Сэмюэл Оуэн (инженер)
Сэмюэл Оуэн | |
---|---|
![]() Сэмюэл Оуэн, около 1820–1830 гг. | |
Рожденный | Нортон в Хейлсе , Шропшир , Англия | 12 мая 1774 г.
Умер | 15 февраля 1854 г. Стокгольм , Швеция | (79 лет)
Занятие | Инженер • изобретатель • промышленник |
Супруг (а) | Энн Спен Тофт Блаженная Каролина Сведелл
Йоханна Магдалена Элизабет |
Дети | 17 |

Сэмюэл Оуэн (12 мая 1774 г. - 15 февраля 1854 г.) был британско-шведским инженером, изобретателем и промышленником. мастерскую В 1809 году он основал в Стокгольме , производившую большое количество механических компонентов, и с тех пор считается «основателем шведской механической промышленности».
Ранняя и личная жизнь
[ редактировать ]Оуэн родился в Нортоне в Хейлсе , Шропшир , Англия, 12 мая 1774 года. [ 1 ]
Он был женат трижды; сначала в Англии Энн Спен Тофт, затем в Швеции в 1817 году Беате Каролине Сведелл. Сведелл умер в 1822 году. Вскоре после этого Оуэн женился на Джоанне Магдалене Элизабет (1797–1880), также называемой «Лизетт» (вероятно, детское имя Элизабет). Она родилась Стриндберг, а ее племянником был драматург Август Стриндберг . Всего у Оуэна от трех жен было 17 детей.
Карьера
[ редактировать ]Первый визит Оуэна в Швецию состоялся в 1804 году, чтобы помочь с установкой четырех паровых двигателей, которые были проданы компанией Fenton, Murray & Wood's в Лидсе , Англия, в которой Оуэн в то время работал. Паровые машины были заказаны в Швеции и предназначались для промышленного использования. Первый двигатель был установлен осенью 1804 года на текстильной фабрике в Лидингё под Стокгольмом, чтобы заменить лошадей, которые использовались для привода машин на фабрике. После завершения монтажных работ он вернулся в Англию, но его попросили вернуться в 1806 году, чтобы помочь в настройке другого двигателя. В 1807 году Оуэн решил остаться в Швеции и в 1809 году открыл собственную мастерскую Kungsholmens Mekaniska Verkstad, расположенную в Кунгсхольмене в Стокгольме. Два первоначальных здания, в которых располагалась мастерская, сохранились до сих пор.
Оуэн также занимался разработкой кораблей с паровым двигателем и был первым человеком в Швеции, построившим корабль с паровым двигателем. Его первый корабль назывался «Амфитрита» , построенный в 1818 году на его верфи недалеко от мастерской; у него была паровая машина мощностью 6 лошадиных сил . Его новый пароход произвел фурор среди жителей вод Стокгольма, но многие также скептически относились к новым «пожарным и воздушным машинам», которые требовали много древесины для парового котла. Оуэн также проводил испытания ранних типов винтов. В июле 1816 года он представил первый винтовой пароход «Стокгольмская ведьма» . [ 2 ] Однако этим ранним конструкциям винтов потребовалось много лет, прежде чем они стали использоваться на практике; пароходы того времени обычно приводились в движение гребными колесами.
Оуэн стал одним из самых признанных инженеров и промышленников Швеции. Он был избран членом Шведской королевской академии наук в 1831 году. Вместе с методистским миссионером Джорджем Скоттом , который первоначально был отправлен в Стокгольм в качестве проповедника для британских рабочих на фабрике Оуэна, он основал одно из первых шведских обществ трезвости ( Kungsholmens) . Nykterhetsförening ) в 1832 году. В 1837 году вместе со Скоттом Бенгт Франк-Спарре , Август фон Хартмансдорф , Йёнс Якоб Берцелиус , Андерс Ретциус и другие он основал Svenska nykterhetssällskapet (Шведское общество трезвости), членом правления которого был. [ 3 ] [ 4 ] В 1840-х годах организация насчитывала более 100 000 членов. [ 5 ] [ 6 ] Его успех закончился в 1843 году, когда он столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Год спустя его компания была продана, и ему едва не грозило банкротство. Шведское правительство решило назначить ему пожизненную пенсию на том основании, что он внес большой важный вклад в развитие промышленности Швеции. Однако Оуэн продолжал работать и еще несколько лет работал в компании в Сёдертелье , графство Стокгольм .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Оуэн заболел в 1853 году и умер в 1854 году в возрасте семидесяти девяти лет в своем доме в Стокгольме . Он был похоронен на Норра Бегравнингсплатсен .
улица в Кунгсхольмене, недалеко от мэрии Стокгольма В его честь названа : «Сэмюэл Оуэнс гата».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Почта" . нортонингалы . Август 2017.
- ^ Хенриксон, Альф (1985). Со времен Венделькроки: скандинавская хронология (на шведском языке). Стокгольм: Треви. п. 286. ИСБН 978-91-7160-706-5 .
- ^ «Культурное наследие Стокгольма | Сэмюэл Оуэн» (на шведском языке) . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «Шведское общество трезвости» . Скандинавская семейная книга (на шведском языке). 1918. стр. 1025ff – через проект Рунеберг .
- ^ «Сэмюэл Оуэн» . Источник компании (на шведском языке). 16 сентября 2015 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Петтерссон, Ян-Эрик. «Сэмюэл Оуэн» . Шведский биографический лексикон . Проверено 7 апреля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Английские бизнесмены XIX века
- Британские изобретатели XIX века
- Британские инженеры по паровым двигателям
- Шведские изобретатели XIX века
- шведские инженеры-механики
- Члены Шведской королевской академии наук
- 1774 рождения
- 1854 смерти
- Инженеры из Шропшира
- Похороны на Северном кладбище
- Британские эмигранты в Швеции
- Британские активисты трезвости