RS-25
![]() RS-25 Тестовая стрельба. Яркая область в нижней части картинки - шокирующий бриллиант | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Первый полет | 12 апреля 1981 г. STS-1 ) | (
Дизайнер | Роккин |
Производитель |
|
Асвязанный LV | |
Предшественник | Hg-3 |
Статус | В использовании |
Жидкий топливный двигатель | |
Пропеллент | Lox / LH 2 |
Соотношение смеси | 6.03:1 |
Цикл | Богатый топливом сгорание с двойным валом |
Конфигурация | |
Коэффициент сопла | 78:1 [ 1 ] |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 2279 кН (512 300 фунтов ) [ 1 ] |
Тяга, уровень моря | 1860 кН (418 000 фунтов) [ 1 ] |
Дроссельный диапазон | 67–109% |
Отношение тяги к весу | 73.1 [ 2 ] |
камеры Давление | 2994 собаки (20,64 МПа) [ 1 ] |
Конкретный импульс , вакуум | 452,3 с (4,436 км/с) [ 1 ] |
Конкретный импульс , уровень моря | 366 с (3,59 км/с) [ 1 ] |
Массовый поток | 514,49 кг/с (1134,26 фунтов/с) |
Размеры | |
Длина | 4,3 м (168 дюймов) |
Диаметр | 2,4 м (96 дюймов) |
Сухая масса | 3177 кг (7 004 фунта) [ 2 ] |
Ссылки | |
Ссылки | [ 3 ] [ 2 ] |
Примечания | Данные предназначены для RS-25D на 109% от уровня мощности. |
RS -25 , также известный как основной двигатель Space Shuttle ( SSME ), [ 1 ] это с жидкостью криогенный ракетный двигатель , который использовался на НАСА космическом шаттле и используется в системе запуска космического пространства (SLS).
Разработано и изготовлено в Соединенных Штатах RocketDyne (позже Pratt & Whitney RocketDyne Aerojet RocketDyne ), RS-25 сжигает криогенные очень низкие температуры) водород и жидкий кислород и жидкий ( в подъеме. Хотя наследие RS-25 отслеживается до 1960-х годов, его согласованная разработка началась в 1970-х годах с первого полета, STS-1 12 апреля 1981 года. RS-25 прошел обновления по поводу своей эксплуатационной истории, чтобы улучшить тягу двигателя, надежность, безопасность и техническая нагрузка.
Двигатель производит конкретный импульс ( I SP ) 452 секунды (4,43 кН-сек/кг) в вакууме, или 366 секунд (3,59 кН-секунды/кг) на уровне моря, составляет приблизительно 3,5 тонн (7700 фунтов). , и способен углубляться от 67% до 109% от уровня мощности с однопроцентным приращением. Компоненты RS-25 работают при температурах в диапазоне от -253 до 3300 ° C (от -400 до 6000 ° F). [ 1 ]
В космическом челноке использовался кластер из трех двигателей RS-25, установленных на корме орбитального аппарата , с топливом, вытянутым из внешнего бака . Двигатели использовались для движения по всему всплеску космического корабля, при этом полная тяга увеличивалась двумя сплошными ракетными бустерами и двумя двигателями орбитального AJ10 маневрирования орбитальных маневров . После каждого рейса двигатели RS-25 были удалены с орбитального отверстия, осматривали, отремонтировали и затем использовали на другой миссии.
Четыре двигателя RS-25 устанавливаются на каждой системе запуска пространства, размещенные в секции двигателя на основе стадии ядра и затрачены после использования. Первые четыре полета Space Launch System используют модернизированные и отремонтированные двигатели, созданные для программы космического челнока. Последующие рейсы будут использовать упрощенный двигатель RS-25E, который называется перезапуск производства, который находится под тестированием и разработкой.
Компоненты
[ редактировать ]Двигатель RS-25 состоит из насосов, клапанов и других компонентов, работающих совместно для получения тяги . Топливный ( жидкий водород ) и окислитель ( жидкий кислород космического челнока ) из внешнего резервуара вошел в орбитальный кабинет на пупок -разъединенных клапанах , а оттуда протекает через линии подачи основной двигательной системы (MPS); Принимая во внимание, что в системе запуска пространства (SLS) топливо и окислитель из стадии ядра ракета по течению непосредственно в линии MPS. Оказавшись в линиях MPS, топливо и окислитель каждый разветвляется в отдельные пути к каждому двигателю (три на космическом челноке, четыре на SLS). В каждой ветке предварительные клапаны позволяют пропеллентам войти в двигатель. [ 4 ] [ 5 ]
Оказавшись в двигателе, пропелленты протекают через топливо низкого давления и турбозеты с окислителями (LPFTP и LPOTP), а оттуда в турбопумпы высокого давления (HPFTP и HPOTP). Из этих HPTPs пропелленты проходят разные маршруты через двигатель. Окислитель разделен на четыре отдельных путях: на теплообменник окислителя , который затем расщепляется в системы давления и подавления окислителя и подавления Pogo ; к окислительскому окислительному топливу низкого давления (LPOTP); к предварительному зажиганию окислителя высокого давления, от которого он разделен на турбину и HPOTP HPFTP, а затем воссоединяется в многочисленном газовом коллекторе и отправлен в главную камеру сгорания (MCC); или непосредственно в основную камеру сгорания (MCC).
Тем временем топливо протекает через основной топливный клапан в охлаждения регенеративные системы для сопла и MCC, или через клапан охлаждающей жидкости камеры. Топливо, проходящее через систему охлаждения MCC, затем проходит обратно через турбину LPFTP, а затем направляется либо в систему давления топливного бака, либо в систему охлаждения горячего газа (откуда он переходит в MCC). Топливо в охлаждении сопла и клапане камерной жидкости затем отправляется через предварительные зажигания в турбину и HPOTP HPFTP, а затем снова воссоединяется в многочисленном газовом коллекторе, откуда он переходит в форсунки MCC. Оказавшись в форсунках, пропелленты смешаны и впрыскивают в главную камеру сгорания, где они зажигаются. Выброс горящей смеси топлива через горло и колокол сопла двигателя создает тягу. [ 4 ]
Турбонасосы
[ редактировать ]Окислительная система
[ редактировать ]Турбозм окисления низкого давления (LPOTP) представляет собой насос осевого потока , который работает примерно при 5150 об / мин, управляемых шестиступенчатым турбином, приводимым в силу жидкого кислорода высокого давления от окислителя высокого давления (HPOTP). Это повышает давление жидкого кислорода от 0,7 до 2,9 МПа (от 100 до 420 фунтов на квадратный дюйм), при этом поток от LPOTP затем поставляется в HPOTP. Во время работы двигателя усиливание давления позволяет окислительному насосу высокого давления работать на высоких скоростях без кавитации . LPOTP, который измеряет приблизительно 450 на 450 мм (18 на 18 дюймов), подключен к пропелленту автомобиля и поддерживается в фиксированном положении путем установки на структуре пускового носителя. [ 4 ]
Затем, перед HPOTP, является колебаний POGO . аккумулятор подавления [ 6 ] Для использования он предварительно и после зарядки с HE и обвиняется в газообразном o
2 От теплообменника, и, не имея никакой мембраны, он работает путем непрерывной рециркуляции заряда газа. Ряд перегородок различных типов присутствует внутри аккумулятора для контроля усаживания и турбулентности, что полезно для себя, а также для предотвращения выхода газа в пропуск окисления низкого давления в HPOTP.
HPOTP состоит из двух одностадийных центробежных насосов (основной насос и насос до сжигания), установленных на общем валу и приводимый в движение двухступенчатой турбиной горячих газов. Основной насос повышает давление жидкого кислорода с 2,9 до 30 МПа (от 420 до 4350 фунтов на квадратный дюйм) при работе примерно при 28 120 об / мин, давая выходную мощность 23 260 л.с. (17,34 МВт ). Поток разгрузки HPOTP разбивается на несколько путей, один из которых управляет турбиной LPOTP. Другой путь - это и через основной клапан окислителя и входит в основную камеру сгорания. Еще один небольшой путь потока отключается и отправляется в окислитель теплообменника . Жидкий кислород протекает через клапан против плавного клапана, который не позволяет ему войти в теплообменник до тех пор, пока теплообменник не будет присутствовать достаточным теплом для использования тепла, содержащегося в газах, сбрасываемых из турбины HPOTP, превращая жидкий кислород в газ. Газ отправляется в коллектор, а затем направляется, чтобы подчеркнуть жидкий кислородный бак. Другой путь входит во второй стадийной насос второй стадии HPOTP, чтобы повысить давление жидкого кислорода с 30 до 51 МПа (4300 PSIA до 7400 фунтов на квадратный дюйм). Он проходит через окисляющий окислительный клапан до зажигания в предварительную окислитель и через клапан окислителя предварительного сжигания топлива в предварительном зажигании топлива. HPOTP измеряет приблизительно 600 на 900 мм (24 на 35 дюймов). Он прикреплен фланцами к многообразию горячего газа. [ 4 ]
Насосы турбины HPOTP и HPOTP монтируются на общем валу. Смешивание богатых топливом горячих газов в участке турбины и жидким кислородом в главном насосе может создавать опасность, и, чтобы предотвратить это, две секции разделены полостью, которая непрерывно очищается от снабжения гелиевого гелива во время работы двигателя двигателя Полем Две уплотнения минимизируют утечку в полость; Одно уплотнение расположено между участком турбины и полостью, в то время как другое находится между секцией насоса и полостью. Потеря давления гелия в этой полости приводит к автоматическому отключению двигателя. [ 4 ]
Топливная система
[ редактировать ]Топливный турбозенок с низким давлением (LPFTP) представляет собой насос осевого потока, управляемый двухэтапным турбином, приводимым в движение газообразным водородом. Это повышает давление жидкого водорода с 30 до 276 фунтов на кв. Дюйм (от 0,2 до 1,9 МПа) и поставляет его на топливный турбозенок высокого давления (HPFTP). Во время работы двигателя повышение давления, обеспечиваемое LPFTP, позволяет HPFTP работать на высоких скоростях без кавитации. LPFTP работает на уровне около 16 185 об / мин и составляет приблизительно 450 на 600 мм (18 на 24 дюйма) в размере. Он подключен к протокону автомобиля и поддерживается в фиксированном положении, установленным на структуре пускового носителя. [ 4 ]
HPFTP представляет собой трехступенчатый центробежный насос, управляемый двухэтапной турбиной горячих газов. Это повышает давление жидкого водорода с 1,9 до 45 МПа (от 276 до 6515 фунтов на кв. Дюйм) и работает примерно на 35 360 об / мин с мощностью 71 140 л.с. (53,05 МВт ). Поток разряда от турбопумма направляется и через основной клапан и затем разделяется на три пути потока. Один путь находится через куртку главной камеры сгорания, где водород используется для охлаждения камерных стен. Затем он направляется от основной камеры сгорания в LPFTP, где она используется для управления турбиной LPFTP. Небольшая часть потока от LPFTP затем направляется на общее многообразие от всех трех двигателей, чтобы сформировать один путь к жидкому водородному резервуару для поддержания давления. Оставшийся водород проходит между внутренними и внешними стенами коллектора горячего газа, чтобы охладить его, а затем выгружается в главную камеру сгорания. Второй путь потока водорода от основного топливного клапана проходит через форсунку двигателя (для охлаждения сопла). Затем он соединяет третий путь потока от клапана охлаждающей жидкости. Этот комбинированный поток затем направляется на предварительные зажигания топлива и окислителя. HPFTP составляет приблизительно 550 на 1100 мм (22 на 43 дюйма) по размеру и прикреплен к многообразию горячего газа фланцами. [ 4 ]
Пауэргол
[ редактировать ]
Пребореры
[ редактировать ]Предварительные зажигания окислителя и топлива приварены к многообразию горячего газа. Топливо и окислитель попадают в предварительные сжигания и смешиваются, чтобы может произойти эффективное сжигание. Уполномоченная искра, воспламенитель, представляет собой небольшую комбинированную камеру, расположенную в центре инжектора каждого предварительного сжигания. Два двойных восстановленных зажигания Spark активируются контроллером двигателя и используются во время последовательности запуска двигателя, чтобы инициировать сгорание в каждом предварительном зажигании. Они выключены примерно через три секунды, потому что процесс сгорания затем самодостаточна. Предварительные сжигания производят богатые топливными горячими газами, которые проходят через турбины, чтобы генерировать мощность, необходимую для эксплуатации турбонасосов высокого давления. Окислитель предварительного сжигания отдает турбину, которая подключена к HPOTP, и к насосу предварительного окислителя. Отток предварительного сжигания топлива приводит к турбине, которая подключена к HPFTP. [ 4 ]
Скорость турбин HPOTP и HPFTP зависит от положения соответствующих клапанов окисления окислителя и топлива предварительного сжигания. Эти клапаны расположены контроллером двигателя, который использует их для зарождения потока жидкого кислорода к предварительным сжиганиям и, таким образом, управления тягой двигателя. Клапаны окисления окислителя и топлива до заголовок увеличивают или уменьшают поток кислорода жидкости, тем самым увеличивая или уменьшая давление до сжигания камеры, скорость турбины HPOTP и HPFTP, а также жидкий кислород и газовый водородный водород тяга двигателя. Предварительные клапаны окислителя и топлива работают вместе, чтобы задушить двигатель и поддерживать постоянное соотношение смеси пропелта 6.03: 1. [ 3 ]
Основной окислитель и основные топливные клапаны контролируют поток жидкого кислорода и жидкого водорода в двигатель и контролируются каждым контроллером двигателя. Когда двигатель работает, основные клапаны полностью открыты. [ 4 ]
Главная камера сгорания
[ редактировать ]Главная камера сжигания двигателя (MCC) получает богатый топливом горячего газа от цепи охлаждения горячего газа. Газовый водород и жидкий кислород попадают в камеру в инжекторе, которая смешивает пропелленты. Смесь воспламеняется «увеличенным искра искра», пламенем H 2 /O 2 в центре головки инжектора. [ 7 ] Основной форсунок и купольный сборка приварены к многообразию горячего газа, а MCC также прикреплен к коллектору горячих газов. [ 4 ] MCC состоит из структурной оболочки, изготовленной из Inconel 718 , которая облицована сплавным меди - серебро -циркония , сплавом называемого Narloy -Z, разработанным специально для RS -25 в 1970 -х годах. Около 390 каналов обрабатываются в стенку вкладыша для переноса жидкого водорода через вкладыш для обеспечения охлаждения MCC, поскольку температура в камере сгорания достигает 3300 ° C (6000 ° F) во время полета - выше, чем кипения железа температура . [ 8 ] [ 9 ]
Альтернативой для создания двигателей RS-25, которые будут использоваться в миссиях SLS, является использование передовой конструкционной керамики, такой как тепловые барьерные покрытия (TBC) и композиты керамики-матрицы (CMCS). [ 10 ] Эти материалы обладают значительно более низкой теплопроводностью, чем металлические сплавы, что позволяет более эффективное сжигание и снижение требований к охлаждению. ТБК представляют собой тонкие слои керамического оксида, осаждаемые на металлических компонентах, действуя как тепловой барьер между горячими газообразными продуктами сгорания и металлической оболочкой. TBC, применяемый к оболочке Inconel 718 во время производства, может продлить срок службы двигателя и снизить затраты на охлаждение. Кроме того, CMC были изучены в качестве замены суперплалистов на основе NI и состоят из высокопрочных волокон (BN, C), непрерывно диспергированных в матрице SIC. MCC, состоящий из CMC, хотя и менее изученный и дальше от плода, чем применение TBC, может предложить беспрецедентный уровень эффективности двигателя.
Сопло
[ редактировать ]
двигателя Сопло составляет 121 в (3,1 м) длиной диаметром 10,3 дюйма (0,26 м) на горле и 90,7 дюйма (2,30 м) на его выходе. [ 11 ] Сопло представляет собой разгибание в форме колокольчика, прикрепленное к главной камере сгорания, называемое сопло . Сопла RS-25 имеет необычайно большой коэффициент расширения (около 69: 1) для давления камеры. [ 12 ] На уровне моря сопла этого соотношения обычно подвергается отделению потока струи от сопла, что может вызвать трудности с контролем и даже механически повредить транспортное средство. Тем не менее, чтобы помочь эксплуатационным инженерам двигателя, варьировали угла стен сопла от теоретического оптимума для тяги, уменьшая его возле выхода. Это повышает давление прямо вокруг обода до абсолютного давления от 4,6 до 5,7 фунтов на квадратный дюйм (32 и 39 кПа) и предотвращает разделение потока. Внутренняя часть потока находится при гораздо более низком давлении, около 2 фунтов на квадратный дюйм (14 кПа) или меньше. [ 13 ] Внутренняя поверхность каждого сопла охлаждается жидким водородом, протекающим через . пассажи охлаждающей жидкости из нержавеющей стали На космическом трансфеле опорное кольцо, приваренное к прямому концу сопла, представляет собой точку прикрепления двигателя к тепловому экрану, поставленному на орбите. Тепловая защита необходима из-за части экспозиции сопел во время запуска, подъема, орбита и этапов входа миссии. Изоляция состоит из четырех слоев металлического ватина, покрытого металлической фольгой и скрининга. [ 4 ]
Контроллер
[ редактировать ]
Каждый двигатель оснащен основным контроллером двигателя (MEC), интегрированным компьютером, который управляет всеми функциями двигателя (посредством использования клапанов) и контролирует его производительность. Построенный Honeywell Aerospace , каждый MEC первоначально включал два избыточных Honeywell HDC-601 , компьютеров [ 14 ] Позднее модернизировано до системы, состоящей из двух вдвойне избыточных процессоров Motorola 68000 (M68000) (в общей сложности четыре M68000S на контроллер). [ 15 ] Установка контроллера на самом двигателе значительно упрощает проводку между двигателем и пусковым носителем, потому что все датчики и приводы подключены непосредственно к контроллеру, каждый MEC подключается к компьютерам общего назначения орбитатора (GPC) или SLS Avionics Suite через свой собственный интерфейс двигателя (EIU). [ 16 ] Использование выделенной системы также упрощает программное обеспечение и, таким образом, повышает его надежность.
Два независимых компьютера с двойным CPU, A и B, образуют контроллер; давая избыточность системе. Отказ системы контроллера автоматически приводит к переключению в систему B-контроллера B без препятствия на эксплуатации; Последующий отказ системы контроллера B обеспечит изящное отключение двигателя. В каждой системе (A и B) два M68000s работают в шаге , тем самым позволяя каждой системе обнаружить сбои, сравнивая уровни сигналов на шинах двух процессоров M68000 в этой системе. Если между двумя шинами встречаются различия, то сгенерируется прерывание и направлено управление другой системой. Из -за тонких различий между M68000S от Motorola и второго производителя источника TRW , каждая система использует M68000s от одного и того же производителя (например, система A будет иметь два процессора Motorola, в то время как в системе B будет два процессора, изготовленных TRW). Память для контроллеров блока I была из типа проводки , который функционирует способом, похожим на магнитный Основная память и сохраняет данные даже после отключения питания. [ 17 ] Контроллеры блока II использовали обычные CMOS Статические ОЗУ . [ 15 ]
Контроллеры были разработаны, чтобы быть достаточно жесткими, чтобы пережить силы запуска, и оказались чрезвычайно устойчивыми к повреждению. Во время расследования на претенденте аварии два МЕК (из двигателей 2020 и 2021 годов), извлеченные у морского дна, были доставлены в аэрокосмическую промышленность Honeywell для обследования и анализа. Один контроллер был разбит с одной стороны, и оба были сильно корродированы и повреждены морской жизнью. Оба блока были разобраны, а блоки памяти покраснели деионизированной водой . После того, как они были высушены и испечены в вакууме , данные из этих подразделений были извлечены для судебно -медицинской экспертизы. [ 18 ]
Основные клапаны
[ редактировать ]Чтобы управлять выходной мощностью двигателя, MEC управляет пятью гидравлическими пропеллентными клапанами на каждом двигателе; Окислитель до зажигания окислителя, окислитель предварительного сжигания топлива, основной окислитель, основное топливо и клапаны охлаждающей жидкости. В чрезвычайной ситуации клапаны могут быть полностью закрыты, используя систему снабжения гелия в качестве системы резервного привода. [ 4 ]
В космическом шаттле основной окислитель и топливные кровотечения использовали после отключения для сброса любого остаточного пропеллера, с остаточным вентиляцией жидкости кислорода через двигатель и остаточным жидким водородным вентиляцией через жидкое водородное заполнение и сливные клапаны. После завершения свалки клапаны закрылись и оставались закрытыми в течение оставшейся части миссии. [ 4 ]
Клапан управления охлаждающей жидкостью монтируется на обходной канале охлаждающей жидкости сгорания каждого двигателя. Контроллер двигателя регулирует количество газообразного водорода, позволяющего обойти петлю охлаждающей жидкости сопла, тем самым контролируя его температуру. Клапан охлаждающей жидкости камеры на 100% открыт перед запуском двигателя. Во время работы двигателя он на 100% открыт для настройки дроссельной заслонки от 100 до 109%. Для настройки дроссельной заслонки от 65 до 100%его позиция варьировалась от 66,4 до 100%. [ 4 ]
Вторник
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |

Каждый двигатель устанавливается с в диапазоне подшипником , универсальным шарнирным и гнездовым соединением , который прикреплен к пусковому носителю на верхнем фланце и к двигателю с помощью нижнего фланца. Он представляет собой интерфейс THRUST между двигателем и пусковым носителем, поддерживая 7 480 фунтов (3390 кг) веса двигателя и с высоты более 500 000 фунтов (2 200 000 н) тяги. Помимо предоставления средств для прикрепления двигателя к пусковому носителю, подшипник кардика позволяет разворачивать двигатель (или «или" Gimballed ") около двух оси свободы с диапазоном ± 10,5 °. [ 19 ] Это движение позволяет изменять вектор тяги двигателя, направляя транспортное средство в правильную ориентацию. Сравнительно большой диапазон кардика необходим для исправления импульса шага, который возникает из -за постоянного переключения центра масс, когда транспортное средство сжигает топливо в полете и после разлуки усиления. Сборка подшипника составляет приблизительно 290 на 360 мм (11 на 14 дюймов), имеет массу 105 фунтов (48 кг) и изготовлен из титанового сплава. [ 6 ]
Тербозмы с низким давлением и топливные турбозеты низкого давления были установлены на 180 ° друг от друга на кормовой структуре визуализации орбитального отверстия. Линии от турбозсков низкого давления до турбозсков высокого давления содержат гибкие синхролы, которые позволяют турбоземам с низким давлением оставаться неподвижными, в то время как остальная часть двигателя сталкивается с помощью шкафа для управления вектором тяги, а также предотвратить повреждение насосов, когда нагрузки нагружаются. были применены к ним. Линия жидкости-гидрогена от LPFTP до HPFTP изолирована для предотвращения образования жидкого воздуха. [ 4 ]
Гелиевая система
[ редактировать ]В дополнение к системам топлива и окислителя, основная двигательная система ракурса также оснащена гелиевой системой, состоящей из десяти резервуаров для хранения, в дополнение к различным регуляторам, проверки клапанов, линий распределения и управляемых клапанов. Система используется в полете для очистки двигателя и обеспечивает давление для приступающих клапанов двигателей в системе управления пропеллетом и во время экстренных отключений. Во время въезда, на космическом шаттле любой оставшийся гелий использовался для очистки двигателей во время повторного входа и для подавления. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]История RS-25 проходит до 1960-х годов, когда и NASA Центр космических полетов RocketDyne проводил серию исследований по двигателям высокого давления, разработанные на основе успешного двигателя J-2, используемого на S-II и S -IVB Верхние этапы ракеты Saturn V во время программы Аполлона . Исследования проводились в рамках программы по модернизации двигателей Saturn V, которые создали конструкцию для двигателя верхней стадии 350 000 фунтов (1600 кН)), известного как HG -3 . [ 20 ] Поскольку уровни финансирования для Apollo намотали, был отменен HG-3, а также обновленные двигатели F-1 , уже прошедшие тестирование. [ 21 ] Это был дизайн для HG-3, который составил основу для RS-25. [ 22 ]
Между тем, в 1967 году ВВС США финансировали исследование передовых систем ракетных двигателей для использования во время проекта Isinglass , с RocketDyne просили исследовать двигатели аэросполы и Pratt & Whitney (P & W), чтобы исследовать более эффективные обычные сопла двигатели . В конце исследования P & W выдвинула предложение для двигателя F 250 000 фунтов F , называемого XLR-129 , в котором использовалось двухпозиционное расширение форсунки, чтобы обеспечить повышенную эффективность в широком диапазоне высот. [ 23 ] [ 24 ]
В январе 1969 года НАСА заключило контракты на General Dynamics, Lockheed, McDonnell Douglas и North American Rockwell, чтобы инициировать раннее развитие космического челнока. [ 25 ] В рамках этих исследований «Фаза А» вовлеченные компании выбрали обновленную версию XLR-129, разработав 415 000 фунтов (1850 кН), в качестве базового двигателя для своих конструкций. [ 23 ] Этот дизайн можно найти на многих запланированных версиях шаттла вплоть до окончательного решения. Тем не менее, поскольку НАСА было заинтересовано в том, чтобы подтолкнуть состояние искусства во всех отношениях, они решили выбрать гораздо более продвинутый дизайн, чтобы «насильно развивать технологию ракетных двигателей». [ 12 ] [ 23 ] Они призвали к новой дизайне, основанной на камере сгорания высокого давления, проходящей около 3000 фунтов на квадратный дюйм (21 000 кПа), что повышает производительность двигателя.
Разработка началась в 1970 году, когда НАСА опубликовало на предложение о концептуальных исследованиях «Фаза B», требующих разработки запрос двигателя типа DE Laval. [ 12 ] [ 23 ] Запрос был основан на тогдашней конструкции космического челнока, в котором были представлены два многоразовых этапа, орбитальный аппарат и экипаж, и потребовался один двигатель, который мог бы питать обоих транспортных средств через две разные форсунки (12 бустерных двигателей с 550 000 фунтов (2400 кН) уровня моря каждый и 3 орбит -двигателя с 632 000 фунтов (2810 кН) вакуумной тяги каждого). [ 12 ] RocketDyne, P & W и General General были выбраны для получения финансирования, хотя, учитывая уже расширенную разработку P & W (демонстрируя работающий 350 000 фунтов (1600 кН) в течение года) и предыдущий опыт General Aerojet в разработке 1 500 000 фунтов (6700 кН) M) M -1 Двигатель , Rocketdyne был вынужден вложить в процесс проектирования большую часть частных денег, чтобы компания позволила компании догнать своих конкурентов. [ 23 ]
К тому времени, когда был заключен контракт, бюджетное давление означало, что проект шаттла изменился на его окончательный орбитальный, внешний бак и конфигурацию двух бустеров, и поэтому двигатель должен был только для питания орбитального отверстия во время подъема. [ 12 ] В течение годичного периода исследования «Фаза B» RocketDyne смог использовать свой опыт разработки двигателя HG-3 для разработки своего предложения SSME, создав прототип к янвату 1971 года. Двигатель использовал новый развитый RocketDyne, разработанный Медь - сплав циркония (называемый Narloy -Z) и был протестирован 12 февраля 1971 года, что дает давление в камере 3172 фунтов на квадратный дюйм (21 870 кПа). Три участвующих компаниях представили свои заявки на разработку двигателя в апреле 1971 года, причем Rocketdyne был заключен контракт 13 июля 1971 года, хотя работа не началась по разработке двигателей до 31 марта 1972 года из -за юридической задачи от P & W. [ 12 ] [ 23 ]
После присуждения контракта в сентябре 1976 года был проведен предварительный обзор дизайна, после чего был установлен критический обзор дизайна в сентябре 1976 года, после чего был установлен дизайн двигателя и началось строительство первого набора двигателей, способных к полету. Последний обзор всех компонентов космического челнока, включая двигатели, был проведен в 1979 году. Обзоры дизайна, работающие параллельно с несколькими вехами тестирования, начальные тесты, состоящие из отдельных компонентов двигателя, которые определили недостатки с различными областями дизайна, включая HPFTP , HPOTP, клапаны, сопло и предварительные зажигания топлива. За отдельными тестами на компоненты двигателя последовали первый тест полного двигателя (0002) 16 марта 1977 года после того, как его окончательная сборочная линия была установлена на главной фабрике Rocketdyne в Канога -парке, Лос -Анджелес . [ 26 ] НАСА указало, что до первого полета шаттла двигатели, должно быть, претерпели не менее 65 000 секунд испытаний, что было достигнуто 23 марта 1980 года, при этом двигатель прошел 110 253 секунды к тестированию к моменту STS-1 Как на тестовых стендах в космическом центре Stennis , так и установлены в главной статье теста на двигатель (MPTA). Первый набор двигателей (2005, 2006 и 2007 годы) был доставлен в Космический центр Кеннеди в 1979 году и установлен в Колумбии , а затем был удален в 1980 году для дальнейшего тестирования и переустановки на орбитальном режиме. Двигатели, которые были из первой конфигурации пилотируемого орбитального полета (FMOF) и сертифицированные для работы на уровне мощности 100% (RPL), работали в двадцати второго готовности к полету, выпускающемуся 20 февраля 1981 года, а после проверки, просмотра, и после проверки объявил готов к полету. [ 12 ]
Программа космического челнока
[ редактировать ]
В каждом космическом челноке было три двигателя RS-25, установленные в кормовой структуре космического шаттла на орбитальном режиме на объекте обработки орбитального отверстия до переноса орбитального отверстия в здание в сборе транспортного средства . При необходимости двигатели могут быть изменены на подушечке. Двигатели, рисовавшие топливо с внешним резервуаром космического челнока (ET) через основную движущую систему орбитера (MPS), были зажжены за T -6,6 секунды до подъема (с каждым зажиганием ошеломлена на 120 мс. [ 27 ] ), что позволило проверить их производительность до зажигания космических шаттлских твердых ракетных бустеров (SRB), которые совершили шаттл до запуска. [ 28 ] При запуске двигатели будут работать на 100% RPL, сразу после подъема сразу после взлета до 104,5%. Двигатели будут поддерживать этот уровень мощности примерно до T+40 секунд, где они будут углубляться до 70%, чтобы уменьшить аэродинамические нагрузки в стеке трансфер при прохождении через область максимального динамического давления или максимума. Q. [ Примечание 1 ] [ 23 ] [ 27 ] Двигатели будут затем забросить обратно примерно до T+8 минут, после чего они будут постепенно призоваться до 67%, чтобы предотвратить, как стек превышает 3 г ускорения, поскольку он стал постепенно легче из -за потребления топлива. Затем двигатели были отключены, процедура, известная как отсечение основного двигателя (MECO), около T+8,5 минут. [ 23 ]
После каждого полета двигатели будут удалены с орбитального аппарата и перенесены на основной механизм обработки космического челнока (SSMEPF), где они будут проверены и отремонтированы при подготовке к повторному использованию на последующем полете. [ 29 ] В общей сложности 46 многоразовых двигателей RS-25, каждый из которых стоил около 40 миллионов долларов США, во время программы космического шаттла, причем каждый новый или пересмотренный двигатель входил в инвентарь полета, требующий квалификации полета на одном из тестовых стендов в космическом центре Стенниса перед полет. [ 27 ] [ 30 ] [ 31 ]
Обновления
[ редактировать ]
В ходе программы космического челнока RS-25 прошел ряд обновлений, включая изменения камеры сгорания, улучшение сварных швов и изменений турбопумра Полем В результате во время программы использовались несколько версий RS-25: [ 9 ] [ 23 ] [ 25 ] [ 27 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
- FMOF (первый пилотируемый орбитальный полет): сертифицирован для уровня мощности на 100% (RPL). Используется для миссий по орбитальным летным испытаниям STS-1 - STS-5 (Engines 2005, 2006 и 2007).
- Фаза I: Используется для миссий STS-6 - STS-51-L , двигатель фазы I предлагал увеличенный срок службы и был сертифицирован на 104% RPL. Заменен на фазу II после катастрофы Challenger .
- Фаза II (RS-25A): сначала пролетел на STS-26 , двигатель Phase II предлагал ряд модернизации безопасности и был сертифицирован для 104% RPL и 109% полного уровня мощности (FPL) в случае непредвиденных обстоятельств.
- Блок I (RS-25B): сначала пролетел на STS-70 , двигатели Block I предлагали улучшенные турбозеты с керамическими подшипниками, вдвое меньше вращающихся частей и новый процесс литья, уменьшая количество сварных швов. Улучшения Block I также включали новую двухстороннюю силу (а не оригинальный дизайн, в котором были представлены три протока, подключенные к HPFTP, и два к HPOTP), что помогло улучшить поток горячего газа и улучшенный теплообменник двигателя.
- Блок IA (RS-25B): сначала пролетел на STS-73 , двигатель блока IA предлагал основные улучшения инжектора.
- Блок IIA (RS-25C): сначала пролетел на STS-89 , двигатель блока IIA был промежуточной моделью, используемой в то время как определенные компоненты блока II, завершенном разработке. Изменения включали новую большую камеру сгорания в большой горле (которая первоначально была рекомендована RocketDyne в 1980 году), улучшение турбомина низкого давления и сертификацию для 104,5% RPL для компенсации за снижение удельного импульса на 2 секунды (0,020 км/с) ( удельный импульс (удельный импульс (на 2 секунды (0,020 км/с). Первоначальные планы призывали к сертификации двигателя до 106% для тяжелых международных космических станций , но это не требовалось и сократило бы срок службы двигателя). Слегка модифицированная версия впервые пролетела на STS-96 .
- Блок II (RS-25D): сначала пролетел на STS-104 , обновление блока II включало все улучшения блока IIA плюс новый топливный турбонас высокого давления. Эта модель была проверена на землю до 111% FPL в случае непредвиденного прерывания и сертифицирована на 109% FPL для использования во время нетронутого прерывания .
- RS-25E: Он будет использоваться в системе космического запуска для будущих миссий программы Artemis, начиная с Artemis 5 , поскольку акции RS-25D намеренно используются. В отличие от предыдущих версий, этот двигатель предназначен для расхода. [ 5 ] Верхня почти полностью переработана (по состоянию на сентябрь 2023 г. [update] Конкретные изменения дизайна от -25D не были объявлены) и предназначены для включения различных мер по снижению затрат и инноваций в производстве. Первый тестируемый двигатель, E10001, прошел все свои квалификации и тесты в космическом центре Stennis NASA и продемонстрировал как 113% FPL, так и увеличение тяги на 30%. [ 37 ]
Двигатель дроссель/выход
[ редактировать ]Наиболее очевидными эффектами обновлений, полученных RS-25 в рамках программы космического челнока, были улучшения в дроссельной заслоке двигателя. В то время как двигатель FMOF имел максимальную выходную мощность 100% RPL, двигатели блока II могут дать заслонку до 109% или 111% в чрезвычайной ситуации, причем обычные показатели полета составляют 104,5%. Существующие двигатели, используемые в системе запуска космического пространства, дросселируются до 109% мощности во время обычного полета, в то время как новые двигатели RS-25, произведенные для системы Space Launch, должны выполняться при 111% дроссельной заслонке, [ 38 ] с 113% проверкой власти. [ 39 ] [ 40 ] Это увеличение уровня дроссельной заслонки имело значительную разницу в тяге, произведенной двигателем: [ 6 ] [ 27 ]
Rpl (%) |
Толкать | ||
---|---|---|---|
Уровень моря | Вакуум | ||
Минимальный уровень мощности (MPL) | 67 | 1406 кН (316 100 фунтов F ) | |
Оцененный уровень мощности (RPL) | 100 | 1670 кН (380 000 фунтов F ) | 2 090 кН (470 000 фунтов F ) |
Номинальный уровень мощности (NPL) | 104.5 | 1750 кН (390 000 фунтов F ) | 2170 кН (490 000 фунтов F ) |
Полный уровень мощности (FPL) | 109 | 1860 кН (420 000 фунтов F ) | 2280 кН (510 000 фунтов F ) |
Перезапуск производства SLS | 111 | 2320 кН (521 000 фунтов F ) | |
Перезагрузка производства прерван | 113 | 1887 кН (424 000 фунтов F ) | 2 362 кН (531 000 фунтов F ) |
Указание уровней мощности более 100% может показаться бессмысленным, но за ней была логика. Уровень 100% не означает максимальный уровень физической мощности, скорее, это была спецификация, определяемая во время разработки двигателя - ожидаемый рейтинг уровня мощности. Когда более поздние исследования показали, что двигатель может безопасно работать на уровнях выше 100%, эти более высокие уровни стали стандартными. Поддержание первоначальной связи уровня власти с физическим тягой помогло уменьшить путаницу, поскольку она создала невозможную фиксированную связь, так что можно легко сравнить эксплуатационные данные (или операционные данные из прошлых или будущих миссий). Если уровень мощности был увеличен, и было сказано, что новое значение составляет 100%, то все предыдущие данные и документация потребуют либо изменение, либо перекрестную проверку против того, какое физическое тяга соответствовала уровню мощности 100% в эту дату. [ 12 ] Уровень мощности двигателя влияет на надежность двигателя, при этом исследования указывают на вероятность быстрого увеличения сбоя двигателя с уровнями мощности более 104,5%, что было тем, почему уровни мощности выше 104,5% были сохранены только для использования на случай непредвиденных обстоятельств. [ 32 ]
Инциденты
[ редактировать ]

В ходе программы космического челнока использовалось в общей сложности 46 двигателей RS-25 (с одним дополнительным RS-25D строительство, но никогда не использовалось). В течение 135 миссий, в общей сложности 405 отдельных упущений двигателя, [ 30 ] Pratt & Whitney Rocketdyne сообщает о показателе надежности 99,95%, причем единственный провал SSME в полете произошел во время Space Shallenger Challenger миссии STS-51-F . [ 3 ] Двигатели, однако, пострадали от ряда сбоев на прокладке (избыточные сборы запуска запуска, или RSLS) и других вопросов в ходе программы:
- STS-41-D Discovery -№ 3 двигатель вызвал отключение RSLS за 4 секунды из-за потери резервного управления на основном клапане двигателя, стека перевернута назад и заменен двигателя. [ 41 ]
- STS-51-F Challenger -двигатель № 2 вызвал отключение RSL за 3 секунды из-за неисправности клапана охлаждающей жидкости. [ 42 ] [ 43 ]
- STS-51-F Challenger -двигатель № 1 (2023). Закрытие на T+5: 43 из-за неисправных датчиков температуры, что приводит к перерыве на орбиту (хотя цели и длина миссии не были скомпрометированы ATO). [ 27 ] [ 43 ]
- STS-55 Columbia -двигатель № 3 вызвал отключение RSLS через T-3 секунды из-за утечки в его клапане с жидко-кислородом. [ 44 ]
- STS-51 Discovery -№ 2 двигатель вызвал, что RSL отключилось за 3 секунды из-за неисправного датчика водородного топлива. [ 45 ]
- STS-68 Endeavour -двигатель № 3 (2032) вызвал отключение RSLS через T-1,9 секунды, когда датчик температуры в его hPOTP превысил свою красную линию . [ 46 ]
- STS-93 Columbia -Фаза AC1 Orbiter AC1 A Электрическая проводка произошла за T+5 секунд, вызывая под напряжением, которое дисквалифицировало контроллеры SSME 1A и SSME 3B, но не требовал отключения двигателя. Кроме того, 1-дюймовый 1-дюймовый золотооотдаченный штифт диаметром 0,1 дюйма, используемый для подключения отверстия для окислителя (неподходящее корректирующее действие SSME, исключенное из флота с помощью редизайна), выпало в основном инжекторе двигателя и повлияло на сопло двигателя. Внутренняя поверхность, разрывая три линии водородного охлаждения. Получившиеся три нарушения вызвали утечку, что приводило к преждевременному отключению двигателя, когда четыре внешних датчика LO 2 прошивали сухой, что привело к снижению низкого уровня основных двигателей и слегка ранней основной отсечке двигателя с 16 футами/с (4,9 м/с) недостатки, и на 8 морской мили нижняя высота. [ 47 ]
Созвездие
[ редактировать ]
В течение периода, предшествующего окончательному выходу на пенсию космического челнока , были предложены различные планы для оставших университеты. [ 48 ] Эта политика последовала за изменениями в запланированных конфигурациях транспортного средства Ares-Bargo-Launch в Ares экипаж программе Constellation Ares , а также I Rockets, которые планировались использовать RS-25 на их первом и втором этапах соответственно. [ 49 ] Хотя эти конфигурации изначально казались стоящими, поскольку они использовали тогдашнюю технологию после выхода на пенсию шаттла в 2010 году, в плане было несколько недостатков: [ 49 ]
- Двигатели не будут повторно используемыми, так как они будут постоянно прикреплены к выброшенным этапам.
- Каждый двигатель должен был бы пройти тест -стрельбу до установки и запуска, а также требуется ремонт.
- Это было бы дорого, трудоемким и интенсивным весом для преобразования заземленного RS-25D в воздушную версию для второго этапа Ares I.
После нескольких изменений в дизайне в ракетах Ares I и Ares V, RS-25 должен был быть заменен одним двигателем J-2X для второго этапа ARES I и шести модифицированных двигателей RS-68 (который был основан как на SSME, так и Двигатель ApolloERE J-2) на стадии Ares V Core; Это означало, что RS-25 будет уйти на пенсию вместе с флотом трансфер. [ 49 ] Однако в 2010 году НАСА было направлено на остановку программы созвездия, а также с ИТ-разработкой Ares I и Ares V, а не сосредоточиться на создании новой силовой установки. [ 50 ]
Космическая система запуска
[ редактировать ]
14 сентября 2011 года, после выхода на пенсию космического челнока , НАСА объявило, что будет разработать новый ракурный носитель, известный как Space Launch System (SLS), для замены автопарка. [ 51 ] Дизайн для SLS имеет RS-25 как часть своей основной стадии , причем различные версии ракеты оснащены от трех до пяти двигателей. [ 52 ] [ 53 ] Первоначальные рейсы нового ракурса используют ранее пролеченные двигатели Block II RS-25D, причем НАСА хранит такие двигатели в «очищенной безопасной» среде в космическом центре Stennis, а также все наземные системы, необходимые для их поддержания . " [ 54 ] [ 55 ] Для Artemis I были использованы подразделения RS-25D с серийными номерами E2045, E2056, E2058 и E2060 из всех трех орбитров. [ 56 ] Они были установлены на основной стадии до 6 ноября 2019 года. [ 57 ] Для Artemis II будут использоваться единицы с серийными номерами E2047, E2059, E2062 и E2063. [ 58 ] Они были установлены на стадии основной стадии до 25 сентября 2023 года. [ 59 ]
В дополнение к RS-25DS, программа SLS использует основные движительные системы (MPS, «сантехника», кормление двигателей) из трех оставшихся орбитажей трансфера в целях тестирования (были удалены в рамках выносимости орбитажей) , с первыми двумя запусками ( Artemis I и Artemis II ) первоначально предсказывалось, чтобы использовать аппаратное обеспечение MPS из космических шаттлов Atlantis и Endeavour на своих основных этапах. [ 53 ] [ 55 ] [ 60 ] Пропелленты SLS поставляются в двигатели с основной сцены ракеты, которая состоит из модифицированного внешнего танка космического челнока с сантехникой MPS и двигателями на корме, и межговой структуры наверху. [ 5 ]
Для первых двух миссий Artemis двигатели установлены на сцене SLS Core в здании 103 сборочного завода Мичуда ; [ 61 ] Они будут установлены на заводе по обработке космической станции в Кеннеди, начиная с Artemis III . [ 62 ] [ 63 ]
После того, как оставшиеся RS-25D исчерпаны, они должны быть заменены более дешевой, расходной версией, обозначенной RS-25E. [ 5 ] В 2023 году Aerojet RocketDyne сообщил о сокращении времени производства и потребностях в рабочей силе во время производства новых производительных двигателей RS-25, таких как сокращение времени изготовления на 15% для головы и 22-месячное сокращение времени, необходимое для производства основного Камера сгорания. [ 64 ]
1 мая 2020 года НАСА присудило продление контракта на производство 18 дополнительных двигателей RS-25, а связанные услуги-1,79 млрд долларов, что приведет к общей стоимости контракта SLS почти 3,5 миллиарда долларов. [ 65 ]
29 августа 2022 года Artemis I была отложена из-за проблемы с инженерными датчиками на RS-25D #3 (серийный номер E2058), ошибочно сообщив, что он не охладил свою идеальную эксплуатационную температуру. [ 66 ]
16 ноября 2022 года Artemis I запустила из Launch Center Compose Center Kennedy Space Center 39B , в первый раз, когда двигатель RS-25 пролетел после финального рейса Space Shuttle, STS-135 , 21 июля 2011 года. [ 67 ]
Тесты двигателя
[ редактировать ]В 2015 году была проведена тестовая кампания для определения характеристик двигателя RS-25 с новым блоком контроллера двигателя, при более низких температурах жидкости-кислорода, с большим давлением на входе из-за более высокого уровня жидкости-кислорода SLS-стадии SLS и более высокого ускорения транспортных средств; и с большим нагревом сопла из-за четырехмоторной конфигурации и его положения в плоскости с выхлопными соплами SLS. Новая аблятивная изоляция теплоты также должна была быть протестирована. [ 68 ] [ Лучший источник необходим ] Испытания произошли 9 января (500 секунд), [ 69 ] 28 мая (450 секунд), [ 70 ] 11 июня (500 секунд), [ 68 ] 25 июня (650 секунд), [ 71 ] 17 июля (535 секунд), [ 72 ] 13 августа (535 секунд) [ 73 ] и 27 августа (535 секунд). [ 74 ]
Следуя этим тестам, еще четыре двигателя должны были ввести новый цикл испытаний. [ 72 ] [ Лучший источник необходим ] Новая серия тестов, предназначенных для оценки производительности в случаях использования SLS, была инициирована в 2017 году. [ 75 ]
28 февраля 2019 года НАСА провело 510-секундную тестовую ожог развития RS-25 в 113 процентах от первоначально разработанной тяги более 430 секунд, примерно в четыре раза больше, чем любой предыдущий тест на этом уровне тяги. [ 76 ]
16 января 2021 года двигатели RS-25 были уволены снова, во время теста горячего огня в рамках программы Artemis. Тест был первоначально запланирован как 8-минутный тест, но был прекращен на 67-й секунду из-за преднамеренно консервативных параметров теста, которые нарушаются в гидравлической системе основного подразделения по стадии мощности (COPU) двигателя (серийный номер E2056). Control (TVC) Системный тест. Capu Engine 2 был автоматически закрыт, хотя, если бы эта проблема возникла во время полета, это не вызвало бы прерывания, поскольку оставшиеся капусы способны питать системы TVC всех четырех двигателей. [ 77 ] Двигатель также получил другой «основной сбой компонента» в системе управления двигателем, которая была вызвана сбоем приборов. Это вызвало бы прерывание обратного отсчета запуска во время фактической попытки запуска. [ 78 ]
18 марта 2021 года четыре двигателя с основной стадией RS-25 были снова выпущены в рамках второго теста Hot-Fire Core Stage Stage, который длился полную продолжительность 500 секунд, [ 79 ] Успешно сертифицируя основную сцену Artemis I для полета.
14 декабря 2022 года одна разработка RS-25E, серийный номер E10001, предпринял 500-секундный тест на горячее огонь. Тест прерывался в T+209,5 из -за тестовых систем, впоследствии интерпретируя сигналы из группы неправильно настроенных акселерометров во время горячего огня как превышающие приемлемые пределы вибрации. [ 80 ] Испытания двигателя продолжались в 2023 году; 8 февраля 2023 года он был уволен в течение 500 секунд при мощности 111%, оснащенная новой форсункой. [ 81 ] Последующие тесты включали 600-секундный тест при мощности 111% 22 февраля, [ 82 ] 520-секундный тест на 113% энергии 8 марта, [ 83 ] 600-секундный тест на 113% электроэнергии 21 марта, [ 84 ] 500-секундное, 113% тест уровня мощности 5 апреля, [ 85 ] 720-секундный пожар, который проверял гимбусную систему тяги двигателя 26 апреля, [ 86 ] 630-секундный тест 10 мая, [ 87 ] и еще пять 500 секунд, 113% тестов уровня мощности без шарниров 23 мая, [ 40 ] 1 июня, [ 88 ] 8 июня, [ 89 ] 15 июня, [ 90 ] и 22 июня. [ 91 ] [ 37 ]
Блок развития RS-25E E0525, со значительным включением новых компонентов, включая модернизированную форсунку, гидравлические приводы, гибкие протоки и турбозеты 17, 2023. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] Он был проверен до 113% уровней мощности в течение 500 секунд 15 ноября, [ 95 ] [ 96 ] и до 113% в течение 650 секунд с Gimbaling 29 ноября 2023 года, [ 97 ] до 113% за 500 секунд 17 января 2024 года, [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] 23 января, [ 101 ] [ 102 ] и 29 января, [ 103 ] [ 104 ] до 113% за 550 секунд 23 февраля, [ 105 ] [ 106 ] до 111% за 615 секунд 29 февраля, [ 107 ] и до 113% за 600 секунд 6 марта [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] и 500 секунд 22 марта [ 111 ] и 27, [ 112 ] и 3 апреля. [ 113 ]
XS-1
[ редактировать ]24 мая 2017 года DARPA объявила, что они выбрали компанию Boeing для выполнения дизайнерских работ по программе XS-1. Технологический демонстратор планировал использовать двигатель Aerojet RocketDyne AR-22. AR-22 был версией RS-25, с частями, полученными из Aerojet RocketDyne и НАСА, от ранних версий двигателя. [ 114 ] [ 115 ] В июле 2018 года Aerojet Rocketdyne успешно завершил десять 100-секундных выстрелов AR-22 за десять дней. [ 116 ]
22 января 2020 года Boeing объявил о своем отъезде из программы XS-1, не оставив роли для AR-22. [ 117 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уровень дросселя был первоначально установлен до 65%, но, после обзора ранних результатов полета, это было увеличено до минимум на 67%, чтобы снизить усталость от MPS. Рычаг дроссельной заслонки был динамически рассчитан на основе начальной производительности запуска, как правило, снижается до уровня около 70%.
Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает в себя материалы общественного достояния с веб -сайтов или документов Национальной авиационной и космической администрации .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час «Двигатель RS-25» . Aerojet Rocketdyne . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Уэйд, Марк. "SSME" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано с оригинала 28 декабря 2016 года . Получено 28 декабря 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Главный двигатель космического челнока» (PDF) . Pratt & Whitney Rocketdyne . 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 8 февраля 2012 года . Получено 23 ноября 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п United Space Alliance (15 декабря 2008 г.). «2.16 Основная двигательная система (MPS)». Руководство по эксплуатации экипажа (PDF) (технический отчет). НАСА . С. 577–618. USA007587. Архивировано (PDF) из оригинала 11 апреля 2023 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Бергин, Крис (14 сентября 2011 г.). «SLS, наконец, объявил НАСА - прямой путь обретает форму» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Получено 14 декабря 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Основная ориентация на основной двигатель космического челнока» (PDF) . Boeing/Rocketdyne. Июнь 1998 года. Архивировал (PDF) из оригинала 31 августа 2022 года . Получено 12 декабря 2011 года .
- ^ Грин, Билл (24 января 2014 г.). "Внутри собачьего дома Лео: зажги мой огонь!" Полем НАСА . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Получено 15 марта 2019 года .
- ^ «НАСА полагается на медь для трансфер» . Откройте для себя медь онлайн . Ассоциация развития меди. 1992. Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Получено 19 января 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Рой, Стив (август 2000 г.). «Усовершенствования основного двигателя космического челнока» . НАСА . FS-2000-07-159-MSFC. Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Получено 7 декабря 2011 года .
- ^ Sadture, Nitin P. (август 2016 г.). «Продвинутая структурная керамика в аэрокосмическом двигателе». Природные материалы . 15 (8): 804–809. Bibcode : 2016natma..15..804p . doi : 10.1038/nmat4687 . ISSN 1476-4660 . PMID 27443899 .
- ^ О'Лири, Ра; Бек, JE (1992). "Дизайн сопла" . Порог . Pratt & Whitney Rocketdyne . Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Биггс, Роберт Э. (май 1992). «Главный двигатель космического челнока: первые десять лет» . У Стивена Э. Дойла (ред.). История развития жидких ракетных двигателей в Соединенных Штатах 1955–1980 . AAS History Series. Американское астронавтическое общество. С. 69–122. ISBN 978-0-87703-350-9 Полем Архивировано из оригинала 25 декабря 2011 года . Получено 12 декабря 2011 года .
- ^ "Дизайн сопла" . 16 марта 2009 г. Архивировано с оригинала 2 октября 2011 года . Получено 23 ноября 2011 года .
- ^ «Компьютеры в системе космического челнока авионики» . Компьютеры в космическом полете: опыт НАСА . НАСА. 15 июля 2005 года. Архивировано с оригинала 24 сентября 2022 года . Получено 23 ноября 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Будущее компьютеров шаттла» . НАСА. 15 июля 2005 года. Архивировано с оригинала 4 октября 2022 года . Получено 23 ноября 2011 года .
- ^ «Космический челнок контроллеры двигателя» . НАСА. 4 апреля 2004 года. Архивировано с оригинала 24 января 2001 года . Получено 8 декабря 2011 года .
- ^ Mattox, Russell M.; Уайт, JB (ноябрь 1981). «Космический шаттл основной контроллер двигателя» (PDF) . НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 25 июня 2021 года . Получено 15 декабря 2011 года .
- ^ «Причина аварии» . Отчет президентской комиссии о несчастном случае Челленджер космического челнока . НАСА . 6 июня 1986 года. Архивировано с оригинала 10 мая 2023 года . Получено 8 декабря 2011 года .
- ^ Думулин, Джим (31 августа 2000 г.). «Основная двигательная система» . НАСА. Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 года . Получено 16 января 2012 года .
- ^ Уэйд, Марк. "Hg-3" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано с оригинала 15 ноября 2011 года . Получено 13 декабря 2011 года .
- ^ Не (15 января 1970 г.). «Программа назначения задач F-1A» -через интернет-архив.
- ^ «Центр передового опыта MSFC построен на прочной основе» . НАСА. 1995. Архивировано с оригинала 15 ноября 2005 года . Получено 13 декабря 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Бейкер, Дэвид (апрель 2011 г.). Шаттл НАСА . Руководства владельцев. Haynes Publishing. ISBN 978-1-84425-866-6 .
- ^ День, Дуэйн (12 апреля 2010 г.). «Летучая мышь из ада: Isinglass Mach 22, а затем Oxcart» . Космический обзор. Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 года . Получено 8 января 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Jue, Fred H. "Space Shuttle Main Engine: 30 лет инноваций" (PDF) . Boeing. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2010 года . Получено 27 ноября 2011 года .
- ^ «Ракетное растение, которое построило самые мощные ракетные двигатели в мире» . Канога -парк Совет по соседству . 8 августа 2016 года . Получено 3 июля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Хейл, Уэйн ; & Различный (17 января 2012 г.). «Запрос, связанный с SSME» . Nasaspaceflight.com . Получено 17 января 2012 года .
- ^ Риба, Жанна (17 сентября 2009 г.). «Обратный отсчет 101» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Получено 8 января 2012 года .
- ^ Шеннон, Джон (17 июня 2009 г.). «Тяжелый подъемник, полученный из трансфера» (PDF) . НАСА . Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2023 года.
- ^ Jump up to: а беременный «SSME Flight Experience» (JPEG) . Pratt & Whitney Rocketdyne. Ноябрь 2010.
- ^ Бергин, Крис (3 декабря 2007 г.). «Переход созвездия - поэтапный пенсионный план для набора SSME» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2023 года . Получено 23 января 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Отчет группы по оценке SSME (PDF) (технический отчет). НАСА . Январь 1993 г. Архивировал (PDF) из оригинала 25 мая 2023 года . Получено 27 ноября 2011 года .
- ^ Jue, Фред; Кук, Фриц (июль 2002 г.). «Основные варианты космического челнока (SSME) для будущего челнока» . Американский институт аэронавтики и космонавтики. Архивировано из оригинала (DOC) 9 октября 2007 года . Получено 27 ноября 2011 года .
- ^ Криери, Райан (13 ноября 2011 г.). «Справочные двигатели космического корабля» . Архивировано из оригинала 5 января 2020 года . Получено 8 января 2012 года .
- ^ «Рев инноваций» . НАСА. 6 ноября 2002 года. Архивировано с оригинала 8 ноября 2002 года . Получено 7 декабря 2011 года .
- ^ «MSFC и исследование: наш путь вперед» . НАСА . Сентябрь 2005 года. Архивировано с оригинала 31 марта 2022 года.
- ^ Jump up to: а беременный @NasaStennis (22 июня 2023 г.). «Сегодняшний тест двигателя RS-25 на стенде Fred Haise Test предназначен от 1:30 до 15:30 CDT на Facebook Live и YouTube! Мы будем жить на 15 минут раньше, так что настройтесь, чтобы узнать больше о двигателе RS-25 RS-25 Тестирование на будущие миссии Artemis » ( твит ) - через Twitter .
- ^ «Space Launch System RS-25 Core Stage Engine» (PDF) . Факты НАСА . Центр космического полета Маршалла . 29 января 2020 года. FS-2020-10-42-MSFC. Архивировано (PDF) из оригинала 11 февраля 2023 года . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ Слосс, Филипп (21 февраля 2018 г.). «Hot Fire RS-25 подталкивает двигатель SLS для записи 113-процентного уровня тяги» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Дин, Латоя (23 мая 2023 г.). «НАСА продолжает серию ключевых испытаний с Hot Fire Moon Rocket Engine» . НАСА . Архивировано из оригинала 24 мая 2023 года . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ Муллейн, Майк (3 февраля 2007 г.). Riding Rockets: возмутительные рассказы об астронавте космического шаттла . Скрибнер . ISBN 978-0-7432-7682-5 .
- ^ Думулин, Джим (29 июня 2001 г.). "51-F" . НАСА . Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 года . Получено 16 января 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Эванс, Бен (2007). Космический челнок Challenger: Десять путешествий в неизвестное . Уорикшир, Великобритания: Springer-Praxis. ISBN 978-0-387-46355-1 .
- ^ Думулин, Джим (29 июня 2001 г.). "STS-55" . НАСА . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Получено 16 января 2012 года .
- ^ Думулин, Джим (29 июня 2001 г.). "STS-51" . НАСА . Архивировано из оригинала 2 апреля 2022 года . Получено 16 января 2012 года .
- ^ Думулин, Джим (29 июня 2001 г.). "STS-68" . НАСА . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Получено 16 января 2012 года .
- ^ Эванс, Бен (30 августа 2005 г.). Космический челнок Колумбия: ее миссии и экипажи . Springer Praxis. ISBN 978-0-387-21517-4 .
- ^ Данн, Марсия (15 января 2010 г.). «Специальная рецессия: НАСА снижает цену космического челнока» . ABC News . Архивировано из оригинала 18 января 2010 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Харрис, Дэвид; Бергин, Крис (26 декабря 2008 г.). «Возвращение в SSME - Ares V подвергается оценке в потенциальном переключении» . Nasaspaceflight.com . Получено 15 декабря 2011 года .
- ^ Амос, Джонатан (11 октября 2010 г.). «Обама подписывает НАСА в новое будущее» . BBC News . Архивировано из оригинала 14 ноября 2022 года.
- ^ «НАСА объявляет о разработке для новой системы разведки глубокого космоса» . НАСА. Архивировано из оригинала 21 сентября 2011 года . Получено 14 декабря 2011 года .
- ^ Бергин, Крис (4 октября 2011 г.). «Сделки SLS склоняются к открытию с четырьмя RS-25 на основной сцене» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Получено 14 декабря 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный Бергин, Крис (13 января 2012 г.). «Семья SSME готовятся к основной сцену SLS после успеха шаттла» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Получено 16 января 2012 года .
- ^ Карро, Марк (29 марта 2011 г.). «НАСА сохранит Block II SSME» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 20 апреля 2011 года . Получено 30 марта 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный Бергин, Крис (22 января 2012 г.). «Инженеры начинают удалять компоненты MPS Orbiter для пожертвования в SLS» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Получено 23 января 2012 года .
- ^ Дворский, Джордж (2 сентября 2022 г.). «Двигатели Artemis 1 RS-25 много раз ходили в космос» . Гизмодо . Получено 15 июня 2023 года .
- ^ Харбо, Дженнифер (9 ноября 2019 г.). «Все четыре двигателя прикреплены к основной сцене SLS для миссии Artemis I» . НАСА. Архивировано с оригинала 12 ноября 2019 года . Получено 25 сентября 2023 года .
Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
- ^ Мохон, Ли; О'Брайен, Кевин (27 октября 2022 г.). «Двигатели Space Launch System: запуск космонавтов Artemis на Луну» . НАСА . Получено 26 июня 2023 года .
- ^ Мохон, Ли (25 сентября 2023 г.). «Все двигатели, добавленные к сцене Artemis II Rocket Bore NASA II - Artemis» . Блоги НАСА . Получено 25 сентября 2023 года .
- ^ Бергин, Крис (20 сентября 2011 г.). «Менеджеры PRCB рекомендуют Atlantis и Endeavour стать донорами SLS» . Nasaspaceflight.com . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Получено 14 декабря 2011 года .
- ^ «SLS Rockets for Artemis 3 и 4 собраны» . Футуром . 2 августа 2022 года . Получено 24 июня 2023 года .
- ^ Коули, Джеймс (19 декабря 2022 года). «Секция двигателя Artemis III Core Stage Engine прибывает в Кеннеди» . НАСА . Получено 24 июня 2023 года .
- ^ Фуст, Джефф (7 декабря 2022 г.). «НАСА и Боинг изменяет процесс сборки основной стадии SLS» . Spacenews . Получено 24 июня 2023 года .
- ^ «На луну и обратно, Aerojet хочет привести к тому, что будущая экономика Cislunar | Авиационная неделя сеть» . aviationweek.com . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ Поттер, Шон (1 мая 2020 года). «НАСА занимается будущими миссиями Артемиды с большим количеством ракетных двигателей SLS» (пресс -релиз). НАСА . 20-050. Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Получено 4 мая 2020 года .
- ^ Крафт, Рэйчел (30 августа 2022 г.). «НАСА нацелена 3 сентября для следующей попытки запуска миссии Artemis I Moon - Artemis» . blogs.nasa.gov . НАСА . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Получено 31 августа 2022 года .
- ^ Поттер, Шон; Хамблтон, Кэтрин; Фэрли, Тиффани; Чешир, Лия (16 ноября 2022 г.). «Liftoff! Artemis's Isa's Mega Rocket запускает Orion To Moon» (пресс -релиз). НАСА . 22-117. Архивировано из оригинала 9 мая 2023 года . Получено 23 декабря 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Мохон, Ли; Генри, Ким (11 июня 2015 г.). «У нас есть зажигание: система Space Launch System RS-25 RS-25 запускается для третьего теста последовательно» . Маршалл Космический рейс Центр : НАСА . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ «RS-25 Тестирование двигателя пролетает вперед для системы космического запуска НАСА» (пресс-релиз). НАСА . 9 января 2015. 15-007. Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Дин, Латоя (29 мая 2015 г.). «Парочное лето начинается для SLS с тестом RS-25» . НАСА . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Дин, Латоя (26 июня 2015 г.). «Самый длинный тест двигателя SLS, но нагревает летнее небо» . НАСА . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Харбо, Дженнифер (17 июля 2015 г.). «Педаль в металл-rs-25 двигатель снова обошел» . НАСА . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Харбо, Дженнифер (14 августа 2015 г.). «Обратный отсчет до глубокого космоса продолжается с последним тестом RS-25» . НАСА . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Хамблтон, Кэтрин; Бакингем, Валери; Нортон, Карен (27 августа 2015 г.). «НАСА завершает серию тестов двигателя для ракеты следующего поколения» (пресс-релиз). НАСА . 15-178. Архивировано из оригинала 23 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Vetcha, Naveen; Стрикленд, Мэтью Б.; Филиппарт, Кеннет Д.; Гил, Томас В. младший (9 июля 2018 г.). 1 Обзор серии испытаний на горячее пожар RS-25 для SLS, статуса и извлеченных уроков (PDF) . AIAA 2018 Совместная движущая конференция. Цинциннати, штат Огайо: Группа исследований космоса Джейкобса /Essca / /NASA Marshall Space Flight Center . 20180006338. Архивировал (PDF) из оригинала 26 мая 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Дин, Латоя (28 февраля 2019 г.). «Двигатель RS-25 выстрелил при максимальном уровне мощности, в четыре раза дольше, чем предыдущие испытания» . НАСА . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Харбо, Дженнифер (19 января 2021 года). «Обновление зеленого запуска: данные и проверки указывают на основную стадию в хорошем состоянии» . Блоги НАСА . НАСА . Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Получено 20 января 2021 года .
- ^ Давенпорт, Кристиан (19 января 2021 года). «Прежде чем сократить тест на ракетный двигатель НАСА SLS, чиновники предсказали лишь 50 -процентную вероятность полного успеха» . Вашингтон пост . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 года . Получено 20 января 2021 года .
- ^ Харбо, Дженнифер (18 марта 2021 г.). «Обновление Green Run: Hot Fire с полной продолжительностью успешно завершен 18 марта» . Блоги НАСА . НАСА . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Томпсон, К. Лейси; Дин, Латоя (12 января 2023 г.). «НАСА проводит горячий огонь двигателя RS-25 в Stennis для будущих миссий Artemis» (пресс-релиз). НАСА . S23-001. Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Дин, Латоя; Томпсон, С. Лейси (8 февраля 2023 г.). «НАСА проводит тест на переработанном ракетном двигателе Moon Rocket Engine» (пресс -релиз). НАСА . S23-015. Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ Валентин, Андре (23 февраля 2023 г.). «НАСА TV VideoFile Bendown - в четверг, 23 февраля 2023 года - вечер» . НАСА . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Получено 20 июня 2023 года .
- ^ Дин, Латоя (8 марта 2023 г.). «НАСА продолжает серию тестирования для перепроектированных ракетных двигателей Artemis Moon» (пресс -релиз). НАСА . S23-021. Архивировано из оригинала 24 мая 2023 года . Получено 24 мая 2023 года .
- ^ Дин, Латоя (21 марта 2023 г.). «НАСА проводит длительный горячий пожар двигателя сертификации RS-25» . НАСА . Получено 20 июня 2023 года .
- ^ Дейнс, Гэри (7 апреля 2023 г.). «На этой неделе @nasa, 7 апреля 2023 года» . НАСА . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Получено 20 июня 2023 года .
- ^ Дин, Латоя (26 апреля 2023 г.). «НАСА проверяет критическую способность в полете во время горячего огня двигателя двигателя RS-25» . НАСА . Получено 20 июня 2023 года .
- ^ @NasaStennis (9 мая 2023 г.). "Операторы стремятся к продолжительности теста более 10 минут (630 секунд), что длиннее 500 секунд, которые двигатели должны запустить, чтобы помочь запустить @NASA_SL (система запуска космического пространства), и помогает обеспечить запас работы в эксплуатации. " ( Твит ) - через Twitter .
- ^ Дин, Латоя (1 июня 2023 г.). «НАСА входит в растяжение в критических сериях испытаний на ракетный двигатель» . НАСА . Получено 20 июня 2023 года .
- ^ @NASA_SLS (11 июня 2023 г.). «8 июня @NASA провела 10-й сертификационный тест двигателя RS-25 в @NasaStennis, продолжив критическую серию горячих пожаров, чтобы облегчить производство новых двигателей для будущих рейсов SLS (Space Launch System). Смотрите двигатель зажигает! " ( Твит ) - через Twitter .
- ^ Дин, Латоя (15 июня 2023 г.). «НАСА приближается к завершению ключевых сертификационных тестов RS-25» . НАСА . Получено 20 июня 2023 года .
- ^ @NasaStennis (21 июня 2023 г.). «Тестирование двигателя RS-25 на тестовом стенде Fred Haise в космическом центре Stennis в НАСА» ( твит )-через Twitter .
- ^ @NasaStennis (22 июня 2023 г.). «Сегодняшний тест - это 12 -й (и окончательный) тест в текущей серии с использованием двигателя сертификации с десятками улучшений, чтобы сделать производство более эффективным и доступным при сохранении высокой производительности и надежности. Еще один двигатель сертификации будет протестирован этой осенью» ( Tweet ) - - через Twitter .
- ^ «Начните свои двигатели: НАСА, чтобы начать критическое тестирование для будущих миссий Артемиды» . НАСА . 13 октября 2023 года . Получено 24 октября 2023 года .
- ^ «НАСА проводит 1-й горячий огонь новой серии сертификации RS-25» . НАСА . 18 октября 2023 года . Получено 24 октября 2023 года .
- ^ @NasaStennis (15 ноября 2023 г.). «Сегодняшний тест двигателя RS-25 0525 на тестовом стенде Фреда Хейз имеет запланированную продолжительность 500 секунд с максимумом 113% уровня мощности» ( твит )-через Twitter .
- ^ @NasaStennis (15 ноября 2023 г.). «Сегодня НАСА провели 2-й горячий огонь в последнем серии сертификации 12-тестовых сертификатов, проложив путь для производства новых двигателей RS-25, чтобы помочь в сфере работы @nasa_sls Rocket на будущих миссиях Artemis To The Moon и Beyond» ( Tweet )-Via Twitter
- ^ «НАСА проверяет способность Artemis Moon Rocket Engine Artemis Moon» . НАСА . 29 ноября 2023 года . Получено 2 декабря 2023 года .
- ^ «SLS RS-25 Тест двигателя, 17 января 2024 года» . YouTube . Скус . Получено 30 января 2024 года .
- ^ «НАСА продолжает тесты Artemis Moon Rocket Engine с 1 -м горячим огнем 2024 года» . НАСА . 18 января 2024 года . Получено 30 января 2024 года .
- ^ Хауэлл, Элизабет (20 января 2024 г.). «Fire! NASA начинает программу Artemis Moon 2024 с Big Engine Test (видео)» . Space.com . Получено 30 января 2024 года .
- ^ «SLS RS-25 Тест двигателя, 23 января 2024 года» . YouTube . Скус. 23 января 2024 года . Получено 30 января 2024 года .
- ^ Хауэлл, Элизабет (24 января 2024 г.). «НАСА запускает мощный ракетный двигатель Artemis Moon in Test (видео)» . Space.com . Получено 30 января 2024 года .
- ^ «Там на полпути: НАСА завершает 6 из 12 тестов двигателя RS-25» . www.wlox.com . 29 января 2024 года . Получено 30 января 2024 года .
- ^ «НАСА отмечает полпути для серии сертификации Rocket Engine Artemis Moon» . НАСА . 29 января 2024 года . Получено 30 января 2024 года .
- ^ «SLS RS-25 Тест двигателя, 23 февраля 2024 года» . YouTube . Скус. 23 февраля 2024 года . Получено 26 февраля 2024 года .
- ^ «НАСА продолжать тестирование на новые ракетные двигатели Artemis Moon» . НАСА . 22 февраля 2024 года . Получено 26 февраля 2024 года .
- ^ «SLS RS-25 Тест двигателя, 29 февраля 2024 года (615 секунд)» . YouTube . Скус. 29 февраля 2024 года . Получено 9 марта 2024 года .
- ^ «SLS RS-25 Test Engine Test, 6 марта 2024 года (600 секунд)» . YouTube . 6 марта 2024 года . Получено 9 марта 2024 года .
- ^ Хауэлл, Элизабет (15 марта 2024 г.). «Артемида 2 луны -космонавты празднуют тест двигателя для будущих лунных миссий (видео)» . Space.com . Получено 22 марта 2024 года .
- ^ Благород, Ной (20 марта 2024 г.). «Обновления Space Center Stennis Competates RS-25 Программа двигателей, новая ракетная производственная установка» . www.wlox.com . Получено 22 марта 2024 года .
- ^ «SLS RS-25 Тест двигателя, 22 марта 2024 года» . YouTube . 22 марта 2024 года . Получено 28 марта 2024 года .
- ^ «SLS RS-25 Тест двигателя, 27 марта 2024 года» . YouTube . 27 марта 2024 года . Получено 28 марта 2024 года .
- ^ «НАСА достигает вехи для двигателей для власти будущих миссий Артемиды» . НАСА . 4 апреля 2024 года . Получено 8 апреля 2024 года .
- ^ «DARPA выбирает дизайн для космического пространства следующего поколения» (пресс-релиз). Дарпа . 24 мая 2017 года. Архивировано с оригинала 21 декабря 2022 года . Получено 13 февраля 2018 года .
- ^ «Aerojet Rocketdyne, отобранная в качестве основного поставщика двигателей для экспериментального космического космоса Boeing и DARPA» (пресс -релиз). Лос -Анджелес, Калифорния: Aerojet Rocketdyne . 24 мая 2017 года. Архивировано с оригинала 30 мая 2017 года . Получено 13 февраля 2018 года .
- ^ Риан, Джейсон (12 июля 2018 г.). «Двигатель AR-22 выстрелил 10 раз за столько дней» . Spaceflight Insider . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Получено 20 января 2021 года .
- ^ «Boeing выходит из программы DARPA Experimental Spaceplane» . Spacenews . 22 января 2020 года . Получено 20 января 2021 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сферические панорамы RS-25D на заводе по обработке SSME до доставки в космический центр Стеннис
- Лоуренс Дж. Томсон Коллекция, Университет Алабамы в Хантсвилле Архив и специальные коллекции Файлы Лоуренса Дж. Томсона, главного инженера SSME с 1971 по 1986 год.
- Историческая американская инженерная запись (Haer) № TX-116-I, « Система космического транспорта, космический шаттл главный двигатель, Линдон Б. Джонсон Космический центр, 2101 NASA Parkway, Хьюстон, округ Харрис, Техас », 20 фотографий, 2 измеренные чертежи , 8 страниц подписи фотографий