Он школа
Школа Хань период была типом учебного заведения в Эдо в Японии . Они обучали самурайскому этикету, классическим конфуцианским книгам, каллиграфии, риторике, бою на мечах и другом оружии; некоторые также добавили такие предметы, как медицина, математика и западные науки . Школы в разных ханах ( доменах ) предлагали разные учебные программы и имели разные условия поступления. В течение периода Эдо превратились школы хань из простых школ с одной комнатой в крупные учебные заведения с несколькими зданиями. Общее количество ханьских школ варьировалось от нескольких десятков в начале 17 века до более 250 к концу 19 века.
Обзор
[ редактировать ]Эти учреждения были известны как хангаку ( изучение хань ), хангакко ( школы хань ) или ханко ( 藩黌/ханко ), но поскольку не было официальных требований относительно того, какой должна быть школа хань или чем она должна заниматься, терминология различалась. [ 1 ] [ 2 ] Школы хань были основаны отдельными даймё (правителями хань ) для обучения мужчин из класса самураев добродетельным администраторам; первоначально они обучали взрослых, но со временем ученики становились моложе. [ 3 ] Они изучали кангаку -дзюку (конфуцианские науки) и военное искусство. [ 4 ]
Некоторые самураи из высшего сословия по закону были обязаны получать формальное образование, но большинство из них могли отказаться от этого. [ 5 ] Женщин никогда не принимали; они получили образование дома. [ 6 ] Некоторые ханьские школы принимали представителей высшего общества, особенно в конце периода Эдо; Первой, куда им разрешили поступить, была школа Оно Домен , основанная Дои Тоситада в 1857 году, хотя лекции повсеместно были разделены по классам. [ 7 ] [ 8 ]
Учебный план
[ редактировать ]Идея обучения в ханьской школе заключалась в формировании характера будущего государственного служащего: дисциплина и знание соответствующего этикета считались столь же важными, как и воспитание интеллекта. [ 9 ] [ 10 ] посещение не было обязательным Несмотря на это, в большинстве Хань , в других обычно существовало возрастное ограничение: например, в Мито студенты старше сорока лет не обязаны были посещать лекции. [ 11 ]
Всем ученикам преподавали конфуцианские науки, но на протяжении периода Эдо становилось доступным всё больше и больше предметов. [ 12 ] школ было много вариаций В фактической организации ханьских : например, в Мацумото хань могли изучать только низшие самураи, которым надлежало стать простыми клерками математику . [ 13 ] К концу периода Эдо около трети ханьских школ включали в себя кокугаку , а в четверти из них преподавали хотя бы некоторые рангаку (западные исследования, в основном медицина, военные и военно-морские науки). [ 8 ]
Утром студенты читали китайские книги, а после обеда осваивали японские боевые искусства, которые рассматривались как набор местных навыков, уравновешивающий чисто интеллектуальные знания, полученные из-за границы. [ 7 ] [ 14 ] Студенты обычно начинали военную подготовку в возрасте 15 лет ( японский счёт ; соответствует 13 годам по западному счёту возраста), после церемонии генпуку . [ 15 ] Среди боевых искусств, преподаваемых в школах хань , были кендзюцу (искусство меча), кендо (фехтование), содзюцу ( бой на копьях ), кюдо ( стрельба из лука ), бадзюцу (верховая езда), дзюдзюцу и так далее; За более чем 30 ханов ученики освоили боевое плавание, суидзюцу . [ 16 ] [ 17 ] Позже артиллерийское дело было добавлено в военную программу. [ 18 ]
Китайские исследования
[ редактировать ]Конфуцианство считалось важнейшей частью образования. [ 12 ] Школа хань была построена на предположении, что вся истина якобы уже отражена в китайской классике и может быть извлечена при усердном изучении; идея бесконечного поиска знаний, требующего постоянных вопросов и открытий, не была принята. [ 19 ] Подобный подход преобладал в западной педагогической мысли того времени, но ассоциация западной образовательной системы с христианством и изменениями в общественном устройстве означала, что Токугава никогда этого не допускал. [ 20 ] [ 21 ]
Образовательный процесс был очень академичным и консервативным; его конечной политической целью было сохранение жесткого иерархического порядка Японии Токугава. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Студенты читали « Четыре книги» и «Пять классических произведений» , « Малое обучение , другие произведения конфуцианских и неоконфуцианских мыслителей, таких как Чжу Си и Ван Янмин , изучали историю Китая, китайскую поэзию и публичные выступления , но без какой-либо официальной программы. [ 21 ] [ 25 ] [ 26 ] В классе учитель читал отрывок из текста, который ученики затем повторяли несколько раз, держа экземпляры книги на коленях; затем учитель объяснил смысл отрывка. [ 27 ] Студенты не интерпретировали текст и не вели по нему дискуссий: из-за представления о том, что «правильный» смысл классики давно обнаружен, эти виды деятельности исключались из процесса обучения, появляясь среди литераторов лишь спорадически . [ 19 ]
Обучение требовало знания классического китайского языка , языка конфуцианского канона и каллиграфии . [ 14 ] [ 27 ] Из-за структуры правительства, созданной по образцу китайского правительства того времени, конфуцианские книги были полезными руководствами для государственного служащего. [ 13 ] Обучение в ханьских школах было полностью светским, без преподавания религиозных лидеров, а конфуцианские тексты рассматривались как обучающие этике и философии, а не как религиозное писание . [ 6 ] В то же время в большинстве школ один или два раза в год проводился фестиваль Секитен . [ 28 ]
История и администрация
[ редактировать ]В Токугава, Япония, не было государственного учреждения, контролирующего образование. [ 29 ] По этой причине неизвестно, когда первые ханьские появились школы; одним из самых ранних был Мейриндо ( Сэндай ), впервые упомянутый в 1629 году. [ 2 ] До своего основания самураи нанимали частных учителей для получения образования на дому . [ 30 ]
Ранние ханко представляли собой однокомнатные школы с одним конфуцианским учителем и одним учеником; чтобы выучить другой предмет, ученику приходилось нанимать другого преподавателя. [ 31 ] Первыми ханьскими школами руководили конфуцианские советники даймё, дзюша. [ 32 ] Экзамены, аттестаты об окончании школы и постепенное увеличение сложности учебного материала были введены во второй половине периода Эдо. [ 33 ] [ 16 ] В годы, непосредственно предшествовавшие войне Босин , большинство детей самураев, за исключением семей низшего ранга, получали образование в ханьских школах. [ 30 ]
Студенты обычно не платили никаких взносов ; школы финансировались даймё и за счет пожертвований буддийских храмов и частных лиц. [ 34 ] Во многих школах также были земельные участки, на которых ученики выращивали рис и овощи на продажу. [ 35 ] Они также провели несколько вводных занятий, в то время как дежурные студенты будили всех на рассвете, сообщали преподавателям о том, что занятия вот-вот начнутся, патрулировали территорию, записывали погодные условия и фиксировали все несчастные случаи. [ 36 ] [ 37 ] Обычным наказанием для студентов было задержание , в частности, питание в одиночестве и уборка; физическое наказание было редкостью. [ 38 ] [ 39 ]
ханьских школ К концу сёгуната число значительно выросло : в 17 веке их появилось всего несколько, а к 1750 году было основано менее 30. [ 28 ] Создание Кумамото школы хань в 1755 году побудило многих даймё последовать их примеру, но самым большим импульсом к открытию школ хань был указ эпохи Кансэй , предписывающий образование для высшего руководства; в 1751-1867 гг. начали работать около 180 школ. [ 40 ] [ 31 ] [ 28 ] К моменту насильственного открытия Японии в 1853 году в Японии действовало около 250 школ хань и около 40 000 школ простолюдинов . [ 41 ] Некоторые из наиболее известных школ хань включали Ниссинкан ( Айдзу ), Кодокан ( Мито ), Мейринкан ( Хаги , Ямагути ) и две школы в Кумамото , Дзисюкан и Сайшункан .
Школы Хань подражали друг другу и Сёхейко , но не подчинялись ему; его выпускники преподавали в трети ханьских школ . [ 42 ] Однако правительство следило за школами и наказывало их персонал за распространение диссидентских идей; например, в 1839 году несколько ученых- западников были заключены в тюрьму. [ 35 ] [ 13 ]
В конце XVIII века типичный ханко включал в себя несколько зданий: тренировочные и лекционные залы, церемониальные залы, додзё для физических тренировок и общежития. [ 35 ] Школы Хань различались по размеру; более крупные школы были более бюрократичными, поэтому некоторые учителя основали Сидзюку ( яп . 私塾 ), независимые школы, которые обычно работали так же, как официальные школы хань , но обычно фокусировались на определенной области, например медицине. [ 43 ] Студенты часто жили в доме своего учителя, воплощая конфуцианский идеал общества, построенного по образцу семьи. [ 43 ] Некоторые Сидзюку имели тесные связи с ханьскими школами. [ 44 ] Многие самураи посещали Сидзюку вместе со школой Хань или шли в школу Хань после окончания Сидзюку . [ 45 ]
После Реставрации Мэйдзи
[ редактировать ]К концу периода Эдо около половины ханьских школ принимали детей богатых простолюдинов. [ 35 ] В 1869 году ханьским школам было приказано принимать женщин и простолюдинов, но почти никто не подал заявку. [ 5 ] Правительство Мэйдзи отменило систему хань в 1871 году и систему формального образования Токугава в последующие десятилетия , но они послужили основой для создания современной японской средней школы . [ 46 ] Некоторые средние школы выбрали для себя названия своих местных ханьских школ в знак преемственности. [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рубингер 1986 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Прасол 1998 , с. 108.
- ^ Прасол 1998 , с. 107.
- ^ Ролен 1983 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Рубингер 1986 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Кобаяши 1976 , стр. 13.
- ^ Jump up to: а б Кобаяши 1976 , стр. 14.
- ^ Jump up to: а б Рубингер 1986 , с. 198.
- ^ Ролен 1983 , с. 50, 51.
- ^ Прасоль 1998 , с. 116.
- ^ Доре 2010 , с. 84, 98.
- ^ Jump up to: а б Дюк 2009 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Кобаяши 1976 , стр. 16.
- ^ Jump up to: а б Ролен 1983 , с. 50.
- ^ Доре 2010 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Прасоль 1998 , с. 110.
- ^ Герцог 2009 , с. 17.
- ^ Доре 2010 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Ролен 1983 , с. 49.
- ^ Ролен 1983 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Кобаяши 1976 , стр. 11.
- ^ Колкатт 1991 , с. 137.
- ^ Кобаяши 1976 , стр. 11-12.
- ^ Рубингер 1986 , с. 197.
- ^ Рубингер 1986 , с. 201.
- ^ Ивата 1964 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Дьюк 2009 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Колкатт 1991 , с. 135.
- ^ Кобаяши 1976 , стр. 12.
- ^ Jump up to: а б Доре 2010 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Прасоль 1998 , с. 109.
- ^ Доре 2010 , с. 73.
- ^ Доре 2010 , с. 87.
- ^ Прасол 1998 , с. 110-111.
- ^ Jump up to: а б с д Прасоль 1998 , с. 111.
- ^ Доре 2010 , с. 75.
- ^ Прасол 1998 , с. 113.
- ^ Прасол 1998 , с. 116-117.
- ^ Доре 2010 , с. 102.
- ^ Доре 2010 , с. 70.
- ^ Ролен 1983 , с. 53.
- ^ Кобаяши 1976 , стр. 12-13.
- ^ Jump up to: а б Ролен 1983 , с. 51.
- ^ Колкатт 1991 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Кобаяши 1976 , стр. 15.
- ^ Рубингер 1986 , с. 228.
Ссылки
[ редактировать ]- Дюк, Бенджамин К. (2009). История современного японского образования: построение национальной школьной системы, 1872-1890 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-4403-8 .
- Коллкатт, Мартин (1991). «Наследие конфуцианства в Японии». В Гилберте Розмане (ред.). Восточноазиатский регион: конфуцианское наследие и его современная адаптация . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 111–154. ISBN 978-0-691-05597-8 .
- Ивата, Масакадзу (1964) Окубо Тошимичи - издательство Бисмарка Японского университета.
- Рубингер, Ричард (1986). «Образование: от одной комнаты к одной системе». Япония в переходный период: от Токугавы к Мэйдзи . Мариус Б. Янсен, Гилберт Розман (ред.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05459-9 .
- Кобаяши, Тецуя (1976). Общество, школы и прогресс в Японии . Серия «Общество, школы и прогресс» (1-е изд.). Оксфорд; Нью-Йорк: Пергамон Пресс. ISBN 978-0-08-019936-8 .
- Ролен, Томас П. (1983). Высшие школы Японии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04801-0 .
- Доре, Рональд (2010). Образование в Токугаве, Япония . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-58759-4 .
- Прасол, Александр Фёдорович (1998). "Школьное обучение в период Токугава. Княжеская школа как элемент средневекового образования" . Россия и АТР . 2 . Retrieved 2023-11-25 .