Гонения на язычников при Феодосии I.
Гонения на язычников при Феодосии I начались в 381 году, после первых двух лет его правления в качестве соимператора в восточной части Римской империи . В 380-х годах Феодосий I подтвердил запрет Константина Великого на жертвоприношения животных, запретил гаруспицию на жертвоприношения животных , стал инициатором криминализации магистратов, не обеспечивающих соблюдение антиязыческих законов, разрушил некоторые языческие объединения и разрушил языческие храмы.
Между 389 и 391 годами он издал «Феодосийские указы», устанавливавшие практический запрет на язычество; [1] посещение храмов было запрещено, остальные языческие праздники были отменены, священный огонь в храме Весты на Римском форуме был потушен из- за роспуска весталок , а покровительство и колдовство считались наказуемыми правонарушениями. Феодосий отказался восстановить Алтарь Победы в здании Сената, как того просили сенаторы- язычники .
В 392 году он стал императором всей империи (последним). С этого момента и до конца его правления в 395 году, пока язычники открыто высказывали свои требования терпимости, [2] [3] он санкционировал или участвовал в разрушении многих храмов, святых мест, изображений и предметов благочестия по всей империи. [4] [5] [6] [ нужна страница ] [7] [ нужна страница ] [8] в действиях христиан против основных языческих объектов. [9] Он издал всеобъемлющий закон, запрещавший любые публичные языческие ритуалы. [10] и особенно притеснял манихеев . [11] Вероятно, он запретил проведение Древних Олимпийских игр , последний рекорд проведения которых — 393. [12]
Начальная толерантность (379–381)
[ редактировать ]Феодосий I был относительно терпим к язычникам в начале своего правления. [13] [14] поскольку он нуждался в поддержке влиятельного языческого правящего класса, а процент нехристиан в общей численности населения все еще был довольно большим, возможно, в целом 50%. Это было особенно верно на Западе, где Церковь все еще была в основном городским явлением, за исключением Северной Африки. Он выразил поддержку сохранению храмов и языческих статуй как полезных общественных зданий. Известно, что в начале своего правления он назначал на должности различных язычников. Например, он назначил язычника Евтолмия Татиана . префектом претория Египта [15] Об относительной терпимости Феодосия I к другим религиям свидетельствует также его более поздний приказ (в 388 г.) о восстановлении еврейской синагоги в Каллиникуме в Месопотамии, разрушенной епископом и его христианской паствой. [а]
Феодосий жестко расправился с арианами , еретиками и христианскими отступниками . [17] [б] Позже во время своего правления он с большой жестокостью пытался искоренить последние остатки язычества. [20] Однако это ему не удалось. Несмотря на то, что последователи старых религий были лишены государственной и муниципальной поддержки, средств и собственности, они продолжали заметно выживать, хотя и под давлением и ослаблением, до начала VI века. [ нужна ссылка ]
Преследование
[ редактировать ]Первые попытки подавить язычество (381–388 гг.)
[ редактировать ]Его первая попытка подавить язычество была предпринята в 381 году, когда он подтвердил запрет Константина на жертвоприношения. В 384 году он запретил гаруспию при принесении в жертву животных и, в отличие от более ранних антиязыческих запретов, объявил неисполнение закона судьями преступлением. И Феодосий, и Валентиниан II официально признали Максима в 384 году. На какое-то время язычники снова пользовались религиозной свободой, и многие выдающиеся язычники заняли важные посты в государстве. [с] На то, что за храмами продолжали ухаживать и продолжали отмечаться языческие праздники, свидетельствует закон 386 г., который объявлял, что уход за храмами и праздниками является исключительной прерогативой язычников. [21] Этот закон также подтверждает право священников совершать традиционные языческие обряды храмов. В 387 году Феодосий объявил войну Максиму после того, как Максим изгнал Валентиниана II из Италии. Максим был побежден и казнен, а антиязыческие постановления Грациана, очевидно, были восстановлены Валентинианом II.
В 388 г. Феодосий послал префекта в Сирию, Египет и Малую Азию с целью развала языческих объединений и разрушения их храмов. был Александрийский Серапеум разрушен во время этой кампании. [22]
Феодосийские указы (389–391)
[ редактировать ]В серии указов, названных «Феодосианскими указами», он постепенно объявил, что те языческие праздники , которые еще не были преобразованы в христианские, теперь должны быть рабочими днями (в 389 г.). В 391 году он подтвердил запрет кровавых жертвоприношений и постановил, что «никто не должен ходить в святилища, ходить по храмам или поднимать глаза на статуи, созданные трудом человека». [23] (указ « Nemo se hostiis polluat », Кодекс Феодосиана xvi.10.10 ). Также в 391 году Валентиниану II, который был императором на Западе под эгидой Феодосия, Амвросий посоветовал издать закон, который не только запрещал жертвоприношения, но и запрещал кому-либо посещать храмы. [24] Это снова вызвало волнения на Западе. Валентиниан II быстро последовал этому закону, приняв второй, гласивший, что языческие храмы должны быть закрыты, закон, который считался практически запрещающим язычество. [25]
После смерти Максима Валентиниан II под эгидой Феодосия вновь принял на себя должность императора на Западе. Валентиниан II, по совету Амвросия, несмотря на просьбы язычников, отказался вернуть Алтарь Победы Сенату или их доходы священникам и весталкам. [26] Валентиниан был убит, возможно, агентами Арбогаста , которых он пытался уволить, а Евгений , профессор риторики, был провозглашен императором. [27] Исконные религиозные обряды вновь были совершены открыто, восстановлен Алтарь Победы. [28] Закрытые таким образом храмы могли быть объявлены «заброшенными», как сразу же отметил епископ Александрийский Феофил I, обращаясь за разрешением снести это место и покрыть его христианской церковью, действие, которое должно было получить общую санкцию, поскольку митреи образовывали склепы. церквей и храмов, образующих фундамент церквей V века, появляются по всей территории бывшей Римской империи.
Указом 391 года Феодосий прекратил субсидии, которые все еще распространялись на некоторые остатки греко-римского гражданского язычества. В 394 году вечный огонь в храме Весты на Римском форуме был потушен, а весталки распущены. Принятие покровительства и занятия колдовством подлежали наказанию. Когда члены сената в Риме-язычники обратились к нему с просьбой восстановить Алтарь Победы в здании Сената, он отказался.
Очевидное изменение политики, которое привело к «декретам Феодосия», часто приписывают возросшему влиянию Амвросия, епископа Милана . Только после того, что широко известно как резня в Фессалониках в 390 году, Амвросий смог получить влияние на Феодосия. Амвросий добился этого, отлучив Феодосия от церкви за приказ о резне, тем самым заставив его подчиниться. [7]
Некоторые современные историки подвергают сомнению последствия законов против язычников. [29] Наказанием за почитание рукотворных языческих изображений была конфискация дома. Наказание человека за принесение жертвоприношений в храмах или святилищах представляло собой штраф в размере двадцати пяти фунтов золота. [30]
В 391 году в Александрии, после великих антиязыческих волнений, «бюсты Сераписа, стоявшие в стенах, вестибюлях, дверных проемах и окнах каждого дома, были вырваны и уничтожены..., а на их месте были вырваны и уничтожены знаки Крест Господень был нарисован в дверных проемах, притворах, окнах и стенах, а также на столбах». [7] [ нужна страница ]
Война с язычеством (392–395)
[ редактировать ]Рим был скорее языческим, чем христианским, вплоть до 390-х годов; Галлия , Испания и северная Италия во всех районах, кроме городских, были языческими, за исключением Милана, который оставался наполовину языческим. [7] [ нужна страница ]
В 392 году Феодосий стал императором западной части Римской империи, последним императором, правившим обеими странами. В том же году он официально начал запрещать практику язычества. Именно тогда он санкционировал разрушение многих храмов по всей империи. [4]
Действия против основных языческих объектов
[ редактировать ]Феодосий участвовал в действиях христиан против основных языческих объектов: разрушение гигантского Серапеума солдатами в 391 году, согласно христианским источникам, уполномоченным Феодосием ( extirpium malum ), следует рассматривать на сложном фоне менее впечатляющего насилия в городе: Евсевий упоминает уличные бои в Александрии между христианами и нехристианами еще в 249 году, а нехристиане участвовали в борьбе за и против Афанасия в 341 и 356 годах. оскорбление и разграбление самых священных сокровищ города». [9] В 391 году вспыхнули беспорядки между сторонниками императорского префекта Феодосия и сторонниками независимого Александрийского Патриарха относительно того, кто на самом деле правил в Александрии; бунтовщики, выступавшие против патриарха, укрылись в Серапеуме и использовали его как крепость; когда порядок был восстановлен, префект приказал снести его, чтобы будущие бунтовщики не могли использовать его для той же цели.
В 386 году Либаний безуспешно обратился к Феодосию с просьбой предотвратить разрушение храма в Эдессе и призвал к терпимости и сохранению храмов от продолжающихся нападений христианских монахов, которые, как он утверждал:
- «Спешите атаковать храмы палками, камнями и железными прутьями, а в некоторых случаях, пренебрегая ими, руками и ногами. Затем следует полное запустение, с обрывом крыш, разрушением стен, сносом статуй и ниспровержение алтарей, и священники должны или молчать, или умереть, разрушив один, они спешат к другому, и к третьему, и трофей на трофей наваливается, в нарушение закона. Такие безобразия случаются и в городах, но. они наиболее распространены в сельской местности. Многие из врагов совершают отдельные нападения, но после их бесчисленных преступлений эта рассеянная толпа собирается в кучу, и они находятся в позоре, если не совершили самое гнусное безобразие... Храмы, Сир, - это душа сельская местность: они знаменуют начало ее заселения и передаются из поколения в поколение современным мужчинам. На них фермерские общины возлагают свои надежды на мужей, жен, детей, на своих быков и на почву, которую они сеют и сеют. . Пострадавшее так поместье потеряло вдохновение крестьян вместе с их надеждами, ибо они верят, что их труд окажется напрасным, если у них отнимут богов, направляющих их труды к должной цели. А если за землей уже не будет такой заботы, то и урожайность не сможет сравниться с прежней, и в этом случае крестьянин станет беднее, и доход окажется под угрозой». [31]
Пресечение языческих обрядов, незаконной религии
[ редактировать ]Феодосий издал всеобъемлющий закон, запрещавший совершение любых языческих жертвоприношений и богослужений. [10] [32] Феодосий запретил офицерам и магистратам императорского дворца чтить своих Ларов огнем, своих Гениев вином и Пенатов ладаном своих . Этим обширным законом Феодосий также запретил практику всех форм гадания, даже тех форм гадания, которые не считались вредными для благосостояния Императора. Особенно суровыми были законы против манихеев , которые были лишены права составлять завещания или получать от них выгоду. Информаторы могли разыскивать манихеев, привлекать их к суду, а в некоторых случаях казнить. [11] Язычество теперь было запрещено как «религия незаконная». [33]
Подавление с 393 по 395
[ редактировать ]В 393 году Феодосий был готов начать войну против Евгения и Арбогаста . Завязавшаяся битва стала, по сути, битвой за выживание язычества. [34] Поражение Евгения от Феодосия в 394 г. привело к окончательному отделению язычества от государства. Феодосий посетил Рим, чтобы попытаться обратить в свою веру членов Сената-язычников. Не добившись успеха в этом, он изъял все государственные средства, отведенные для публичного совершения языческих обрядов. [2] С этого момента государственные средства никогда больше не будут выделяться на публичное исполнение языческих обрядов или на содержание языческих храмов. Несмотря на этот удар по своей религии, язычники продолжали откровенно требовать терпимости. [3] Многие язычники просто притворялись, что обращение является очевидным инструментом продвижения.
Феодосий не был человеком, который симпатизировал балансирующей политике Миланского эдикта . Он твердо взялся за утверждение никейского христианства в качестве привилегированной государственной религии, подавление христиан-диссидентов (еретиков) и принятие четких правовых мер по отмене язычества на всех его стадиях. [33]
Примерами разрушения языческих храмов в конце четвертого века, зафиксированными в сохранившихся текстах, являются:
- Нападения Мартина Турского на святые места в Галлии. [5]
- разрушение храмов в Сирии Марцеллом, [6]
- разрушение храмов и изображений в Карфагене и его окрестностях, [7]
- разрушение храма в Дельфах,
- осквернение мистериального культа в Элевсине ,
- патриарх Феофил, захвативший и разрушивший языческие капища в Александрии, [8]
- снос всех храмов в секторе Газа [7]
- и более широкое разрушение святых мест, которое быстро распространилось по всему Египту. [7]
Это в изобилии дополняется археологическими свидетельствами в северных провинциях (о которых письменные источники почти не сохранились), обнажающими разрушенные и сгоревшие здания и наспех закопанные предметы благочестия. [7] Предводитель египетских монахов, участвовавших в разграблении храмов, ответил жертвам, требовавшим вернуть свои священные иконы: «Я мирно устранил ваших богов… не существует такого понятия, как грабеж, для тех, кто истинно обладает Христом». [7]
после последних Древних Олимпийских игр Считается, что в 393 году их подавил либо Феодосий I, либо его внук Феодосий II в 435 году. [12] В официальных записях Римской империи отсчет дат Олимпиад вскоре прекратился. Впоследствии Феодосий изображал на своих монетах себя держащим лабарум .
По словам христианского историка, «язычество теперь мертво», хотя язычники выжили и будут продолжать делать это еще три столетия, в основном за пределами городов - «в основном деревенские люди - язычники». [10] [33] Эдвард Гиббон пишет: «Поколение, возникшее в мире после обнародования имперских законов, было привлечено в лоно католической церкви; и падение язычества было столь быстрым, но столь мягким, что всего через двадцать восемь лет после После смерти Феодосия слабые и мельчайшие следы уже не были видны глазу законодателя». [35] Несмотря на призывы многих язычников к терпимости, Гонорий и Аркадий продолжили дело своего отца, приняв еще большую антиязыческую политику.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Амвросий был против этой реконструкции и рисует картину всех ужасных последствий, которые, по его мнению, могли возникнуть в результате этого указа. [16]
- ↑ Феодосий также издал закон против частных гаданий. [18] [19]
- ^ Например, в 384 году Квинт Аврелий Симмах был городским префектом, а Веттий Агорий Претекстат занимал пост префекта Praetorioe Italiae, Illyrici et Africae Iterum . Эти люди отличались тем, что платили
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кодекс Феодосия ( книга 16 , гл. 10, .11 )
- ^ Jump up to: а б Зосима 2017 , 4.59
- ^ Jump up to: а б Отчет Симмаха 3.
- ^ Jump up to: а б Гриндл, Гилберт (1892) Уничтожение язычества в Римской империи , стр. 29–30: «Например, Феодосий приказал Кинегию (Зосим 4.37), преторианскому префекту Востока, навсегда закрыть храмы и запретить поклонение божеств по всему Египту и Востоку. Большую часть разрушений совершили христианские монахи и епископы...»
- ^ Jump up to: а б Житие святого Мартина , CSBSJU, заархивировано из оригинала 9 сентября 2006 года , получено 9 апреля 2011 года .
- ^ Jump up to: а б Гиббон 1776–89 , гл. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я МакМаллен 1984 .
- ^ Jump up to: а б «Теофил», Католическая энциклопедия , Новое пришествие, 1912 г.
- ^ Jump up to: а б МакМаллен 1984 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с Хьюз, Филип (1949), «6» , История Церкви , том. Я (ред.), Шид и Уорд .
- ^ Jump up to: а б Галлахер С.Дж., Кларенс (2004), «Имперские церковные законодатели», в книге Эванс, Джиллиан Розмари (редактор), « Первые христианские теологи: введение в теологию в ранней церкви» , Blackwell Publishing, стр. 68, ISBN 0-631-23187-0 .
- ^ Jump up to: а б Котынский 2006 , с. 3
- ^ Кодекс Феодосия 12.1.112.
- ^ Хебблуайт (2020) 112ff утверждает, что Феодосий был в значительной степени безразличен к языческой ритуальной практике в первые годы своего правления, вместо этого сосредоточившись на борьбе с тем, что он считал «ересью» внутри христианской церкви.
- ^ Зосима 2017 , 4.45
- ^ Амвросий, Послания , 40, 41.27 .
- ^ Кодекс Феодосия 16.7.1, 1.7.2, 16.7.2, 16.7.3, 16.7.4, 16.7.5.
- ^ Кодекс Феодосия 16.10.7, 16.10.9, 9.16.11, 9.38.7, 9.38.8.
- ^ Сирмондианские конституции 8.
- ^ «Феодосий I», Католическая энциклопедия , Новое пришествие, 1912 год .
- ^ Кодекс Феодосия ( Книга 12 , Титл. 1, .112)
- ^ Socr., V, 16
- ^ Рутери, Майкл (1997), «4. Александрийский Серапеум» , Первая миссионерская война. Церковь захватывает Римскую империю , Винланд, заархивировано с оригинала 31 мая 2010 года .
- ↑ Кодекс Феодосия 16.10.10.
- ↑ Кодекс Феодосия 16.10.11.
- ^ Амвросий, Послания , 17, 18, 57 .
- ^ «Валентиан II», Британская энциклопедия (Ultimate DVD), 2003 .
- ^ Милана, Св. Амвросий (1881 г.), «Письмо 57: Императору Евгению» , Письма , Письма 51–60, Тертуллиан, стр. 324–354 , получено 5 мая 2007 г.
- ^ Р. Малкольм Эррингтон. «Христианские отчеты о религиозном законодательстве Феодосия I» (1997) 79:2 Клио 398 и Хебблуайт, М. (2020) с. 117 и далее.
- ^ Холлистер; Лидом; Мейер; Копье, Средневековая Европа: Краткий справочник , стр. 11–12 .
- ^ Про Храм (Речь XXX.8-10)
- ↑ Кодекс Феодосия 16.10.12.
- ^ Jump up to: а б с Хьюз 1957 год .
- ^ Зосима 2017 , 4.53–4.55, 4.58.
- ^ Гиббон 1776–89 , гл. 28 цитирует указ (16.10.22): «Язычники остаются, хотя мы считаем, что их нет и т. д.»; и добавляет [примечание 67] «младший Феодосий впоследствии убедился, что его суждение было несколько преждевременным».
Библиография
[ редактировать ]- Гиббон, Эдвард (1776–1789), Упадок и падение Римской империи .
- Хебблуайт, МК (2020), Феодосий и пределы империи , Рутледж .
- Хьюз, Филип (1957), Обращение Римской империи в 312–427 гг. Н. Э. , Исследования по сравнительному религиоведению, том. 3, Бирмингем: Католическое общество истины .
- Котынски, Эдвард Дж. (2006), Легкая атлетика древних Олимпийских игр: краткое изложение и инструмент исследования (PDF)
- МакМаллен, Рамзи (1984), Христианизация Римской империи 100–400 гг. н. э. , Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-03642-6 .
- Тромбли, Фрэнк Р. (1993–4). Эллинская религия и христианизация, ок. 370-529 . 2 тома. Лейден: Брилл; переиздание 2014.
- Зосим (2017), Новая история , перевод Рональда Т. Ридли, Брилл, ISBN 9789004344587