Пьер Жане
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Июнь 2012 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Пьер Жане | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Пьер Мари Феликс Жане 30 мая 1859 г. Париж , Франция |
Умер | 24 февраля 1947 г. Париж, Франция | (87 лет)
Национальность | Французский |
Научная карьера | |
Поля | Психология , философия , психиатрия |
Гипноз |
---|
Пьер Мари Феликс Жане (англ. Французский: [ʒanɛ] ; новатор 30 мая 1859 — 24 февраля 1947) — французский психолог , врач, философ и психотерапевт, в области диссоциации и травматических воспоминаний .
Он считается наряду с Уильямом Джеймсом и Вильгельмом Вундтом . одним из отцов-основателей психологии [1] Он был первым, кто представил связь между прошлым опытом и нынешними расстройствами, и был известен своими исследованиями, связанными с индуцированным сомнамбулизмом . [2] [3]
Биография
[ редактировать ]Жане училась у Жана-Мартена Шарко в психологической лаборатории больницы Питье-Сальпетриер в Париже . [2] Впервые он опубликовал результаты своих исследований в своей диссертации по философии в 1889 году и в своей медицинской диссертации « L'état mental des Hysteriques » в 1892 году. В следующем году он получил докторскую степень по медицине после завершения исследования психического состояния истериков. [4]
В 1898 году Жане была назначена преподавателем психологии в Сорбонне. [5] В 1901 году он основал Французское психологическое общество. [4] а год спустя он занял кафедру экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс и занимал эту должность до 1936 года. Он был членом Института Франции с 1913 года и был центральной фигурой во французской психологии в первой половине года. 20 века. [6] В 1932 году он был избран международным почетным членом Американской академии искусств и наук . [7] США член Национальной академии наук в 1938 году, [8] и международный член Американского философского общества в 1940 году. [9]
Теории
[ редактировать ]Джанет была одной из первых, кто предположил связь между событиями из прошлой жизни субъекта и его нынешней травмой, и придумала термин « диссоциация ». [10] и « подсознание ». [11] Его исследование «магнетической страсти» или «взаимодействия» между пациентом и гипнотизером предвосхитило более поздние описания феномена переноса . [12]
В 20-м веке Джанет разработал грандиозную модель разума с точки зрения уровней энергии, эффективности и социальной компетентности, которую он изложил в таких публикациях, как «Навязчивые идеи и психастения» (1903) и «От тоски до экстаза» (1926) и других. [13] В своей заботе о построении личности в социальных терминах эту модель сравнивают с социальным бихевиоризмом Джорджа Герберта Мида. [14] что-то, что объясняет раннюю похвалу Лакана «Жане, которая столь превосходно продемонстрировала значение чувства преследования как феноменологических моментов в социальном поведении». [15]
Иерархия развития
[ редактировать ]Джанет разработала модель развития разума в виде иерархии девяти «тенденций» все более сложных организационных уровней. [16]
Он подробно описал четыре «низшие тенденции», восходящие от «рефлексивной» к «элементарной интеллектуальной»; две «средние тенденции», затрагивающие язык и социальный мир; и три «высшие тенденции», «рационально-эрготический» мир труда и «экспериментальные и прогрессивные тенденции». [17]
По мнению Джанет, невроз можно рассматривать как неспособность интегрироваться или регресс к прежним тенденциям. [18] и он определил подсознание как «действие, которое сохранило низшую форму среди действий более высокого уровня». [19] Джанет также представила концепцию идеи фикс во время своих исследований и диалогов с пациентами. Здесь подсознание считается корнем всех истерических проявлений. [20] Оно составляет ядро второго состояния личности, которое он назвал этат вторым . [20]
Влияние на глубинную психологию
[ редактировать ]
Уильям Джеймс
[ редактировать ]В своем эссе 1890 года «Скрытое Я » [21] Уильям Джеймс писал о наблюдениях П. Джане за пациентами-« истерическими сомнамбулами » в больнице Гавра, подробно описанных в докторской диссертации Джанет 1889 года «Психологический автоматизм» . [22] Джеймс обратил внимание на различные аспекты автоматизма и очевидное раздвоение личности («две самости») у пациентов, по-разному демонстрирующих «трансы, подсознательные состояния» или алкогольную белую горячку . Джеймс был, по-видимому, очарован этими проявлениями и сказал: «Как далеко может зайти расщепление ума на отдельные сознания в каждом из нас, является проблемой. П. Жане считает, что это возможно только там, где имеется ненормальная слабость и, следовательно, дефект объединяющей или координирующей власти». [ нужна ссылка ]
Фрейд
[ редактировать ]Споры о том, чьи идеи были первыми — Джанет или Зигмунда Фрейда , возникли на Медицинском конгрессе в Лондоне в 1913 году. [23] До этой даты Фрейд открыто признавал свой долг перед Джане, особенно в своей работе с Йозефом Брейером , написав, например, «теорию истерических феноменов, впервые выдвинутую П. Жане и разработанную Брейером и мной». [24] Далее он заявил, что «мы последовали его примеру, когда взяли расщепление разума и диссоциацию личности в центр нашей позиции», но он также постарался указать, в чем «разница между нашим взглядом и взглядом Джанет». [25]
Описывая в 1911 году уход невротика от реальности, Фрейд заявил: «Подобный факт не мог ускользнуть от наблюдения Пьера Жане; он говорил об утрате «функции реальности»». [26] и еще в 1930 году Фрейд использовал выражение Джанет «психологическая бедность» в своей работе о цивилизации. [27]
Однако в своем отчете о психоанализе в 1913 году Джане утверждал, что многие из новых терминов психоанализа были всего лишь переименованными старыми концепциями, вплоть до того, как его собственный «психологический анализ» предшествовал «психоанализу» Фрейда. [23] Это спровоцировало гневные нападки со стороны последователей Фрейда, и после этого отношение самого Фрейда к Джанет охладилось. В своих лекциях 1915–1916 годов Фрейд говорил, что «в течение долгого времени я был готов отдать должное Жане за то, что она пролила свет на невротические симптомы, потому что он считал их выражением несознательных идей , которые доминировали у пациентов». Однако после того, что Фрейд расценил как откат назад в 1913 году, он сказал: «Я думаю, что он излишне утратил большую часть кредита». [28]
Обвинение в плагиате особенно задело Фрейда. В своем автобиографическом очерке 1925 года он категорически отрицал, что занимался плагиатом Джанет. [29] и еще в 1937 году он отказался встретиться с Джане на том основании, что «когда французские писатели распространили клевету о том, что я слушал его лекции и украл его идеи, он мог одним словом положить конец таким разговорам». [30] но не сделал.
Сбалансированное суждение могло бы заключаться в том, что идеи Джанет в том виде, в каком они были опубликованы, действительно составляли часть отправной точки Фрейда, но впоследствии Фрейд существенно развил их по-своему. [31]
Юнг
[ редактировать ]Карл Юнг учился у Джанет в Париже в 1902 году. [32] и находился под его большим влиянием, например, приравнивая то, что он называл комплексом, Джанет к idée fixe subconsciente . [33]
Взгляд Юнга на разум как «состоящий из неопределенного, поскольку неизвестного, числа комплексов или фрагментарных личностей» [34] построен на том, что Джанет в «Психологическом автоматизме» назвала «одновременным психологическим существованием». [35]
Юнг писал о долге перед «Жане за более глубокое и точное знание истерических симптомов » и говорил о «достижениях Джанет, Флурнуа , Фрейда и других». [36] в исследовании бессознательного .
Адлер
[ редактировать ]Альфред Адлер открыто вывел свою концепцию комплекса неполноценности Джанет из «Чувства незавершенности» . [37] и двое мужчин цитировали работу друг друга по этому вопросу в своих трудах. [38]
Публикации
[ редактировать ]В 1923 году Жане написала исчерпывающий текст о внушении « Психологическая медицина» , а в 1928–32 годах опубликовала несколько исчерпывающих статей о памяти. В его двухтомнике «Навязчивые идеи и психастени» также предложено более 60 различных видов навязчивых идей. [5]
Хотя Джанет мало публиковался на английском языке, 15 лекций, которые он прочитал в Гарвардской медицинской школе с 15 октября по конец ноября 1906 года, были опубликованы в 1907 году под названием « Основные симптомы истерии» . В 1936 году он получил степень почётного доктора Гарвардского университета.
О своем великом синтезе человеческой психологии Анри Элленбергер писал, что «для этого потребуется около двадцати книг и несколько десятков статей». [39]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грэм Ф. Рид, «Джанет, Пьер», в издании Ричарда Грегори, «Оксфордский спутник разума» (1987), стр. 397
- ^ Перейти обратно: а б Бланден, Энди (2012). Концепции: критический подход . Лейден: БРИЛЛ. п. 211. ИСБН 978-90-04-22847-4 .
- ^ Фоски, Ренато; Иннаморати, Марко (2022). Критическая история психотерапии, том 1: от древних истоков до середины 20 века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-76750-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Рич, Грант Дж.; Гилен, Уве (2015). Следопыты в международной психологии . Шарлотта, Северная Каролина: IAP. п. 55. ИСБН 978-1-68123-144-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Зуйлен, Марина Ван (2018). Мономания: бегство от повседневности в литературе и искусстве . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 21, 22. ISBN. 978-1-5017-1745-1 .
- ^ Э. Рудинеско, Жак Лакан (2005), стр. 16–21.
- ^ «Пьер Мари Феликс Жане» . Американская академия искусств и наук . 9 февраля 2023 г. Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Пьер Жане» . www.nasonline.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ О.Л. Зангвилл, «Гипноз, история», в изд. Грегори, стр. 332
- ^ Анри Ф. Элленбергер, Открытие бессознательного (1970), с. 147 и с. 406.
- ^ Питер Гей, Фрейд: жизнь для нашего времени (1988), с. 50.
- ^ Элленбергер, с. 386
- ^ Элленбергер, с. 405–406.
- ^ Жак Лакан, Écrits: A Selection (1997), с. 17.
- ^ Рид, с. 398.
- ^ Элленбергер, с. 387–394.
- ^ Красный, с. 398
- ^ Цитируется по Элленбергеру, с. 387.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Марта (2019). Урывками: генеалогия истерии в современной Франции . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 58. ИСБН 978-0-8014-2643-8 .
- ^ Джеймс, Уильям (1890). «Скрытое Я» . Журнал Скрибнера, том. 7 Выпуск 3: 361–373 . Проверено 30 марта 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джанет, Пьер (1899). автоматизме психологическом О (на французском языке) . Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Элленбергер, с. 817
- ^ Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (PFL 11), с. 52.
- ^ Зигмунд Фрейд, Пять лекций по психоанализу (1995), с. 25–33.
- ^ Фрейд, Метапсихология , с. 35.
- ^ Зигмунд Фрейд, Цивилизация, общество и религия (PFL 12), с. 306–307.
- ^ Зигмунд Фрейд, Вводные лекции по психоанализу (PFL 1) с. 296.
- ^ Фрейд, Зигмунд. Автобиографическое исследование WW Norton and Company, 1989, стр. 11.
- ^ Цитируется по Эрнесту Джонсу, «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» (1964), стр. 633
- ^ Элленбергер, стр.539–540.
- ^ Гей, с. 198
- ^ Элленбергер, с. 149.
- ^ Цитируется по Невиллу Симингтону, Нарциссизм: новая теория (1993), с. 20
- ^ Элленбергер, с. 406.
- ^ К. Юнг, Практика психотерапии (1993), с. 112 и с. 139.
- ^ Рид, с. 398
- ^ О. Брахфельд, Чувство неполноценности у личности и группы (2000), с. 53
- ^ Элленбергер, с. 387.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брукс III, JI (1998). Эклектичное наследие. Академическая философия и гуманитарные науки во Франции девятнадцатого века . Ньюарк: Издательство Университета Делавэра.
- Кэррой Дж. и Плас Р. (2000). Как Пьер Жане использовал патологическую психологию, чтобы спасти философское «я». Журнал истории поведенческих наук , 36, 231–240.
- Фоши, Р. (2003) «Экспериментальная и патологическая психология Пьера Жане и понятие личности (1885–1900)», Medicine & History , 5, 45–68.
- Джонсон, Джордж М. Динамическая психология в модернистской британской художественной литературе . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания, 2006 г.
- ЛеБлан, А. (2001). Истоки концепции диссоциации: Поль Жане, его племянник Пьер и проблема постгипнотического внушения, История науки , 39, 57-69.
- ЛеБлан, А. (2004). Тринадцать дней: Жозеф Дельбёф против Пьера Жане о природе гипнотического внушения, Журнал истории поведенческих наук , 40, 123–147.
- Ломбардо ГП, Фоски Р. (2003). Концепция личности между Францией XIX века и американской психологией XX века. История психологии, том. 6; 133-142, ISSN 1093-4510 , дои : 10.1037/1093-4510.6.2.123
- Серина Ф. (2020) «Джанет-Шварц-Элленбергер: история трехсторонних отношений через их неопубликованную переписку» История психиатрии, 31, 1, с. 3-20. дои : 10.1177/0957154X19877601
Внешние ссылки
[ редактировать ]

О Пьере Жане
[ редактировать ]- Краткая биография
- Библиографический сайт
- Руководство по чтению
- «Автобиография» ранних лет
- Пьер Жане и «функция реальности»
- Электронный журнал JANETIAN STUDIES Института Пьера Жане
Работы Пьера Жане
[ редактировать ]- Психологический автоматизм: Очерк экспериментальной психологии низших форм человеческой деятельности. Докторская диссертация Пьера Жане.
- Психологическая медицина Важная книга Пьера Жане. Это проясняет, что он думал о Предложении. (Загрузить PDF) (на французском языке)
- Книги Пьера Жане онлайн (на французском языке)
- Работы Пьера Жане в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1859 рождений
- 1947 смертей
- Французские гипнотизеры
- Академический состав Коллеж де Франс
- Академический состав Парижского университета
- Сотрудники Гарвардской медицинской школы
- Выпускники Высшей нормальной школы
- Французские психиатры
- Психологи XIX века
- Французские психологи XX века
- Иностранные сотрудники Национальной академии наук
- Члены Американского философского общества