Jump to content

Зуни люди

Зуни
А: шиви
Девушка Зуни с кувшином, 1903 год.
Общая численность населения
19 228 зарегистрированных участников [ нужна ссылка ] (2015)
Регионы со значительной численностью населения
США ( Нью-Мексико )
Языки
Зуни , английский , испанский
Родственные этнические группы
Пуэбло люди
Карта исторического распространения зуни (светло-зеленый) и нынешних земель зуни (темно-зеленый)

Зуни , ( Zuni : A:shiwi ; ранее писалось как Zuñi ) — индейский народ пуэбло обитающий в долине реки Зуни . Сегодня народ зуни признан на федеральном уровне как племя зуни из резервации зуни, штат Нью-Мексико , и большинство из них живут в пуэбло зуни на реке Зуни, притоке реки Литл-Колорадо , на западе Нью-Мексико , США . Пуэбло Зуни находится в 55 км (34 миль) к югу от Гэллапа, штат Нью-Мексико . [1] Племя Зуни жило в многоэтажных глинобитных домах. Помимо резервации, племя владеет подопечными землями в округе Катрон, штат Нью-Мексико , и округе Апачи, штат Аризона . [2] Зуни называют свою родину Халона Идивана или Срединное место. [3] слово Зуни Считается, что на языке западного Кереса ( Акома происходит от слова sɨ̂‧ni ) или его родственного слова.

Археология предполагает, что зуни занимались земледелием на этой территории в течение 3000–4000 лет. Сейчас считается, что предки зуни населяли долину реки Зуни с последнего тысячелетия до нашей эры, когда они начали использовать ирригацию для выращивания кукурузы , по крайней мере, на участках размером с домашнее хозяйство. [4] [5]

Соленое озеро Зуни, Нью-Мексико, где зуни собирали соль на протяжении веков.

Культура зуни связана с культурами моголлонов и предков пуэбло , которые жили в пустынях Нью-Мексико, Аризоны , Юты и южного Колорадо на протяжении более двух тысячелетий. Белый Курган был одним из таких поселений с ямными домами, фермерскими хозяйствами и складскими помещениями, построенным около 700 г. н.э. , за ним следовала деревня Киатутланна около 800 г. н.э. и Аллантаун около 1000 г. н.э. Эти деревни Моголлонов включали кивы . Точно так же предки зуни контактировали с предками пуэблоанцев в каньоне Чако около 1100 года. Поселение зуни, называемое Деревней Великих Кивас, было построено около 1100 года и включало девять кив. Однако регион Зуни, вероятно, был малонаселен небольшими сельскохозяйственными поселениями до XII века, когда население и размер поселений начали увеличиваться. Большие деревни Хешот Ула, Бетатакин и Киет Сиэль были основаны к 1275 году. К 13 веку деревни были построены на вершинах гор, в том числе Ацинна на Скале Надписи. В 14 веке зуни населяли дюжину пуэбло, содержащих от 180 до 1400 комнат, в то время как анасази покидали более крупные поселения в пользу меньших или основывали новые вдоль реки Рио-Гранде. Зуни действительно переместились из восточной части своей территории на западную и построили шесть новых деревень: Халона, Хавику, Киакима, Мацаки, Квакина и Кечипаун. [7] Халона располагалась в 97 км к северу от Соленого озера Зуни, и зуни торговали солью, кукурузой и бирюзой . Низа утверждал, что Хавикух был одним из семи городов Сиболы , легендарной богатой империи 16 века. [8] [9] [10]

В 1539 году мавританский раб Эстеванико возглавил передовой отряд брата Маркоса де Нисы испанской экспедиции . Спонсором выступил Антонио де Мендоса , который хотел, чтобы Низа «объяснила туземцам, что на небесах есть только один Бог и Император на земле, который правит и управляет им, подданными которого они все должны стать и которому они должны служить». Сообщается, что зуни убили Эстеванико как шпиона или за то, что он был «жадным, прожорливым и смелым». [9] Это был первый контакт Испании с народом пуэбло. [11] Экспедиция Франсиско Васкеса де Коронадо последовала за заявлением Низы о семи городах Сиболы. При поддержке Мендосы Коронадо возглавил 230 конных солдат, 70 пеших солдат, нескольких францисканских священников и мексиканских туземцев. Испанцы встретили 600 воинов-зуни возле Хавику в июле 1540 года, причинив несколько жертв и захватив деревню. Коронадо продолжил путь до Рио-Гранде, но несколько священников и солдат остались там еще на два года. Экспедиция Чамускадо и Родригеса последовала в 1581 году, а экспедиция Антонио де Эспехо - в 1583 году. Хуан де Оньяте посетил территорию Зуни в 1598 и 1604 годах в поисках медных рудников, но безуспешно. Франсиско Мануэль де Силва Ньето основал миссию в Хавику в 1629 году с двумя францисканскими священниками. В 1632 году они завершили строительство церковного комплекса и основали вторую миссию в Халоне. Вскоре после этого зуни уничтожили миссии, убив двух священников, а затем отступили в Дова Яланне , где оставались в течение следующих трёх лет. В 1643 году испанцы построили еще одну миссию в Халоне. [9] [10] : 56–59 

До восстания пуэбло 1680 года зуни жили в шести деревнях. После восстания, до 1692 года, они укрылись на защищаемой позиции на вершине Дова Яланне , крутой горной горы в 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от нынешнего Пуэбло Зуни; Дова означает «кукуруза», а Яланне означает «гора». После установления мира и возвращения испанцев зуни переселились на свое нынешнее место, вернувшись на вершину горы лишь ненадолго в 1703 году. [12] К концу 17 века из шести первоначальных деревень только Халона все еще была заселена. Тем не менее, вокруг Халоны были заселены деревни-спутники, в том числе Нутрия, Охо Кальенте и Пескадо. [10] : 67–69, 73–78 

Из трех миссий Зуни только церковь в Халоне была восстановлена ​​после завоевания. По словам Нэнси Бонвиллейн , «действительно, к концу восемнадцатого века испанские власти оставили надежду на доминирование над зуни и другими западными индейцами пуэбло, и в 1799 году было зарегистрировано только семь испанцев, живущих среди зуни». В 1821 году францисканцы прекратили свою миссионерскую деятельность. [10] : 71–74 

В 1848 году подполковник армии США Хендерсон П. Боякин подписал договор с лидерами зуни и навахо, в котором говорилось, что зуни «должны быть защищены при полном управлении всеми своими правами частной собственности и религии... [властями] гражданские и военные, Нью-Мексико и Соединенных Штатов». Наблюдая за зуни в 1850-х годах, Балдуин Мёлльхаузен отметил: «Во всех направлениях поля пшеницы и кукурузы, а также тыквы и дыни свидетельствовали об их трудолюбии». [10] : 81, 83 

Резервация Зуни была создана федеральным правительством США в 1877 году и расширена вторым указом президента в 1883 году. [10] : 86–88 

Фрэнк Гамильтон Кушинг , антрополог, связанный со Смитсоновским институтом , жил среди зуни с 1879 по 1884 год. Он был одним из первых неместных наблюдателей и этнологов на зуни. В 1979 году сообщалось, что некоторые члены пуэбло считают, что он незаконно задокументировал образ жизни зуни, используя его, фотографируя и раскрывая священные традиции и церемонии. [13]

В начале 2000-х годов зуни выступали против разработки угольной шахты возле Соленого озера Зуни , места, священного для зуни и находящегося под контролем зуни. [14] Шахта должна была добывать воду из водоносного горизонта под озером, а также предполагала строительство между озером и Зуни. От этого плана отказались в 2003 году после нескольких судебных исков. [15] [10] : 117–119 

Культура

[ редактировать ]
Ше-ве-на (Зуни Пуэбло). Кукла Качина (Паиятему) , конец 19 века. Бруклинский музей

Зуни традиционно говорят на языке зуни , изолированном языке , который не имеет известного отношения к какому-либо другому языку коренных американцев. Лингвисты полагают, что зуни сохраняли целостность своего языка на протяжении 6-7 тысяч лет. [17] Однако у зуни есть некоторые общие слова из Кересана , Хопи и Пима , относящиеся к религии. Зуни продолжают исповедовать свою традиционную религию с ее регулярными церемониями и танцами, а также независимую и уникальную систему верований. [ нужна ссылка ]

Зуни были и остаются традиционным народом, который занимается орошаемым земледелием и животноводством. Постепенно зуни стали меньше заниматься сельским хозяйством и обратились к овец и крупного рогатого скота выпасу как средству экономического развития. Их успех в качестве агроэкономики пустыни обусловлен тщательным управлением и сохранением ресурсов, а также сложной системой поддержки сообщества. Многие современные зуни также полагаются на продажу традиционных произведений искусства и ремесел . Некоторые зуни до сих пор живут в пуэбло в старом стиле, а другие живут в современных домах. Их расположение относительно изолировано, но они приветствуют уважительных туристов. [ нужна ссылка ] .

Ярмарка племени зуни и родео проводятся в третьи выходные августа. Зуни также участвуют в межплеменном церемониале Гэллапа, который обычно проводится в начале или середине августа. Музей и центр наследия А:шиви А:ван — это музей племени, в котором представлена ​​история, культура и искусство зуни. [ нужна ссылка ]

Этноботаника

[ редактировать ]

Зуни используют в своей культуре многие местные растения. Подробный список см. в основной статье « Этноботаника Зуни ». Зуни накопили знания о местных растениях, которые используются в медицинской практике и религиозных обрядах. [18]

Керамика

[ редактировать ]
Кувшин с водой, 1825–1850 гг., Бруклинский музей.
Зуни олла , конец 19 – начало 20 века, высота 12,5 дюймов, Бруклинский музей.

Традиционно женщины зуни изготавливали глиняную посуду для хранения еды и воды. Для рисунков они использовали символы своих кланов. Глину для гончарных изделий добывают из местных источников. благодарят Мать-Землю ( Авиделин Цитда Перед его извлечением женщины согласно ритуалу ). Глину измельчают, просеивают, смешивают с водой, скатывают в рулон, придают ей форму сосуда или другой конструкции и очищают скребком. На поверхность наносится тонкий слой более мелкой глины, называемый шликером, для придания дополнительной гладкости и цвета. После высыхания сосуд полируется камнем. Она расписана домашними органическими красками с помощью традиционной кисти из юкки . Форма и нарисованные изображения зависят от назначения керамики. Для обжига керамики зуни использовали навоз животных в традиционных печах . Сегодня гончары Зуни могут использовать электрические печи. Хотя обжиг обычно был общественным предприятием, молчание или общение тихим голосом считались необходимыми для сохранения первоначального «голоса» «существа» глины и цели конечного продукта. [19] [20] Продажа керамики и традиционных предметов искусства сегодня является основным источником дохода для многих людей зуни. [21] Ремесленник может быть единственной финансовой поддержкой для своих ближайших родственников, а также для других. Многие женщины изготавливают глиняную посуду или, реже, одежду или корзины. [22] Коричневый, черный и красный орнамент можно найти на традиционных горшках зуни, которые сначала покрываются белым налетом. Распространенными мотивами являются спиральные свитки, окаймленные треугольниками, оленями, а также лягушками, стрекозами и другими символами, связанными с дождем и водой. Помимо горшков, Zuni производит фигурки сов, которые перед обжигом покрываются белым налетом и раскрашиваются черными и красными мотивами. [23]

Резьба и серебряное дело

[ редактировать ]

Зуни также изготавливают фетиши и ожерелья для ритуалов и торговли, а в последнее время и для продажи коллекционерам.

Зуни известны своей прекрасной гранильной работой. Ювелиры Zuni украшают серебро бирюзой ручной огранки и другими камнями. [24] Сегодня изготовление ювелирных изделий как вид искусства среди зуни процветает. Многие зуни стали мастерами-резчиками по камню. Используемые методы включают мозаику и инкрустацию каналов для создания замысловатых узоров и уникальных узоров.

Двумя специальностями ювелиров Zuni являются острие иглы и острие пети . При изготовлении острия небольшие камни слегка овальной формы с заостренными концами устанавливаются в серебряные безели, близко друг к другу и рядом, образуя узор. Эта техника обычно используется с бирюзой , иногда с кораллом , а иногда и с другими камнями при создании ожерелий, браслетов, серег и колец. Пети-пойнт изготавливается так же, как игольный, за исключением того, что один конец каждого камня заострен, а другой закруглен. [ нужна ссылка ]

Религия занимает центральное место в жизни зуни. Их традиционные религиозные верования сосредоточены на трех самых могущественных из их божеств : Матери-Земле, Отце-Солнце и Матери, Дающей Лунный Свет. Религия основана на катсине , и церемонии происходят во время зимнего солнцестояния , лета, сбора урожая и снова зимой. [10] : 14–15, 25–40 

Священство включает в себя трех священников (север, верхний и нижний), а Пеквин (вышеуказанный священник) определяет религиозный календарь. С каждой из шести кив связано религиозное общество, и каждый мальчик посвящается в одно из этих обществ. [25]

Шалако — это серия церемониальных танцев, которые проходят всю ночь. [26] или около него в день зимнего солнцестояния . Они закрыты для инородцев, если только нет личного приглашения от члена племени. Церемония также благословляет дома, построенные в течение года. Благословение принимает форму пения, которое сопровождают шесть танцоров, одетых в наряды Шалако. [27] Эти наряды могут достигать восьми футов в высоту; танцоры в них олицетворяют «курьеров божеств дождя, пришедших благословить новые дома». [28] [29] [30] Танцоры всю ночь переходят из дома в дом; на рассвете Сайаташа совершает последнюю молитву, и церемония завершается. [30]

[ редактировать ]

В романе «О дивный новый мир » уроженец Зуни по имени Джон сталкивается с сексуальными реалиями Нового штата и с тем, чем они отличаются от его собственной культуры.

Известные люди зуни

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Племя Зуни: факты, одежда, еда и история ***» . www.warpaths2peacepipes.com . Проверено 20 ноября 2018 г.
  2. ^ «Добро пожаловать» , Пуэбло Зуни (получено 13 февраля 2011 г.)
  3. ^ «Опыт Зуни» . www.zunitourism.com . Проверено 8 ноября 2017 г.
  4. ^ Происхождение зуни: к новому синтезу юго-западной археологии , The University of Arizona Press (2009), ISBN   978-0816528936 под редакцией Дэвида А. Грегори и Дэвида Р. Уилкокса, стр. 119
  5. ^ Дамп, Джонатан Э. (2008). «Экономическое происхождение Зуни» (PDF) . Археология Юго-Запада . 22 (2): 8. Архивировано (PDF) из оригинала 12 сентября 2014 г .; см. также Дамп, Джонатан Э. (2010). «Новое сельское хозяйство Зуни: экономические стратегии и истоки Зуни». У Грегори, Дэвид А.; Уилкокс, Дэвид Р. (ред.). Происхождение Зуни: к новому синтезу юго-западной археологии . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 118–132. ISBN  978-0-8165-2893-6 .
  6. ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. стр. 10, 104. ISBN.  978-0-7864-5169-2 .
  7. ^ Также Кечипауан или Кечипауэн . [6]
  8. ^ Кинтиг, Кейт (2008). «Схемы поселений зуни: 950–1680 гг. Н.э.» (PDF) . Археология Юго-Запада . 22 (2): 15–16. Архивировано (PDF) оригинала 12 сентября 2014 г .; см. также Кинтиг, Кейт (2010). «Позднедоисторические и позднедоисторические системы расселения в районе Зуни». У Грегори, Дэвид А.; Уилкокс, Дэвид Р. (ред.). Происхождение Зуни: к новому синтезу юго-западной археологии . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны . стр. 361–376. ISBN  978-0-8165-2893-6 .
  9. ^ Jump up to: а б с Прицкер 109
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бонвиллен, Нэнси (2011). Зуни . Нью-Йорк: Дом Челси. стр. 18–23, 56–57. ISBN  9781604137996 .
  11. ^ Дэвид Робертс, Восстание пуэбло , 56 (Саймон и Шустер, 2004). ASIN   B000MC1CHQ . Репринт, 2005, ISBN   0-7432-5517-8
  12. ^ Флинт, Ричард и Ширли Кушинг Флинт «Дова Яланн, или Кукурузная гора» . Архивировано 14 июля 2012 г. в archive.today Управлением государственного историка Нью-Мексико. 21 апреля 2012 г.
  13. ^ Фрэнк Гамильтон Кушинг, Зуни (Университет Небраски, 1979).
  14. ^ Нири, Бен (18 февраля 2001 г.). «План горнодобывающей промышленности настраивает племя против энергетики» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 мая 2009 г.
  15. ^ Нири, Бен (5 августа 2003 г.). «Коммунальные предприятия отказываются от планов строительства угольной шахты» . Санта-Фе, Нью-Мексико . Архивировано из оригинала 30 июня 2004 года . Проверено 26 мая 2009 г.
  16. ^ Грейнджер, Берд Х. (1960). Названия мест Аризоны . Пресса Университета Аризоны . п. 21 . Проверено 9 декабря 2011 г.
  17. ^ «Происхождение Зуни» . Археология Юго-Запада . Проверено 8 ноября 2021 г.
  18. ^ Камазин, С.; Пока, РА (декабрь 1980 г.). «Исследование медицинской этноботаники индейцев зуни Нью-Мексико» . Журнал этнофармакологии . 2 (4): 365–388. дои : 10.1016/s0378-8741(80)81017-8 . ПМИД   6893476 . Проверено 23 декабря 2020 г.
  19. ^ Моррелл, Вирджиния. «Путь Зуни». Архивировано 5 сентября 2013 года в журнале Wayback Machine Smithsonian Magazine. Апрель 2007 г. (получено 13 февраля 2011 г.)
  20. ^ Джесси Грин, изд. Зуни: Избранные сочинения Фрэнка Гамильтона Кушинга . Линкольн: Университет Небраски Press, 1979. ISBN   0-8032-7007-0
  21. ^ Грюгель, Андреа (2012). «Культура, религия и экономика на юго-западе Америки: Зуни Пуэбло и Лагуна Пуэб» . GeoJournal: География для коренных народов и вместе с ними . 77 (6): 791–803. JSTOR   23325388 . Проверено 24 декабря 2020 г.
  22. ^ Белард-Льюис, Миранда, Система знаний зуни: искусство , Вашингтонский университет.
  23. ^ Хайуотер, Джамаке (1983). Искусство Индийской Америки . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 191. ИСБН  9780735104822 .
  24. ^ Адэр 14
  25. ^ Райт, Бартон (1988). История и предпосылки культуры зуни, в образцах и источниках зуни качинас . Издательство Хамсена. стр. 37–38. ISBN  9780960132249 .
  26. ^ «Фигурка Зуни Шалако» . Смитсоновский институт . Проверено 23 декабря 2020 г.
  27. ^ Райт, Бартон (1988). Образцы и источники Зуни Качинас . Издательство Хамсена. стр. 42–45, 80–101. ISBN  9780960132249 .
  28. ^ «Наша культура» . Пуэбло из Зуни . Проверено 23 декабря 2020 г.
  29. ^ Бонвиллен, Нэнси (2011). Зуни . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House. ISBN  9781604137996 .
  30. ^ Jump up to: а б Кушинг, Фрэнк (1988). Мифический мир Зуни . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN  9780826313874 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бенедикт, Рут . Мифология Зуни . 2 тома. Вклад Колумбийского университета в антропологию, вып. 21. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1935. Перепечатка AMS Press, 1969.
  • Бунцель, Рут Л. « Введение в церемониализм зуни ». (1932а); «Мифы о происхождении зуни». (1932б); «Ритуальная поэзия Зуни». (1932в). В сорок седьмом ежегодном отчете Бюро американской этнологии. стр. 467–835. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, 1932. Перепечатка, Церемониализм Зуни: Три исследования . Введение Нэнси Парето. Издательство Университета Нью-Мексико , 1992.
  • Бунцель, Тексты Рут Л. Зуни . Публикации Американского этнологического общества, 15. Нью-Йорк: GE Steckert & Co., 1933.
  • Кушинг, Фрэнк Гамильтон, Бартон Райт, Мифический мир зуни , University of New Mexico Press , 1992, твердый переплет, ISBN   0-8263-1036-2
  • Херрик, Деннис. (2018) Эстебан: африканский раб, исследовавший Америку . Издательство Университета Нью-Мексико , твердый переплет, ISBN   978-0-8263-5981-0
  • Дэвис, Нэнси Яу. (2000). Загадка Зуни . Нортон. ISBN   0-393-04788-1
  • Эгган, Фред и Т. Н. Панди. «История зуни, 1855–1970». Справочник индейцев Северной Америки , Юго-Запад . Том 9. Эд. Альфонсо Ортис. стр. 474–481. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, 1979.
  • Харт, Э. Ричард, 2000. «Утверждения Зуни: размышления свидетеля-эксперта», Журнал «Культура и исследования американских индейцев», 24 (1): 163–171.
  • Харт, Э. Ричард, изд. Зуни и суды: борьба за суверенные права на землю. Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, 1995. ISBN   978-0-7006-0705-1 .
  • Кребер, Альфред Л. (1984). Род и клан Зуни . АМС Пресс. ISBN   0-404-15618-5
  • Ньюман, Словарь Стэнли С. Зуни . Исследовательский центр Университета Индианы, публикация шестая. Блумингтон: Университет Индианы, 1967. ASIN   B0007F3L0Y .
  • Робертс, Джон. «Зуни». В вариациях ценностных ориентаций . Эд. Ф. Р. Клакхорна и Ф. Л. Стродбека. стр. 285–316. Эванстон, Иллинойс и Элмсфорд, Нью-Йорк: Роу, Петерсон, 1961.
  • Смит, Уотсон и Джон Робертс. Закон Зуни: поле ценностей . Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди, Vol. 43. Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди, 1954.
  • Тедлок, Барбара. Красивое и опасное: Диалоги с индейцами зуни , Нью-Йорк: Penguin Books , 1992.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ded7a8285164b8ea3cc8d3886b5f0ec4__1719239520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/c4/ded7a8285164b8ea3cc8d3886b5f0ec4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zuni people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)