Зуни люди
А: шиви | |
---|---|
Общая численность населения | |
19 228 зарегистрированных участников [ нужна ссылка ] (2015) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Нью-Мексико ) | |
Языки | |
Зуни , английский , испанский | |
Родственные этнические группы | |
Пуэбло люди |
Зуни , ( Zuni : A:shiwi ; ранее писалось как Zuñi ) — индейский народ пуэбло обитающий в долине реки Зуни . Сегодня народ зуни признан на федеральном уровне как племя зуни из резервации зуни, штат Нью-Мексико , и большинство из них живут в пуэбло зуни на реке Зуни, притоке реки Литл-Колорадо , на западе Нью-Мексико , США . Пуэбло Зуни находится в 55 км (34 миль) к югу от Гэллапа, штат Нью-Мексико . [1] Племя Зуни жило в многоэтажных глинобитных домах. Помимо резервации, племя владеет подопечными землями в округе Катрон, штат Нью-Мексико , и округе Апачи, штат Аризона . [2] Зуни называют свою родину Халона Идивана или Срединное место. [3] слово Зуни Считается, что на языке западного Кереса ( Акома происходит от слова sɨ̂‧ni ) или его родственного слова.
История
[ редактировать ]Археология предполагает, что зуни занимались земледелием на этой территории в течение 3000–4000 лет. Сейчас считается, что предки зуни населяли долину реки Зуни с последнего тысячелетия до нашей эры, когда они начали использовать ирригацию для выращивания кукурузы , по крайней мере, на участках размером с домашнее хозяйство. [4] [5]
Культура зуни связана с культурами моголлонов и предков пуэбло , которые жили в пустынях Нью-Мексико, Аризоны , Юты и южного Колорадо на протяжении более двух тысячелетий. Белый Курган был одним из таких поселений с ямными домами, фермерскими хозяйствами и складскими помещениями, построенным около 700 г. н.э. , за ним следовала деревня Киатутланна около 800 г. н.э. и Аллантаун около 1000 г. н.э. Эти деревни Моголлонов включали кивы . Точно так же предки зуни контактировали с предками пуэблоанцев в каньоне Чако около 1100 года. Поселение зуни, называемое Деревней Великих Кивас, было построено около 1100 года и включало девять кив. Однако регион Зуни, вероятно, был малонаселен небольшими сельскохозяйственными поселениями до XII века, когда население и размер поселений начали увеличиваться. Большие деревни Хешот Ула, Бетатакин и Киет Сиэль были основаны к 1275 году. К 13 веку деревни были построены на вершинах гор, в том числе Ацинна на Скале Надписи. В 14 веке зуни населяли дюжину пуэбло, содержащих от 180 до 1400 комнат, в то время как анасази покидали более крупные поселения в пользу меньших или основывали новые вдоль реки Рио-Гранде. Зуни действительно переместились из восточной части своей территории на западную и построили шесть новых деревень: Халона, Хавику, Киакима, Мацаки, Квакина и Кечипаун. [7] Халона располагалась в 97 км к северу от Соленого озера Зуни, и зуни торговали солью, кукурузой и бирюзой . Низа утверждал, что Хавикух был одним из семи городов Сиболы , легендарной богатой империи 16 века. [8] [9] [10]
В 1539 году мавританский раб Эстеванико возглавил передовой отряд брата Маркоса де Нисы испанской экспедиции . Спонсором выступил Антонио де Мендоса , который хотел, чтобы Низа «объяснила туземцам, что на небесах есть только один Бог и Император на земле, который правит и управляет им, подданными которого они все должны стать и которому они должны служить». Сообщается, что зуни убили Эстеванико как шпиона или за то, что он был «жадным, прожорливым и смелым». [9] Это был первый контакт Испании с народом пуэбло. [11] Экспедиция Франсиско Васкеса де Коронадо последовала за заявлением Низы о семи городах Сиболы. При поддержке Мендосы Коронадо возглавил 230 конных солдат, 70 пеших солдат, нескольких францисканских священников и мексиканских туземцев. Испанцы встретили 600 воинов-зуни возле Хавику в июле 1540 года, причинив несколько жертв и захватив деревню. Коронадо продолжил путь до Рио-Гранде, но несколько священников и солдат остались там еще на два года. Экспедиция Чамускадо и Родригеса последовала в 1581 году, а экспедиция Антонио де Эспехо - в 1583 году. Хуан де Оньяте посетил территорию Зуни в 1598 и 1604 годах в поисках медных рудников, но безуспешно. Франсиско Мануэль де Силва Ньето основал миссию в Хавику в 1629 году с двумя францисканскими священниками. В 1632 году они завершили строительство церковного комплекса и основали вторую миссию в Халоне. Вскоре после этого зуни уничтожили миссии, убив двух священников, а затем отступили в Дова Яланне , где оставались в течение следующих трёх лет. В 1643 году испанцы построили еще одну миссию в Халоне. [9] [10] : 56–59
До восстания пуэбло 1680 года зуни жили в шести деревнях. После восстания, до 1692 года, они укрылись на защищаемой позиции на вершине Дова Яланне , крутой горной горы в 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от нынешнего Пуэбло Зуни; Дова означает «кукуруза», а Яланне означает «гора». После установления мира и возвращения испанцев зуни переселились на свое нынешнее место, вернувшись на вершину горы лишь ненадолго в 1703 году. [12] К концу 17 века из шести первоначальных деревень только Халона все еще была заселена. Тем не менее, вокруг Халоны были заселены деревни-спутники, в том числе Нутрия, Охо Кальенте и Пескадо. [10] : 67–69, 73–78
Из трех миссий Зуни только церковь в Халоне была восстановлена после завоевания. По словам Нэнси Бонвиллейн , «действительно, к концу восемнадцатого века испанские власти оставили надежду на доминирование над зуни и другими западными индейцами пуэбло, и в 1799 году было зарегистрировано только семь испанцев, живущих среди зуни». В 1821 году францисканцы прекратили свою миссионерскую деятельность. [10] : 71–74
В 1848 году подполковник армии США Хендерсон П. Боякин подписал договор с лидерами зуни и навахо, в котором говорилось, что зуни «должны быть защищены при полном управлении всеми своими правами частной собственности и религии... [властями] гражданские и военные, Нью-Мексико и Соединенных Штатов». Наблюдая за зуни в 1850-х годах, Балдуин Мёлльхаузен отметил: «Во всех направлениях поля пшеницы и кукурузы, а также тыквы и дыни свидетельствовали об их трудолюбии». [10] : 81, 83
Резервация Зуни была создана федеральным правительством США в 1877 году и расширена вторым указом президента в 1883 году. [10] : 86–88
Фрэнк Гамильтон Кушинг , антрополог, связанный со Смитсоновским институтом , жил среди зуни с 1879 по 1884 год. Он был одним из первых неместных наблюдателей и этнологов на зуни. В 1979 году сообщалось, что некоторые члены пуэбло считают, что он незаконно задокументировал образ жизни зуни, используя его, фотографируя и раскрывая священные традиции и церемонии. [13]
В начале 2000-х годов зуни выступали против разработки угольной шахты возле Соленого озера Зуни , места, священного для зуни и находящегося под контролем зуни. [14] Шахта должна была добывать воду из водоносного горизонта под озером, а также предполагала строительство между озером и Зуни. От этого плана отказались в 2003 году после нескольких судебных исков. [15] [10] : 117–119
- Ве'Ва (1849–1896), знаменитый ткач Зуни -лхамана за работой на ткацком станке. Фото: Джон К. Хиллерс , ок. 1871 –1907 гг.
- Изображение Зуни Пуэбло , созданное во время экспедиции Корпуса инженеров-топографов армии США в 1851 году в Аризону, которой руководил капитан Ситгривс. [16]
- Лутакави, губернатор Зуни, фотография Эдварда С. Кертиса до 1925 года.
- Средний суд Зуни -Пуэбло , 1879 год.
- Река Зуни, Суни-Пуэбло, Нью-Мексико. Народ зуни населял долину реки Зуни с последнего тысячелетия до нашей эры.
- Мужчины зуни и древний город Пуэбло Зуни, ок. 1868 г.
- Две девушки-зуни, фото Эдварда С. Кертиса, ок. 1926 год
Культура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Зуни традиционно говорят на языке зуни , изолированном языке , который не имеет известного отношения к какому-либо другому языку коренных американцев. Лингвисты полагают, что зуни сохраняли целостность своего языка на протяжении 6-7 тысяч лет. [17] Однако у зуни есть некоторые общие слова из Кересана , Хопи и Пима , относящиеся к религии. Зуни продолжают исповедовать свою традиционную религию с ее регулярными церемониями и танцами, а также независимую и уникальную систему верований. [ нужна ссылка ]
Зуни были и остаются традиционным народом, который занимается орошаемым земледелием и животноводством. Постепенно зуни стали меньше заниматься сельским хозяйством и обратились к овец и крупного рогатого скота выпасу как средству экономического развития. Их успех в качестве агроэкономики пустыни обусловлен тщательным управлением и сохранением ресурсов, а также сложной системой поддержки сообщества. Многие современные зуни также полагаются на продажу традиционных произведений искусства и ремесел . Некоторые зуни до сих пор живут в пуэбло в старом стиле, а другие живут в современных домах. Их расположение относительно изолировано, но они приветствуют уважительных туристов. [ нужна ссылка ] .
Ярмарка племени зуни и родео проводятся в третьи выходные августа. Зуни также участвуют в межплеменном церемониале Гэллапа, который обычно проводится в начале или середине августа. Музей и центр наследия А:шиви А:ван — это музей племени, в котором представлена история, культура и искусство зуни. [ нужна ссылка ]
Этноботаника
[ редактировать ]Зуни используют в своей культуре многие местные растения. Подробный список см. в основной статье « Этноботаника Зуни ». Зуни накопили знания о местных растениях, которые используются в медицинской практике и религиозных обрядах. [18]
Керамика
[ редактировать ]Традиционно женщины зуни изготавливали глиняную посуду для хранения еды и воды. Для рисунков они использовали символы своих кланов. Глину для гончарных изделий добывают из местных источников. благодарят Мать-Землю ( Авиделин Цитда Перед его извлечением женщины согласно ритуалу ). Глину измельчают, просеивают, смешивают с водой, скатывают в рулон, придают ей форму сосуда или другой конструкции и очищают скребком. На поверхность наносится тонкий слой более мелкой глины, называемый шликером, для придания дополнительной гладкости и цвета. После высыхания сосуд полируется камнем. Она расписана домашними органическими красками с помощью традиционной кисти из юкки . Форма и нарисованные изображения зависят от назначения керамики. Для обжига керамики зуни использовали навоз животных в традиционных печах . Сегодня гончары Зуни могут использовать электрические печи. Хотя обжиг обычно был общественным предприятием, молчание или общение тихим голосом считались необходимыми для сохранения первоначального «голоса» «существа» глины и цели конечного продукта. [19] [20] Продажа керамики и традиционных предметов искусства сегодня является основным источником дохода для многих людей зуни. [21] Ремесленник может быть единственной финансовой поддержкой для своих ближайших родственников, а также для других. Многие женщины изготавливают глиняную посуду или, реже, одежду или корзины. [22] Коричневый, черный и красный орнамент можно найти на традиционных горшках зуни, которые сначала покрываются белым налетом. Распространенными мотивами являются спиральные свитки, окаймленные треугольниками, оленями, а также лягушками, стрекозами и другими символами, связанными с дождем и водой. Помимо горшков, Zuni производит фигурки сов, которые перед обжигом покрываются белым налетом и раскрашиваются черными и красными мотивами. [23]
Резьба и серебряное дело
[ редактировать ]Зуни также изготавливают фетиши и ожерелья для ритуалов и торговли, а в последнее время и для продажи коллекционерам.
Зуни известны своей прекрасной гранильной работой. Ювелиры Zuni украшают серебро бирюзой ручной огранки и другими камнями. [24] Сегодня изготовление ювелирных изделий как вид искусства среди зуни процветает. Многие зуни стали мастерами-резчиками по камню. Используемые методы включают мозаику и инкрустацию каналов для создания замысловатых узоров и уникальных узоров.
Двумя специальностями ювелиров Zuni являются острие иглы и острие пети . При изготовлении острия небольшие камни слегка овальной формы с заостренными концами устанавливаются в серебряные безели, близко друг к другу и рядом, образуя узор. Эта техника обычно используется с бирюзой , иногда с кораллом , а иногда и с другими камнями при создании ожерелий, браслетов, серег и колец. Пети-пойнт изготавливается так же, как игольный, за исключением того, что один конец каждого камня заострен, а другой закруглен. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]Религия занимает центральное место в жизни зуни. Их традиционные религиозные верования сосредоточены на трех самых могущественных из их божеств : Матери-Земле, Отце-Солнце и Матери, Дающей Лунный Свет. Религия основана на катсине , и церемонии происходят во время зимнего солнцестояния , лета, сбора урожая и снова зимой. [10] : 14–15, 25–40
Священство включает в себя трех священников (север, верхний и нижний), а Пеквин (вышеуказанный священник) определяет религиозный календарь. С каждой из шести кив связано религиозное общество, и каждый мальчик посвящается в одно из этих обществ. [25]
Шалако
[ редактировать ]Шалако — это серия церемониальных танцев, которые проходят всю ночь. [26] или около него в день зимнего солнцестояния . Они закрыты для инородцев, если только нет личного приглашения от члена племени. Церемония также благословляет дома, построенные в течение года. Благословение принимает форму пения, которое сопровождают шесть танцоров, одетых в наряды Шалако. [27] Эти наряды могут достигать восьми футов в высоту; танцоры в них олицетворяют «курьеров божеств дождя, пришедших благословить новые дома». [28] [29] [30] Танцоры всю ночь переходят из дома в дом; на рассвете Сайаташа совершает последнюю молитву, и церемония завершается. [30]
В популярной культуре
[ редактировать ]В романе «О дивный новый мир » уроженец Зуни по имени Джон сталкивается с сексуальными реалиями Нового штата и с тем, чем они отличаются от его собственной культуры.
Галерея
[ редактировать ]- Девушка Зуни, фотография Эдварда С. Кертиса.
- Зуньис в типичном современном костюме, 1896 г.
- Вазы для воды Зуни
- Керамика Зуни
- Чашечки для красок и приправ Zuni
- Керамические ковши Zuni
- Чучела птиц Зуни
- Глиняные корзины Зуни
- Чучела животных зуни
- Тканые пояса Zuni
Известные люди зуни
[ редактировать ]- Эмили Пинто , художник
- Перси Цисете Сэнди (Кай-Са [Красная луна]), художник
- Мы что , ткач
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Племя Зуни: факты, одежда, еда и история ***» . www.warpaths2peacepipes.com . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ «Добро пожаловать» , Пуэбло Зуни (получено 13 февраля 2011 г.)
- ^ «Опыт Зуни» . www.zunitourism.com . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Происхождение зуни: к новому синтезу юго-западной археологии , The University of Arizona Press (2009), ISBN 978-0816528936 под редакцией Дэвида А. Грегори и Дэвида Р. Уилкокса, стр. 119
- ^ Дамп, Джонатан Э. (2008). «Экономическое происхождение Зуни» (PDF) . Археология Юго-Запада . 22 (2): 8. Архивировано (PDF) из оригинала 12 сентября 2014 г .; см. также Дамп, Джонатан Э. (2010). «Новое сельское хозяйство Зуни: экономические стратегии и истоки Зуни». У Грегори, Дэвид А.; Уилкокс, Дэвид Р. (ред.). Происхождение Зуни: к новому синтезу юго-западной археологии . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 118–132. ISBN 978-0-8165-2893-6 .
- ^ Кларк, Патрисия Робертс (21 октября 2009 г.). Племенные названия Америки: варианты написания и альтернативные формы, перекрестные ссылки . МакФарланд. стр. 10, 104. ISBN. 978-0-7864-5169-2 .
- ^ Также Кечипауан или Кечипауэн . [6]
- ^ Кинтиг, Кейт (2008). «Схемы поселений зуни: 950–1680 гг. Н.э.» (PDF) . Археология Юго-Запада . 22 (2): 15–16. Архивировано (PDF) оригинала 12 сентября 2014 г .; см. также Кинтиг, Кейт (2010). «Позднедоисторические и позднедоисторические системы расселения в районе Зуни». У Грегори, Дэвид А.; Уилкокс, Дэвид Р. (ред.). Происхождение Зуни: к новому синтезу юго-западной археологии . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны . стр. 361–376. ISBN 978-0-8165-2893-6 .
- ^ Jump up to: а б с Прицкер 109
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бонвиллен, Нэнси (2011). Зуни . Нью-Йорк: Дом Челси. стр. 18–23, 56–57. ISBN 9781604137996 .
- ^ Дэвид Робертс, Восстание пуэбло , 56 (Саймон и Шустер, 2004). ASIN B000MC1CHQ . Репринт, 2005, ISBN 0-7432-5517-8
- ^ Флинт, Ричард и Ширли Кушинг Флинт «Дова Яланн, или Кукурузная гора» . Архивировано 14 июля 2012 г. в archive.today Управлением государственного историка Нью-Мексико. 21 апреля 2012 г.
- ^ Фрэнк Гамильтон Кушинг, Зуни (Университет Небраски, 1979).
- ^ Нири, Бен (18 февраля 2001 г.). «План горнодобывающей промышленности настраивает племя против энергетики» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Нири, Бен (5 августа 2003 г.). «Коммунальные предприятия отказываются от планов строительства угольной шахты» . Санта-Фе, Нью-Мексико . Архивировано из оригинала 30 июня 2004 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Грейнджер, Берд Х. (1960). Названия мест Аризоны . Пресса Университета Аризоны . п. 21 . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ «Происхождение Зуни» . Археология Юго-Запада . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Камазин, С.; Пока, РА (декабрь 1980 г.). «Исследование медицинской этноботаники индейцев зуни Нью-Мексико» . Журнал этнофармакологии . 2 (4): 365–388. дои : 10.1016/s0378-8741(80)81017-8 . ПМИД 6893476 . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Моррелл, Вирджиния. «Путь Зуни». Архивировано 5 сентября 2013 года в журнале Wayback Machine Smithsonian Magazine. Апрель 2007 г. (получено 13 февраля 2011 г.)
- ^ Джесси Грин, изд. Зуни: Избранные сочинения Фрэнка Гамильтона Кушинга . Линкольн: Университет Небраски Press, 1979. ISBN 0-8032-7007-0
- ^ Грюгель, Андреа (2012). «Культура, религия и экономика на юго-западе Америки: Зуни Пуэбло и Лагуна Пуэб» . GeoJournal: География для коренных народов и вместе с ними . 77 (6): 791–803. JSTOR 23325388 . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Белард-Льюис, Миранда, Система знаний зуни: искусство , Вашингтонский университет.
- ^ Хайуотер, Джамаке (1983). Искусство Индийской Америки . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 191. ИСБН 9780735104822 .
- ^ Адэр 14
- ^ Райт, Бартон (1988). История и предпосылки культуры зуни, в образцах и источниках зуни качинас . Издательство Хамсена. стр. 37–38. ISBN 9780960132249 .
- ^ «Фигурка Зуни Шалако» . Смитсоновский институт . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Райт, Бартон (1988). Образцы и источники Зуни Качинас . Издательство Хамсена. стр. 42–45, 80–101. ISBN 9780960132249 .
- ^ «Наша культура» . Пуэбло из Зуни . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Бонвиллен, Нэнси (2011). Зуни . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House. ISBN 9781604137996 .
- ^ Jump up to: а б Кушинг, Фрэнк (1988). Мифический мир Зуни . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 9780826313874 .
Ссылки
[ редактировать ]- Адэр, Джон. Серебряные мастера навахо и пуэбло . Норман: Университет Оклахомы Пресс , 1989. ISBN 978-0-8061-2215-1 .
- Кушинг, Фрэнк Гамильтон. Джесси Грин, изд. Зуни: Избранные сочинения Фрэнка Гамильтона Кушинга . Линкольн: Университет Небраски Press , 1978. ISBN 0-8032-2100-2 .
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Уэйд, Эдвин Л. «Рынок этнического искусства на юго-западе Америки, 1880–1980». Джордж, В. Стокинг-младший, изд. Предметы и другое: Очерки музеев и материальной культуры (История антропологии) . Том. 3. Мэдисон: Университет Висконсина , 1988. ISBN 0-299-10324-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенедикт, Рут . Мифология Зуни . 2 тома. Вклад Колумбийского университета в антропологию, вып. 21. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1935. Перепечатка AMS Press, 1969.
- Бунцель, Рут Л. « Введение в церемониализм зуни ». (1932а); «Мифы о происхождении зуни». (1932б); «Ритуальная поэзия Зуни». (1932в). В сорок седьмом ежегодном отчете Бюро американской этнологии. стр. 467–835. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, 1932. Перепечатка, Церемониализм Зуни: Три исследования . Введение Нэнси Парето. Издательство Университета Нью-Мексико , 1992.
- Бунцель, Тексты Рут Л. Зуни . Публикации Американского этнологического общества, 15. Нью-Йорк: GE Steckert & Co., 1933.
- Кушинг, Фрэнк Гамильтон, Бартон Райт, Мифический мир зуни , University of New Mexico Press , 1992, твердый переплет, ISBN 0-8263-1036-2
- Херрик, Деннис. (2018) Эстебан: африканский раб, исследовавший Америку . Издательство Университета Нью-Мексико , твердый переплет, ISBN 978-0-8263-5981-0
- Дэвис, Нэнси Яу. (2000). Загадка Зуни . Нортон. ISBN 0-393-04788-1
- Эгган, Фред и Т. Н. Панди. «История зуни, 1855–1970». Справочник индейцев Северной Америки , Юго-Запад . Том 9. Эд. Альфонсо Ортис. стр. 474–481. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, 1979.
- Харт, Э. Ричард, 2000. «Утверждения Зуни: размышления свидетеля-эксперта», Журнал «Культура и исследования американских индейцев», 24 (1): 163–171.
- Харт, Э. Ричард, изд. Зуни и суды: борьба за суверенные права на землю. Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, 1995. ISBN 978-0-7006-0705-1 .
- Кребер, Альфред Л. (1984). Род и клан Зуни . АМС Пресс. ISBN 0-404-15618-5
- Ньюман, Словарь Стэнли С. Зуни . Исследовательский центр Университета Индианы, публикация шестая. Блумингтон: Университет Индианы, 1967. ASIN B0007F3L0Y .
- Робертс, Джон. «Зуни». В вариациях ценностных ориентаций . Эд. Ф. Р. Клакхорна и Ф. Л. Стродбека. стр. 285–316. Эванстон, Иллинойс и Элмсфорд, Нью-Йорк: Роу, Петерсон, 1961.
- Смит, Уотсон и Джон Робертс. Закон Зуни: поле ценностей . Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди, Vol. 43. Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди, 1954.
- Тедлок, Барбара. Красивое и опасное: Диалоги с индейцами зуни , Нью-Йорк: Penguin Books , 1992.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Пуэбло Зуни
- Музей и центр наследия А: Шиви А: Ван в Зуни
- Официальный сайт Artist's Art Walk Пуэбло из Зуни
- Мировоззрение Zuni. Архивировано 4 июня 2013 г. в Wayback Machine.
- История индейского племени зуни , доступ к генеалогии
- Религиозная жизнь ребенка зуньи, автор (миссис) Тилли Э. (Матильда Кокс Э.Стивенсон) , из проекта «Гутенберг»
- Племя Пуэбло (Зуни - это Пуэбло)
- Коллекция исторических фотографий Зуниса
- Когда Катчины танцуют в Сиболе. Мифология и обряды индейцев зуни , 15 июля 2008 г.
- Хлеб Зуни от Фрэнка Гамильтона Кушинга из библиотек Университета штата Мичиган - Проект исторической американской кулинарной книги