Список кораблей ВМС Югославии

Югославский военно-морской флот ( сербско-хорватский : Югославенска ратна морнарика ; JRM) был военно-морским подразделением Югославской народной армии ( Juggolenska narodnaarmija ; ЮНА). Организованный как силы береговой обороны с основной задачей предотвращения высадки противника на его длинной и изрезанной береговой линии, военно-морской флот отражал его международные связи , а также растущие возможности его отечественных верфей и научных учреждений. Период сразу после окончания Второй мировой войны был отмечен использованием техники, которая была захвачена, утилизирована или получена из Западного блока в рамках репараций или программ ленд-лиза. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Улучшение отношений с Советским Союзом после смерти Сталина означало, что приобретение восточной военной техники снова стало возможным. Вскоре это было реализовано, когда в состав JRM были приняты торпедные и ракетные катера советского производства. 1960-е и 1970-е годы ознаменовали начало периода использования местных образцов. Внутренние военно-морские программы, разработанные Институтом Бродарского из Загреба и построенные на югославских верфях, включали подводные лодки, фрегаты, патрульные катера, ракетные катера, а также другие корабли поддержки, некоторые из которых экспортировались в другие страны. [ 3 ] [ 4 ]
JRM фактически прекратила свое существование в 1991 году с эскалацией хорватской войны за независимость . Военно-морской флот был занят введением морской блокады Хорватии в ноябре , кульминацией которой стала битва в Далматинских каналах . Потеряв большую часть своей военно-морской инфраструктуры, которая располагалась в теперь независимой Хорватии, флот в конечном итоге отступил в Бока-Которска , Черногория, где он был официально расформирован в начале 1992 года, а оставшиеся корабли были введены в состав нового ВМС Союзной Республики Югославии. . В состав ВМС Югославии входило около 80% довоенного флота JRM, а остальные 20% были потеряны или захвачены хорватскими войсками. [ 3 ]
Подводные лодки
[ редактировать ]
JRM поддерживала подводные силы на протяжении всего своего существования. Первыми введенными в строй подводными лодками были три подводные лодки, захваченные или возвращенные после Второй мировой войны. Начиная с 1950-х годов Югославия класса «Сутьеска» эксплуатировала подводные лодки отечественного производства. Класс Heroj ознаменовал значительный технологический скачок в возможностях югославского судостроения: верфь Brodogradilište specijalnih objekata (Верфь специальных объектов) в Сплите стала верфью, на которой в конечном итоге будут построены все оставшиеся лодки. Все подводные лодки, за исключением лодок класса «Малишан» и « Хойой», были названы в честь рек Югославии. [ 5 ] [ 6 ]
Последним классом югославских подводных лодок были сверхмалые подводные лодки класса «Уна» , которые, в отличие от своей более крупной предшественницы, не несли торпедного вооружения и предназначались для проведения секретных специальных операций. Новый класс более крупных подводных лодок, вооруженных торпедами и противокорабельными ракетами , получивший название «Лора » или проект B-73, планировался, но не был начат из-за последующего распада Югославии. К 1991 году JRM эксплуатировала одиннадцать подводных лодок, базировавшихся на военно-морской базе Лора в Сплите. С началом хорватской войны за независимость все корабли класса «Уна» , кроме одного , были переброшены в Черногорию, где они поступили на вооружение ВМС Югославии. [ 5 ]
Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Малыш (P-901) | Бывший итальянский CB-20 . Захвачен югославскими партизанами в 1945 году и принят на вооружение как Малишан (P-901). [ 8 ] | Выведен из эксплуатации в начале 1950-х годов. Передан Техническому музею в Загребе в 1959 году. [ 8 ] | |||
![]() |
Страна (P-801) | Бывший катер Королевского военно-морского флота Югославии . [ 9 ] | Поражен в 1954 году. [ 9 ] Удален в 1958 году. [ 3 ] | |||
![]() |
Подводная лодка
|
Сава (П-802) | Бывшая Regia Marina лодка . Потоплен в 1944 году. Поднят югославскими войсками после войны и принят в строй как «Сава» . [ 11 ] | Удален в 1971 году. [ 12 ] | ||
Подводная лодка
|
Сутьеска (P-811) Неретва (Р-812) |
Первая подводная лодка отечественного производства. [ 5 ] | Выведен из эксплуатации в 1980-х годах. [ 13 ] [ 5 ] | |||
![]() |
Герой (P-821) Джунак (P-822) Прыжок (P-823) |
Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 5 ]
|
Завершено в конце 1960-х годов. [ 14 ] | В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ] | ||
Ссылка на файл | Ударная подводная лодка
|
Сава (П-831) Драва (Р-832) |
Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 5 ]
|
Завершено в конце 1970-х - начале 1980-х годов. [ 16 ] | В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ] | |
![]() |
Миниатюрная подводная лодка
|
Принесите (P-911) Один (П-912) Зета (P-913) Соча (P-914) Гражданин (P-915) Вардар (P-915) |
Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 5 ]
|
Завершено в конце 1980-х годов. Последнее поколение югославских подводных лодок. [ 17 ] | Соча захвачен хорватскими войсками и принят на вооружение ВМС Хорватии под названием Велебит .
Остальные переехали в Черногорию. [ 15 ] |
Разрушители
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
— | ![]() |
Разрушитель | Split (R-11) | Ярроу Судостроители, Сплит [ 18 ] | Заложен в 1939 году для Королевского флота Югославии. [ 18 ] Введен в эксплуатацию в 1958 г. | Повреждён в 1984 году. Списан в 1986 году. [ 19 ] |
класс W | ![]() |
Разрушитель | Котор (R-21) Также (Р-22) |
Джон Браун , Клайдбанк , Шотландия [ 20 ] | Приобретен у Королевского флота в октябре 1956 года. [ 21 ] | Котор был продан на распад в 1971 году. [ 21 ] Пула пострадала в том же году и была продана за распад в 1972 году. [ 20 ] |
Эскорт эсминца
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Эсминцы эскорта /торпедные катера
|
Триглав (РЭ-51) Биоково (РЭ-52) |
|
Бывшие корабли Regia Marina переданы Югославии в 1949 году в качестве военной репарации . [ 13 ] | Списан в 1971 году. [ 13 ] | |
Эсминец эскорта/торпедный катер
|
Дурмитор (RE-53) Учка (РЭ-54) |
«Дурмитор» — бывший корабль Regia Marina, переданный Югославии в 1949 году в качестве компенсации за войну. Учка была повреждена во время строительства в Риеке. Позже перестроен и достроен Югославией. |
Фрегаты
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Сплит (ВПБР-31) Укроп (ВПБР-32) |
Зеленодольск, СССР. [ 22 ]
|
Приобретен из СССР; Сплит в 1980 году и Копер в 1982 году. [ 23 ] | В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ] | ||
![]() |
Фрегат
|
Грязный (ВПБР-33) Пула (ВПБР-34) |
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ]
|
Югославская конструкция построена на основе класса Koni. [ 12 ] | В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ] Обе лодки списаны в 2019 году. [ 25 ] |
Корвет
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Партизан | Передан Югославии из состава Королевского флота 11 января 1944 года. Введён в эксплуатацию под названием Nada . [ 26 ] [ 9 ] переименован в «Партизанку» . 17 ноября 1945 года [ 6 ] | Вернулся в Великобританию в 1948/49 году. [ 26 ] [ 9 ] |
Быстрое атакующее судно
[ редактировать ]
JRM эксплуатировала большое количество быстроходных ударных кораблей , введя в строй как торпедные, так и ракетные катера различного происхождения. Одними из первых торпедных катеров, поступивших на вооружение JRM после войны, были восемь американских моторных торпедных катеров класса МТ , ПТ-катера, построенные Хиггинсом и получившие обозначения от МТ1 до МТ8. Начиная с 1951 по 1960 год, югославские верфи, в основном на острове Корчула , построили от 75 до 96 торпедных катеров Хиггинса, причём источники расходятся относительно точного количества. В начале 1960-х годов некоторые из них были переоборудованы в моторно-артиллерийские катера путем удаления торпедных аппаратов. Последние корпуса Хиггинса были сняты с вооружения к 1979 году. Улучшение отношений с Советским Союзом в 1960-х годах снова сделало возможным покупку восточной военной техники; Приобретение десяти ракетных катеров класса «Оса I» началось в 1965 году и стало первыми кораблями ВМС Югославии, вооруженными противокорабельными ракетами. Примерно в то же время были сданы в эксплуатацию четыре торпедных катера класса «Шершень» , еще десять катеров строились по лицензии на верфи Кралевица. [ 27 ] [ 24 ] [ 4 ]
В 1970-е годы были представлены шесть ракетных катеров класса «Кончар» , оснащенных советским и шведским вооружением. В момент обострения хорватской войны за независимость на верфи Кралевица строился первый корабль нового класса ракетных катеров. Заложенный как Sergej Mašera , недостроенный корабль был захвачен хорватами, достроен и принят на вооружение ВМС Хорватии как Kralj Petar Krešimir IV (RTOP-11) . [ 4 ] [ 28 ]
Торпедные катера
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() ![]() |
Морской миноносец | Шин (91) Сер (92) |
Триестинский технический завод , Триест , Австро-Венгерская империя | Построен для ВМС Австро-Венгрии как Tb 76 и Tb 87 . | ||
![]() |
Торпедный катер
|
ТЧ-391 ТЧ-392 |
Бывший Королевский флот Югославии Дурмитор и Каймакчалан . Введен в состав JRM как ТЧ-5 и ТЧ-6 , позже переименован. [ 29 ] | Оба удалены в сезоне 1962/63. [ 29 ] | ||
![]() |
Торпедный катер
|
ТЧ-121 ТЧ-129 ТЧ-174 |
||||
![]() |
Торпедный катер
|
Пионер (ТЧ-211) Партизан (ТЧ-212) Пролетарий (ТЧ-213) Топчидер (ТЧ-214) Иван (ТЧ-215) Адриатика (ТЧ-216) Корнати (ТЧ-217) Биоковац (ТЧ-218) Стрелко (ТЧ-219) Красная Звезда (ТЧ-220) Истребитель (ТЧ-221) Partizan II (TČ-222) Partizan III (TČ-223) Пионир II (ТЧ-224) |
|
Пионир , Партизан , Топчидер и Иван приобретены у СССР в 1965 году. [ 27 ]
Остальные были построены по лицензии на верфи Кралевица с 1968 по 1971 год. [ 24 ] |
Партизан II и Стрелко были захвачены хорватскими войсками. Только «Партизан II» был принят на вооружение ВМС Хорватии, а «Стрелько» был потоплен в качестве мишени во время учений с боевой стрельбой в 1994 году. [ 30 ]
Остальные были перевезены в Черногорию и исключены в 1990-е годы. [ 13 ] |
Ракетные катера
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Митар Ацев (RČ-301) Владо Багат (RČ-302) Петр Драпшин (RČ-303) Стево Филипович (RČ-304) Велимир Шкорпик (RČ-305) Никола Мартинович (RČ-306) Йосип Мажар Соса (RČ-307) Карло Ройц (RČ-308) Франк Розман-Стейн (RČ-309) Жикица Явонович-Шпанац (RČ-310) |
Rybinskiy Shipyard, USSR [ 31 ] | Приобретен в СССР с 1965 по 1969 год. [ 31 ] | RČ-301 и RČ-310 были захвачены хорватскими войсками. Только RČ-310 был принят на вооружение ВМС Хорватии. [ 15 ]
Остальные были переселены в Черногорию. [ 15 ] | ||
![]() |
Ракетный катер
|
Раде Кончар (RTOP-401) Владо Четкович (RTOP-402) Рамиз Садику (РТОП-403) Хасан Захирович (RTOP-404) Йордан Николов (РТОП-405) Анте Банина (RTOP-406) |
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] | Построен внутри страны в 1970-х годах. [ 24 ] | Владо Четкович захвачен хорватскими войсками и поступил на службу в ВМС Хорватии.
Остальные были переселены в Черногорию. [ 15 ] |
Патрульные катера
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Патрульный катер /
противолодочная оборона |
ПБР-501 ПБР-502 ПБР-503 ПБР-504 ПБР-505 ПБР-506 ПБР-507 ПБР-508 ПБР-509 ПБР-510 ПБР-511 ПБР-512 ПБР-513 ПБР-514 ПБР-515 ПБР-516 ПБР-517 ПБР-518 ПБР-519 ПБР-520 ПБР-521 ПБР-522 ПБР-523 ПБР-524 ПБР-525 |
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] | Завершен между 1951 и 1957 годами. [ 24 ] | PBR-513–PBR-518 построены для Индонезии и поставлены в 1958/1959 году. PBR-522 и PBR-523 проданы Судану в 1969 году. PBR-509 проданы Эфиопии в 1975 году. [ нужна ссылка ] PBR-502 и PBR-505 проданы Бангладеш в 1975 году. [ 32 ] Остальные были выведены из эксплуатации к 1980-м годам. [ 33 ] | |
Патрульный катер /
противолодочная оборона |
Морнар (PBR-551) Истребитель (ПБР-552) |
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] | Оба завершены в 1957 году. [ 24 ] | Оба удалены в 1992 году. [ 33 ] | ||
Огненный класс
|
Патрульный катер /
Охотник за подводными лодками |
Молот (ПБР-581) | ФКМ , Франция [ 34 ] | Приобретен в 1956 году за счет оффшорного финансирования США. [ 34 ] | Выведен из эксплуатации в 1984 году. Затоплен как цель в 1988 году. [ 34 ] | |
Тип 132
|
Патрульный катер
|
Крыло (PČ-132) Велебит (ПЧ-133) Пограничник (ПЧ-134) Триглав (ПЧ-135) Румыния (PČ-136) Каменар (PČ-137) ПК-138 ПК-139 Козуф (ПЧ-140) |
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] | Завершен между 1964 и 1968 годами. [ 24 ] Имена из Маринкалендера 1990 г. | —
| |
![]() |
Патрульный катер
|
Биоково (ПЧ-171) Погорье (PČ-172) Копривник (ПЧ-173) Учка (PČ-174) Грмеч (PČ-175) Мукос (PČ-176) Фрушка Гора (PČ-177) Космический (ПЧ-178) Зеленгора (ПЧ-179) Сер (ПК-180) Дурмитор (PČ-181) |
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] | Выступал с 1980 по 1985 год. [ 24 ] | Биоково , Мукос , Цер и Дурмитор захвачены хорватскими войсками и приняты на вооружение ВМС Хорватии.
Остальные были переселены в Черногорию. |
Минная война
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
Горный тендер
|
М-31 М-32 М-33 |
Кралевицкая верфь [ 9 ]
|
Бывшие корабли ВМС Австро-Венгрии/Королевской Югославии. M31 первоначально вводился в эксплуатацию как M1, M32 как M2, M33 как M3; все трое позже были переименованы. [ 9 ] | —
| |
РД1 класс
|
Тральщик
|
МЛ-301 МЛ-302 МЛ-303 МЛ-304 МЛ-305 МЛ-306 МЛ-307 |
|
Бывшие Regia Marina корабли . | —
| |
Тип 101
|
Береговой тральщик
|
М-101 М-102 М-103 М-104 М-106 М-107 М-108 М-109 М-110 М-111 М-112 М-113 М-114 М-115 М-116 |
Югославия [ 35 ]
|
Завершен между 1950 и 1956 годами. [ 35 ] | Пострадал в 1960-х и 1970-х годах. [ 35 ] | |
Тип 117
|
Береговой тральщик
|
М-117 М-118 М-119 М-120 М-121 М-122 М-123 |
Югославия [ 36 ]
|
Завершен между 1964 и 1968 годами. [ 36 ] | Пострадал в 1980-х годах. [ 36 ] | |
Сириуса Класс
|
Тральщик
|
Вуков Кланац (М-151) Podgora (M-152) Мангольд (М-153) Градац (М-161) |
|
Вуков Кланац захвачен хорватскими войсками, но вскоре был уничтожен артиллерийским огнем армии РСК . Остальные переехали в Черногорию. [ 15 ] | ||
![]() |
Тральщик
|
Маун (М-141) Брсеч (М-142) Возьмите (М-143) Уже (М-144) |
Олиб и Иж были потоплены хорватской береговой артиллерией во время битвы за Далматинские каналы в ноябре 1991 года. | |||
![]() |
Тральщик
|
Нестин (М-331) Мотаича (М-332) Белегис (М-333) Босут (М-334) Вучедол (М-335) Паннонское море (М-337) |
Завершен между 1975 и 1980 годами. [ 37 ] | —
|
Десантный корабль
[ редактировать ]
На последних этапах Второй мировой войны югославские партизаны захватили несколько десантных кораблей. Среди них были два бывших итальянских корабля типа MZ, списанные к 1979 году, и один бывший немецкий MFP. Также было введено в эксплуатацию неизвестное количество паромов Siebel . В течение 1950-х годов югославские верфи построили большое количество десантных кораблей на основе немецких военных проектов, обозначив их как DTM ( Desantni Tenkonosac-Minopolagač , танко-десантный катер-минный заградитель), DSM ( Desantna Splav-Minopolagač , десантный катер-минный заградитель) и PDS ( Pomoćna ). Десантна Сплав , вспомогательный десантный корабль). Несколько из этих кораблей были захвачены хорватами, но только PDS-713, DSM-110 и DTM-110 были приняты на вооружение хорватских ВМС, судьба остальных, оставшихся на территории Хорватии, неизвестна. [ 30 ] [ 13 ]
В 1970-е и 1980-е годы верфь «Монмонтажа Гребен» на острове Корчула построила большое количество десантно-десантных кораблей Тип 11 и Тип 22, предназначенных для перевозки войск и грузов. Несмотря на общую конструкцию, эти два типа имели разную грузоподъемность, двигательную установку и вооружение. Последним классом десантных кораблей, поступивших в состав ВМС Югославии, были десантные корабли-минеры типа «Сильба» . В начале хорватской войны за независимость один корабль находился в активной эксплуатации, а другой строился. Недостроенный корабль под названием Rab был захвачен хорватами, достроен и принят на вооружение ВМС Хорватии как Cetina (DBM-81). [ 17 ] [ 38 ] [ 13 ]
Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Тип 21
|
Десантный десантный корабль
|
DJČ-601 DJČ-602 DJČ-603 DJČ-604 DJČ-605 DJČ-606 DJČ-607 DJČ-608 DJČ-609 DJČ-610 DJČ-611 DJČ-612 DJČ-613 DJČ-614 DJČ-615 DJČ-616 DJČ-617 DJČ-618 DJČ-619 DJČ-620 |
Монтмонтая Гребен, Вела Лука , СР Хорватия [ 38 ] | Внутренний дизайн завершен в 1970-х годах. [ 13 ] | 602, 603, 612, 613 и 615 захвачены хорватскими вооруженными силами и приняты на вооружение ВМС Хорватии. Остальные были переселены в Черногорию. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] | |
Тип 22
|
Десантный десантный корабль
|
DJČ-621 DJČ-622 DJČ-623 DJČ-624 DJČ-625 DJČ-626 DJČ-627 DJČ-628 DJČ-629 DJČ-630 DJČ-631 DJČ-632 |
Монтмонтая Гребен, Вела Лука, СР Хорватия [ 38 ] | Завершено в 1980-х годах; улучшенный Тип 11 с большей грузоподъемностью. [ 38 ] | 623 и 624 захвачены хорватскими войсками и приняты на вооружение ВМС Хорватии. [ 39 ] Согласно Руководству Военно-морского института по боевым флотам мира , еще три Тип 22 неизвестных обозначений были захвачены, но не были приняты на вооружение ВМФ. В книге Конвея «Все боевые корабли мира» говорится, что 622 корабля также были захвачены. Остальные были переселены в Черногорию. [ 39 ] [ 30 ] | |
![]() |
Десантный корабль-минный заградитель
|
Шея (ДБМ-241) | Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 17 ] | Завершено в 1986 году. [ 17 ] | Переехал в Черногорию. [ 42 ] |
Вспомогательные устройства
[ редактировать ]Буксиры
[ редактировать ]Сорт | Изображение | Тип | Лодки | Верфь | История | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Портовый буксир
|
ЛР-67 ЛР-68 ЛР-69 ЛР-70 ЛР-71 ЛР-72 ЛР-73 ЛР-74 |
LR-71 и LR-73 захвачены хорватскими войсками и приняты на вооружение ВМС Хорватии под существующими обозначениями. | ||||
Прибрежный буксир | ПР-37 Тундж (ПР-38) ПР-39 ПР-40 |
Верфь Тито Кралевица, Кралевица, СР Хорватия (PR-38 и PR-39) | ПР-38 построен в 1957 году, ПР-39 - в 1958 году. | Переехал в Черногорию. | ||
Прибрежный буксир | Орада (PR-41) | Верфь Тито Белград, Белград, СР Сербия | Переехал в Черногорию. |
См. также
[ редактировать ]- Список действующих кораблей ВМС Хорватии
- ВМС Черногории § Корабли
- Словенский флот § Оборудование
- Список кораблей Королевского флота Югославии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Библиотека Конгресса .
- ^ Гардинер 1995 , с. 641.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 1995 , с. 642.
- ^ Перейти обратно: а б с Елавич .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Журнал Сусачка .
- ^ Перейти обратно: а б UHDDR HRM .
- ^ Гардинер 1980 , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б Технический музей .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гардинер 1980 , с. 358.
- ^ Гардинер 1980 , стр. 310.
- ^ Фонтенуа 2007 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1995 , стр. 644.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гардинер 1995 , стр. 646.
- ^ Герой .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шоштарич и 7 августа 2008 г.
- ^ Собственный .
- ^ Перейти обратно: а б с д БСО .
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1995 , стр. 643.
- ^ Фрейвогель .
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 2002 .
- ^ Лошади .
- ^ Бернадич 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Кралевица .
- ^ Лукович, Синиша (16 февраля 2020 г.). «Военно-морской флот снова боеспособен, и боеспособен только «Дурмитор» . Новости . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с uboat.net .
- ^ Перейти обратно: а б с Российские корабли .
- ^ Вертхайм 2007 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1980 , стр. 359.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1995 , стр. 649.
- ^ Перейти обратно: а б Часть .
- ^ Вертхайм 2007 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1995 , стр. 647.
- ^ Перейти обратно: а б с Огненный .
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1980 , стр. 648.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1995 , стр. 648.
- ^ Военно-морской календарь . Шведская ассоциация морской и военно-морской обороны. 1990.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сондерс 2004 , с. 653.
- ^ Перейти обратно: а б с Вертхайм 2007 , с. 147.
- ^ Вертхайм 2007 , с. 148.
- ^ Бернадич 2006 .
- ^ Калайджич и 16 апреля 2004 г ..
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Гардинер, Роберт (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон : Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-85177-605-7 .
- Фонтенуа, Пол (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-568-1 . Проверено 14 марта 2014 г.
- Вертхайм, Эрик (2007). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира, 15-е издание: Их корабли, самолеты и системы . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781591149552 .
- Сондерс, Стивен (2004). Боевые корабли Джейн 2004–2005 гг . Джейнс Информационная Группа Лимитед. ISBN 0-7106-2623-1 . ОЛ 7790644М .
Новостные репортажи
- Шоштарич, Эдуард (7 августа 2008 г.). «Битва за парусник «Ядран» » . Национальный . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 31 января 2014 г.
- Бернадич, Степан (октябрь 2013 г.). « Прощай без звуков сирены». Хрватский войник (на хорватском языке) (432). Министерство обороны (Хорватия) . ISSN 1333-9036 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 г.
- Бернадич, Степан (сентябрь 2006 г.). «Первый корабль хорватского флота». Хорватский солдат (на хорватском языке) (432). Министерство обороны. ISSN 1333-9036 . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г.
- Калайджич, Ахмет (16 апреля 2004 г.). «Кафе в чреве ржавого флота». Свободная Далмация . Проверено 10 марта 2014 г.
Другие источники
- «HMS Mallow (K 81)» . uboat.net . Проверено 13 марта 2014 г.
- «Названия военных кораблей в бывшей Югославии». Общество ветеранов Хорватской войны за независимость – ВМС Хорватии . Проверено 13 марта 2014 г.
- «Верфь Кралевица - Список поставленных судов 1946. – 2007» (PDF) . Кралевицкая верфь. Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2009 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- «Большие миноносцы проекта 206» . russian-ships.info. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- "Обнова джепне подморнице CB-20; бывш. P-901 - Малишан" [Реставрация сверхмалой подводной лодки CB-20; бывший. Р-901 – Малишан]. Технический музей, Загреб . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 года . Проверено 14 марта 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - «Подводная традиция на хорватской Адриатике». Сушачка-шоу . Проверено 16 марта 2014 г.
- «Югославия – Военно-морские силы» . Библиотека Конгресса . Проверено 17 марта 2014 г.
- Елавич, Тино (декабрь 2003 г.). «Разматранья о ЮНА» [Размышления о ВНА]. Полемос . VI (11–12). Хорватская социологическая ассоциация: 163–175 . Проверено 17 марта 2014 г.
- «Обзор поставленных судов с 1980 года» (PDF) . Бродите специальные объекты. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2014 года . Проверено 13 марта 2014 г.
- « Ударные подводные лодки класса Heroj » (PDF) . Бродарский институт . Проверено 29 марта 2014 г.
- « Ударные подводные лодки класса Сава » (PDF) . Бродарский институт . Проверено 29 марта 2014 г.
- «ПК 1615» . fougueux.nl . Проверено 1 апреля 2014 г.
- Мейсон, лейтенант Джеффри Б. (2002). Смит, Гордон (ред.). «HMS Kempenfelt (ii) (R 03) – лидер флотилии W-класса» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Naval-History.Net . Проверено 5 апреля 2014 г.
- Мейсон, лейтенант Джеффри Б. (2004). Смит, Гордон (ред.). «HMS Wager (R 98) — Эсминец W-класса» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Naval-History.Net . Проверено 5 апреля 2014 г.
- «Сторожевые корабли — проект 1159» . russian-ships.info. Архивировано из оригинала 10 апреля 2012 года . Проверено 6 апреля 2014 г.
- «Ракетные катера – проект 205» . russian-ships.info. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 16 апреля 2014 г.
- Фрейвогель, Звонимир. «Утилизация различных боевых кораблей». Военный корабль Интернешнл . XXXI (4). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 428–29. ISSN 0043-0374 .