Разум обезьяны
«Разум обезьяны» — книга Дэвида Премака и его жены Энн Джеймс Премак, вышедшая в 1983 году. Авторы утверждают, что возможно научить языку (нечеловекообразных) человекообразных обезьян . Они пишут: «Теперь мы знаем, что тот, кто понимает речь, должен знать язык, даже если он или она не может его воспроизводить». [1]
Авторы
[ редактировать ]Дэвид Премак , почетный профессор психологии Пенсильванского университета, и Энн Джеймс Премак, научный писатель, начали преподавать язык обезьянам в 1964 году. Премак начал свою работу в Йерксовых лабораториях биологии приматов в Орандж-Парке, Флорида , по программе в Университете Флориды , продолжил его в Университете Миссури , затем в Калифорнийском университете Санта-Барбары и Пенсильванском университете .
Обезьяны
[ редактировать ]Субъекты программы, девять шимпанзе , были выращены в лабораторной среде, специально предназначенной для стимуляции их интеллекта, поскольку животные, выращенные в противном случае, не могут развиваться. Это отличалось от традиционной психологической лаборатории, где животные содержатся в клетках и остаются в одиночестве. Сара , 1959 года рождения, продемонстрировала использование изобретенного языка. Гасси не смог выучить ни одного слова . Элизабет и Пион прошли обучение этому языку. Уолнат, прибывший поздно, тоже обучался языку, но не смог выучить ни одного слова. Джесси, Сэди, Берт и Луви, контрольная группа 1975 года, не обучались языку, но демонстрировали указание.
Язык, подходящий для обезьяны
[ редактировать ]Язык, разработанный Премаком для обезьяны, не был вербальным; Программа Премака по шимпанзе отличалась от отдельной исследовательской программы, в которой других шимпанзе воспитывали в человеческой семье параллельно с человеческими младенцами и обучали словам. [2] В конце концов шимпанзе, возможно, доберутся до списка слов двухлетнего человека, но не дальше. В конце концов Вики научили произносить четыре слова. [2] Эксперименты с этими шимпанзе не продемонстрировали наличие способностей, продемонстрированных Сарой и обсуждаемых ниже, например, в ее владении языком. В других экспериментах других шимпанзе обучали американскому языку жестов (ASL), особенно Уошо . [3] [4] Уошо мог использовать 68 жестов после трех лет обучения, в конечном итоге дойдя до 150 жестов. Однако Ним , [5] Обученный ASL, было обнаружено, что он не демонстрирует никаких грамматических форм, его лингвистические произведения представляют собой наборы жестов в произвольном порядке. Коко [6] и Чантек [7] также прошли обучение ASL. См. также Канзи из 400 слов словарь спонтанных постановок по состоянию на 2005 год.
Языковые токены
[ редактировать ]Язык . состоял из серии цветных пластиковых жетонов, которыми шимпанзе могли манипулировать и прикреплять к магнитной доске Каждый жетон обозначал слово, которое никогда не произносилось в присутствии шимпанзе. Сара начала свое языковое обучение в 1967 году в возрасте пяти лет, начиная с обмена едой, чтобы установить социальный обмен с инструктором. Премаки отмечают, что шимпанзе давали пищу неохотно и неохотно, предпочитая получать пищу. В серии экспериментов Премак смог научить Сару, Элизабет и Пион анализировать предложения:
- Прикосновение к носу пиона
что может привести к тому, что Пион коснется носа дрессировщика.Жетоны не походили на предметы; яблоко символизировал жетон синего треугольника. Шимпанзе Элизабет будет символизировать украшенный жетон E , копия которого будет свисать с ожерелья на ее шее. Дрессировщик также должен был носить соответствующий жетон, как и другие исследователи, которых шимпанзе должен был назвать при формировании целевого предложения . Саре, Элизабет и Пиону потребовались сотни попыток, чтобы впервые сформировать связь между жетонами и объектами. В частности, Сара обучалась манипуляциям с токенами в течение 18 месяцев. Сара смогла выучить повелительные предложения с помощью грамматики,
- Сара берет хлеб с джемом
в которых тренер разрешил ей взять хлеб и варенье, а также отрицательные предложения
- Никакого медового крекера от Сары.
в котором тренер удерживал ее от крекера и меда, что научило Сару подавлять свой импульс взять отрицаемый предмет. В частности, существительное должно было стоять в начале, а глагол – в конце постановки, иначе тренер не отреагировал бы на неграмматическое предложение Сары. После сотен попыток Сара смогла достоверно воспроизвести грамматическую форму.
- Мэри дает яблоко Саре
Список токенов
[ редактировать ]
|
|
|
|
Вопросы
[ редактировать ]Сара также могла отвечать на вопросы в виде вопросительного знака «?» на который она могла бы ответить, выбрав разрешающий жетон. Однако Сара никогда не могла задавать вопросы, манипулируя знаком «?». жетон. Вопрос «Какого цвета яблоко?»
- "?" цвет яблока (синий треугольник)
ответят жетоном «красный» (серый изогнутый жетон).
Новые символы
[ редактировать ]Премак смог продемонстрировать, что Сара может понять, как декодировать поток символов после обучения. Сначала ей нужно было узнать имя токена-of , а затем узнать, что некоторые новые, но реальные объекты имеют имя- fig token1 и crackerjack token2 .
Она узнала
- Настоящее имя инжира - токен1
и
- Настоящее имя взломщика — токен взломщика2 .
Она прошла испытания с
- рис token1 "?" Настоящий крекерджек
на что она правильно ответила
- fig token1 Не имя настоящего взломщика
Наконец, когда тренер положил на стол спелый инжир и жетоны: фикус, жетон1 , жетон крекера2 , дай, Мэри, Сара, апельсин, банан, Сара произнесла новое предложение.
- Мэри, дай жетон инжира1 Сара
и когда тренер положил на стол крекер, Сара произнесла новое предложение.
- Мэри дает жетон 2 Саре
Другие концепции
[ редактировать ]Сара, Пион и Элизабет смогли ответить на аналогии, сформулировать их и выразить суждения. В этих испытаниях задачи формулировались с помощью видеозаписей ситуаций с участием актера, как дружественного, так и недружественного. Не имея никакой подготовки и наблюдая только за лабораторией, Сара смогла выбрать ответы, требующие суждения, основываясь на своем опыте работы в лаборатории, например, на том факте, что для решения некоторых задач нужно было подключить световой шнур. Сара смогла выбрать предложенные решения для разрешения ситуаций.
Сара была наиболее точна в суждениях о сходстве, менее точна в суждениях о сходстве и наименее точна в суждениях о различиях. Затем человеческих детей тестировали по тем же протоколам, используя речь. Маленькие дети прошли тесты на число, но провалились на тестах по сохранению жидкости и твердого вещества. Дети пяти-шести лет проходили тесты на сохранение жидкости и твердого тела, что предполагает аналогичный процесс познания измерения сохранения жидкости и твердого тела между обезьяной и человеком.
Условное утверждение
[ редактировать ]Сара смогла проанализировать следующее предложение так, чтобы получить максимальную награду:
- Сара возьмет банан, если-то Мэри не даст шоколада
- (Саре преподносят порцию яблока и банана как часть заявления)
В этом предложении, если Сара возьмет яблоко, то Мэри, дрессировщик, даст ей шоколад, но если Сара возьмет банан, Мэри не даст ей шоколад.
Указывая
[ редактировать ]Шимпанзе не указывают пальцем за пределы психологической лаборатории спонтанно. Шимпанзе из контрольной группы, не обученные этому языку, могли указывать пальцем на дрессировщиков.
Отображения и другие представления
[ редактировать ]Шимпанзе из лаборатории Премака, прошедшие обучение, не могли ориентироваться по карте, если только карта не представляла собой точную копию ситуации миссии.
Спонтанные постановки
[ редактировать ]Не все особи данного вида обладают одинаковыми способностями к спонтанному общению. Уошо, [3] [4] спонтанно подписался, в отличие от Нима. [5] Однако Канзи , [8] в возрасте 30 месяцев продемонстрировали спонтанное выполнение жестов и нажатий на клавиатуру, чтобы спросить о желаемых предметах или событиях, а также назвать предметы в ответ на вопросы тренера. Канзи не был обучен коммуникациям. Судя по всему, он научился этому, играя в тренировочной комнате, пока его приемная мать Матата обучалась использованию жестов и нажатий на клавиатуру (« Лексиграммы »). [9] Спонтанные постановки Канзи происходили в отсутствие Мататы. Канзи мог произнести 400 слов и распознать 500.
Естественные жесты
[ редактировать ]Премаки отмечают, что шимпанзе используют некоторые жесты друг с другом, которые дрессировщики используют для общения как с обученными языку шимпанзе, так и с контрольными шимпанзе.
- Просьбы о еде
- рука сложена ладонью вверх, чтобы шимпанзе мог положить в нее еду.
- вытянутые губы в мольбе
- Умиротворение
- Один шимпанзе, дрожа, обнимал Премака в начале его карьеры, как бы желая задобрить его в момент проявления возмущения.
- Уход
- Еда
- Приветствие
Другие личные качества
[ редактировать ]Премаки заявили, что у шимпанзе есть определенные черты, например, любимые дрессировщики, и что некоторые шимпанзе, такие как Гасси, кажутся более пугливыми, чем другие. Как отмечалось ранее, Премаки заметили, что Джесси оказалась самой умной из девяти шимпанзе. Например, она без колебаний разоблачила исследователя в маске, на что никто из других шимпанзе не пытался. Очевидно, что Премаки пытались обеспечить шимпанзе гуманную, благоприятную среду. [10]
Воклер отмечает, что шимпанзе расстраиваются из-за отсутствия любимого компаньона. [11]
См. также
[ редактировать ]- Познание приматов
- Томас Нагель (основополагающая статья «Каково быть летучей мышью?»)
- Познание животных
- Алекс (попугай) , пока единственное животное, не являющееся человеком, когда-либо задавшее экзистенциальный вопрос.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Премак, Дэвид и Премак, Энн Джеймс. Разум обезьяны , с. 13. ISBN 0-393-01581-5 .
- ^ Jump up to: а б Хейс 1951 год
- ^ Jump up to: а б Гарднер и Гарднер 1969 , стр. 664–672.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Гарднер и Ван Кантфорт, 1989 г.
- ^ Jump up to: а б Терраса 1979 г.
- ^ Паттерсон и Линден, 1981 г.
- ^ Майлз 1990 , стр. 511–539.
- ^ Сэвидж-Рамбо, Рамбо и Макдональд 1985 , стр. 653–665.
- ^ Сэвидж-Рамбо и др. 1986 , стр. 211–235
- ^ Томас Себеок; Жан Умикер-Себеок (2013) Говоря об обезьянах: критическая антология двустороннего общения с человеком, стр.5
- ^ Воклер 1996 , с. 76
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- встроенные цитаты:
- Келлог, Западная Нью-Йорк; Келлог, Луизиана (1933), Обезьяна и ребенок: исследование влияния окружающей среды на раннее поведение , Нью-Йорк: McGraw-Hill.
- Хейс, Кэтрин (1951), Обезьяна в нашем доме , Нью-Йорк: Харпер
- Хейс, КЛ; Ниссен, CH (1971), «Высшие психические функции шимпанзе, выращенного в домашних условиях», в Шрире, AM; Стольниц, Ф. (ред.), Поведение нечеловеческих приматов , Нью-Йорк: Academic Press, стр. 60–114.
- Премаки перечисляют свои выборки, которые они тогда считали лучшими справочниками по этологии шимпанзе в дикой природе:
- Гудолл, Джейн (1971), В тени человека
- Рейнольдс, В.; Рейнольдс, Ф. (1965), Шимпанзе леса Бубонго , Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Плоой, FX (1978), «Некоторые основные черты языка диких шимпанзе?», в Локке, А. (редактор), « Действие, жест и символ» , Нью-Йорк: Academic Press.
- Нисида, Т. (1968), «Социальная группа диких шимпанзе в горах Махали», Primates , 9 (3): 167–224, doi : 10.1007/bf01730971 , hdl : 2433/213162
- Помимо цитирования Премака, Воклер цитирует и другие ссылки:
- Воклер, Жак (1996), Познание животных: введение в современную сравнительную психологию , ISBN 978-0-674-03703-8 :
- Гарднер, РА; Гарднер, Б.Т. (1969), «Обучение шимпанзе языку жестов», Science , 165 (3894): 664–672, CiteSeerX 10.1.1.384.4164 , doi : 10.1126/science.165.3894.664 , PMID 5793972
- Гарднер, РА; Гарднер, Британская Колумбия; Ван Кантфорт, TE (1989), Обучение шимпанзе языку жестов , Олбани: SUNY Press
- Паттерсон, ФГ; Линден, Э. (1981), Образование Коко , Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Майлз, Х.Л. (1990), «Когнитивные основы для ориентиров у жестового орангутанга», у Паркера, Северная Каролина; Гибсон, К.Р. (ред.), «Язык» и интеллект у обезьян и человекообразных обезьян: сравнительные перспективы развития , Cambridge Univ. Пресс, стр. 511–539.
- Сэвидж-Рамбо, ES; Рамбо, DM; Макдональд, К. (1985), «Изучение языка у двух видов обезьян», Neuroscience and Biobehavioral Reviews , 9 (4): 653–665, doi : 10.1016/0149-7634(85)90012-0 , PMID 4080283
- Сэвидж-Рамбо, ES; Макдональд, К.; Шевчик, РА; Хопкинс, штат Вашингтон; Хопкинс, Э. Руперт (1986), «Спонтанное приобретение символов и коммуникативное использование карликовых шимпанзе (Pan paniscus) », Журнал экспериментальной психологии: General , 115 (3): 211–235, CiteSeerX 10.1.1.140.2493 , doi : 10.1037/0096-3445.115.3.211 , PMID 2428917
- Шустерман, Р.Дж.; Гизинер, Р., «Искусственное понимание языка у дельфинов и морских львов: основные когнитивные навыки», The Psychoological Record , vol. 38, стр. 311–348.
- Террас, HS (1979), Ним: Шимпанзе, выучивший язык жестов , Нью-Йорк: Кнопф .
- Воклер, Жак (1996), Познание животных: введение в современную сравнительную психологию , ISBN 978-0-674-03703-8 :