референдум
Из серии «Политика». |
Прямая демократия |
---|
Политический портал |
Из серии «Политика». |
Выборы |
---|
Политический портал |
Из серии «Политика». |
Политика |
---|
Политический портал |
Референдум или ( мн.: референдумы референдумы реже предложению ) — это по прямое голосование , избирателей закону или политическому вопросу. Это отличается от вопроса, по которому голосует представитель . Это может привести к принятию новой политики или конкретного закона , либо референдум может носить лишь рекомендательный характер. В некоторых странах это слово является синонимом плебисцита , голосования , всенародного опроса , вопроса для голосования , меры голосования или предложения .
Некоторые определения «плебисцита» предполагают, что это тип голосования по изменению конституции или правительства страны. [ 1 ] Слово «референдум» часто является обобщающим и используется как для законодательных обращений , так и для инициатив .
Этимология
[ редактировать ]«Референдум» — это герундив от латинского глагола Referre , буквально «нести назад» (от глагола Ferre «нести, приносить, нести» плюс неотделимая приставка re- , означающая здесь «обратно»). [ 2 ] ). Поскольку герундий является прилагательным , [ 3 ] не существительное , [ 4 ] его нельзя использовать отдельно на латыни, и он должен содержаться в контексте, прикрепленном к такому существительному, как Propositum quod Referendum est populo , «Предложение, которое должно быть донесено до народа». Добавление глагола sum (3-е лицо единственного числа, est ) к герундию обозначает идею необходимости или принуждения, то, что «должно» быть сделано, а не то, что «пригодно» для выполнения. Его использование в качестве существительного в английском языке не считается строго грамматическим использованием иностранного слова, а скорее является недавно придуманным английским существительным, которое следует английскому грамматическому использованию, а не латинскому грамматическому использованию. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которая согласно английской грамматике должна означать «референдумы». Использование слова «референдум» во множественном числе в английском языке (трактуя его как латинское слово и пытаясь применить к нему правила латинской грамматики) недопустимо с точки зрения правил как латинской, так и английской грамматики. Использование слова «референда» во множественном числе гипотетически предполагается либо герундием, либо герундием. Оксфордский словарь английского языка , который исключает такое использование в обоих случаях следующим образом: [ 5 ]
Референдумы логически предпочтительнее в форме множественного числа, означающей «голосование по одному вопросу» (как латинский герундий, [ 6 ] «референдум» не имеет множественного числа). Латинское герундив множественного числа «referenda», означающее «вещи, подлежащие передаче», обязательно означает множество вопросов. [ 7 ]
Это тесно связано с повесткой дня , «теми вопросами, которые необходимо продвигать вперед», из прошлого , чтобы побудить или продвинуть вперед; и memorandum — «то, что необходимо помнить», от memoro — напоминать, исправление , от rego — править, исправлять, то, что должно быть исправлено (исправлено) и т. д.
Термин «плебисцит» имеет в целом аналогичное значение в современном использовании и происходит от латинского plebiscita , что первоначально означало декрет Concilium Plebis (Плебейский совет), народного собрания Римской республики . Сегодня референдум также часто можно называть плебисцитом, но в некоторых странах эти два термина используются по-разному для обозначения голосов с разными типами юридических последствий. [ 8 ]
В Австралии «референдумом» часто называют голосование за изменение федеральной конституции, а «плебисцитом» — голосование, не затрагивающее федеральную конституцию. [ 8 ] Однако это ошибочно, поскольку не все федеральные референдумы проводились по конституционным вопросам (например, референдум о призыве в армию в Австралии в 1916 году ), а голоса штатов, которые также не влияют ни на федеральную конституцию, ни на конституцию штата, часто называются референдумами (например, референдумы 2009 года). Референдум о переходе на летнее время в Западной Австралии ). Исторически сложилось так, что австралийцы используют их как синонимы, а плебисцит считался еще одним названием референдума. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В Ирландии «плебисцитом» называется голосование за принятие конституции, но последующее голосование по внесению поправок в конституцию называется «референдумом», как и опрос избирателей по неконституционному законопроекту.
История
[ редактировать ]Считается, что название и использование термина «референдум» возникли в швейцарском кантоне Граубюнден еще в 16 веке. [ 12 ] [ 13 ]
После сокращения количества референдумов в середине двадцатого века популярность референдума как политического инструмента растет с 1970-х годов. Этот рост объясняется сближением общественности с политическими партиями, поскольку конкретные политические вопросы стали для общественности более важными, чем партийные идентификаторы. [ 14 ]
Типы
[ редактировать ]Классификация
[ редактировать ]Термин «референдум» охватывает множество различных значений, и терминология различается в зависимости от того, кто их придерживается. Референдум может носить обязательный или рекомендательный характер. [ 15 ] В некоторых странах для этих двух типов референдума используются разные названия. Референдумы можно классифицировать и по тому, кто их инициирует. [ 16 ]
Дэвид Альтман предлагает четыре измерения, по которым можно классифицировать референдумы: [ 17 ]
- Обязательный (требуется по закону) и необязательный (специальный)
- Обязательный против консультативного
- Инициируется гражданином (снизу вверх) и инициируется властями (сверху вниз)
- Проактивный (предлагающий изменения) и реактивный (предотвращающий изменения)
Обязательные референдумы
[ редактировать ]Обязательный референдум — это класс референдумов, по которым необходимо проголосовать, если соблюдены определенные условия или предприняты определенные действия правительства. Они не требуют никаких подписей от общественности. В регионах, где используются референдумы, обязательный референдум обычно используется как юридически необходимый шаг для ратификации конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения к международным организациям, а также определенных видов государственных расходов. [ 18 ]
Типичные типы обязательных референдумов включают:
- Конституционные изменения: некоторые страны или местные органы власти предпочитают принимать любые конституционные поправки путем обязательного референдума. К ним относятся Австралия , Ирландия , Швейцария , Дания и 49 из 50 штатов США (единственное исключение — Делавэр ).
- Финансовый референдум : во многих населенных пунктах референдум требуется для того, чтобы правительство выпустило определенные облигации, повысило налоги сверх определенной суммы или взяло на себя определенные суммы долга. в Калифорнии Например, правительство штата не может занимать более 300 000 долларов США без публичного голосования по предложению об облигациях штата . [ 19 ]
- Международные отношения. В Швейцарии проводятся обязательные референдумы по принятию международных договоров , касающихся коллективной безопасности и присоединения к наднациональному сообществу. Референдум такого типа проводился только один раз в истории страны: неудачная попытка Швейцарии вступить в Организацию Объединенных Наций в 1986 году . [ 20 ]
- Военный референдум : гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануилом Кантом , представляет собой референдум для одобрения объявления войны на военном референдуме . Она никогда не была принята ни одной страной, но обсуждалась в Соединенных Штатах в 1930-х годах как Поправка Ладлоу .
Факультативный референдум
[ редактировать ]Факультативный референдум — это класс референдумов, который ставится на голосование по требованию. Это может исходить от исполнительной власти, законодательной власти или по запросу народа (часто после выполнения требования о подписи).
Типы факультативных референдумов включают:
- Плебисцит органов власти : также известный как передача законодательных органов, инициируется законодательным органом или правительством. Это могут быть консультативные вопросы для оценки общественного мнения или обязательные вопросы права.
- Народная инициатива или Инициативный референдум: процесс предложения и голосования по новым законам под руководством граждан.
- Народный референдум : процесс, возглавляемый гражданами, направленный против существующих законов и их отмене.
- Напомним, референдум : процедура отстранения избранных должностных лиц до истечения срока их полномочий . В зависимости от региона и должности отзыв может касаться конкретного человека, например отдельного законодателя, или более общего характера, например всего законодательного органа.
Обоснование
[ редактировать ]С политико-философской точки зрения референдумы являются выражением прямой демократии , но сегодня большинство референдумов необходимо понимать в контексте представительной демократии . Они, как правило, используются весьма избирательно, охватывая такие вопросы, как изменения в системах голосования, когда избранные в настоящее время должностные лица могут не иметь легитимности или желания осуществлять такие изменения.
По стране
[ редактировать ]С конца XVIII века в мире были организованы сотни национальных референдумов; [ 21 ] было проведено почти 600 национальных голосований в Швейцарии с момента ее провозглашения статуса современного государства в 1848 году . [ 22 ] Италия занимает второе место с 78 национальными референдумами : 72 народными референдумами (51 из которых был предложен Радикальной партией ), 4 конституционными референдумами, одним институциональным референдумом и одним консультативным референдумом . [ 23 ]
По выпуску
[ редактировать ]Референдум о гражданских правах
[ редактировать ]Финансовый референдум
[ редактировать ]Горнодобывающий референдум
[ редактировать ]Референдум о независимости
[ редактировать ]Референдумы, связанные с Европейским Союзом
[ редактировать ]Дизайн и процедура
[ редактировать ]Референдумы с множественным выбором
[ редактировать ]Референдум обычно предлагает избирателям прямой выбор между принятием или отклонением предложения. Однако некоторые референдумы предоставляют избирателям несколько вариантов выбора, а некоторые используют передаваемое голосование. Это также называется преферендумом , когда предоставленный выбор позволяет избирателям взвесить свою поддержку той или иной политики. [ 29 ]
В Швейцарии , например, широко распространены референдумы с несколькими вариантами ответов. в 1957 и 1980 годах были проведены два референдума с несколькими вариантами выбора В Швеции , на которых избирателям было предложено три варианта. был проведен референдум В 1977 году в Австралии по определению нового государственного гимна , на котором у избирателей было четыре варианта выбора. В 1992 году Новая Зеландия провела референдум по пяти вариантам своей избирательной системы. В 1982 году на Гуаме прошел референдум, в котором использовалось шесть вариантов с дополнительным пустым вариантом для желающих (проводить кампанию и) голосовать за свой седьмой вариант.
Референдум с множественным выбором ставит вопрос о том, как определить результат. Они могут быть устроены таким образом, что, если ни один вариант не получит поддержки абсолютного большинства (более половины) голосов, можно будет прибегнуть к двухтуровой системе или мгновенному второму голосованию , которое также называется IRV и PV. .
Ирландии В 2018 году Ассамблея граждан рассмотрела вопрос о проведении будущих референдумов в Ирландии : 76 членов высказались за разрешение более двух вариантов, а 52% высказались за преференциальное голосование в таких случаях. [ 30 ] Другие считают немажоритарную методологию, такую как модифицированный подсчет Борда (MBC), более всеобъемлющей и точной.
Швейцарские референдумы предлагают отдельное голосование по каждому из множества вариантов, а также дополнительное решение о том, какой из множества вариантов следует отдать предпочтение. В случае со Швецией на обоих референдумах «победный» вариант был выбран по системе одномандатного большинства («первый прошедший пост»). Другими словами, победившим считался вариант, поддержанный большинством , а не абсолютным большинством избирателей. На австралийском референдуме 1977 года победитель был выбран с помощью системы преференциального мгновенного второго тура голосования (IRV). Например, опросы в Ньюфаундленде (1949 г.) и Гуаме (1982 г.) подсчитывались по двухтуровой системе , а в опросе в Новой Зеландии 1992 г. использовалась необычная форма TRS.
Хотя в Калифорнии не проводились референдумы с несколькими вариантами ответов в швейцарском или шведском смысле (когда только одно из нескольких контрпредложений может быть победоносным, а проигравшие предложения полностью недействительны), в ней действительно так много ответов «да» или «нет». референдумы в каждый день выборов, когда возникают конфликты. Конституция штата предусматривает метод разрешения конфликтов, когда в один и тот же день принимаются два или более противоречивых предложения. Это де-факто форма голосования за одобрение , т.е. предложение, набравшее наибольшее количество голосов «за», преобладает над остальными в пределах любого конфликта.
Другими системами голосования, которые можно использовать на референдуме с множественным выбором, являются метод Кондорсе и квадратичное голосование (включая квадратичное финансирование ).
Электронный референдум
[ редактировать ]Кворум
[ редактировать ]Кворумы обычно создаются для предотвращения искажения результатов референдума из-за низкой явки или решения мотивированного меньшинства избирателей.
Участие кворума
[ редактировать ]Референдумы могут требовать порога явки (также называемого кворумом участия), чтобы референдум считался юридически действительным. При кворуме участия большинство голосующих должно одобрить референдум, и для утверждения результатов должен проголосовать определенный процент населения.
Использование кворума участия в референдумах является спорным, поскольку было показано, что более высокие требования приводят к снижению явки и участия избирателей. [ нужна ссылка ] При высоком кворуме участия оппозиция референдума заинтересована в том, чтобы воздержаться от голосования вместо участия, чтобы признать результаты референдума недействительными из-за низкой явки. Это форма парадокса неявки . Все остальные, кто не голосует по другим причинам, в том числе те, кто не имеет собственного мнения, фактически также голосуют против референдума.
На референдуме по законам о рождаемости в Италии в 2005 году противники предложенного смягчения законов об исследованиях эмбрионов и разрешении экстракорпорального оплодотворения выступали за то, чтобы люди воздерживались от голосования, чтобы снизить явку. Хотя большинство людей проголосовали за изменения в законе, результаты были признаны недействительными, поскольку участие было низким. [ 7 ]
Споры
[ редактировать ]Важные референдумы часто оспариваются в судах. В спорах перед референдумом истцы часто пытались помешать проведению референдума. В качестве одного из таких вызовов в 2017 году Конституционный суд Испании приостановил Каталонии независимости референдум о . [ 33 ] В спорах после референдума они оспаривают результат. Британские суды отклонили оспаривание результатов референдума по Брекситу после референдума. [ 34 ]
Международные трибуналы традиционно не вмешивались в споры, возникающие на референдуме. В 2021 году Европейский суд по правам человека расширил свою юрисдикцию на референдумы в своем решении Топлак и Мрак против Словении , инициированном двумя с ограниченными возможностями избирателями к избирательным участкам по поводу доступа . [ 35 ]
Критика
[ редактировать ]Критика популистского аспекта
[ редактировать ]В книге «Политическое управление» говорится, что избиратели на референдуме, скорее всего, будут руководствоваться преходящими прихотями, а не тщательным обдумыванием, или что они недостаточно информированы, чтобы принимать решения по сложным или техническим вопросам. [ 36 ] Кроме того, на избирателей могут повлиять пропаганда , сильные личности, запугивание и дорогостоящие рекламные кампании. Джеймс Мэдисон утверждал, что прямая демократия — это « тирания большинства ».
Некоторая оппозиция референдуму возникла из-за его использования такими диктаторами, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини, которые, как утверждается, [ 37 ] использовали плебисцит, чтобы замаскировать репрессивную политику под популизм . Диктаторы также могут использовать референдумы, а также показательные выборы для дальнейшей легитимации своей власти, как, например, Антониу де Оливейра Саласар в 1933 году ; Бенито Муссолини в 1934 году ; Адольф Гитлер в 1934 , 1936 годах ; Франсиско Франко в 1947 году ; Пак Чон Хи в 1972 году ; и Фердинанд Маркос в 1973 году . Утверждается использование Гитлером плебисцитов [ кем? ] как причина того, что после Второй мировой войны не было предусмотрено в Германии проведение референдумов на федеральном уровне.
В последние годы референдумы стратегически использовались правительствами нескольких европейских стран, пытавшимися добиться политических и избирательных целей. [ 38 ]
В 1995 году Джон Брутон считал, что
Все правительства непопулярны. Если бы у них была такая возможность, люди проголосовали бы против них на референдуме. Поэтому избегайте референдумов. Поэтому не поднимайте вопросов, которые требуют этого, например, о больших и маленьких государствах. [ 39 ]
Закрытые вопросы и проблема сепарабельности
[ редактировать ]Некоторые критики референдума критикуют использование закрытых вопросов. Трудность, называемая проблемой разделимости, может мешать референдуму по двум или более вопросам. Если один вопрос фактически или в восприятии связан с другим в бюллетене для голосования, навязанное одновременное голосование по принципу первого предпочтения по каждому вопросу может привести к результату, который не понравится большинству.
Неоправданные ограничения регулярной государственной власти
[ редактировать ]Некоторые комментаторы отметили, что использование инициатив граждан по внесению поправок в конституции настолько привязало правительство к нагромождению народных требований, что оно сделало правительство неработоспособным. В статье в The Economist за 2009 год утверждалось, что это ограничило способность правительства штата Калифорния облагать налогом население и принимать бюджет, и содержался призыв к принятию совершенно новой конституции Калифорнии. [ 40 ]
Аналогичная проблема также возникает, когда избранные правительства накапливают чрезмерные долги. Это может серьезно снизить эффективную разницу для последующих правительств.
Обе эти проблемы можно смягчить сочетанием других мер, таких как
- строгие правила правильного учета бюджетных планов и эффективных государственных расходов;
- обязательная оценка независимым государственным учреждением всех бюджетных последствий всех законодательных предложений до их утверждения;
- обязательная предварительная оценка конституционной последовательности любого предложения;
- запрет внебюджетных расходов (налогоплательщикам рано или поздно все равно придется их финансировать).
Источники
[ редактировать ]- Федеральные власти Швейцарской Конфедерации, статистика (немецкий). Статистическое управление Швейцарии - Явка на голосование
- Туркоан, Овидиу (2015). «Предлагаемая контекстная оценка кворума референдума с использованием нечеткой логики» (PDF) . Журнал прикладных количественных методов . 10 (2): 83–93.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение плебисцита» . Оксфордские словари. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Марчант и Чарльз, Латинский словарь Касселла, 1928, стр. 469.
- ^ Герундив - это отглагольное прилагательное (Краткий латинский учебник Кеннеди, издание 1962 года, стр. 91).
- ^ Герундий - это инфинитив ( referre ). отглагольное существительное (Краткий латинский учебник Кеннеди, издание 1962 года, стр. 91), но не имеет именительного падежа, для которого этой цели служит
- ^ Референдум Оксфордского словаря английского языка
- ^ герундий - это отглагольное существительное (Краткий латинский учебник Кеннеди, издание инфинитив ( referre 1962 года, стр. 91), но не имеет именительного падежа, для которого этой цели служит ). В нем есть только винительный, родительный, дательный и аблятивный падежи (Kennedy's Shorter Latin Primer, издание 1962 года, стр. 91-2).
- ^ Jump up to: а б т.е. Proposita quae Referenda sunt popolo , «Предложения, которые необходимо донести до народа».
- ^ Jump up to: а б Грин, Энтони (12 августа 2015 г.). «Плебисцит или референдум – в чем разница» . Азбука. Архивировано из оригинала 13 августа 2015 года . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ «РЕФЕРЕНДУМ» . Вечерние новости . № 9452. Новый Южный Уэльс, Австралия. 21 сентября 1897 г. с. 4 . Проверено 26 августа 2020 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Правительство путем плебисцита» . Рекламодатель газеты Sydney Mail и Нового Южного Уэльса . Том. LXV, нет. 1960. Новый Южный Уэльс, Австралия. 29 января 1898 г. с. 217 . Проверено 26 августа 2020 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Плебисцит или референдум» . Бендиго Индепендент . № 12, 464. Виктория, Австралия. 3 декабря 1910 г. с. 4 . Проверено 26 августа 2020 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Барбер, Бенджамин Р.. Смерть общинной свободы: история свободы в швейцарском горном кантоне . Издательство Принстонского университета, 1974, с. 179.
- ^ Винсент, Дж.М. Правительство штата и федеральное правительство Швейцарии , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2009 г., стр. 122
- ^ Силагадзе, Нанули; Гергина, Сергей (январь 2020 г.). «Политика референдума в разных политических системах» . Политический ежеквартальный журнал . 91 (1): 182–191. дои : 10.1111/1467-923x.12790 . ISSN 0032-3179 . S2CID 213618720 .
- ^ де Врез, Клаас Х. (2007). «Контекст, элиты, СМИ и общественное мнение на референдумах: когда кампании действительно имеют значение» . Динамика кампаний референдума: международный взгляд . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 2–3. ISBN 9780230591189 .
- ^ Сердулт, Уве; Велп, Янина (2012). «Прямая демократия вверх тормашками» (PDF) . Тайваньский журнал демократии . 8 (1): 69–92. дои : 10.5167/уж-98412 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Прямая демократия во всем мире» . Исследовательские ворота . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «Планирование и политические вопросы референдумов —» . aceproject.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ «Предложения по облигациям штата (Калифорния)» . Баллотпедия . Архивировано из оригинала 22 декабря 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Гетшель, Лоран; Бернат, Магдалена; Шварц, Дэниел (2004). Внешняя политика Швейцарии: основы и возможности . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-34812-6 .
- ^ (на французском языке) Бруно С. Фрей и Клаудия Фрей Марти, Счастье. Экономический подход , Presses Polytechniques et Universitaire Romandes , 2013 (( ISBN 978-2-88915-010-6 ).
- ^ Дык-Куанг Нгуен (17 июня 2015 г.). «Как прямая демократия выросла за десятилетия» . Берн, Швейцария: swissinfo.ch — филиал Швейцарской радиовещательной корпорации SRG SSR. Архивировано из оригинала 6 августа 2016 г. Проверено 28 января 2016 г.
- ^ «Отдел внутренних и территориальных дел» . Архивировано из оригинала 26 октября 2017 г. Проверено 13 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Вагнер, Лукреция (2019). «Предложение китайских инвестиций на территории Мапуче: сопротивление добыче металлов в Лонкопуэ» . Исследования Атакаменьоса (на испанском языке). 63 . doi : 10.22199/issn.0718-1043-2019-0028 .
- ^ Урдинес, Мария Виктория (2007). Механизмы участия и контроля граждан: «Плебисцит в Эскеле. IV конференция молодых учёных. Научно-исследовательский институт Джино Германи, факультет социальных наук, Университет Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес
- ^ Jump up to: а б «Избиратели поддерживают запрет на добычу полезных ископаемых в эквадорском городе Куэнка: мэр» . Рейтер (на испанском языке). 08 февраля 2021 г. Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Кастро, Маюри (27 октября 2020 г.). «Суд разрешил провести референдум по добыче полезных ископаемых в Эквадорских Андах» . Монгабай . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ «По данным CNE, в Куэнке 80,9% поддерживают прекращение горнодобывающей деятельности» . Примициас (на испанском языке). 8 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Рейбрук, Дэвид Ван (16 марта 2023 г.). «Недостающее звено демократии: «преферендум» — метод, позволяющий гражданам оценивать и ранжировать политические идеи, — превратит озабоченность граждан в действия правительства» . Ноэма . Архивировано из оригинала 06.11.2023 . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Порядок проведения референдумов» . Гражданское собрание. Архивировано из оригинала 23 марта 2018 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Мусял-Карг, Магдалена (2012). «Является ли электронное голосование панацеей от низкой явки на выборах?: Примеры электронных выборов в Эстонии и электронных референдумов в Швейцарии» (PDF) . Польская политология . 41 .
- ^ «Электронная платформа референдума» . Далекая Радуга . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Испания Каталония: Суд блокирует референдум о независимости» . Новости Би-би-си . 08.09.2017. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Высокий суд отклонил ходатайство о признании результатов референдума по Брекситу недействительными» . Независимый . 2018-12-10. Архивировано из оригинала 21 ноября 2021 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Постановление ЕСПЧ «имеет общеевропейские последствия» в отношении инвалидности» . www.lawsociety.ie . Архивировано из оригинала 09.11.2021 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Политическое управление: Политическая теория . Издательство Гян. 2005. ISBN 9788182053175 . Архивировано из оригинала 06.11.2023 . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Квортруп, Мэтт (2013). Прямая демократия: сравнительное исследование теории и практики народного правления . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-8206-1 .
- ^ Соттилотта, Сесилия Эмма (2017). «Стратегическое использование референдумов, спонсируемых правительством, в современной Европе: проблемы и последствия» . Журнал современных европейских исследований . 13 (4): 1361–1376. дои : 10.30950/jcer.v13i4.836 . S2CID 158825358 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2017 г. Проверено 16 декабря 2017 г.
- ^ Боукотт, Оуэн; Дэвис, Кэролайн (31 декабря 2019 г.). «Референдумы – плохая идея, – заявил ирландский лидер ЕС в 1995 году» . Хранитель . Архивировано из оригинала 31 декабря 2019 г. Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «Калифорния: неуправляемое государство» . Экономист . Лондон . 16–22 мая 2009 г., стр. 33–36. Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смит, Джули (ред.). 2021. Справочник Пэлгрейва по европейским референдумам . Пэлгрейв.
- Квортруп, Мэтт; О'Лири, Брендан; Уинтроб, Рональд (2018). «Объяснение парадокса плебисцитов». Правительство и оппозиция . 55 (2): 1–18. дои : 10.1017/gov.2018.16 . S2CID 149756080 .
- Топалов, Любомир (2017). «Элитная стратегия или популистское оружие?» . Журнал демократии . 28 (3): 127–140. дои : 10.1353/jod.2017.0051 . S2CID 157760485 .
- Квортруп, Мэтт (2017). «Демистификация прямой демократии» . Журнал демократии . 28 (3): 141–152. дои : 10.1353/jod.2017.0052 . S2CID 157819009 .
- Морель, Л. (2011). «Референдум». В: Б. Бади, Д. Берг-Шлоссер и Л. Морлино (редакторы), Международная энциклопедия политической науки. Таузенд-Оукс: SAGE: 2226–2230.