, что основные христианские учения испорчены.
  • Различные дервиши (термин « суфий » он не использовал)
  • Гурджиев упоминает, что практиковал йогу в юности, но его более поздние комментарии об индийских факирах и йогах пренебрежительны.
  • Таинственный монастырь Сармунг в отдаленном районе Центральной Азии, куда Гурджиева привели с завязанными глазами.
  • Внеконфессиональное «Всеобщее Братство».

Попытки пополнить его аккаунт показали:

Учения и методы обучения [ править ]

Основа учения [ править ]

Присутствуйте здесь сейчас [19]

Мы не помним себя [20]

Сознательный труд — это действие, при котором человек, выполняющий действие, присутствует при том, что он делает; не рассеянный. При этом он стремится выполнить действие более эффективно.

Намеренное страдание — это акт борьбы с автоматизмом, таким как мечтание, удовольствие, еда (еда по причинам, отличным от реального голода) и т. д. В книге Гурджиева « Рассказы Вельзевула» он утверждает, что «величайшее «намеренное страдание» можно получить в нашем присутствии, заставляя себя терпеть неприятные проявления других по отношению к себе» [21]

Для Гурджиева сознательный труд и намеренное страдание были основой всей эволюции человека.

Самонаблюдение

Наблюдение за собственным поведением и привычками. Наблюдать за мыслями, чувствами и ощущениями, не осуждая и не анализируя наблюдаемое. [22]

Потребность в усилиях

Гурджиев подчеркивал, что пробуждение является результатом последовательных и длительных усилий. Такие усилия могут быть предприняты как волевой акт после того, как вы уже утомлены.

Множество «я»

Это свидетельствует о раздробленности психики, о разных чувствах и мыслях «Я» у человека: думаю, хочу, знаю лучше, предпочитаю, счастлив, голоден, устал и т. д. В них нет ничего. находятся вместе друг с другом и не осознают друг друга, возникая и исчезая на короткие промежутки времени. Поэтому человек обычно не имеет единства в себе, желая одного сейчас, а другого, может быть, противоречивого, позже.

Центры

Гурджиев классифицировал растения как имеющие один центр, животные — два, а люди — три. Центры относятся к аппаратам внутри существа, которые диктуют определенные органические функции. В человеке есть три основных центра: интеллектуальный , эмоциональный и физический , и два высших центра: высший эмоциональный и высший интеллектуальный .

Тело, Сущность и Личность

Гурджиев разделил существо человека на Сущность и Личность .

  • Сущность – «природная часть человека» или «то, с чем он рождается»; Говорят, что эта часть существа обладает способностью развиваться.
  • Личность – это все искусственное, что он «узнал» и «увидел».

Космические законы

Гурджиев сосредоточился на двух главных космических законах: Законе Трех и Законе Семи. [ нужна ссылка ] .

  • Закон Семи описан Гурджиевым как «первый фундаментальный космический закон». Этот закон используется для объяснения процессов. Основное использование закона семи состоит в том, чтобы объяснить, почему ничто в природе и в жизни не происходит постоянно по прямой линии, то есть, что в жизни всегда есть взлеты и падения, которые происходят закономерно. Примеры этого можно заметить в спортивных выступлениях, где спортсмен с высоким рейтингом всегда периодически терпит неудачи, а также почти во всех графиках, отображающих темы, которые происходят с течением времени, таких как экономические графики, графики народонаселения, графики смертности и т. д. на. Все они демонстрируют параболические периоды, которые продолжают расти и падать. Гурджиев утверждал, что, поскольку эти периоды возникают закономерно на основании закона семи, можно поддерживать процесс по прямой линии, если необходимые потрясения были внесены в нужное время. Клавиатура фортепиано является примером закона семи, поскольку семь нот мажорной гаммы точно ему соответствуют.
  • Закон Трех описан Гурджиевым как «второй фундаментальный космический закон». Этот закон гласит, что каждое целое явление состоит из трех отдельных источников: Активного , Пассивного и Примиряющего или Нейтрального . Этот закон применим ко всему во Вселенной и человечеству , а также ко всем структурам и процессам. Три центра человека, которые, по словам Гурджиева, были интеллектуальным центром, эмоциональным центром и двигательным центром, являются выражением закона трех. Гурджиев учил своих учеников думать о законе трех сил как о важном для трансформации энергии человеческого существа . Процесс трансформации требует трех действий: утверждения , отрицания и примирения . Этот закон трех отдельных источников можно считать современной интерпретацией ранней индуистской философии гун . Мы можем видеть это, поскольку главы 3, 7, 13, 14, 17 и 18 Бхагавад-гиты обсуждают Гуну в своих стихах. [23]

Говорят , что то, как Закон Семи и Закон Трех действуют вместе, проиллюстрировано Эннеаграммой Четвертого Пути , девятиконечным символом, который является центральным символом системы Гурджиева.

Использование символов [ править ]

В своих объяснениях Гурджиев часто использовал различные символы, такие как Эннеаграмма и Луч Творения . Гурджиев говорил, что «эннеаграмма является универсальным символом. Все знания могут быть включены в эннеаграмму и с помощью эннеаграммы могут быть интерпретированы... Человек может быть совершенно один в пустыне и он может проследить эннеаграмму в песке и в нем читать вечные законы мироздания . И каждый раз он может узнать что-то новое, что-то, чего он раньше не знал». [24] Луч творения — это диаграмма, показывающая место Земли во Вселенной. Диаграмма имеет восемь уровней, каждый из которых соответствует законам октав Гурджиева.

Разработав закон октав и значение эннеаграммы, Гурджиев предложил своим ученикам альтернативные средства концептуализации мира и своего места в нем.

труда и священные Условия танцы

Чтобы обеспечить условия, в которых внимание можно было бы тренировать более интенсивно, Гурджиев также обучал своих учеников « священным танцам » или «движениям», которые они исполняли вместе, как группа, и оставил после себя множество музыкальных произведений, вдохновленных тем, что он слышал во время посещений отдаленных монастырей. и других местах, написанная для фортепиано в соавторстве с одним из его учеников, Томасом де Гартманом .

Гурджиев подчеркивал идею о том, что ищущий должен провести свой собственный поиск. Учитель не может выполнять работу ученика за ученика, а является скорее проводником на пути к самопознанию. Как учитель, Гурджиев специализировался на создании условий для учеников – условий, в которых был возможен рост, в которых желающие могли добиться эффективного прогресса. Оказаться в наборе условий, которые устроил талантливый педагог, имеет еще одно преимущество. Как выразился Гурджиев: «Вы должны осознавать, что каждый человек имеет определенный репертуар ролей, которые он играет в обычных обстоятельствах... но поместите его даже в лишь слегка отличающиеся обстоятельства, и он не сможет найти подходящую роль и на короткое время он становится самим собой».

Институт Гармоничного Развития Человека [ править ]

Мигрировав на четыре года после спасения от русской революции вместе с десятками последователей и членов семьи, Гурджиев поселился во Франции и в октябре 1922 года основал свой Институт гармоничного развития человека в замке Ле Приере в Фонтенбло-Эйвоне. [25] Институт представлял собой эзотерическую школу, основанную на учении Гурджиева «Четвертый путь». Чуть не погиб в автокатастрофе в 1924 году, он выздоровел и закрыл институт. Он начал писать «Все и вся» . С 1930 года Гурджиев совершил визит в Северную Америку, где возобновил свое учение.

Успенский рассказывает, что в начале работы с Гурджиевым в Москве и Санкт-Петербурге Гурджиев запрещал студентам записывать или публиковать что-либо, связанное с Гурджиевым и его идеями. Гурджиев сказал, что изучающие его методы окажутся неспособными правильно передать то, что было сказано в группах. Позже Гурджиев смягчил это правило, принимая студентов, которые впоследствии опубликовали отчеты о своем опыте работы с Гурджиевым.

После Гурджиева [ править ]

После смерти Гурджиева в 1949 году различные группы по всему миру попытались продолжить Гурджиевскую Работу. Фонд Гурджиева был основан в 1953 году в Нью-Йорке Жанной де Зальцманн в сотрудничестве с другими прямыми учениками. [26] Дж. Г. Беннетт руководил группами, а также поддерживал контакты с Субудом и суфийскими школами, чтобы развивать Работу в различных направлениях. Морис Николл , юнгианский психолог, также руководил своими собственными группами, основанными на идеях Гурджиева и Успенского.Французский институт долгие годы возглавляла мадам де Зальцман – прямая ученица Гурджиева. Под ее руководством были основаны и развивались Гурджиевские общества в Лондоне и Нью-Йорке.

Ряд ответвлений включают элементы Четвертого Пути, такие как: [ нужна ссылка ]

Эннеаграмму часто изучают в контексте, который не включает в себя другие элементы учения Четвертого Пути .

Ссылки [ править ]

  1. ^ Энтони Сторр , Глиняные ноги , с. 26, Саймон и Шустер, 1997 г. ISBN   978-0-684-83495-5
  2. ^ "В поисках чудесного" П.Д. Успенский с. 312
  3. ^ П.Д. Успенский (1949), В поисках чудесного , Глава 15.
  4. Встречи с замечательными людьми , прим. переводчика.
  5. Статья Гурджиева в словаре Скептика Роберта Тодда Кэрролла.
  6. ^ П.Д. Успенский, В поисках чудесного , стр.38.
  7. ^ В поисках чудесного (глава 14)
  8. ^ П.Д. Успенский В поисках чудесного , с. 66, Харкорт Брейс и компания, 1977 г. ISBN   0-15-644508-5
  9. ^ «Отрывки из книги Общества Гурджиевского наследия» . Архивировано из оригинала 30 октября 2007 года . Проверено 5 октября 2007 г.
  10. ^ Томас де Гартманн: Жизнь композитора [ постоянная мертвая ссылка ] Джон Манган
  11. ^ "В поисках чудесного" П.Д. Успенский с. 312
  12. ^ В поисках чудесного (глава 10)
  13. ^ «Источники учения Гурджиева», загружаемый PDF-файл.
  14. ^ «Гурджиев-Интернет» . Архивировано из оригинала 29 октября 2007 года . Проверено 11 мая 2007 г.
  15. ^ Встречи с тремя тибетскими мастерами
  16. ^ Идрис Шах: Путь суфия, Часть 1, Примечания и библиография, Примечание 35
  17. ^ Омар Али-Шах: Правила или секреты Ордена Накшбанди. См. также: Одиннадцать принципов Накшбанди .
  18. ^ Последняя публичная лекция Беннета «Четвертый путь», доступна на компакт-диске на веб-сайте Дж. Г. Беннета). [1]
  19. ^ Обмен внутри; стр 18; Джон Пентленд
  20. ^ В поисках чудесного; стр 117; П.Д. Успенский
  21. ^ Г.И. Гурджиев (1950). Рассказы Вельзевула своему внуку , стр. 242.
  22. ^ Гурджиев и дальнейшие достижения самонаблюдения , статья Денниса Льюиса
  23. ^ Бхагавад Гита . Сарджант, Уинтроп, 1903–1986 гг., Чаппл, Кристофер Ки, 1954 г. (изд. к 25-летию). Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. 2009. ISBN  978-1-4416-0873-4 . OCLC   334515703 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  24. ^ Лекция Г.И. Гурджиева
  25. ^ Институт гармоничного развития человека
  26. ^ Фонд Гурджиева

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7ca432baeae603c98932de793893353__1707290520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/53/c7ca432baeae603c98932de793893353.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fourth Way - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)