Распутник (спектакль)
«Распутник» — пьеса Томаса Шедвелла , опубликованная в 1676 году. Пьеса представляет собой адаптацию оригинального сюжета «Севильского бурладора» , написанного Тирсо де Молиной , в котором рассказывается история ужасного бабника, который играет своей жизнью и жизнью других, пока он сам. совершает грехи и «превращается» в дьяволоподобного человека. Как и большинство экранизаций, «Распутник» — это история озорного человека, приговоренного к расплате за свои грехи.
Персонажи
[ редактировать ]Персонажи | |
---|---|
Дон Джон | Распутник, бесстрашный человек, виновный во всех пороках |
Дон Октавио | любовник Марии |
Дон Антонио и Дон Лопес | Два друга Дона Джона |
Жакомо | Человек Дона Джона |
Леонора | любовница дона Джона |
Мария | Любовница дона Октавио и фрейлина Леоноры. |
Дон Франциско | Джентльмен |
Клара и Флавия | Дочери дона Франциско |
Спектакль
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]«Распутник» начинается с предисловия и пролога. Оба обращены к современной публике конца 1600-х годов и поэтому должны интерпретироваться в этом контексте. Такие предисловия часто использовались как средство «сведения счетов» между авторами. Шедвелл и Джон Драйден регулярно упоминали друг друга и были известны своими ссорами. Таким образом, «печально известная, грубая и вульгарная цензура поэта» Шедуэлла является прямым намеком на Драйдена. [ 1 ]
Акт I
[ редактировать ]Первый акт «Распутника» открывается философской дискуссией между доном Джоном и двумя его непристойными друзьями, доном Лопесом и доном Антонио. Джакомо, камердинер дона Джона, вмешивается и упрекает троицу списком различных проступков. Затем входит Леонора, соблазненная доном Джоном, и пришла спросить Джакомо о намерениях его хозяина. Камердинер разрушает все ее иллюзии относительно дона Джона, пользуется ситуацией, чтобы попытаться ее соблазнить, и назначает ей встречу, чтобы доказать ей, насколько обоснованы его обвинения в адрес дона Джона.
Тем временем дон Джон и его друзья рассказывают о своих последних любовных приключениях, одно другого непристойнее, и дон Джон заявляет, что сейчас ему придется довести до конца интригу. С этой целью он убивает жениха своей предполагаемой возлюбленной Марии и вместо себя проникает в ее апартаменты. Разоблаченный Марией и ее слугой, он также должен убить брата Марии, прежде чем сбежать. [ 1 ]
Акт II
[ редактировать ]В начале второго акта Леонора приходит на свидание, устроенное Жакомо, который скрывает ее до прибытия своего хозяина. Дон Джон хвастается своему камердинеру своими последними подвигами, Леонора появляется в середине разговора, возмущенная тем, что она только что услышала. Она умоляет дона Джона выполнить помолвку, связывающую их, но он бездумно отпускает ее. Затем входят шесть женщин, каждая из которых утверждает, что является законной женой дона Джона. Они спорят о данных им брачных обещаниях до прибытия дона Лопеса и дона Антонио. Затем дон Джон оставляет их своим друзьям, заявляя, что он никогда не соблазняет одну и ту же женщину дважды. Одна из них убивает себя, чтобы избежать коллективного изнасилования. Дон Джон заставляет Джакомо убрать труп и приказывает ему привести первую женщину, которую он встретит на улице, чтобы он присоединился к своим друзьям в их разврате. Джакомо возвращает ужасную старуху. Тем временем Мария, переодевшись мужчиной и в сопровождении своей горничной, нападает на дона Джона, которого она намерена убить, чтобы отомстить за совершенные убийства. Она терпит неудачу, и в противостоянии ее горничная встречает смерть. Дон Джон и его друзья решают бежать морем, и Джакомо, все больше напуганный поворотом событий, тщетно умоляет их оставить его. Затем появляется призрак отца дона Джона и предупреждает его, но он смеется над его угрозами. [ 1 ]
Акт III
[ редактировать ]В третьем акте Дон Джон, его камердинер и двое его друзей сталкиваются с штормом на море. Когда их корабль горит, они спасаются на лодке, отбив моряков, которые также пытались подняться на борт. Трио застряло на пляже, и на помощь им приходит отшельник. В знак благодарности они просят его предоставить им шлюху. Напуганный, он тщетно пытается их обратить. Затем они идут в дом дона Франциско, джентльмена, живущего неподалеку. Джакомо, также спасенный отшельником, идет в том же направлении, как и Леонора и Мария (все еще одетые как мужчина), которые объединили усилия, чтобы найти дона Джона. У дона Франциско две его дочери Клара и Флавия оплакивают судьбу, которая их ждет, поскольку на следующий день они должны выйти замуж за двух мужчин, выбранных их отцом. Когда Дон Джон встречает двух девушек, он обещает им обеим жениться. Леонора и Мария тоже прибывают. Леонора, которая все еще любит Дона Джона, пытается в последний раз убедить его, но в качестве последнего ответа он отравляет ее. Тем временем Мария сражалась с двумя помощниками дона Джона. [ 1 ]
Акт IV
[ редактировать ]В акте IV Мария появляется в доме дона Франциско, чтобы обвинить дона Джона в убийстве Леоноры. Путаница, вызванная этим заявлением, усугубляется прибытием двух дочерей Клары и Флавии, которые объявляют о своей скорой свадьбе с доном Джоном. Между непристойной троицей, двумя будущими мужьями, доном Франциско и Марией, начинается драка. Двое последних убиты, двое женихов ранены, а две девушки убегают, решив удалиться в монастырь, чтобы искупить свои грехи. Дон Джон и его друзья, все еще сопровождаемые камердинером Джакомо, также сбегают и похищают несколько пастушек после битвы с пастухами. По пути они находят статую Командора, убитого доном Джоном, который заставляет своего камердинера пригласить ее на обед. Статуя соглашается, посещает ужин как призрак и возвращает приглашение четверке. [ 1 ]
Акт V
[ редактировать ]В пятом акте трое сообщников решают поджечь монастырь, чтобы заставить монахинь покинуть здание и таким образом попытаться их изнасиловать. Попутно дон Джон пытается похитить Клару и Флавию, которые тем временем нашли убежище в религиозной жизни. Несколько пастухов и охранников пытаются вмешаться, но их убивают. Наконец они идут к могиле Командора, где он ждет их вместе с призраками всех людей, которых они убили. Столкнувшись с отказом троицы покаяться, Командующий отправляет их всех в ад. Джакомо остается один на сцене, чтобы обратиться к публике. [ 1 ]
История Распутника
[ редактировать ]Говорят, что Дон Джон был основан на испанском персонаже по имени Дон Хуан. Дон Жуан — живая легенда европейской литературы, чей персонаж был адаптирован и изменен в соответствии с культурой, в которой он представлен. Этот персонаж известен как бабник, обладающий большим богатством и практикой, во многом похожий на главного героя, представленного в «Распутнике» (английская версия). Однако в испанской и оригинальной версии этой истории Дон Хуан рассматривается как воплощение дьявола и человек, который, каким бы мерзким он ни был или желает быть, должен «платить свои долги» за свои грехи. Этот сюжет вдохновил многих других писателей, в том числе Томаса Шедвелла, который адаптировал его для своих произведений. Серия убийств, инцеста, прелюбодеяния и действий против католической церкви, описанных в пьесе Шедвелла, была включена с целью вызвать у читателей страх ада и Божьего наказания. Сюжеты произведений различных авторов, адаптировавших образ Дон Жуана, приводят к некоему безумию, смерти или какой-то головоломке, явно демонстрирующей акты неповиновения Богу и их последствия.
Реакция
[ редактировать ]Иллюстрация грехов в пьесе вызвала у зрителей страх Божий. При написании своей пьесы Шедвелл намеревался вызвать у своих читателей страх перед грехом и заставить их действовать в соответствии с церковью или, скорее, религией. В результате многие зрители, в различных версиях по всей стране и на протяжении многих лет, были убеждены и локализовали свой страх перед грехом и решили следовать путем Бога.
Современная адаптация
[ редактировать ]Стивен Джеффрис , драматург и писатель, адаптировал «Распутника» в более современную постановку. Даже если эта пьеса не связана напрямую с предыдущими интерпретациями печально известной пьесы, идея Дона Джона все еще присутствует. В «Распутнике» рассказывается история графа Рочестера , друга и доверенного лица Карла II и самого известного повесы своего времени. Он был антимонархистом-роялистом, атеистом, принявшим христианство, и лирическим поэтом, увлекавшимся порнографией. В центре пьесы момент, когда его цинизм развеивается, когда он влюбляется всерьез. Другими словами, на самом деле это вообще не адаптация пьесы Шедвелла: у них одно и то же название и главные герои с одинаково огромным либидо. Персонаж Шедвелла — во многом вымышленный испанец, лишь незначительно основанный на Дон Хуане Австрийском (1547–1578); Джеффри в целом точно изображает настоящего англичанина (1647-1680).
В 2004 году «Распутник» также был адаптирован в крупный фильм. Режиссер Лоуренс Данмор , фильм был основан на пьесе Стивена Джеффриса «Распутник» , в которой Джонни Депп играет поэта-распутника при дворе короля Англии Карла II. Кроме того, Саманта Мортон играет Элизабет Бэрри, актрису, чей многообещающий талант расцветает и делает ее очень востребованной под опекой Рочестера. Уилмот и Барри становятся любовниками. Джон Малкович играет короля Карла II, который разрывается между своей привязанностью к Уилмоту и опасностью, которую представляет его проявление презрения к своему государю. Темы, исследуемые в фильме, включают развращение людей их своенравным монархом и стремление к гедонизму.
Понятно, что экранизация Дона Джона явно была изменена на более «спокойный» образ, но идея интерпретации «бабника», идея коррупции и отсутствия руководства по-прежнему присутствует в фильме и во всех экранизациях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Краткий обзор «Распутника» Томаса Шедуэлла» . don-juan.net . Проверено 23 июля 2017 г.
- Унгерер, Густав. «Распутник Томаса Шедвелла (1675): забытая реставрация пьесы Дон Жуана» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2016 года.