Томмазо и Алессандро Франчини
Томмазо Франчини (1571–1651) и его младший брат Алессандро Франчини (или Томас Франсин и Александр Франсин во Франции) были флорентийскими инженерами-гидравликами и дизайнерами садов. Они работали на Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы , прежде всего на вилле Медичи ди Пратолино , водные объекты которой Франческо де Вьери описал так в 1586 году: «статуи там вращаются, играют музыку, струи воды так много и таких изумительных произведений искусства в потаенных местах, что тот, кто увидит их все вместе, придет в восторг от них». [ 1 ] [ нужны разъяснения ]
Наследника Франческо Медичи, его брата Фердинандо , в 1597 году убедила расстаться с братьями Франчини его племянница Мария , вышедшая замуж за Генриха IV Французского. [ 2 ] [ 3 ] Их первый проект, начатый в 1598 году, заключался в создании фонтанов, гротов , гидротехнических сооружений и, прежде всего, автоматов с водяным приводом для серии садовых террас в Сен-Жермен-ан-Ле . Главной особенностью здесь был большой фонтан, из которого вода подавалась по сифонным трубкам в резервуар в сводчатом пространстве, поддерживающем террасу. Оттуда, через ряд вторичных трубок, вода имела достаточный напор, чтобы управлять фонтанами в гроте и оживлять сложные автоматы , которые были ценной особенностью Francini jeux d'eau . Верхние гроты третьей террасы открывались из дорической галереи и изображали дракона, водный орган и Нептуна; на следующем уровне Грот Геркулеса был окружен еще двумя гротами; с одной стороны он был посвящен Персею и Андромеде, в котором изящно уравновешенный герой был вынужден спуститься с потолка под скрытой тяжестью воды и убить дракона, возникшего из бассейна, а с другой - Грот Орфея. Единственный след этих лиц, чьи высокие требования к содержанию прервали их карьеру, когда двор навсегда переехал в Фонтенбло, находится на некоторых гравюрах работы Авраам Боссе , по-видимому, заимствован из рисунков Франчини. [ 4 ] Водопроводные сооружения и автоматы в Сен-Жермен-ан-Ле были самыми сложными сооружениями, которые до того времени видели во Франции, а гравюры Александра Франчини с произведениями братьев [ 5 ] служил ознаменованием отчетливого этапа в импорте и преобразовании итальянских черт в создании французского формального сада (Адамс 1979:46) и далеко за его пределами: чугунные версии деревенского фонтана Франчини с двумя раковинами , с которых капали каменные сосульки, были снова знакомые черты в викторианских садах.
Не все механизмы придворных развлечений Томмазо Франчини были садовыми. Он был дизайнером вращающейся декорации для тщательно продуманного театрализованного представления «Балет де ла Рено» , представленного в январе 1617 года во Дворце Лувр ; несколько современников отметили впечатляющее нововведение, которое было заново изобретено в конце девятнадцатого века в Резиденцтеатре в Мюнхене. [ 6 ] но никто не был впечатлен больше, чем поэт Джованни Баттиста Марино , который присутствовал и воссоздал эту иллюзию в своих указаниях для L'Adone с ее тщательно поставленными интермецци . [ 7 ]
Во время правления Людовика XIII Франчини оставался на службе у Марии Медичи , королевы-матери. [ 8 ] Он работал с Саломоном де Броссом , проектируя акведук, который доставлял воду из маленькой реки Рунги в сады, а также его фонтан Медичи и грот в Люксембургском саду ее Люксембургского дворца в Париже. [ 9 ] Алессандро Франчини выгравировал виды фонтанов и в 1631 году создал « Livre d'architecture» , в которой было много фантастически рустованных дверных проемов и ворот. [ 10 ]
Братья Франчини основали династию французских инженеров по фонтанам; младший Франчини работал над фонтанами на ранних этапах Версаля, особенно над гротом Фетиды (завершен в 1668 году, описан Андре Фелибьеном , 1676 год). [ 11 ] и снесен для расширения замка в 1686 г.). Члены клана Франчини еще работали в восемнадцатом веке.
Избранные работы
[ редактировать ]- Вилла Медичи в Пратолино . Фонтаны и водный орган .
- Замок Сен-Жермен-ан-Ле . Гроты и фонтаны, гравированные в 1614 году Александром Франчини.
- Замок Фонтенбло . Томмазо Франчини, инженер-проектировщик, отвечающий за гидротехнические сооружения в Фонтенбло, отвечал за фонтаны и гроты; среди прочего, он разработал перестройку фонтана, когда « Диана Версальская » была перенесена из Фонтенбло в Лувр, используя отлитую из него в 1605 году бронзовую копию Приера, которую Франчини установил на высоком мраморном постаменте в стиле маньеризма с бронзовыми охотничьими собаками и оленьими головами. работы Пьера Бриара, 1603 год, которую Франчини проложил для выплескивания воды, и все это расположено в партере . [ 12 ]
- Люксембургский дворец , Париж. Акведук, грот и фонтан Медичи .
- Замок Рюэй . В садах, разбитых Жаном Тирио по проекту Жака Лемерсье Франчини , Большой каскад , завершенный около 1638 года для кардинала де Ришелье , находился в конце Большой аллеи . Было высказано предположение, что каскад и сады Рюэля были вдохновлены каскадами виллы Альдобрандини во Фраскати . В свою очередь, формальный каскад Рюэй, спускающийся на тридцать ступенек, вдохновил на создание более натуралистичных каскадов в Версале , Сен-Клу и Шато-де-Со. [ 13 ] Каскад в Рюэйле был заменен газоном в 1720 году, а парк был реконструирован императрицей Жозефиной как часть ее замка Мальмезон .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Франческо де Вьери, О чудесных произведениях Пратолино и д'Аморе : «И в Пратолино, так что эти статуи вращаются, издают звуки, бросают воду, в скрытых местах есть так много колоссальных ухищрений, что всякий, кто увидит их всех вместе, не 'он впал бы в экстаз'. Цитируется Клаудио Мутини, «Тело гиганта: морфология и «гуманистические» варианты Aperture ( текст в Интернете ). Архивировано 21 марта 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ «Мария Медичи, королева Франции» . Семья Медичи . Проверено 1 января 2020 г.
- ↑ Карл VIII привез фра Джокондо из Неаполя в Шато де Блуа . Столетием ранее
- ^ Сильвио А. Бедини, «Роль автоматов в истории технологий» Технология и культура 5 .1 (зима 1964 г., стр. 24-42) с. 28; см. также Луи де Туррасс, «Le Château-neuf de Saint-Germain-en-Laye: ses terrasses et ses grottes», Gazette des Beaux-Arts 9 (1924), стр. 98ff.
- ^ Его деревенский фонтан, Фонтенбло и Сен-Жермен-ан'Ле. Первая галерея пещер , 1597 г., проиллюстрирована Адамсом 1983 г.: рис. 45, 46.
- ^ Замечания Джеймса Лейвера о нововведении Лаутеншлегера, использованном в 1896 году для представления опер Моцарта, отмечены Гарольдом М. Пристом, «Марино, Леонардо, Франчини и вращающаяся сцена» Renaissance Quarterly 35.1 (весна 1982 г., стр. 36- 60) с. 37, примечание 3.
- ^ Священник 1982.
- ^ в качестве генерального управляющего садами и фонтанами Ройна, его матери (Адамс 1979:58).
- ^ См. Ив Мари Аллен и Жанин Кристиани, L'art des jardins en Europe и Луиджи Галло в Париже и ses Fontaines , оба приписывают фонтан Франчини. Де Броссу иногда приписывают проектирование фонтана, но он умер в том же году, когда был построен фонтан, и перед своей смертью он был вовлечен в судебный процесс с Марией Медичи по поводу неуплаты гонорара; В судебных документах подробно описана вся работа, которую он проделал для королевы, и о фонтане не упоминалось. См. Луиджи Галло, стр. 56.
- ^ Отмечено Энтони Блантом, «Рубенс и архитектура», The Burlington Magazine 119, № 894 (сентябрь 1977 г., стр. 609-619, 621), стр. 613 примечание 19.
- ^ Фелибьен, Описание грота Версаля (Париж, 1676 г.)
- ^ Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни «Вкус и антиквариат» 1981:196.
- ^ Песня 1998.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Ховард, 1979. Французский сад 1500–1800 (Нью-Йорк: Бразилиллер)
- Мари, Альфред 1955. Французские сады, созданные в эпоху Возрождения.
- Париж и его фонтаны, от эпохи Возрождения до наших дней , тексты, собранные Домиником Массуни, Полиной-Прево-Марсильяси и Даниэлем Рабро, Делегация художественной деятельности города Парижа, Коллекция Paris et son Patrimoine, Париж, 1995.
- Искусство садов в Европе , Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, Цитадели и Мазенод, Париж, 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марина Лонго, «Фигура Томмасо Франчини, сценографа при дворе Франции» Театр и история 24 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Франсин, Александр, –1648 г. , Библиотека Конгресса , с тремя записями в библиотечном каталоге.