Jump to content

Список кораблей ВМС Югославии

Печать JRM

Югославский военно-морской флот ( сербско-хорватский : Югославенска ратна морнарика ; JRM) был военно-морским подразделением Югославской народной армии ( Juggolenska narodnaarmija ; ЮНА). Организованный как силы береговой обороны с основной задачей предотвращения высадки противника на его длинной и изрезанной береговой линии, военно-морской флот отражал его международные связи , а также растущие возможности его отечественных верфей и научных учреждений. Период сразу после окончания Второй мировой войны был отмечен использованием техники, которая была захвачена, утилизирована или получена из Западного блока в рамках репараций или программ ленд-лиза. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Улучшение отношений с Советским Союзом после смерти Сталина означало, что приобретение восточной военной техники снова стало возможным. Вскоре это было реализовано, когда в состав JRM были приняты торпедные и ракетные катера советского производства. 1960-е и 1970-е годы ознаменовали начало периода использования местных образцов. Внутренние военно-морские программы, разработанные Институтом Бродарского из Загреба и построенные на югославских верфях, включали подводные лодки, фрегаты, патрульные катера, ракетные катера, а также другие корабли поддержки, некоторые из которых экспортировались в другие страны. [ 3 ] [ 4 ]

JRM фактически прекратила свое существование в 1991 году с эскалацией хорватской войны за независимость . Военно-морской флот был занят введением морской блокады Хорватии в ноябре , кульминацией которой стала битва в Далматинских каналах . Потеряв большую часть своей военно-морской инфраструктуры, которая располагалась в теперь независимой Хорватии, флот в конечном итоге отступил в Бока-Которска , Черногория, где он был официально расформирован в начале 1992 года, а оставшиеся корабли были введены в состав нового ВМС Союзной Республики Югославии. . В состав ВМС Югославии входило около 80% довоенного флота JRM, а остальные 20% были потеряны или захвачены хорватскими войсками. [ 3 ]

Подводные лодки

[ редактировать ]
Знак подводника

JRM поддерживала подводные силы на протяжении всего своего существования. Первыми введенными в строй подводными лодками были три подводные лодки, захваченные или возвращенные после Второй мировой войны. Начиная с 1950-х годов Югославия класса «Сутьеска» эксплуатировала подводные лодки отечественного производства. Класс Heroj ознаменовал значительный технологический скачок в возможностях югославского судостроения: верфь Brodogradilište specijalnih objekata (Верфь специальных объектов) в Сплите стала верфью, на которой в конечном итоге будут построены все оставшиеся лодки. Все подводные лодки, за исключением лодок класса «Малишан» и « Хойой», были названы в честь рек Югославии. [ 5 ] [ 6 ]

Последним классом югославских подводных лодок были сверхмалые подводные лодки класса «Уна» , которые, в отличие от своей более крупной предшественницы, не несли торпедного вооружения и предназначались для проведения секретных специальных операций. Новый класс более крупных подводных лодок, вооруженных торпедами и противокорабельными ракетами , получивший название «Лора » или проект B-73, планировался, но не был начат из-за последующего распада Югославии. К 1991 году JRM эксплуатировала одиннадцать подводных лодок, базировавшихся на военно-морской базе Лора в Сплите. С началом хорватской войны за независимость все корабли класса «Уна» , кроме одного , были переброшены в Черногорию, где они поступили на вооружение ВМС Югославии. [ 5 ]

Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Малыш (P-901) Бывший итальянский CB-20 . Захвачен югославскими партизанами в 1945 году и принят на вооружение как Малишан (P-901). [ 8 ] Выведен из эксплуатации в начале 1950-х годов. Передан Техническому музею в Загребе в 1959 году. [ 8 ]
Страна (P-801) Бывший катер Королевского военно-морского флота Югославии . [ 9 ] Поражен в 1954 году. [ 9 ] Удален в 1958 году. [ 3 ]
Подводная лодка
Сава (П-802) Бывшая Regia Marina лодка . Потоплен в 1944 году. Поднят югославскими войсками после войны и принят в строй как «Сава» . [ 11 ] Удален в 1971 году. [ 12 ]
Подводная лодка
Сутьеска (P-811)
Неретва (Р-812)
Ульяник , Пула , СР Хорватия [ 5 ]
Первая подводная лодка отечественного производства. [ 5 ] Выведен из эксплуатации в 1980-х годах. [ 13 ] [ 5 ]
Герой (P-821)
Джунак (P-822)
Прыжок (P-823)
Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 5 ]
Завершено в конце 1960-х годов. [ 14 ] В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ]
Ссылка на файл
Ударная подводная лодка
Сава (П-831)
Драва (Р-832)
Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 5 ]
Завершено в конце 1970-х - начале 1980-х годов. [ 16 ] В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ]
Миниатюрная подводная лодка
Принесите (P-911)
Один (П-912)
Зета (P-913)
Соча (P-914)
Гражданин (P-915)
Вардар (P-915)
Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 5 ]
Завершено в конце 1980-х годов. Последнее поколение югославских подводных лодок. [ 17 ] Соча захвачен хорватскими войсками и принят на вооружение ВМС Хорватии под названием Велебит .

Остальные переехали в Черногорию. [ 15 ]

Разрушители

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
 — Разрушитель Split (R-11) Ярроу Судостроители, Сплит [ 18 ] Заложен в 1939 году для Королевского флота Югославии. [ 18 ] Введен в эксплуатацию в 1958 г. Повреждён в 1984 году. Списан в 1986 году. [ 19 ]
класс W Разрушитель Котор (R-21)
Также (Р-22)
Джон Браун , Клайдбанк , Шотландия [ 20 ] Приобретен у Королевского флота в октябре 1956 года. [ 21 ] Котор был продан на распад в 1971 году. [ 21 ] Пула пострадала в том же году и была продана за распад в 1972 году. [ 20 ]

Эскорт эсминца

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Эсминцы эскорта /торпедные катера
Триглав (РЭ-51)
Биоково (РЭ-52)
Бывшие корабли Regia Marina переданы Югославии в 1949 году в качестве военной репарации . [ 13 ] Списан в 1971 году. [ 13 ]
Эсминец эскорта/торпедный катер
Дурмитор (RE-53)
Учка (РЭ-54)
«Дурмитор» — бывший корабль Regia Marina, переданный Югославии в 1949 году в качестве компенсации за войну. Учка была повреждена во время строительства в Риеке. Позже перестроен и достроен Югославией.
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Сплит (ВПБР-31)
Укроп (ВПБР-32)
Зеленодольск, СССР. [ 22 ]
Приобретен из СССР; Сплит в 1980 году и Копер в 1982 году. [ 23 ] В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ]
Фрегат
Грязный (ВПБР-33)
Пула (ВПБР-34)
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ]
Югославская конструкция построена на основе класса Koni. [ 12 ] В начале войны переехал в Черногорию. [ 15 ] Обе лодки списаны в 2019 году. [ 25 ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Партизан Передан Югославии из состава Королевского флота 11 января 1944 года. Введён в эксплуатацию под названием Nada . [ 26 ] [ 9 ] переименован в «Партизанку» . 17 ноября 1945 года [ 6 ] Вернулся в Великобританию в 1948/49 году. [ 26 ] [ 9 ]

Быстрое атакующее судно

[ редактировать ]
«Краль Петар Крешимир» был заложен как «Сергей Машера» — первый корабль нового класса ракетных катеров, который должен был быть построен для югославского флота незадолго до распада Югославии .

JRM эксплуатировала большое количество быстроходных ударных кораблей , введя в строй как торпедные, так и ракетные катера различного происхождения. Одними из первых торпедных катеров, поступивших на вооружение JRM после войны, были восемь американских моторных торпедных катеров класса МТ , ПТ-катера, построенные Хиггинсом и получившие обозначения от МТ1 до МТ8. Начиная с 1951 по 1960 год, югославские верфи, в основном на острове Корчула , построили от 75 до 96 торпедных катеров Хиггинса, причём источники расходятся относительно точного количества. В начале 1960-х годов некоторые из них были переоборудованы в моторно-артиллерийские катера путем удаления торпедных аппаратов. Последние корпуса Хиггинса были сняты с вооружения к 1979 году. Улучшение отношений с Советским Союзом в 1960-х годах снова сделало возможным покупку восточной военной техники; Приобретение десяти ракетных катеров класса «Оса I» началось в 1965 году и стало первыми кораблями ВМС Югославии, вооруженными противокорабельными ракетами. Примерно в то же время были сданы в эксплуатацию четыре торпедных катера класса «Шершень» , еще десять катеров строились по лицензии на верфи Кралевица. [ 27 ] [ 24 ] [ 4 ]

В 1970-е годы были представлены шесть ракетных катеров класса «Кончар» , оснащенных советским и шведским вооружением. В момент обострения хорватской войны за независимость на верфи Кралевица строился первый корабль нового класса ракетных катеров. Заложенный как Sergej Mašera , недостроенный корабль был захвачен хорватами, достроен и принят на вооружение ВМС Хорватии как Kralj Petar Krešimir IV (RTOP-11) . [ 4 ] [ 28 ]

Торпедные катера

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба

Морской миноносец Шин (91)
Сер (92)
Триестинский технический завод , Триест , Австро-Венгерская империя Построен для ВМС Австро-Венгрии как Tb 76 и Tb 87 .
Торпедный катер
ТЧ-391
ТЧ-392
Бывший Королевский флот Югославии Дурмитор и Каймакчалан . Введен в состав JRM как ТЧ-5 и ТЧ-6 , позже переименован. [ 29 ] Оба удалены в сезоне 1962/63. [ 29 ]
Торпедный катер
ТЧ-121
ТЧ-129
ТЧ-174
Торпедный катер
Пионер (ТЧ-211)
Партизан (ТЧ-212)
Пролетарий (ТЧ-213)
Топчидер (ТЧ-214)
Иван (ТЧ-215)
Адриатика (ТЧ-216)
Корнати (ТЧ-217)
Биоковац (ТЧ-218)
Стрелко (ТЧ-219)
Красная Звезда (ТЧ-220)
Истребитель (ТЧ-221)
Partizan II (TČ-222)
Partizan III (TČ-223)
Пионир II (ТЧ-224)
Пионир , Партизан , Топчидер и Иван приобретены у СССР в 1965 году. [ 27 ]

Остальные были построены по лицензии на верфи Кралевица с 1968 по 1971 год. [ 24 ]

Партизан II и Стрелко были захвачены хорватскими войсками. Только «Партизан II» был принят на вооружение ВМС Хорватии, а «Стрелько» был потоплен в качестве мишени во время учений с боевой стрельбой в 1994 году. [ 30 ]

Остальные были перевезены в Черногорию и исключены в 1990-е годы. [ 13 ]

Ракетные катера

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Митар Ацев (RČ-301)
Владо Багат (RČ-302)
Петр Драпшин (RČ-303)
Стево Филипович (RČ-304)
Велимир Шкорпик (RČ-305)
Никола Мартинович (RČ-306)
Йосип Мажар Соса (RČ-307)
Карло Ройц (RČ-308)
Франк Розман-Стейн (RČ-309)
Жикица Явонович-Шпанац (RČ-310)
Rybinskiy Shipyard, USSR [ 31 ] Приобретен в СССР с 1965 по 1969 год. [ 31 ] RČ-301 и RČ-310 были захвачены хорватскими войсками. Только RČ-310 был принят на вооружение ВМС Хорватии. [ 15 ]

Остальные были переселены в Черногорию. [ 15 ]

Ракетный катер
Раде Кончар (RTOP-401)
Владо Четкович (RTOP-402)
Рамиз Садику (РТОП-403)
Хасан Захирович (RTOP-404)
Йордан Николов (РТОП-405)
Анте Банина (RTOP-406)
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] Построен внутри страны в 1970-х годах. [ 24 ] Владо Четкович захвачен хорватскими войсками и поступил на службу в ВМС Хорватии.

Остальные были переселены в Черногорию. [ 15 ]

Патрульные катера

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Патрульный катер /
противолодочная оборона
ПБР-501
ПБР-502
ПБР-503
ПБР-504
ПБР-505
ПБР-506
ПБР-507
ПБР-508
ПБР-509
ПБР-510
ПБР-511
ПБР-512
ПБР-513
ПБР-514
ПБР-515
ПБР-516
ПБР-517
ПБР-518
ПБР-519
ПБР-520
ПБР-521
ПБР-522
ПБР-523
ПБР-524
ПБР-525
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] Завершен между 1951 и 1957 годами. [ 24 ] PBR-513–PBR-518 построены для Индонезии и поставлены в 1958/1959 году. PBR-522 и PBR-523 проданы Судану в 1969 году. PBR-509 проданы Эфиопии в 1975 году. [ нужна ссылка ] PBR-502 и PBR-505 проданы Бангладеш в 1975 году. [ 32 ] Остальные были выведены из эксплуатации к 1980-м годам. [ 33 ]
Патрульный катер /
противолодочная оборона
Морнар (PBR-551)
Истребитель (ПБР-552)
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] Оба завершены в 1957 году. [ 24 ] Оба удалены в 1992 году. [ 33 ]
Огненный класс
Патрульный катер /
Охотник за подводными лодками
Молот (ПБР-581) ФКМ , Франция [ 34 ] Приобретен в 1956 году за счет оффшорного финансирования США. [ 34 ] Выведен из эксплуатации в 1984 году. Затоплен как цель в 1988 году. [ 34 ]
Тип 132
Патрульный катер
Крыло (PČ-132)
Велебит (ПЧ-133)
Пограничник (ПЧ-134)
Триглав (ПЧ-135)
Румыния (PČ-136)
Каменар (PČ-137)
ПК-138
ПК-139
Козуф (ПЧ-140)
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] Завершен между 1964 и 1968 годами. [ 24 ] Имена из Маринкалендера 1990 г.
 —
Патрульный катер
Биоково (ПЧ-171)
Погорье (PČ-172)
Копривник (ПЧ-173)
Учка (PČ-174)
Грмеч (PČ-175)
Мукос (PČ-176)
Фрушка Гора (PČ-177)
Космический (ПЧ-178)
Зеленгора (ПЧ-179)
Сер (ПК-180)
Дурмитор (PČ-181)
Верфь Тито Кралевица, СР Хорватия [ 24 ] Выступал с 1980 по 1985 год. [ 24 ] Биоково , Мукос , Цер и Дурмитор захвачены хорватскими войсками и приняты на вооружение ВМС Хорватии.

Остальные были переселены в Черногорию.

Минная война

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Горный тендер
М-31
М-32
М-33
Кралевицкая верфь [ 9 ]
Бывшие корабли ВМС Австро-Венгрии/Королевской Югославии. M31 первоначально вводился в эксплуатацию как M1, M32 как M2, M33 как M3; все трое позже были переименованы. [ 9 ]
 —
РД1 класс
Тральщик
МЛ-301
МЛ-302
МЛ-303
МЛ-304
МЛ-305
МЛ-306
МЛ-307
  • Арсенал Кастелламаре-ди-Стабия (ML-301–304)
  • Тоси, Таранто (ML-305–307)
Бывшие Regia Marina корабли .
 —
Тип 101
Береговой тральщик
М-101
М-102
М-103
М-104
М-106
М-107
М-108
М-109
М-110
М-111
М-112
М-113
М-114
М-115
М-116
Югославия [ 35 ]
Завершен между 1950 и 1956 годами. [ 35 ] Пострадал в 1960-х и 1970-х годах. [ 35 ]
Тип 117
Береговой тральщик
М-117
М-118
М-119
М-120
М-121
М-122
М-123
Югославия [ 36 ]
Завершен между 1964 и 1968 годами. [ 36 ] Пострадал в 1980-х годах. [ 36 ]
Сириуса Класс
Тральщик
Вуков Кланац (М-151)
Podgora (M-152)
Мангольд (М-153)
Градац (М-161)
  • Гавр , Франция (M-151–153)
  • Югославия (М-161)
Вуков Кланац захвачен хорватскими войсками, но вскоре был уничтожен артиллерийским огнем армии РСК . Остальные переехали в Черногорию. [ 15 ]
Тральщик
Маун (М-141)
Брсеч (М-142)
Возьмите (М-143)
Уже (М-144)
Олиб и Иж были потоплены хорватской береговой артиллерией во время битвы за Далматинские каналы в ноябре 1991 года.
Тральщик
Нестин (М-331)
Мотаича (М-332)
Белегис (М-333)
Босут (М-334)
Вучедол (М-335)
Паннонское море (М-337)
Завершен между 1975 и 1980 годами. [ 37 ]
 —

Десантный корабль

[ редактировать ]
«Цетина» была заложена как «Раб» и должна была стать вторым кораблем класса «Сильба», построенным для JRM.

На последних этапах Второй мировой войны югославские партизаны захватили несколько десантных кораблей. Среди них были два бывших итальянских корабля типа MZ, списанные к 1979 году, и один бывший немецкий MFP. Также было введено в эксплуатацию неизвестное количество паромов Siebel . В течение 1950-х годов югославские верфи построили большое количество десантных кораблей на основе немецких военных проектов, обозначив их как DTM ( Desantni Tenkonosac-Minopolagač , танко-десантный катер-минный заградитель), DSM ( Desantna Splav-Minopolagač , десантный катер-минный заградитель) и PDS ( Pomoćna ). Десантна Сплав , вспомогательный десантный корабль). Несколько из этих кораблей были захвачены хорватами, но только PDS-713, DSM-110 и DTM-110 были приняты на вооружение хорватских ВМС, судьба остальных, оставшихся на территории Хорватии, неизвестна. [ 30 ] [ 13 ]

В 1970-е и 1980-е годы верфь «Монмонтажа Гребен» на острове Корчула построила большое количество десантно-десантных кораблей Тип 11 и Тип 22, предназначенных для перевозки войск и грузов. Несмотря на общую конструкцию, эти два типа имели разную грузоподъемность, двигательную установку и вооружение. Последним классом десантных кораблей, поступивших в состав ВМС Югославии, были десантные корабли-минеры типа «Сильба» . В начале хорватской войны за независимость один корабль находился в активной эксплуатации, а другой строился. Недостроенный корабль под названием Rab был захвачен хорватами, достроен и принят на вооружение ВМС Хорватии как Cetina (DBM-81). [ 17 ] [ 38 ] [ 13 ]

Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Тип 21
Десантный десантный корабль
DJČ-601
DJČ-602
DJČ-603
DJČ-604
DJČ-605
DJČ-606
DJČ-607
DJČ-608
DJČ-609
DJČ-610
DJČ-611
DJČ-612
DJČ-613
DJČ-614
DJČ-615
DJČ-616
DJČ-617
DJČ-618
DJČ-619
DJČ-620
Монтмонтая Гребен, Вела Лука , СР Хорватия [ 38 ] Внутренний дизайн завершен в 1970-х годах. [ 13 ] 602, 603, 612, 613 и 615 захвачены хорватскими вооруженными силами и приняты на вооружение ВМС Хорватии. Остальные были переселены в Черногорию. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Тип 22
Десантный десантный корабль
DJČ-621
DJČ-622
DJČ-623
DJČ-624
DJČ-625
DJČ-626
DJČ-627
DJČ-628
DJČ-629
DJČ-630
DJČ-631
DJČ-632
Монтмонтая Гребен, Вела Лука, СР Хорватия [ 38 ] Завершено в 1980-х годах; улучшенный Тип 11 с большей грузоподъемностью. [ 38 ] 623 и 624 захвачены хорватскими войсками и приняты на вооружение ВМС Хорватии. [ 39 ]
Согласно Руководству Военно-морского института по боевым флотам мира , еще три Тип 22 неизвестных обозначений были захвачены, но не были приняты на вооружение ВМФ. В книге Конвея «Все боевые корабли мира» говорится, что 622 корабля также были захвачены. Остальные были переселены в Черногорию. [ 39 ] [ 30 ]
Десантный корабль-минный заградитель
Шея (ДБМ-241) Верфь специального назначения, Сплит, СР Хорватия [ 17 ] Завершено в 1986 году. [ 17 ] Переехал в Черногорию. [ 42 ]

Вспомогательные устройства

[ редактировать ]
Сорт Изображение Тип Лодки Верфь История Судьба
Портовый буксир
ЛР-67
ЛР-68
ЛР-69
ЛР-70
ЛР-71
ЛР-72
ЛР-73
ЛР-74
LR-71 и LR-73 захвачены хорватскими войсками и приняты на вооружение ВМС Хорватии под существующими обозначениями.
Прибрежный буксир ПР-37
Тундж (ПР-38)
ПР-39
ПР-40
Верфь Тито Кралевица, Кралевица, СР Хорватия (PR-38 и PR-39) ПР-38 построен в 1957 году, ПР-39 - в 1958 году. Переехал в Черногорию.
Прибрежный буксир Орада (PR-41) Верфь Тито Белград, Белград, СР Сербия Переехал в Черногорию.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Библиотека Конгресса .
  2. ^ Гардинер 1995 , с. 641.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 1995 , с. 642.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Елавич .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Журнал Сусачка .
  6. ^ Перейти обратно: а б UHDDR HRM .
  7. ^ Гардинер 1980 , с. 311.
  8. ^ Перейти обратно: а б Технический музей .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гардинер 1980 , с. 358.
  10. ^ Гардинер 1980 , стр. 310.
  11. ^ Фонтенуа 2007 , с. 242.
  12. ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1995 , стр. 644.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гардинер 1995 , стр. 646.
  14. ^ Герой .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шоштарич и 7 августа 2008 г.
  16. ^ Собственный .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д БСО .
  18. ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1995 , стр. 643.
  19. ^ Фрейвогель .
  20. ^ Перейти обратно: а б Мейсон 2004 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Мейсон 2002 .
  22. ^ Лошади .
  23. ^ Бернадич 2013 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Кралевица .
  25. ^ Лукович, Синиша (16 февраля 2020 г.). «Военно-морской флот снова боеспособен, и боеспособен только «Дурмитор» . Новости . Проверено 18 марта 2023 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с uboat.net .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Российские корабли .
  28. ^ Вертхайм 2007 , с. 145.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1980 , стр. 359.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1995 , стр. 649.
  31. ^ Перейти обратно: а б Часть .
  32. ^ Вертхайм 2007 , с. 42.
  33. ^ Перейти обратно: а б Гардинер 1995 , стр. 647.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Огненный .
  35. ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1980 , стр. 648.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1995 , стр. 648.
  37. ^ Военно-морской календарь . Шведская ассоциация морской и военно-морской обороны. 1990.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Сондерс 2004 , с. 653.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Вертхайм 2007 , с. 147.
  40. ^ Вертхайм 2007 , с. 148.
  41. ^ Бернадич 2006 .
  42. ^ Калайджич и 16 апреля 2004 г ..

Книги

Новостные репортажи

Другие источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbf31d7bdaa3260997a218c7e134238a__1714157880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/8a/cbf31d7bdaa3260997a218c7e134238a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of ships of the Yugoslav Navy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)