Jump to content

Стильпо

Стилпо из Мегары
Стилпо, изображенный как средневековый учёный в Нюрнбергской хронике , где он назван «Сильфоном». [1]
Рожденный в. 360 г. до н.э.
Умер в. 280 г. до н.э.
Эра Древняя философия
Область Западная философия
Школа Мегарская школа
Основные интересы
Логика , диалектика , этика
Известные идеи
Всеобщее . принципиально отделено от индивидуального и конкретного

Стилпо или Стилпон ( греч . Στίλπων , Stílpōn ; ок. 360 – ок. 280 до н.э.), [2] в латинских источниках также Стилбо или Стилбон , [3] был греческим философом мегарской школы . Он был современником Теофраста , Диодора Крона и Крата Фивского . Ни одно из его сочинений не сохранилось, но в трудах других он описывается как человек, интересующийся логикой и диалектикой , и он утверждал, что универсальное фундаментально отделено от индивидуального и конкретного. Его этические учения приближались к учениям киников и стоиков . Его наиболее важными последователями были Пиррон , основатель пирронизма , и Зенон Китийский , основатель стоицизма .

Он был уроженцем Мегары . Вероятно, он жил после времен Евклида Мегарского , что делает маловероятным, что он был учеником Евклида, как утверждают некоторые; [4] а другие утверждают, что он был учеником Фрасимаха Коринфского , [5] или Пасикла , брата Кратеса из Фив . [6] Согласно одному сообщению, он участвовал в диалектических встречах с Диодором Кроносом при дворе Птолемея Сотера ; по другой, он не выполнил приглашение царя поехать в Александрию . Далее нам сообщается, что Деметрий , сын Антигона , оказал ему не меньшую честь, пощадил его дом при взятии Мегары и предложил ему возмещение за нанесенный ему ущерб, от которого, однако, Стильпо отказался. [7] Соединяя возвышенные чувства с кротостью и терпением, он, как Плутарх , говорит [8] был украшением своей страны и друзей, и короли искали его знакомства. Говорят, что свою первоначальную склонность к вину и сладострастию он полностью преодолел; [9] в изобретательской силе и диалектическом искусстве он превзошел своих современников и вдохновил почти всю Грецию преданностью мегарской философии. Назван также ряд выдающихся людей, которых, как говорят, он отвлек от Теофраста , Аристотеля Киренского и других и присоединил к себе; [10] среди прочих Кратес Циник и Зенон , основатель школы стоиков . [5] Среди его последователей были Менедем и Асклепиад , лидеры Эретрской школы философской . Говорят, что одна из его учениц, Никарета , также была его любовницей. [11] Стилпо хвалили за его политическую мудрость, простой и прямолинейный нрав и невозмутимость, с которой он терпел свою мятежную дочь. [12] Цицерон рассказывает, что друзья Стильпо описали его как «страстного пристрастия к вину и женщинам». [13] но его философия устранила его склонности. [14]

Философия

[ редактировать ]

Из приписываемых ему диалогов нам известны лишь названия. Он принадлежал к мегарской философской школе , но мы лишь немного узнаем о его учениях из тех немногих его фрагментов и высказываний, которые цитируются.

Стильпо утверждал, что род , всеобщее не содержится в индивидуальном и конкретном. «Кто говорит о каком-либо человеке, тот не говорит ни о ком, ибо он не говорит ни о том, ни о том. Ибо почему это должно быть скорее об этом, чем о том? Следовательно, это не об этом». [15] Одним из его примеров было то, что « овощ — это не то, что здесь показано. Поскольку овощ существовал десять тысяч лет назад, следовательно, это не овощ». [15] По мнению Симплиция , «так называемые мегаряне считали установленным, что то, что имеет различные определения, различно и что различное отделено одно от другого, они как бы доказывали, что каждая вещь отделена от самой себя. Следовательно, поскольку музыкальный Сократ — это еще одно определение мудрого Сократа, Сократ отделился от самого себя». [16]

Таким образом, одна вещь не может быть высказана о другой, то есть сущность вещей не может быть достигнута посредством предикатов . Плутарх цитирует Стилпо, утверждающего:

Быть лошадью — это не то же самое, что бежать. Ибо, когда нас спрашивают об определении того и другого, мы не даем одинакового для них обоих; и поэтому заблуждаются те, кто утверждает одно о другом. Ибо если добро одинаково с людьми и бег с лошадью, то как утверждается добро также о еде и лекарствах, а также (по Юпитеру) бег от льва и собаки? Но если сказуемое другое, то мы не справедливо говорим, что человек хороший, а лошадь бежит. [17]

Плутарх отмечает здесь, что Колот нападал на Стилпо в напыщенной манере, как будто он игнорировал обычную жизнь: «ибо как нам жить, если мы не можем называть человека хорошим, а человека — капитаном, но должны отдельно называть человека человеком, хорошим, хорошим , а капитан капитаном». Но Плутарх, в свою очередь, ответил: «Но какой человек жил от этого хуже? Есть ли человек, который слышит это и не понимает, что это речь человека, который храбро сплачивается и предлагает другим это логический вопрос, чтобы тренировать свой ум?»

Стилпо, кажется, интересовался Добродетелью , [18] и его самодостаточность. Он утверждал, что мудрый человек должен не только преодолевать всякое зло, но даже не подвергаться никакому воздействию, даже не чувствовать его, [19] показывая, возможно, насколько близким был Стильпо к современным циникам :

Ибо Стилбо, после того как его страна была захвачена, а его дети и жена потеряны, когда он вышел из всеобщего запустения одиноким, но счастливым, сказал следующее Деметрию , прозванному Разорителем городов из-за разрушения, которое он им навлек, в ответ на вопрос, не потерял ли он что-нибудь: «Все мое добро у меня с собой!»

Сенека, Послания , 9.18 .

Эта история послужила источником вдохновения для Фридриха Клингера « Буря и натиск» пьесы «Стильпо и его дети», в 1777 году написанной и опубликованной в 1780 году. [20]

Одностраничный фрагмент или парафраз из произведения, касающегося изгнания, сохранился в трудах Телеса Мегарского III века до нашей эры , циника . В этом фрагменте Стильпо делит добро на три части: блага души, блага тела и внешние блага. Затем он утверждает, что изгнание не лишает человека ни одного из этих трех благ. [21]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Die Schedelsche Weltchronik, 083
  2. ^ Доранди 1999 , с. 52.
  3. ^ Например, Сенека использует Стилбон ; см. Бараз 2016 , с. 163.
  4. ^ Diog. Laërt.2.113 Stilp .; Suda, Stilpo
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 113.
  6. ^ Суда, Стильпо ; ср. Диоген Лаэртий, vi. 89
  7. ^ Plut. Demetr. 9.5-6; Diog. Laërt. 2.115 Stilp. ; etc.
  8. ^ Плутарх, Колот. в. 22
  9. ^ Цицерон, на самом деле , 5.10
  10. ^ Диог. Лаэрт. 2.113, 119, 120 Стильпо
  11. ^ Афиней, xiii. 596е; Лаэрций 1925 , § 114.
  12. ^ Лаэрций 1925 , § 114; комп. Плутарх, в переходе. разума, c. 6
  13. ^ Цицерон 1878 , с. 268
  14. ^ Цицерон, Де Фато , 5
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 119.
  16. ^ Симплициус, в Phys. Ауск. ф. 26, цитируется Гегелем 1805 , с. [ нужна страница ]
  17. ^ Плутарх, нар. Это цветок. 22, 23
  18. ^ Лаэрций 1925 , § 118.
  19. ^ Сенека, Послания, ix. 1, 18; комп. Плутарх де Транк. разума , 6, Лаэрций 1925 , § 114.
  20. ^ Гарланд 1997 , с. 470.
  21. ^ Телес Мегары 1977 , с. 21.

Источники

[ редактировать ]

Атрибуция:

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e51ee0a6cbe18b7ffba8a82e91a32ec2__1721405760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/c2/e51ee0a6cbe18b7ffba8a82e91a32ec2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stilpo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)