Jump to content

Токсичные отходы

Токсичные отходы – это любые нежелательные материалы во всех формах, которые могут причинить вред (например, при вдыхании, проглатывании или проникновении через кожу). Потребительские товары, такие как телевизоры, компьютеры и телефоны, в основном производимые промышленностью, содержат токсичные химические вещества, которые могут загрязнять воздух и почву и воду . Утилизация таких отходов является серьезной проблемой общественного здравоохранения .

Классификация токсичных материалов

[ редактировать ]

Токсичные материалы — это ядовитые побочные продукты таких отраслей промышленности, как производство, сельское хозяйство, строительство, автомобилестроение, лаборатории и больницы, которые могут содержать тяжелые металлы , радиацию , опасные патогены или другие токсины . токсичных отходов стало больше После промышленной революции , что вызвало серьезные глобальные проблемы . Утилизация таких отходов стала еще более важной с появлением многочисленных технологических достижений, содержащих токсичные химические компоненты . Такие продукты, как сотовые телефоны , компьютеры, телевизоры и солнечные панели , содержат токсичные химические вещества, которые могут нанести вред окружающей среде, если их не утилизировать должным образом для предотвращения загрязнения воздуха , почвы и воды. Материал считается токсичным, если он вызывает смерть или вред при вдыхании, проглатывании или проникновении через кожу.

Отходы могут содержать химикаты , тяжелые металлы , радиацию, опасные патогены или другие токсины. Даже домашние хозяйства производят опасные отходы из таких предметов, как батарейки, использованное компьютерное оборудование и остатки красок или пестицидов. [1] Токсичные материалы могут быть как произведены человеком, так и встречаться в окружающей среде естественным путем. Не все опасные вещества считаются токсичными.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определила 11 ключевых веществ, которые представляют риск для здоровья человека:

Наиболее игнорируемыми токсичными и опасными отходами являются бытовые товары в повседневных домах, которые неправильно утилизируются, например, старые батарейки, пестициды, краска и автомобильное масло. Токсичные отходы могут быть реактивными, воспламеняющимися и коррозионными. В Соединенных Штатах эти отходы регулируются Законом о сохранении и восстановлении ресурсов (RCRA). [2]

  • Реактивные отходы – это те отходы, которые могут вызвать взрывы при нагревании, смешивании с водой или сжатии. Они могут выделять в воздух токсичные газы. Они нестабильны даже в обычных условиях. Примером являются литий-серные аккумуляторы .
  • Воспламеняющиеся отходы имеют температуру вспышки менее 60 градусов Цельсия. Они очень горючи и могут стать причиной пожара. Примерами являются растворители и отработанные масла.
  • Коррозионные отходы – это жидкости, способные разъедать металлические емкости. Это кислоты или основания, уровень pH которых меньше или равен 2, или больше или равен 12,5. Примером является аккумуляторная кислота .

С развитием технологий во всем мире появляется все больше веществ, которые считаются токсичными и вредными для здоровья человека. Рост технологий такими темпами чрезвычайно устрашает цивилизацию и в конечном итоге может привести к еще большему вреду/негативным последствиям. Некоторые из этих технологий включают сотовые телефоны и компьютеры. Такие предметы получили название «электронные отходы» или EEE, что означает «Электрическое и электронное оборудование». Этот термин также используется для таких товаров, как холодильники, игрушки и стиральные машины. Эти предметы могут содержать токсичные компоненты, которые при выбрасывании могут попасть в водные системы. Снижение стоимости этих товаров позволило распространять эти товары по всему миру, не задумываясь и не задумываясь об управлении ими, когда они станут неэффективными или сломанными.

В США Агентство по охране окружающей среды (EPA) и государственные экологические агентства разрабатывают и обеспечивают соблюдение правил хранения, обработки и утилизации опасных отходов. Агентство по охране окружающей среды требует, чтобы с токсичными отходами обращались с особыми мерами предосторожности и утилизировали их в специально отведенных местах по всей стране. Кроме того, во многих городах США есть дни сбора бытовых токсичных отходов. Некоторые материалы, которые не могут быть приняты на обычные свалки, включают боеприпасы, отходы промышленного производства, взрывчатые вещества/предметы, чувствительные к ударам, иглы/шприцы для подкожных инъекций, медицинские отходы , радиоактивные материалы и детекторы дыма. [3]

Влияние на здоровье

[ редактировать ]

Токсичные отходы часто содержат канцерогены , и воздействие их каким-либо путем, например, через утечку или испарение из хранилища, приводит к более частому возникновению рака у лиц, подвергшихся воздействию. Например, кластер редкой полицитемии, вызывающей рак крови. в 2008 году вокруг свалки токсичных отходов на северо-востоке Пенсильвании был обнаружен [4]

Журнал Human & Ecoological Risk Assessment Journal провел исследование, посвященное здоровью людей, живущих вблизи муниципальных свалок, чтобы выяснить, будет ли это так же вредно, как жизнь рядом с опасными свалками. Они провели 7-летнее исследование, в ходе которого специально проверялось 18 типов рака, чтобы выяснить, были ли у участников более высокие показатели, чем у тех, кто не живет на свалках. Они провели это исследование в западном Массачусетсе в радиусе 1 мили от региональной свалки Норт-Хэмптон. [5]

Люди сталкиваются с этими токсинами, зарытыми в земле , в речных стоках, в грунтовых водах , которые поставляют питьевую воду, или в паводковых водах, как это произошло после урагана Катрина . Некоторые токсины, например ртуть, сохраняются в окружающей среде и накапливаются. В результате биоаккумуляции ртути как в пресноводных так и в морских экосистемах , хищные рыбы являются важным источником ртути в рационе человека и животных. [6]

Распространенность свалок токсичных отходов в США

[ редактировать ]

Сегодня в Соединенных Штатах миллионы американцев живут рядом со свалкой токсичных отходов, которая находится в радиусе трех миль от того места, где они сейчас проживают. Например, в феврале 2022 года было обнаружено, что « черные американцы на 75 процентов чаще живут рядом с объектами по производству отходов ». Жители, живущие в населенных пунктах или рядом с ними, находящимися в 1,8 милях от Суперфонда или опасного объекта, имеют « высокий риск возникновения пожизненных и долгосрочных проблем с психическим и физическим здоровьем, включая рак, врожденные дефекты и нарушения развития » . около 21 миллиона человек проживают в пределах мили от этих объектов, что позволяет агрессивным химическим веществам и токсинам, таким как свинец и ртуть, проникнуть в близлежащие источники воды, повлиять на качество воздуха и состояние почвы, что приводит к разрушительной окружающей среде. В прошлом изменение климата в последние годы, вызвавшее сильные ливни, наводнения и ветры от ураганов, имело большую возможность нарушить содержимое этих свалок токсичных отходов, позволяя нестабильным органическим соединениям вернуться в окружающую среду.

Токсичные свинцовые отходы и болезни в трех странах Латинской Америки

[ редактировать ]
Среди подвергшегося воздействию населения доля женщин детородного возраста была относительно одинаковой во всех трех странах.
Географическое распределение объектов TSIP в Аргентине и Уругвае с DALY в результате воздействия свинца
Географическое распределение объектов TSIP в Мексике с DALY в результате воздействия свинца

Можно видеть, что в Аргентине, Мексике и Уругвае наблюдается рост промышленного развития, урбанизации и социально-экономических сил. По мере роста этих отраслей основными последствиями являются загрязнение окружающей среды, вызванное воздействием опасных отходов на окружающую среду. Когда люди подвергаются воздействию этого загрязнения, они страдают от негативных последствий для здоровья. По мере роста заболеваемости год жизни с поправкой на инвалидность (DALY) начинает снижаться, поэтому продолжительность жизни среднего человека уменьшается, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода.

Эти страны с низким и средним уровнем дохода (LMIC) имеют минимальные ресурсы для борьбы с токсичными отходами, такими как «неадекватное регулирование, неформальность многих отраслей промышленности, плохой надзор и неправильная утилизация загрязняющих веществ ». Например, « свинец все еще используется для глазурование кустарной керамики, несмотря на наличие менее опасных альтернатив. «Свинец попадает в почву и водные источники, если его не держать под контролем. Дети более восприимчивы, чем взрослые, к поглощению большего количества свинца при раннем воздействии, что приводит к «поведенческим проблемам в подростковом возрасте, снижению IQ, когнитивным нарушениям и снижению зрительно-пространственных навыков». Если взрослые подвергаются воздействию на рабочем месте, у них может быть более высокий уровень гипертонии, чем у обычного человека. У мужчин это может привести к снижению количества сперматозоидов, а у женщин – к выкидышам.

В целях дальнейшей количественной оценки бремени заболеваний, вызванных токсичными отходами, TSIP, Программа идентификации токсичных мест, « выявляет действующие и заброшенные места с опасными отходами, образовавшиеся в результате как формальной, так и неформальной промышленной деятельности в странах с низким и средним уровнем доходов ». В начале расследования осуществляется поиск и идентификация основного загрязнителя. Например, «Тяжелые металлы являются наиболее часто встречающимся основным загрязнителем, при этом проглатывание загрязненной почвы является наиболее частым путем воздействия, указанным в базе данных TSIP». Аргентина, Мексика и Уругвай были выбраны, поскольку у них было больше доступных данных после соответствия определенным критериям. На данный момент существует пять критериев, которым необходимо соответствовать, чтобы объект с опасными отходами был включен в анализ; « Должен был присутствовать биологический или экологический образец; должна была быть указана группа риска; местоположение объекта было представлено координатами GPS, и было изложено описание деятельности, ведущей к загрязнению ». Для измерения количества свинца в почве использовался портативный рентгенофлуоресцентный (XRF) спектрометр. Когда этот метод казался недоступным и подозревалось, что в каком-то районе произошло загрязнение свинцом, кровь людей проверялась, чтобы определить количество людей, подвергшихся воздействию свинца.

Данные о воздействии были собраны в общей сложности на 129 объектах с опасными отходами, расположенных в Аргентине ( n = 23), Мексике ( n = 62) и Уругвае ( n = 44). На рис. 1 и 2 показаны места географического распространения. По оценкам, риску заражения подверглось 316 703 человека (среднее значение = 2455; медиана = 250 на одно учреждение), что составляет примерно 0,19% от общей численности населения всех трех стран. По оценкам, 80 021 человек были женщинами детородного возраста (15–49 лет) и 122 084 человека моложе 18 лет.

Удаление диоксинов и твердых отходов в Кампании, Италия

[ редактировать ]

В последние годы в регионе Кампания, Италия, наблюдается рост незаконных сбросов и сжиганий токсичных и твердых отходов. В ответ на это наблюдается рост количества опасных химических молекул, таких как диоксины, которые являются канцерогенными, а это означает, что они могут вызывать рак, который появляется у людей и животных. Например, в последнее время наблюдается рост числа овец, рожденных на загрязненных территориях, которые имеют « более высокие показатели хрупкости хромосом, более высокую смертность и более высокую частоту аномального развития плода по сравнению с овцами, выращенными на незагрязненных территориях» . "

Для оценки причинно-следственной связи между смертностью от рака и врожденными пороками развития у людей, возникшими в результате незаконных свалок, была составлена ​​карта с географическим расположением объектов.

Как можно видеть, большинство этих сайтов расположены в Кампании, где расположены Неаполь и Казерта.

Распространение диоксинов через пищу происходит в первую очередь за счет продуктов животного происхождения, полученных от животных, выращенных в географических местах, где содержание диоксинов было самым высоким. Исследователи протестировали молоко млекопитающих из этих районов и обнаружили, что уровень диоксина превышает рекомендуемый уровень. Это рассматривалось как проблема, поскольку люди обладают наибольшей способностью концентрировать диоксин в своих жировых тканях. Чтобы проверить это, 94 женщины в Кампании, кормящие грудью, проверили образцы своего грудного молока, и было обнаружено, что у каждой женщины в грудном молоке был диоксин. Также была обнаружена корреляция: чем старше вы были, тем больше диоксина было в вашем грудном молоке.

Обращение и утилизация

[ редактировать ]

Одна из самых больших проблем, связанных с сегодняшними токсичными материалами, заключается в том, как правильно от них избавиться. До принятия современных экологических законов (в США это было в 1970-х годах) было законно сбрасывать такие отходы в ручьи, реки и океаны или закапывать их под землю на свалках . Закон США о чистой воде , принятый в 1972 году, и RCRA, принятый в 1976 году, создали общенациональные программы по регулированию обращения с опасными отходами и их утилизации. [7] [8]

Сельскохозяйственная промышленность ежегодно использует более 800 000 тонн пестицидов по всему миру, которые загрязняют почвы и в конечном итоге проникают в грунтовые воды, что может загрязнять запасы питьевой воды. Океаны могут быть загрязнены ливневыми стоками также этих химикатов. Токсичные отходы в виде нефтяного масла могут попасть в океаны из-за утечек труб или больших кораблей, но они также могут попасть в океаны от обычных граждан, сливающих автомобильное масло в ливневые канализационные системы. Утилизация – это размещение отходов на земле или на ней. Установки для захоронения обычно проектируются таким образом, чтобы постоянно удерживать отходы и предотвращать выброс вредных загрязняющих веществ в окружающую среду. [ нужна ссылка ]

Наиболее распространенной практикой удаления опасных отходов является их размещение на свалке, например, на свалке, поверхностном водохранилище, куче отходов, установке по очистке земель или нагнетательной скважине. Удаление земель осуществляется в соответствии с требованиями Программы ограничений на удаление земель Агентства по охране окружающей среды. [9] Нагнетательные скважины регулируются федеральной программой контроля за подземной закачкой . [10]

Органические отходы можно уничтожить путем сжигания при высоких температурах. [11] Однако, если отходы содержат тяжелые металлы или радиоактивные изотопы , их необходимо отделить и хранить, поскольку они не могут быть уничтожены. [12] Метод хранения будет направлен на иммобилизацию токсичных компонентов отходов, возможно, путем хранения в герметичных контейнерах, включения в стабильную среду, такую ​​как стекло или цементная смесь, или захоронения под непроницаемым глиняным колпаком. Перевозчики отходов и предприятия по утилизации отходов могут взимать плату; следовательно, во избежание уплаты этих сборов могут быть использованы ненадлежащие методы утилизации. Если обращение с токсичными отходами регулируется, неправильная утилизация токсичных отходов может наказываться штрафами. [6] или тюремные сроки. Места захоронения токсичных отходов и другие загрязненные заброшенные земли в конечном итоге могут быть использованы в качестве зеленых насаждений или переоборудованы для коммерческого или промышленного использования.

История регулирования токсичных отходов в США

[ редактировать ]

RCRA . регулирует образование, транспортировку, обработку, хранение и утилизацию опасных отходов [13] Закон о контроле над токсичными веществами (TSCA), также принятый в 1976 году, уполномочивает Агентство по охране окружающей среды собирать информацию обо всех новых и существующих химических веществах, а также контролировать любые вещества, которые, как было установлено, вызывают необоснованный риск для здоровья населения или окружающей среды. [14] [15] Закон о Суперфонде , принятый в 1980 году, создал программу очистки заброшенных или неконтролируемых свалок опасных отходов. [16]

Между сообществами и защитниками окружающей среды и правительствами и корпорациями идет длительная борьба за то, насколько строго и справедливо пишутся и соблюдаются правила и законы. Эта битва началась в Северной Каролине в конце лета 1979 года, когда вступали в силу правила TSCA Агентства по охране окружающей среды. В Северной Каролине загрязненная ПХБ нефть намеренно разливалась по сельским дорогам Пьемонта, что привело к крупнейшим разливам ПХД в американской истории и кризису общественного здравоохранения, который будет иметь последствия для будущих поколений. [17] Материал, загрязненный ПХБ, в конечном итоге был собран и захоронен на свалке в округе Уоррен , но сопротивление граждан, включая крупные публичные демонстрации, выявило опасность токсичных отходов, ошибочность свалок, чем используемых, а также правила EPA, разрешающие строительство свалок. на маргинальных, но политически приемлемых сайтах.

Граждане округа Уоррен утверждали, что правила захоронения токсичных отходов основаны на фундаментальном предположении, что концептуальная свалка сухих гробниц Агентства по охране окружающей среды будет содержать токсичные отходы. Это предположение послужило основой для размещения свалок токсичных отходов и отказа от правил, которые были включены в Федеральный реестр Агентства по охране окружающей среды . Например, в 1978 году основание крупной свалки токсичных отходов могло находиться не ближе пяти футов от грунтовых вод , но это и другие правила можно было отменить. Отказ от правил, касающихся расстояния между основанием свалки токсичных отходов и грунтовыми водами, позволял размещать основание всего на фут над грунтовыми водами, если владелец/оператор объекта мог продемонстрировать региональному администратору Агентства по охране окружающей среды, что система сбора фильтрата может быть установлен и что не будет гидравлической связи между основанием свалки и грунтовыми водами. Граждане утверждали, что отказ от правил размещения является дискриминационным механизмом, способствующим переходу от научных к политическим соображениям, касающимся решения о выборе места, и что на Юге это будет означать дискриминационное распространение опасных объектов по обращению с отходами среди бедных чернокожих и других меньшинств. Они также утверждали, что научный консенсус заключается в том, что постоянное сдерживание не может быть обеспечено. Поскольку сопротивление размещению свалки ПХД в округе Уоррен продолжалось, а исследования показали, что свалки сухих гробниц Агентства по охране окружающей среды не работают, Агентство по охране окружающей среды заявило в своем докладе. Федеральный реестр заявил , что все свалки в конечном итоге дадут течь и их следует использовать только в качестве временной меры.

Годы исследований и эмпирические знания о неисправностях свалки печатных плат округа Уоррен привели граждан округа Уоррен к выводу, что проект свалки сухих гробниц Агентства по охране окружающей среды и правила, регулирующие утилизацию токсичных и опасных отходов, не основаны на надежных научных знаниях и адекватных технологиях. Граждане округа Уоррен также пришли к выводу, что Закон Северной Каролины об управлении отходами 1981 года был неприемлем с научной и конституционной точки зрения, поскольку он разрешал размещение объектов по захоронению токсичных, опасных и ядерных отходов до публичных слушаний, упреждал местные власти в выборе места для объектов и разрешал использование силы, если это необходимо. [18]

После протестов в округе Уоррен в 1984 году были приняты федеральные поправки об опасных и твердых отходах к Закону об охране и восстановлении ресурсов, направленные на минимизацию отходов и поэтапный отказ от захоронения опасных отходов, а также на корректирующие действия, связанные с выбросами опасных материалов. Другие меры, включенные в поправки 1984 года, включали усиление правоприменительных полномочий Агентства по охране окружающей среды, более строгие стандарты обращения с опасными отходами и комплексную программу подземных резервуаров для хранения. [19]

Утилизация токсичных отходов продолжает оставаться источником конфликтов в США. Из-за опасностей, связанных с обработкой и удалением токсичных отходов, местные сообщества часто сопротивляются размещению свалок токсичных отходов и других объектов по обращению с отходами; однако определение того, где и как удалять отходы, является необходимой частью разработки экономической и экологической политики. [18]

Проблема обращения с токсичными отходами стала глобальной проблемой, поскольку международная торговля возникла из-за увеличения количества токсичных побочных продуктов, производимых с передачей их в менее развитые страны. [20] В 1995 году Комиссия ООН по правам человека начала замечать незаконные сбросы токсичных отходов и поручила Специальному докладчику изучить правозащитный аспект этого вопроса (резолюция Комиссии 1995/81). В сентябре 2011 года Совет по правам человека решил усилить мандат, включив в него весь жизненный цикл опасных продуктов от производства до конечного пункта назначения (от колыбели до могилы ), а не только перемещение и сброс опасных отходов. Название Специального докладчика было изменено на «Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов» (Совет по правам человека 18/11). С сентября 2012 года Совет по правам человека еще больше расширил сферу своих полномочий в связи с опасными последствиями, которые могут возникнуть у лиц, выступающих за экологически безопасные методы производства, управления, обращения, распределения и окончательного удаления опасных и токсичных материалов. включить вопрос защиты экологических правозащитников. [21]

Картирование токсичных отходов в США

[ редактировать ]

TOXMAP - это географическая информационная система (ГИС) Отдела специализированных информационных услуг. [22] ( Национальной медицинской библиотеки США NLM), которая использовала карты Соединенных Штатов, чтобы помочь пользователям визуально изучать данные из Агентства по охране окружающей среды США (EPA) программ Суперфонда и инвентаризации выбросов токсичных веществ . Информация о химических веществах и состоянии окружающей среды была взята из Сети токсикологических данных NLM (TOXNET). [23] и PubMed , а также из других авторитетных источников. База данных была удалена из Интернета администрацией Трампа в декабре 2019 года. [24]

[ редактировать ]

«Токсичные отходы» часто используются в научной фантастике как сюжетный ход , вызывающий мутацию организмов или персонажей . Примеры работ, в которых токсичные отходы представлены таким образом, включают фильмы «Мутант» и «Мутант» . [25] ЧУД , [25] Импульс (все 1984 г.), [25] и Черепашки-ниндзя (1990). [26] [27] В нескольких фильмах, снятых Troma Entertainment, задействованы мутации, вызванные токсичными или радиоактивными отходами , в том числе «Токсичный мститель» (1984) и «Класс ядерного оружия» (1986). [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Токсичные отходы» . Нэшнл Географик . 03.05.2016. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года.
  2. ^ США. Закон о сохранении и восстановлении ресурсов, Pub. L. Tooltip Публичное право (США)   94–580 , 90 Stat.   2795 , 42 Кодекса США   , § 6901 . Утверждено 21 октября 1976 г.
  3. ^ Вон, Дж. (2013). Токсичные отходы . Великобритания. ISBN  9780765682932 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ «Кластеры заболеваний в Пенсильвании» (PDF) . Совет по защите национальных ресурсов . Проверено 3 декабря 2020 г.
  5. ^ Гудман Джули Э, Хадсон Тодд С, Монтейро Ричард Дж (2010). «Исследование кластера рака у жителей вблизи муниципальной свалки». Оценка человеческого и экологического риска . 16 (6): 1339–59. дои : 10.1080/10807039.2010.526504 . S2CID   84794261 .
  6. ^ Jump up to: а б «Токсичные отходы». Нэшнл Географик. National Geographic, 2010. Интернет. 26 апреля 2010 г. [1] .
  7. ^ США. Поправки к Федеральному закону о контроле за загрязнением воды 1972 года («Закон о чистой воде»). Паб. L. Tooltip Public Law (США)   92–500 , 18 октября 1972 г.
  8. ^ Коупленд, Клаудия (18 октября 2016 г.). Закон о чистой воде: Краткое изложение закона (PDF) (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская служба Конгресса США . RL30030.
  9. ^ «Ограничения на размещение опасных отходов» . Агентство по охране окружающей среды. 16 августа 2017 г.
  10. ^ «Защита подземных источников питьевой воды от подземного закачивания» . Агентство по охране окружающей среды. 09.05.2017.
  11. ^ «Высокотемпературное сжигание» . Совет по экологическим технологиям . Проверено 18 сентября 2015 г.
  12. ^ «Регуляторные исключения и альтернативные стандарты переработки материалов, твердых и опасных отходов» . Агентство по охране окружающей среды. 10 августа 2017 г.
  13. ^ «Изучите основы обращения с опасными отходами» . Агентство по охране окружающей среды. 16 августа 2017 г.
  14. ^ США. Закон о контроле над токсичными веществами. Паб. L. Tooltip Public Law (США)   94–469 , утверждено 11 октября 1976 г.
  15. ^ «Химические вещества в соответствии с Законом о контроле за токсичными веществами» . Агентство по охране окружающей среды. 28 июня 2017 г.
  16. ^ США. Закон о комплексном реагировании на окружающую среду, компенсациях и ответственности 1980 года (широко известный как «Суперфонд»). Паб. L. Tooltip Public Law (США)   96–510 , утверждено 11 декабря 1980 г.
  17. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 г. Проверено 18 июня 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) [ самостоятельный источник ]
  18. ^ Jump up to: а б .< http://www.ncpcbarchives.com. Архивировано 7 февраля 2011 г. на Wayback Machine >. [ самостоятельный источник ]
  19. ^ «Краткое содержание Закона о сохранении и восстановлении ресурсов» . Агентство по охране окружающей среды. 01.12.2016.
  20. ^ «Факты, информация, изображения о токсичных отходах | Статьи на Encyclepedia.com о токсичных отходах» . энциклопедия.com . Проверено 7 мая 2016 г.
  21. ^ «Специальный докладчик по токсичным отходам» . ohchr.org . Проверено 8 мая 2016 г.
  22. ^ «Специализированная информационная система СИС» . Национальная медицинская библиотека США . Архивировано из оригинала 21 марта 2019 года . Проверено 11 августа 2010 г.
  23. ^ «Токснет» . Национальная медицинская библиотека США . Проверено 11 августа 2010 г.
  24. ^ Мартин, Джеффри (24 декабря 2019 г.). «TOXMAP, Федеральная база данных, позволяющая общественности отслеживать загрязнение окружающей среды в США, закрыта через 15 лет администрацией Трампа» . Newsweek . Проверено 26 декабря 2019 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д Ньюман, Ким (1999). Фильмы тысячелетия: Кино конца света . Книги Титан . п. 94. ИСБН  978-1840230604 .
  26. ^ Хамфри, Крейг Р.; Льюис, Тэмми Л.; Баттель, Фредерик Х. (2002). Окружающая среда, энергетика и общество: образцовые работы . Издательство Уодсворт . ISBN  978-0534579579 .
  27. ^ Маккой, Джошуа Кристиан (15 марта 2023 г.). «Черепашки-ниндзя: что такое слизь?» . ГеймРант . Проверено 8 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2466c5b203c0068c2e7e43bdcff57c0__1722762300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/c0/d2466c5b203c0068c2e7e43bdcff57c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toxic waste - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)