Функциональный анализ (психология)
Функциональный анализ в поведенческой психологии — это применение законов оперантного и респондентного обусловливания для установления отношений между стимулами и реакциями . Чтобы установить функцию оперантного поведения, обычно исследуют «четырехчленную непредвиденную ситуацию»: сначала идентифицируя мотивирующие операции (EO или АО), затем идентифицируя антецедент или триггер поведения, идентифицируя само поведение в том виде, в котором оно было операционализировано. и выявление последствий поведения, которое продолжает его поддерживать.
Функциональная оценка в поведенческом анализе использует принципы, заимствованные из естествознания поведенческого анализа, для определения «причины», цели или мотивации поведения. Наиболее надежной формой функциональной оценки является функциональный анализ, который включает прямое манипулирование с использованием некоторого экспериментального плана (например, многоэлементного плана или обратного плана) различными предшествующими и последующими событиями и измерение их влияния на интересующее поведение; [1] : 93 это единственный метод функциональной оценки, позволяющий продемонстрировать четкую причину поведения. [ нужна ссылка ]
в клинической Приложения психологии
Функциональный анализ и анализ последствий обычно используются в определенных видах психотерапии, чтобы лучше понять, а в некоторых случаях изменить поведение. Это особенно распространено в поведенческой терапии, такой как поведенческая активация . [2] хотя это также является частью когнитивной терапии Аарона Бека . Кроме того, в диалектической поведенческой терапии часто используется функциональный анализ, модифицированный в анализ цепочек поведения . [3]
Использование функционального анализа имеет несколько преимуществ перед традиционными методами оценки. Во-первых, наблюдение за поведением более надежно, чем традиционные методы самоотчета. Это связано с тем, что наблюдение за человеком с объективной точки зрения в его обычной среде позволяет наблюдателю наблюдать как предшествующее, так и последствие проблемного поведения. Во-вторых, функциональный анализ выгоден, поскольку он позволяет разработать поведенческие вмешательства, либо контроль предшествующих событий, либо контроль последствий, специально предназначенные для уменьшения проблемного поведения. В-третьих, функциональный анализ полезен для вмешательств в отношении маленьких детей или детей с задержкой в развитии с проблемным поведением, которые могут быть не в состоянии ответить на вопросы самоотчета о причинах своих действий.
Несмотря на эти преимущества, функциональный анализ также имеет некоторые недостатки. Первое, что не определены стандартные методы определения функции. [4] а метаанализ показывает, что различные методологии, по-видимому, приводят к смещению результатов в сторону определенных функций, а также неэффективны для улучшения результатов. [5] Во-вторых, Грешам и его коллеги (2004) в метааналитическом обзоре статей JABA обнаружили, что функциональная оценка не дает большего эффекта по сравнению с простыми программами управления непредвиденными обстоятельствами . [6] Однако Грешам и др. объединили три типа функциональной оценки, из которых было достоверно установлено, что описательная оценка и косвенная оценка дают результаты с ограниченной достоверностью. [7] [8] В-третьих, хотя функциональная оценка проводилась с участием различных популяций (т.е. [9] ) большая часть текущих исследований по функциональной оценке ограничивается детьми с отклонениями в развитии. [10]
Профессиональные организации [ править ]
Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии (ABCT) также имеет группу, интересующуюся анализом поведения , которая фокусируется на использовании анализа поведения в школьной среде, включая функциональный анализ.
Поведенческие аналитики с докторской степенью, являющиеся психологами, принадлежат к Американской психологической ассоциации подразделению 25 – поведенческий анализ . APA предлагает дипломированного специалиста в области поведенческой психологии и школьной психологии, обе из которых сосредоточены на использовании функционального анализа в школьной среде.
Всемирная ассоциация поведенческого анализа предлагает сертификацию клинической поведенческой терапии и поведенческих консультаций, которая охватывает функциональный анализ. [11]
Британское общество поведенческого анализа также предоставляет поведенческим аналитикам форум для аккредитации, профессионального развития, непрерывного образования и налаживания связей, а также выступает в качестве защитника в общественных дебатах по вопросам, касающимся поведенческого анализа. UK-SBA способствует этичному и эффективному применению принципов поведения и обучения в широком спектре областей, включая образование, реабилитацию и здравоохранение, бизнес и общество, и стремится поддерживать доступность высококачественных профессиональных специалистов, основанных на фактических данных. практика поведенческого анализа в Великобритании. Общество также продвигает и поддерживает академическую область поведенческого анализа в Великобритании как с точки зрения университетского обучения и исследований, так и с точки зрения теоретического развития. [12]
См. также [ править ]
- Прикладной анализ поведения
- Поведенческая терапия
- Клиническая формулировка
- Функциональная поведенческая оценка
- Оперантное обусловливание
- Профессиональная практика анализа поведения
Ссылки [ править ]
- ^ Маш, Эрик Дж. (2019). Ненормальная детская психология . Вулф, Дэвид А. (Дэвид Аллен), 1951- (Седьмое изд.). Бостон, Массачусетс. ISBN 9781337624268 . OCLC 1022139949 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кантер, JW; Каутилли, JD; Буш, А.М. и Барух, Делавэр (2005). На пути к комплексному функциональному анализу депрессивного поведения: пять факторов окружающей среды и возможные шестой и седьмой. Поведенческий аналитик сегодня , 6 (1), 65–81. БАО
- ^ Сэмпл, С.; Вакаи, С.; Трестман Р. и Кини Э.М. (2008). Функциональный анализ поведения в исправительных учреждениях: расширение прав и возможностей заключенных в группах повышения квалификации. Журнал поведенческого анализа правонарушителя и жертвы: лечение и профилактика , 1 (4), 42–51 BAO
- ^ Анджела Вагеспак, Терренс Ваккаро и Лорен Континере (2006). Функциональная поведенческая оценка и вмешательство в отношении учащихся с эмоциональными/поведенческими расстройствами: в поисках современного уровня техники. IJBCT , 4(2), 463–74 БАО .
- ^ Делфс, CH и Кэмпбелл, JM (2010). Количественный синтез исследований нарушений развития: влияние методологии функциональной оценки на эффективность лечения. Поведенческий аналитик сегодня , 11 (1), 4–19 BAO .
- ^ Грешем, Ф.; Макинтайр, LL; Олсон-Тинкер, Х.; Долстра, Л.; Маклафлин В. и Ван М. (2004). Актуальность исследований функциональной поведенческой оценки для школьного поведенческого вмешательства и позитивной поведенческой поддержки. Исследования нарушений развития , 25, 19–37.
- ^ Томпсон, Р.Х., и Ивата, BA (2001). Сравнение результатов описательного и функционального анализа проблемного поведения. «Журнал прикладного анализа поведения», 40, 333–338.
- ^ Смит, Калифорния, Смит, Р.Г., Дракобли, Дж.Д., и Пейс, AP (2012). Неподтвержденные оценки с участием нескольких респондентов: анализ согласия прерывателя и соответствия результатам аналоговой оценки. «Журнал прикладного анализа поведения», 45, 779–795.
- ^ Бонем, М.; Стэнли-Клайм, К.Л. и Корбин, М. (2008). Поведенческий подход к домашнему насилию: функциональная оценка, основанная на непредвиденных обстоятельствах. Журнал анализа поведения правонарушителя и жертвы: лечение и профилактика , 1 (2) 210–3 BAO .
- ^ Гадер, DM; Келли, Мэн, и ДеРоса, Нью-Мексико (2010). Исследования, необходимые для сосредоточения внимания на дополнительной общности прикладного анализа поведения. Поведенческий аналитик сегодня , 11 (1), 49–58 BAO .
- ^ «Всемирный центр анализа поведения» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2011 года.
- ^ «Британское общество поведенческого анализа» .