HFB 320 Ганза Джет
HFB 320 Ганза Джет | |
---|---|
HFB-320 — бизнес-самолет с двумя турбореактивными двигателями, расположенными в кормовой части. | |
Роль | Бизнес-джет |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Гамбургское авиастроение |
Первый полет | 21 апреля 1964 г. |
Ушедший на пенсию | Военные: 24 июня 1994 г.
Гражданский: 30 ноября 2004 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Западногерманские ВВС |
Количество построенных | 47 [ 1 ] |
HFB 320 Hansa Jet — двухмоторный десятиместный бизнес-джет , который был спроектирован и произведен немецким авиастроительным заводом Hamburger Flugzeugbau в период с 1964 по 1973 год. Самой узнаваемой и нетрадиционной особенностью самолета является его крыло прямой стреловидности .
Разработка Hansa Jet началась в 1960-х годах, выбор крыла прямой стреловидности во многом можно отнести к главному инженеру Хансу Воке , который ранее работал над экспериментальным Юнкерсом Ju 287 . Он обладал просторной кабиной, что было достигнуто за счет конструкции крыла, но был относительно тяжелым самолетом, что создавало некоторые проблемы как при взлете, так и при посадке. 21 апреля 1964 года прототип совершил свой первый полет . 12 мая 1965 года первый прототип был потерян во время испытательного полета, в результате чего погиб главный летчик-испытатель Hamburger Flugzeugbau; Hansa Jet было внесено несколько конструктивных изменений, направленных на изменение характеристик сваливания .
Сертификат типа Hansa Jet был получен в начале 1967 года, а первые поставки начались в следующем году. Крупнейшим заказчиком этого типа были ВВС Германии , которые поручили ему как обучение, так и VIP- транспортировку персон. В 1973 году было решено прекратить производство Hansa Jet. Причинами прекращения программы являются возросшая конкуренция со стороны новых представительских самолетов, снижение стоимости доллара США и ограниченные продажи этого типа. ВВС Германии продолжали эксплуатировать свои самолеты Hansa Jets до начала 1990-х годов. Ограниченное количество продолжало использоваться гражданскими операторами и в 21 веке.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В начале 1960-х годов американский бизнесмен и изобретатель Билл Лир успешно запустил Learjet 23 , один из первых легких бизнес-джетов . [ 2 ] Несколько других производителей обратили внимание на эту вновь обретенную нишу на мировом рынке самолетов, одним из них был немецкий производитель самолетов Hamburger Flugzeugbau . Сообщается, что в это время компания стремилась восстановить свой авторитет как дизайнерское агентство и искала подходящий коммерчески жизнеспособный проект в свете ограниченного финансирования, доступного со стороны правительства Западной Германии . [ 3 ] Определив разработку собственного бизнес-джета подходящим предприятием, компания Hamburger Flugzeugbau поручила своей команде разработчиков создать собственный инновационный малый реактивный самолет. [ 2 ]
Руководитель инженерной группы Hamburger Flugzeugbau, немецкий авиационный инженер Ханс Воке , ранее спроектировал Junkers Ju 287 , экспериментальный реактивный бомбардировщик времен Второй мировой войны , который был первым самолетом с крылом прямой стреловидности . [ 4 ] [ 5 ] Этот опыт сильно повлиял на решение принять крыло передней стреловидности для новой конструкции, которая стала известна как HFB 320 или Hansa Jet : можно было добиться более просторной кабины, чем у Learjet, оставаясь при этом столь же быстрым за счет минимизации тащить . [ 2 ] Аэродинамика самолета была сформирована в результате более чем 2000 часов модельных испытаний, проведенных в различных аэродинамических трубах на таких объектах, как Aerodynamische Versuchsanstalt в Геттингене , Nationaal Luchten Ruimtevaartlaboratorium в Амстердаме и Modane во Франции . [ 3 ]
Выбор американского двигателя General Electric CJ610 турбореактивного для привода конструкции был простым выбором; в то время еще не было других компактных турбореактивных двигателей, доведенных до серийного производства. [ 2 ] Он давал некоторые преимущества, такие как относительно высокая тяга, но был шумным и потреблял много топлива. Несмотря на эту мощность, Hansa Jet требовала взлетно-посадочную полосу длиной примерно 5900 футов, что не позволяло ему использовать большинство небольших аэропортов, что ограничивало его практичность. [ 2 ] Обладая максимальной взлетной массой (MTOW) 20 280 фунтов, это был относительно тяжелый самолет по сравнению с несколькими конкурирующими бизнес-джетами, такими как ранее существовавший Learjet 23, который послужил стимулом для разработки Hansa Jet. [ 6 ] [ 2 ]
В то время как немецкий производитель будет строить большую часть планера, включая фюзеляж, блоки двигателей и систему управления, на своем собственном заводе, Hamburger Flugzeugbau наладил партнерские отношения со многими другими производителями самолетов, включая CASA испанскую , голландскую Fokker и американскую Lockheed Corporation , которые ряд других элементов планера изготовили за рубежом на собственных мощностях. [ 6 ] 18 марта 1964 года была завершена сборка первого прототипа Hansa Jet; Сразу после этого началось его использование в серии наземных испытаний. [ 3 ]
В полет
[ редактировать ]21 апреля 1964 года прототип совершил свой первый полет ; в течение следующего месяца он был выставлен на авиасалоне в Ганновере . [ 3 ] Второй прототип поднялся в воздух 19 октября 1964 года. [ 7 ] После года сертификационных летных испытаний, 12 мая 1965 года, первый прототип разбился, в результате чего погиб главный летчик-испытатель Hamburger Flugzeugbau; Было установлено, что причиной стало возникновение неустранимого глубокого срыва , вызванного конструкцией Т-образного хвостового оперения . [ 8 ] В результате аварии были внесены различные модификации, улучшающие характеристики сваливания самолета , включая установку толкателя рукоятки . [ 2 ]
Сборка первых десяти серийных самолетов началась в мае 1965 года, первый из них, как сообщается, совершил полет 2 февраля 1966 года. Сертификат типа был выдан немецкими властями 23 февраля 1967 года, сертификация Федерального авиационного управления после чего последовала США (FAA). 7 апреля 1967 г. Поставки начались в следующем году. [ 2 ] По словам авиационного журналиста Ричарда Коллинза, отделы продаж и обслуживания Hamburger Flugzeugbau, похоже, приложили лишь вялые усилия, что привело к небольшому интересу клиентов по сравнению с другими бизнес-джетами. В конечном итоге эта неспособность обеспечить продажи вскоре привела к закрытию программы. [ 2 ]
Такие факторы, как усиление конкуренции со стороны новых бизнес-джетов и сравнительно низкие показатели безопасности, способствовали сокращению заказов в конце 1960-х годов; в 1973 году производство этого типа было прекращено. По данным EADS , транснациональной компании-преемника Hamburger Flugzeugbau, решение прекратить дальнейшие разработки с участием Hansa Jet было связано с интенсивной международной конкуренцией со стороны конкурирующих производителей, а также снижением стоимости доллара США в этот период. [ 6 ]
В 1969 году HFB 320 стоимостью 840 000 долларов должен был быть преобразован в HFB 330 стоимостью 1,7 миллиона долларов и скоростью 0,76 Маха: летные испытания должны были начаться в 1971 году для сертификации FAR 25 к концу 1972 года. Он должен был быть удлинен на 27,5 дюймов (70 см) и оснащен турбовентиляторными двигателями Garrett ATF3 с реверсорами тяги для работы на коротких дистанциях. Запас топлива в 7300 фунтов (3300 кг) обеспечил бы ему максимальную автономность в течение семи часов и трансконтинентальную дальность полета в 2000 миль (1700 миль; 3200 км) с пятью людьми. [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]HFB 320 Hansa Jet представляет собой моноплан со средним расположением крыла довольно традиционной компоновки, оснащенный сдвоенными реактивными двигателями, расположенными сзади под Т-образным хвостовым оперением . Полностью металлический, имеет 10-местную пассажирскую кабину и убирающееся шасси . Согласно сертификации, Hansa Jet может перевозить до 12 пассажиров. Его двигатели General Electric CJ610 турбореактивные позволили самолету развивать максимальную скорость 900 км/ч (486 узлов) и максимальную дальность полета более 2200 км (1200 морских миль). [ 6 ] Решение разместить эти двигатели далеко в кормовой части способствовало созданию относительно тихой кабины. [ 2 ]
Необычной особенностью Hansa Jet является крыло передней стреловидности , расположенное посередине фюзеляжа . Такое расположение давало множество преимуществ, в том числе максимально увеличивая скоростные возможности самолета. [ 2 ] Это также позволило основному лонжерону крыла пройти через фюзеляж за пассажирской кабиной, что не обременяло его сквозными лонжеронами или аналогичными конструктивными элементами; этот выбор способствовал использованию более длинной кабины с большим количеством сидений при сохранении достаточного пространства для головы в фюзеляже малого диаметра. [ 2 ] По состоянию на 2019 год [update]HFB 320 остается единственным гражданским самолетом, когда-либо имевшим крыло прямой стреловидности.
Для дополнительной безопасности Hansa Jet был оснащен системами тройного резервирования. Он также был оснащен полностью автоматизированной топливной системой емкостью 4070 л (1075 галлонов США), распределенной по нескольким топливным бакам, расположенным в фюзеляже, крыле и законцовках крыла. [ 2 ] изнашивали тормоза Известно, что первые самолеты быстро во время приземления; в то время как тормозной парашют был доступен в качестве опции. Проблема с тормозами позже была эффективно решена за счет наличия более надежных тормозных устройств и внедрения реверсоров тяги . [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первым заказчиком Hansa Jet стал итальянский производитель строительных материалов Italcementi , который получил первую поставку 26 сентября 1967 года. [ 10 ] Среди других корпоративных покупателей HFB 320 была аргентинская государственная нефтяная компания Yacimientos Petroliferos Fiscales . [ нужна ссылка ]
В 1963 году ВВС Германии разместили заказ на 13 HFB 320. [ нужна ссылка ] В рамках оценки этого типа два предсерийных самолета были доставлены в испытательное крыло ErpSt 61 в Оберпфаффенхоффене в 1966 году. [ 1 ] [ 11 ] В результате этой оценки ВВС Германии заказали в общей сложности шесть самолетов для перевозки VIP-персон; Поставки этих самолетов начались в 1969 году. [ 1 ]
Кроме того, еще восемь самолетов Hansa были закуплены ВВС Германии для радиоэлектронному противодействию обучения экипажей (ECM); эти самолеты были поставлены в период с августа 1976 года по апрель 1982 года. В 1985 году ВВС Германии решили заменить свои Hansas на более новые Canadair Challengers в роли VIP; Самолеты ECM службы оставались в рабочем состоянии до их вывода в 1994 году. [ 1 ]
Сеть авиационной безопасности перечисляет в общей сложности девять происшествий (шесть со смертельным исходом) этого типа. [ 12 ] 20-процентная потеря корпуса, но только крушение прототипа было напрямую связано с конструкцией самолета; В большинстве аварий виновата ошибка пилота. По данным авиационного издания AIN Online, возможно, последний летавший самолет Hansa в США разбился 30 ноября 2004 года. [ 6 ] Из-за небольшого количества оставшихся планеров стало экономически нецелесообразно переоборудовать двигатель или установить шумоглушители на относительно шумные двигатели CJ610 Hansa Jet. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]- Голден Вест Эйрлайнз
- Гранд Эйр Экспресс
- Корпорация Джет Ханса [ 13 ]
- Современный воздушный транспорт
Военные операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (HFB 320)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1973–74 гг. [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 7, 11 или 15 пассажирских конфигураций / полезная нагрузка 1814 кг (3999 фунтов) в грузовых версиях.
- Длина: 16,61 м (54 фута 6 дюймов)
- Размах крыльев: 14,49 м (47 футов 6 дюймов), вкл. наконечники-танки
- Высота: 4,94 м (16 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 30,14 м 2 (324,4 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6
- Профиль крыла : корень: NACA 65A(1,5)13 ; совет: NACA 63A(1.8)11 [ 15 ]
- Вес пустого: 5425 кг (11960 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 9218 кг (20322 фунта)
- Запас топлива: 4140 л (1094 галлонов США; 911 имп галлонов) полезного топлива
- Силовая установка: 2 General Electric CJ610-9 с тягой 14 кН (3100 фунтов силы) каждый. турбореактивных самолета [ а ]
Производительность
- Крейсерская скорость: максимальная 825 км/ч (513 миль в час, 445 узлов) на высоте 7620 м (25000 футов) при массе 7500 кг (16535 фунтов)
- Экономичная крейсерская скорость: 675 км/ч (419 миль в час; 364 узла) на высоте 10 670 м (35 000 футов) при 7 500 кг (16 535 фунтов)
- Скорость сваливания: 198 км/ч (123 миль в час, 107 узлов) с взлетным закрылком, 178 км/ч (111 миль в час, 96 узлов) в посадочной конфигурации.
- Никогда не превышайте скорость : 700 км/ч (430 миль в час, 380 узлов), EAS ниже 5800 м (19 000 футов), M0,83 выше 5800 м (19 000 футов).
- Дальность действия: 2370 км (1470 миль, 1280 миль) с шестью пассажирами и багажом и запасом топлива на 45 минут.
- Практический потолок: максимальная рабочая высота 12 000 м (40 000 футов).
- Скороподъемность: 21,6 м/с (4250 футов/мин) на уровне моря при весе 7500 кг (16535 фунтов)
- Время набора высоты: 7600 м (24 900 футов) за 12 минут.
- Нагрузка на крыло: 305 кг/м 2 (62 фунта/кв. футов)
- Длина сбалансированного поля FAA при взлетной высоте: 1450 м (4760 футов)
- Длина посадочной площадки FAA: 1350 м (4430 футов)
- ^ Первые 15 производственных единиц использовали двигатели General Electric CJ610-1; следующие 20 единиц использовали более мощный CJ610-5; последующие подразделения использовали CJ610-9.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бритиш Аэроспейс 125
- Дассо Фалькон 10
- ИАИ Вествинд
- Лирджет 25
- Североамериканский саблелайнер
- Пьяджио PD.808
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Слот, Эмиэль. «Выход на пенсию Hansa Jet». Air International , октябрь 1994 г., том 47, № 4. стр. 234–235. ISSN 0306-5634, с. 234-235.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Беделл, Питер А. «Краткий обзор: Hansa Jet: немецкий LearJet был дальновидным, но обреченным». aopa.org , 1 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Стреловидные крылья для HFB 320 Hansa». Авиационная техника и аэрокосмические технологии , Vol. 36, № 8, 1 августа 1964 г., стр. 248–251. ISSN 0002-2667.
- ^ Хеппенхаймер, Т.А. (1 марта 2003 г.). «Неправильные повороты» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ Свитман, Билл. «Технологический сюрприз Junkers Ju287, стиль 1945 года». Архивировано 19 сентября 2018 г. на неделе Wayback Machine Aviation Week , 1 сентября 1914 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тербер, Марк. «AD вводит ограничения на редкие самолеты Hansa». Архивировано 15 июля 2019 г. в Wayback Machine AIN Online , 21 сентября 2006 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р. Все самолеты мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965, стр. 74.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN MBB HFB-320 Hansa Jet D-CHFB на авиабазе Мадрид-Торрехон (TOJ)» . Aviation-safety.net .
- ^ «На съезде НБАА» . Рейс Интернешнл . 9 октября 1969 года.
- ^ Тейлор, Джон WR. Самолеты всего мира Джейн, 1969–70 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1969. ISBN 0-354-00051-9 , с. 97.
- ^ "HFB 320 HANSA JET". Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine . hansajet.de . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ [1] Сводка происшествий с HFB 320 Hansa
- ^ «Корпорация Джет Ханса» . История авиакомпании . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1973). Jane's All the World's Aircraft 1973–74 (64-е изд.). Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd., стр. 94–95. ISBN 9780354001175 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Монди, Дэвид (1982). Энциклопедия коммерческих и частных самолетов мира . Нью-Йорк: Crescent Books. п. 201.